В отличие от пространной редакции в синаксарных версиях дано более реалистичное описание внешности трех святых мучеников. Если для автора первой все они были одинаково богатырски рослые и статью хороши (палачи не могли дотянуться до их выи), то в синаксарных версиях они выглядят как обычные физически нормальные люди, без признаков идеализации их облика. Так, говоря о внешности Элисбара, старшего по возрасту из героев жития, автор синаксари пишет, что он был " статью мерный, с волосами каштановыми, бровями и бородой красен, глаза карие и с прекрасными румянцем " ; о Шалве сказано, что он " статью был высок, внешностью бел и румян, волосами, глазами, бровями и бородой черен " ; а святой Бидзина, наоборот, " был ростом невелик, внешностью румян, голубоглазый, бородой и бровями красен... " и т.д. Кроме того, что это описание дает нам реальное представление о соматическом типе грузин того времени, оно может косвенно указывать на реалистичность сведений синаксарных версий вообще. Автор " Похвального Слова ... " столь благоговел перед своими святыми героями, что не преминул сравнить их с мучениками раннего христианства - Сергием и Вакхом, а также с мучеником христианского движения в самой Персии. Так, описывая отсечение палачами частей тела живого Элисбара, епископ Виссарион, обращаясь к пастве, говорит: " Так помалу стали его рассекать и резать по членам и суставам, как слышали вы то и о посечении Иакова, который воссиял среди тех же персов " (Иаков - персидский христианин, вместе с другими единоверцами замученный в Персии ок. 380 г.) Не преминул автор указать и на реакцию сочувствовавших на случившееся иноверцев и иноверных христиан. " И те, которые зрели это, - пишет Виссарион, - славили Бога и говорили: " Велик Бог христиан, во имя которых сии убиенны " . В течение ночи, когда все уснули, пришли бывшие там христиане армяне и подняли и выкрали тела сих святых, забрали и тайно упокоили их в своей церкви " . Об этом же, но более пространно говорится и в публикуемой нами одной из синаксарных версий. По прошествии некоторого времени после казни мучеников " по Промыслу Божьему, некий татарин, уроженец той страны, в которой испытали меч скончании сии святые мученики, позвал некоего армянина, который знавал при жизни сих святых, эристава Элисбара и Шалву, армянин тот. Поведал ему оный татарин, а именно: " Очами моими видел я странный и ужасно дивный свет там, где лежат сии святые люди Божьи " . И был оный сарацин малость веровавшим в виденное сияние " . Затем названный армянин пошел " и поведал (о том) супругам оных мучеников " . Возрадованные вдовы " отправили обратно того же армянина и двух своих слуг ... и забрали они святые оные мощи, тайно, из-за страха перед безбожниками " и немного сопровождаемые упомянутым татарином, армянин и слуги вдов убиенных принесли святые мощи в епископскую церковь в Никози.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

1-я метафрастическая редакция Жития Иоанна Зедазнели (в списке КЦ: Кекел. Q 795 (нет окончания), 1479-1495 гг.- Абуладзе. Сир. подвижники. С. 2-58; ПГП. Т. 1. С. 191-217) насыщена агиографическими подробностями, отступлениями догматического характера, распространенными словесными оборотами и предварена прологом, где указано, что в кон. XI в. настоятель Зедазенского мон-ря Микаел обратился к автору редакции с просьбой составить пространное Житие основателя и первого настоятеля мон-ря. 2-я редакция (Кекел. А 160, 1699 г.; А 180, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 3-68; ПГП. Т. 3. 83-107) создана предположительно в XII в., сходными с ней по языку и структуре считаются появившиеся в XIII в. редакции Житий прп. Шио Мгвимского (Кекел. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 69-143; ПГП. Т. 3. С. 107-170; Сабинин. Рай. С. 219-264) и прп. Давида Гареджийского (Кекел. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 144-187; ПГП. Т. 3. С. 170-207; Сабинин. Рай. С. 264-286), а также более поздние редакции XVIII в. (Шио: СПбФИВ РАН. Н 22, XVII-XVIII вв.- ПГП. Т. 3. С. 267-291; Давид: Роман (Эристави) , еп. Тбилисский. 1737-1740. ЦГИАГ. Фонд древностей. Ед. хр. 252 - ПГП. Т. 3. С. 291-311). Синаксарь. XVIII в. (ЛМГ) Синаксарь. XVIII в. (ЛМГ) В XVIII в. католикос-патриарх Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), используя кименную редакцию Жития прп. Шио Мгвимского, создал метафрастическое Житие прп. Иессея Цилканского (Кекел. А 170, 1713 г.- ПГП. Т. 5. С. 79-95), а на основе кименной редакции Жития царя-мч. Арчила XI в., принадлежащего Леонтию Мровели,- пространное Житие Арчила (Кекел. А 170, 1713 г.- ПГП. Т. 5. С. 95-108). Сборник сочинений Леонтия Мровели содержит много иллюстраций (в списке КЦ: Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.- считается, что это автограф). В сб. «Мартирика» католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) вошло 20 мученичеств груз. святых. Каждое называется «Похвала и повествование о подвигах и страданиях святого (святых), созданные Антоном, архиепископом всей Верхней Грузии», после заглавия помещен посвященный святому ямб из 6 строк по 12 слов.

http://pravenc.ru/text/639853.html

36 . Стихарь парчовый, убран камнями, XVIII века. 37 . Орарь, весь шит серебром и низан жемчугом. Надпись: «Я, раб БОЖИЙ, удостоенный свыше благодатью раздавать благословение, католикос Виссарин, сын Эристава, рожденный от дочери царя, обновил, в ходатайство за душу мою, сию орарь. Господи, помилуй Дареджань, аминь». О католикосе Виссарин, см. объяснение выше 6 и 7). Нет сомнения, что Дареджань этой надписи есть дочь имеретинского царя Баграта IV (†1680), сочетавшаяся третьим браком с эриставом рачинским Папуною и что Виссарион был, как и Броссе предполагает, или сыном, или же внуком ее (Hist. de la G., II, 1 livr. – Addit. IX, p. 643, 645; V. arcb., XI rapp., 14–15). 38 . Евангелие пергаментное с новым окладом работы Сазикова. Записи его: 1 9 . «Часы (вероятно, порядок чтения) Евангелия в большой Синаксари писаны иначе, и хотя они прекрасны, но мы, взявшись за изготовление сего святого евангелия,– украшения святой католической церкви, успели, при помощи Божией, довести его до конца. Мы списали его с Евангелия отца Евфимия». 2 . «Душу благословенного дадиани Мамии да помилует Бог; супругу его царицу цариц Елену, Екатерину (?) да помилует Бог; душу благословенного архиепископа бедийского Антония Жванидзе да помилует Бог; родителей и братьев его да помилует Бог». 3 . «Волею и помощью Божией, мы, Богом венчанного патрона (господина) царя царей Леона сын патрон Иесе, выкупив сие четвероевангелие от татар в то время, когда шахом персидским опустошен был Джавахетский округ (нынешние Ахалцихский и Ахалкалакский уезды) и Вардзийский храм обращен был в развалины, где оно было найдено им, пожертвовали его Вардзийской Богоматери в воспоминание об нас и в прощение грехов наших. Боже и Вардзийская Богоматерь, даруйте долгоденствие и победу патрону Иесе, аминь». Первая из этих записей имеет в виду Евфимия Святогорца, жившего на Афоне при грузинском царе Баграте III (980–1014 г.) и известного переводами с греческого языка на грузинский многих церковно-богослужебных книг. По отчету, который дан о трудах Евфимия в «Истории Грузии» на грузинском языке, появившейся в 1889 году, известен лишь его перевод церковных чтений из евангелия Матвея (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

XVII в., усилилось притеснение христ. населения со стороны Турции. Переселившиеся с Сев. Кавказа племена, принявшие самоназвание местных абхазов, постепенно осели на территории от р. Келасури до р. Ингури, в результате чего А. К. стал терять свои владения на этих землях. Католикосы стремились уберечь от продажи в Турцию крепостных, приписанных к А. К.: католикос Давид потребовал от абх. кн. Квапу (Шервашидзе) прекратить торговлю, на что получил согласие, но на практике все продолжалось по-прежнему. Католикос Григорий, видя невыполнение соглашения, заключенного между католикосом Давидом и Квапу (Шервашидзе), выкупил принадлежащее Католикосату оставшееся крепостное население Абхазии и поселил его на территории Одиши. Кн. Одиши Леван III (Дадиани) пожертвовал Католикосату в качестве компенсации за потерянные в Абхазети земли Хобский мон-рь с прилегающими к нему земельными угодьями. Во 2-й пол. XVIII в. значительно усилилась власть царя Имерети Соломона I , к-рому удалось объединить страну и выставить против турок единое груз. войско. В результате неоднократных поражений, нанесенных туркам груз. войсками, враг был изгнан из страны. В 1759 г., во время правления католикоса Виссариона (Эристави), по инициативе Соломона I был созван Церковный Собор, к-рый запретил торговлю пленниками. Католикос Иосиф (Багратиони) помогал своему брату царю Соломону I в борьбе за укрепление царской власти; ратуя за возрождение груз. культуры, активно поддерживал возникшее в XVII-XVIII вв. книгопечатание, был большим ценителем и собирателем книг, значительную часть своей б-ки поместил в Гелатском мон-ре. Во время правления последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) были восстановлены Шемокмедская и Джуматская епархии (Гурия), прекратившие свое существование из-за опустошительных вторжений с юго-запада турков-осман. Он же отдал епископу Ниноцминдскому в качестве резиденции мон-рь в с. Гамочинебули (Гурия). Укрепление грузинско-рус. отношений во 2-й пол. XVIII в. привело к заключению в 1783 г.

http://pravenc.ru/text/62536.html

Иосиф (Джандиери) , один из монахов Давидгареджи. Во время Патриаршества он вел аскетический образ жизни и обладал даром исцеления ( Иоанн Багратиони. Калмасоба. 1948. С. 211). В 1762 г. он созвал Собор, где были упорядочены права и обязанности архиереев и иереев (ПГП. Т. 3. С. 848). В марте 1764 г. на Патриаршем престоле был восстановлен Антоний I, а свт. Иосиф переведен на Харчашнийскую кафедру. Собор 2-8 окт. 1764 г. полностью оправдал Антония I, подтвердив версию царя Ираклия II и самого католикоса-патриарха об удалении его Теймуразом с кафедры по политическим мотивам как возможного претендента на царский престол. За клевету на патриарха свящ. Захария Габашвили и его сын диак. Иосиф были лишены сана. Антоний I учредил Телавскую ДС (1782), продолжал руководить Тбилисской ДС. В 1772 г. в С.-Петербурге вел переговоры с российской стороной, что способствовало заключению в 1783 г. Георгиевского трактата. Нек-рые исследователи (митр. Анания (Джапаридзе), З. Абашидзе) считают, что это по его вине 8-й артикул трактата содержит неточное определение статуса ГПЦ и ее первоиерарха после принятия Грузией покровительства России. В том же году Антоний I был избран членом Святейшего Синода РПЦ. Этот момент сыграл немаловажную роль в вопросе упразднения автокефалии ГПЦ (католикос-патриарх Антоний II (Багратиони) и архиеп. Ахтальский Варлаам (Эристави), впосл. Грузинский экзарх, также стали членами Синода РПЦ). Перед отъездом в Россию в дек. 1771 г. Антоний I передал управление Церковью подвластному царю Совету, куда вошли митр. Самтавройский и Горийский Виссарион, митр. Тбилисский Михаил, митр. Ниноцминдский, архим. 12 гареджийских мон-рей Савва, прот. патриаршего храма Анчисхати Георгий (фамилии неизв.) (ПГП. Т. 3. С. 892-895). Грамота католикоса-патриарха Антония I (Багратиони). 1771 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Грамота католикоса-патриарха Антония I (Багратиони). 1771 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Продолжавшиеся набеги кавк. племен, разорявших церкви и мон-ри, приводили к упразднению епархий.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Рипиды сделаны одновременно, в конце XVI века. Одна рипида не имеет древка. 23–24. Рапиды Гелатского монастыря 24 . Медальон серебряный (рис. 25), в поперечнике 0,20 м, с горельефным изображением святого отшельника, юного, с крестом в правой руке, едущего верхом на льве. Прекрасной грузинской работы XI–XII века. В поле грузинская надпись: «Цминда мама» – «святой отец». Нимб, одежда, грива, волосы позолочены. Исполнено горельефом и составляет, видимо, часть украшения древнего кивория над престолом или же иного балдахина, окованного серебром, по византийскому типу. 25. Серебряный диск в Гелати В ризнице Гелатского монастыря находятся: 25 . Митра (рис. 26) католикоса, золотной ткани, по рисунку низанная жемчугом, усаженная равно жемчужинами. По венцу шитые изображения Тайной Вечери, Богоматери с Младендем, Омовения ног, Причащения под двумя видами Апостолов от рук Архиерея I. Христа, с греческими надписями φγετε и пр., πιτε ξ ατς; и пр. На туле митры четыре Евангелиста пишущие и перед ними четыре святителя: Иоанн Предтеча, Василий Великий , Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец. Наверху четыре херувима. К митре приделан особо новый крест алмазный и семь крестиков из аметистов, сапфиров и жемчужин. Митру носил католикос Максим. По типам и технике, митра может относиться к XVII веку. 26. Митра католикоса в Гелати 26 . Митра (рис. 27), шитая жемчугом, с 16 финифтяными медальонами, старой московской работы. 27. Митра в Гелати 27 . Митра (рис. 28) золотной ткани, шитая шелками и низанная по рисунку жемчугом и камнями; наверху Спаситель, по сторонам три крестика и восемь медальонов с херувимами, из серебра, снятые с другого предмета; по митре изображено Благовещение. Главная часть митры относится к XVII веку. 28. Митра в Гелати 28 . Митра (рис. 29), богато низанная жемчугом, конца XVIII века. 29. Митра в Гелати 29 . Потир чистого золота, осыпанный камнями. 30 . Дискос к нему из золота. На обеих надписи одного и того же содержания, с той разницей, что в первой из них показан под годом 1760, а второй под годом 1761 абхазский католикос из рода Эриставов рачинских Виссарион.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Святой Бидзин и теперь презрел льстивые предложения, которыми понуждали его отступить от истинной веры. Тогда мучитель сперва приказал опозорить святого князя и поругаться над его мужеством и доблестями. Для того султан приказал надеть на него женское платье, посадить на осла и в таком виде возить по Испагани . Мученика возили так по всему городу на глазах у всех людей, всячески оскорбляя его при этом. Затем нашлись люди, своего рода риторы, которым было приказано отвратить страстотерпца от служения Богу Истинному. Им от имени шаха обещали щедрые подарки и награды в том случае, если они обратят св. Бидзина в магометанство. Эти люди обступили святого мужа и многосложными речами убеждали его оставить веру Христову, прилагая к тому все старание. Однако, как они ни бились, мученик Бидзин подобно глухому не хотел и слышать их нечистых предложений и советов. Он желал только как можно скорее присоединиться к той блаженной двоице мучеников-эриставов и с ними предстоять Престолу Божию. И так хитрословы ничего и не слышали от святого, кроме того, что жаждет он скорее испить " чашу горести и смерти за Того, Кто за меня испил ту же чашу на Кресте " , - как говорил он им. При этих словах святой взглянул на небо и сказал: " Боже мой и Сладосте моя, Христе, к Тебе жаждет дух мой! " Наконец, видя непоколебимость мученика в вере, прельстители доложили султану, что нет никакой возможности вынудить его отречься. Тогда султан осудил князя на тот род мучения, которым был замучен за Христа шахом Издигердом святой великомученик Иаков Персидский. По приказанию тирана приготовили различные орудия для мучения святого и сказали ему в последний раз: " Исполни приказание царское, о Бидзин! Отвертись Христа твоего. Которого исповедуешь Богом, и не обрекай себя на горькую смерть! " Святой ничего не отвечал им. Блаженный Виссарион говорит: " Он тихо твердил Никео-Константинопольский Символ веры и молитву Господню " . Затем мучители приступили к исполнению над ним бесчеловечного приговора. Сперва стали острым орудием отделять каждый состав обеих кистей рук, затем ног до голеней. Несколько погодя стали отнимать составы рук до плеч и ног до таза, так что тело мученика стало подобным пню. Потом начали срезывать с тела понемногу мягкие части. Во время этих ужасных мучений страстотерпец не произносил ничего, только призывал к себе на помощь Господа Иисуса Христа, продолжая читать Символ православной веры и молитву Господню. От тела святого Бидзина не осталось почти ничего, кроме головы и туловища. Но он еще был жив, и мучители тащили его по земле за волосы и сильно ранили тело страдальца, который едва шевелил губами, тихо славословя Христа. Зрелище было ужасное!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Утратился летописный ряд католикосов Абхазии, которые восседали в святительской славе, на горнем месте храма Пицундского, как преемники первозванного апостола, и простирали духовную власть свою далеко в горы, до пределов Грузии. Нет сомнения, что приморские епархии гораздо древнее Иверских, ибо отселе началось христианство ; но летопись грузинская сохранила нам имена своих католикосов, начиная от Петра, жившего при царе Вахтанге в V веке, до VIII столетия, когда временно они прекратились, по смутным обстоятельствам царства. При Давид возобновителе опять является католикос Грузии, знаменитый Иоанн III, участвовавший во всех его соборах, и уже ряд верховных святителей не прерывается до младшего Антония, брага последнего царя. В Абхазии напротив того не сохранились имена её иерархов, хотя нет сомнения, что кафедра Пицундская не оставалась без пастырей, разве только по временам, в смутные эпохи. В житии Давида возобновителя назван современный ему католикос Евдемон, вместе с ним устроивший обитель Гелатскую, по образу Пицундской; но в завещании царя и в летописях упомянуто только, во множественном числе, о присутствии на соборах католикосов, но без имени. Нельзя, однако, предполагать, чтобы тут подразумевался католикос армянский, странствовавший тогда в Киликии, хотя столичный город Ани подвластен был Давиду, и чтобы в славную эпоху предков его Багратов, собственно царей абхазских, не было католикосов в Пицунде. Летописи грузинские вспомнили о них только в позднейшие времена: в исходе XIV века является католикос Арсений и потом, спустя некоторое время, Иоаким, а за ним уже непрерывный ряд католикосов, имена коих нам известны из дарственных грамот. Их считается 18, и между ними самые знаменитые были два Малахии, один князь Абашидзе, а другой сын владетеля Гурии, еще два Евдемона, Захария, перенесший кафедру, и три последних: Виссарион сын Эристава Рачи, Иосиф царевич, брат великого Соломона, и Максим, скончавшийся в Киеве. Мы обязаны летописным порядком сих католикосов, ученому изысканию академика Броссе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1752 г. на имеретинский престол взошел 17-летний Соломон I, поставивший целью централизацию страны, уничтожение торговли невольниками и освобождение от тур. ига. Недовольные политикой царя имеретинские феодалы эристав Рачи Ростом и дед царя Леван Абашидзе вступили в сговор с турками. Соломон I заключил союз с мегрельским и гурийским князьями. Он упорядочил налогообложение, отменил нек-рые налоги и заручился поддержкой крестьян. 14 дек. 1757 г. одержал победу в Хресильском сражении, в к-ром погиб находившийся на стороне турок Леван Абашидзе. Поместья князей-сепаратистов были конфискованы. В 1759 г. на Церковном Соборе большинство высших церковных должностей получили сторонники Соломона, что ослабило власть католикоса Виссариона. Присутствовавшие на Соборе князья (за исключением абхазского) и рачинский эристав Ростом отказались от торговли невольниками и подписали «клятву верности» Соломону. В 1760 г. ахалцихский паша потребовал официально восстановить торговлю невольниками, но получил отказ. В ответ турки в 1760-1763 гг. трижды совершали неудачные походы на Имерети. В 1765 г. они заняли Гурию, а одишского кн. Кацию II Дадиани, шурина Соломона, вынудили снабжать их продовольствием и предоставить возможность перезимовать. В 1766 г. 100-тысячное тур. войско, на стороне к-рого были двоюродный брат царя, претендент на престол Теймураз, и Ростом, вторглось в Имерети. Соломон безрезультатно обращался за помощью к России. Турки взяли Кутаиси и объявили царем Теймураза, после ухода основного войска Соломон освободил Имерети. Развернулась партизанская война, тур. гарнизоны оказались запертыми в крепостях. Порта отказалась не только от покорения Имерети, но и от ее вассальной зависимости. По Стамбульскому договору (1767) Турция признала гос-во Имерети под своим покровительством, имеретинский царь должен был ежегодно поставлять ко двору султана 60 девушек, но в том же году Соломон отказался выполнять это условие. Ираклий II дважды тайно посылал войско в помощь Соломону, а закрыв дорогу на Картли, он лишил турок возможности нападения на Имерети из Вост. Грузии. Заключение мира с турками облегчило Соломону I решение внутренних проблем: в 1768 г. в битве при с. Цхрацкаро он взял в плен и казнил Теймураза, в 1769 г. он способствовал избранию католикосом Зап. Грузии своего брата Иосифа, митр. Гелатского. Захватив эристава Ростома с сыновьями, присоединил Рачу к Имерети. Отношения с Россией, заключение Георгиевского трактата

http://pravenc.ru/text/168205.html

После этого, как пишет Бери Эгнаташвили, сыновья Заала Зураб и Наберал бежали в Самцхе, но были схвачены людьми Вахтанга-Шахнаваза, отправившего их, откровенных своих врагов, " к каэну " (шаху). " Но эристав Шалва и Элисбар, сын его, и стольник Бидзина Чолокашвили не явились к царю Шахнавазу, но отправились в Караджу к Муртузалкулихану (которого авторы синаксарных версиий, очевидно, по ошибке именуют Манфекаханом. - Г.Ц.). Он их схватил и отправил к казну. [Картлис Цховреба. Т.Н. С. 439] Аналогичные сведения имеются и в сочинении Вахушти Багратиони. " А после смерти эристава Заала, - пишет историк, - Бидзина, Шалва с братом Элисбаром оробели и не явились к царю Вахтангу, но пришли к Муртуззалихану в Караджу. Тогда хан схватил их и отправил к каэну. А каэн же выдал их кровоместникам, за то, что они истребили их элиев и их замучили за Христа " , и Вахушти тут же ссылается: " Как писано их метафрастом " [Вахушти Багратиони. Указ соч. С.600] , т.е. Виссарионом Орбелишвили. И тем не менее, как установлено в специальной литературе [Памятники древнегрузинской агиографической литературы. T.IV (Изд. Э.Габидзашвили). Тбилиси, 1968 (исследования). С. 314. На груз яз.] , сведения Вахушти Багратиони, ссылавшегося на Виссариона, должны соответствовать истинному положению вещей. Хотя историк дает лишь общее описание событий, в то время как Бери Эгнаташвили детализирует события всей этой истории, приводит дополнительные сведения, очевидно, заимствованные им из курсировавших в тогдашнем обществе устных рассказов. Исследователи заметили, что Вахушти, хотя и ссылается на " метафраста " , но в своих описаниях опирается на синаксарные версии мартирия [Памятники... T.IV. С. 313] . Кроме уже приведенного случая это видно и по данным о родстве ксанского эристава Элисбара и Шалвы. В пространной версии мы читаем: " Элизбар был бездетен и стар днями и святого Шалву, племянника (сына брата) своего усыновил и так они эриставствовали в Ксани " . Согласно Вахушти Багратиони, Ксанский эристав Элисбар был братом Шалвы. [Вахушти Багратиони. Указ соч. С.600]

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002   003     004