хвалитных псалмов, «Тебе подобает песнь Богу»), к следующим 6 стихам «Дадите славу Богу», на следующие 4 стиха; «Тому подобает хвала», на след. 2 стиха: «Слава Тебе, святый отче», на след. 2: «Сыне Божий, помилуй нас», на след. 2: «Пощади ны, Господи, Духа Твоего Святого ради». на след. 4: «Сыне Божий, помилуй нас», на последние 2: «Слава тебе показавшему нам свет». Затем поется песнь Захарии (намеренно — после всего ветхозаветного материала утрени) с припевом к каждому стиху 1-го стиха, на Слава велегласно «Благословен Господь Иисус, яко посети».., на И ныне – то же и заключение (περισσν) «Божию Матерь воспоим вси, еюже прияхом падений прощение и заступление душ наших». Чтец, взяв в руки крест и стоя на амвоне, начинает «великое славословие» которое певцы продолжают. «В воскресение Хвалите произносится на глас с припевами (ποψαλμων, т.е. вышеназванными?) и по окончании (ες τ τλος) стихиры воскресные, праздника или великого святого, Слава утренняя (стихира), на которой вход иереев с крестом и Божеств. евангелием»; последнее возвышается со словами «Премудрость прости», затем «И ныне, Преблагословенна», чтец с крестом начинает великое славословие, певцы поют его песненно, а со слов «в человецех благоволение» подхватывают и иереи в алтаре. Далее поется тропарь «Днесь спасение» или Воскрес» поочередно «трижды сладкогласно, как певцами вне (алтаря) так и иереями внутри. Затем «Воскресни Господи» (прокимен), чтение пресвитером евангелия на амвоне, «протяжное моление ( κτενς δησις — сугубая ектения), великие прошения (просительная ектения), главопреклонение и отпуст». (с. 385)    Как и для вечерни, Симеон Солунский для утрени почти не указывает священнических молитв (настолько они уже отступили на второй план) и его здесь нужно восполнить Евхологиями IX-XIV в. Но замечательно, что тогда как некоторые древнейшие из Евхологиев вечерние молитвы обозначают числом антифонов («молитва антифона 1-го», «2-го» и т. д.), эти же Евхологии, напр. Криптоферратский Виссарионов IX в., Синайской библ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

псалма) 9-я»; нынешняя 10-я молитва надписывается в большинстве Евхологиев «молитва 50-го», т. е. пс.; затем есть молитвы «на хвалитех» ( ες τος ανους) по большей частью, нынешняя 11-я, на «Слава в вышних Богу», иначе называемая «молитва отпуста», или прямо «отпуст» -по большей частью, нынешняя 12-я; последняя молитва большей частью, нынешняя «главопреклонения». Евхологии Криптоферратский (с. 386) Виссарионов IX в., Париж. Национ. библ. XI в. 213 и славянсткий Требник Моск. Синод. библ. XIV в.имеют кроме этих молитв на утрени, подобно вечерне еще 1 молитву оглашенных и 2 верных (пред молитвами отпуста и главопреклонения), причем первый Евхологий и Требник делают об этих молитвах замечание, что они читаются, «когда бывает вход, произносится Слава в вышних Богу, трисвятое и прокимен»,– частнее: «когда поются (какие-то) 12 прокимнов, именно во вторник и четверг двух недель пред мясопустом (след. с недели Мытаря), в мясопуст и сыропуст, если в эти дни нет литургии или праздника»; молитва об оглашенных с ектенией ( λιτανεοντος) диакона и молитвы за верных произносятся после сугубой ектении; после же этих молитв просительная ектения 1595 . Без сомнения, ранее эти молитвы произносились за каждой утреней и вечерней, к XI же веку они остались принадлежностью утрени по крайней мере, лишь недель подготовительных к посту (в посту не произносились, должно быть, потому, что там утреня была не торжественная и ежедневно служилась литургия преждеосвященных). Это был последний шаг к совершенному удалению их с этих служб. Панихида по уставу Великой Церкви Кроме вечерни и утрени Константинопольский Софийский устав иногда имел еще службу «панихиду». Неизвестно, отвечала ли она когда-либо вполне своему имени («всенощной») по продолжительности. Патмосская рукопись устава Великой Церкви назначается панихиду только на 4 или 5 неделе поста и о составе ее замечает: «бывает панихида во Влахернах так: вечером идут во Влахерны два недельных чтеца (из Софии); и один недельный исполняет ( ποιει ) там вечерню и кондак; троичен же и полунощницу исполняют местные (чтецы); а утреню исполняет другой недельный» 1596 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

б. [XII] читается только в дни, когда читают 12 прокимнов, точно как в Афины 662; [XIII] и [XIV] читаются нормально. 9 . Гротт. Г β I (XI в.. «кодекс Виссариона») (Веч.А; Паннухис; Полунощн.) ; аб. см. Коален 213. в. ектения после прокимиа=ектения или «Великое Господы помилуй». 10 . Севастьянов 474 (ГБЛ гр. 27) (X-XI в.) (Веч.А; Паннухис после Утрени): §=«9»;=«10»;=«11». 11 . Синай 959 (XI в.) (Дмитриевский, II, 64) (Веч.А; Паннухис; Полунощн.): § рукопись прерывается после очень возможно, что она относится к группе А). В) НЕПОЛНЫЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ЕВХОЛОГИЙ Молитвы [XII], [XIII] и [XIV] исчезают окончательно В трех рукописях предыдущей группы – номера 7, 8, 9 – ектения оглашенных произносилась только четыре недели в году, перед Великим Постом; это было два дня в неделю и при условии, что в эти дни не совершали Литургию. В рукописях настоящей группы она полностью исчезает из Утрени и с нею – две молитвы верных, которые за ней следуют, приготовляя к молитве отпуста которая по этой причине иногда называлась «третьей». Исключение этих молитв (исключенных также из Вечерни, начиная с типа В), указывает на то, что придавалось меньше важности той части службы, которая предназначалась для общей молитвы верующих. Вечерня и Утреня VIII книги Апостольских Постановлений, которые имели только один псалом в качестве песнопения, имели, напротив, ряд из четырех ектений за оглашенных, одержимых (нечистыми силами), кандидатов на крещение и кающихся, а также двойную ектению верных, с соответствующими молитвами епископа. В Иерусалиме, в период путешествия Егерии, имелась лишь ектения за оглашенных и ектения верных; псалмопение же было, напротив, более длинным, чем в Постановлениях. Исчезновение нашей молитвы [XII] нельзя объяснять простым параллельным уменьшением катихумената, ибо рукописи группы А) тоже относятся, вероятно, к эпохе, когда почти не было оглашенных. Ектения оглашенных, впрочем, дожила в Литургии до наших дней. Мы полагаем, что более справедливо видеть в исключении молитв [XII, XIII, XIV] влияние монастырской службы, которая сама была составлена главным образом из псалмопения и тропарей; мало-помалу она проникла в σματικ κολουθα – Песненное последование соборных церквей (чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть описание соборных служб, сделанное Симеоном Солунским ) вплоть до того, что заняла его место. Рукописи группы В) в сопоставлении с А) свидетельствуют может быть об этом развитии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

51 Начало оригинальной греческой молитвы: Ελογητς ε, Κριε Θες μν, το μυστικο κα χρντου γμου ερουργς κα το σωματικο νομοθτης, τς φθαρσας φλαξ. 52 А также службы чтений (можно отметить, что в НБКМ 960 служба чтений предваряет собой молитву В1, а в РНБ, Q.n.I.24 и НБС, Дечан. 69 – следует за ней). 54 Греческий оригинал молитвы сохранился в нескольких афонских рукописях (см.: Дмитриевский, А. А. Описание литургических рукописей..., т. 2, с. 41, 761); его начальные слова: Θες, δξ κα τιμ στεφανσας τος γους μρτυρας. 58 Цит. по РНБ, Гильф. 21, л. 19об. Греческий оригинал молитвы содержится уже в классических константинопольских Евхологиях XI в.: Crypt. Г.b.I («Евхологий Виссариона») и Paris, Coisl. 213 («Евхологий Стратегия»); см.: Дмитриевский, А. А. Описание литургических рукописей..., т. 2, с. 342, 364, 366, 442, 466, 636, 652, 796, 831, 1016–1017; Τρεμπλας, П. Цит. соч., т. 1, 80–81. 59 Цит. по НБС, Дечан. 69, л. 165об. Греческий оригинал молитвы впервые зафиксирован в имеющем неконстантинопольское происхождение «Евхологии Порфирия» (РНБ, Греч. 226, л. 104об.). См. также: Дмитриевский, А. А. Описание литургических рукописей... , т. 2, с. 5, 74, 156, 194, 295, 342, 405, 422, 443, 465, 596, 635, 658, 664, 742, 760, 831, 856, 907; Τρεμπλας, П. Цит. соч., т. 1, 77–78. 61 Начальные слова греческого оригинала молитвы: Κριε Θες μν, υλαμον επρεπεας. Молитва встречается в греческих рукописях, начиная с Sinait. gr. 957, IX–X вв., как молитва «на [благословение] брачного чертога»; в позднейших Евхологиях молитва может просто включаться в состав заключительной части чина венчания. См.: Дмитриевский, А. А. Описание литургических рукописей..., т. 2, с. 4, 31, 352, 717; ср.: там же, с. 184, 657–658, 760, 856, 907; Τρεμπλας, П. Цит. соч., т. 1, с. 101. 68 В латинских чинах бракосочетания чтение из Первого послания к Коринфянам может сочетаться как с евангельским чтением Ин. 2:1–11 , так и с иными. Непосредственное латинское влияние на славянскую традицию в данном случае маловероятно; скорее, 1Кор. 7:7–14 и Ин. 2:1–11 в качестве венчальных чтений восходят к некоему стоящему за славянскими версиями греческому прототипу, который, в свою очередь, мог отражать практику греков Южной Италии или иной контактной греко-латинской зоны. Подобными контактами можно, видимо, объяснить и появление в некоторых греческих Евхологиях – а затем и в славянских Требниках (включая московские старопечатные издания до середины XVII в.) – отдельной молитвы на покровение головы невесты, что напоминает о римском обычае velatio.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Утреня идентична таковой в Барб. 336; зато служба Вечерня значительно отличается от Барб. 336. ГРУППА В БЕЗ ЛИТУРГИЙ 4 . Гротт. Γ β Ι: ΧΙ– ΧΙΙΙ вв., критского происхождения, собственность Виссариона; содержит службы патриарха и царя. а. (Отсутствуют четыре тетради). б. «Тритоекти»: как Барб. 336. в. Вечерня: А) (см. с. 25); молитвы в сокровищнице и в баптистерии. г. «Паннухис»: как Барб. 336. д. Полуночь: как Барб. 336. е. Утреня: Ас) (см. с. 51). ж. Первый час: как Коален 213; см. с.86–87. з. Молитвы «1-го Часа»: две, как Коален 213, см. с.87. и. Третий, Шестой, Девятый Час: как Барб. 336. к. Вечерня Пятидесятницы, лития, рукоположения, крещение и т.д. л. (л. 135) Утренняя молитва и вечерняя молитва. Следует предположить, что Литургии находились в тетрадях, которых не хватает в начале; Третий-Шестой Час мог таким образом следовать за Литургией Преждеосвященных Даров. Здесь «Паннухис» находится внутри чинопоследования, которое тогда становится чинопоследованием из восьми служб. Две молитвы « 1-го часа» могли указывать на архаический источник, сходный с Барб. 336, когда служба Первого Часа еще не существовала. Кажется, что поставленные здесь рядом Первый Час и эти две молитвы создавали дублет, если только эти две службы не были чередующимися для праздничных дней, например, и для обычных дней. Коален 213 имеет также обе службы. 5 . Коален 213 (Дмитриевский, 993...): 1027 г., священника Стратигия Святой Софии; многочисленные службы и патриаршие обряды; не содержит Литургий. Индекс в начале кодекса. а. Освящение храма и мира, омовение ног, хиротония в епископа, в священники и т.д., обряды для императора и патрициев, Богоявление, Вечерня Пятидесятницы. б. (л. 55) Вечерня: А) (см. с. 25); молитвы в сокровищнице и в баптистерии. в. «Паннухис»: как Барб. 336. г. Полуночь: как Барб. 336. д. Утреня: Ас). е. Первый Час: как ΓβΙ; см. с. 155. ж. Молитвы « 1-го часа»: две как Γ β I. з. Третий Час: как Барб. 336. и. Шестой Час: как Барб. 336 (неполный по недостатку листов), к. Девятый Час: указанный в индексе (не достает листов).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К группе В Утрени, которая отныне будет категория II, относятся типы Вечерни редких документов В и С, но особенно типы D и Ε и некоторые из типов I, L, N и Ρ 532 . Мы не думаем больше, что группа В Утрени могла бы называться «константинопольской»; она является скорее переходной группой к монашеской савваитской группе С, которая представляет собой теперешнюю практику, и к студийской группе D. Эти евхологии категории II содержат почти все молитвы категории I, в самом порядке, и сохраняя также названия тех молитв для псалмов Песенного последования, которые находятся также и в монашеской службе. Это объясняет, почему в этих евхологиях категории II молитвы Утрени псалма 50 и Пс. 148–150 сохранили свои древние места и названия, между тем как параллельные молитвы Вечерни [IX, Χ, XI] «малых антифонов», или Пс. 114–116 , больше не встречаются. К группе С, савваитской традиции ΧΙ– ΧΙΙ века (отныне категория IV), принадлежат типы Вечерни N и Ρ и некоторые рукописи типа I 533 . Наконец, к группе D, палестино-константинопольской студийской традиции VIII-IX века (отныне категория III), относились бы типы Вечерни К и L и некоторые Е, G и I 534 . Итак, из всего вышесказанного, мы полагаем, что существующие и нам известные византийские евхологии можно распределить на 4 категории, имеющие следующие характеристики: КАТЕГОРИЯ 1: Евхологии, содержащие весь суточный круг по Песненному последованию. Таких евхологиев дошло до нас небольшое количество: Греческие: Барберини 336 «Св. Марка» (VIII в.), Ленинград 226 « Успенский» (X в.), Москва ГБЛ 27 «Севастьянов 474 » (X в.)? Синай 959 (XI в.), Коален 213 «Стратигий» (XI в.), Гроттаферрата Г β I «Виссарион» (XI в.). К этой категории, вопреки некоторым несущественным аномалиям, прибавим: Гротт. Г β VII (X в.): Вечерния типа С, Синай 958 (X в.): Утреня группы D, Ватикан 1970 (XI в.): Вечерня типа В, Утреня группы В. К которым можно еще прибавить: Славянский: Синодальный ГИМ 675/371 (XIV в.). Грузинский: Тбилиси 450 (XVI в.). Эти две последние рукописи сохраняют письменное свидетельство древней практики, но уже вышедшей из официального употребления, во время их редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

939  См., например, Дмитревский. Изъяснение на литургию. С. 277–278, Мансветов Гр., прот. Краткое изъяснение. С. 62, Новая Скрижаль. С. 138, Гавриил (Петров). О чинопоследованиях, С. 149, Георгиевский. Чинопоследование литургии. С. 108; Παλαμς. ρθδοξος Χριστιανικ Λειτουργικ. Σ. 163, Μεσολωρς. Λειτουργικ. Σ. 61. 944  В ИЕР 2002 и ИЕР 2004 этот ответ появляется впервые в элладских богослужебных книгах за последние почти сто лет. Ответ приводится Барбериновым кодексом 336 (древнейшим сохранившимся Евхологием) и некоторыми другими рукописями (см. Τρεμηλας. А τρες Λετουργαι. Σ. 154). Однако, как представляется, в греческом православном мире этот ответ не был распространён повсеместно. Из печатных изданий его приводят первые печатные Евхологии (ЕВХ 1545, ЕВХ 1553 и ЕВХ 1566), некоторые «латинствующие» брошюры «Божественных литургий» (БЛ Рим. 1601 (где он произносится диаконом), БЛ С.Ч.Д. 1644 (И, «κατ τν το Δ. Δοκα κδοσιν»), БЛ С.Ч.Д. 1644 (И, «τρα κδοσις») и БЛ А. Вортоли 1775), а также «Толковая литургия» Н. Гликевса (1751), БЛ Афин. 1892 (Г. Кариофиллис) и Б Л С. Юлис 19... В большинстве же книг после «С миром изыдем» сразу следует призыв диакона «Господу помолимся» ( 2 ). В России, напротив, «О имени Господни» стоит во всех печатных московских Служебниках, а его значение объясняется в некоторых русских толкованиях Божественной литургии. Согласно еп. Виссариону (Нечаеву) , отвечая «О имени Господни» на «С миром изыдем», верующие выражают готовность выйти из храма «с тем миром или благословением, которое преподаётся именем Господа» ( Виссарион (Нечаев) , еп. Толкование. С. 231). Это толкование фактически повторяется в цитируемом нами пособии А.И. Георгиевского (Георгиевский. Чинопоследование Литургии. С. 113). А митрополит Гавриил (Петров) пишет, что этой фразой верующие заявляют, что делают всё, начиная с выхода из храма, во имя Господне (Гавриил (Петров). О чинопоследованиях. С. 152–153). 945  Согласно предыдущим «Иератиконам», при соборном служении заамвонная молитва читается первым (старшим) священником (см., например, ИЕР 2000. С. 229), но последний «Иератикон», как и русский чин, предусматривает её чтение младшим священником (хотя формулировка в ИЕР 2002 гласит: «заамвонную же молитву вторый священник» (С. 206), из контекста видно, что здесь в качестве примера соборного служения рассматривается сослужение двух священников, и поэтому второй священник в этом случае является и младшим/последним/).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гипотеза С. Муретова о причине возвращения практики поминовения св. ангелов в греческом православном мире оказывается вовсе неубедительной. По его мнению, это произошло с введением разделения поминаемых на протесисе святых на девять чинов по образу небесной иерархии, представленному в «Ареопагитиках». Поскольку частицы изымаются во образ девяти небесных чинов, то логично, утверждает автор, первую частицу вынимать за самих первообразов, тем более что такой обычай существовал в древности 244 . Если следовать логике автора, то действия греческих священнослужителей и иерархов представляются странными: однажды уже прекратив поминовение ангелов на протесисе как неуместное, они затем снова вводят его просто потому, что образ девятичинной небесной иерархии напомнил им об ангелах! Но главная проблема в другом. Как показало наше исследование, подразделение святых для протесисного поминовения на девять чинов появляется в источниках, по крайней мере, в печатных, во второй половине XVI b. Но при этом ни в первом таком источнике – процитированном нами ЕВХ 1580, ни в позднейших 245 на протяжении почти трёх веков нет поминовения св. ангелов! Евхологии продолжали воспроизводить уже знакомую нам фразу: «частиц же святых ни больше, ни меньше, но девять полагаем по образу небесных чинов», но при этом первая частица неизменно изымалась в честь святого Предтечи 246 . Как мы видели, ни одно из приведённых возражений против поминовения небесных сил на протесисе не является бесспорным. Согласно еп. Виссариону, эта особенность богослужения «не может быть признана неуместной». Заметив, что плоды жертвы Христовой простираются и на ангельский мир, он продолжает: Если такое общение мира и любви между св. ангелами и человеками есть плод крестной жертвы, то воспоминание ангелов пред бескровною жертвою может быть оправдано желанием возблагодарить Бога за сей плод и вместе привлечь к нам молитвенную помощь ангелов 247 . П. Винтулеску, уважая и защищая традицию не включать ангелов в девять «чинов» святых, в то же время признаёт, что поминовение ангелов является «богословски безупречным», и, как мы видели, приводит доводы в пользу этого. А о. Константин Караисаридис, обсуждая эту тему в своей книге «Особенности богослужения Румынской Православной Церкви» («Τ διζοντα Λειτουργικ στοιχεα στν ρθδοξη κκλησα τς Ρουμανας»), утверждает, что вынимание частицы за ангелов является литургически оправданным:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Василий Великий восхваляется здесь как страж Православной веры, своим богомудрым учением оградивший ее от нападений еретиков и сохранивший ее для верующих во всей чистоте и целости. Наименования же святителя Василия Великого царственным священством и основанием для Церкви знаменательны тем, что на греческом языке созвучны с именем Василий: царское священство по-гречески – βασιλιον ιερατευμα, основание – βασιξ. Первое наименование святой апостол Петр усваивает и всем христианам ( 1Пет. 2, 9 ) в том смысле, что они, подобно избранному еврейскому народу, совмещают в себе и царское достоинство, как чада Царя Небесного по благодати возрождения, и священническое, как посвященные на служение Ему духовными жертвами. Но преимущественно эти достоинства, конечно, принадлежат таким великим святым, как небоявленным, славой небесной осиян ным, святителям Василию Великому и Иоанну Златоусту . 85 В греческих чинах литургии не видно этого песнопения, а вместо него в некоторых из них народ отвечает на священническое благословение приветствием: на многая лета, владыко (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 67). 86 По некоторым греческим спискам, те и другие слова священник произносит вслух (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 89). 87 В некоторых греческих списках к этому присовокупляется: владыко благослови, т.е. именем Господним преподай нам молитвенное благословение перед выходом из церкви (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 68). 88 Священник Никольский в своей книге «Пособие к изучению устава» ссылается на архиерейский Чиновник, Кормчую книгу, а также на Собор во дни Константинопольского Патриарха Николая. 89 В еврейском: львы бедны и голодны, а ищущие Господа не скудны ни в каком благе (скорее львы, при могучей силе и смелости, легко достающие себе добычу, будут терпеть скудость и голод, чем ищущие Господа будут лишены от Него всякого блага). Читать далее Источник: Объяснение Божественной Литургии/Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

14 Монофизит Иаков еписк. эдесский пишет: «Святая Чаша бывает хранима или ради немощных, находящихся в ожидании смерти, или ради постящихся, которые пребывают в посте до глубокого вечера». Assemani, Bibl. orient, III, 1, p. 246. 15 См. А. Дмитриевский , Описание литургич. рукописей, II, Εχολγια, 1901, 32 (евхолог. Синайской б. Хв., л. 86 об.), – «молитва над причащающимися поздно», которая ходатайствует о рабе, «занятом житейскими соузами и закоснившем к причащению св. Тела». 16 В «Луге Духовном», со словом ризничего иерусалимского храма св. Воскресения – пресвитера Анастасия (VI в.) передаются (глл. 47–48) два случая присоединения к православию последователей Севира, – Козмианы, жены Германа патрикия, и одного палестинского военачальника Гивимера, недопущенных чудесным образом на поклонение св. Гробу: в том и другом случае для причащения являлся диакон с чашей и преподавал присоединяемым свв. Тело и Кровь. Случай с Козмианой происходил ночью. 17 Дмитриевский, цит. изд., стрр. 28 (синайск. рук. 73 (евхолог. той же библ. XI-XII в., л. 138), 96 л. 59) и др., где в чинопоследованиях брака наряду с полагаемыми на престол кольцами и венцами упоминается и стоящая там же чаша со свв. Тайнами, из которой потом причащаются новобрачные и которая в некоторых перечисленных памятниках (стр. 31 и 74) называется преждеосвященной. 18 См. там же, стр. 59 (синайск. евхолог. XI в., л. 126) чин царского поставления, где патриарх, по облачении царя в хламиду и венец, « ποιν προηγιασμνα, μεταδδωσιν ατφ τς ζωοποιο χοινωνας». В изданном у Гоара ( Εχολγιον, 1647, р. 926, ср. Дмитриевский, цит. изд., стр. 997) чине это передается просто – « χαι χοινωνε προηγιασμνα». У Гоара же (931, ср. Дмитриевский , 997) издан по известному евхологию XI в., принадлежавшему Виссариону Никейскому (Гроттаферратск. б. Г. β. I, – есть данный чин и в зваменитом Барбериновом евхологие IX в.), чин на произведение в архонты или патрикии, где предписывается полагать на уготованном в великой церкви столике вместе с одеждой усвоенной указанному званию (лор), также и προηγιασμνα. После патриарших молитв и облачения производимого церемонийместером он поклоняется и целует патриарха, а затем причащается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010