Святитель Василий Великий восхваляется здесь как страж Православной веры, своим богомудрым учением оградивший ее от нападений еретиков и сохранивший ее для верующих во всей чистоте и целости. Наименования же святителя Василия Великого царственным священством и основанием для Церкви знаменательны тем, что на греческом языке созвучны с именем Василий: царское священство по-гречески – βασιλιον ιερατευμα, основание – βασιξ. Первое наименование святой апостол Петр усваивает и всем христианам ( 1Пет. 2, 9 ) в том смысле, что они, подобно избранному еврейскому народу, совмещают в себе и царское достоинство, как чада Царя Небесного по благодати возрождения, и священническое, как посвященные на служение Ему духовными жертвами. Но преимущественно эти достоинства, конечно, принадлежат таким великим святым, как небоявленным, славой небесной осиян ным, святителям Василию Великому и Иоанну Златоусту . 85 В греческих чинах литургии не видно этого песнопения, а вместо него в некоторых из них народ отвечает на священническое благословение приветствием: на многая лета, владыко (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 67). 86 По некоторым греческим спискам, те и другие слова священник произносит вслух (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 89). 87 В некоторых греческих списках к этому присовокупляется: владыко благослови, т.е. именем Господним преподай нам молитвенное благословение перед выходом из церкви (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 68). 88 Священник Никольский в своей книге «Пособие к изучению устава» ссылается на архиерейский Чиновник, Кормчую книгу, а также на Собор во дни Константинопольского Патриарха Николая. 89 В еврейском: львы бедны и голодны, а ищущие Господа не скудны ни в каком благе (скорее львы, при могучей силе и смелости, легко достающие себе добычу, будут терпеть скудость и голод, чем ищущие Господа будут лишены от Него всякого блага). Читать далее Источник: Объяснение Божественной Литургии/Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

14 Монофизит Иаков еписк. эдесский пишет: «Святая Чаша бывает хранима или ради немощных, находящихся в ожидании смерти, или ради постящихся, которые пребывают в посте до глубокого вечера». Assemani, Bibl. orient, III, 1, p. 246. 15 См. А. Дмитриевский , Описание литургич. рукописей, II, Εχολγια, 1901, 32 (евхолог. Синайской б. Хв., л. 86 об.), – «молитва над причащающимися поздно», которая ходатайствует о рабе, «занятом житейскими соузами и закоснившем к причащению св. Тела». 16 В «Луге Духовном», со словом ризничего иерусалимского храма св. Воскресения – пресвитера Анастасия (VI в.) передаются (глл. 47–48) два случая присоединения к православию последователей Севира, – Козмианы, жены Германа патрикия, и одного палестинского военачальника Гивимера, недопущенных чудесным образом на поклонение св. Гробу: в том и другом случае для причащения являлся диакон с чашей и преподавал присоединяемым свв. Тело и Кровь. Случай с Козмианой происходил ночью. 17 Дмитриевский, цит. изд., стрр. 28 (синайск. рук. 73 (евхолог. той же библ. XI-XII в., л. 138), 96 л. 59) и др., где в чинопоследованиях брака наряду с полагаемыми на престол кольцами и венцами упоминается и стоящая там же чаша со свв. Тайнами, из которой потом причащаются новобрачные и которая в некоторых перечисленных памятниках (стр. 31 и 74) называется преждеосвященной. 18 См. там же, стр. 59 (синайск. евхолог. XI в., л. 126) чин царского поставления, где патриарх, по облачении царя в хламиду и венец, « ποιν προηγιασμνα, μεταδδωσιν ατφ τς ζωοποιο χοινωνας». В изданном у Гоара ( Εχολγιον, 1647, р. 926, ср. Дмитриевский, цит. изд., стр. 997) чине это передается просто – « χαι χοινωνε προηγιασμνα». У Гоара же (931, ср. Дмитриевский , 997) издан по известному евхологию XI в., принадлежавшему Виссариону Никейскому (Гроттаферратск. б. Г. β. I, – есть данный чин и в зваменитом Барбериновом евхологие IX в.), чин на произведение в архонты или патрикии, где предписывается полагать на уготованном в великой церкви столике вместе с одеждой усвоенной указанному званию (лор), также и προηγιασμνα. После патриарших молитв и облачения производимого церемонийместером он поклоняется и целует патриарха, а затем причащается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Согласно Типикону Великой ц. IX-X вв., служба во В. назначалась на 26 окт. (пам. землетрясения 740), на 26 дек. (Собор Пресв. Богородицы), на 2 февр. (Сретение Господне), на 25 июня (пам. победы над сарацинами в 677), на 2 июля (Положение ризы Пресв. Богородицы), на 31 июля (день освящения храма во В.), на 7 авг. (пам. победы над аварами и персами в 626), на 15 авг. (Успение Пресв. Богородицы), на субботу 5-й седмицы Великого поста (суббота Акафиста), на вторник Светлой седмицы и понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице. С праздничной службой были нередко связаны и торжественные процессии, в т. ч. с участием императора (см.: Baldovin. Worship. P. 197-202, 205-226; Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы. К., 1907. С. 197-201). При священной купальне существовало братство, члены к-рого помогали больным погружаться в купель ( Magdalino. 1990). В рукописях К-польского Евхология встречаются специальные молитвы, к-рыми сопровождалось омовение в целебной воде. В Виссариона Евхологии (Crypt. G. b. I, XI в. Fol. 147) приводятся 2 молитвы для тех, кто приходил на исцеление в купальню во В., а в Стратигия Евхологии (Paris. Coislin. gr. 213, 1027 г. Fol. 198v - 209) сохранилось и продолжительное последование, совершавшееся по четвергам после вечерни и состоявшее из вводного чина и 2 омовений, а также молитва для принятия в члены братства ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 1042-1051). Подробности чина омовения во В. с участием императора и высших сановников, совершавшегося при желании императора утром по пятницам, описаны имп. Константином Багрянородным ( Const. Porphyr. Ibid.). С чином омовения, вероятно, связана процессия в честь Пресв. Богородицы, совершавшаяся по пятницам. Георгий Кедрин (XII в.) сообщает о литии (πρεσβεα - предстательство; также см. ст. Молебен ), начинавшейся во В. и заканчивавшейся в Халкопратии ( Cedrenus G. Ibid. Vol. 1. P. 694-695). Процессию, по преданию, учредил имп. Маврикий (582-602) ( Theoph. Chron. Vol. 1. P. 265-266); впрочем, как полагает Р.

http://pravenc.ru/text/ВЛАХЕРНЫ.html

Источники и литература Арранц (2003) – Арранц М. Избранные сочинения по литургике. Т. 1: Таинства Византийского Евхология. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. Асмус (2000) – Асмус М., диак. «О всех и за вся» в анафоре, уточнение смысла//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М., 2000. С. 123–127. Борнер (2015) – Борнер Р. Византийские толкования VII–XV веков на Божественную литургию. М.: ПСТГУ, 2015. Виссарион Нечаев (2005) – Виссарион (Нечаев) , еп. Объяснение Божественной литургии. М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви; Даръ, 2005. Георгиевский (1951) – Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной литургии. М.: Издание Московской Патриархии, 1951. Дмитревский (1993) – Дмитревский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. [Репринт. воспроизведение изд. 1897 г.]. Елиманов (2020) – Елиманов В. Е. Евхаристология св. Николая Кавасилы : общий обзор и оценка современных исследований//Метафраст. 2020. 1 (3). С. 174–204. Елиманов (2021) – Елиманов В. Е. Учение св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве//Богословский вестник. 2021. 1 (40). С. 151–177. Желтов (2001) – Желтов М. С. Анафора//Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. Т. 2. С. 179–289. Иларион Алфеев (2019) – Иларион (Алфеев) , митр. Литургия. Исторический и богословский комментарий к Литургиям Иоанна Златоуста и Василия Великого . М.: Издат. дом «Познание»; Общецерковная аспирантура и докторантура; Православная энциклопедия, 2019. Карабинов (1908) – Карабинов И. А. Евхаристическая молитва: (Анафора): Опыт историко-литургического анализа. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1908. Киприан Керн (2006) – Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2006. Служебник (2003) – Служебник. М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2003. Собрание древних литургий (1874–1877) – Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык: в 5 ч. СПб., 1874–1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

12 У греков в прежнее время для литургии была приготовляема, а в иных местах на Востоке до сегодняшнего дня приготовляется большей частью одна просфора или хлеб с пятью печатями. Часть просфоры под средней печатью была извлекаема на проскомидии для Агнца; остальные печати соответствовали остальным нашим четырем просфорам. Но просфора не разделялась на части по числу печатей, а только из каждой печати вынимались частицы, как у нас из каждой просфоры. Поэтому до сих пор в греческих служебниках для поминовения назначаются только печати (sjragiz) и упоминается об одной только просфоре (пятипечатной). См. также: Арсений Суханов . Проскинитарий. Изд. Казанской академии. С. 38, 238. 13 См. сличение этих разночтений: Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 71, 77, 79. В двух монастырских греческих уставах II века есть предписание об употреблении семи просфор. Константинопольский Патриарх Алексий († 1043) в своем уставе, который он дал построенному им монастырю, предписывает, чтобы литургия всегда была совершаема в монастыре на семи просфорах, из которых шесть – малые, а седьмая – большая, за его здравие, как ктитора, и по смерти за упокой. Императрица Ирина, супруга Алексея Комнина, в своем ктиторском уставе основанному ею женскому монастырю предписывает: «ежедневно да приносится на литургии семь хлебов: один Господский, ругой Богородичный, другой святого другой Богородичный, другой святого дня, иной за искупление и оставление грехов державного моего царя и моих чад, иной за усопших монахинь, другой за усопших родителей и прочих сродников наших, иной о живых детях, зятьях и прочих сродниках наших» (Голубинский. История Русской Церкви. Т. I. С. 303–310). Ясно, что это предписание имело только частное, местное, а не всеобщее значение. 14 В «Беседах к глаголемому старообрядцу» указано пять таких служебников, XIII, XIV и XV веков (Беседа 10). 15 В Воскресенском монастыре есть харатейный служебник 1380 года, в котором весь чин проскомидии ограничивается только выниманием Агнца. Святой Нифонт, епископ Новгородский (в первой половине XII века), на вопрос Кирика отвечал, что можно служить литургию и на одной просфоре, если нельзя достать другой; а для заупокойной литургии назначал только три просфоры: одну для Агнца и две за упокой. В служебнике XVI века, написанном при царе Иоанне Васильевиче IV, на проскомидии также положены три просфоры: одна для Агнца, другая Богородичная, третья за святых и вместе за живых и умерших (Митр. Макарий. История Русского раскола. 1855. С. 81, 82, 83).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

7-я молитва , повторяя прежние прошения о принятии благодарения и научении оправданиям, просит о научении нас достойной молитве и прощении всяких грехов; возглас «Буди держава Царствия Твоего» развивает первую мысль предыдущего возгласа и подготовляет следующий. 8-я молитва развивает прежнее прошение о принятии нашей молитвы, исчисляя и виды ее: моления, исповедания (может быть, указание на полиелейные псалмы), ночные службы – и просит о даровании веры, надежды и любви (положительная сторона испрошенного в прежней молитве отрицательного блага – прощения грехов), о благословении всех предприятий наших в близком уже дне и достижении его; возглас – с прославлением имени и Царства Божия, ­­ на полиелее. 9-я молитва о достойном слушании Евангелия с прославлением Бога, как просвещения нашего (имеется в виду и близкий рассвет); тождественна с литургийной. 10-я молитва – 50-го псалма – приспособляет его прошения к христианским потребностям (например: «благоволи приносити Тебе жертву правды и возношения во св. Твоих жертвенницех») с прославлением милости Божией (­ возглас пред каноном, – развитие второй мысли в возгласе 5 молитвы). 11-я молитва – хвалитных псалмов – просит Творца Ангелов с особым умилением («милися деем»), достигнутым всеми молитвами, принять наше славословие (предварение следующей молитвы), возносимое со всеми созданиями Божиими; возглас (­ по 9 песни канона) присоединяет нашу молитву к ангельской хвале. 12-я молитва – великого славословия, – повторяя его мысли, объединяет все прежние прошения: о прощении грехов, принятии молитвы, просвещении, очищении, исполнении заповедей («яко во дни благообразно ходяще» – наступивший рассвет) и вечной жизни; возглас – общее прославление Бога (возвращение к исходному пункту). История их Утренние молитвы, как и вечерние, некогда были размещены по целой службе. Но древнейшие из сохранившихся Евхологиев, каковы, например, Барбериновский VIII-IX в., Имп. Публ. библ. 226 (из собр. еп. Порфирия) VIII-X в., Криптоферратский Виссарионов (Bessanonis) ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

8-я молитва развивает прежнее прошение о принятии нашей молитвы, исчисляя и виды ее: моления, исповедания (может быть, указание на полиелейные псалмы), ночные службы — и просит о даровании веры, надежды и любви (положительная сторона испрошенного в прежней молитве отрицательного блага — прощения грехов), о благословении всех предприятий наших в близком уже дне и достижении его; возглас — с прославлением имени и Царства Божия,=на полиелее. 9-я молитва о достойном слушании Евангелия с прославлением Бога, как просвещения нашего (имеется в виду и близкий рассвет); тождественна с литургийной. 10-я молитва  — 50-го псалма — приспособляет его прошения к христианским потребностям (например: «благоволи приносити Тебе жертву правды и возношения во св. Твоих жертвенницех») с прославлением милости Божией (=возглас пред каноном, — развитие второй мысли в возгласе 5 молитвы). 11-я молитва  — хвалитных псалмов — просит Творца Ангелов с особым умилением («милися деем»), достигнутым всеми молитвами, принять наше славословие (предварение следующей молитвы), возносимое со всеми созданиями Божиими; возглас (=по 9 песни канона) присоединяет нашу молитву к ангельской хвале. 12-я молитва  — великого славословия, — повторяя его мысли, объединяет все прежние прошения: о прощении грехов, принятии молитвы, просвещении, очищении, исполнении заповедей («яко во дни благообразно ходяще» — наступивший рассвет) и вечной жизни; возглас — общее прославление Бога (возвращение к исходному пункту). История их Утренние молитвы, как и вечерние, некогда были размещены по целой службе. Но древнейшие из сохранившихся Евхологиев, каковы, например, Барбериновский VIII–IX b., Имп. Публ. библ. (из собр. еп. Порфирия) VIII–X b., Криптоферратский Виссарионов (Bessanonis) ок. IX b., с которым совпадает в отношении молитв Евх. Париж. национ. библ. Коаленев (Coislin) 1027 г., просто нумеруют утренние молитвы, указывая место в чине утрени только для 3–4 последних. Важно то, что эти Евхологии дают все нынешние молитвы, исключая, впрочем, 9-ю, и в нынешнем их порядке, чем позволяют судить о степени древности их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

— Должно быть во всю Четыредесятницу, как то было и в древне-русской церкви [ 29 ], крещение не совершалось и откладывалось до Великой субботы, благодаря чему тритекти великой пятницы, последнее в посту, было торжественным богослужением для готовившихся ко крещению детей (напоминало западную конфирмацию). Литании Видную особенность соборного Константинопольского богослужения составляли литии или литании (α λιτα, у св. Симеона Солунского α λιτανεαι). Ранее Константинополя они поучили широкое развитие в Иерусалимской Церкви где вызывались желанием посетить за каждым праздничным богослужением все места, связанные как-либо с воспоминаемым событием. Так было там, как мы видели, уже в IV–V вв. (см. выше, стр. 142, 251–257); такие же литии знает и Святогробский Типикон IX b. по ркп. XII b. Иерус. патр. библ. где, например, на утрени Вербного воскресенья положено 6 литий (на Голгофу, Вифанию, Елеон, Гефсиманию, к Овчей купели и опять на Голгофу), на каждой из которых пелась стихира, были прокимен, Евангелие, ектения «Помилуй нас Боже» или «Рцем вси» (не нынешнего, конечно, состава) и священническая молитва; на службе Страстей были такие же литии на каждом Евангелии, но уже без ектении и молитвы [ 30 ]. В Константинополе литии, по-видимому, носят другой характер: они были не столько праздничного характера, сколько умилостивительного по случаю разных общественных бедствий (как уже в IV b., см. выше, стр. 151). Но древнейший устав Великой церкви знает и первого характера литии (праздничные). Так по Дрезд. ркп. этого устава в четверг после недели всех свв. совершался «Собор Богородицы в честном доме, сущем в древней Петре», и из Великой церкви направлялась лития в 7 кварталов города, на пути в каждый из которых пелся тропарь один или два и три раза были ектении [ 31 ]. Полный и общий (на разные случаи) чин литии в Великой церкви дает Евхологий Парижской Национальной библ. писанный в 1027 г. и Требник Московской Синод. библ. Молитвы, указываемые здесь, тождественны с даваемыми Криптоферратским Виссарионовым Евхологием IX b.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

А 59, отличается полнотой, памяти приведены по слав. Прологу, в книгу внесены переработанные синаксарные жития из слав. Пролога. Есть в календаре и груз. памяти: св. равноап. Нины, преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев, память Петра Ивера (она попала в груз. книги в XVII в. благодаря груз. переводу (очищенному от монофизитских намеков) его сир. Жития; впосл., когда стало ясно, что Петр Ивер был монофизитом, по настоянию католикоса Антония I (Багратиони) эта память была изъята ГПЦ из употребления), памяти святых Або Тбилисского и Илариона Грузина. Примерно тем же путем пошел католикос Доментий IV (Багратиони), но отличительной чертой его сборника (Кекел. А 425) является полнота груз. праздников, к-рые включают в себя памяти вмц. Кетеван, святых Исаака (Сахака) и Иосифа, праздник Хитона Господня, памяти прп. Григория Хандзтийского, мц. Шушаник, святых Давида и Константина Аргветских, Константина-Кахи, Авива Некресского, Михаила-Гоброна и Илариона Грузина, память Петра Ивера, памяти святых Або Тбилисского, равноап. Нины, Иоанна Зедазнийского, преподобных Арсения Икалтойского, Евфимия и Георгия Святогорцев, св. Антония Марткопского, преподобных Шио Мгвимского и Давида Гареджийского. Почти такой же полнотой груз. памятей отличаются минейные части двух Гулани нач. XVIII в. (Кекел. А 111 и А 366-379-380). Эти рукописи отражают тенденцию к возрастанию значения груз. памятей в Месяцеслове - тем же Виссариону и Доментию принадлежит создание специальных сборников, состоящих только из житий и последований груз. святых (Кекел. А 170 и А 130). Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. В нач. XVIII в. был заново переведен на груз. язык греч. Евхологий. Работу осуществил еп. Киприан Самтависский (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. XVII-XVIII, 221-225). Перевод чинов Требника был обусловлен накопившимся расхождением груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

А. – Евхологии, содержащие полный суточный круг Песненного последования 1 . Барберини 336 (VIII-IX вв.) стр. 156–170 433 : Место: После Девятого Часа. Заглавие: «(Молитва 1 антифона) Тритоекти – совершаемой 434 в святых постях ». Схема (см. полный текст с. 223и сл.): Молитва « Мол. 1 антифона, и т.д. » Мол. «Мол. 2 антифона». Мол. «Мол. 3 антифона». Мол. « Мол. после входа с ектенией (синапти) диакона». Мол. «Мол. оглашенных после чтений и Господи помилуй ». Мол. «Мол. за тех, кот. приготовляются ко святому просвещению ». Мол. « 1-ая мол. верных». Мол. «2-ая мол. верных». Мол. «3-ья мол, или отпуст (аполусис) ». Мол. «И когда диакон говорит: Главы нашя..., священник молится: ... ». После мол. «народ: Аминь. Диакон: С миром илыдите». 2 . Ленингр. 226 ( Порфирий Успенский) (X в.) лист 61–65об. 435 : Место: После Девятого Часа. Заглавие: « Тритонекти (так), совершаемая в постах». Содержание: как Барб. 336, исключая: Мол. «мол. после входа, с синаптической молитвой диакона; священник молится так: » 3 . Гроттаферр. Г β VII (X в.) л. 45 сл. 436 : Место: После Девятого Часа. Заглавие: «Тритоекти, совершаемая в постах». Содержание: Одни молитвы и Следует крещение. 4 . Севастьянов 474 (Гос. Библ. Лен. в Москве, гр. 27) ( Χ– ΧΙ вв.) л. 105об-109 437 : Место: После Девятого Часа. Заглавие: «Тритоекти». Содержание: Мол. (неполная) до (отсутствуют листы). Мол. «Мол. оглашенных Тритоекти». 5 . Гроттаферр. Г β 1 (Виссарион) ( ΧΙ– Χ1 Ι в.) л. 1–5 (бывш. 33–37) 438 : Место: После неизданной молитвы «в сосудохранилище» 439 и перед Вечерней. Заглавие: «Тритоекти». Содержание: Как Барб. 336, исключая: После Мол. «мол. сугубого моления» 440 =как Барб. 336 после Евангелия в Литургиях Василия Вел. и Златоуста. Мол. «мол. о готовящихся ко святому просвещению. Следует знать, что, начиная со среды средней седмицы Поста до всей Великой (недели), после диаконских ектений о оглашенных, возглашаются другие диаконские ектении о готовящихся к святому просвещению. И священник молится: ... » Мол. «Мол. отпуста... Народ: Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006