Сигизмунд III разрешил клиросам управлять церковным имуществом в отсутствие епископа. С другой стороны, вводились и подтверждались ограничительные меры: в 1577 г. Стефан Баторий запретил строить в Вильно правосл. храмы и школы без разрешения Виленского католич. епископа (на практике запрет не выполнялся); в 1596 г. Сигизмунд III Ваза подтвердил этот запрет. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Вильнюсе. 1597 г. Фотография. 2013 г. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Вильнюсе. 1597 г. Фотография. 2013 г. Во 2-й пол. XVI в. территория Л. входила в состав Киевской митрополичьей епархии. Вильно был центром ее Литовско-Белорусской части, имевшей в то время большее значение, чем собственно Киевская часть, и охватывавшей территорию Виленского, Трокского, Новогрудского и Минского воеводств, а также Жямайтии. Особая роль в адм. управлении этой части епархии принадлежала митрополичьим наместникам (протопопам) и кафедральным (соборным) клиросам. Виленский протопоп имел особые полномочия, в т. ч. осуществлял надзор за богослужением в церквах Вильно. Также в этой части епархии были активны церковные братства. Интерьер церкви Св. Духа. Фотография. 2014 г. Интерьер церкви Св. Духа. Фотография. 2014 г. В 1584 г. в Вильно при виленском во имя Святой Троицы мужском монастыре образовалось православное братство, ставшее важным центром правосл. просвещения и книгопечатания. В 1588 г. оно получило от К-польского патриарха Иеремии II Траноса статус ставропигии и некоторые права по управлению Церковью (сообщать патриарху о недостойном поведении епископов и митрополита, участвовать в их избрании, распоряжаться делами монастырей, церквей, «шпиталей»). После заключения Брестской унии в 1596 г. правосл. братство возглавило борьбу против ее экспансии на землях Л. и Белоруссии. Из-за преследований со стороны униат. митр. Ипатия Потея часть братчиков недалеко от Троицкого монастыря, на землях православных шляхтянок из рода Воловичей, построила ц. Сошествия Св. Духа на апостолов и в нач.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Смоленская епархия была небогата новыми обителями. В самом Смоленске и близ него с начала XVI столетия упоминаются три монастыря: Спасский, Троицкий (1506) и Святодуховский, которого игумен Афанасий присутствовал на Виленском Соборе 1509 г. Еще четыре монастыря в 1-й половине того же века основаны были в разных местах епархии преподобным Герасимом Болдинским. Этот Герасим, в мире Григорий, родился в Переяславле Залесском и с раннего возраста принял пострижение в обители преподобного Даниила Переяславского, под руководством которого и провел более двадцати лет. Утвердившись в духовной жизни, он отправился искать себе уединения и сначала поселился в Дорогобужском уезде, в самой глухой и лесистой пустыне, где скрывались по временам разбойники, от которых много терпел и которых напрасно старался вразумить. Здесь на берегу реки Болдины в 15 верстах от Дорогобужа старец поставил 25 марта 1528 г. церковь Пресвятой Троицы с несколькими кельями и потом мало-помалу устроил свою первую Свято-Троицкую Болдину обитель, в которой под конец его жизни считалось до 140 братий. Чрез несколько времени он пошел искать себе нового уединения и поселился близ Вязьмы в глухом лесу, где также было приволье ворам и разбойникам. Чтобы и здесь рассеять недобрых людей и освятить место, преподобный построил в 1535 г. церковь во имя святого Предтечи и затем Предтечев монастырь, в который собралось братии до 40 человек. Поставив над ними игуменом ученика своего Симеона, Герасим удалился за триста верст от своего Болдина монастыря, в Брянский уезд и здесь на берегу реки Жиздры, в Брынском лесу, расчистив место, основал третий свой монастырь — Введенский и собрал также до 40 человек братии. Поручив управление этою обителию ученику своему Петру Коростелеву, преподобный возвратился в Болдин монастырь и неподалеку от него и от Дорогобужа, при местечке Свирковых Луках основал около 1545 г. четвертый монастырь — Рождество-Богородицкий Свирколуцкий. Во все эти четыре монастыря Герасим ввел один и тот же общежительный устав. Почувствовав приближение смерти, старец созвал к себе из всех своих монастырей до 127 иноков, преподал всем наставления и скончался 1 мая 1554 г. на 65-м году своей жизни .

http://sedmitza.ru/lib/text/435987/

Управляет Николаевским Лебединским монастырем игуменья. Ржищевский Преображенский монастырь в Киевском уезде. В 80 верстах от Киева, в м. Ржищеве находится заштатный общежительный Преображенский монастырь. До 1852 года он был мужским общежительным с весьма немногочисленной братией и с весьма скудными средствами существования, а в этом году переименован в женский. Основав этот монастырь в начале XVII века владельцами Ржищевского имения Варонигами для «поддержания православия святого» – как говорится в некоторых из монастырских бумаг. Вскоре, однако, он был разорен «неприятелями креста», а когда в Ржищеве основан был католический монастырь, то православный доведен был до убожества. Только в XIX столетии монастырь стал принимать лучший вид, всегда, однако, считаясь самым убогим из монастырей епархии. В нем две церкви: соборная каменная во имя Преображения Господня, посторонняя в 1849 г., и теплая деревянная о двух престолах: Св. вмчц. Екатерины в Св. вмчц. Варвары. Управляет игуменья. Чигиринский Троицкий монастырь в Чигиринском уезде. Этот заштатный необщежительный монастырь находится в 2 верстах от своего уездн. г. Чигирина и расположен на реке Тясмине. Существовал он, как мужской, еще в 1627 г., а в женский обращен в 1735 году. Среди монастыря – главный соборный храм, посвященный празднику Живоначальной Троицы. При нем трехъярусная колокольня. Вторая церковь –трапезная, в честь Преображения Господня, с приделами в честь Успения Божией Матери и Всех Святых. Управляется игуменьей. Ковенская губерния Мужских обителей 2, женских 1. Мужские обители Пожайский Успенский монастырь в Ковенском уезде. При селе Пожайце, в 8 верстах от г. Ковно, вблизи старого Виленского тракта, на правом берегу р. Немана расположен необщительный Пожайский монастырь. Холмистая местность, живописные берега Немана, покрытые то густым хвойным лесом, то зеленым лощинами, придают особенную красоту этому месту. Здесь прежде был католический Камальдульский монастырь. В польском мятеже 1881 года пожайские камальдулы принимали деятельное участие. Монастырь в 1831 году стал убежищем и сборным пунктом восставших; отсюда они двинулись против правительственных войск к г. Ковно. Поэтому, после усмирения мятежа 1831 года, последовало 5 февраля 1882 года Высочайшее повеление о закрытии Пожайского Камальдульского монастыря и о передаче его в ведение православного духовенства. В том же году здесь был основан второклассный православный монастырь, возведенный в 1842 г. на степень первого класса. Значение монастыря поднялось с 1848 года, со времени учреждения в Литовской епархии Ковенского викариатства; местопребывание ковенскому епископу назначено было в Пожайском монастыре, и ковенские епископы считаются настоятелям этого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в Троицком соборе. Фотография. 2017 г. Рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в Троицком соборе. Фотография. 2017 г. В 1928 г. Пантелеимоновский придел был передан Муромскому архиву. В 30-40 гг. XX в. на местный краеведческий музей возложили обязанность контроля за состоянием монастырских построек. С 1933 г. территория мон-ря находилась в пользовании военного ведомства. Здесь размещался муромский полк. Троицкий собор, Казанскую надвратную церковь и колокольню приспособили под склады. В 1936 г. решением горсовета Трехсвятительско-Пантелеимонов храм был разобран до основания. Кирпич использован для строительства школы 16. В 1941 г. здание Троицкого собора было передано артели им. Н. К. Крупской под сапожную мастерскую. В послевоенные годы бывш. келейные корпуса переоборудовали под коммунальное жилье. В 1961-1962 гг. к 1100-летию Мурома в монастыре провели незначительную реставрацию. В 70-х гг. XX в. ансамбль стал охраняться как памятник республиканского значения. В мон-ре разместился Муромский реставрационный участок. В 1976 г. на территорию обители из с. Пьянгус Меленковского р-на перевезли в разобранном виде деревянную ц. во имя прп. Сергия Радонежского (1715). Церковь планировали показывать посетителям как музейный экспонат под открытым небом ( Чернышев. 2016. С. 22). 15 мая 1991 г. М. Т. м. был возвращен РПЦ. Первая Божественная литургия была отслужена в надвратной Казанской ц. 26 мая, в день праздника Св. Троицы. 18 июня епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) вручил настоятельский крест бывш. насельнице рижского Сергиева во имя Святой Троицы монастыря мон. Тавифе (Горлановой). 29 сент. она была возведена в сан игумении. Состоялось полное освящение Казанской ц. и малое освящение Троицкого собора. 5 июля того же года на монастырской колокольне впервые после долгих лет молчания зазвонили колокола. Полная звонница, отлитая в Воронеже, поступила в мон-рь 29 сент. того же года. 22 авг. 1991 г. из местного городского музея в обитель было передано 80 богослужебных предметов и икон. 4 нояб., в день празднования Казанской иконе Божией Матери, сестры переселились в восстановленный келейный корпус. 19 сент. 1992 г. состоялось торжественное перенесение из Благовещенского монастыря в М. Т. м. мощей святых кн. Петра и кнг. Февронии. Также в обители хранится «Виленский» крест-мощевик, переданный из городского музея в 1996 г.

http://pravenc.ru/text/2564388.html

И не случайно он же оказался со мной во время посещения храма Казанской иконы Божией Матери в Шаморди-не (во время паломничества в Оптину пустынь), когда в храме читался этот Акафист. Заступница усердная, Матерь Господа нашего, моли Христа Бога спасти-ся душам нашим! Сейчас в обители несут послушание 60 сестер. Живут, как и прежде, в отдельных домиках. Каждая сестра имеет свое послушание - в ризнице, трапезной, иконо-писной, швейной мастерской, в библиотеке, свечной и многие другие. Не-сут послушания на участках, принадлежащих Русской Православной церкви, в Русской миссии. Осенью собирают маслины в монастырской саду (они всегда были на столе во время трапезы). Много можно рассказать о Гор-нем монастыре и его сестрах, но не объять необъятного - иначе не добе-русь до описания остальных событий паломничества. Скажу только еще об одном событии, происходящем в монастыре в память о посещении этих мест Божией Матерью. По прошению архимандрита Антонина указом Святейшего Синода от 5 августа 1883 года в Горненской обители установлен праздник Целования, совершаемый обычно 30 марта, на пятый день после Благове-щения. Накануне праздника из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Горненскую обитель переносится икона Благовещения Пресвятой Бого-родице. Встречают икону у источника Божией Матери сестры монастыре многочисленные паломники с участием представителей Иерусалимского Пат-риархата. От источника по дороге, украшенной цветами, крестный ход с иконой направляется в храм Казанской иконы Божией Матери. Ее ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеского, укрепляя ря-дом у основания игуменский жезл. Икона останется в Горненском монасты-ре три месяца в память о трехмесячном пребывании у Праведных Захарии и Елисавет. В этот период Сама Богородица становится игуменией монасты-ря. Сестры монастыря берут блогасловение сначала у Царицы Небесной, затем у матушки Георгии. В праздник Рождества Иоанна Предтечи икону торжественно провожают в Троицкий собор. И мы, будучи в Горнем монас-тыре, удостоились получать благословение у Царицы Небесной - Она гос-тила в граде Иудовом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

221 Материалы для географии и статистики России. Гродненская губерния. И. Бобровского. Спб. 1863. 222 Патрон гродненского монастыря, Михаил Боговитинович, староста слонимский и каменский, владевший обширными имениями на Волыни и за Бугом, по духовному завещанию в 1529 г. отдал монастырь в распоряжение короля. А. Ю. и 3. Р. 1, 91. Конечно сейчас же прибрала его к рукам супруга его, королева Бона, и обратила в доходную статью. 223 Документы Коложского монастыря, собранные бывшим униатским архимандритом его, знаменитым Игнатием Кульчинским, напечатаны в Виленск. Археогр. Сборн. Т. IX, стр. 409–454. 224 Коложский монастырь упразднен по ветхости уже в текущем столетии; братство же переведено в другие здания бывшего римско-католического монастыря, которому и усвоено название Борисоглебского. Бывший женский униатский монастырь при Пречистенской церкви – ныне православный Рождествобогородичный женский монастырь. Гродненская гу6ерния, Бобровского. Ч. II, стр. 778. Спб. 1863. – «Замечательности Северо-западного края» 1867 г., где, между прочим, помещены рисунки развалин и остатков коложского монастыря, а также рисунки супрасльского монастыря. 226 Арх. Модеста – Супрасльский Благовещ. монастырь. Литовск. Епарх. Вед. 1864 г. Летопись и документы Супрасльского монастыря, со времени основания его до 1829 г. напечатаны в Виленск. Археогр. Сборн. Т. IX. Вильна 1870 г. 229 В настоящее время в Ковенской губернии находится только 8 лютеранских и 9 кальвинских приходов. Афанасьева, Ковенская губерния, стр. 506, 518. Спб. 1861. 234 Несколько иначе излагает обстоятельства этого события г. Вл. Антонович, в статье: «Киев, его судьба и значение в XIV–XVI». (Киевская старина, 1882 г. кн. I стр. 20), именно, что Михаил Александрович погиб вследствие обнаруженного заговора его с князем Федором Бельским и одним из князей Гольшанских, овладеть особой короля и заставить его отказаться от великокняжеского престола, на который предполагалось возвесть Михаила. – Михаил казнен был в Киеве 30 авг. 1482 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

С. 18). При И. в 1735-1740 гг. был значительно перестроен и освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы каменный храм в с. Вощажникове близ Ростова, возобновлена пострадавшая от пожара церковь на подворье Ростовских архиереев в Москве. Распоряжением И. в окт. 1736 г. 3 небольших мон-ря Ярославского у. (Обнорский Вознесенский, Обнорский Воскресенский и Носковский Рождественский) были приписаны к ярославскому во имя святителей Афанасия и Кирилла мужскому монастырю . В помещения ростовского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монасты ря вернулись сестры во главе с игум. Христофорой, с 1725 г. проживавшие в Варницком во имя Святой Троицы монастыре . При Ростовском архиерейском доме И. учредил славяно-российскую грамматическую школу, для к-рой пригласил учителей из Малороссии. Примечательно, что, после того как Синод указом от 16 нояб. 1739 г. обязал предоставлять сведения о времени открытия в епархиях греко-лат. школ, И. в дек. того же года ввел в ростовской школе обучение лат. языку. К апр. 1741 г. в духовно-учебных заведениях епархии обучались 165 чел. И. скончался в глубокой старости во время чтения молитв ко Св. Причащению. Тело почившего было перенесено в ц. во имя Всемилостивого Спаса при архиерейском доме. По поручению Синода отпевание возглавил пребывавший на покое еп. Никодим (Сребницкий) . И. был погребен в ростовском Успенском соборе, у северной стены (захоронение не вскрывалось). Сохранились духовное завещание (окт. 1735), подписанное духовниками игум. Савватием († 1750) и крестовым иером. Серапионом, и подробнейшая «Опись келейных пожитков» архиепископа. Среди личных вещей, к-рые И. завещал различным храмам,- написанные в редкой технике живописи на стекле иконы Св. Троицы, Спасителя, Распятия Господня (с мощевиком), апостолов Петра и Павла и прп. царевича Петра, свт. Иакова Ростовского, а также 2 серебряные панагии с частицами мощей. Книги из личной б-ки И. завещал суздальскому соборному храму, суздальской ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы, ростовской архиерейской кладовой палате.

http://pravenc.ru/text/468885.html

Святая Праведная Тавифа, моли Бога о нас, помоги нам обрести добро-детели и милосердие к людям. Поклонились Святой Тавифе, посетив ее усыпальницу. Гостеприимные матушки монастыря напоили нас на дорогу чаем. Помоги им, Господи, в их нелегком служении. В Яффе построено еще два монасты-ря - греческий монастырь Георгия Победоносца и монастырь Архангела Ми-хаила - он стоит на месте дома кожевника, в котором останавливался Апостол Петр. 9 июня.День 8й. В этот день посетили Хеврон. В Хевроне жил Патриарх Авраам. И дви- нул Авраам шатер, и пошел и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу. И явился ему Господь у дубравы Мам-ре. когда сидел он при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стояли против него (Бы-тие,18,1-2) И получил Авраам известие, что неплодная жена его Сарра в 90 лет родит ему сына и нарекут его Исаак. В Хевроне находятся гробни-цы Праотцев Авраама. Сарры, Исаака. Известно, что к дубу Мамврийскому приходил отдыхать и слагать свои псалмы царь Давид. Сколько лет дубу? Возраст его исчисляется в 5000 лет - живой старец среди деревьев. Ав-рааму было 75 лет, когда он отдыхал под ним, и уже тогда он называл его большим. А прожил Авраам 175 лет и умер за 1800 лет до Рождества Христова. По преданию здесь был земной рай, где жили Адам и Ева. В до-лине росли финики, инжир, виноград, маслины, земля здесь очень плодо-родна. Крона дуба Мамврийского достигала 120 саженей. В 1868 г. учас-ток у дуба Мамврийского был куплен - Антонином Капустиным для русской Православной церкви. В 1871 г. прямо у дуба состоялась первая Литургия в праздник Пресвятой Троицы. Затем Литургии служились ежедневно. Па-ломники ночевали у дуба. только спустя долгое время появилась гостини-ца для паломников (теперь там трапезная монастыря). Паломники спали вповалку на травяных матрацах. Антонин Капустин купил землю у пяти семей турок. Турки продали зем-лю, но запретили строить храм. Один из продавших землю - Ибрагим Шалу-ди был убит. В 1884г. Святую землю посетил Св. Патриарх, и в 1906 г. начали строить храм. Строительство храма закончено в 1914 г., а освя-щен только в 1925г. Патриархом Дамианом. Тогда состоялась Библейская трапеза - был заколот агнец. С 1925 г. молящихся не было. Первые русс-кие паломники, представители Русской Зарубежной церкви появились в 1960г., в 1990-92г. появились паломники из России. На земли монастыря многие покушались, но Господь хранит это место. В храме монастыря главный придел посвящен Праотцам, два других - Пресвятой Троице и Свя-тителю Николаю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Что же касается управления монастырским имуществом, то и это, согласно со св. канонами, должно быть под непосредственным наблюдением и контролем епископов, с сохранением и за гражданским правительством права, как наблюдения за этим имуществом, так и всякий раз когда бы оно сочло это нужным, за управляющими им. Тоже самое надобно привести в действие и относительно имущества приходских храмов, непосредственное наблюдение за коим и контроль должны иметь епископы, не исключая однако и правительственного наблюдения и контроля. Мы уверены, что никто не может допустить какую-нибудь заднюю мысль в предлагаемых мерах, а напротив, всякий должен иметь более доверия к епископу, которому вверено столь много душ, несравненно драгоценнейших всех сокровищ, нежели к случайному монаху или гражданину, которого личный интерес заставил быть распорядителем священного имущества. Если же все это будет так устроено, при чем будут назначены монахам необходимые издержки для их свободного содержания, а расходы на благолепное содержание св. монасты- —282— рей и приходских храмов будут заранее правильно распределяться, то вместо нынешних недочетов будем иметь порядочную прибыль. Если же эта прибыль будет собираться в особой кассе, управляемой св. Синодом и находящейся под наблюдением гражданского правительства, то она в скором времени составит значительный капитал, проценты с которого Церковь может употреблять на более совершенное образование клириков, на отправление таковых к находящимся вдали от отечества общинам, которые не в состоянии содержать духовных отцов, на отправление проповедников и учителей и в страны, находящиеся вне пределов государства, туда именно, где истинные братия наши лишены духовной пищи, и вообще на другие духовные нужды Церкви. Для увеличения сумм этой кассы, которая может приносить столь великую пользу Церкви и отечеству, можно насчитать много источников. – Полагаем, что одним из таких источников могут быть имущества преосвященных епископов и других высших клириков, числящихся в безбрачном духовенстве, которые совершенно несправедливо переходят во владение праздных людей, часто не имеющих даже и наследнического права, а Церкви, как прямой наследнице, не принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для успокоения взволнованных умов жителей всех Иргизских монастырей и окрестных раскольников настоятель Нижне-Воскресенского монастыря, Адриан, решился созвать в монастырь на соборное совещание братию, как своего монастыря, так и всех других Иргизских монасты рей и даже окрестных раскольников. На этом соборе (21 Июня, 1828 г.) настоятель Нижне-Воскресенского монастыря, Адриан, изложил весь ход дела и все обстоятельства, побудившие его вместе с некоторыми другими иноками дать князю Голицыну подписку на принятие единоверия. По выслушании объяснений, представленных Адрианом, собор единогласно определил: «просить настоятеля объяснить его сиятельству, г. Саратовскому гражданскому губернатору, что, так как монастырь Нижне-Воскресенский содержит святую соборную апостольскую церковь без всякого изменения, или прибавления, или убавления по старопечатным книгам, то как братия этой обители, так и окрестные старообрядцы ни под каким видом не могут принять единоверия на, правилах, изложенных Московским митрополитом Платоном, и принять единоверие никто из нас не только не просит и не желает, но даже о принятии оного и помыслить не может, хотя бы то страхом, угрозами, разорением и самым истязанием принуждаемо было. Мы, прибавляли присутствовавшие на соборе раскольники, воли Его Императорского Величества не противимся и с верноподданическою любовию приемлем утеснение священства, при нас находящегося, уничтожение монастыря, лишение нас всего имущества, лишение земли, высочайше дарованной, и расточение нас самих вон из монастыря и уничтожение его самого, сколько бы для нас не прискорбно было. Но все-то из повиновения к правительству готовы перенести, но только церкви единоверческой принять совесть нас не допускает. А потому поспешно данную без общего согласия всех монастырей его сиятельству подписку положили просить чрез настоятеля нашего, когда он получит от его сиятельства обратно ту подписку, тогда явить нам оную соборне, такожде явить вообще с сим приговором в Средне-Никольском и Верхне-Спасо-Преображсвском иргизских монастырях, дабы они были успокоены и уверены, что настоятель и братия (Нижне-Воскресенского монастыря), давая подобную подписку на принятие единоверия, отнюдь не имели сердечного чувства отступить от нашей церкви, нами всеми достойно чтимой, и принять вместо оной церковь единоверческую, и никакого к тому и никто, по совести и всем объявляем, но имел из нас желания и согласия» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010