Кроме того, митрополит ходатайствовал о решении ряда частных проблем, напр., о компенсации новогрудским храмам за земельные владения, к-рые были отняты в результате межевания при строительстве королевского замка. Король потребовал подготовить прошение с описанием истории каждого участка. И. жаловался на «панов виленских» (светских патронов Церкви), которые хранили у себя документы, относившиеся к имуществу Митрополичьей области. Король отказался вмешиваться в этот спор, посоветовав митрополиту решить его через суд. И. хотел, чтобы все имения правосл. архиереев и др. духовных лиц были описаны и обмерены королевскими эмиссарами и ограждены королевскими грамотами; кроме того, Львовская епархия должна быть возвращена в состав Митрополичьей области. Решение 2 последних вопросов Сигизмунд II отложил до общего польско-литовского сейма (Гродненский был сеймом Великого княжества Литовского). В грамоте к королю на Гродненский сейм И. писал о своем намерении совершить объезд митрополии: митрополит или его представители должны были посетить все мон-ри и соборные церкви, навести в них порядок, опираясь на правосл. каноны и обычаи, проверить соответствие всех священно- и церковнослужителей их должности и сану и удалить негодных, решить все судебные дела. Кор. Сигизмунд II оказал И. поддержку и разослал соответствующие грамоты представителям королевской администрации. Известна грамота от 23 дек. 1568 г. луцкому и брацлавскому старосте кн. Богушу Корецкому о неприкосновенности святительских и духовных судов и о содействии митрополиту при проведении визитации на территории староства. Неизвестно, был ли этот план осуществлен. В сент. 1568 г. И. еще титуловался нареченным митрополитом, к дек. этого года был возведен на митрополичью кафедру. Во исполнение своих обещаний митрополиту 15 февр. 1569 г. Сигизмунд II отнял виленский во имя Святой Троицы мужской монастырь у нежелавшего принимать духовный сан пана Ф. Белькевича и передал обитель И. Однако еще в 1568 г. король выдал номинационную грамоту на Пинскую епархию И. Борзобогатому-Красенскому (см. Иона (Борзобогатый-Красенский) ), к-рый не принимал сан и, оставаясь мирянином, вскоре занял Луцкую кафедру. И. неоднократно обращался к последнему с посланиями, в окт. 1570 г. издал окружное послание с «неблагословением», что вынудило Борзобогатого-Красенского в 1571 г. принять хиротонию. Митрополиту не удалось заставить принять сан шляхтича Андрея Русина-Берестецкого, которому король передал Пинскую кафедру в 1568 г. и к-рый неск. лет считался нареченным епископом Пинским, но так и умер в 1572 г. мирянином.

http://pravenc.ru/text/578334.html

Между 1568 и 1572 гг. Михаил Девочка получил от кор. Сигизмунда II Августа в управление Лавришевский мужской монастырь в окрестностях Новогрудка (в Новогрудке находилась резиденция главы Западнорусской митрополии ). В грамоте кор. Сигизмунда III Вазы Михаилу Брольницкому на Лавришевский мон-рь от 28 авг. 1591 г. упоминается, что мон-рь был предоставлен О. Сигизмундом Августом до поставления О. в митрополиты. Игуменство в крупной обители было передано мирскому человеку и двоеженцу. Это пожалование следует рассматривать в ряду др. пожалований королевским дворянам в последние годы правления Сигизмунда II как вознаграждение за заслуги, когда не было возможности наградить иным образом. Будучи митрополитом, О. сохранил владение Лавришевским монастырем. В Литовской метрике в записи от 19 июня 1579 г. по делу королевского секретаря Матвея Протасовича-Островского, сына умершего митр. Ионы III (Протасовича (Протасевича)-Островского), О. назван «нареченным митрополитом». Т. о., к этому времени Михаил Девочка принял монашеский постриг. 12 дек. 1579 г. уже в качестве митрополита О. заключил соглашение с королевским инстигатором о своей юрисдикции в Киеве (О. уже являлся тогда настоятелем киевского Софийского мон-ря). Вероятно, выборы митрополита состоялись в 1578 г. (митр. Сильвестр (Косов) в «Патериконе» датировал начало правления О. 1578 г.). Впрочем, существует свидетельство того, что хиротония О. состоялась 27 февр. 1583 г. (в этот же день митрополит выдал ставленую грамоту иерею Афанасию). В 1579 г. король пожаловал О. в пожизненное владение виленский во имя Святой Троицы мужской монастырь. Для непосредственного заведования мон-рем митрополит назначил игум. Сильвестра. При королевском дворянине правосл. члены Виленской городской рады и горожане передали Сильвестру имущество мон-ря. Правосл. горожане издавна пользовались правом ежегодно проверять имущество виленских церквей и Троицкого мон-ря, но игум. Сильвестр не стал допускать их к такой проверке. Виленские бурмистры и радцы неоднократно жаловались О.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

По семейному преданию, семья А.А. Ридигера эмигрировала спешно и первоначально поселилась в Хаапсалу, небольшом городке на берегу Балтийского моря, примерно в 100 км к юго-западу от Таллина. После окончания гимназии Михаил начал искать работу. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было и Михаил Александрович зарабатывал рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллин, и уже там он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отделения. На фабрике Лютера М.А. Ридигер работал вплоть до принятия священного сана (1940). Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень живой и активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви. По воспоминаниям Патриарха Алексия, «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботящиеся о своей пастве» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Исключительное место в жизни Православия в Эстонии занимали монастыри: Псково-Печерский Успения Божией Матери мужской, Пюхтицкий Успения Божией Матери женский , Иверская женская община в Нарве. Многие священнослужители и миряне Эстонской Церкви посещали обители, расположенные в епархиях западной части бывшей Российской империи: рижский Сергиев женский монастырь во имя Святой Троицы, виленский Свято-Духовский мужской монастырь и Почаевскую Успенскую лавру. Наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 11 июля (28 июня по ст. ст.) в Валаамском Преображенском монастыре , находившемся тогда в Финляндии, на день памяти его основателей - преподобных Сергия и Германа. В начале 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религиозные кружки, заложившие основу Русского студенческого христианского движения (РСДХ) в Прибалтике. Разносторонняя деятельность РСХД, членами которого были протоиерей Сергий Булгаков, иеромонах Иоанн (Шаховской), Н.А. Бердяев, А.В. Карташев, В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, привлекала православную молодежь, желавшую найти в трудных условиях эмиграции твердое религиозное основание для самостоятельной жизни. Вспоминая 20-е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) позднее писал, что тот незабываемый для него период был «религиозной весной русской эмиграции», ее лучшим ответом на все, что происходило в это время с Церковью в России. Церковь для русских изгнанников перестала быть чем-то внешним, напоминающим лишь прошлое. Церковь становилась смыслом и целью всего, центром бытия.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

Большой каменный двухбашенный храм был построен изначально в 1703-1710 годах как церковь св. Иосафата при этом василианском монастыре. Этот храм построил настоятель Иосиф Петкевич при содействии вышеупомянутого литовского кухмистра Николая Тризны. В 1710 году церковь была освящена в честь униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, убитого во время восстания в Витебске в 1623 году. В 1775 году наследник вымершего униатского рода Трызна литовский казначей Антоний Тизенгауз отобрал у василиан Бытенский монастырь и передал его католикам. Вероятно, в это время собор был переосвящён во имя Святой Троицы. По приказу А. Тизенгауза около 1775 г. были возведены также колокольня и ворота в стиле виленского барокко. С вхождением Бытени в состав Российской Империи, после раздела Речи Посполитой, положение монастыря еще больше осложнилось. В 1839 г. уния была ликвидирована, монастырь стал православным, и церковь была переосвящена во имя Апостолов Петра и Павла. В монастыре находилось 25 монахов и 8 послушников. Сюда же интернировали на перевоспитание непокорных униатских священников. В описи монастыря, принадлежавшего Литовской епархии, Слонимского уезда, Гродненской губернии от 6 июля 1839 г. на польском языке с описанием церковных, монастырских и усадебных построек, деревень и др. сказано, что «соборный храм с трех сторон был обнесен кирпичной стеной без штукатурки, а с четвертой стороны был закрыт монастырем». В 1845 г. обитель была упразденена, братия перешла в Жировичский монастырь, а храм стал приходским. Официальное закрытие монастыря последовало лишь в 1875 г. По сведения на 1899 г., прихонами церкви являлись жители соседних деревень - 4353 мужчин и 4323 женщин. В годы Первой Мировой войны церковь была частично разрушена - фасад с башнями обрушен полностью, боковой фасад частично. К 1929 году (когда эта территория находилась в составе Польши) храм был частично восстановлен и введен в эксплуатацию. Во время Великой Отечественной войны храм вновь был разрушен и после её окончания его остатки были окончательно снесены.

http://sobory.ru/article/?object=57524

Но язычники сначала сделали неудачную попытку соблазнить Иоанна, и 24 апреля Иоанн был повешен на том же дереве. Верующие с честью погребли их тела. 13 декабря того же года пострадал их юный родственник Евстафий. Однажды, когда князь занимался государственными делами, а Евстафий по должности своей присутствовал, князь заметил, что у него волосы длиннее, чем принято было у язычников, и спросил, не христианин ли он. Евстафий отвечал утвердительно. Князь приказал ему есть мясо, а была пятница и Рождественский пост. Евстафий отказался. Раздраженный князь приказал бить его железными палками, лить ему в уста ледяную воду, а стояла лютая зима, и св. мученик посинел от холода. Истязания стали возрастать с невероятной жестокостью: ему перебили на ногах кости, содрали кожу с головы, отрезали нос и уши. Но св. мученик не только не издал ни одного стона, но еще ободрял и утешал христиан, с ужасом смотревших на его страдания. Наконец его еле живого повели к дубу, на котором были повешены свв. Антоний и Иоанн. Св. Евстафий шел к месту казни быстро и бодро, несмотря на перебитые ноги. Его также повесили на дубе, а святое тело его верующие погребли недалеко от свв. Антония и Иоанна. Замечательно, что после этого преступников перестали вешать на этом дереве, а через некоторое время христиане выпросили у князя это место, воздвигли на нем храм (впоследствии монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы) и положили в нем нетленные мощи свв. мучеников, а святой престол поставили на месте срубленного ими дуба. Впоследствии святые мощи мучеников Виленских были перенесены в соседний Свято-Духов монастырь, где они почивают в открытой раке. • Великий князь литовский Ольгерд был женат на православной витебской княжне Марии Ярославне (+ 1346), при нем построены два православных храма в Витебске и один в Вильно (совр. Вильнюс — столица Литвы). После смерти супруги Ольгерд под влиянием языческих жрецов от христианства отказался, и при нем пострадали свв. мученики Литовские. Подвиг трех мучеников Литовских, Виленских, имел большое значение для Литвы. Впоследствии князь Ольгерд и его 12 сыновей вернулись в лоно христианской Церкви. • По просьбе православных литовцев свт. Алексий, митрополит Московский (память его 12 янв), обратился к Патриарху Константинопольскому Филофею, чтобы тот благословил причислить свв. мучеников к лику святых. О том, что Патриарх исполнил просьбу русских, говорит факт, что в 1364 г. прп. Сергию Радонежскому (память его 25 сент.) был прислан крест с мощами свв. мучеников Литовских. • Святые мощи до 1915 г. находились в Вильно, в 1915 г. при наступлении немцев эти святыни были перевезены в Москву, вернулись они в Вильнюс только в 1946 г. и помещены в Виленском Свято-Духовом монастыре. Монастырь находится в центре совр. Вильнюса. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437081/

Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев мон-рь. Вид с юж. стороны. Фотография. 2002 г. Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев мон-рь. Вид с юж. стороны. Фотография. 2002 г. 25 сент. 1892 г., когда праздновалось 500-летие преставления прп. Сергия, праздничную литургию в В. м. совершил Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) в сослужении духовенства 22 храмов и 5 мон-рей. В том же году при В. м. были устроены странноприимный дом и богадельня для престарелого духовенства Ярославской епархии, уч-ще. Обители принадлежало неск. часовен при Московской дороге и при железнодорожной станции «Ростов». На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в 1897 г. в В. м. были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к нач. XX в. капитал мон-ря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Мн. благотворители мон-ря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской ц. В. м. посещали святители Филарет (Дроздов) (1836), Иннокентий (Борисов) (1841), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1894). В 1907-1913 гг. обитель трижды посетил Ярославский архиеп. св. Тихон (буд. Патриарх Московский и всея России), содействовавший ремонту монастырских храмов. 12 янв. 1914 г., в день отъезда святителя в Виленскую епархию, насельники В. м. подарили архиеп. Тихону икону прп. Сергия Радонежского. С 1 окт. 1915 г. в связи с первой мировой войной в В. м. находились насельницы Евфросиниева суздальского монастыря (30 сент. 1918 эвакуировались в Полоцк), располагалось епархиальное ДУ. 1 марта 1919 г. В. м. был закрыт, из храмов была изъята серебряная утварь (более 5 пудов). Согласно отчетам местных властей, при изъятии церковных ценностей в апр. 1922 г. в В. м. «толпа верующих в количестве 300 чел. не допустила изъятие. Члены комиссии действовали насильно» (ЦА ФСБ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 497. Л. 45). Последний настоятель В. м. иером. Георгий с братией оставались жить в обители, но были приписаны к варницкому приходскому Никольскому храму, 20 марта 1923 г. иером. Георгий был возведен в сан игумена, затем архимандрита, 26 февр. 1924 г. 80-летний архим. Георгий был насильно выселен из мон-ря вместе с др. иноками. Троицкий собор с колокольней был взорван, разрушены келейный корпус у юж. стены, ограда, уничтожено монастырское кладбище. В 60-90-х гг. XX в. в перестроенной Введенской ц. находился гараж, инкубатор птицесовхоза. Часть икон и утвари, принадлежавших В. м., в наст. время хранится в ГМЗРК.

http://pravenc.ru/text/154305.html

Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком мон-ре. Литография. 1896 г. (РГБ) Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком мон-ре. Литография. 1896 г. (РГБ) К сер. XVI в. позиции Православия в Великом княжестве Литовском существенно ослабли, церковные должности покупались или распределялись королем (право «подаванья»). 10 июля 1551 г. кор. Сигизмунд пожаловал В. м. виленскому скарбнику и ключнику Сильвестру (Белькевичу), не имевшему тогда духовного сана, в 1567 г.- Ф. Белькевичу, 15 февр. 1569 г.- Киевскому митр. Ионе (Протасевичу) , в 1579 г.- в пожизненное владение митр. Онисифору (Девочке) . 27 мая 1584 г. кор. Стефан Баторий предоставил право владения В. м. после кончины митр. Онисифора правосл. членам виленской городской рады (совета), что позволило создать при мон-ре Виленское православное братство . На свои средства братство содержало священника, диакона и иноков мон-ря, братству принадлежал Сретенский придел Троицкого храма. В 1589 г., оставляя митрополичью кафедру, митр. Онисифор напомнил о своем владении В. м., но в 1590 г. отказался от этого права. В 1592 г. король окончательно передал В. м. представителям виленской рады. После заключения Брестской унии 1596 г. большинство архиереев Киевской митрополии стали униатами. В янв. 1597 г. наместник В. м. архим. Софроний, поначалу принявший унию, отказался молиться за униатского митр. Михаила (Рогозу) , сдал ключи от монастырских построек и покинул обитель, но вскоре вернулся в униатство. После смерти Михаила (Рогозы) в сент. 1599 г. в В. м. по благословению настоятеля архим. Иоасафа проповедовал один из главных противников унии - Стефан Зизаний . Его проповеди стали причиной закрытия Троицкого храма по указу униатского митр. Ипатия Потея от 24 сент. 1599 г. Правосл. братчики переселились из В. м. к храму в честь Сошествия Св. Духа, где к 1605 г. устроился новый мон-рь (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ). В 1601 г. Потей открыл в В. м. униатский митрополичий коллегиум, или семинарию, сразу же получившую земельные владения. Первый ректор семинарии - П. Ф. Сурометников - издал направленную против православных кн. «Оборона Собору Флорентийского осмаго» (не сохр.). Насельники униатского мон-ря активно писали и издавали полемические брошюры, направленные против православных: «Уния», «Разговор брестского мещанина с виленским братчиком», «Воскресший Наливайко», «Политика, называемая невежеством» и т. п. (не сохр., известны по названиям), в к-рых, в частности, называли своих противников бунтовщиками против королевской власти.

http://pravenc.ru/text/158630.html

Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Фотография. Посл. треть XIX в. (РГБ) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Фотография. Посл. треть XIX в. (РГБ) 14 авг. 1829 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мценского Петропавловского монастыря, через 10 дней - ректором и профессором богословия Орловской ДС. 11 нояб. 1829 г. определен присутствующим в консисторию, в июне 1830 г.- ревизором Ливенских уездного и приходского духовных училищ, 10 февр. 1831 г.- членом тюремного комитета. 2 июля 1833 г. И. назначен ректором и профессором богословия МДС и настоятелем Заиконоспасского московского мон-ря . По дороге в Москву И. последний раз встретился с матерью, к-рая благословила сына иконой со словами: «Помни, что ты сам был сирота, будь покровителем и помощником сирот». 11 нояб. 1834 г. в соборе Чудова московского мон-ря И. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московского свт. Филарета (Дроздова) . Хиротонию совершил Московский митрополит в сослужении экзарха Грузии еп. Евгения (Баженова) , еп. Иерофея (Фаворского), еп. Калужского Николая (Соколова) и епископов на покое Аарона (Нарциссова) и Дионисия (Цветаева). Викарий занимался рассмотрением консисторских дел, содержания проповедей, курсовых сочинений академистов, обозревал епархию, во время отсутствия свт. Филарета, к-рый называл его своей «правой рукой», исполнял обязанности первоприсутствующего в Московской синодальной конторе. В Москве проявился интерес И. к рус. истории, о к-рой он любил беседовать с И. М. Снегирёвым . 9 мая 1837 г. И. освятил закладку главного памятника на Бородинском поле и произнес особое Слово, «наполнившее сердца всех присутствовавших великими воспоминаниями о событии незабвенного 1812 года» (О памятнике на Бородинском поле. 1887. С. 198). 5 июля (июня?) 1837 г. И. возглавил Полоцкую и Виленскую епархию. Проживал в Марковом витебском во имя Святой Троицы мон-ре . Содействовал укреплению положения Православия в католическом по преимуществу крае, где в то время под рук. митр. Иосифа (Семашко) происходило воссоединение униатов с правосл. Церковью, в 1838 г. организовывал совместные богослужения с новоприсоединенным униат. духовенством, несмотря на опасения прибывшего в Витебск митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) . 6 апр. 1840 г. И. был назначен епископом Могилёвским и Мстиславским, 5 июня 1841 г. возведен в сан архиепископа. В белорусских епархиях И. добился назначения денежного оклада причту воссоединенных церквей, увеличения содержания обителям и служащим епархиального и духовно-учебного ведомств, занимался обеспечением бедных храмов книгами, облачениями и утварью.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Изначально в Троицком храме имелось 2 престола: во имя Св. Троицы и во имя св. князей Бориса и Глеба. Видимо, ко 2-й пол. XVII в. в нем находились иконы и церковные предметы, известные по описанию 1623/24 г. и повторенные в описи 1636/37 г. (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010). Из значимых вкладов, появившихся в Троицкой ц. в сер.- 2-й пол. XVII в., выделяются пожертвования, сделанные строителем мон-ря, Цветновым. Это т. н. Виленский крест, принесенный в Муром в 1658 г. жителем Арзамаса В. С. Микулиным. По преданию, он обнаружил крест в 1657 г., при взятии рус. войсками г. Вильны. Микулин услышал во сне голос, повелевший отнести крест в Муром и передать его Цветнову для обители ( Травчетов. 1902. С. 51-52). В 1647 г. Цветнов пожертвовал в М. Т. м. напрестольный 8-конечный серебряный с золочением крест весом 1 фунт 3 золотника с вкладной надписью: «Лета 7155 (1647) июня в 5 день сей крест приложил в Муром в дом Живоначальной Троицы гостинныя сотни торговый человек Тарасий, по реклому Богдан, Борисов сын Цветнов по своих родителех» ( Он же. 1903. С. 107). В 1647 г. Цветнов передал в обитель серебряную с золочением водосвятную чашу весом 4 фунта 59 золотников с аналогичной надписью (Там же). Вероятно, и крест и чаша были заказаны в одной мастерской и вложены в обитель в качестве общего дара. Нек-рые вклады Цветнова не имеют точной датировки. Так, в обители имелось Евангелие (М., 1683) на золотообрезной бумаге в 1/2 листа в бархатном окладе с серебряными клеймами на верхней и нижней досках; на среднике было помещено резное изображение Распятия с предстоящими. Имеется свидетельство о том, что «Евангелие это - приклад строителя Цветного» ( Травчетов. 1902. С. 19). Его же даром было серебряное вызолоченное чеканное кадило с серебряными цепями и кольцами весом 2 фунта 90 золотников, с чеканной надписью: «Приложил сие кадило в дом Живоначальныя Троицы гостинной сотни Тарасий, по реклу Богдан, Борисов сын, Цветнов по своих родителях» ( Косаткин. 1906). Н. П. Травчетов, ссылаясь на опись монастырского имущества 1766 г., писал, что это кадило было передано в обитель в 1647 г. ( Травчетов. 1902. С.23).

http://pravenc.ru/text/2564388.html

В 1617 г., когда был утвержден униатский василианский орден (см. Василиане ), униатское монашество освободилось от власти епархиальных архиереев и составило единую корпорацию, во главе к-рой стоял протоархимандрит. К сер. XVII в. В. м. стал центром ордена василиан, обитель направляла братию в др. мон-ри, одновременно сохраняя за собой освободившиеся штатные должности. В насельниках В. м. числилось более 100 чел. Из настоятелей и монахов В. м. ставились униатские епископы: Рутский в 1613 г. занял митрополичью кафедру; Кунцевич в 1618 г. был поставлен на Полоцкую архиепископию; после убийства Кунцевича Полоцкую кафедру в 1624 г. занял Антоний Селява, также бывш. настоятель В. м., с 1641 г. он являлся Киевским митрополитом; в 1625 г. из настоятелей В. м. на Смоленскую кафедру был поставлен Лев Кревза и т. д. Мон-рь владел крупной недвижимостью и землями, полученными в качестве пожертвований от дворян и купцов. Среди жертвователей был и Рутский, отписавший мон-рю родовое имение в Новогрудском воеводстве. При В. м. существовал жен. мон-рь, к к-рому в 1609 г. был приписан Брацлавский мон-рь. В XVII-XVIII вв. в В. м. были возведены каменные колокольня и св. врата. К Троицкому храму пристроены 3 часовни: в честь Воздвижения Креста Господня, Благовещения Богородицы и во имя ап. Луки. После пожаров 1706, 1748, 1749 гг. мон-рь в 1760 г. был восстановлен по проекту архит. И. К. Глаубица: к келейному корпусу был пристроен 3-этажный флигель, капитально реконструирована Троицкая ц. К сер. XIX в. храм по своему внешнему виду и внутреннему убранству напоминал католич. костел с главным престолом и 6 алтарями, перед престолом находился переносной иконостас. Святые врата мон-ря. Фотография. 60-е гг. XX в. Святые врата мон-ря. Фотография. 60-е гг. XX в. В результате 3-го раздела Польши (1795) Вильна стала губернским городом Российской империи. После ревизии, проведенной в 1836 г., власти предполагали закрыть В. м. Однако еп. Иосиф (Семашко) 18 февр. 1837 г. подал записку в Мин-во внутренних дел России, в к-рой писал о том, что «виленский базилианский монастырь мог бы быть впоследствии орудием восстановления здесь древнего Православия».

http://pravenc.ru/text/158630.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010