Изначально в Троицком храме имелось 2 престола: во имя Св. Троицы и во имя св. князей Бориса и Глеба. Видимо, ко 2-й пол. XVII в. в нем находились иконы и церковные предметы, известные по описанию 1623/24 г. и повторенные в описи 1636/37 г. (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010). Из значимых вкладов, появившихся в Троицкой ц. в сер.- 2-й пол. XVII в., выделяются пожертвования, сделанные строителем мон-ря, Цветновым. Это т. н. Виленский крест, принесенный в Муром в 1658 г. жителем Арзамаса В. С. Микулиным. По преданию, он обнаружил крест в 1657 г., при взятии рус. войсками г. Вильны. Микулин услышал во сне голос, повелевший отнести крест в Муром и передать его Цветнову для обители ( Травчетов. 1902. С. 51-52). В 1647 г. Цветнов пожертвовал в М. Т. м. напрестольный 8-конечный серебряный с золочением крест весом 1 фунт 3 золотника с вкладной надписью: «Лета 7155 (1647) июня в 5 день сей крест приложил в Муром в дом Живоначальной Троицы гостинныя сотни торговый человек Тарасий, по реклому Богдан, Борисов сын Цветнов по своих родителех» ( Он же. 1903. С. 107). В 1647 г. Цветнов передал в обитель серебряную с золочением водосвятную чашу весом 4 фунта 59 золотников с аналогичной надписью (Там же). Вероятно, и крест и чаша были заказаны в одной мастерской и вложены в обитель в качестве общего дара. Нек-рые вклады Цветнова не имеют точной датировки. Так, в обители имелось Евангелие (М., 1683) на золотообрезной бумаге в 1/2 листа в бархатном окладе с серебряными клеймами на верхней и нижней досках; на среднике было помещено резное изображение Распятия с предстоящими. Имеется свидетельство о том, что «Евангелие это - приклад строителя Цветного» ( Травчетов. 1902. С. 19). Его же даром было серебряное вызолоченное чеканное кадило с серебряными цепями и кольцами весом 2 фунта 90 золотников, с чеканной надписью: «Приложил сие кадило в дом Живоначальныя Троицы гостинной сотни Тарасий, по реклу Богдан, Борисов сын, Цветнов по своих родителях» ( Косаткин. 1906). Н. П. Травчетов, ссылаясь на опись монастырского имущества 1766 г., писал, что это кадило было передано в обитель в 1647 г. ( Травчетов. 1902. С.23).

http://pravenc.ru/text/муромского во ...

В 1617 г., когда был утвержден униатский василианский орден (см. Василиане ), униатское монашество освободилось от власти епархиальных архиереев и составило единую корпорацию, во главе к-рой стоял протоархимандрит. К сер. XVII в. В. м. стал центром ордена василиан, обитель направляла братию в др. мон-ри, одновременно сохраняя за собой освободившиеся штатные должности. В насельниках В. м. числилось более 100 чел. Из настоятелей и монахов В. м. ставились униатские епископы: Рутский в 1613 г. занял митрополичью кафедру; Кунцевич в 1618 г. был поставлен на Полоцкую архиепископию; после убийства Кунцевича Полоцкую кафедру в 1624 г. занял Антоний Селява, также бывш. настоятель В. м., с 1641 г. он являлся Киевским митрополитом; в 1625 г. из настоятелей В. м. на Смоленскую кафедру был поставлен Лев Кревза и т. д. Мон-рь владел крупной недвижимостью и землями, полученными в качестве пожертвований от дворян и купцов. Среди жертвователей был и Рутский, отписавший мон-рю родовое имение в Новогрудском воеводстве. При В. м. существовал жен. мон-рь, к к-рому в 1609 г. был приписан Брацлавский мон-рь. В XVII-XVIII вв. в В. м. были возведены каменные колокольня и св. врата. К Троицкому храму пристроены 3 часовни: в честь Воздвижения Креста Господня, Благовещения Богородицы и во имя ап. Луки. После пожаров 1706, 1748, 1749 гг. мон-рь в 1760 г. был восстановлен по проекту архит. И. К. Глаубица: к келейному корпусу был пристроен 3-этажный флигель, капитально реконструирована Троицкая ц. К сер. XIX в. храм по своему внешнему виду и внутреннему убранству напоминал католич. костел с главным престолом и 6 алтарями, перед престолом находился переносной иконостас. Святые врата мон-ря. Фотография. 60-е гг. XX в. Святые врата мон-ря. Фотография. 60-е гг. XX в. В результате 3-го раздела Польши (1795) Вильна стала губернским городом Российской империи. После ревизии, проведенной в 1836 г., власти предполагали закрыть В. м. Однако еп. Иосиф (Семашко) 18 февр. 1837 г. подал записку в Мин-во внутренних дел России, в к-рой писал о том, что «виленский базилианский монастырь мог бы быть впоследствии орудием восстановления здесь древнего Православия».

http://pravenc.ru/text/158630.html

Положение Е. И. стало особенно трудным, когда к 1512 г. наметилось новое обострение русско-литов. отношений. Наиболее подробный рассказ о последнем периоде ее жизни сохранился в хронике историографа ордена бернардинцев Я. Коморовского. По его словам, в 1512 г. Е. И. встретилась в Бельске с возвращавшимися в Москву рус. послами и сообщила им о желании вернуться в Россию. Она намеревалась приехать в Браслав, куда Василий III должен был прислать войско для защиты Е. И., ее казны и владений. Собравшись в Браслав, Е. И. предложила бернардинцам прислать ей казну, хранившуюся в 14 сундуках в мон-ре бернардинцев в Вильно. О планах Е. И. стало известно королю от ее приближенных, бернардинцам было приказано не отдавать казну. По сведениям, поступившим в Москву, первые сановники гос-ва, воеводы виленский и трокский, вместе с главой двора Е. И. Яновичем задержали Е. И. после службы в виленском Успенском соборе и насильно отвезли ее в Троки. Затем Е. И. была отправлена в одно из своих владений - Бирштаны. В 1512 г. кор. Сигизмунд I начал жаловать людей и земли во владениях Е. И., предписывая ей офиц. закрепить их собственность. Вел. кн. Василий III резко протестовал против таких действий по отношению к сестре, но король все отрицал. В ответе он утверждал, что паны только просили Е. И. не ездить в Браслав, заботясь о ее безопасности. Вероятно, одним из следствий протеста стало то, что Е. И. все же получила возможность в нач. 1513 г. поехать в Браслав. Осенью 1512 г. началась новая русско-литов. война, и тогда в Вильно было принято решение избавиться от Е. И. По сведениям, поступившим в Москву, в Браслав был послан человек с «лютым зельем», к-рое приближенные дали ей «в меду испити». Коморовский также сообщает, что Е. И. отравили. Она была похоронена в виленском Успенском соборе, ее отпевал Киевский митр. Иосиф (Солтан) . В соборе сохранялась икона Божией Матери, к-рой вел. кн. Иоанн III благословил дочь, затем образ был перенесен в виленский во имя Святой Троицы мужской монастырь . На позолоченном окладе помещено изображение женщины в кокошнике, возможно, это портрет Е. И.

http://pravenc.ru/text/189757.html

Из актов видно, что городские и уездные жители Козлова вынуждены были обратиться к Царю с просьбой о том, чтобы Троицкий монастырь к другим монастырям не приписывать. Эта просьба была уважена, и грамотой Царя Петра Алексеевича не велено приписывать его к другим монастырям 12 мая 1682 г. В 1682 г. Настоятели Троицкого монастыря, до этого управляемого Игумнами, возведены были на степень Архимандритов. Около 1686 г. братии в монастыре насчитывалось человек пятьдесят и более, а с мирскими наемными работниками около ста человек. Архимандрит Дорофей после того, как по милости Царской увеличены были владения монастыря, мог уже приступить к созданию каменной церкви во имя Живоначальной Троицы, о которой замыслил еще Игумен Кирилл, и получил от Царя Алексея Михайловича 50 пудов железа. Архимандрит Дорофей обращался было также с просьбой в казну о пожаловании ему на покрытие соборной церкви железа или денег на его покупку в 1683 г., но его просьба, кажется, не была исполнена, потому что крыша на соборнрй церкви до конца 18 в. Была деревянная. Строительство Храма Живоначальной Троицы был окончено в 1687 г. и по благословению Преосвященного Питирима Епископа Тамбовского, был освящен 3 апреля. В новоустроенный храм Преосвященный Питирим, 19 августа 1692 года, положил от себя образ Живоначальной Троицы в окладе, венцы и гривны золотые; его келейник, старец Василий, дал вклад в обитель Виленский образ Богоматери. Обе эти Иконы стояли за левым клиросом у столба в киоте. В 1697 г. в монастыре был значительный пожар. «В прошлом, Государь, 207 году, так пишет в прошении на имя Государя Петра Архимандрит Корнилий с братией, волей Божьей погорели у нас в монастыре многие кельи ночной порой со всяким строением без остатка, и от того, Государь, пожара вблизости на церквях кровля очадела, и над святыми воротами и на стене на всех башнях верхи развалились, и от той ветхости ныне церкви Божии во время дождя текут сквозь, а кровли, Государь, на церкви Божии взять негде, да у нас же, Государь, в монастыре припасено кирпичей многое число лежит на земле, и от дождей портится, а монастырская, Государь, ограда кирпичная в половине не в отделке, извести на ту ограду взять негде, потому, что городской лес весь и наша монастырская роща и всякое дровяное заповедано».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Иоанна Воина был перестроен и освящен во имя свт. Димитрия Ростовского (повторно отремонтирован в 1865, при настоятельнице игум. Назарете (Курош; 1863-1875), вероятно тогда же был расписан). В 1783 г. в холодной церкви заменили иконостас. В 1804 г., при игум. Евстолии (Латмилинской; 1799-1825), в нижнем храме устроен и 17 июня освящен придел во имя вмц. Варвары (в 1828, при настоятельнице игум. Аполлинарии (Молевой; 1825-1848), придел был реконструирован «монастырской казной и пособием доброхотных дателей»). К 1877 г. собор имел верхний холодный храм Рождества св. Иоанна Предтечи с приделами в трапезе свт. Димитрия Ростовского (южным) и свт. Льва Катанского (северным) и нижний теплый Трехсвятительский с приделами в трапезе: северным - в честь Виленской иконы Божией Матери (устроен между 1840 и 1877) и южным - во имя вмц. Варвары. 25 мая 1909 г. в И. П. м. был заложен новый соборный храм, главный престол к-рого предполагалось освятить во имя св. Иоанна Предтечи, а боковые - в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя прп. Серафима Саровского. К юго-западу от колокольни находились каменный келейный корпус (1810) и 2-этажный каменный сестринский корпус (ок. 1852-1856). Во время пожара 1900 г. юго-зап. келейный корпус сгорел, в 1904 г. был отстроен по новому проекту архит. В. Н. Курицына, причем угловая часть надстроена 2-м этажом. В корпусе размещались живописная, ризная, вышивальная, золотошвейная, швейная мастерские. Сохранилась выполненная по заказу Е. Д. Булдаковой шитая икона Св. Троицы (1804; собрание Вологодского музея-заповедника). В XIX в. были известны «искусная в личном шитье мастерица» инокиня Екатерина (Воробьёва), мон. Августа (Сурначёва). Шитая золотом риза с изображением св. Иоанна Предтечи работы мон. Ангелины была представлена на Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 г. в С.-Петербурге. Одним из известных монастырских промыслов было также вязание платков и шарфов из гагачьего пуха. В кон. XIX в. И. П. м. находились больница, богадельня, странноприимный дом, хлебопекарня, красильня, столярная, сапожная и кузнечная мастерские, 2 кирпичных завода.

http://pravenc.ru/text/577912.html

Память о свт. Тихоне в Ельце//Воронежская старина. Воронеж, 1911. Вып. 10). В 1779 г. святитель в последний раз побывал на Каменной горе, благословил каждую инокиню и указал место строительства соборного храма. С 1775 по 1795 г. число сестер, проживавших на месте сгоревшей обители, возросло с 5 до 41. Инокини занимались шитьем, вышиванием золотом, серебром и жемчугом, изготовлением восковых свечей, вязанием, плетением. К 1805 г. в 40 кельях проживало ок. 60 сестер. В 1815 г. М. Солнцева по настоянию еп. Орловского и Севского Досифея (Ильина) была пострижена в рясофор с именем Маргарита. При возобновлении Е. м. по штату полагалось проживание в мон-ре игумении, казначеи и 15 монахинь, служение 2 священников и 2 причетников (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7784. Л. 10). Фактически же в 1823 г., после офиц. открытия, в монастыре находилось 117 насельниц в 46 кельях. С 26 марта 1823 г. настоятельницей стала бывш. игум. орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря Глафира (Таранова; † 1839), главной помощницей - престарелая начальница Знаменской общины инокиня Маргарита (Солнцева), в том же году постриженная в мантию с именем Олимпиада. С 1837 г. Е. м. возглавляла бывш. монахиня севского во имя Святой Троицы монастыря Павлина (Толстая; † 1870), при к-рой число сестер возросло до 200. С февр. 1867 г. Е. м. возглавляла игум. Клеопатра (Головачёва; † 1890), благочинным впервые стал настоятель елецкого Троицкого мон-ря архим. Флорентий. В 1879 г. игум. Клеопатра была награждена золотым крестом. Когда она потеряла зрение, еп. Орловский и Севский Мисаил (Крылов) назначил ей в помощь совет из 4 старших монахинь для управления обителью. С 21 нояб. 1889 г. Е. м. управляла игум. Валерия (Тарновская; † 1900), при к-рой к 1894 г. проживало 310 насельниц. С 1900 г. Е. м. возглавляла игум. Рафаила (Бредихина), с 1914 г. до закрытия - игум. Антония (Криворотова; † после 1929). В Е. м. почитались старица мон. Олимпиада (Солнцева), а также ученица свт. Тихона Задонского затворница Мелания Памфиловна Пахомова (в монашестве Миропия; † 11 июня 1836), находившаяся на Каменной горе с осени 1778 г. Др. подвижница, схим. Магдалина (Иванова; 1827 - 1 апр. 1869), исполняла послушание письмоводителя и собирала сведения о жизни затворницы Мелании. Известна переписка схим. Магдалины с духовным отцом свт. Феофаном Затворником , называвшим ее «огненной монахиней». Среди почитаемых сестер - поступившая в Е. м. в 1881 г. буд. игум. Моисея (Лялина), настоятельница виленского Магдалининского мон-ря (см. Вильнюсский во имя равноапостольной Марии Магдалины женский монастырь ). Е. м. пользовался покровительством многих Воронежских и Орловских архипастырей и Елецких викариев, в т. ч. святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, подвижников благочестия затворника Илариона Троекуровского, свящ. Иоанна Жданова , старцев Иоанна Каменева, блж. Иоанна (Быкова), затворника Сезеновского, старицы Дарии (Кутуковой) , схим. Митрофана (Голощапова) и др.

http://pravenc.ru/text/189787.html

Также в детском центре на благоустроенном проживании находилась мать с дочерью 13 лет из Днепропетровска. Также при поддержке Церкви беженцы размещены в Новочеркасске Ростовской епархии. В Берлинско-Германской епархии беженцев разместили в Георгиевском мужском монастыре в Гетшендорфе, в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ульме, в приходском доме в Гамбурге, в приходском доме храма Святой Троицы в Дортмунде. Приход святителя Николая Чудотворца в Сурожской епархии разместил беженцев в церковном доме в Кидлингтоне, недалеко от Оксфорда. В Виленской епархии беженцев разместили в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе. Гуманитарная помощь Северодонецкая епархия доставила обогреватели мирным жителям. Также в Никольском храме Кировска Северодонецкой епархии местным жителям выдали продуктовые наборы (крупа, мука, масло, сладости). В гуманитарном центре в Липецке раздали молочные продукты от фонда «Русь» беженцам и нуждающимся. 100 семей беженцев и нуждающихся получили продуктовые наборы в Киеве от фонда Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия «Мир вам». В Северодонецкой епархии детям Первомайска передали канцелярские товары. В Казанском соборе Ставрополя 50 семей нуждающихся, беженцев, многодетных получили продукты от фонда «Русь». Адресная помощь Синодальный отдел по благотворительности направил на Донбасс партию адресной помощи для 30 семей: инвалидные коляски, медицинскую кровать, оборудование для душевой, велотренажер, барабанную установку, двухъярусную кровать и матрасы, бак для воды, бойлер, обогреватели, ноутбуки, постельные принадлежности, одежду, обувь, бытовую химию, лекарства, канцелярские товары, подгузники. Луганская епархия доставила жительнице Алчевска вещи и обувь. Другие виды помощи Священники и волонтеры Полтавской епархии организовали праздник для детей с ограничениями здоровья и детей-беженцев. Предложить свою помощь или обратиться за помощью в связи со сложившейся острой ситуацией можно по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 (800) 70-70-222. Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования. Например: «Беженцы 300». Сообщить, какую помощь оказывает ваша епархия беженцам и пострадавшим мирным жителям, можно на почту diaconia@patriarchia.ru (необходимо указывать тему письма: «Сводка беженцы»). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке

http://pravoslavie.ru/159127.html

В 1686 г. между Россией и Польшей был заключен договор о вечном мире, по которому, в частности, епархия Могилёвская (Белорусская) с мон-рями Виленским, Минским, Полоцким, Оршанским и др. объявлялась неприкосновенной. Однако в 1689 г. кор. Ян Собеский дал привилей на Могилёвскую кафедру тайному униату Гедеону (Одорскому). Паства потребовала, чтобы Гедеон отправился для хиротонии к Киевскому митрополиту, в Киеве Гедеон перешел в Православие и остался в городе. В документах 1687 и 1690 гг. как наместник Белорусской епархии упоминается слуцкий архим. Серапион (Полховский). Он получил привилей от короля в 1697 г. и 30 авг. 1698 г. был хиротонисан в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ). В 1699 г. по настоянию Полоцкого униатского архиепископа король объявил привилей недействительным, чтобы не способствовать распространению «схизмы». С 1712 г. Могилёвский епископ оставался единственным правосл. архиереем в Речи Посполитой. Могилёвская епархия сильно пострадала в годы Северной войны. 28 нояб. 1720 г. по настоянию царя Петра I кор. Август II выдал жалованную грамоту в защиту правосл. епархии в Речи Посполитой, правосл. мон-рей и церквей в ВКЛ. В этой грамоте упоминаются и защищаются властями следующие православные мон-ри: кафедральные мстиславский Троицкий и могилёвский Спасский, оршанский Кутеинский в честь Богоявления с принадлежащими ему монастырями , могилёвский Братский в честь Богоявления, Марков витебский во имя Святой Троицы с принадлежащими ему церквами , Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов , Мстиславский Тупичевский Свято-Духов, Мстиславский Онуфриевский при Натопе, Охорский (Вохорский) Преображенский, Селецкий, Шкловский, Горецкий, Гриевский, Терешковский, а также женские мон-ри: Кутеинский оршанский, Борколабовский в честь Вознесения Господня , Мазоловский Преображенский, Шкловский, Костюковский. Архиерейский дворец (дворец свт. Георгия Конисского) в Могилёве. 1762–1785 гг. Фотография. 2016 г. Архиерейский дворец (дворец свт. Георгия Конисского) в Могилёве.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Скачать epub pdf Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.) Алмаатинская епархия 1993 Мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Усть-Каменогорске. Серафимо-Феогностовская Аксайская мужская пустынь. Архангельская епархия Антониево-Сийский мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в д. Сия. Женский мон. во имя св. ап. Иоанна Богослова в г. Архангельске. Мужской мон. во имя св. прав. Артемия Веркольского в д. Верколе. Соловецкий мужской мон. в честь Преображения Господня (ставропигиальный). Астраханская епархия 1994 Мужской мон. во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Астрахани. Барнаульская епархия 1994 Димитриевский мужской мон. в г. Алейске. 1994 Женский мон. в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в г. Барнауле. 1995 Женский мон. в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Яровое. Женский мон. во имя св. вел. кн. Александра Невского в г. Бийске. 1995 Женский мон. при церкви в честь Богоявления в г. Камень-на-Оби. 1994 Мужской мон. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в с. Коробейниково. 1996 Свято-Иоанновский женский мон. в с. Кислуха. Скит в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в с. Ребриха. Белгородская епархия Женский мон. во имя свв. жен-мироносиц Марфы и Марии в с. Зимовеньки; при нем скит. Брестская епархия Мужской мон. при храме во имя св. Афанасия в с. Аркадия. Брянская епархия Мужской мон. в честь Свенской иконы Успения Пресвятой Богородицы в п. Супонево. Одринская женская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Площанская пустынь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, мужской мон. виленская епархия Женский мон. во имя св. равноап. Марии Магдалины в г. Вильнюсе. Мужской мон. в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в г. Вильнюсе. Винницкая епархия Женский мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Браилове. Мужской мон. во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, в г. Шаргороде. Витебская епархия Женский мон. в честь Успения Пресвятой Богородицы при Ильинском храме в г. Орше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Чернигов. Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий собор — кафедральный собор Черниговской епархии Украинской Православной Церкви. Ранее входил в комплекс Троице-Ильинского монастыря и являлся его главным храмом. Построен в стиле украинского барокко на средства гетмана Украины Ивана Мазепы. К концу XVII в. в связи с почитанием чудотворной иконы Ильинской Богоматери число братии и паломников увеличилось, и Ильинский храм стал тесен. В 1679 г. при Лазаре (Барановиче) архиепископе Черниговском по проекту виленского архитектора И. Баптиста-Зауера к западу от Ильинской церкви заложен собор во имя Св. Троицы. Однако строительство не велось из-за отсутствия средств. В 1688 году, после избрания на гетманство, Иван Мазепа выступил ктитором собора. Он выделил для строительства собора из личных средств 10000 золотых монет, а 8 мая 1688 года гетман Мазепа издает Универсал, которым закрепляет для обеспечения строительства собора все мельницы на реке Рети. Собор был освящён 20 июля 1695 года, и ему была передана чудотворная икона Ильинской Богоматери. В пятиглавом храме было 3 престола: главный - во имя Св. Троицы, правый - во имя вмц. Варвары, левый - во имя праведных Иоакима и Анны. В основу собора положен тип крестовокупольного храма. По обеим сторонам западного фасада имеются две башни, которые увенчаны высоким верхом. Архитектор собора - талантливый вильнюсский зодчий Иоганн-Баптист Зауэр (Иван Баптист). На соборе была выгравирована надпись, что собор возведен " коштом ясновельможного его милости пана Иоанна Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожского " . В 1805 году эта надпись была стерта. На входе в собор был нарисован портрет Ивана Мазепы в образе святого Иоанна Предтечи. В XVII в. собор был расписан, однако почти вся роспись, кроме центрального купола, уничтожена пожарами. В XVIII в. были произведены новые барочные росписи, позднее также поврежденные, а в конце XIX в. обновленные. Главной художественной доминантой интерьера был огромный пятиярусный барочный иконостас, но до нашего времени он не сохранился. Существующий сейчас сделан в первые послевоенный года в упрощенной форме. В подвале, размещенным под собором, находятся пять больших помещений, разделенные стенами-сводами. Со второй половины XVIII ст. здесь хоронили черниговских архиереев, из которых самым выдающимся является преосвященнейший Филарет (Гумилевский). В одной из камер семейный склеп графов Милорадовичей. В 1808 г. при пожаре пострадали Троицкий собор, трапезная Введенская церковь и кельи, вскоре восстановленные.

http://sobory.ru/article/?object=05569

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010