В этом монастыре ныне имеются три ЦЕРКВИ: 1) соборная Живоначальной Троицы холодная, по которой и монастырь именуется Троицким, строенная в 1681 году, а в 1756 году Архимандритом Илией Веприцким возобновлённая; 2) над святыми воротами во имя Всех Святых, холодная же, построенная в 1715 году; 3) во имя Святого Чудотворца Николая с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы тёплая, построенная в 1724 году; 4) с западной стороны соборной церкви над папертью – КОЛОКОЛЬНЯ с боевыми часами; 5) сверх того, около монастыря – ОГРАДА деревянная, с четырьмя воротами и наугольными довольно возвышенными башнями. В этом монастыре Настоятельство было прежде Архимандричье и Игуменское, а по состоянию духовных Штатов находится Строительское. Прибавление Селецкий Спасский монастырь Девичий. Находился в бывшем Польском Королевстве, а основан Преп. Евфросинией, Княжной Полоцкой, он то же что и Полоцкий Спасский (см. Четьи Минеи, Май 23. Селецкий Троицкий монастырь Мужской, находился в Минской Епархии в Воеводстве Минском же и был приписан к Виленскому Святодухову монастырю, а потом обращён в Униатский. Селижаров Троицкий монастырь Мужской 3-классный, Тверской Губернии и Епархии, находиться в Осташковском уезде, при соединении рек Волги и Селижаровки от которой и название своё получил. Как этот монастырь прежде сего был в Ржевском уезде, то и именовался Ржева Владимирова Троицкий Селижаров (монастырь). Монастырь этот принадлежал к Синодальной области, а потом был в ведении Преосвященных Епархиальных. Крестьян имелось за ним 2.785 душ, по штатам же положен в 3 классе степенью 70. Настоятельство в нём издавна Игуменское; ибо Гурий, Игумен Селижарова монастыря поставлен первым Архиепископом в Казань при Царе Иоанне Васильевиче; потом в 1680 году упоминается тут Игумен же Евфимий. Князь Волоцкий Фёдор Борисович, в 1513 году скончавшийся, дал вкладом в этот монастырь свою вотчину в Горыншинской волости Хрестци да Голенково с угодьями, с лесом и с бортью (см. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2) КЕЛЬИ Настоятельские и братские двухэтажные; 3) вне монастыря каменные ДОМА, отдаваемые в оброк для постоя. Все сии здания крыты черепицей; 4) с одной полуденной стороны монастыря ОГРАДА каменная, а прочие застроены жилыми покоями и службами. Этот монастырь с самого основания своего состоял под ведением Константинопольских Патриархов до присоединения Польских областей к России, а потом, по учреждению Минской Епархии, – в ведении Епархиальных Архиереев. Содержание своё получал от вышеупомянутых домов, отдаваемых в оброк, и от пахотной земли, которой за ним и доныне находится 1.528 десятин, 1.207½ квадратных сажен, да 13 мест без меры. В 1797 году, Июля 19, положен во 2 классе. Настоятельству Архимандричьему определено быть в ней с самого ещё начала заведения, которое и было несколько времени, а потом, до 1797 года, Игумены с ношением наперсного креста и с наименованием: Старшие Виленские. В 1797 году с положением монастыря во 2 класс учреждена Архимандрия, и доныне продолжающаяся; к этой обители приписаны ещё два заштатных монастыря. Виленский Троицкий монастырь Находит внутри города Вильны, расстоянием от Святодухова в 300 саженях. Построен, как выше сказано, в конце XVI столетия и учреждена при нём школа, Типография и богадельня; но во время бывшего в Польше гонения на православие этот монастырь уклонился к Унии и ныне занимается Базилианами Униатскими. Строения в нём все каменные, крытые черепицей. Главная же церковь – во имя Живоначальной Троицы. Винницкий Благовещенский монастырь Подольской Епархии 2 класса девичий, находящийся внутри города Винницы, по которому и название своё имеет, построен в 1635 году по дозволению Польского Короля Владислава IV, иждивением Брацлавского Воеводства подсудки, коронного Секретаря Михаила Кропивницкого при Игуменье Ангелине. После того и Король Август III привилегией свой подтвердил все права, денные Владиславом IV. Строения в монастыре сем ныне все деревянные и обветшавшие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Благовещения Божьей Матери, почему монастырь именуется ещё Благовещенским;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Кроме того, в Потеевских изданиях и ватиканском списке все подписи произвольно помещены в самом начале грамоты вслед за ее заглавием, чем осязательно разрывается состав грамоты, а в списке Музея пропаганды подписи находятся в конце грамоты, как и естественно. Наконец, в этом последнем списке подписи изложены в таком виде, как действительно могли подписаться подписавшиеся, например: «Мисаил, священный епископ Смоленский, елект на митрополию Киевскаго престола и всея России. Иоанн архимандрит лавры Печерской в обители св. богоносных отец Антония и Феодосия. Макарий, архимандрит виленский обители Св. Животворящия Троицы. Иоанн Хоткевич, наместник витебский, в войсках гетман наивышшый. Якуб, наивышшый писарь литовский...» А в обоих потеевских изданиях и ватиканском списке грамоты к подписям сделаны пышные добавления, например: «Пречестный в Бозе отец, освященный епископ Смоленский Мисаил, выбранный елект на митрополию и пр. Честный в законе отец Иоанн, архимандрит славныя лавры... и пр. Достойный и в благочестии сияющий, честный отец Макарий архимандрит... Благородный и великонарочитый в палате Иван Хоткевич... Благоразумный в законе Божием пан Якуб, наивышшый писарь...» и пр. Потей при издании грамоты, вероятно, намеренно поместил подписи в начале ее и с такими пышными добавлениями, чтобы сильнее подействовать на православных читателей. Двое из подписавшихся под грамотою, Якуб, писарь литовский, и Иван Солтан, прибавили каждый в конце своей подписи слова: «Послуживый в послании сем», откуда и заключают, что они были составителями грамоты и даже послами с нею к папе Сиксту IV. Между бумагами новогрудского магистрата находится протокол, составленный в 1739 г. королевскими комиссарами, в котором они свидетельствуют, что им представлены были некоторые документы, принадлежавшие новогрудской Борисоглебской соборной церкви и монастырю, и в том числе: 1) запись 6988 (1480) г., данная означенной соборной церкви новогрудским войтом Макаром Кудричем на имя Смоленского владыки Мисаила (а не Михаила — такого Смоленского владыки тогда вовсе не было), и 2) запись 6988 г., данная той же церкви мещанином Волочком на имя того же Смоленского владыки (архимандр.

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

При соборе Пречистенском, как видно из того же завещания, существовала особая «каплица», или придельная церковь, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы фамилии Солтанов, служившая для них усыпальницею и, может быть, основанная еще при митрополите Иосифе Солтане, принадлежавшем к их фамилии: в этой каплице ежедневно совершалась ранняя литургия . Самый собор Пречистенский поправлен и перекрыт в 1555 г. виленскими бурмистрами и радцами, испросившими на то благословение от митрополита Макария . Виленский Свято-Троицкий монастырь, доселе очень бедный и не имевший никаких фундушей ни от кого, получил первый значительный фундуш от князя Матфея Никитича Головчинского, который, желая быть погребенным в этом монастыре, записал на него два своих имения-фольварка: Свинтыники (в 1536 г.) и Пурвиники (в 1539 г.), находившиеся в Ковенском повете . В Новогрудке в первый раз упоминается в 1554 г. Свято-Троицкий монастырь, который подскарбий Иван Андреевич Солтан называл своим и на который завещал он десятину с одного своего имения . В местечке Жировицах, неподалеку от Слонима, принадлежавшем к епархии митрополита, другой подскарбий Солтан, по имени Александр, может быть брат Ивана Андреевича , основал в 1549 г. Жировицкий Успенский монастырь по случаю явления на этом месте чудотворной иконы Богородицы, доселе находящейся в обители . В местечке Соломеречье, неподалеку от Минска и, следовательно, также митрополичьей епархии, князь Иван Васильевич соломерецкий с своею супругою основал Покровский Соломерецкий монастырь, на который в 1540 г. сын князя Василий Иванович записал несколько людей с освобождением их от своего суда и пошлин . В местечке Сурдегах, ныне Ковенской губернии, находившемся в пределах той же епархии, в котором еще в 1510 г. построена была православная приходская церковь помещиком Богданом Шиш-Ставецким, а в 1530 г. построена и другая церковь во имя Пресвятой Троицы по случаю явления здесь над одним ключом чудотворной иконы Божией Матери, основан в 1550 г. Сурдегский Свято-Духовский монастырь местною владелицею Анною Шишанкою-Ставецкою .

http://sedmitza.ru/lib/text/436044/

Поэтому на королевскую грамоту, данную на настоящем виленском сейме, следует смотреть не как на свидетельство благоволения короля Сигизмунда Августа собственно к православным, но как на акт его веротерпимости по отношению ко всем исповеданиям христианским — акт, которым желал король уравнять по гражданским правам всех дворян великого княжества Литовского, какого бы исповедания христианского они ни держались: римского, православного или протестантского. Следует присовокупить, что это же самое постановление виленского сейма Сигизмунд Август подтвердил с некоторыми новыми разъяснениями и на гродненском сейме 1 июля 1568 г. , объявив, что впредь оно не должно нуждаться в новых подтверждениях, а должно сохранять свою силу навсегда . Хотя многих из православных панов увлекло тогда протестантство, но все же еще оставались между ними и приверженные к вере отцов, и усердные к православным храмам и обителям. Князь Януш Козмич Жеславский вместе с материю своею княгинею Анастасиею Гольшанскою, исполняя волю покойного родителя, подарил (12 июня 1556 г.) своему «дворецкому» монастырю во имя Пресвятой Троицы три села со всеми землями и угодьями, данями и доходами, монастырь этот упоминается теперь в первый раз. Князь Константин (Василий) Константинович Острожский, воевода киевский, дал (12 января 1560 г.) Киево-Михайловскому Златоверхому монастырю по просьбе игумена и братии островок Обрубный на верхнем конце Чарторыя, два озера, Петриково и Плоское, и сеножати, которыми монастырь будто бы владел и прежде. Князь Иван Федорович Чарторыйский, справца воеводства Киевского, вместе с наместником киевского воеводы Федором Тишею отдали земельные владения находившегося тогда в запустении Кирилловского монастыря пяти попам замковой Николаевской церкви в Киеве, и король утвердил (23 июня 1565 г.) это даяние. В Слуцке упоминаются два новых монастыря, прежде неизвестные: монастырь святого пророка Илии (1556) и монастырь Николаевский Мороцкий (1558), одолженные своим существованием, вероятно, благочестию слуцких православных князей или граждан .

http://sedmitza.ru/lib/text/436053/

Т. 2. С. 329). Сторонники «направления» прп. Иосифа Волоцкого, чья позиция отразилась в решениях Стоглавого Собора, тоже были «нестяжателями», понимали «нестяжание» как строгое выполнение лично каждым монахом одного из основных монашеских обетов - бедности, отсутствия или ограничения личной собственности, хотя корпоративная собственность монастыря могла при этом быть весьма значительной, но традиционно рассматривалась как «нищих богатство» и использовалась часто на нужды благотворительности, помощь во время голода, кредитование крестьян, т. е. организацию производства и т. д. Эти взгляды проявились в деятельности Иосифова Волоколамского, Троице-Сергиева и ряда др. крупных монастырей. Аскетические идеалы и поборников скитского жития, и приверженцев общежительства оказали существенное влияние на хозяйственную этику Православия, формируя такую ее черту, как праведное отношение к богатству. Монастыри в Зап. Руси развивались в этот период в менее благоприятных условиях, нежели в Северо-Восточной. Самым значительным оставался ставропигиальный Киево-Печерский монастырь, подчиненный непосредственно К-польскому патриарху. Сохранялись и др. монастыри в Киеве - Выдубицкий, в Вильно - виленский во имя Святой Троицы монастырь , в Троках (ныне Тракай, Литва) - Рождества Пресв. Богородицы, во Владимире-Волынском - св. Михаила, св. Апостолов, в Полоцке - Спасо-Евфросиниев, святых Бориса и Глеба на Бельчицах, близ Луцка - Жидичинский и в др. городах. В XV в. основывались новые мон-ри (св. Георгия во Львове, Михайловский Городецкий в Полоцкой епархии, св. Илии в Слуцке и др.), однако данные о них отрывочны. В 1-й пол. XVI в. мон-ри создавались и существовали благодаря пожертвованиям, во 2-й пол. века пособия и благотворительность значительно оскудели. Приобрело широкие масштабы такое явление, как раздача монастырей светским лицам, новые владельцы заботились не столько о мон-рях, сколько о своих доходах. В кон. XVI - нач. XVII в., при Львовском еп. Гедеоне (Балабане; † 10 февр. 1607), наблюдалось возрождение монашества, в основном в пределах Галиции, что было связано с деятельностью прп.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

1534 Собр. др. акт. и грам. г. Вильны, Ковна, Трок, ч. II, 42. Вместо церкви Св. Троицы, оставленной за униатами, король предоставил православным еще три церкви: Воскресения Христова, св. Иоанна и св. Юрия на предместье, т. е. участки этих церквей; см. Макарий, Ист. рус. цер., XI, 439. 1535 «W szkoach te Kijowskich у Wileskich nieunitów po graecku у polacinie uczy pozwolamy tak jednak, eby humaniora tylko non ultra dialecticam et logicam uczyli». См. Арх. ю.-з. России, ч. I, т. VI, стр. 694; тоже у Макария, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 513. 1536 Игумен Самуил должен был выдерживать жестокие нападения на Св.-Духовский монастырь и на православных со стороны настоятеля униатского монастыря Дубовича и фанатиков-монахов; см. подробности в Вилен. Акт. VIII, стр. 121–126. 1537 Макарий, Истор. рус. цер., т. XI, стр. 510. О Митрофане Дементьяновиче, см. Вил. Арх. Сб., II, 40 и Вил. Акт., стр. 117. 1538 Впрочем, надо заметить, что большинство книг братской библиотеки было увезено Мелетием Смотрицким, который перейдя в унию, не возвратил братству этих книг; Макарий, И. Р. Ц., XI, 379. 1539 Полное заглавие этой книжки: «Эхо жалости на голос рыдающего по неоплаканной смерти патрона своего, отзывающееся в конгрегации студентов св. Константина и Елены, при церкви Св. Духа»; Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 513. Кроме студенческого придела в братском Виленском монастыре был особый предел и для торговцев г. Вильны, во имя св. Иоанна Евангелиста, ibid., стр. 515. 1540 Акт. юж. и зап. России, т. II, 58. О состоянии Виленской брат. школы за время ректорства Иосифа Бобриновича, см. Харламповича, «К ист. зап. рус. прав.» 41–43. 1541 См. также запись земельных угодий в пользу православной Церкви и отдачу этих угодий под защиту и в распоряжение Виленского Св. Духова монастыря, сделанную помещиком Василием Пришихотским, в 1635 году, в Акт. Вил. Ком., т. II, стр. 67. 1542 Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 513–517. Завещание Азарича весьма любопытно. Вил. Акт, т. IV, стр. 470, см. также и стр. 476.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Жировицкого Архимандрита Тихона   Рапорт.   Не будучи сторонником действующего аппарата церковной Власти в Польше, нижеподписавшийся, тем не менее, не считает возможным из соображений подхалимства или самосохранения уверять представителей упомянутой власти в том, что «на Шипке все спокойно» и тем вводить в заблуждение Высшие органы действующего аппарата влады , стоящие вдали от народного моря, начинающего волноваться уже совершенно недвусмысленно. Речь идет все о том же новом стиле. В дополнение к секретному моему рапорту на имя Вашего Преосвященства 24/VI за 67, настоящим почитаю долгом донести Вашему Преосвященству, как Члену Синода, на предмет высших соображений, что начиная с 5/VII с.г., т.е. за два дня до праздника Рождества Предтечи по ст[арому] ст[илю] в Жировицкий Монастырь начали стекаться богомольцы из самых отдаленных уездов епархий Гродненской, Полесской и Виленской, из б[ывшей] Минской губ[ернии]; прибыли и с Волыни. Силою вещей и обстоятельств состоялся торжественный праздник по ст[арому] ст[илю], причем у пришедших богомольцев наблюдался подъем духа необычайный и чрезвычайное религиозное воодушевление. Безразличных прежде белорусов было не узнать. Богомольцы собирались группами и с оживлением рассказывали друг другу, как по дороге их встречали полицейские и не советовали идти на богомолье в Жировицы, «ибо там уже празднуют по-польску», но люди не верили и шли к своей родной святыне, дабы убедиться во всем лично; другие заявляли, что они-де у себя в церкви, когда им было объявлено о н[овом] ст[иле], закричали: не хотим святковать по-Римски, будем святковать по-Иерусалимски, как святковали деды наши (Минск[ая] губ[ерния]); третьи сообщали, что когда ретивые полицианты возбраняли им работать в праздники по н[овому] ст[илю] – они протестовали и дело дошло до столкновения «вооруженных Голиафов с бедным Давидом, который имел лишь камень» – выражение крестьян Кобр[инского] у[езда]. Имеются совершенно верные сведения, что в с[елах] Белавичах, Буле и г. Косове – Пинской еп[архии] в день Иоанна по н[овому] ст[илю] в церквах совершали торжественные службы Троицы: «поп, дьяк и [неразб.]», ибо все люди, проклиная «попов», демонстративно шли на работу, говоря: «то польское свенто, а наше еще прейде» .

http://bogoslov.ru/article/6192400

Олелько Владимирович и сын его Симеон, князья киевские, пользовались в Литве и Южной Руси большим уважением. Многие русские и литовские князья после смерти Витовта, и потом в другой раз после смерти Сигизмунда Кейстутовича, предлагали Олелька на литовский великокняжеский престол: но поляки устранили его в оба раза. В правление Казимира, Литва также хотела отделиться от Польши и возвесть на свой престол сына Александрова, Симеона, князя киевского: но и он не был в этом деле счастливее своего отца. Слуцкие князья были благотворителями православной церкви. Дочь Симеона Михайловича, Александра, была замужем за князем Константином Ивановичем Острожским. (Stadnickiego, Bracia Wladislawa Iagelly, p. 154). Сын Симеона, Юрий, женат был на дочери князя Николая Радзивила, канцлера литовского и воеводы виленского, Елене, и умер в 1542 году. Из сыновей Юрия, Симеон был одним из мужей знаменитой Гальшки Острожской; другой, Юрий, дожил до смерти Сигизмунда Августа и был в числе избирателей короля Генриха Анжуйского. Дочь этого Юрия и Екатерины Кишки, София, последняя отрасль князей слуцких, жившая у своего дяди Иеронима Ходкевича, как богатая невеста, была предметом спора между Радзивилами и Ходкевичами, и досталась Янушу Радзивилу, сыну Христофора, внуку Николая Рыжего. 235 По смерти ее в возрасте 25 лет, в 1612 или 1617 году, в дом Радзивилов перешли все имения слуцких князей. 236 В Слуцке были монастыри Св. Троицы и Ильинский (Минск. акты, 16). Время основания Троицкого монастыря неизвестно, но в XV веке он уже часто упоминается в актах (А. 3. Р. I, 56, 94, 98, 99). В 1489 году полоцкий архиепископ Иона, избранный на киевскую митрополию, посылал в Царьград, за благословением к патриарху, слуцкого архимандрита Иосифа (Вилен. Археогр. Сб. I, 2). Впоследствии этот Иосиф (Болгаринович) был епископом смоленским и, наконец, митрополитом: но имя его не с уважением вспоминается в истории западнорусской церкви. Другой архимандрит слуцкий, Иосиф, присутствовал на виленском соборе 1509 г. 237 В XVI веке упоминаются в Слуцке церкви: Успенская соборная, Никольская, Рождества Богородицы и Иоанна Крестителя (Собр. Минск, грам. 25, 29, 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Получив указ Святейшего Синода, от 31 минувшего марта за 2292, о назначении викария Литовской епархии Евсевия епископом Подольским и Брацлавским, я ныне же поставил в обязанность сему преосвященному, прежде отправления его к новому назначению, все находящиеся у него дела управления, а также суммы и имущество Пожайского монастыря и архиерейского Ковенского дома передать впредь до назначения ему преемника: то, что находится в Пожайском монастыре, наместнику оного игумену Никодиму, а то, что находится при Ковенском архиерейском доме, протоиерею тамошнего собора благочинному Захарию Суханову; о суммах же сделать предписанный расчёт с консисторией. С тем вместе синодальный указ передан мною в консисторию для исполнения по оному соответственно прописанному выше моему распоряжению. Долгом поставляю донести о сём Святейшему Синоду. Святейшему Правительствующему Синоду, от 14 апреля за 1119, с донесением об освящении пещерной церкви Виленского Святодухова монастыря Вследствие разрешения, данного мне Святейшим Правительствующим Синодом в указе, от 18 декабря прошлого 1850 года за 12743, в подалтарном склепе Церкви Святодухова Виленского монастыря устроена новая церковь во имя св. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, и пещерная сия церковь освящена мною в нынешний 14 день апреля, то есть в день, в который церковь празднует память сих святых. О чём долгом поставляю донести Святейшему Синоду. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 17 апреля за 1136, с уведомлением об освящении Благовещенской церкви, предназначенной для войск, квартирующих в Вильно С давнего времени существовала в Вильно Православная церковь военного ведомства, устроенная из Римско-католического костёла Св. Троицы. Эта небольшая церковь , с течением времени, пришла в совершенное запустение, и только в последние годы восстановлена инженерным ведомством военных поселений. Здешнее окружное инженерное управление уведомило меня, от 10 минувшего марта, о полученном предписании департамента военных поселений от 24 февраля, что Государь Император , по всеподданнейшему докладу о присвоении особого причта сказанной церкви, предназначенной для войск, квартирующих в Вильно, Высочайше отозваться соизволил, что отправление богослужений в сей церкви может быть возложено на священно и церковнослужителей Святодухова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010