В начале XVIII века, как и прежде, главное внимание русского правительства в сношениях его с Польшею было обращено на положение русского православного народонаселения в польских владениях. 8 марта 1700 года русский резидент в Польше стольник Судейкин получил царскую грамоту: «В девятой статье мирного договора сказано, что людям благочестивой греко-русской веры в Короне Польской и Вел. княж. Литовском никакого утеснения к вере римской и к унии принуждения быть не должно: а ныне к нам, великому государю, донесено, что православных людей в Литве бискупы и езувиты и доминиканы и прежние униаты и шляхта разоряют, в унию насильно приводят и бьют, монастыри и церкви отнимают, а именно, недавно в Пинском повете монастырь Цеперский, принадлежащий виленскому братству св. духа, отнял насильно и в унию отдал князь несвижский Радзивил, канцлер Вел. княж. Литовского, и приобщил ко владениям митрополита униатского Зеленского; а в воеводстве Минском новоумышленною злобою те же гонители умерших православных христиан по древнему обыкновению хоронить не дают, и такого злобного и мирному договору противного гонения на православных, как ныне в стороне королевского величества чинится, никогда не бывало, что нам, великому государю, удивительно и болезненно показалось слышать. И ты бы королевскому величеству, сенаторам, канцлерам и иных чинов ближним людям говорил, чтоб королевское величество, по должности договоров вечного мира, приказал монастырь Цеперский возвратить по-прежнему православному виленскому братству сошествия св. духа, и православных христиан в унию не обращать, и умерших хоронить по древнему обыкновению, и впредь на такое неистовство дерзать заказал жестокими указами. А если сенаторы станут тебя спрашивать, кто именно нам жаловался, то отвечай, что имен этих людей объявить невозможно, чтоб им за то и пущего разорения не учинилось». Сенаторы пропели резиденту старую песню, что у них насильно в католическую веру никогда никого не обращают, а если кто добровольно обратится, принимают. «Какое же это добровольное обращение, когда обращенные жалуются царскому величеству на насилия?» – возразил резидент. Сенаторы отвечали, что ничего не знают о поступке Радзивила, однако указ королевский о том к нему пошлют.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1622 г. М. издал 3-ю книгу, посвященную защите правосл. иерархии,- «Elenchus pism uszczypliwych, przez zakonniki zgromadzenia wileskiego w. Troyce wydanych, napisany przez zakonniki cerkwie Zejscia w. Ducha» (Опровержение язвительных писем, изданных монахами виленской общины Св. Троицы, написанное монахами церкви Сошествия Св. Духа). Острие критики М. направляет в этот раз против униат. брошюры «Письмо монахам виленского монастыря церкви Св. Духа». В конце он опубликовал «Апендикс. На экзамен Обороны Оправдания». Фактически автор подвел итог полемике по вопросу о легитимности восстановленной правосл. иерархии. Он углубил тезисы об отступничестве униат. иерархов от церковных канонов и норм нравственности. В сочинении много говорится об исповедническом подвиге братии виленского Свято-Духова мон-ря. М. защищает антиуниат. действия казаков, к-рые с оружием в руках обороняют веру «хлопов». Он восхваляет «рыцарские» победы казачества и политику гетмана П. К. Сагайдачного. Предупреждением униатской партии прозвучал сюжет о «коварных» действиях Кунцевича по насаждению унии. Интересны экскурсы М. в ситуацию, сложившуюся в многоконфессиональном Вильно и др. городах, критические замечания о недостатках церковной жизни того времени. Писатель мастерски использует приемы ораторского искусства: аффектацию, риторические вопросы, анафоричность, нанизывание синонимических рядов. Публицистичность усилена за счет активного использования, как и в предыдущих сочинениях, пословиц и народных выражений. В ответ на «Эленхус...» игумен мон-ря Св. Троицы в Вильно Антоний Селява опубликовал «Antelenchus» (Антиопровержение) (Вильно, 1622). Автор защищает унию, критикует «еретические учения», осуждает действия запорожского казачества. В нач. 1623 г. была издана брошюра «Justificacia niewinnoci do najwyszej i pierwszej po Panu Bogu swej zwierchnoci i zarzdzona od nowo legitime podniesionej hierarchiej . Cerkwie Ruskiej» (Обоснование невиновности по отношению к высшему и первому после Господа Бога своему верховенству и установленной законно новорукоположенной иерархии святой Церкви Русской). Эта небольшая брошюра адресована кор. Сигизмунду III. От имени правосл. епископов ее подписал митр. Иов (Борецкий), но автором, несомненно, был М. В произведении доказывается легитимность правосл. иерархии и ее лояльность королю и Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/2562844.html

Магистрат обвинял Порошку в оскорблении короля, в обжаловании его действий перед великим князем Московским, в испрашивании у последнего милостыни («ялмужны») для новостроившейся в Вильне русской братской церкви во имя сошествия Св. Духа, в доставлении им для этой церкви елея («олейка») и антиминса («антимиса»). Надо было видеть, как встрепенулось все братство и какое участие проявило оно для выяснения этого дела. 21 декабря того же года оно собралось в обыкновенном месте своих заседаний в полном составе, – по свидетельству присутствовавшего возного «более чем в числе 500 человек, из сословий: дворянства, мещанства и поспольства». Из среды собравшихся выступили два братчика: Карп Лазарович и Григорий Жданович, и во всеуслышание повели такую речь: «братья! до нас дошла весть, что в доме собратчика нашего Виленского мещанина Ивана Васильевича Порошка виленским магистратом положен позов, которым он приглашается в тайный (коллегиальный), криминальный суд по обвинению его в желании обесславить его королевское величество перед московским великим князем. Порошко, будто бы жаловался последнему на нашего Государя и подавал Московскому Князю просьбу («супликацию»), в которой испрашивал денег, а также получил из Москвы какой-то елей и антиминс для новостроящейся в Вильне братской церкви во имя сошествия Св. Духа, и что все эти поступки были им совершены, будто бы, по совету и при содействии некоторых помощников из нашей среды. Мы об этом ничего не слыхали, и не для того мы вступили в снятое братство, чтобы в нем совершалось что-либо преступное против его королевского величества и дорогого нашего отечества – речи посполитой, а лишь для того, что мы увидали в нем высокую цель, состоящую в приумножении славы Божией, в оказании помощи нашей убогой братии, чтобы она не скиталась по улицам, в расширении познания Закона Божия, в приглашении людей ученых, чтобы они могли нами руководить, учить добру, утверждать в христианстве, удалять от зла и вселить верноподданнические чувства к его королевскому величеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В ризнице и библиотеке монастыря хранится не мало достопримечательностей. В первой находятся: пять Евангелий, из которых 3 печатаны в Вильне при Свято-Духовом монастыре, одно в Евье, одно в Москве, в 1657 г.; пожертвованный в 1626 г. Чарковскими напрестольный серебряный крест; серебряный вызолоченный двухаршинный крест на серебряном пьедестале 1641 г.; серебряный вызолоченный напрестольный крест 52 пробы, пожертвованный в 1690 г. Ив. Лодыгиным в церковь Сошествия Св. Духа за Пречистенскими воротами в Москве; серебряный потир 78 пробы 1594 г., который был вкладом царя Феодора Иоанновича в московскую Зачатьевскую церковь в Зарядье, в Китай-Городе, и, наконец, другие пять серебряных потиров XVII века, пожертвованных В.Яцынкевичем и В.Захарьевичевой (1620 г.), А.Доросеевичевой и Е.Шитиковой (1628 г.), Е.Зяловским (1642 г.), П.Дорофеевичем (1645 г.) и Г.Сенчиллой и женой его А.Соколовской (1685 г.). – В монастырской библиотеке хранятся: Требник Петра Могилы киевской печати 1646 г.; Триодион черниговской печати 1685 г.; Евхологион или Требник в 1/8 листа виленской печати 1697 г.; свыше 40 книг киевского, черниговского, почаевского, московского и петербургского изданий XVIII в., а также множество древних редких изданий на славянском, русском, польском, греческом, латинском, французском и английском языках, например, базельское издание 1553 г. Vitae Plutarchi, краковское издание 1595 г. Kasania Skargi, лионское издание 1606 г. Opera Ioannis Cassiani, нарбонское издание 1613 г. Iohannis Piscatoris commentaria, киевское издание 1627 г. Славяно-российского лексикона Памвы Берынды, московское издание 1647 г. на славянском языке Лествицы прп. Иоанна, кельнское издание 1655 г. Lux Evangeliorum, Библия московскаго издания 1663 г., «Ключ разумения» львовского издания 1665 г., кельнское издание 1684 г. Magnum speculum exemplorum. История Стрыйковского на польском языке, напечатанная готическим шрифтом в Кролевце в 1582 г., и, наконец, около ста рукописных грамот, привилегий и разных монастырских актов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав преосвященного Рафаила, архиепископа Киевского, доношения и при нём присланного к его преосвященству доношения ж обретающегося великого княжества Литовского в городе Слуцке архимандрита Иосифа Оранского на Виленского бискупа Михаила Занкевича, который вельми грозную и веру православную уничтожающую выдал ингибицию, и о прочих его бискупских к возмущению являемых на благочестие угрожениях; а по справке в Канцелярии Святейшего Синода в прошлых 1733 г. февраля 6-го и 1739 г. августа 31 числа по доношениям его ж преосвященства и по представлениям к его ж преосвященству помянутого Оранского архимандрита Иосифа о наносимых и несносных на православные церкви гонениях и обидах, происходящих от униатов, в Коллегию Иностранных Дел посланы указы и при них для надлежащего рассмотрения с писем того архимандрита Оранского сообщены копии, а потом по доношениям же преосвященного Иосифа, епископа Белорусского, о насильном отнятии из епархии его на унию поляками православных церквей, и о воспрещении вместо сгоревших вновь строить церквей же, и о происходящих мятежах, и разорениях, и смертных убийствах, и о прочем в Кабинет Его Императорского Величества сообщено 1739 г. октября 17; потом же для Высочайшего рассмотрения высокославной и вечнодостойной памяти Её Императорскому Величеству доклад подан июня 4 числа прошлого ж 1740 года; да в том же 1740 году июня 2 дня при поданном Святейшему Правительствующему Синоду великого княжества Литовского города Вильны монастыря Сошествия Святого Духа старшего иеромонаха Иеронима Волчанского доношении в выданных оного княжества Литовского из канцелярии воеводств выписях объявлено, что до той обители принадлежащие в разных того княжества местах обретающиеся православные монастыри и церкви поляки разорили и пограбили, и монахов ругательно били, и прочие дерзости чинили, а ксендзы их из веры православно-восточного исповедания людей в свой римский закон принуждали и чинили к тому великое насилие, також и ныне совращение чинят, по которому доношению от Святейшего Правительствующего Синода того ж года июля 2 дня сообщением от Кабинета ж Его Императорского Величества требовано милостивого защищения и обороны; какие же именно учинены обиды, о том при том сообщении экстрактом представлено, точию на оные представления резолюции о поныне не воспоследовало. Того ради приказали : воспомянув о вышепомяненных от Святейшего Синода представлениях с помянутых ныне присланных от архимандрита Иосифа ингибиции и прочего учиня копии, для представления Его Императорскому Величеству о всемилостивейшей от таковых в Польше и Литве благочестивым людям гонения и святым церквам разорения и грабления обороне сообщить в Кабинет Его Императорского Величества, а к преосвященному Рафаилу, архиепископу Киевскому, послать для ведома указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 4097.jpg:   Размер: 681x1200, 0.82 MPix, 201 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (176) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 4099.jpg:   Размер: 731x1200, 0.88 MPix, 184 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (142) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4101.jpg:   Размер: 701x776, 0.54 MPix, 69 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (151) , (1) . Описание: [Россия. 1980-е.] Св. Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские с житием. Л.С. Курзенков. Икона. Россия. 1980 - 1985 годы. Храм Сошествия Св. Духа Виленского мужского монастыря. Файл 4102.jpg:   Размер: 1162x1200, 1.39 MPix, 297 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (224) , (2) . Описание: [Москва ] Святые Литовские (Виленские) мученники: Святой Антоний Виленский, Святой Евстафий Виленский, Святой Иоанн Виленский Именная икона (50Х70 см. Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 19140.jpg:   Размер: 550x721, 0.4 MPix, 314 Kb. Дата: 2012-08-14, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 7 (161) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1216-photo

146 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй не пожелай (чужого), и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла, и так любовь есть исполнение закона. 147 Что в этом месте посл. ап. Павла (ср. то же кратко Гал.5:14 ) πλρωμα νóμου не имеет смысла legi satisfacere, это видно, во-первых, из того, что в других местах у него идет речь о соблюдении заповедей, которое обозначается термином τρησις ντολν θεο ( 1Кор.7:19 ), во-вторых, из того, что любовь у него изображается в чертах христианстки-абсолютных. 244 Вступительная лекция в курс Истории философии, произнесенная 15 сентября 1907 г. студентам 2-го курса Московской духовной академии. 249 Первую, гносеологическую, точку зрения Паульсен разъясняет в специальной монографии в Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie (B. I. 1877). Ueber d. principiellen Unterschiede d. erkenntnistheoretischer Ansichen, вторую, метафизическую, намечает попутно в своей известной книге о Канте (Иммануил Кант, его жизнь и учение, перев Лосского, 2-е изд., Спб. 1905, стр. 7–9) 250 См. замечательную диссертацию проф. М. А. Остроумова. История философии в отношении к откровению, Харьков, 1886, стр. 68 след. 251 См. двухтомное исследование Renouvier: Esquisse d’une classification systématique des doctrines philosophiques. Paris Tt. I–II, 1885–1886. 252 Специально в предисловии к курсу Истории философии и – попутно – в книге L’avenir de la Méthaphysique (pp. 133–5). 254 Ср. у Heinrich’a Gomperz’a, Die Lebensauffassung der griechischen Philosophen, 1904, 1-te Vorlesung. – Книга Гомперца представляет интересную попытку осветить историю греческой философии с точки зрения возрастания идеала нравственной свободы. 257 Бывшего Директора Канцелярии Обер-Прокурора св. Синода, потом Попечитель Виленского Учебного Округа. 259 В 11 письме (стр. 12 книги «Письма м.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

687 Зап. на кн. Быт. изд. 2–3, стр. 29–30; изд. 4, стр. 18. В 1-м издании последние слова читаются так: «но в особенности Моисей упоминает о китах – tanninim. Под сим именем заключаются вообще животные великие, и посему особенно примечательные» (стр. 29). Если бы автор Записок считал «все бытописание Моисея» за «приспособление древнейшей мифологии к обычаям евреев», то чего бы он не мог насказать в объяснение имени: танниним, с которым у евреев, как известно, соединялись самые баснословные представления. Так уже в 3 кн. Ездры VI, 49 и дал., в виду Быm. I, 21 , читается: Ты сохранил двух животных, одно называлось бегемотом, а другое левиафаном. И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе. Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор. Левиафану дал седьмую часть водяную и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь и когда хочет. Срав. таргуму Псевдо-Ионафана на Быm. I, 21 : «и сотворил Господь китов великих, Левиафана и его самку, которые приготовлены на день утешения» (см. в нашем исследовании: «Иудейское толкование Ветхого Завета», стр. 146). Срав. также апокрифическую книгу Еноха гл. 60, 7 и дал. и Bereschith rabba на Быm. I, 21 , стр. 40, столбец 2-й, изд. Виленского 1878 года. А между тем автор «Записок» ограничился в настоящем случае краткими, но точными словами: «змеев и рыб великих». Срав. перевод Мандельштама «змеев больших», тогда как у Вадима: «чудовищ больших»; у Макария Глухарева: «большия морския чудовища», как и издании Росс. Библ. Общества; в Синодском издании 1868 и дал.: «рыб больших». Срав. перевод Скорины: «киты великие» (Вульг. сете grandia). Срав. изображение Левиафана и Бегемота в кн. Иова, 40, 10–41, 1–26; 3,8 и др. 688 Вот почему Филарет перевел еврейское: bezalmenn chidmutenu не: в образе нашем по подобию нашему, как по-видимому требовалось бы перевести буквальнго и как переведено у Вадима, хотя и с ущербом не только в ясности, но и в смысле (срав. также перевод Мандельштама), но: по образу нашему и по подобию нашему… по образу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Веруйте, возлюбленные, что Господь «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ) и «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь« ( Евр.2:18 ), – «только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраните до конца» (см.: Евр.3:6 ) и «не ожесточите сердец ваших в день искушения« ( Евр.3:8 ). В этом «увещавайте друг друга и назидайте один другого... Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». Не воздавайте «злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем« ( 1Фес. 5:11, 14–15 ). «Терпением и утешением из Писаний» сохраняйте «надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса« ( Рим.15:4–5 ), и «братство любить» (см.: 1Петр.2:17 ), как заповедовали нам апостолы. «Стойте в вере« ( 1Кор.16:13 ) на недвижимом камени Православия, по заветам святоотеческим, и легко для вас будет бремя испытания вашего, и будет «надежда наша о вас тверда» ( 2Кор.1:7 ). Чада мои. Ведомо вам, что не впервые Литовскую Церковь постигает испытание веры под чужеземной властью и проповедью «иного упования». Но, верные заповедям Христа Спасителя, заве- там апостольским и наставлениям святых отцов и учителей Церкви Православной, предки ваши «во всеоружии Божием» смогли «противостать всем козням вражиим« (см.: Еф.6:11 ) и сохранили вам в драгоценное наследие веру святую. В крепком стоянии за истину Православия как святыню народа русского они не щадили своей жизни и сияют ныне немеркнущими и путеводными для вас звездами исповедников и мучеников – на небе Церкви Литовской. Во дни испытания вашего «горе имейте сердца», возведите духовные взоры ваши к этому небу, и вы узрите путь ко спасению: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Поминайте святых мучеников, первенцев Антония, Иоанна и Евстафия. Воодушевляемые их святым примером, предки ваши оставили вам в святое наследие и крепости веры, под кров и во ограде коих вы можете укрыться в дни испытания и найти надежные средства обороны от козней диавольских: это братства Церкви Литовской – древнее виленское Свято-Духовское и позднейшие ковенское Свято-Николаевское, гродненское Софийское и иные западнорусские братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

О получении и о рассылке означенных медалей имеет консистория мне донести. Святейшему Правительствующему Синоду, от 30 июня за 949, с ведомостью о церковных причтах, определённых по девяти уездным городам Виленской губернии Указом Святейшего Правительствующего Синода, от 14 августа прошлого 1840 года, объявлено мне Высочайше утверждённое положение Святейшего Синода об учреждении церковных причтов в уездных городах Виленской губернии и предписано заместить сии причты достойными священно и церковнослужителями, и об окончательном замещении донести Святейшему Синоду. По отдалённости означенных городов от прочих церквей Литовской епархии, по необходимости заместить причты Виленской губернии лучшим духовенством, по скудости управляемой мною епархии в хороших церковнослужителях, замещение означенных выше 9 причтов не могло вскоре совершиться, но происходило постепенно. Ныне, с Божией помощью, все священнические, диаконские, дьячковские и пономарские должности по тем причтам замещены соответственными своему назначению лицами, по Высочайше утверждённому штату, и только не определены просфирни в гг. Тельши и Поневеж. Донося о сём Святейшему Синоду, долгом поставляю представить при сём именную ведомость священно и церковнослужителям, а также просфирням, определённым в помянутые выше 9 причтов, с показанием времени определения каждого. Святейшему Правительствующему Синоду, от 30 июня за 950, с просьбою о возврате 500 р. сер., выданных в пособие десяти причётникам, определённым в уездные города Виленской губернии При рапорте моём, от нынешнего числа за 949, имел я честь представить Святейшему Синоду ведомость священно и церковнослужителям, определённым в уездные города Виленской губернии. В числе упомянутых в той ведомости церковнослужителей большая половина отправлены к нынешним местам из губерний Минской, Гродненской и даже Волынской, именно: 1) дьячек Иван Проневский, 2) дьячек Павел Сухецкий, 3) пономарь Илья Говорский, 4) пономарь Осип Подгайский, 5) пономарь Инуарий Андржеевский, 6) пономарь Викентий Кончевский, 7) дьячек Софроний Пигулевский, 8) пономарь Пётр Дашкевич, 9) дьячок Григорий Смородский; 10) пономарь Осип Нет. Все сии церковнослужители, по отдалённости местожительства и бедному состоянию, не могли отправиться к назначенным местам и обзавестись там собственными средствами. Как же указом Святейшего Синода, от 29 марта сего года за 3228, для церковнослужителей, определяемых в уездные города Виленской губернии из других губерний, предназначено единовременное пособие каждому в 50 руб. сер. на проезд и обзаведение: то, по моему распоряжению, упомянутым 10 церковнослужителям выдано консисторией Литовскою по 50 руб. сер. каждому, и нужные для сего деньги, всего 500 руб. сер., заимствованы консисторией из суммы, отпущенной по распоряжению Святейшего Синода на удовлетворение жалованьем церковных причтов по уездным городам Виленской губернии, не израсходованной ещё по неполному до сего времени комплекту тех причтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010