В 1635 г. по благословению униат. митр. Иосифа Вельямина Рутского при мон-ре поселились 4 монахини-базилианки, прибывшие из Вильно. Согласно актовой записи 1641 г., в общине было 5 насельниц. Посетивший Гродно в 1642 г. униат. Киевский митр. Антоний (Селява) решил, что мон-рь находится «на слишком стиснутой» территории, и распорядился передать василианам незаселенные земли к западу от церкви «до королевского замка». Решение митр. Антония утвердил привилей польск. кор. Владислава IV от 27 июня 1646 г.; началось строительство деревянного мон-ря. Постройки обители неск. раз горели, в 1654/55 г. сгорела Пречистенская ц. XII в. На старом фундаменте был возведен новый деревянный Пречистенский храм, к-рый в 1660 г. вновь сгорел вместе с келейными корпусами. В 1720 г. мон-рь частично сгорел, в 1720-1751 гг. на средства Киевского митр. Льва Кишки по проекту архит. Иосифа Фонтаны был построен каменный комплекс мон-ря с собором (остатки Пречистенской ц. были разобраны). Во время пожара 20 мая 1753 г. собор и др. постройки были частично повреждены. В 1756 г. настоятель гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм. В 1795 г., после 3-го раздела Речи Посполитой, Гродно вошел в состав Российской империи, в 1799 г. стал частью Минской и Литовской епархии, в 1840 г.- Литовской и Виленской епархии. Униат. мон-рь был упразднен, однако при соборе проживало неск. монахинь-базилианок. В 1843 г. решением Свящ. Синода РПЦ в бывш. корпусах базилианского мон-ря был учрежден правосл. второклассный жен. мон-рь. 2 насельницы-базилианки были переведены в Вольнянский мон-рь под Новогрудком. По просьбе архиеп. Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) архиеп. Могилёвский Исидор (Никольский) направил в Г. м. 6 монахинь и 4 послушниц из правосл. мон-рей - оршанского в честь Успения Пресвятой Богородицы , буйничского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и др. Настоятельницей назначена бывш. насельница оршанского мон-ря игум. Афанасия (1843-1861), затем - игум. Анастасия (Успенская; 1861-1876). Опеку над новообразованной обителью осуществлял архим. гродненского Борисоглебского мон-ря Игнатий (Железовский) . Духовником мон-ря был свящ. Иоанн Теодорович, автор «Историко-статистического описания Волынской епархии» и др. публикаций о волынских древностях.

http://pravenc.ru/text/168165.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Виленское» найдены статьи: «ВЕСТНИК ВИЛЕНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ДУХОВСКОГО БРАТСТВА» см. «Литовские епархиальные ведомости» ВИЛЕНСКАЯ И ЛИТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 14 апр., 15 февр.- перенесение в Вильно в 1495) ВИЛЕНСКАЯ ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - см. Остробрамская Виленская икона Божией Матери ВИЛЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ правосл., в XVII - нач. XIX в. униатский ВИЛЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА - см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ВИЛЕНСКИЙ СОБОР Собор духовенства правосл. Киевской (Западнорусской) митрополии, заседавший в Вильно с 25 дек. 1509 по 18 янв. 1510 г. ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО учреждено для защиты Православия на территории Литовского великого княжества Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Виленское.html

Мажейкяй. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1931 и 1933. Архитектор:В. Копылов Адрес: Литва, г.Мажейкяй, ул.Республикос, 50 Координаты: 56.317626, 22.335149 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянный храм в городе Мажейкяй первоначально был построен в 1894 году и освящен в честь сошествия Святого Духа на Апостолов. Был воздвигнут около железнодорожного вокзала на средства купца из Кронштадта И. Козловского, который пожертвовал на строительство 5000 рублей. После Первой мировой войны здание Свято-Духова храма было передано комендатуре, позднее – в ведение школы. Оно долгое время стояло в запустении, т.к. требовался капитальный ремонт. Около трехсот православных собирались молиться в лютеранском молитвенном доме или в частных домах. Несмотря на прошения в МВД и в Министерство путей сообщения, здание храма не возвратили. В 1928 году оно было перестроено в костел для учащихся. Таким образом, православные верующие окончательно лишились своего храма. В 1933 году православным удалось воздвигнуть новую небольшую деревянную церковь в честь Успения Божией Матери, на строительство которой правительство выделило 5000 литов и лесоматериал также на 5000 литов. Иконостас для новой церкви и прочую церковную утварь со старого храма возвратить не удалось – ей был передан иконостас из военной церкви Алитуса. По данным Епархиального Совета, в 1937 году постоянных прихожан Успенского храма было 379 человек. В советские времена приход был официально зарегистрирован в 1947 году. По материалам официального сайта Виленско-Литовской епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=27423

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ († 1862), архим., наместник виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря (1845-1862), постриженик Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст . А. прославился как поборник чистоты Православия, являлся ближайшим помощником воссоединителя униатов с Православием митр. Литовского Иосифа (Семашко) . В 2001 г. в Комиссию по канонизации святых Белорусского экзархата поданы материалы о прославлении А. в лике местночтимых святых. Лит.: Виленский Свято-Духов мон-рь/Сост. Ф. Смирнов. Вильна, 1888. С. 314, 339; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь. М., 1994. С. 17; он же. Глинский патерик. М., 1996. С. 239. Н. В. Маслов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )

http://pravenc.ru/text/115906.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Авраамий (Флоринский). Гравюра Ф.Алексеева. 1843 г. (ГИМ) (Флоринский; ок. 1720 - 30.04.1797, Ростов), архим., проповедник. Выпускник КДА. В 1753 г. принял монашество. В 1757-1758 гг. проф. философии и префект КДА. В сане архимандрита был настоятелем мон-рей виленского Сошествия Св. Духа на апостолов (1758-1762), владимирского Царево-Константинова (1762-1773, в тот же период занимал должность ректора Владимирской ДС), борисоглебского на р. Устье (1773-1775), Авраамиева ростовского в честь Богоявления (1775-1786) и Димитриева Спасо-Яковлевского ростовского (1786-1797). Основной научный труд А., предпринятый по указу Святейшего Синода,- перевод «Бесед» свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (М., 1781) и на Евангелие от Иоанна (М., 1793), что явилось результатом исправления более старого перевода «Бесед», изданных в 1664-1665 гг. Рукописное собрание проповедей А. находилось в Авраамиевом ростовском мон-ре, было ок. 1916 г. набело переписано и выслано свящ. Павлу Флоренскому (в наст. время находится в МФ). Соч.: Слово в день памяти Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца. М., 1807; Слово во святый Великий Пяток. М., 1807. Лит.: Евгений. М., 1995. С. 26-27. Б. К. Кнорре Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт

http://pravenc.ru/text/62926.html

а. В соборном храме Воскресения Господня: 1 и 2. Местные иконы: Воскресение Христово (Сошествие во ад) и Божией матери (Ангелов радости), с серебряными позолоченными венцами, украшенными драгоценными камнями, остаются на своих местах. 3 . Лампада спускная серебряная прорезная в ризнице. 4 . Аналойный образ Воскресения Христова (Сошествие во ад), без оклада и камней, с окладом одних полей, с венцем в ризнице. 6 . Евангелие напрестольное, дар Царевны Татьяны Михайловны, в окладе с драгоценными камнями – в ризнице 7 . Крест благословящий (напрестольный) золотой с драгоценными камнями, Царя Феодора Алексеевича в ризнице 8 . Сосуды служебные золотые с драгоценными камнями, копие, ручка убрана драгоценными камнями – в ризнице 9 . Апостол печатной с серебряными накладками в ризнице, но без накладок, которые переложены на Евангелия, в книгохранилище. 11, 12 Облачения Священнические, из числа их, как замечено выше, оставлено на память 5 риз – Царских вкладов XVII столетия (Турских бархатов), что видно по вышитым на оплечьях двуглавым орлам, хранятся в ризнице без употребления 24, 64). 16 . Покров и воздухи шитые жемчугом – дар Царевны Татьяны Михайловны, хранятся в ризнице. 37 . Покров на гроб Святейшего Патриарха Никона , на коем крест выложенной дробницами – в ризнице. 45 . Кадило серебряное лощатое, верх прорезной – в ризнице. 46 . Служебник в полдесть печатной – в библиотеке. 47 . Синодик Царевны Татьяны Михайловны с рисунками ее работы – в библиотеке. 55 . Два ковша серебряные, один с подписью, что тот ковш «Архиепископа Ионы Новгородского и Псковского», весом 1 фунт 36 золотников, данье Чудовского Архимандрита Левкия – в ризнице. 56 . Два блюда серебряные антидорные – в ризнице. 58 . Образ Пресвятые Богородицы (Виленской) над жертвенником, есть и находится на своем месте. 63 . Сосуды лощатые, поддон шестигранной, дар Царя Алексея Михайловича в 1657 году – в ризнице. 64 . Две репиды серебряные золоченые целы, но были переделаны. 65 . Кадило серебряное с травами – в ризнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Автор для убеждения своего читателя берет Служебник, изданный в Москве 1617 г., в Вильне в 1583 и в Стрятине 1604 г., сравнивает указания этих Служебников относительно количества просфор и относительно расположения частиц на дискосе с теми указаниями в Служебнике Киевского издания 1620 года и приходит к такому благоприятному для него заключению, «что издатели рассматриваемого нами Служебника (т.е. 1620 г.) не согласны в данном случае ни с одним из означенных Служебников и, предостерегая иереев от ошибочных мнений в оных, делают наставление располагать частицы иначе, именно так, как практикуется это в православных служебниках настоящего времени». Но уже одно то, что для сравнения рассматриваемого Служебника 1620 г. г[осподин] Голубев взял Служебники не одного времени, делает его вывод не вполне верным. А если рассматривать его заключение само по себе, то оно даже едва ли и может иметь какое-нибудь значение. На наш взгляд, рассматриваемый Служебник имеет громадное сходство в тексте и в расположении составных частей с Служебником, изданным трудолюбием иноков Свято-общ[еж]ительной обители Сошествия Пресвятаго и Животворящаго Духа в Евю в 1638 году. Разница этого последнего от первого заключается в том, что «чин благословити вино» находится в Служебн[ике] 1620 г. не после чина литургии преждеосвященных Даров, а в конце Служебника после отпустов. В этом Виленском Служебнике и количество просфор, и расположение частиц (на чем главным образом основал свои выводы г[осподин] Голубев) совершенно то же, что в Служебнике Киевском 1620 г. Несмотря, однако, на это сходство, мы вовсе не хотим отказаться и от того мнения, которое высказано было нашими библиографами Сахаровым и Максимовичем, что в основу Киевского Служебника лег Служебник Стрятинский. Это мнение принять можно вполне, присоединив к нему следующее: исправление же данного Служебника было сделано вполне согласно с изданием Служебника в Евю. В 1624 [г.] была издана в Киеве Псалтирь блаженного пророка и царя Давида с песнми и псалмы, избранными на праздники Господские и святых Божиих и с пасхалиею, с молитвами же и тропари по койждо кафизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Духа в престольном Великого Княжества Литовского городе Вильне. Сему Виленскому монастырю подсудсвенные мужеские: 1 . Кронский Троицкий в Повете Ковенском, 2 . Кейданский Преображенский в Княжестве Жмудском, 3 . Сурдецкий Сошествия Св. Духа в Повете Вилкомирском, 4 . Друйский Благовещенский в Повете Браславском в городе Друи, 5. Минский Петропавловский в Минском Воеводстве в городе Минске, 6 . Грозовский Богословский в Воеводстве Новгородском, 7 . Вевейский Успенский в Воеводстве Троцком. Тому ж Виленскому монастырю подсудственные девичьи: 1 . При Церкви Братской Петропавловской в Городе Минске, 2 . Благовещенский в Городе Вильне. Тому ж Виленскому монастырю были подсудственные, на Унию обращенные Монастыри: 1 . Соломерецкий Покровский в Воеводстве Минском, 2 . Селецкий Троицкий в Воеводстве Минском, 3 . Прилуцкий в Воеводстве Минском, 4 . Цеперский в Воеводстве Новогородском, 5. Купятицкий в повете Пинском, 6 . Новодворский в повете Пинском, 7. Троицкий в городе Вильне, 8 . Троицкая Архимандрия в городе Минске, 9 . Лищинский в повете Пинском, 10 . Голдовский в повете Лидзском, 2. Слуцкий Предмеский мужеский Троицкий в городе Слуцке. Сему Слуцкому подсудственны были мужеские: 1 . Слуцкий Братский Преображенский, 2 . Заблудовский Успенский, расстоянием от Слуцка 50 миль, 3 . Старчицкий Успенский, расстоянием от Слуцка 4 мили, 4 . Грозовский Николаевский, расстоянием от Слуцка 3 мили, 5 . Мороцский Успенский, расстоянием от Слуцка 9 миль. Тому ж Слуцкому Троицкому монастырю подсудствен был девичий Слуцкий Святого Пророка Илии. В Белоруссии мужеские монастыри: 3 . Буйницкий Сошествия Пресвятого Животворящего Духа близ Могилева, после Польским Королем уступленный Белорусскому Архиепископу Георгию. 4. Марковский Троицкий, 5. Брестский Замуховецкий Святого Симеона Столпника, 6. Яблоченский Онуфриевский, 7. Бельский Николаевский, 8. Пинский Богоявленский, 9. Тупичевский Мстиславский Сошествия Святого Духа. 10 . Кутеинский Богоявленский, близ Могилева состоящий, 11 . Дрогичинский Подлясский Троицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Иосифа (Бобриковича), епископа Мстиславского, Оршанского и Могилёвского, архимандрита виленского, в церкви братской виленской Сошествия Св. Духа года 1635 апреля 9 его преемником... Сильвестром (Косовым), избранным епископом Мстиславским, Оршанским и Могилёвским, произнесенный и сразу же с русского на польский переведенный). На смерть И. ученики Виленского братского уч-ща написали поэтическое соч. «Echa alu na gos lamentujcego po nieopakanej mierci patrona swego... Józepha Bobrykowicza, episkopa Mcisawskiego, Orszakiego y Mohylowskiego, archimandryty wileskiego, odzywajce si w kongregatiey studentskiey witych Konstantyna y Heleny przy cerkwi w. Ducha w Wilnie» (Эхо скорби на глас рыдающего о неоплаканной смерти своего покровителя... Иосифа (Бобриковича), епископа Мстиславского, Оршанского и Могилёвского, архимандрита виленского, отзывающееся в студенческой конгрегации святых Константина и Елены при церкви Св. Духа в Вильно). И. был похоронен в виленском Свято-Духовском мон-ре, надгробие не сохранилось. Нек-рые исследователи (М. А. Максимович, Н. В. Закревский, Малевич) ошибочно отождествляли И. с Иосифом (Бобриковичем-Копотем или Бобровичем-Копотем), игум. Межигорского в честь Преображения Господня монастыря в 1585-1592 гг. Ист.: АЗР. 1848. Т. 2. 50, 58; АВАК. 1878. Т. 8. 52; Голубев С. Т. Мат-лы для истории Западнорус. правосл. Церкви//ТКДА. 1878. 3. С. 41, 47; он же. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: Опыт ист. исслед. К., 1883. Т. 1. Прил. С. 274, 312, 318, 332, 339, 384-386; 1898. Т. 2. Прил. С. 59-61, 66-73; Сапунов А. П. Витебская старина. Витебск, 1888. Т. 5. Ч. 1. С. 136-138; Жукович П. Н. Мат-лы для истории Киевского и Львовского Соборов 1629 г. СПб., 1911. С. 11, 13, 25. Лит.: Смирнов Ф. Виленский Свято-Духов мон-рь. Вильна, 1888. С. 65-69; Голубев С. Т. Объяснительные параграфы по истории Западнорус. Церкви. К., 1893; Харлампович К. В. Западнорус. правосл. школы XVI и нач. XVII вв., отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты правосл. веры и Церкви. Каз., 1898. С. 329, 400, 402, 406; Малевич А. И. Иосиф (Бобрикович), первый епископ Могилевский//Могилёвская епархия: Ист.-стат. описание. Могилёв на Днепре, 1905. Т. 1. Вып. 2. С. 1-16; Могилёвская епархия: Ист.-стат. описание. Т. 1. Вып. 1/Сост. А. А. Скворцов, А. И. Малевич. Могилёв на Днепре, 1905. С. 125; 1910. Т. 1. Вып. 3: Описание церквей и приходов. С. 12, 58, 105-106, 160, 178; Жукович П. Н. Сеймовая борьба правосл. западнорус. дворянства с церк. унией (с 1609 г.). СПб., 1908. Вып. 4. С. 142-143; 1910. Вып. 5. С. 182-185; Josafat Skrute . Bobrykowicz-Anechoski Józef//Polski sownik biograficzny. Kraków, 1936. Т. 2. S. 165; Mironowicz А . Józef Bobrykowicz, biskup biaoruski. Biaystok, 2003. В. Г. Пидгайко, Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578493.html

Число их в школе было в разные годы не одинаково: в 1736 г. на 56 человек духовных, 27 служительских; в 1748 г. на 50 человек церковнических детей 20 служительских. В то же время обучались присланные из тайной розыскных дел канцелярии два калмыка и один поляк Антон Пашкевич, перемещенный до окончания курса в Московскую академию. В 1748 г. св. Синод прислал в семинарию из японского народа Матомайца Лебедева для обучения российской грамоте и наставления в христианской вере. В 1747 г. старший иеромонах конвента Виленского Сошествия св. Духа, Мельхиседек Богданович, подал в св. Синод просьбу пана Гавриила Котельницкого, мещанина и купца Виленского, благочестивой восточной Церкви сына, об определении в Александроневскую семинарию сына его Григория, чтобы по малолетству униаты не сманили его к себе, как сманили его старшего брата. По указу св. Синода молодой Котельницкий принят был в семинарию и успешно проходил науки 55 . 3) О Новгородских семинаристах. Новгородская семинария учреждена в 1706 г. митроп. Иовом. Первыми учителями в ней были греки Лихуды. После них ученье продолжалось с одинаковым успехом до смерти Иова, последовавшей в 1716 г. Но как преемники его, по званию членов св. Синода, имели пребывание большей частью в С.-Петербурге: то и надзор за училищем был для них неудобен. Поэтому в 1728 г. Новгородская семинария была закрыта, а вместо нее Новгородский архиепископ Феофан Прокопович учредил школу в С.-Петербурге, на своем подворье: это была лучшая школа своего времени как по внутреннему устройству, так и по предметам обучения. Здесь преподавались славянское чтение, латинский язык, грамматика, риторика, логика, римские древности, арифметика, геометрия и география; кроме того, воспитанников обучали рисованию, нотному пению и инструментальной музыке. Манштейн в записках о России говорит, что архиепископу Феофану поручено было Императором Петром I-м завести в России добрую академию и Феофан учредил, при собственном доме, школу, вследствие этого желания великого Монарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010