Основное для В. К.- это описание истории войн саксов с окружавшими их народами, королей саксон. династии он прославлял за воинственность. Хронист доказывал, что Бог с теми, кто сражается на стороне короля. В «Деяниях саксов» была обоснована легитимность династии Оттонов: законность перехода власти от франков к саксам (919) подтверждалась речью последнего франк. кор. Конрада I, к-рый на смертном одре передал свои полномочия Генриху I. «Деяния саксов» отличаются стилистическими заимствованиями из античных авторов, прежде всего из Саллюстия и Светония, а также из Книги Маккавеев, использованием анекдотических и драматических элементов, введением в повествование речей и словесных дуэлей. Автор «Деяний саксов» собрал в своем произведении богатый материал по ранней истории славян: ободритов, доленчан, гаволян, лужичан, руан, чехов, укров, ротарей, моравов, вагров и вильцев. Термином «vicinae gentes» (пограничные народы) или hapoды-«barbari» (варвары) В. К. обозначил те слав. племена и народы, к-рых саксы рассматривали как объект своего влияния и завоевания, прежде всего это славяне, жившие на Эльбе. Образ славянина у корвейского хрониста крайне тенденциозен и построен на противопоставлении саксов и варваров. Главное отличие славян от герм. населения в том, что они язычники (pagani) и поклоняются идолам. Саксы, бавары, швабы - это добропорядочные христиане, к-рые ратуют за установление христ. мира, и поэтому с ними благодать Божия. Соч.: Quellen z. Geschichte d. sächsischen Kaiserzeit/Hrsg. v. Bauer A., Rau R. Darmstadt, 1971. (Ausgewählte Quellen z. deutschen Geschichte d. Mittelalters; Bd. 8); Деяния саксов/Под. ред. Г. Э. Санчука. М., 1975. Лит.: Hirsch A. Die Sachsengeschichte des Widukind von Korvei. Hannover, 1935; Beumann H. Widukind von Korvei: Untersuch. zur Geschichtsschreibung und Ideengeschichte des 10. Jh. Weimar, 1950; Lintzel M. Die Entstehungszeit von Widukinds Sachsengeschichte// Idem. Ausgewälte Schriften: In 2 Bd. B., 1961; idem. Die politische Haltung Widukinds von Korvei//Ibid.; Санчук Г. Э. Видукинд Корвейский и его «Деяния саксов» (обзор источников)//Вопр. историографии и источниковедения слав.-герм. отношений. М., 1971; он же. Политические взгляды Видукинда Корвейского//Исследования по истории слав.-герм. отношений. М., 1971; Keller H. Widukinds Bericht über die Aachener Wahl und Krönung Ottos I.//Frühmittelalterliche Studien. B., 1995. Bd. 29. S. 390-453.

http://pravenc.ru/text/158416.html

В период правления О. церковными писателями было создано множество выдающихся богословских, агиографических и историографических произведений. Наиболее значимые авторы, находившиеся при дворе О. в период до 60-х гг. X в., получили образование за пределами герм. земель. Так, богослов Ратгер († 974), происходивший из Льежа, в 931 г. по инициативе короля Италии Гуго Арльского был назначен епископом Вероны, но после 948 г. из-за конфликтов с итал. знатью ему пришлось искать убежище при дворе О. Там Ратгер занимался преподаванием и стал наставником Бруно Кёльнского. Впосл. О. назначил Ратгера епископом Льежа (953-955) и Вероны (962-968). Лит. наследие Ратгера включает более 50 произведений, среди к-рых проповеди, Житие св. Донатиана, епископа г. Ремы (ныне Реймс, Франция) (361-389), Житие св. Урсмара, аббата мон-ря Лоб (ок. 680-713), а также соч. «Шесть книг предисловий, или Агонистик» (Praeloquiorum libri VI vel Agonisticum) - серия диалогов-наставлений, адресованных представителям различных сословий, и написанное в форме исповеди «Извлечение из исповедного собеседования» (Excerptum ex dialogo confessionali). Лиутпранд Кремонский также начал карьеру при дворе королей Италии Гуго Арльского и Беренгара II, но в нач. 50-х гг. X в. перешел на службу к О., исполнял его дипломатические поручения (в т. ч. вел переговоры с Папским престолом и К-полем), в 962 г. был поставлен на епископскую кафедру Кремоны. Помимо исторических сочинений Лиутпранда («Антаподосис», «История Оттона» и «Донесение о посольстве в Константинополь») сохранилась также проповедь, написанная им предположительно при дворе О. в Германии,- «Пасхальная гомилия» (Homelia Paschalis), уникальный для этого периода и данного региона пример антииудейской полемики. С 60-х гг. Х в. исторические сочинения, прославлявшие правителей Саксонской династии, создавали авторы, тесно связанные именно с герм. землями: Адальберт (родом из Лотарингии), пользовавшийся покровительством архиеп. Вильгельма Майнцского и впосл. ставший 1-м архиепископом Магдебургским, монах аббатства Корвей Видукинд и канонисса мон-ря Гандерсхайм Гросвита, происходившие из высшей саксон. знати. Историческое сочинение Видукинда Корвейского было посвящено дочери О.- Матильде, а инициатором создания поэмы Гросвиты «Деяния Оттона» стала Герберга, племянница императора, дочь герц. Генриха Баварского, впосл. аббатиса Гандерсхайма.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Прокопий и Маврикий отмечают очень высокие военные качества славян, физически очень сильных и крупных людей, а также их склонность ко всякого рода военным хитростям (засады и т.п.). Попадая на территорию Византии, славяне быстро осваивали византийскую военную технику и вскоре научились осаждать и брать укрепленные города. Славяне Пользовались лодками-однодеревками и совершали долгие морские путешествия и походы. В отличие от германских племен, основным занятием славян было земледелие . В период, описанный Маврикием и Прокопием, они сеяли в основном ячмень и просо, а также разводили домашний скот . Им были известны и многие домашние ремесла . Те славяне, которые жили в бассейне Вислы и верхнего Днепра (в районе современного Смоленска), наряду с земледелием большое внимание уделяли скотоводству, рыболовству и лесным хозяйствам — звероловству и бортничеству. Как и древние кельты и германцы, славяне были язычниками, обожествляющими силы природы (бог неба Сварог, бог грома и молнии Перун, бог скотоводства Велес, богиня плодородия Жива и др.). Обожествляя природу во всех ее проявлениях, славяне заселили свой мир множеством мелких божеств и поклонялись им: их водоемы были населены русалками и водяными, леса — лесными божествами, в каждом жилище непременно жил домовой. В первые века новой эры славяне не имели института жречества, в отличие от кельтов. Отношения между славянскими и германскими племенами были сложными, они постоянно колебались от вражды к миру и от мира к вражде. Эти отношения красочно отражены в «Деяниях саксов» Видукинда Корвейского. Как кельтские, германские племена, славяне сыграли большую роль в крушении античного мира (Римской империи), который уже стоял на пороге гибели, и в создании нового строя, строя средневековой феодальной Европы. Само передвижение германских племен с востока на запад, положившее начало Великому переселению народов, было отчасти результатом натиска славян на германские племена, о чем подробно пишет готский историк Иордан. Славяне начали вытеснять германцев с их исконных земель по Висле, Одеру и южному побережью Балтики, и расселялись там сами, а германские племена уходили на запад. Вместе с ними пошли и многие славянские племена, таким образом приняв участие в Великом переселении народов в IV-VI вв. Много южных славянских племен переселялись с вестготами и остготами.

http://sedmitza.ru/lib/text/441028/

Для Г. правление Оттонов ознаменовалось нек-рым подъемом образования и культуры (т. н. Оттоновское возрождение), к-рый имел в т. ч. и церковный характер и опирался на традиции Каролингского возрождения, сохранившиеся в таких аббатствах, как Фульда или Санкт-Галлен, и на резко участившиеся контакты герм. знати с Италией и Византией. В Г. центрами образования и культуры оставались аббатства (Лорш, Корвей), но наряду с ними все большее значение начинают приобретать и центры нек-рых еп-ств (Хильдесхайм, Падерборн). «Оттоновское возрождение» было отмечено успехами в создании исторических описаний - к этому времени относятся «Деяния саксов» Видукинда Корвейского , «Хроника» Регинона Прюмского и сочинения Лиутпранда Кремонского . После смерти Оттона III развернулась борьба за герм. трон между представителями Саксонской династии герцогами Генрихом Баварским и Оттоном Каринтийским, а также между герц. Германом Швабским и маркграфом Эккехардом Майсенским. При поддержке епископата и примаса Церкви в Г. архиеп. Виллигиза Майнцского королем был избран Генрих Баварский ( Генрих II , 1002-1024, император с 1014), к-рый после коронации в Майнце в 1002 г. быстро добился подчинения имперских князей. Главной идеей правления Генриха II стало renovatio regni Francorum (восстановление империи франков), в связи с чем получило развитие почитание имп. Карла Великого. Основным средством усиления королевской власти оставалась система имперской Церкви. Император влиял на назначение епископов и аббатов, использовал материальные ресурсы Церкви (от современников получил прозвище Грабителя церквей), привлекал церковных прелатов к управлению империей. Председательствуя на церковных Соборах, Генрих II использовал их в качестве инструмента управления имперской Церковью и влиял на принимаемые решения. Император определял состав канониката, обеспечивая избрание на должности в кафедральных капитулах преимущественно клириков из придворной капеллы. На епископских выборах он, пользуясь правом императора утверждать избранного капитулом кандидата, добивался назначения епископами своих ставленников, гл.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Согласно свидетельству Видукинда Корвейского (ок. 925 - после 973), О. был коронован после смерти Генриха I, в 936 г., в Ахене, однако более вероятно, что коронация состоялась еще при жизни отца, в 930 г., в Майнце (см., напр.: Keller. 1995). Хронология правления Первые годы правления прошли в борьбе с внешними врагами и в противостоянии представителям герм. знати, оспаривавшим его право на престол. В 936 г. О. направил саксон. военачальника Германа Биллунга († 973) в поход против восставшего слав. племени ротарей, благодаря чему удалось одержать верх и восстановить влияние герм. короля в регионе. Вскоре на землях, захваченных у полабских славян, О. создал 2 маркграфства, ставшие форпостом для дальнейшего распространения влияния герм. государя на восток: Герман Биллунг в 936 г. получил территории в нижнем течении Эльбы (впосл. именовались маркой Биллунгов), а др. представитель саксон. знати, Геро Железный († 965), в 937 г. стал маркграфом Восточной марки в среднем течении Эльбы и на р. Зале. К 940 г. О. подчинил себе слав. земли вплоть до Одера. С началом правления О. набеги на герм. земли возобновили венгры. В 937 г. они напали на Франконию, в 938 г.- на Саксонию, но оба раза их натиск удалось отразить. В 943 г. близ г. Вельс крупную победу над венграми одержали войска герц. Бертольда Баварского († 947), после чего набеги на нек-рое время прекратились. В 938-939 гг. против О. выступили его старший брат Тангмар, младший брат Генрих, Эберхард, герцог Франконии (918-939), и Гизельберт, герцог Лотарингии (925 или 928-939). Тангмар был убит в 938 г., Эберхард и Гизельберт погибли в 939 г. Генрих сначала бежал ко двору западнофранк. кор. Людовика IV Заморского (936-954), но потом вернулся в Германию и примирился с братом, к-рый передал под его управление Лотарингию. В 941 г. Генрих поднял новый мятеж и организовал покушение на О. в Кведлинбурге. После подавления мятежа Генриха поместили под арест в Ингельхайме (ныне Ингельхайм-ам-Райн); герцогом Лотарингии по распоряжению О. стал Оттон I († 944), граф Вердена. После его смерти герцогство Лотарингское получил женатый на его дочери Конрад Рыжий († 955), граф Вормсгау и Шпайергау (во Франконии), к-рый, овдовев, в 947 г. женился на Лиутгарде, дочери О.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

При архиеп. Адальдаге (937-988) были учреждены еп-ства в дат. городах Орхус (946), Шлезвиг (ок. 948), Рибе (950) и Оденсе (965). Согласно Видукинду Корвейскому , именно при этом архиепископе в результате деятельности еп. Поппона произошло офиц. принятие христианства в Дании (ок. 965). В 959 г. Адальдаг рукоположил во епископа мон. Либуция для проповеди христианства на Руси, но его миссия не состоялась. Архиепископ поддерживал Оттона I в его церковной политике: в 965-966 гг. Адальдаг содержал под арестом в Г. смещенного императором папу Римского Бенедикта V . Благодаря усилиям Адальдага в подчинение архиеп-ству Г.-Бремен перешло слав. еп-ство Ольденбург (967/68), впосл. Любек (с 1160). Несмотря на миссионерские успехи, незадолго до смерти архиеп. Адальдага в слав. областях и в Дании произошли крупные восстания, направленные против дальнейшего распространения христианства и связанного с ним влияния Римско-Германской империи. При архиеп. Либентии I Старом (988-1013) продолжалась борьба против набегов дат. викингов. К XI в. архиеп-ство Г.-Бремен достигло наивысшего расцвета. При архиеп. Унване (1013-1029) Г. был отстроен после очередного набега викингов. Тогда же были введены общежительные правила для монахов-каноников, «тогда как раньше они жили смешанным образом: [отчасти] как монахи, [отчасти] как каноники» (Ibid. P. 108). В это время христианство постепенно утвердилось в Швеции и Норвегии, куда архиеп. Унван не только организовал неск. миссий во главе с епископами, но и назначал епископов (напр., еп. Тургота в швед. г. Скара в 1014). К этому же времени относятся первые упоминания о дат. епископах: в Оденсе - о Регинберте (с 1020/22) и в Роскилле - о Годебальде († 1021). В 1025 г. Унван способствовал примирению кор. Кнуда I Великого и римско-герм. имп. Конрада II († 1039). Отношения архиепископа с Кнудом Великим осложнялись тем, что король привозил епископов из завоеванной им Англии: «Из них он поставил: Бернарда в Сконе, Гербранда на Зеландию, Регинберта на Фюн. Возревновал из-за этого наш архиепископ Унван. Говорят, что он перехватил возвращавшегося из Англии Гербранда, который, как он узнал, был назначен [на должность епископа] Этельнотом, архиепископом англов. Он [Гербранд], поскольку [его] убедила необходимость, пошел навстречу [архиепископу и] пообещал, как должно, соблюсти верность и подчиняться гамбургской кафедре, став впоследствии весьма близким архиепископу [человеком]» (Ibid. P. 116).

http://pravenc.ru/text/161614.html

Мч. Вит. До 1365 г. Мастер Теодорик. Алтарный образ (Национальная галерея в Праге) Почитание мучеников быстро распространилось в Юж. Италии и на Сицилии. Наиболее раннее известие о них содержится в Иеронимовом Мартирологе (протограф сер. V в.). Ко времени папы Геласия I (492-496) относятся первые сведения о посвящении им храмов. Римский папа Григорий I Великий (590-604) упоминает о существовании мон-рей во имя св. Вита на островах Сицилия и Сардиния (PL. 87. Col. 511). В Риме в VII в. находилась посвященная ему часовня. Более широкое распространение культ В. приобретает со 2-й пол. VIII в., после того как в результате тесного политического сближения между Римом и франками при франк. кор. Пипине III папа Стефан II ок. 755/6 г. подарил мощи В. Фульраду, одному из ближайших сподвижников Пипина, настоятелю парижского аббатства св. Дионисия (Сен-Дени). В 836 г. мощи были перенесены аббатом Варином в мон-рь Корвей в Вестфалии, пользовавшийся особым покровительством франк. имп. Людовика I Благочестивого (814-840). Благодаря этому в Корвей вскоре стали стекаться паломники со всей Саксонии. Еще в Каролингскую эпоху, т. е. в течение IX в., здесь создается Сказание о перенесении мощей В. (Translatio s. Viti), соединяющее, очевидно, более древнее повествование о мощах с историей Корвейского мон-ря. В Германском королевстве, особенно при кор., а затем имп. Оттоне I (936-973), почитание В. (наряду с культом святых Маврикия и Лаврентия ) начинает играть одну из ключевых ролей в гос. идеологии. Именно с В. и перенесением его мощей из Сен-Дени в Корвей хронист Видукинд Корвейский , автор «Деяния саксов», главного историографического труда эпохи Оттона I, связывает переход политической доминации от франков к саксам и возвышение Германского королевства при правителях саксонского дома. В XIV в. происходит угасание почитания В. в Саксонии, но в более юж. землях оно по-прежнему было сильным, особенно в Праге, где с 1355 г. хранилась перенесенная имп. Карлом IV в пражский собор из Павии честная глава мученика. Видимо, во время Тридцатилетней войны, в 1-й пол. XVII в., мощи В. были утрачены. Происхождение предъявляемых ныне в различных местах ок. 150 частиц мощей проследить затруднительно. С молитвой к В. обращались для исцеления нервных заболеваний и при эпилепсии (к-рая именовалась «пляской святого Вита»). Святой считался также покровителем нек-рых профессий (котельщиков, актеров и др.).

http://pravenc.ru/text/158860.html

Хотя все авторы эпохи О. были связаны с Церковью, в их произведениях внимание уделялось гл. обр. политике и дипломатии, военным предприятиям, а церковная история отходила на 2-й план. Однако для всех сочинений общими являются мотив Божией помощи в утверждении на престоле Саксонской династии и создание образа О. как благочестивого христ. государя. Так, в «Антаподосисе» Лиутпранда Кремонского Божественное вмешательство проявляется непосредственно - в чудесной победе О. над восставшими герцогами, в сочинении Видукинда Корвейского воля Господа, напротив, реализуется прежде всего в выборе, сделанном знатью королевства, а в «Деяниях Оттона» мон. Гросвиты подчеркивается, что особое благоволение Господа О. снискал благодаря благочестивой супруге Адельгейде. В сочинениях авторов Оттоновского возрождения заметно влияние не только христ. традиции, но и античного наследия. Особенно широк круг цитируемых античных авторов в сочинениях Лиутпранда Кремонского. Гросвита помимо «Деяний Оттона» и истории своей обители «Начала Гандерсхаймского монастыря» (Primordia coenobii Gandershemensis) создала 8 коротких поэм и 6 драматических произведений. Их сюжеты связаны либо с историями благочестивых дев - мучениц первых веков христианства, либо с судьбами грешниц, приходивших к покаянию. Близким по характеру к историческим сочинениям Оттоновского возрождения является и Житие Бруно Кёльнского, написанное Руотгером, клириком из окружения архиепископа. Наряду с духовными свершениями Бруно в Житии описана и его роль в утверждении политического могущества Саксонской династии, представлены совместные усилия церковной и светской властей по установлению мира в герм. владениях О. К правлению О. относится начало нового расцвета искусства книжной миниатюры, достигшего пика уже при его наследниках. Древнейшая иллюстрированная рукопись оттоновской эпохи - Кодекс Геро, созданный для архиеп. Геро Кёльнского в мон-ре Райхенау. Рукопись Евангелия содержит миниатюры со сценами передачи кодекса писцом заказчику-архиепископу, а затем архиеп. Геро Кёльнским - ап. Петру, изображения евангелистов, Христа во Славе и жен-мироносиц у Гроба Господня. Кодекс Геро - пример использования образцов эпохи Каролингов в книжной миниатюре оттоновского времени: изображения Христа и евангелистов, очевидно, восходят к миниатюрам из Лоршского Евангелия (ок. 810), а в орнаментальных мотивах заметно влияние предшествующей санкт-галленской традиции. В то же время имеются и новые своеобразные черты: большая монументальность фигур и более условная манера изображения.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Более предметно и с большей долей научной достоверности можно говорить о крещении датского короля Харальда Клака. В. В. Рыбаков отзывается о нем, как о «самом знаменательном для всей скандинавской истории событии», которое «произошло в 826 г.» . В «Больших королевских анналах», официальной летописи Франкской империи, которая была главной политической державой в центральной Европе того времени, под 826 годом есть такая запись о крещении Харальда Клака: «В то же время Хериольд, явившись вместе с женой, а также великим множеством данов, был крещен в Майнце у святого Альбана вместе с теми, кого привел с собой. Получив от императора (Людовика Благочестивого – В.В.Рыбаков) много даров, он возвратился через Фризию, той же дорогой, которой прибыл» . Харальд Клак был одним из небольших конунгов Ютландии. В борьбе за власть нужна была поддержка, за которой он и обратился к королю Людовику. Король оказал поддержку конунгу. В спутники на обратную дорогу по инициативе короля Людовика конунг получил миссионера, французского монаха Ансгария. Однако поначалу не состоялась ни политическая, ни религиозная сторона этой императорской акции на север. Харальд с Ансгаром должны были, вследствие новых политических интриг, бежать в северную Германию. В то же время Хроника Видукинда Корвейского, написанная в 970 году,  говорит о том, что Харальд приказал датчанам отказаться от старых богов и почитать христианских священников. «Более того, известная руническая надпись на камне в Еллинге утверждает, что Харальд обратил датчан в христианство. Хотя такое утверждение считается большим преувеличением, совершенно очевидно, что его крещение было катализатором более широкого распространения христианства в Дании» . Здесь мы видим яркий пример того, насколько было важным крещение предводителя: вождя, короля в деле христианизации. Эта первая миссия  в Данию и Швецию  фактически зависела от усилий одного человека, святого Ансгария, «апостола северных народов». Ансгарий построил церковь сначала в Хедебю, в Дании, а затем им же была построена церковь в Бирке (Birka, острове Бьёркё), крупном торговом центре Швеции. Эти усилия были поистине апостольскими, но плоды его проповеди произросли не сразу.

http://bogoslov.ru/article/1207353

Нет, конечно. Владимир - четвёртое колено от Рюрика, а это кто такой? - князь, «варяг из народа русь», признанный и летописно подтверждённый основатель Древнерусского государства. Происхождение его дальше Ладоги не просматривается, а это, как вы сами понимаете, не далее чем окрестности нынешнего Санкт-Петербурга. Основатели т.н. норманнской теории Байер - Миллер - Штрубе-де-Пирмонт и Шлёцер, возобладавшей главным образом благодаря авторитету Н.М. Карамзина, отождествляли его с конунгом Рёриком датским; антинорманисты, среди которых имена авторитетнейших учёных Михаила Ломоносова, Степана Гедеонова, Дмитрия Иловайского - и так вплоть до близкого к нам по времени (умер в 2001 году) академика Бориса Рыбакова, доказывали, что Рюрик - из княжеского рода ободритов, а имя его - славянское родовое прозвище, происходящего от духа очага Рарога, представлявшегося нашим предкам в образе хищной птицы, чаще всего сокола, откуда и тамга (родовой знак) первых рюриковичей, интерпретированный впоследствии в пресловутый «тризуб». Один из краеугольных камней этой теории - так называемое «Призвание варягов» - давно «расшифровано» как позднейшая вставка в летопись; объяснено и зачем это было сделано: «с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния». К слову говоря, подобные «призвания князей» с мотивацией, что-де «страна наша богата и изобильна, да порядку в ней нет, придите и правьте нами» были найдены и у других народов (скажем, у немецкого же историка Х века Видукинда Корвейского в его сочинении «Деяния Саксов», где бритты обращаются к трем братьям-саксам - как и у нас - но только не к Рюрику, Трувору и Синеусу, а к Лоту, Уриану и Ангуселю: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти...». Факт же состоит в том, что Рюрик, начав княжить, основал город Новгород, названный впоследствии Великим, ставший «отцом городам Русским», хотя эта фраза не так уж и на слуху: больше говорят о «матери городам Русским», т.е. о Киеве. О его легендарных основателях - Кие, Щеке и Хориве, а также сестре их Лыбеди, некоторые летописные источники сообщают вообще нелицеприятное: будто были они разбойниками в Новгородской области. Что новгородцы посадили их, вместе с 27 товарищами, в темницу, и хотели повесить, но князь из жалости дал им свободу (Синодальная библиотека, книга 529).

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/19/...

  001     002    003    004    005    006    007