Вале было поручено Людовиком сопровождать Лотаря в Италию, но в этом путешествии Пасхазий ему не сопутствовал 172 . В 826 г. Адалард (так называемый старший) умер и Пасхазий был отправлен к Людовику за утверждением новоизбранного аббата Валы. Опять-таки, возможно, что Пасхазий несколько преувеличивает значение этой своей поездки ко двору, где он будто бы натолкнулся на нежелание утвердить это избрание, так что только его личная находчивость спасла положение 173 . Во всяком случае, поручение ему такой миссии свидетельствует о высоком к нему уважении и доверии со стороны братии монастыря. Вскоре после смерти Адаларда 174 Пасхазий пишет его биографию (De vita Adalhardi – по определению Пасхазия «погребальный саван»), проникнутую при всей ее шаблонной панегиричности чувством живой скорби по умершем. Сделавшись аббатом, Вала весь отдался практической деятельности, соответственно, вообще, наклонности своей натуры, а учительство в монастыре, по-видимому, возложил на Пасхазия. В степени простого диакона 175 Пасхазий берет на себя проповедование в монастыре, – по просьбе братии он записывает предложенные беседы: так возникают первые четыре книги – Expositio in Matthaeum. Параллельно с проповедническою и литературною деятельностью шло его преподавание в корбейской школе, где он, вероятно, занимал положение руководителя (схоластика). Эта преподавательская его деятельность началась – надобно думать – весьма рано, так как его учеником был Варин, с 826 г. аббат новокорбейского («корвейского») монастыря, известный по сочинениям Пасхазия под именем Плацидия 176 . Живую связь с упомянутым Варином Пасхазий сохраняет и после того, как его ученик сделался аббатом. По просьбе его он, прежде всего, пишет трактат (положивши в основу соответствующее сочинение Августина) – De fide, spe et charitate 177 , – это было третье в порядке времени сочинение Пасхазия. В феврале 833 г. посольства от папы и сыновей императора снова побудило Валу стать на сторону Людовика, на что Вала согласился, однако, лишь после долгих колебаний.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Главной задачей архиепископов Г.-Бремена являлась миссионерская деятельность и христианизация сканд. и балт. земель. Эпоха миссионерства продлилась до кон. XII в. и была временем наибольшего расцвета архиеп-ства. Св. Ансгар совершил неск. миссионерских поездок: в Данию (827-828) и Швецию (1-я - в 829-830, 2-я - в 852 или 853). В дат. городах Хедебю и Рибе и швед. г. Бирка ему удалось основать первые христ. конгрегации и церкви. Он был автором «Чудес св. Виллехада» и сб. молитв «Pigmenta». При св. Ансгаре архиеп-ство владело 2 мон-рями: Торхаут (Фландрия) и Рамеслох (Рамельсло), находившемся к югу от Г. Имп. Карл Великий и еп. Виллехард с моделью собора св. Петра. Фрагмент барельефа в зап. галерее собора св. Петра в Бремене Имп. Карл Великий и еп. Виллехард с моделью собора св. Петра. Фрагмент барельефа в зап. галерее собора св. Петра в Бремене Из Торхаута происходил преемник св. Ансгара и автор его жития - архиеп. св. Римберт (865-888), к-рый продолжил проповедническую деятельность в Скандинавии. О нем дошло мало сведений; его житие сохранилось только в поздней, переработанной редакции XII в. Св. Римберт совершал поездки в Данию и Швецию, но о них точных сведений нет. Набеги викингов и славян препятствовали дальнейшему распространению христианства в «северных странах». К концу жизни св. Римберта от результатов деятельности св. Ансгара не осталось и следа. Св. Римберт был враждебно настроен к скандинавам: по преданию, благодаря его молитвам войско фризов, к-рое он сопровождал, одержало победу над викингами в крупном сражении на севере Фрисландии в 884 г. ( Adam Bremensis. Gesta... P. 42-43). Известно о заботах архиепископа о духовном окормлении жен. мон-рей (письмо св. Римберта насельницам обители в Херзе под Падерборном - Vita Anskarii... P. 92-94). Св. Римберт считается также основателем канониката в Бюккене. В X в. архиеп-ство Г.-Бремен приобретает большое значение в Римско-Германской империи . Архиеп. Адальгару Корвейскому († 909) и его преемнику архиеп. св. Гогеру († 915) удалось добиться окончательной независимости архиеп-ства от Кёльна. При архиеп. св. Унни (917-936) возобновилась активная проповедническая деятельность в Дании и Швеции. Это стало возможным после победы герм. кор. Генриха I Птицелова над датчанами (934). Благодаря архиеп. Унни дат. кор. Харальд I Синезубый († 986/87), буд. креститель Дании, проникся симпатией к христианству. «Подкрепленный его [Харальда] помощью, он [Унни]... обошел все острова данов, благовествуя язычникам слово Божье и укрепляя во Христе верующих, которые содержались там в плену» ( Adam Bremensis. Gesta... P. 58). Создание Оттоном I в 937 г. королевских владений в Бремене, Бассуме, Рамеслохе и Бюккене способствовало территориальному сплочению архиеп-ства.

http://pravenc.ru/text/161614.html

Все апостольские изречения, в которых выражаются прещения на лжеучителей, Эней относит ни к кому другому, как именно к грекам; к ним он относит слова ап. Павла: „если мы или ангел с неба стал бы благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1, 8 ) и проч. В заключение своего предисловия примером Иисуса Навина, неустанно боровшегося со врагами, он призывает западных христиан, к борьбе с греками: „если меч изощряется об меч, то следует, чтобы латинская норма веры сделалась нормой и для греческого народа“ 594 . Отсюда видно, что Энеем полемика понималась не в смысле братского увещания, а в смысле бранчивого словоизвержения и горделивого прещения на противников, как на еретиков. Язык сочинения Энея высокопарный и тяжелый. Что касается до научных достоинств Энеевой полемики, то они невысоки. Полемист не любит углубляться в предмет, критически оценивать его; вместо этого, он большею частью ограничивается в борьбе с восточными мнениями выписками из различных авторитетных писателей запада. Сами западные современные нам писатели очень не высоко ставят полемическое сочинение Энея; так смотрит на это сочинение известный Гергенрётер 595 . Другого рода дело полемическое сочинение Ратрамна Корвейского. Ратрамн принадлежит к замечательным латинским писателям своего времени. Он был монах – Бенедиктинец и между 840–868 годами жил в аббатстве Корвейском. По своей учености, как и по своим нравственным качествам, он пользовался высоким уважением современников. Он принимал самое деятельное участие в спорах, какие волновали церковь его времени, каковы например споры, возбужденные Пасхазием, Радбертом и Готшальком. По приказанию императора Карла Лысого, он писал сочинение: „о теле и крови Господа». Он писал сочинение: „do рагти virginis или о рождении Христа, совершившемся обыкновенным, натуральным образом, а не при заключенной утробе». Как приверженец Готшалька, он написал сочинение: „о предопределении». Следовательно сочинение полемическое против греков не есть единственный плод пера Ратрамна 596 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Саксонцы были обращены к христианству оружием Карла великого, после 30-летней опустошительной войны, продолжавшейся до 805 года. Апостолом Скандинавских островов был Ансгарий, монах Корвейского монастыря на везере, положивший начало обращения шведов и датчан. Основанная им датская церковь , выдержав жестокое гонение от Эрика III и Горма Старого, наконец утверждена была Канутом великим (1014–1035) и подчинена папскому престолу. В то же время, как Канут утверждал церковь Христову в Дании, Олаф Святой, король шведский и норвежский, приняв святое крещение, утвердил ее существование в Швеции и Норвегии (1019). При одном из его преемников, Эрик IX (1155–1160), основал архиепископство Упсальское, и первым архиепископом был назначен апостол финнов Генрих, которого прежняя кафедра из Рандамески была перенесена в Або (1200 г.). Исландия, открытая Норманнами в 861 году, в 1000 г. на собрании народном приняла Евангелие Христово от саксонских и норвежских проповедников и в том же году передала его новооткрытой тогда Гренландии. Глава 2. Церковное учение 18. Священное Писание Апостолы, по примеру Иисуса Христа, проповедовали вначале Евангелие устно: но многие из верующих, слушая их живую и вдохновенную проповедь о жизни и учении Христовом, пожелали, для точного и неизменного сохранения в своей памяти, видеть ее в письме. Уступая сему требованию, руководимые Духом Святым Евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн написали свои Евангелия. Евангелист же Лука, по просьбе одного важного человека, в книге деяний апостольских описал начало и судьбу первой Христианской Церкви и ее быстрое распространите трудами апостолов Петра и Павла. Обходя с проповедью из одной страны в другую, апостолы в то же время поддерживали общение с основанными церквами и, как скоро какая-либо из них нуждалась в совете, наставлении или распоряжении, апостолы удовлетворяли их потребностям посредством посланий. Таких посланий написано апостолами двадцать одно; из них четырнадцать принадлежат одному Павлу. Ряд апостольских писаний заключается пророческой книгой Апокалипсис, написанной апостолом Иоанном во время заточения его на острове Патмосе для семи малоазийских церквей. В этой книге Иоанн, в утешение гонимых христиан, пророчески открыл будущую судьбу Церкви Христовой и ее совершенную победу над древним змеем или дьяволом .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003    004    005    006   007