Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЯЧЕСЛАВ [лат. Wenceslaus; чеш. Václav] (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский (922-935), св. патрон Чехии (пам. 4 марта и 28 сент.). Сын чеш. кн. Вратислава и кнж. Драгомиры из полабско-слав. племени гаволян, внук мц. Людмилы и чеш. кн. Борживоя . Главным источником сведений о В. являются жития. Наиболее ранние из них написаны, по-видимому, в 70-х гг. X в. в связи с учреждением в чеш. столице Праге епископской кафедры. Это легенда «Crescente fide» и первое слав. Житие В. Неск. лет спустя еп. Мантуи Гумпольд на основании материалов, доставленных из Чехии, написал Житие В. по заказу герм. имп. Оттона II (973-983). Ряд важных сведений о В. сохранились также в проложном Житии мц. Людмилы и хронике Видукинда Корвейского (нач. 70-х гг. X в.). Помимо этого, отдельные свидетельства можно извлечь из «Легенды Кристиана», написанной в Праге между 992 и 996 гг. Ее автор, работавший по поручению еп. Пражского св. Адальберта , старался отразить все, что к этому времени было известно в Праге о В. Еще 2 жития В. были написаны в XI в.: первое составлено Лаврентием из Монте-Кассино в 30-х гг. XI в. на основании материалов, полученных из Чехии, и второе -«Легенда Никольского», написанная во 2-й пол. XI в., по-видимому в Сазавском мон-ре в Чехии. В основу этого памятника было положено Житие В., написанное Гумпольдом, с дополнениями из каких-то неизвестных до наст. времени источников. Св. Вячеслав, кн. Чешский. Икона. Кон. XX в. (ц. свт. Николая в Котельниках в Москве) Св. Вячеслав, кн. Чешский. Икона. Кон. XX в. (ц. свт. Николая в Котельниках в Москве) При реконструкции биографии В. возникает ряд трудностей, связанных с тем, что жития часто не дают точной датировки событий жизни В., а имеющиеся немн. хронологические указания истолковываются по-разному. Даже вопрос о годе смерти святого был длительное время предметом научной дискуссии. В наст. время наиболее обоснованными являются датировки событий из жизни В., предложенные Д. Тржештиком, исследователем ранней истории Чехии.

http://pravenc.ru/text/161181.html

Мч. Вит. До 1365 г. Мастер Теодорик. Алтарный образ (Национальная галерея в Праге) Почитание мучеников быстро распространилось в Юж. Италии и на Сицилии. Наиболее раннее известие о них содержится в Иеронимовом Мартирологе (протограф сер. V в.). Ко времени папы Геласия I (492-496) относятся первые сведения о посвящении им храмов. Римский папа Григорий I Великий (590-604) упоминает о существовании мон-рей во имя св. Вита на островах Сицилия и Сардиния (PL. 87. Col. 511). В Риме в VII в. находилась посвященная ему часовня. Более широкое распространение культ В. приобретает со 2-й пол. VIII в., после того как в результате тесного политического сближения между Римом и франками при франк. кор. Пипине III папа Стефан II ок. 755/6 г. подарил мощи В. Фульраду, одному из ближайших сподвижников Пипина, настоятелю парижского аббатства св. Дионисия (Сен-Дени). В 836 г. мощи были перенесены аббатом Варином в мон-рь Корвей в Вестфалии, пользовавшийся особым покровительством франк. имп. Людовика I Благочестивого (814-840). Благодаря этому в Корвей вскоре стали стекаться паломники со всей Саксонии. Еще в Каролингскую эпоху, т. е. в течение IX в., здесь создается Сказание о перенесении мощей В. (Translatio s. Viti), соединяющее, очевидно, более древнее повествование о мощах с историей Корвейского мон-ря. В Германском королевстве, особенно при кор., а затем имп. Оттоне I (936-973), почитание В. (наряду с культом святых Маврикия и Лаврентия ) начинает играть одну из ключевых ролей в гос. идеологии. Именно с В. и перенесением его мощей из Сен-Дени в Корвей хронист Видукинд Корвейский , автор «Деяния саксов», главного историографического труда эпохи Оттона I, связывает переход политической доминации от франков к саксам и возвышение Германского королевства при правителях саксонского дома. В XIV в. происходит угасание почитания В. в Саксонии, но в более юж. землях оно по-прежнему было сильным, особенно в Праге, где с 1355 г. хранилась перенесенная имп. Карлом IV в пражский собор из Павии честная глава мученика. Видимо, во время Тридцатилетней войны, в 1-й пол. XVII в., мощи В. были утрачены. Происхождение предъявляемых ныне в различных местах ок. 150 частиц мощей проследить затруднительно. С молитвой к В. обращались для исцеления нервных заболеваний и при эпилепсии (к-рая именовалась «пляской святого Вита»). Святой считался также покровителем нек-рых профессий (котельщиков, актеров и др.).

http://pravenc.ru/text/158860.html

В то же время Хроника Видукинда Корвейского, написанная в 970 году,  говорит о том, что Харальд приказал датчанам отказаться от старых богов и почитать христианских священников. «Более того, известная руническая надпись на камне в Еллинге утверждает, что Харальд обратил датчан в христианство. Хотя такое утверждение считается большим преувеличением, совершенно очевидно, что его крещение было катализатором более широкого распространения христианства в Дании» . Здесь мы видим яркий пример того, насколько было важным крещение предводителя: вождя, короля в деле христианизации. Эта первая миссия  в Данию и Швецию  фактически зависела от усилий одного человека, святого Ансгария, «апостола северных народов». Ансгарий построил церковь сначала в Хедебю, в Дании, а затем им же была построена церковь в Бирке (Birka, острове Бьёркё), крупном торговом центре Швеции. Эти усилия были поистине апостольскими, но плоды его проповеди произросли не сразу. По мнению Гуревича, «реальные результаты его христианизаторской деятельности являлись очень скромными и недолговечными. Важно отметить, что миссия Ансгара (Ансгария) была связана с торговыми местами в Дании и Швеции: очевидно, лишь среди купцов и других людей, занятых торговлей и поездками в другие страны, церковные проповедники могли в то время рассчитывать на некоторый успех, бонды же оставались чуждыми новой религии» . Проповедь христианской веры в Дании более успешно и широко стала проводиться примерно столетие спустя после смерти «апостола Севера», святого Ансгария, последовавшей в 865 году . Последовавшее за тем столетие, 860-960, датские историки называют «темным столетием» . В это время не произошло фактически никаких изменений в отношении проникновения христианства в стране, точнее до нас не дошло фактически никаких сведений, позволяющих говорить о ситуации в Дании в данный период. Вполне вероятно, что на локальном уровне христианство сохранялось и, может даже, в некоторой степени, распространялось крещенными ранее. Завершающий этап крещения Дании связан с обращением короля Харальда Гормссона (Харальда Синезубого). Крещение произошло около 960 года. Обращение Харальда Гормссона принято считать временем официального крещения Дании. Харальд установил в Еллинге (Jelling) в Ютландии памятный монумент, состоящий из двух огромных камней с руническими записями. Надпись на одном из камней гласит, что король Харальд «сделал датчан христианами» .

http://bogoslov.ru/article/1207353

Неудачна пошла вначале война для Карла. Удалось саксам нанести франкам без Карла сильное поражение. Но недолго они торжествовали, вскоре появился сам Карл и жестоко отомстил за прежнюю неудачу. Стал он выпытывать – кто зачинщик восстания. Все единогласно показали на Видукинда, но Видукинд давно уже успел бежать. Из остальных участников восстания выдали Карлу пять тысяч человек, а он, недолго думая, чтобы устрашить саксов, велел их повысить в один день. Такими жестокими мерами заставил, она, смириться саксов. Едва она, успел только усмирить восстание саксов, как вдруг получил, известие, что вторглись в его землю кочевники, славяне, жившие на границе нашего русского государства и опустошают страну огнем, и мечом. Делать нечего оставил Карла, саксов и отправился наказать дерзость хищных славян. В короткое время победил он, их. Проник, в самую глубь страны, смирил, их и заставил признать свою власть. Между тем, Видукинд воротился на родину и стал, подстрекать саксов отпасть от франков. Все саксы единодушно восстали опять против Карла. Храбро боролись они, но не могли равняться с франками, которые опытнее были на военном деле и превосходили хорошим вооружением. А главное, что у саксов не было порядка. Долго тянулась война с переменным успехом. Наконец, Карл подошел к замку Видукинда, где, говорили, находился сам, Видукинд, и вознамерился взять его. Но Видукинд был, хитер и долго проводил франков. Приказывал он, ковать коня своего подковами наоборот и ночью переезжал из замка в замок. Таким образом, когда франки думали, что следы подков ведут в такую-то сторону и к такому-то замку, то попадали совсем не туда. От этих хитростей часто франки попадали в засады. Притом их большому войску стало не хватать припасов, потому что кругом все было опустошено. Но Карл был настойчив. Раз он решил, что сделать, так непременно сделает, несмотря ни на какие трудности. Саксы все еще не покорялись Карлу и мужественно сражались за свободу, а франки всячески опустошали их страну. Наконец, Видукинд убедился, что все для него потеряно. Все равно франки одолеют саксов. Поэтому решил добровольно предаться Карлу, чтобы избавить саксов от лишних жестокостей. Явился он в лагерь к Карлу, сложил у ног его свое оружие и принял, христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНРИХ I ПТИЦЕЛОВ (ок. 876 - 2.07.936, Мемлебен, Саксония), герц. Саксонии (с нояб. 912), герм. кор. (с мая 919) из саксон. рода Людольфингов, основатель Саксонской династии. 3-й сын саксон. герц. Оттона Светлого. От 1-го брака имел сына Тангмара, от 2-го - буд. герм. кор. и имп. Оттона I , герц. Баварии Генриха, архиеп. Кёльнского и герц. Лотарингии Бруно , дочерей Гербергу и Хадвиг. Прозвище Птицелов, согласно легенде, получил потому, что известие об избрании королем застало его за ловлей птиц. В результате женитьбы (906) на Хатебурге, дочери сеньора Эрвина, Г. П. присоединил к своим владениям обширные земли на востоке Саксонии, в Мерзебурге. После расторжения брака при согласии Церкви эти земли отошли его сыну Тангмару. Брак Г. П. с Матильдой (909), дочерью саксон. гр. Дитриха, усилил позиции Г. П. во всем Восточнофранкском королевстве, что привело к конфликту с франконской знатью во главе с кор. Конрадом I (911-918), к-рый заключил союз против Г. П. со своим братом Эберхардом и архиеп. Майнца Гато. Владения Майнцского архиеп-ства в Тюрингии и часть земель тюрингской знати были захвачены Г. П. и перешли под его власть (915). После смерти Конрада I франки и саксы заключили союз, провозгласив во Фрицларе Г. П. герм. королем (май 919). По сообщению хронистов, перед смертью Конрад велел отвезти королевские регалии Г. П. и объявил, что считает его своим преемником ( Видукинд. I 25; Liudprandi Antopodosis. II 20). Тот не согласился на помазание, к-рое хотел осуществить архиеп. Майнца Херигер. «Мне достаточно того,- сказал [Г. П.],- что вы по соизволению милости Божией и по своему милосердию провозгласили меня королем и определили меня перед моими знатными [людьми]. А помазание и корона пусть будут уделом лучших, мы же полагаем, что мы недостойны такой почести» ( Видукинд. I 26). Возможно, тем самым Г. П. пытался продемонстрировать независимость королевской власти от Церкви и лично от Херигера, с к-рым король вел спор из-за земель, принадлежавших Майнцскому архиеп-ству. Видукинд Корвейский , сообщая о том, что «войско провозгласило его отцом отечества, повелителем и императором» ( Видукинд. I 39), вероятно, проводит мысль об одинаковом характере власти, полученной Г. П., и власти каролингских императоров. Г. П. так и не был увенчан имп. короной, и имел ли он подобное намерение, точно неизвестно.

http://pravenc.ru/text/162125.html

Зима 784–785 гг., в отличие от предыдущих зим, являвшихся для Карла временем отдыха; была также проведена им в Саксонии, в Эресбурге, куда он переселился вместе с семьей. В Бернгау он вступил в переговоры с Видукинд ом, которые успешно закончил, поскольку Видукинд, после того как ему предоставили обещанные гарантии и были даны заложники, прибыл в Аттиньи и принял крещение, причем Карл был его крестным отцом. После этого победа Карла стала очевидной и в летописи 785 г. было записано, что король франков «подчинил всю Саксонию». В дополнение Карлом был издан капитулярий «Об областях Саксонии (De partibus Saxoniae)», по которому предписывалось наказывать смертью всякое отступление от верности королю и нарушение порядка. Однако в 793 г. вновь вспыхнуло восстание, которое охватило не только Саксонию, но и другие территории, на которых жили фризы, авары и славяне. С 794 по 799 гг. вновь шла война, носившая уже характер истребительной, сопровождающаяся массовыми захватами заложников и пленных, с последующим их переселением в качестве крепостных во внутренние области государства. Сопротивление саксов шло с большим ожесточением (особенно упорно в Вихмодии и Нордальбингии). Желая достичь победы над ними, Карл заключил союз со славянами-ободритами, врагами саксов, и вновь вместе с семьей провел зиму 798–799 гг. в Саксонии, в Ве-зере, где разбил лагерь, а по сути выстроил новый город с домами и дворцами, назвав это место Герштель (Heerstelle – стоянка армии). Весной, покинув Герштель, он подошел к Миндену и опустошил всю область между Везером и Эльбой, в то время как его союзники ободриты успешно воевали в Нордальбингии, что позволило решить исход борьбы в пользу Карла (см. также прим. 56). В 799 г. был еще один поход Карла в Саксонию вместе с сыновьями, в котором сам король не проявил никакой активности. Это сражение, которое произошло 15 августа 778 г., называется Ронсевальским. Эйнхард не дает этого названия, однако подчеркивает, что только «арьергард обоза [франков] и те, кто шел в самом конце отряда» были разбиты.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Все войско франкское погибло. Остались только трое: Роланд, да двое его товарищей. И все-таки они сражаются. Много арабов гибнет от их мечей. Остался на поле один Роланд, и не могут его одолеть арабы. Священный меч, рассказывал потом народ, у него был. Догадались арабы по звукам Карловых труб, что идет на помощь своему войску сам Карл. Испугались и бросились бежать, да поздно... Сам Роланд еле жив. Нет у него сил более, кровь так и льется, не может Роланд более трубить –ослаб уж совсем. Видит он, что смерть приходит. Прислонился к дереву и приготовился произнести последнюю свою молитву пред Богом. Но вдруг вспомнил о своем мече, верном спутнике на всех войнах. Вынул Роланд меч свой из ножен, печально осмотрел его и со слезами на глазах молвил: «О мой, превосходный, вечно-светлый меч! Ты украшен рукояткой из слоновой кости и золотым крестом, на клинке твоем вырезано имя Божие. Кто же отныне будет носить тебя в битву? Много арабов ты убил, а убивая неверного, я всегда вспоминал Бога и Христа. А теперь возьмут тебя неверные, ты будешь принужден им служить!». Сказав эти слова, Роланд подумал, что гораздо лучше разбить свой верный священный меч, чем оставить арабам на поругание. Собрал он последние силы и изо всей мочи ударил мечом по лежавшему вблизи камню. Меч расколол камень, а сам цел остался. Три раза пытался разбить его Роланд и не удалось ему это: меч остался невредим, потому что, говорит народ, на клинке его было вырезано имя Божие. Когда пришел Карл, то нашел своего племянника уже мертвым. Так погиб храбрый Роланд. Горько оплакивали франки смерть храброго героя и всех его воинов. Отомстил Карл арабам за смерть Роланда так, что долго потом не осмеливались они подняться против него. Но дознана была и измена Ганелона. Страшно рассказывать, каким казням предал Карл изменника. Наконец, привязали его к хвостам четырех диких коней, и они размыкали его по полю. Опечаленный вернулся Карл и не радовался победе. А дома ждала его новая война. Услыхали саксы о неудаче Карла на испанской войне и снова поднялись против него. Прогнали священников, перерезали все, оставленное Карлом, войско, сделали себе новых богов, идолов и стали поклоняться им. Нашелся у саксов и храбрый предводитель – Видукинд. Видукинд разъезжал по всей Саксонии. Вызывал к борьбе с царем франков всех, кто только может носить орудие. Убеждал их постоять за свободу, за отечество, за древних богов, за все, что было дорого саксам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

447 Wid. 8; – sub signis stans, et regem audiens responsaque reddens, veniam tandem promeruit. Попытка объяснить слова Видукинда предложена у Палацкого в Dêjiny, 1. str. 243–4, примеч. 229, 231; Köpke, Jahrbücher, 1. s. 80, Anmerk. 2 и 3. 448 Что Чехия была немецким леном, основания на это берут из тех летописных свидетельств, где князья чешские клянутся в верности королям при подобном же обряде, что и вассалы, получавшее лен. Факты этого рода суть: 1) в анналах фульдских, а. 895 сыновья Боривоевы поступают в подданство Арнульфа через рукобитье; 2) Болеслав I, по Видукинду, (III. с. 8), sub signis stans et regem audiens, responsaque reddens, veniam tandem promeruit; 3) Thietmar, V. 15; 4) Thietm., VI. 9. Но все это были особенные случаи, из которых никак нельзя выводить правила для каждого чешского князя, который нормально, по преемству, занимал чешский престол. Брячислав I говорит Генриху III, что он ничем не обязан перед Немцами, кроме того, что установлено по договору с сыном Карла Великого – Cosmae, а. 1040; тот же Брячислав вводит закон о престолонаследии совершенно независимо от Немцев: inter meos natos sive nepotes semper major natu summum jus et solium obtineat in principatu. Cosmae, a. 1055; Codex juris Bohemici Иречка, T. I, под 9. 449 Подобный случай представляет война с Уграми в 950 году; тут в войске Оттона, по словам Видукинда III. 44, были «Boemi electi milites mille, armis potius instructi, quam fortuna»; также при Яромире и Ольдрихе в войнах против Болеслава польского. 450 См. примеч. I; об отношении Чехов к Немцам – уже несколько раз упомянутую статью Томка О pravnim pomeru Cech; Палацкого, Dêjiny I. str. 243–4. 451 Viduk III. 44.; a в Германии в то время были весьма сильные внутренние волнения, начавшиеся в 952 и продолжавшиеся в 953 и 954 годах, Thietm. II. 3; Doenniges, Jahrbücher I. под указанными годами; такое положение дел давало Уграм надежду на поживу. Извне, в марках, кипела ожесточенная война со Славянами; замечательно, что в этих крупных событиях не замешано имя Болеслава чешского.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

После этого на некоторое время Карл Великий утратил интерес к Италии, вынужденный вести почти 30-летнюю войну в Саксонии. Это было нелегким занятием ввиду многочисленности врага и его крайнего упорства в нежелании принять христианство – саксы являлись язычниками. Одна ветвь саксонского племени, ангары, располагалась вдоль реки Везер, а вдоль Эльбы, по обеим ее сторонам, проживали соответственно эстфальцы и вестфальцы. Не признающие над собой никакой централизованной политической власти, саксы тем не менее легко объединялись для отпора врагу, посягнувшему на их быт и религию. Военный поход Карла мало отличался от карательной экспедиции, но в тот год франкам удалось глубоко вторгнуться в саксонские владения, и даже уничтожить священный для язычников Ирминсуль – гигантский древесный столп, на который, по саксонскому преданию, опирался небосвод. Но стоило Карлу вернуться назад, как саксы легко разделывались с франкскими гарнизонами. Борьба разгорелась особенно после того, как во главе саксов встал вождь Видукинд. В течение 10 лет шла тяжелая и кровавая война, наконец, в 782 г. Карл расположил свою временную столицу в центре Германии, созвав саксонских вождей для принятия присяги. Явились почти все – за исключением Видукинда и его близких соратников, которые в это время разгромили на юго-востоке Саксонии крупный франкский отряд; среди погибших было два близких друга Франкского короля. В ответ Карл приказал умертвить 4,5 тыс. пленных саксов. В конце концов Видукинд сдался и даже принял Крещение. Саксония была покорена, но огни сопротивления вспыхивали с новой силой при первых дуновениях ветерка, приносившего весточку об отдельных неудачах Карла Великого или слабостях Франкского государства 224 . Подчинив себе саксов, в конце 780 г. король повернул на юг, встретил Рождество в Павии, а весной следующего года уже оказался в Риме. На Пасху, 17 апреля 781 г., папа по просьбе Карла крестил его 4-летнего сына Пипина и сразу же венчал королевской короной, после чего счастливый отец торжественно объявил, что поручил новому монарху управление Италией. Конечно же, ребенок лишь номинально исполнял свои функции – у него был целый штат советников. Во Фриуполе и Сполето были посажены герцоги, в остальных областях графы. Основными резиденциями Пипина стали Верона и Павия. Такая довольно мягкая система управления завоеванной Италией должна была успокоить лангобардов, не утрачивая, однако, контроля над ними 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этого Карл изменил тактику, решив создать «укрепленный рубеж» (марку), который должен был предохранять франков от вторжений саксов. В 776 г. он, вновь укрепив Эресбург и Сигибург, построил новую крепость Карлсбург и оставил в пограничной зоне священников для обращения язычников-саксов в христианскую веру, которое вначале шло довольно успешно. В 778 г. вновь вспыхнул мятеж под руководством лидера вестфальской знати Ви-дукинда. Под его водительством саксы перешли границу у Рейна и дошли до Кобленца, разграбив по пути все земли, и с большой добычей почти без препятствий возвратились назад. Лишь один раз франкский отряд догнал саксов у Лейсы и нанес незначительный урон их арьергарду. Следующий поход 780 года был подготовлен Карлом более тщательно. Вместе со своей армией и священнослужителями Карлу удалось продвинуться до самой Эльбы – границы между саксами и славянами. К этому времени у Карла уже был стратегический план, сводившиеся в целом к покорению всей Саксонии через христианизацию. В этом начинании Карлу очень помог англосакс Виллегад, доктор богословия, приступивший к активному насаждению новой веры. Успех был обеспечен и тем, что для усмирения славян-сорбов, напавших на пограничные земли Саксонии и Тюрингии, Карл направил войско, в состав которого входили и верные Карлу саксы. Однако Карл вновь потерпел неудачу, поскольку им не была учтена приверженность саксов к своей собственной вере. Прибывший из Дании Видукинд и его сообщники восстали, сведя на нет все достижения Карла. Саксы, принявшие новую веру, были уничтожены, христианские храмы разрушены. Одновременно усилилось недовольство нововведениями Карла и во Фризии. Посланное для усмирения восставших мятежников войско Карла, возле Везера, у горы Зунталь, потерпело поражение. В ответ Карл собрал армию, отправился в Верден и принудил старейшин саксов выдать виновников. Видукинд успел бежать, но названные 4500 человек были в тот же день приведены в Верден и казнены. В течении следующих трех лет (783–785) Карл вел в Саксонии открытые сражения, карательные рейды, брал сотни заложников, уничтожал поселения.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009