Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН II (Кон. 955 - 7.12.983, Рим), герм. король (с 961 как соправитель отца, Оттона I , с 973 самостоятельно), император Свящ. Римской империи (с 967 как соправитель отца, с 973 самостоятельно); из Саксонской династии (династии Людольфингов). Основные сведения о правлении О. содержатся в дипломатических источниках, а также в исторических трудах. События периода совместного правления О. с отцом описаны в продолжении «Хроники» Регинона Прюмского авторства архиеп. Адальберта Магдебургского (Continuatio Reginonis, 966-968), «Донесении о посольстве в Константинополь» (Relatio de legatione Constinapolitana, 969) Лиутпранда Кремонского , в сочинении Видукинда Корвейского «Деяниях саксов в 3 книгах» (Rerum Gestarum Saxonicarum libri III, 967/8-973). Информация о самостоятельном правлении О. представлена в сочинениях, созданных после его смерти: в соч. «История в 4 книгах» (Historiarum libri IIII, 991-998) Рихера Реймсского и в «Хронике» (Chronicon, 1012-1018) Титмара Мерзебургского. Важные косвенные свидетельства по политической и церковной истории того времени содержатся в «старшем» Житии кор. Матильды (Vita Mathildis reginae antiquior, ок. 973-983, автор неизвестен). О.- сын Оттона I Великого от 2-го брака со св. Адельгейдой (ок. 931-999) - дочерью Рудольфа II, кор. Бургундии (912-937). Он был младшим из детей. Главный наследник Оттона I - Людольф (ок. 930-957), в 949 г. стал герцогом Швабии. После того как в 951 г. был заключен брак Оттона I и Адельгейды, герц. Людольф и лотарингский герц. Конрад Рыжий († 955), женатый на Лиутгарде - дочери Оттона I от 1-го брака, подняли восстание против короля (953-954). Мятеж был подавлен, его зачинщики лишены большей части своих владений. После гибели обоих в военных походах (герц. Конрад Рыжий погиб в 955 в битве при Лехе, герц. Людольф - в 957, во время похода по Сев. Италии) наследником стал О. Хронология правления Совместное правление с Оттоном I

http://pravenc.ru/text/2581741.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН I Имп. Оттон I. Миниатюра из анонимной «Хроники императоров». 1-я четв. XII в. (Can-tabr. Corp. Christ. 373. Fol. 42v). Имп. Оттон I. Миниатюра из анонимной «Хроники императоров». 1-я четв. XII в. (Can-tabr. Corp. Christ. 373. Fol. 42v). [лат. Otto] (23.11.912, Валльхаузен, Саксония - 7.05.973, Мемлебен, Тюрингия), герм. король (с 936), итал. король (с 951), император Свящ. Римской империи (с 962); из Саксонской династии (др. названия: династия Людольфингов, династия Оттонов). Основные сведения о правлении О. содержатся в дипломатических источниках, а также в трудах Лиутпранда Кремонского «Антаподосис» (Antapodosis, 958-962), «История Оттона» (Historia Ottonis, 964) и «Донесение о посольстве в Константинополь» (Relatio de legatione Constinapolitana, 969), в сочинении Видукинда Корвейского «Деяния саксов в 3 книгах» (Rerum Gestarum Saxonicarum libri III, 967/8-973), в продолжении «Хроники» Регинона Прюмского авторства архиеп. Адальберта Магдебургского (Continuatio Reginonis, 966-968), в соч. «Деяния Оттона» (Gesta Ottonis, 965-967/8) - исторической поэме Гросвиты , канониссы мон-ря Гандерсхайм (еп-ство Хильдесхайм, Н. Саксония), в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018). Важными свидетельствами по церковно-политической истории этого периода являются агиографические сочинения: составленное Руотгером Кёльнским Житие св. Бруно, архиепископа Кёльнского (967-969), младшего брата О., Житие св. Матильды, матери О. (ок. 973-983, автор неизвестен). О.- сын Генриха I Птицелова , герцога Саксонии (912-919, герм. король в 919-936), от 2-го брака с Матильдой († 968), дочерью гр. Дитриха из рода герц. Видукинда Саксонского. Получил имя в честь деда, саксонского герц. Оттона Сиятельного († 912). Тангмар († 938), сын Генриха I от 1-го брака, был отстранен от наследования. У О. были младшие братья: Генрих († 955) и Бруно († 965, с 953 архиепископ Кёльнский) и сестры: Герберга († 968/9) и Гедвига (Хадвиг) († 965). Государи из Саксонской династии отказались от применявшейся Каролингами практики раздела власти и земель между сыновьями: в 929 г. кор. Генрих I назначил О. единственным наследником Восточнофранкского королевства (это наименование герм. земель в составе Каролингской империи сохр. при Саксонской династии, королевский титул Генриха I и О.- «король восточных франков» (rex Francorum Orientalium)). В 929/30 г. О. женился на Эдит († 946), дочери англ. кор. Эдуарда Старшего (899/901-924). От этого брака родились сын Людольф (ок. 930-957) и дочь Лиутгарда (931-953). У О. был незаконнорожденный старший сын Вильгельм (929-968) от пленной знатной славянки.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЯЧЕСЛАВ [лат. Wenceslaus; чеш. Václav] (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский (922-935), св. патрон Чехии (пам. 4 марта и 28 сент.). Сын чеш. кн. Вратислава и кнж. Драгомиры из полабско-слав. племени гаволян, внук мц. Людмилы и чеш. кн. Борживоя . Главным источником сведений о В. являются жития. Наиболее ранние из них написаны, по-видимому, в 70-х гг. X в. в связи с учреждением в чеш. столице Праге епископской кафедры. Это легенда «Crescente fide» и первое слав. Житие В. Неск. лет спустя еп. Мантуи Гумпольд на основании материалов, доставленных из Чехии, написал Житие В. по заказу герм. имп. Оттона II (973-983). Ряд важных сведений о В. сохранились также в проложном Житии мц. Людмилы и хронике Видукинда Корвейского (нач. 70-х гг. X в.). Помимо этого, отдельные свидетельства можно извлечь из «Легенды Кристиана», написанной в Праге между 992 и 996 гг. Ее автор, работавший по поручению еп. Пражского св. Адальберта , старался отразить все, что к этому времени было известно в Праге о В. Еще 2 жития В. были написаны в XI в.: первое составлено Лаврентием из Монте-Кассино в 30-х гг. XI в. на основании материалов, полученных из Чехии, и второе -«Легенда Никольского», написанная во 2-й пол. XI в., по-видимому в Сазавском мон-ре в Чехии. В основу этого памятника было положено Житие В., написанное Гумпольдом, с дополнениями из каких-то неизвестных до наст. времени источников. Св. Вячеслав, кн. Чешский. Икона. Кон. XX в. (ц. свт. Николая в Котельниках в Москве) Св. Вячеслав, кн. Чешский. Икона. Кон. XX в. (ц. свт. Николая в Котельниках в Москве) При реконструкции биографии В. возникает ряд трудностей, связанных с тем, что жития часто не дают точной датировки событий жизни В., а имеющиеся немн. хронологические указания истолковываются по-разному. Даже вопрос о годе смерти святого был длительное время предметом научной дискуссии. В наст. время наиболее обоснованными являются датировки событий из жизни В., предложенные Д. Тржештиком, исследователем ранней истории Чехии.

http://pravenc.ru/text/161181.html

В то же время Хроника Видукинда Корвейского, написанная в 970 году,  говорит о том, что Харальд приказал датчанам отказаться от старых богов и почитать христианских священников. «Более того, известная руническая надпись на камне в Еллинге утверждает, что Харальд обратил датчан в христианство. Хотя такое утверждение считается большим преувеличением, совершенно очевидно, что его крещение было катализатором более широкого распространения христианства в Дании» . Здесь мы видим яркий пример того, насколько было важным крещение предводителя: вождя, короля в деле христианизации. Эта первая миссия  в Данию и Швецию  фактически зависела от усилий одного человека, святого Ансгария, «апостола северных народов». Ансгарий построил церковь сначала в Хедебю, в Дании, а затем им же была построена церковь в Бирке (Birka, острове Бьёркё), крупном торговом центре Швеции. Эти усилия были поистине апостольскими, но плоды его проповеди произросли не сразу. По мнению Гуревича, «реальные результаты его христианизаторской деятельности являлись очень скромными и недолговечными. Важно отметить, что миссия Ансгара (Ансгария) была связана с торговыми местами в Дании и Швеции: очевидно, лишь среди купцов и других людей, занятых торговлей и поездками в другие страны, церковные проповедники могли в то время рассчитывать на некоторый успех, бонды же оставались чуждыми новой религии» . Проповедь христианской веры в Дании более успешно и широко стала проводиться примерно столетие спустя после смерти «апостола Севера», святого Ансгария, последовавшей в 865 году . Последовавшее за тем столетие, 860-960, датские историки называют «темным столетием» . В это время не произошло фактически никаких изменений в отношении проникновения христианства в стране, точнее до нас не дошло фактически никаких сведений, позволяющих говорить о ситуации в Дании в данный период. Вполне вероятно, что на локальном уровне христианство сохранялось и, может даже, в некоторой степени, распространялось крещенными ранее. Завершающий этап крещения Дании связан с обращением короля Харальда Гормссона (Харальда Синезубого). Крещение произошло около 960 года. Обращение Харальда Гормссона принято считать временем официального крещения Дании. Харальд установил в Еллинге (Jelling) в Ютландии памятный монумент, состоящий из двух огромных камней с руническими записями. Надпись на одном из камней гласит, что король Харальд «сделал датчан христианами» .

http://bogoslov.ru/article/1207353

Нет, конечно. Владимир - четвёртое колено от Рюрика, а это кто такой? - князь, «варяг из народа русь», признанный и летописно подтверждённый основатель Древнерусского государства. Происхождение его дальше Ладоги не просматривается, а это, как вы сами понимаете, не далее чем окрестности нынешнего Санкт-Петербурга. Основатели т.н. норманнской теории Байер - Миллер - Штрубе-де-Пирмонт и Шлёцер, возобладавшей главным образом благодаря авторитету Н.М. Карамзина, отождествляли его с конунгом Рёриком датским; антинорманисты, среди которых имена авторитетнейших учёных Михаила Ломоносова, Степана Гедеонова, Дмитрия Иловайского - и так вплоть до близкого к нам по времени (умер в 2001 году) академика Бориса Рыбакова, доказывали, что Рюрик - из княжеского рода ободритов, а имя его - славянское родовое прозвище, происходящего от духа очага Рарога, представлявшегося нашим предкам в образе хищной птицы, чаще всего сокола, откуда и тамга (родовой знак) первых рюриковичей, интерпретированный впоследствии в пресловутый «тризуб». Один из краеугольных камней этой теории - так называемое «Призвание варягов» - давно «расшифровано» как позднейшая вставка в летопись; объяснено и зачем это было сделано: «с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния». К слову говоря, подобные «призвания князей» с мотивацией, что-де «страна наша богата и изобильна, да порядку в ней нет, придите и правьте нами» были найдены и у других народов (скажем, у немецкого же историка Х века Видукинда Корвейского в его сочинении «Деяния Саксов», где бритты обращаются к трем братьям-саксам - как и у нас - но только не к Рюрику, Трувору и Синеусу, а к Лоту, Уриану и Ангуселю: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти...». Факт же состоит в том, что Рюрик, начав княжить, основал город Новгород, названный впоследствии Великим, ставший «отцом городам Русским», хотя эта фраза не так уж и на слуху: больше говорят о «матери городам Русским», т.е. о Киеве. О его легендарных основателях - Кие, Щеке и Хориве, а также сестре их Лыбеди, некоторые летописные источники сообщают вообще нелицеприятное: будто были они разбойниками в Новгородской области. Что новгородцы посадили их, вместе с 27 товарищами, в темницу, и хотели повесить, но князь из жалости дал им свободу (Синодальная библиотека, книга 529).

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/19/...

При архиеп. Адальдаге (937-988) были учреждены еп-ства в дат. городах Орхус (946), Шлезвиг (ок. 948), Рибе (950) и Оденсе (965). Согласно Видукинду Корвейскому , именно при этом архиепископе в результате деятельности еп. Поппона произошло офиц. принятие христианства в Дании (ок. 965). В 959 г. Адальдаг рукоположил во епископа мон. Либуция для проповеди христианства на Руси, но его миссия не состоялась. Архиепископ поддерживал Оттона I в его церковной политике: в 965-966 гг. Адальдаг содержал под арестом в Г. смещенного императором папу Римского Бенедикта V . Благодаря усилиям Адальдага в подчинение архиеп-ству Г.-Бремен перешло слав. еп-ство Ольденбург (967/68), впосл. Любек (с 1160). Несмотря на миссионерские успехи, незадолго до смерти архиеп. Адальдага в слав. областях и в Дании произошли крупные восстания, направленные против дальнейшего распространения христианства и связанного с ним влияния Римско-Германской империи. При архиеп. Либентии I Старом (988-1013) продолжалась борьба против набегов дат. викингов. К XI в. архиеп-ство Г.-Бремен достигло наивысшего расцвета. При архиеп. Унване (1013-1029) Г. был отстроен после очередного набега викингов. Тогда же были введены общежительные правила для монахов-каноников, «тогда как раньше они жили смешанным образом: [отчасти] как монахи, [отчасти] как каноники» (Ibid. P. 108). В это время христианство постепенно утвердилось в Швеции и Норвегии, куда архиеп. Унван не только организовал неск. миссий во главе с епископами, но и назначал епископов (напр., еп. Тургота в швед. г. Скара в 1014). К этому же времени относятся первые упоминания о дат. епископах: в Оденсе - о Регинберте (с 1020/22) и в Роскилле - о Годебальде († 1021). В 1025 г. Унван способствовал примирению кор. Кнуда I Великого и римско-герм. имп. Конрада II († 1039). Отношения архиепископа с Кнудом Великим осложнялись тем, что король привозил епископов из завоеванной им Англии: «Из них он поставил: Бернарда в Сконе, Гербранда на Зеландию, Регинберта на Фюн. Возревновал из-за этого наш архиепископ Унван. Говорят, что он перехватил возвращавшегося из Англии Гербранда, который, как он узнал, был назначен [на должность епископа] Этельнотом, архиепископом англов. Он [Гербранд], поскольку [его] убедила необходимость, пошел навстречу [архиепископу и] пообещал, как должно, соблюсти верность и подчиняться гамбургской кафедре, став впоследствии весьма близким архиепископу [человеком]» (Ibid. P. 116).

http://pravenc.ru/text/161614.html

Мч. Вит. До 1365 г. Мастер Теодорик. Алтарный образ (Национальная галерея в Праге) Почитание мучеников быстро распространилось в Юж. Италии и на Сицилии. Наиболее раннее известие о них содержится в Иеронимовом Мартирологе (протограф сер. V в.). Ко времени папы Геласия I (492-496) относятся первые сведения о посвящении им храмов. Римский папа Григорий I Великий (590-604) упоминает о существовании мон-рей во имя св. Вита на островах Сицилия и Сардиния (PL. 87. Col. 511). В Риме в VII в. находилась посвященная ему часовня. Более широкое распространение культ В. приобретает со 2-й пол. VIII в., после того как в результате тесного политического сближения между Римом и франками при франк. кор. Пипине III папа Стефан II ок. 755/6 г. подарил мощи В. Фульраду, одному из ближайших сподвижников Пипина, настоятелю парижского аббатства св. Дионисия (Сен-Дени). В 836 г. мощи были перенесены аббатом Варином в мон-рь Корвей в Вестфалии, пользовавшийся особым покровительством франк. имп. Людовика I Благочестивого (814-840). Благодаря этому в Корвей вскоре стали стекаться паломники со всей Саксонии. Еще в Каролингскую эпоху, т. е. в течение IX в., здесь создается Сказание о перенесении мощей В. (Translatio s. Viti), соединяющее, очевидно, более древнее повествование о мощах с историей Корвейского мон-ря. В Германском королевстве, особенно при кор., а затем имп. Оттоне I (936-973), почитание В. (наряду с культом святых Маврикия и Лаврентия ) начинает играть одну из ключевых ролей в гос. идеологии. Именно с В. и перенесением его мощей из Сен-Дени в Корвей хронист Видукинд Корвейский , автор «Деяния саксов», главного историографического труда эпохи Оттона I, связывает переход политической доминации от франков к саксам и возвышение Германского королевства при правителях саксонского дома. В XIV в. происходит угасание почитания В. в Саксонии, но в более юж. землях оно по-прежнему было сильным, особенно в Праге, где с 1355 г. хранилась перенесенная имп. Карлом IV в пражский собор из Павии честная глава мученика. Видимо, во время Тридцатилетней войны, в 1-й пол. XVII в., мощи В. были утрачены. Происхождение предъявляемых ныне в различных местах ок. 150 частиц мощей проследить затруднительно. С молитвой к В. обращались для исцеления нервных заболеваний и при эпилепсии (к-рая именовалась «пляской святого Вита»). Святой считался также покровителем нек-рых профессий (котельщиков, актеров и др.).

http://pravenc.ru/text/158860.html

Согласно свидетельству Видукинда Корвейского (ок. 925 - после 973), О. был коронован после смерти Генриха I, в 936 г., в Ахене, однако более вероятно, что коронация состоялась еще при жизни отца, в 930 г., в Майнце (см., напр.: Keller. 1995). Хронология правления Первые годы правления прошли в борьбе с внешними врагами и в противостоянии представителям герм. знати, оспаривавшим его право на престол. В 936 г. О. направил саксон. военачальника Германа Биллунга († 973) в поход против восставшего слав. племени ротарей, благодаря чему удалось одержать верх и восстановить влияние герм. короля в регионе. Вскоре на землях, захваченных у полабских славян, О. создал 2 маркграфства, ставшие форпостом для дальнейшего распространения влияния герм. государя на восток: Герман Биллунг в 936 г. получил территории в нижнем течении Эльбы (впосл. именовались маркой Биллунгов), а др. представитель саксон. знати, Геро Железный († 965), в 937 г. стал маркграфом Восточной марки в среднем течении Эльбы и на р. Зале. К 940 г. О. подчинил себе слав. земли вплоть до Одера. С началом правления О. набеги на герм. земли возобновили венгры. В 937 г. они напали на Франконию, в 938 г.- на Саксонию, но оба раза их натиск удалось отразить. В 943 г. близ г. Вельс крупную победу над венграми одержали войска герц. Бертольда Баварского († 947), после чего набеги на нек-рое время прекратились. В 938-939 гг. против О. выступили его старший брат Тангмар, младший брат Генрих, Эберхард, герцог Франконии (918-939), и Гизельберт, герцог Лотарингии (925 или 928-939). Тангмар был убит в 938 г., Эберхард и Гизельберт погибли в 939 г. Генрих сначала бежал ко двору западнофранк. кор. Людовика IV Заморского (936-954), но потом вернулся в Германию и примирился с братом, к-рый передал под его управление Лотарингию. В 941 г. Генрих поднял новый мятеж и организовал покушение на О. в Кведлинбурге. После подавления мятежа Генриха поместили под арест в Ингельхайме (ныне Ингельхайм-ам-Райн); герцогом Лотарингии по распоряжению О. стал Оттон I († 944), граф Вердена. После его смерти герцогство Лотарингское получил женатый на его дочери Конрад Рыжий († 955), граф Вормсгау и Шпайергау (во Франконии), к-рый, овдовев, в 947 г. женился на Лиутгарде, дочери О.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Основное для В. К.- это описание истории войн саксов с окружавшими их народами, королей саксон. династии он прославлял за воинственность. Хронист доказывал, что Бог с теми, кто сражается на стороне короля. В «Деяниях саксов» была обоснована легитимность династии Оттонов: законность перехода власти от франков к саксам (919) подтверждалась речью последнего франк. кор. Конрада I, к-рый на смертном одре передал свои полномочия Генриху I. «Деяния саксов» отличаются стилистическими заимствованиями из античных авторов, прежде всего из Саллюстия и Светония, а также из Книги Маккавеев, использованием анекдотических и драматических элементов, введением в повествование речей и словесных дуэлей. Автор «Деяний саксов» собрал в своем произведении богатый материал по ранней истории славян: ободритов, доленчан, гаволян, лужичан, руан, чехов, укров, ротарей, моравов, вагров и вильцев. Термином «vicinae gentes» (пограничные народы) или hapoды-«barbari» (варвары) В. К. обозначил те слав. племена и народы, к-рых саксы рассматривали как объект своего влияния и завоевания, прежде всего это славяне, жившие на Эльбе. Образ славянина у корвейского хрониста крайне тенденциозен и построен на противопоставлении саксов и варваров. Главное отличие славян от герм. населения в том, что они язычники (pagani) и поклоняются идолам. Саксы, бавары, швабы - это добропорядочные христиане, к-рые ратуют за установление христ. мира, и поэтому с ними благодать Божия. Соч.: Quellen z. Geschichte d. sächsischen Kaiserzeit/Hrsg. v. Bauer A., Rau R. Darmstadt, 1971. (Ausgewählte Quellen z. deutschen Geschichte d. Mittelalters; Bd. 8); Деяния саксов/Под. ред. Г. Э. Санчука. М., 1975. Лит.: Hirsch A. Die Sachsengeschichte des Widukind von Korvei. Hannover, 1935; Beumann H. Widukind von Korvei: Untersuch. zur Geschichtsschreibung und Ideengeschichte des 10. Jh. Weimar, 1950; Lintzel M. Die Entstehungszeit von Widukinds Sachsengeschichte// Idem. Ausgewälte Schriften: In 2 Bd. B., 1961; idem. Die politische Haltung Widukinds von Korvei//Ibid.; Санчук Г. Э. Видукинд Корвейский и его «Деяния саксов» (обзор источников)//Вопр. историографии и источниковедения слав.-герм. отношений. М., 1971; он же. Политические взгляды Видукинда Корвейского//Исследования по истории слав.-герм. отношений. М., 1971; Keller H. Widukinds Bericht über die Aachener Wahl und Krönung Ottos I.//Frühmittelalterliche Studien. B., 1995. Bd. 29. S. 390-453.

http://pravenc.ru/text/158416.html

Хотя все авторы эпохи О. были связаны с Церковью, в их произведениях внимание уделялось гл. обр. политике и дипломатии, военным предприятиям, а церковная история отходила на 2-й план. Однако для всех сочинений общими являются мотив Божией помощи в утверждении на престоле Саксонской династии и создание образа О. как благочестивого христ. государя. Так, в «Антаподосисе» Лиутпранда Кремонского Божественное вмешательство проявляется непосредственно - в чудесной победе О. над восставшими герцогами, в сочинении Видукинда Корвейского воля Господа, напротив, реализуется прежде всего в выборе, сделанном знатью королевства, а в «Деяниях Оттона» мон. Гросвиты подчеркивается, что особое благоволение Господа О. снискал благодаря благочестивой супруге Адельгейде. В сочинениях авторов Оттоновского возрождения заметно влияние не только христ. традиции, но и античного наследия. Особенно широк круг цитируемых античных авторов в сочинениях Лиутпранда Кремонского. Гросвита помимо «Деяний Оттона» и истории своей обители «Начала Гандерсхаймского монастыря» (Primordia coenobii Gandershemensis) создала 8 коротких поэм и 6 драматических произведений. Их сюжеты связаны либо с историями благочестивых дев - мучениц первых веков христианства, либо с судьбами грешниц, приходивших к покаянию. Близким по характеру к историческим сочинениям Оттоновского возрождения является и Житие Бруно Кёльнского, написанное Руотгером, клириком из окружения архиепископа. Наряду с духовными свершениями Бруно в Житии описана и его роль в утверждении политического могущества Саксонской династии, представлены совместные усилия церковной и светской властей по установлению мира в герм. владениях О. К правлению О. относится начало нового расцвета искусства книжной миниатюры, достигшего пика уже при его наследниках. Древнейшая иллюстрированная рукопись оттоновской эпохи - Кодекс Геро, созданный для архиеп. Геро Кёльнского в мон-ре Райхенау. Рукопись Евангелия содержит миниатюры со сценами передачи кодекса писцом заказчику-архиепископу, а затем архиеп. Геро Кёльнским - ап. Петру, изображения евангелистов, Христа во Славе и жен-мироносиц у Гроба Господня. Кодекс Геро - пример использования образцов эпохи Каролингов в книжной миниатюре оттоновского времени: изображения Христа и евангелистов, очевидно, восходят к миниатюрам из Лоршского Евангелия (ок. 810), а в орнаментальных мотивах заметно влияние предшествующей санкт-галленской традиции. В то же время имеются и новые своеобразные черты: большая монументальность фигур и более условная манера изображения.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

  001     002