После сугубой ектении митрополит Ловчанский Гавриил прочитал молитву о мире на Украине. По традиции Болгарской Православной Церкви на великом входе поминались российский царь-освободитель Александр II и все русские, болгарские и прочие воины, павшие за освобождение Болгарии от турецкого ига. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Игорь Якимчук. После отпуста Божественной литургии митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний прочел молитву святому равноапостольному князю Владимиру. Приветствуя настоятеля подворья и участников дней памяти святого равноапостольного князя Владимира, митрополит Видинский Дометиан, в частности, отметил, что 28 июля нынешнего года ему посчастливилось в составе делегации Болгарской Православной Церкви присутствовать в Москве, где состоялась кульминация торжеств, посвященных 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира. Богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В тот же день было совершено чествование святого князя в богоспасаемом граде Киеве, «откуда и началось Крещение Руси, исторической, целостной — Великой Руси, Малой Руси и Белоруссии». «Невозможно было человеку не умилиться всему тому, чему мы были свидетелями, — поделился болгарский иерарх. — Святейший Патриарх Кирилл вдохновенно говорил слова о подвиге и вере святого богоблаженного равноапостольного князя Владимира, которые проникали в сердца и души тысяч богомольцев, наполнивших Храм Христа Спасителя». «От имени Святейшего Патриарха Болгарского Неофита и членов Священного Синода, от Полноты родной нашей Православной Церкви и от верующего народа хочу засвидетельствовать сопричастность Болгарской Церкви, народа Болгарии, который целое тысячелетие сердцем и душой связан с православной Святой Русью — связан исторически, культурно, связан традициями и языком. Это связь, которую никто не мог и никогда не сможет разорвать, потому что любовь всепобеждающа, а мы, православные болгары, имеем за что благодарить Святую Русь, ее Патриархов, служителей, народ, богохранимое воинство, которые неоднократно освобождали от ярма плечи нашего народа, потому что нет большей любви, чем душу свою отдать за ближнего своего», — сказал митрополит Видинский Дометиан.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

25 ноября Божественную литургию в Никольском храме совершили митрополиты Воронежский и Борисоглебский Сергий, Видинский Дометиан и Доростольский Иларион, которым сослужили настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии протоиерей Александр Карягин , члены делегации Русской Православной Церкви, клирики Болгарской Православной Церкви. За богослужением молились Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Болгарии А.В.Потапов, многочисленные прихожане. По окончании литургии был совершен благодарственный молебен в связи со столетием основания русского храма. Затем митрополит Сергий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в котором Предстоятель Русской Православной Церкви отметил историческое значение храма святителя Николая в Софии для русских беженцев, которых приютила Болгария после революции в России, а также нынешнее значение храма Подворья Русской Православной Церкви, которое вносит заметный вклад в дело укрепления дружбы народов России и Болгарии и двух Церквей-Сестер, духовно окормляя множество соотечественников. Святейший Патриарх Алексий выразил сердечную благодарность Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму за теплую заботу о русской общине и пожелал Предстоятелю Болгарской Православной Церкви помощи Божией в трудах, крепкого здоровья, укрепления и умножения богохранимой паствы во славу Святого Православия. В своем обращении к молящимся митрополит Сергий особо подчеркнул любовь болгарского народа к русским братьям, которая многократно проявилась в истории Никольского храма, а также отметил значительный вклад русской общины в развитие духовной и культурной жизни Болгарии. Митрополит Видинский Дометиан приветствовал участников празднования от имени Святейшего Патриарха Болгарского Максима и Священного Синода Болгарской Православной Церкви. Владыка напомнил о великом вкладе Русской Православной Церкви и русского народа в освобождение Болгарии, 130-летие которого отмечается в будущем году. Русский храм в Софии на протяжении столетия остается свидетелем русской святости, русского благочестия, чистоты Православия, хранимого Русской Церковью, он является живой связью молитвы, общения и любви между двумя сестринскими Церквами и двумя народами, подчеркнул митрополит Дометиан. Он просил передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию слова любви и благодарности болгарского духовенства и народа.

http://pravoslavie.ru/25042.html

Болгарская Православная Церковь скорбит о кончине Святейшего Патриарха Алексия II София, 5 декабря 2008 г. От имени Болгарской Православной Церкви митрополит Видинский Дометиан выразил скорбь по поводу кончины Святейшего Патриарха Алексия II, сообщает Благовест-инфо . «С большой скорбью православные христиане Болгарской Православной Церкви и особенно члены Священного Синода во главе с Его Святейшеством Болгарским Патриархом Максимом узнали о блаженной кончине Патриарха Московского и всея Руси Алексия II», – заявил митрополит Видинский Дометиан. Болгарский митрополит отметил, что «не только Русская Православная Церковь потеряла великого, самоотверженного первосвятителя в его лице, но и Православие в целом, потому что он был защитником единства мирового Православия, особенно в наше время, когда всевозможные бури и ветры обрушились на истинное православное учение». По его словам, Святейший Патриарх Алексий II был достойным первоиерархом Русской Православной Церкви, ему удалось после эпохи тоталитаризма начать новую эру в жизни Русской Церкви. При нем были открыты сотни церковных училищ, не только традиционных духовных семинарий и академий, но и, к большой чести Русской Православной Церкви, много средних гимназических учебных заведений, в которых преподается православное вероучение. После того как главой Русской Православной Церкви стал Патриарх Алексий, началось массовое восстановление древних церквей и монастырей. Также митрополит Дометиан отметил, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия II стала издаваться «Православная энциклопедия», которая будет включать 40-50 томов, а в уже вышедших томах опубликованы отдельные статьи о Болгарской Православной Церкви и Видинской епархии. По словам владыки, благодаря своей жизни и деяниям Патриарх Алексий II войдет в историю как один из величайших иерархов, возродивших мировое Православие, и будет примером для последующих его преемников. «В мировом сознании нашей Православной Церкви блаженнопочивший Патриарх Алексий II останется великим иерархом и святителем. Он останется в памяти всех его современников, а дальше о нем скажет история», – заключил представитель Болгарской Православной Церкви. 5 декабря 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28569.html

городов был взят Бдин. В сер. XV в. Бдин и прилегающие к нему придунайские районы и зап. земли (совр. сев. районы Сербии) были объединены в Видинский санджак. С падением гос. независимости в церковной, духовной и общественной жизни наступил упадок. По сохранившимся неск. письмам, связанным со спором между Охридом и К-полем по поводу присоединения Видина к Охридской архиепископии, можно предположить, что в нач. XV в. Видин, как и София, на непродолжительное время был присоединен к Охриду (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). К-польская Патриархия назначала на кафедру греч. архиереев, к-рые вводили богослужение на греч. языке. Вновь было изменено наименование епархии на Видинская. Мн. церкви и мон-ри были сожжены, и почти все обители закрыты. В XV-XVIII вв. известно о строительстве в епархии одной ц. во имя св. Петки валашским господарем Матеем Басарабом (1634-1654) и по сохранившейся надписи на внутренней стене о реконструкции в 1633 г. кафедральной ц. во имя вмч. Пантелеимона в Видине, построенной в XII в. В кон. XVIII - нач. XIX в. власть в Видинском крае была захвачена Осман-пашой Пазвантоглу, владычество к-рого было крайне жестоким. О тяготах духовенства и христ. населения в этот период известно из жития свт. Софрония , еп. Врачанского, к-рый в 1800-1803 гг. жил в Видине. Все города, села, церкви и мон-ри Видинской и Врачанской епархий были разграблены, свт. Софронию пришлось искать спасения в Крайове (Румыния). После смерти Османа Пазвантоглу положение не изменилось. Недовольство населения перерастало в восстания: в 1836 г. в Берковице, в 1850 г. в Видинской, Ломской, Белоградчикской, в 1857 г. в Кульской околиях, к-рые проходили при поддержке местного болг. духовенства, в т. ч. насельников Изворского и Чипровского мон-рей. Раковицкий мон-рь был центром восстания в 1850 г. Видинскую кафедру последовательно занимали митрополиты-греки. Религ. образованию паствы уделялось мало внимания. Усиливалось греч. влияние: слав. книги были заменены на греч., действовали лишь греч.

http://pravenc.ru/text/158410.html

На Патриаршем подворье в Софии отметили престольный праздник 11 мая 2022 г. 10:33 9 мая 2022 года, когда в Болгарии отмечали праздник перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, Патриаршее подворье Русской Православной Церкви в Софии отметило свой престольный праздник, сообщает  сайт  подворья.  По благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Божественную литургию в день престольного торжества возглавил митрополит Видинский Даниил. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Патриаршего подворья архимандрит Вассиан (Змеев) , секретарь подворья протоиерей Евгений Павельчук, клирики храма великомученика Пантелеимона протоиерей Димитрий Тухчиев и иерей Христо Пашов, диаконы Александр Морозов и Серафим Желев. На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира. По окончании Божественной литургии митрополит Видинский Даниил обратился к присутствующим с приветственным словом, в котором, в частности, отметил: «Молитва, проистекающая из сердечной веры, из сердечной любви к людям, действенна и гораздо сильнее любого оружия, любых массовых движений и военных действий. Потому давайте молиться о мире, чтобы Господь послал Свой благой мир в сердца братских народов — русского и украинского. Это братья, которые и исторически имеют общую судьбу, и связаны воедино. Пусть Господь по Своему благому Промыслу, по Своей всесильной благодати сделает так, чтобы были преодолены все человеческие пристрастия, разделения, чтобы люди нашли общее, полезное для всех, чтобы мог водвориться действительно прочный мир. Но этого прочного мира мы должны прежде всего добиться в наших сердцах, стремиться, чтобы он воцарился в наших душах! Сегодня мы вознесли молитву о мире, единении, прекращении кровопролитий. Пусть Господь по Своей великой милости сделает так, чтобы не было страданий, чтобы было преодолено все то, что их приносит. Благословенного праздника всем!»

http://patriarchia.ru/db/text/5924688.ht...

В Болгарии Кульский районный суд на прошлой неделе приговорил бывшего настоятеля монастыря архимандрита Харлампия (Ламби Ничева) к четырем годам условного лишения свободы и обязал выплатить штраф 12000 левов за хищение церковного имущества. 27 июля. ПРАВМИР. В Болгарии Кульский районный суд на прошлой неделе приговорил бывшего настоятеля монастыря архимандрита Харлампия (Ламби Ничева) к четырем годам условного лишения свободы и обязал выплатить штраф 12000 левов за хищение церковного имущества. Это первый случай в Видинской епархии по возбуждению уголовного дела против священнослужителя. Условный срок бывшему архимандриту был дан в связи с тем, что ранее Ничев не был судим. Из следственного дела известно, что архимандрит заключил несколько контрактов на использование древесины в своем монастыре. Деньги были зачислены, однако ни один из контрактов не регистрировался в Видинской епархии. После этого настоятель монастыря исчез, и обманутые жертвователи обратились в Митрополию, чтобы добиться возвращения своих денег в судебном порядке. В ходе проверки было обнаружено, что ни один контракт не регистрировался в епархии, а все полученные деньги не используются для монастыря. За похищение церковных средств о.Харламий был извержен из сана церковным священноначалием и отлучен от Церкви. После этого Ламби Ничев успел получить епископскую хиротонию от одной из раскольнических юрисдикций, поэтому на первое заседание суда он пришел в епископском одеянии, однако на последующих заседаниях он был одет уже в костюм и галстук. Читайте также: Прот.Лев Большаков: раскольники не появятся в больницах, где есть православные сестричества С греческого архимандрита Иакова (Гиосакиса) снято обвинение в воровстве и мошенничестве Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/v-bolgarii-sudyat-mosh...

Здесь нет возможности входить во все его перипетии. Отметим поэтому главные моменты разделения. В декабре 1868 года болгарские епископы Филиппопольский Панарет, Софийский Дорофей и Ловчанский Иларион подали патриарху прошение о санкционировании их выхода из юрисдикции Патриархии. Вскоре после этого с аналогичными прошениями обратились еще два епископа: Видинский Анфим и Велесский Геннадий. Синод Константинопольского Патриархата отверг эти прошения, объявив их антиканоническими. 28 февраля 1870 года был издан султанский фирман, согласно которому учреждался автономный Болгарский экзархат в составе 15 болгарских епархий с сохранением канонической зависимости от Константинопольского патриарха. Синод, состоявшийся в марте того же года под председательством патриарха Григория, расценил издание султанского фирмана по внутрицерковному вопросу как антиканоничный акт и заявил протест против посягательства на прономии Патриархии – на автономию ее юрисдикции. Порта проигнорировала этот протест. В феврале 1872 года с разрешения османского правительства состоялось избрание экзарха Болгарской Церкви. 16 февраля экзархом был избран митрополит Видинский Анфим. 11 мая экзарх совершил в болгарском храме Литургию, за которой был оглашен акт о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной. В ответ Константинопольский Синод объявил экзарха Анфима лишенным священства, а единомысленных с ним епископов отлученными от Церкви. В сентябре 1872 года под председательством патриарха Анфима VI в Константинополе состоялся Собор, в котором участвовали Восточные патриархи. Собор объявил Болгарский экзархат состоящим в расколе (схизме). Болгарские архиереи были обвинены в приверженности филетической ереси, суть которой заключается, по версии Собора, в привнесении племенного, то есть национального, начала в церковную жизнь. Собор постановил: «Приемлющих филетизм и дерзающих основывать на нем племенные сборища мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми единой святой, кафолической и апостольской Церкви, или, что то же, схизматиками».

http://pravoslavie.ru/111458.html

25 ноября Божественную литургию в Никольском храме совершили митрополиты Воронежский и Борисоглебский Сергий, Видинский Дометиан и Доростольский Иларион, которым сослужили настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии протоиерей Александр Карягин, члены делегации Русской Православной Церкви, клирики Болгарской Православной Церкви. За богослужением молились Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Болгарии А.В. Потапов, многочисленные прихожане. По окончании литургии был совершен благодарственный молебен в связи со столетием основания русского храма. Затем митрополит Сергий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . В нем Предстоятель Русской Церкви отметил историческое значение храма святителя Николая в Софии для русских беженцев, которых приютила Болгария после революции в России, а также нынешнее значение храма Подворья Русской Православной Церкви, которое вносит заметный вклад в дело укрепления дружбы народов России и Болгарии и двух Церквей-Сестер, духовно окормляя множество соотечественников. Патриарх Алексий выразил сердечную благодарность Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму за теплую заботу о русской общине и пожелал Предстоятелю Болгарской Церкви помощи Божией в трудах, крепкого здоровья, укрепления и умножения богохранимой паствы во славу Святого Православия. В своем обращении к молящимся митрополит Сергий особо подчеркнул любовь болгарского народа к русским братьям, которая многократно проявилась в истории Никольского храма, а также отметил значительный вклад русской общины в развитие духовной и культурной жизни Болгарии. Митрополит Видинский Дометиан приветствовал участников празднования от имени Святейшего Патриарха Максима и Священного Синода Болгарской Православной Церкви. Владыка напомнил о великом вкладе Русской Православной Церкви и русского народа в освобождение Болгарии, 130-летие которого отмечается в будущем году. Русский храм в Софии на протяжении столетия остается свидетелем русской святости, русского благочестия, чистоты Православия, хранимого Русской Церковью, он является живой связью молитвы, общения и любви между двумя сестринскими Церквами и двумя народами, подчеркнул митрополит Дометиан. Владыка просил передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию слова любви и благодарности болгарского духовенства и народа.

http://patriarchia.ru/db/text/329864.htm...

Болгарская Православная Церковь скорбит о кончине Святейшего Патриарха Алексия 5 декабря 2008 г. 22:16 От имени Болгарской Православной Церкви митрополит Видинский Дометиан выразил скорбь по поводу кончины Патриарха Алексия II, сообщает сайт «Двери.Бг» со ссылкой на радиостанцию «Фокус». «С большой скорбью православные христиане Болгарской Православной Церкви и особенно члены Священного Синода во главе с Его Святейшеством Болгарским Патриархом Максимом узнали о блаженной кончине Патриарха всея Руси Алексия II», — заявил митрополит Видинский Дометиан. Болгарский митрополит отметил, что «не только Русская Православная Церковь потеряла великого, самоотверженного первосвятителя в его лице, но и Православие в целом, потому что он был защитником единства мирового Православия, особенно в наше время, когда всевозможные бури и ветры обрушились на истинное православное учение». По его словам, Алексий II был достойным Первоиерархом Русской Православной Церкви, которому удалось после эпохи тоталитаризма начать новую эру в жизни Русской Церкви. При нем были открыты сотни церковных школ — не только традиционных духовных семинарий и академий, но и, к большой чести Русской Православной Церкви, много средних гимназических учебных заведений, в которых преподается православное вероучение. Также в годы Патриаршества Алексия II началось массовое восстановление древних церквей и монастырей. Кроме того митрополит Дометиан отметил, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия стала издаваться «Православная энциклопедия». В уже вышедших томах опубликованы отдельные статьи о Болгарской Православной Церкви и Видинской епархии. По словам владыки Дометиана, благодаря своей жизни и деяниям Патриарх Алексий II войдет в историю как один из величайших иерархов, возродивших мировое Православие, и будет примером для последующих его преемников. «В мировом сознании нашей Православной Церкви блаженнопочивший Патриарх Алексий II останется великим иерархом и святителем. Он останется в памяти всех его современников, а дальше о нем скажет история», — заключил представитель Болгарской Православной Церкви. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/501318.htm...

Неофит (Караабов), митр. Видинский. Фотография. Сер. ХХ в. (Караабов Никола Димитров; 29.06 (иногда указывается 20.10 или 17.07) 1868, с. Кум-Дуванджий (ныне с. Гылыбово близ г. Стара-Загора, Болгария) - 26.02.1971, г. Видин), митр. Видинский Болгарской Православной Церкви. Начальное образование получил в родном селе и в 3-годичном уч-ще в с. Обрукли (ныне Обручиште). По окончании 2-го класса стал писарем в сельской общине, пел в хоре в местном храме. 12 янв. 1889 г. рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея и назначен священником Тырновской духовной околии. В 1890 г. при родах скончалась его супруга Желязка. С янв. 1892 г. продолжил обучение в К-польской ДС, а впосл.- в Самоковском богословском уч-ще и СПбДС, в 1900 г. окончил 57-й курс СПбДА со степенью кандидата богословия. Вернулся в Болгарию, с июля 1900 по июль 1902 г. исполнял обязанности протосинкелла Сливенской митрополии, с авг. 1902 по май 1905 г.- протосинкелла Видинской митрополии. 15 февр. 1905 г. принял монашество с именем Неофит, 28 марта по решению Синода Болгарского Экзархата возведен в сан архимандрита. С 1 мая 1905 по 1 авг. 1906 г. протосинкелл Синода Болгарского Экзархата. 1 авг. 1906 г. назначен ректором Софийской ДС, на этой должности оставался до 1912 г. 21 июня 1909 г. хиротонисан во епископа Величского. В июле 1912 г. назначен духовным инспектором Экзархата в К-поле, ему было поручено посетить болг. епархии, расположенные на территории Турции и оставшиеся без канонических архиереев, и оценить духовное и социальное состояние паствы. В дек. 1912 г. недолго управлял Велесской епархией. В нояб. 1913 г. вернулся в Софию и стал главным редактором газ. «Церковный вестник», где опубликовал много своих статей, в т. ч. посвященных политическим и военным событиям. В 2 проповедях, объединенных в ст. «Провидение в истории и народная катастрофа» ( Неофит, еп. Провидението в историята и народната катастрофа: Народна катастрофа и православието. София, 1914), он высказал мнение, что Болгария потерпела неудачу в Балканской войне из-за грехов, порожденных дефектами совр. культуры, и злодеяний, совершённых болгарами на освобожденных территориях ( Елдъров. 2004. С. 164).

http://pravenc.ru/text/2564990.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010