Эти священнослужители в обязательном порядке временно командировались из Болгарии для контроля над местным духовенством (многие из них входили в состав образованных архиерейских наместничеств) и через четыре-пять месяцев должны были заменяться новыми (в качестве материального стимула они получали жалование на 10 % больше чем в Болгарии). Следует отметить, что среди присланных священнослужителей было немало русских священников, поселившихся в Болгарии после окончания гражданской войны в России. Конечно, не все иереи хотели временно оставлять свои приходы в Болгарии, и в целом эта акция создавала условия для кадровой текучки и беспорядков. Чтобы навести дисциплину, Синод 1 июля 1943 г. возложил на митрополитов Бориса, Филарета и Евлогия задачу систематизировать правила пополнения клира в Македонии и Западной Фракии. 6 июля Синод постановил к осени произвести полную замену отслуживших указанный срок священников новым духовенством, а 8 июля 1943 г. утвердил разработанные тремя митрополитами «Правила командирования священников из старых приделов Царства в новоосвобожденные земли». Они предусматривали, что все священнослужители Болгарской Церкви в возрасте до 50 лет, за небольшим исключением (мобилизованные военные священники, негодные по состоянию здоровья, архиерейские наместники и т.д.), будут командированы на три-четыре месяца в новые епархии. Отказ от командировки был равносилен отказу от приходской службы, с которой в таком случае увольняли. На этом заседании Синод утвердил и первые квоты командированных священников из старых епархий, в том числе 30 в Драмскую епархию (по 6 из Софийской, Видинской, Врачанской, Сливенской и Неврокопской) и 12 — в Маронийскую (по 6 из Пловдивской и Старо-Загорской). [lvi] При этом старались отправлять наиболее образованных и деятельных священников. Те, кто добровольно оставался на занятых территориях больше положенного срока получали дополнительные льготы: им повышали на 30 % жалование, выплачивали наградные за выполнение «специальных заданий» в «новоосвобожденных землях», передавали в пользование бесхозные земли, имущество выселенных греков и интернированных евреев (часто это имущество продавалось по символическим ценам). В конце июля 1943 г. Синод одобрил список кандидатур на священнические места в новых областях и, кроме того, решил осенью произвести перемены в составе духовенства болгарских колоний за границей для обновления и усиления церковной работы в них. [lvii]

http://bogoslov.ru/article/1063529

- Существует ли политическое давление на Священный Синод Болгарской Православной Церкви, чтобы склонить чашу весов в пользу одного или другого решения - в русскую или американскую сторону? Или со стороны Вселенского Патриархата, который является выразителем определенных интересов? - Я определенно могу сказать, что во время обсуждений в Священном Синоде митрополиты выражают свои мнения. Так что изучение вопросов и принятие решений происходит на основании понимания и совести каждого архиерея. - Но это не прямой ответ. Есть или нет политическое давление, по-Вашему? С русской стороны или с американской (через болгарское правительство), которая и является побудителем действий Вселенского Патриарха? - Я могу свидетельствовать только за себя. И категорически заявляю, что на меня никто не оказывал давления. Принимая во внимание развитие ситуации, в данный момент все православные христиане должны усилить свои молитвы за сохранение единства Святой Православной Церкви на Украине и во всем мире. Беседовал Явор Дачков Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/19/mi...

158 . Кенанов Д. Евтимиевото житие на св. Иван Рилски в агиографската традиция//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1992. 1. 44–57. 159 . Кенанов Д. Ораторската проза на Патриарх Евтимий Търновски. В. Търново 1996. 208. 160 . Кенанов Д. Творчеството на Метафраст и богословските спорове от исихастката епоха//Он же. Метафрастика. В. Търново 1997. 107–118. 161 . Кенанов Д. Йеросхимонах Спиридон – българският ученик на Паисий Величковски//Славистични проучвания. Велико Търново 1998. 215–225. пер.://PS 9 .432). 231–244. 162 . Кенанов Д. Евтимиева метафрастика: Път и мисия във времето. Пловдив; В. Търново 1999. 319. 163 . Киселков В. Сл. Средновековна Парория и Синаитовият манастир//Сборник в чест на Васил Н. Златарски по случай 30-годишната му научна и професорска дейност. София 1925. 103–118. 164 . Киселков В. Сл. Св. Теодосий Търновски. София 1926. 53. 165 . Киселков В. Сл. Житието на св. Теодосий като исторически паметник. София 1926. 52. 32. 166 . Киселков В. Сл. Килифарският отшелник Теодосий//Българска историческа библиотека. 1928. 2. 132–164. 167 . Киселков В. Сл. Патриарх Евтимий (Живот и обществена дейност)//Българска историческа библиотека. 1929. 3. 142–177. 168 . Киселков В. Св. Ромил Видински//Духовна култура. 1929. 40, 41. 157–175, 250–260. 169 . Киселков В. Сл. Патриарх-Калистовата грамота от 1355 г.//Духовна култура. 1930. 50. 210–221. 170 . Киселков В. Сл. Исихаството: Към историята на религиозния мистицизъм в България през XIV в.//Просвета. 1937. 3. 267–278. 171 . Киселков В. Сл. Патриарх Евтимий. София 1938. 320. 172 . Киселков В. Сл. Митрополит Григорий Цамблак. София 1946. 64. 173 . Киселков В. Сл. Патриарх Евтимий Търновски//Проуки и очерти по старобългарска литература. София 1956. 172–208. 174 . Ковачев М. Зограф. Изследвания и документа. София 1942. 1(31). 383. 175 . Ковачев М. Български ктитори в Света гора. Исторически очерк, изследвания и документа. София 1943. 173. 176 . Ковачев М. Българско монашество в Атон. София 1967. 125. 177 . Кожухаров Ст. Търновската книжовна школа в развитието на химничната поезия в старата българска литература//Търновска книжовна школа. София 1974. 1. 277–310.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Внутреннее устройство Болгарского Экзархата Согласно ст. 39 Конституции Болгарии, БПЦ и в Княжестве Болгария, и в пределах Османской империи сохранялась единой и неделимой. Кафедра экзарха и после политического освобождения Болгарии оставалась в К-поле. На практике церковное управление в свободной Болгарии и на территории Османской империи было разделено и развивалось независимо друг от друга, поскольку тур. власти не разрешали архиереям из княжества напрямую участвовать в управлении Экзархатом. После Младотурецкой революции 1908 г. неск. улучшились отношения между Болгарским Экзархатом и К-польской Патриархией. В 1908 г. впервые экзарх получил возможность сформировать законный Свящ. Синод. До 1912 г. в диоцез Болгарского Экзархата вошли 7 епархий во главе с митрополитами, а также епархии, управляемые «наместниками экзарха»: 8 в Македонии (Костурская, Леринская (Могленская), Воденская, Солунская, Поленинская (Кукушская), Серская, Мелникская, Драмская) и 1 в Вост. Фракии (Одринская). На этой территории было ок. 1600 приходских храмов и часовен, 73 мон-ря и 1310 священников. В Княжестве Болгария первоначально существовали следующие епархии: Софийская, Самоковская, Кюстендилская, Врачанская, Видинская, Ловчанская, Тырновская, Доростоло-Червенская и Варненско-Преславская. После объединения Княжества Болгария и Вост. Румелии (1885) к ним прибавились Пловдивская и Сливенская епархии, в 1896 г. была учреждена Старозагорская епархия, а после Балканских войн 1912-1913 гг. к Болгарии отошла также Неврокопская епархия. Согласно Уставу 1871 г., неск. епархий должны были быть ликвидированы после кончины их митрополитов. К Софийской епархии были присоединены территории упраздненных Кюстендилской (1884) и Самоковской (1907) епархий. Третьей должна была стать Ловчанская епархия, титульным митрополитом к-рой являлся экзарх Иосиф I, однако ему удалось добиться разрешения на сохранение епархии и после его кончины. В нек-рых епархиях Княжества Болгария одновременно имелось по 2 митрополита.

http://pravenc.ru/text/149675.html

«ξουσι τ νεπηραστον κα βαστον ο τν γων κκλησιν, τν κατ τν Κπρον, προεσττες, κατ τος καννας τν σων Πατρων, κα τν ρχααν συνθειαν, δι αυτν τς χειροτονας τν ελαβεσττων πισκπων ποιομενοι » (8 ος καννας της Γ Οικουμενικς Συνδου ). Η Σνοδος Κωνσταντινουπλεως του 1593 ρισε τον Προκαθμενο της Ρωσικς Εκκλησας «δελφν τε εναι κα λγεσθαι τν ρθοδξων πατριαρχν μετ τατης τς πωνυμας, μοταγ κα σνθρονον, σον τε τ τξει κα τ ξ, πιγρφεσθα τε κα πογρφεσθαι κατ τν συνθειαν τν ρθοδξων πατριαρχν, Πατριρχης Μοσκβου κα πσης ωσας κα τν περβορεων μερν» (Πρξις Συνοδικ του 1593). Το υπ’ αριθμ. 583 απ 24 ης Ιουνου 1970 Γρμμα του Πατριρχη Κωνσταντινουπλεως Αθηναγρα στον Τοποτηρητ του Πατριαρχικο θρνου Μσχας της Ρωσικς Ορθοδξου Εκκλησας μητροπολτη Κρουττσης και Κολμνης Ποιμνα. Συνντευξη του μητροπολτη Προσης Ελπιδοφρου Λαμπρυνιδη στο Αθηνακ-Μακεδονικ Πρακτορεο Ειδσεων, Ιολιος 2018 . Πρβλ. Τμο Αυτοκεφαλας της Ορθοδξου Εκκλησας της Σερβας του 1879: «…πεφηνμεθα να ρθδοξος κκλησα τς σερβικς γεμονας… κεφαλν χουσα, ς κα πασα ρθδοξος καθολικ κα ποστολικ κκλησα, τν θενθρωπον Κριον κα Σωτρα μν ησον Χριστν, πρχ το λοιπο κανονικς ατοκφαλος, νεξρτητος κα ατοδιοκητος». Σε αυτ το σημεο του Τμου ασκθηκε κριτικ στην απ 15 ης Νοεμβρου 2022 Ανακονωση της Αρχιγραμματεας της Ιερς Συνδου της Ορθοδξου Εκκλησας της Αλβανας. Στο κεμενο της Εκκλησας της Αλβανας αναφρεται τι στον Τμο της δεν εμπεριχεται θση περ αναγνωρσεως ως κεφαλς του Οικουμενικο Θρνου, εν η δια η Εκκλησα της Αλβανας αποκαλεται «δελφ», εν η ΟΕΟ στον δικ της Τμο αποκαλεται «θυγατρα». Ιερρχης της Ορθοδξου Εκκλησας της Βουλγαρας γρφει επ του θματος: «Εννοεται χι κποια συμβολικ πρωτοκαθεδρα του Πατριρχη Κωνσταντινουπλεως κεφαλς με την ννοια του πρτου μεταξ σων. Στον Τμο το ζτημα της κεφαλς συνδεται με αποκλειστικς αρμοδιτητες του Προκαθημνου Κωνσταντινουπλεως επ ολκληρης της Ορθοδξου Εκκλησας… Μσα απ τις διατξεις του Τμου επιχειρεται η απδοση πανορθοδξου ιεροκανονικς ισχος στις αντικανονικς ενργειες του Πατριαρχεου Κωνσταντινουπλεως στο Ουκρανικ ζτημα και τις δηλωθεσες αρμοδιτητες υπερορου δικαιοδοσας στο κανονικ δαφος των κατ τπους Αυτοκεφλων Εκκλησιν» (Даниил, митрополит Видинский. За единство Церкви (Δανιλ, μητροπολτη Βντο. Για την εντητα της Εκκλησας ). М.: Познание, 2021. σσ. 25, 38).

http://mospat.ru/gr/news/90540/

Это важно учитывать поместным Церквям, потому что в публичном пространстве церковный вопрос на Украине смещается в плоскость того, кто кого поддержит - Константинопольский или Московский Патриархат. Хотя вопрос здесь сводится не к этому, а к самому существованию Православной Церкви таким образом, каким она всегда существовала и особенно со времени Вселенских Соборов. Амбиции Константинопольского Патриарха на первенство не только чести, но и власти в Православной Церкви не случайны. Очевидно, что эта власть не является самоцелью. Сегодня, чтобы достичь своих амбиций, он не постеснялся совершить вероломство, вторгнувшись на чужую территорию и оказав содействие государственной власти на Украине в гонении двух третей православных украинцев. Какой врач, чтобы вылечить рану, разрезает две трети здорового организма, ставя ему диагноз «больной» и оставляя одну треть, которой при серьёзной болезни поставлен диагноз «здоров»? Такое беспрецедентное вероломство не может быть самоцелью, и поскольку официально заявлены претензии на право юрисдикции над всей Православной Церковью, Патриарх Варфоломей не перестанет пытаться навязать их. С другой стороны, учитывая сильное вмешательство различных влиятельных государств и их поддержку действиям Константинопольского Патриархата на Украине, думаю, что существует связь с глобальными процессами и амбициями сосредоточения надъюрисдикционных полномочий в руках Константинопольского Патриарха. Используется метод сваривания лягушки с постепенным нагреванием воды, при котором лягушка не чувствует момент, когда она не может выскочить из сосуда. Если её бросить в сосуд с горячей водой, она бы выскочила, но, расслабленная от постепенного нагревания воды, она больше не сможет этого делать. Точно так же православные поместные Церкви подвергались этим ошеломляющим действиям Константинопольского Патриархата в последние месяцы и недели. Если сейчас не будут предприняты решительные действия, а именно поместные Церкви определятся и не примут действия Константинополя как имеющие каноническую силу (сохраняя, таким образом, единство и соборность в Православной Церкви), существует опасность того, что право надграничной юрисдикции Константинопольского Патриархата (которое он ловко подбрасывает в попытке получить законность через так называемый Томос от 6 января текущего года) будет действовать расслабляюще на нашу рассудительность, совесть, волю, пастырскую ответственность, и так неприметно утратим „ту свободу, которую даровал нам кровью Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков " (8-е правило Третьего Вселенского собора), что не дай Бог случится!

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/9/mit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Действия Фанара на Украине: отражение в медиапространстве Болгарии 22.12.2021 627 Время на чтение 7 минут Источник: центр ХРИЗМА Фото: На итоговом мероприятии фестиваля " Вера и слово " . Источник: Патриархия.ру. Выступление  Янины Алексеевой  (София, Болгария) на панельной дискуссии «Действия Фанара на Украине : отражение в медиапространстве» в рамках IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021 г.): Болгария – член НАТО и Евросоюза. С соответствующей, евроатлантической медийной ориентацией. Но страна в основной своей массе остается русофильской. Русофобов в ней мало, они очень шумные, агрессивные, у них есть мощная финансовая поддержка и масса самых разнообразных медийных площадок – общественных и частных ТВ, печатных и электронных изданий. Русофобские СМИ, как правило и антицерковные. Учитываются все слои населения, социальные, интеллектуальные и культурные уровни. От журнала для интеллектуалов «Христианство и культура» до дна «желтой» журналистики – сайта «Фактор Бг». В связи с явным провалом русофобии в Болгарии и тем, что в стране все еще многие знают русский язык и могут получать информацию с русских сайтов, тон основных СМИ в последние 3-4 года стал меняться, появились сайты (единицы!) старающиеся быть объективными в представлении текущих событий. СМИ стали позволять себе пресловутый «плюрализм», но в узких рамках. Здесь нужно отметить и то, что люди, имеющие смелость высказать точку зрения, отличную от евроатлантической, рискуют навлечь на себя неприятности вплоть до потери работы. Тем не менее, такие люди есть и их не так мало. Церковные СМИ – это официальные сайты Патриархии и митрополий. Где в основном отражаются текущие события. По украинскому церковному вопросу – только если заявление или особое мнение кого-то из митрополитов. Исключение составляют сайт Ловчанской епархии «Предание.Бг» и " Фейсбук " -страница Видинской митрополии. В основном информационное церковное пространство заполняют псевдоцерковные сайты. Участие в них профессорско-преподавательского состава богословских факультетов Софийского и Великотырновского университетов – отнюдь не гарантия качества. В связи со сказанным хотелось бы предостеречь церковных публицистов России, пытающихся анализировать ситуацию в БПЦ по актуальным вопросам на основании публикаций на таких сайтах. Подобная аналитика всегда - «мимо».

http://ruskline.ru/opp/2021/12/22/deistv...

Между прочим, цитированная выше формула Апостольского Собора в Иерусалиме явно контрастирует с упорным желанием Константинопольского патриарха одному подписывать документы всеправославного характера от имени всей полноты Православной Церкви. В докладе одного из представителей Греческой Церкви на предсоборном совещании протопресвитера Стефана Аврамидиса, опубликованном недавно Навпактским митрополитом Ерофеем Влахосом, в споре о том, как подписывать возможный томос об автокефалии, это ясно видно. Константинопольский патриарх явно считает большим оскорблением, чтобы вместе с его подписью стояли подписи его собратьев. Для него оказалось более важным, чтобы этот документ межправославного значения подписывался только и единственно Константинопольским патриархом, чем само решение вопроса о предоставлении автокефалии. Само по себе это говорит о многом. Серьезную проблему пред каждой Поместной автокефальной Церковью ставит и текст третьего параграфа так называемого Томоса, где говорится о том, что Константинопольский патриарх имеет право принимать апелляции и окончательные решения по делам епископов и других клириков Поместных Церквей. Впервые в томосах, изданных за последние 170 лет (о которых мы вспоминали выше), здесь заявляются претензии на право апелляции. Это претензии на гораздо большие полномочия, которые позволили бы Константинопольскому Патриархату резко вмешиваться в дела Поместных Церквей. Конкретный случай с принятием апелляционных жалоб бывшего Киевского митрополита Филарета (Денисенко) и так называемого митрополита Макария и решение Константинопольского Патриархата от 11 октября прошлого года восстановить в сане упомянутых лиц и войти в общение с ними и их последователями является ярким тому примером. Лица, которые были низвергнуты с полным основанием и в соответствующем каноническом порядке, а позднее и отлучены от Церкви за серьезные канонические преступления (включительно нравственного порядка), и лица, которые «рукоположены» самосвятами, были объявлены каноническими иерархами на Украине, а предстоятелю единственной канонической Православной Церкви на Украине, признанной всеми Поместными Церквами, было сказано, что он более не Киевский митрополит.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Сегодня историческая данность абсолютна другая: Стамбул не является столицей христианского государства, Поместные Церкви не включены в территорию одного государства, как это было в течение продолжительного периода в Византийской и позже в Османской империи. Некоторые из Поместных Церквей значительно более благоустроены в отличие от современного Константинопольского Патриархата и не нуждаются в «стабилизирующем» факторе для внутрицерковного устройства и управления. В этом смысле на фоне происходящего на Украине, когда, с одной стороны, новоучрежденной там структуре предоставляется автокефальный статус, а с другой — настаивают на неизменном сохранении прав Константинопольского престола на ставропигии, которые он имел там до 1686 года, можно ли допустить, что возможная апелляция епископов и клириков этой церкви к Константинопольскому патриарху получит беспристрастный суд? Во всяком случае, включение в Томос этого чувствительного для каждой автокефальной Поместной Церкви вопроса представляет собой попытку Константинопольского Патриархата придать каноническое значение открыто заявленным им претензиям на право «надграничной юрисдикции» на территориях Поместных автокефальных Церквей. Выше мы затронули и другую существенную проблему в содержании так называемого Томоса — о претензиях на исключительные привилегии и компетенции Константинопольского Патриархата односторонне, без участия Поместных Церквей выражать авторитетное мнение «относительно более серьезных вопросов церковного, догматического и канонического значения», но считаем необходимым вновь привести суждения профессора Бумиса по этому вопросу: «….Несколько ниже в том же (шестом) параграфе Томоса записано: " Относительно более серьезных вопросов церковного, догматического и канонического значения, Блаженнейшему Киевскому митрополиту… подобает обращаться к нашему Святейшему Патриаршему и Вселенскому престолу, испрашивая его авторитетного мнения и определенного содействия " . И хотя ожидается, что будет добавлено " как координатор созывать одно из проводимых православных совещаний " , но речь неожиданно меняется и говорится: " …на неизменно сохраняемые права Вселенского престола на Экзархию и Священные ставропигии на Украине " . Почему так происходит? И можно ли так отменять прежние договоренности и до сих пор определенное положение по украинской Церкви?»

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Столь благоприятному положению способствовало и то, что в числе представителей «влиятельных кругов» (церковных, государственных, общественных, литературных) находились многие из бывших учеников его по СПбДА. Последним из окончивших курс Академии болгарских воспитанников был Христо Димитров (ко времени приезда Глубоковского в Софию – протоиерей в Пловдиве), допущенный к экзамену и, по отзыву взыскательного наставника, «превосходно выдержавший его» 19 февраля 1918 г., что было организовано исключительно по ходатайству и настоянию Глубоковского, поскольку распоряжением русского правительства еще во время Первой мировой войны все болгарские питомцы были уволены из всех учебных заведений Империи. Всего за годы профессорства H.H. Глубоковского в СПбДА в ее стенах обучалось свыше тридцати выходцев из Болгарии. «Значит, – писал он вскоре после своего приезда в Софию, – я был профессором избранного болгарского юношества чуть не 30 лет, а в числе моих учеников доселе здравствуют: 1) митрополиты [Охридский] Борис, [Видинский] Неофит, [Старо-Загорский] Павел, [Неврокопский] Макарий; 2) пастыри в столице (Страшимир Георгиев) и в провинции (Христо Димитров в Пловдиве, Иван Спасов в Старой Загоре), 3) государственные чины (Георгий Димитриевич Цветинов); 4) Деятели просвещения (К. Илиев, Христо Шалдев, П. Четаняев, Д. П. Пандов); 5) руководящие публицисты, издатели (Минко Генов, Савва Чукалов)» 2958 . Главная миссия и заслуга пребывания Глубоковского в Болгарии (как писал он сам и как оценивали его деятельность другие) состояла в профессорских трудах на Богословском факультете Софийского университета св. Климента Охридского 2959 . Со свойственной ему неутомимостью, любовью и преданностью делу Глубоковский принял самое деятельное участие в организации учебно-педагогической работы факультета, в созидании в его стенах научной традиции и подготовке специалистов. По словам митрополита Стефана (Георгиева), это была «великая опора нашего Богословского факультета» 2960 . Решение об открытии Богословского факультета принято 27 июля 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010