X.), св. пророк Даниил имел такое видение: видел я, пишет он, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна; престол Его, как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила перед Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрыли книги. Вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему, и Ему дана власть и слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему, владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. гл. 7). Несомненно, Ветхий днями, виденный Даниилом, есть Бог Отец, а Сын человеческий есть Единородный Сын Божий, а судьи - это высшие созданные существа.Итак нет ли противоречия в действиях Божества-по писаниям Ветхого Завета? В книге Второзакония (гл. 4) Моисей говорит, что Господь не явился еврейскому народу во время законодательства на Синае в определенном образе, дабы евреи не сделали изображения Его, а по другим книгам Св. Писания Бог являлся и в определенных образах: Аврааму, Иакову, самому Моисею, Гедеону, родителям Сампсона, Исаии, Иезекиилю, Даниилу. Чем примирить такое, повидимому, разногласие в действиях Божества?Во-первых тем, что Господь Бог во времена ветхозаветные являлся различно по различному состоянию людей; иначе являлся несовершенным в духовной жизни, иначе совершенными иначе более совершенным. Сам Он говорит, как мы видели выше, что пророкам во дни Моисея Он являлся во сне и в видении, а Моисею наяву, и Моисей образ Его видел (Числ. 12, 6-8) [ 1 ].Еще в раю до падения первых людей Господь являлся им в определенном образе, а по падении прародители сами стали скрываться от Него, ибо у них затмилось понятие о Боге. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3, 8). Не явился Господь еврейскому народу во время законодательства на Синае в определенном образе, например, в образе человека, дабы народ не стал представлять Его подобным человеку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

   Ст. 17. И яви лице Твое над опустошенным святилищем Твоим.    Исполни на деле то, что Ты обещал на словах: время опустошения близится к концу.    Ст. 18. Ради Себя Самого приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошение наше И проч.    Это говорится νθρωποπαθως (человекообразно), так что когда Бог внемлет нам, то Он представляется приклоняющим ухо Свое; когда удостаивает нас того, чтобы воззреть на нас, то открывает очи Свои, а когда отвращает лице Свое, то мы оказываемся недостойными очей и ушей Его.    Ст. 20. И когда я еще говорил и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, так что (вульг. и) повергал мольбы мои пред Богом о святой горе Бога моего.    Таким образом он, как выше мы сказали, говорит о грехах не только народа, но и о своих, ибо он один из народа, или же посмирению причисляет себя к грешному народу, хотя сам он и не совершил греха, чтобы чрез смирение достигнут помилования. Заметь, что он сказал здесь: исповедовал грехи мои. Ибо во многих местах Священного Писания исповедование означает не покаяние, а восхваление.    Ст. 21. Когда я еще продолжал молитву, вот муж Гавриил, которого я видел в начале видения.    Началом называет прежнее видение, за которым следует настоящее. И великое действие имела молитва, и исполнилось обещание Господа, который говорит: еще глаголющу ти, скажу: ее приидох (Исаии 58, 9). Видит же Гавриила, а не ангела или архангела, чтобы указать не на дол, а на имя [небесной] силы (virtutis).    Быстро прилетев, он коснулся меня во время вечерней жертвы.    Называется прилетевшим тот, кто явился, как муж, и именно во время вечерней молитвы, ибо молитва пророка продолжалась от утренней до вечерней молитвы и поэтому склонила к нему милосердие Божие.    Ст. 22. И наставлял меня, и говорил со мною и сказал.    Видение столь темно, что пророк нуждается в наставлении ангела.    Даниил! теперь я вышел, чтобы научить тебя и чтобы ты понимал.    Теперь я послан к тебе и вышел от лица Божия не для того, чтобы отступить от Него, но чтобы прийти к тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   У Священного Писания есть обычай, — об этом много раз было уже говорено, но должно быть сказано и теперь; говорить «о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно» (Фил. 3:1). Я ведь учу, а не занимаюсь словоизвержением, насаждаю, а не просто прохожу мимо. Я не прохожий, а сеятель. Прохожий идет, чтобы совершить дорогу, а сеятель вскапывает почву, потом раскидывает семена, потом забрасывает их землею, чтобы они были поглубже, и чтобы обнаженное семя не сделалось добычей птиц небесных. Итак, что делает земледелец для семян, то самое делаю для мыслей. Как для семян опасны вороны, так для мыслей опасны демоны, и дьяволы, и заботы житейские. Поэтому я и стараюсь свои наставления внедрить в ваши сердца поглубже, чтобы выйдя отсюда, вы под влиянием житейских забот не уступили их дьяволу. Ведь что я оставлю открытым, то будет, конечно, похищено; а что закопано поглубже, то сохранится. Тут дело не во времени, а в воле; не нужен дождь, но нужно усердие. Выслушай же с усердием, тщательно укрой в сердце своем то, что будет сказано, и тогда никто не будет в состоянии у тебя его похитить. Итак, какой же обычай Писания имел я в виду выше? Тот, что оно часто дает имена сообразно с характером и называет человека не тем именем, какое изначала дали ему родители, но тем, какого он сам заслуживает своей порочностью или добродетелью. Например, того, кто обнаруживает бесстыдство, оно называет псом, не в качестве собственного имени, но для обозначения его порока; хищника оно называет волком, не по имени, данному от родителей, но по злобе; и вообще тех, кто делает дела, свойственные дурному человеку, оно и называет соответственными именами. Но чтобы вы не могли упрекнуть меня в поверхностности суждения и чтобы подтвердить эти свои слова, я хочу представить вам и свидетелей. «Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме». Обратите внимание: «о Иудее и Иерусалиме... Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3959...

— А. Л.) ( Ис.1:9 ): и Иезекииль: «áще бýдутъ Нóе и Дahiuлъ и Иовъ, ни сынове, ни дщéри ихъ спасýтся» (« и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог… сии три мужа среди нее, – живу Я, говорит Господь Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы, земля же сделалась бы пустынею » ( Иез.14:14-16 ). — А. Л.). Но ни отец вместо сына, ниже сын вместо отца, но кийждо грехом своим погибнем. И паки Исаия: “ ýзрятъ трýпы человковъ преступившихъ мн: чéрвь ихъ не скончáется, и óгнь ихъ не угáснетъ, и бýдутъ въ позóръ всяцй плóти ” ( Ис.66:24 )» с. 190]. Озвученное автором свидетельство Исаии всецело сочетается с учением Христа: « И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает » ( Мк.9:43 ). Тождественное вышеобозначенному мнение обнаруживает и другой раннехристианский Церковный писатель — Ерм (II в.), в известном произведении « Пастырь ». Так, обрисовывая преподанное ему в Откровении видение, иллюстрирующее созидание Церкви под образом башни, тайнозритель свидетельствует: «…строилась квадратная башня… шестью юношами («первозданными ангелами Божиими, которым Господь вверил все Свое творение для того, чтобы они умножали, благоустрояли и управляли Его творением: посредством их будет окончено и строение башни» с. 232]. — А. Л.)… Многие тысячи других мужей («святых ангелов Господа» с. 232], низших по чину, нежели первые шесть. — А. Л.) приносили камни (символизирующие верующих, не вполне-верующих и даже негодных (см. ниже). — А. Л.)). Некоторые доставали камни из глубины (из воды. — А. Л.), другие — из земли и подавали тем шести юношам, они же принимали их и строили. Камни, извлекаемые из глубины, прямо клали в здание, потому что они были гладки и спайками своими хорошо приходились к другим камням, и так плотно прикладывались один к другому, что соединения их нельзя было заметить.

http://azbyka.ru/apokalipsis/spasutsya-l...

Б.). В этом смысле Бога никто никогда не видел, т. е. не имел полного и точного познания о Нём, как и Ап. Павел говорит ещё сильнее: Бога никто из людей не видел и не может видеть ( 1Тим. 6:16 ). Сим не утверждается, что избранные люди совсем не видели Бога или не имели никакого понятия о Нём, а только показывается, что видение Бога или познание Его воплотившимся Словом имеет несравненное превосходство пред всяким человеческим видением или ведением Бога, ибо Он обладает ведением самого божественного существа и, следовательно, может сообщить о Нём совершеннейшее откровение. «Что мы скажем Исаии, который говорил: я видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом? Что Иезекиилю, который видел Господа сидящим на херувимах? Что Даниилу, который говорит: Ветхий деньми воссел? Что скажем самому Моисею, который говорил: яви мне Тебя Самого, да разумно вижду Тя ( Исх. 33:13 )? Им отвечает Сам Бог устами пророка: Я говорю к пророкам и умножаю видения, и чрез пророков говорю в притчах ( Ос. 12:11 ), т. е. Я являлся в образах и подобиях, а не тем, что Я есмь Сам в Себе. Не только пророки, но и Ангелы и Архангелы не видят Бога, каков Он в Своей сущности. Его зрят только Сын и Дух Святый; а созданное естество как может видеть несозданного?» (Злат., ср. Феофил.). И Моисею сказал Бог , что никто из смертных не может видеть лица Его и что величайший из пророков Моисей, по его просьбе, увидит только задняя Божия ( Исх. 33:20, 23 ), т. е. «то, что после Бога доставляет нам познание о Нём, подобно тому, как отображение и изображение солнца в водах показывает солнце слабым взорам, которые не могут смотреть на него, потому что живость света поражает чувство» (Григ. Б.). – Единородный Сын (ср. прим. к ст. 14), сущий в недре Отчем, или в лоне Отца Он явил: быть в лоне значит быть в особенно близких отношениях к держащему на лоне или в лоне, – образная речь, заимствованная из обычая восточных народов при возлежании на вечерях лежать головою на лоне или прислонясь к груди лица особенно близкого (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Богосл.). В этом смысле Бога никто никогда не видал, т. е. не имел полного и точного познания о Нем, как и ап. Павел говорит еще сильнее: Бога никто из людей не видал и не может видеть (1 Тим. VI:16). Сим не утверждается, что избранные люди совсем не видели Бога, или не имели никакого понятия о Нем, а только показывается, что видение Бога или познание Его воплотившимся Словом имеет не- сравненное превосходство пред всяким человеческим видением или ведением Бога, ибо Он обладает ведением самого Божественного Существа и, следовательно, может сообщить о Нем совершеннейшее откровение. „Что мы скажем Исаии, который говорил: я видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном? Что Иезекиилю, который видел Господа, седящего на херувимех? Что Даниилу, который говорит: Ветхий деньми воссел? Что скажем самому Моисею, который говорил: яви мне Тебе Самого, да разумно вижду Тя? (Исх. XXXIII, 13). Им отвечает Сам Бог устами пророка: „Я говорю к пророкам и умножаю видешя, и чрез пророков говорю в притчах» (Ос. XII, 11), т. е. я являлся в образах и подобиях, а не тем, что Я есмь Сам в Себе. Не только пророки, но и ангелы и архангелы не видят Бога, каков Он в Своей сущности. Его зрят только Сын и Дух Святой; а созданное естество как может видеть несозданного?» (Злат. ср. Феофил.). И Моисею сказал Бог, что никто из смертных не может видеть лица Его, и что величайший из пророков, Моисей, по его просьбе, увидит только задняя Божия (Исх. XXXIII, 20, 23), т. е. „то, что после Бога доставляет нам познание о Нем, подобно тому, как отображение и изображение солнца в водах показывает солнце слабым взорам, которые не могут смотреть на него, потому что живость света поражает чувство» (Григ. Богосл.).    Единородный Сын, сущий в недре Отчем или в лоне Отца, Он явил: быть в лоне, значит быть в особенно близких отношениях к I держащему на лоне или в лоне, – образная речь, заимствованная из обычая восточных народов при возлежании на вечерях лежать головою на лоне или прислонясь к груди лица особенно близкого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Будем  плавать по поверхности, не будем следовать влечению мудро вания; иначе скоро утомимся и утонем. Но пользуясь божествен ным Писанием, как бы некоторым кораблем, распустим паруса веры. Если мы будем плавать на нем, то и кормчим у нас будет слово Божие; если же станем плавать на мудрованиях человеческих, то не будет (кормчего). Кому в самом деле из плавающих таким образом помогает кормчий.  Сле довательно, нам будет угрожать двойная опасность: с одной стороны та, что не будет корабля, с другой та, что не будет кормчего.  Если же судно без кормчего подвержено опасности, то какая надежда на спасение, «когда нет ни того, ни другого? Итак, не будем подвергаться явной опасности, но будем пла­ вать в безопасном месте, утверждаясь на священном якоре., Таким образом, несмотря на тяжелый груз, с совершенною безопасностью достигнем тихой пристани и получим блага, уготованные любящим Его во Иисусе Господе нашем с Ко торым Отцу со Святым Духом слава (во веки веков. Аминь). В синодальном переводе неточность. В оригинале " усопших " – κοιμμενων . БЕСЕДА 8   " Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем " (1 Сол.4:15—17).   Обстоятельства будущего воскресения. - Вечные награды и наказания. - Состояние страны на месте Содома и Гоморры. Доказательства существования геенны.   Пророки, желая показать  достоверность  того, о чем намеревались  говорить, прежде всего другого, говорят: " Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел " ( Ис.1: 1); или: " Слова Иеремии, к которому было слово Господне " (иер.1:1); и еще: " Ибо так говорил мне Господь " (Ис.8:11),— и тому подобное. Многие видели и самого Бога сидящего (Ис.6: 1), насколько им возможно было видеть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

– В лесу Аравийском будут ночевать караваны Деданские (13 ст.), т. е. по причине неприятельского нашествия не будет уже свободного движения караванов аравийских, направлявшихся для торговли с Тиром, Сидоном, Вавилоном, не будет для этих караванов прежнего гостеприимства в Аравии, они будут ночевать «в лесу». Жители Фемайские должны будут помочь «бегущим» от лютого неприятеля и нуждающимся в хлебе и воде. Ибо «еще год, равный наемничьему» (ср. 16:14), и вся «слава Кидарова исчезнет» (ср. 16:14; 17:3; 5:14; 4:2; ср. 20:5; 24:23, ср. 54:4; 60:1 и др.); и храбрых останется немного (14–17). «Пророчество о долине видения». Городу «шумному, волнующемуся, ликующему», выбежавшему на кровли смотреть неприятельские войска (Саргона), пророк также возвещает разорение (1–3). Не вполне ясно, какое именно здесь пророк разумеет бедствие: он предвозвещает нераздельно вообще будущее бедствие Иерусалима, которое ему причинят народы, не исключая разрушения города Вавилонянами при царе Навуходоносоре 134 . Видение бедствия, предстоящего Сиону, причиняет такую горесть пророку, что он отказывается от утешения (4). Пророк видит смятение и замешательство жителей Иерусалима, видит, как неприятели ломают стену, как Елам и Кир несут оружие, как неприятели «снимают покров с Иудеи» (5–8). Но в Иерусалиме заботятся лишь об умножении оружия, о собирании вод в нижнем пруде, об укреплении проломленной стены (8–11). А «на Творца всего этого (т. е. бедствия Иерусалима) не взирают и не смотрят на Того, Кто устроил это «издавна» (11 ст.), не хотят плакать и сетовать и препоясаться вретищем» (12), – «вот, веселье и радость», пиршества не прекращаются 135 : «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (13). Господь не простит такого нечестия, пока не умрут нечестивые (14). – Затем пророк, по повелению Господа, возвещает начальнику дворца Севне, который «высекал себе гробницу в скале», что он будет переброшен в неприятельскую страну, и его должность будет отдана Елиакиму, сыну Хелкиину (15–20). Этот будет отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина «и будет, как седалище славы для отца своего» (21–24); «будет висеть на нем слава отца его», «отрасли» и дети его.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В пятом положении: и запечатаны были видение и пророк, говорится о прекращении пророчествования о Христе. Все ветхозаветные пророки, кончая Иоанном Крестителем, предсказывали, главным образом, о Мессии и Его царстве. Иисус Христос и есть этот Мессия, о котором они предсказывали. С пришествием Его, и на Нем, их пророчества исполнились. Дар пророчества, конечно, не прекратился и после пришествия Христа ( 1Кор. 12:28, 29 ), и Сам Христос был пророк, сильный в деле и слове ( Лк. 24:19 ). Но прекратилось пророчествование о Христе, потому что об осуществившемся и прошедшем, пророчествовать не нужно и невозможно. Говоря точнее, прекратилось ветхозаветное пророчествование, касающееся первого пришествия Христа, ибо сам ветхий завет перестал существовать с явлением Христа и с наступлением нового завета; ветхозаветные пророчества о явлении Христа исполнились, и новые пророчества о Христе стали невозможны, пророчествование о Нем запечатано. «Положен будет конец всем пророчествам, – говорит Феодорит; – потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего ( Рим. 10:4 ), и пророчественная благодать отступит, наконец, от народа Иудейского. Если бы Владыка Христос, пришедши, не пострадал и не сотворил того, что предсказали пророки, то не обнаружилась бы истина пророков. Поэтому, исполняет и, как бы, запечатлевает и подтверждает предреченное пророками, совершая и претерпевая ими прореченное» 131 . «Христос приидет, – изъясняет это место Ефрем Сирин , – и страданием Своим исполнит все предречения пророков» 132 . Шестое, и последнее положение: и помазан был Святый Святых, не указывает ни на освящение жертвенника, восстановленного Зоровавелем и Иисусом ( 1Ездр. 3:2–6 ), ни на освящение Зоровавелева храма, ни на освящение жертвенника, вновь построенного после гонения Антиохова ( 1Мак. 1:54 ), так как при этих случаях – помазания елеем не было, о нем не упоминается: в этом изречении говорится о помазании Мессии. «Кто же этот Святый святых?» – спрашивает Феодорит. Он есть Владыка Христос, Который предвозвещает устами Исаии ( Ис. 61:1 ): Дух Господень на Мне; ибо помазал Меня Господь ( Лк. 4:18 ), и о Котором свидетельствует Давид, что возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазан елеем радости более соучастников Его ( Пс. 44:8 ); свидетельствует же и блаженный Петр, верховный из Апостолов, говоря: Иисуса, Который из Назарета, помазал Его Бог Духом Святым и силою, и Он ходил, благотворя, и исцеляя всех, обладаемых дьяволом , потому что Бог был с Ним ( Деян. 10:38 )» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В пятом положении: и запечатаны были видение и пророк, говорится о прекращении пророчествования о Христе. Все ветхозаветные пророки, кончая Иоанном Крестителем, предсказывали главным образом о Мессии и Его царстве. Иисус Христос и есть этот Мессия, о котором они предсказывали. С пришествием Его и на Нём их пророчества исполнились. Дар пророчества, конечно, не прекратился и после пришествия Христа ( 1Кор. 12:28–29 ), и Сам Христос был пророк, сильный в деле и слове ( Лк. 24:19 ). Но прекратилось пророчествование о Христе, потому что об осуществившемся и прошедшем пророчествовать не нужно и не возможно. Говоря точнее, прекратилось ветхозаветное пророчествование, касающееся первого пришествия Христа, ибо сам Ветхий Завет перестал существовать с явлением Христа и с наступлением Нового Завета; ветхозаветные пророчества о явлении Христа исполнились, и новые пророчества о Христе стали не возможны, пророчествование о Нём запечатано. „Положен будет конец всем пророчествам”, говорит Феодорит; потому что конец закона Христос, к праведности всякого верующего ( Рим. 10:4 ), и пророчественная благодать отступит, наконец, от народа Иудейского. Если бы Владыка Христос, пришедши, не пострадал и не сотворил того, что предсказали пророки, то не обнаружилась бы истина пророков. Поэтому исполняет и как бы запечатлевает и подтверждает предречённое пророками, совершая и претерпевая ими проречённое” 304 . „Христос приидет, – изъясняет это место Ефрем Сирин , – и страданием Своим исполнит все предречения пророков” 305 . Шестое и последнее положение: и помазан был Святый Святых, не указывает ни на освящение жертвенника, восстановленного Зоровавелем и Иисусом ( 1Ездр. 3:2–6 ), ни на освящение Зоровавелева храма, ни на освящение жертвенника, вновь построенного после гонения Антиохова ( 1Мак. 1:54 ), так как при этих случаях помазания елеем не было, о нём не упоминается: в этом изречении говорится о помазании Мессии. „Кто же этот Святый святых? – спрашивает Феодорит. Он есть Владыка Христос, Который предвозвещает устами Исаии (61:1): Дух Господень на Мне; ибо помазал Меня Господь ( Лк. 4:18 ), и о Котором свидетельствует Давид, что возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазан елеем радости более соучастников Его ( Пс. 44:8 ); свидетельствует же и блаженный Пётр, верховный из Апостолов, говоря: Иисуса, Который из Назарета, помазал Его Бог Духом Святым и силой, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним ( Деян. 10:38 )” 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010