д) Первое видение. Строфа 5. Христос Царь Вседержитель ( Откр.19:15–16 ) 15 Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. 16 На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». Образ точила гнева Божьего, то есть суда Божьего, нам уже встречался в Откр.14:19 . Здесь этот образ соединен с образом чаши вина ярости Божьей из Откр.14:10 и Откр.16:19 (седьмая чаша гнева). Напомню, что этот образ взят из пророка Исаии (см. приведенную выше цитату из Ис.63:2–3 ). Имя «Царь царей и Господь господствующих», вообще-то говоря, не имя, а титул, какой носили древневосточные владыки больших империй, таких как Египет или Вавилон. Например, о Навуходоносоре в Дан.2:37 : «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу». Однако в Ветхом Завете этот титул и подобные ему употребляются исключительно применительно к Богу Израиля. Например, во Втор 10:17 : «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык», или Пс.135:2–3 : Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его. Когда такие титулы присваивали себе римские кесари, да и вообще – люди, тогда они становились «именами богохульными», узурпированными. Но почему этот титул написан на одежде (точнее, «на гиматии», то есть на плаще) и на бедре Иисуса Христа? Предполагают, что плащ обозначает пурпурный царский плащ, на котором вышито указанное имя. Что касается бедра, то здесь надо вспомнить римский обычай гравировать имя или титул на бедре статуи. Вспомним, что статуи, особенно статуи всадников, которые были облачены в доспехи или плащ, все равно оставляли бедра обнаженными. Ведь древние греки, римляне, иудеи и так далее не носили штанов. Штаны считались странной одеждой северных варваров, таких как галлы и германцы. е) Второе видение. Ангел на солнце созывает птиц ( Откр.19:17–18 ) 17 И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, 18 чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Конечно, во всех, кто прославляет Бога образом своей жизни, пребывает слава Его, и тем самым вся земля полна славы Божией. Прежде славой Божией была полна не вся земля, а лишь единственный уголок земли, когда говорилось: «Известен в Иудее Бог , в Израиле великое имя Его» 216 . Слава Богу, Который послал Сына Своего 217 , чтобы всю землю сделать полной славы Своей. Но что тебе даст, если земля будет полна славы Божией ради церквей блаженных [людей], которые повсюду, а ты не явишься причастником славы полноты Божией 218 ? Так вот, и ты работай и старайся во всем, взыскуя славу Божию, дабы она поселилась и обрела место в тебе, чтобы и ты стал со всей землей, в которой пребывает слава Божия, полным славы Его. Каким образом является через каждого из нас полнота славы Божией? Если то, что я делаю, что я говорю, будет совершаться во славу Божию, то речь моя и действие становятся славой Божией. Если и выход, и вход мой бывает во славу Божию, если еда, если питье мое, если все, что я делаю, совершится во славу Божию, то и я являюсь причастником сказанного: «Полна земля славы Его». Итак, когда все это я сделаю, поднимется наддверие от гласа 219 , которым они взывали 220 . Поэтому благо для каждого из нас так трудиться, чтобы стать причастником двери и наддверия, то есть, по смыслу (juxta intellectum), Христа Бога 221 . И я не считаю непристойным 222 чтобы плоть была названа «дверью» 223 , а Слово – «наддверием». III. «Поднялось наддверие от голоса восклицающих, и дом наполнился дымом» 224 , этим благим дымом 225 от славы Божией. «И сказал я: «О, я окаянный, ибо я раскаиваюсь« " 226 . До того, как ты узрел видение, ты не сознавал себя окаянным, о Исаия? Разве он не говорит: «Пока жил Озия, [тогда] я не чувствовал, что я был окаянным. Начинаю же познавать, что я окаянный, когда вижу видение, когда для меня умер прокаженный Озия царь, и я говорю: »О, я окаянный!»»? Теперь начинаю и я исповедоваться Господу и говорить о себе самом: »О, я окаянный!» – как и Исаия говорит: «О, я окаянный!» Почти так же и апостол говорит: «Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» 227 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Непосредственное отношение к нашей теме имеют также и культовые трапезы, сопровождающие жертвоприношения, и являющиеся неотъемлемой частью обряда очищения: И разгневался (Моисей) на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их перед Господом. ( Лев.10:16–17 ) То же мы видим и в описании особого хлебного приношения: «Это великая святыня, подобно как жертва за грех или жертва повинности. Все потомки Аароновы мужского пола могут есть ее. Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних. Все, прикасающееся к ним, освятится». ( Лев.6:17–18 ). Эсхатологический пир и победа над смертью Наконец, говоря о ветхозаветных прообразованиях Евхаристии необходимо остановиться на пророческом видение Исаии, где грядущее торжество боговедения, открытого всем народам, и победы над смертью разворачивается в картину эсхатологического пира: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей, и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть на веки. ( Ис.25:6–8 ) Пророческое видение грядущего пира, на котором устраняется смерть, находит свое воплощение в призыве Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). II. Внебиблейские данные Переходя к рассмотрению внебиблейских данных, я хотел бы отметить, что в задачу моего доклада не входил подробный разбор генезиса и типологических сближений Тайной Вечери с практиками совместных трапез, распространенных в иудаизме Второго храма. Отметим лишь, что помимо Пасхальной трапезы и жертвы благодарения, известных из Библии , Тайную Вечерю связывали с трапезами типа ‏ (киддуш), (хавура), а также с совместными трапезами ессеев. Представление о том, что Тайная Вечеря являлась субботним киддушем, на том основании, что киддуш предполагает благословение вина с последующим преломлением хлеба, в настоящее время решительно отвергнуто: считается что, совмещение субботнего благословения вина и преломления хлеба появилось в конце таннаитского или даже в начале амараитского периода в Вавилоне. Эта гипотеза тем более не приемлема, что киддуш совершался в пятницу вечером, но никак не в четверг.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Ничего достоверного нам не дано знать о том, почему земля, некогда прекрасная и совершенная, стала «безвидною и пустою». У Иеремии имеется лишь некоторый намек на причину этого: «Смотрю на землю – и вот она разорена и пуста, – на небеса, и нет в них света. Смотрю на горы и вот они дрожат, и все холмы колеблются. Смотрю – и вот нет человека, и все птицы небесные разлетелись» ( Иер. 4:23–25 ). Тоже приблизительно находим у Исаии 24:1, где сказано: «Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною, изменяет вид ее и рассеивает живущих на ней...» Видение обоих пророк указывает на суды Божии над землей; видение может относиться равно к будущему, так же как и к прошлому. «Разорение» и «уничтожение» земли, согласно видения пророков, совершается по причине суда Божия, приходящего в результате грехов людей. Не надо ли, поэтому, допустить мысли, что земля, как это подтверждается намеками Библии, некогда служила местом обитания сатаны и его ангелов, и что падение их, вызвало катастрофу. По-видимому, сатана и его присные обладали какими-то телами, причем наказание выразилось в лишении их телесной оболочки, подобно тому, как смерть, ниспосланная Богом на наше человечество, в наказание за грех , лишает наш дух также его телесного жилища, Если это на самом деле так, тогда легко объяснить почему «злые духи» с тех пор стремятся во что бы то ни стало завладеть телом человека, войти в него тем или иным путем. Случаи беснования, известные во дни Христа, и в наше время могут быть объяснены той же причиной. В связи с этим небезынтересно обратить внимание на тексты Библии, в которых сатана по сие время именуется, то «богом века сего» ( 2Кор. 4:4 ), то «князем, мира сего» ( Ин. 12:31; 14:30; 16:11 ), то «князем, господствующим в воздухе» ( Еф. 2:2 ) и т. д. Притязание на все царства мира сего со стороны сатаны, в момент искушения Христа, не было оспорено Им ( Лк. 4:5–8 ). Таинственное пророчество Иез. 28:12:19 также, по-видимому, находится в связи с сатаной, хотя он там и именуется «царем Тирским» (12 ст.) и «помазанным херувимом» (14 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Но мы вполне можем говорить именно о внешней стороне призвания, о том, как оно происходит. Первый этап призвания – это всегда призыв Господа. В Ветхом завете этот призыв происходит разнообразно. Это может быть зовущий человека голос Божий, как это случилось с Ионой ( Ион.1:1 ), Амосом, Иеремией ( Иер.1:4–5 ), Самуилом и другими пророками. Но нередко этот призыв можно трактовать как видение, которое Бог открывает своему избраннику. Так было с Исайей, который видел образ славы Божьей, наполнившей храм ( Ис.6:1–4 ), с Иезекиилем, которому слава Божия была явлена в образе невиданной огненной колесницы, ободья которой были полны глаз ( Иез.1:4–28 ). Отметим, что иногда это призвание является полной неожиданностью для человека, как это было для Савла ( Деян.9:3–6 ), или для отрока Самуила, не знавшего, как ответить на призыв ( 1Цар.3:3–10 ), или же для пророка Амоса, который сам пишет, что он «не пророк и не сын пророка… но Господь взял меня от овец» ( Ам.7:14–15 ). Нередко призыв обращен к человеку, подготовленному своей жизнью и научением к этому. Так произошло, по-видимому, с пророком Аввакумом ( Ав.2:1 ), с пророком Ионой ( Ион.1:1 ), с пророком Даниилом или с Елисеем ( 3Цар.19:19–20 ). То, что видит или слышит человек, настолько превосходит его личный и церковный опыт, что нередко возникает мысль о неизбежной смерти: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис.6:5 ). Или же человек падает на землю, будучи потрясен этим призывом, как это было с Иезекиилем. В любом случае, призыв рождает в нем покаяние – это является вторым этапом призвания. Покаяние в текстах пророческих книг обычно выражается очень кратко и эмоционально. Слова, которыми выражается покаяние, часто настолько непривычны, что узнать в них покаяние бывает довольно сложно. Это могут быть слова «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами…», как это мы видим у Исаии (6.5), или еще более странные слова Иеремии «о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» ( Иер.1:6 ), которыми также обозначено покаяние. Оно может быть даже безмолвным, т. е. твориться в глубине сердца – как это было у Иезекииля, который, увидев видение славы Божьей, «пал на лицо свое» ( Иез.2:1 ).

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Однако большинство отцов — святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, — считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества. Именно второе мнение, было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии (канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4 гласа), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога и в иконографии (известная икона «Троица ветхозаветная»). Блаженный Августин («О граде Божием», кн. 26) пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому — исповедал Единого Бога в Трех лицах». Косвенным указанием на троичность лиц в Боге является священническое благословение, существовавшее в Ветхом Завете (Чис. 6, 24—25). Звучало оно следующим образом: «да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе, мир». Трехкратное обращение ко Господу может служить также прикровенным указанием на троичность лиц. Пророк Исайя описывает свое видение в Иерусалимском храме. Он видел, как Серафимы, окружая Престол Бога, взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом сам Исайя услышал глас Божий: кого Мне послать и кто пойдет для Нас? То есть, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном числе — Мне, и во множественном — для Нас (Ис. 6, 2). В Новом Завете эти слова пророка Исайи осмыслены именно как откровение о Пресвятой Троице. Это мы видим из параллельных мест. В Ин. 12, 41 говорится: «Исайя видел славу Сына Божия и говорил о Нем». Таким образом, это откровение Исайи было Откровением и Сына Божия. В Деян. 28, 25-26 сказано, что Исайя слышал глас Святого Духа, который посылал его к израильтянам, таким образом это было также и явление Духа Святого. Значит видение Исаии было откровением Троицы. 4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Приведем рассказ пр. Исаии о виденных им (конечно, « ν πνεματι») серафимах. Видение это имело место при призвании его к пророческому служению, как в таких же обстоятельствах Иезекиилю было видение «подобия славы Господней», в котором важнейшую часть составляли х:ерувимы. Пророк говорит: я видел Господа ( , τν Κριον) сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края ризы Его наполняли весь храм ( ) и серафимы стояли вокруг Него ( , κκλ ατο); у каждого из них по 6 крыл; двумя каждый закрывал лице свое ( , κατεκλυπτον τ προ σωπον αυτν), двумя закрывали ноги свои и двумя летали и взывали они друг другу (LXX: κα κκραγον τερος προς τν τερον): свят, свят, свят, Иегова Саваоф; вся земля полна славы Его ( ), и поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился дыма». При виде песнословящих Господа чистыми устами существ, пророк, в глубоком чувстве своего недостоинства указывает особенно на нечистоту уст своих, не исключая и мысли о греховности своей вообще: «я человек с нечистыми устами и живу среди народа, также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя Господа Саваофа» Тогда (без сомнения, по повелению Божию) прилетел к нему один из серафимов и в руке у него горящий уголь, который он взял с жертвенника и коснулся уст его и сказал: вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен ( Ис. 6:1–7 ). Затем изображается призвание и посольство пророка Господом, причем голос Господа, вероятно, в виду серафимов, говорит: «кто пойдет для нас ( )?» ( Ис. 6:8 ). б) Внешний образ серафимов Приведенное место представляет следующие данные для суждения о внешнем виде серафимов. Каждый из серафимов имел по 6 крыльев, из которых одна пара служила к аакрытию лица (по Тарг. Ионаф.: ne videret, i. е. Deum), другая покрывала нижнюю часть тела, особенно ноги 805 , а два крыла служили к летанию 806 . Каждый серафим имеет и руки (bejado, Ис. 6:2 ) и ноги (raglaiv) и лицо (panaiv). Лицо, очевидно, у каждого было одно, так как, в противном случае, пророк отметил бы такую особенность внешнего вида серафимов, как присутствие нескольких лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Пророк Исайя описывает свое видение в Иерусалимском храме. Он видел, как Серафимы, окружая Престол Бога, взывали: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф " . При этом сам Исайя услышал глас Божиий: кого Мне послать и кто пойдет для Нас? То есть, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном числе — Мне, и во множественном — для Нас (Ис. 6,2). В Новом Завете эти слова пророка Исайи осмыслены именно как откровение о Пресвятой Троице. Это мы видим из параллельных мест. В Ин. 12, 41 говорится: " Исайя видел славу Сына Божия и говорил о Нем " . Таким образом, это откровение Исайи было Откровением и Сына Божия. В Деян. 28, 25-26 сказано, что Исайя слышал глас Святого Духа, который посылал его к израильтянам, таким образом это было также и явление Духа Святого. Значит видение Исаии было откровением Троицы. 4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца. Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным образом и имеет несколько имен. Во-первых, это так называемый " Ангел Иеговы " . В Ветхом Завете об Ангеле Иеговы говорится при описании некоторых теофаний. Это явления Агари на пути в Суру (Быт. 16, 7-14), Аврааму, во время принесения в жертву Исаака (Быт. 22, 10-18), при явлении Бога Моисею в огненной купине (Исх. 3, 2-15), тоже говорится об Ангеле Иеговы. Пророк Исайя (Ис. 63, 8-10) говорит: " Он (т. е. Господь) был для них Спасителем, во всякой скорби их Он не оставлял их (имеется в виду израильтян) и Ангел лица Его спасал их " . Другим указанием на Сына Божия в Ветхом Завете является Божественная Премудрость. В книге Премудростей Соломона говорится, что она есть " Дух Единородный " . В Сирах (Сир. 24, 3) Премудрость говорит о себе: " Я вышла из уст Всевышнего " . В Прем. 7, 25-26 сказано, что " Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... Она есть ... образ благости Его " . В Прем. 8, 3 говорится, что она " ...имеет сожитие с Богом " , в Прем. 8, 4, что " она таинница ума Божия и избирательница дел Его " и, наконец, в Прем. 9, 4, что она " приседает Престолу Божию " . Все эти высказывания касаются отношений Премудрости к Богу.

http://sedmitza.ru/lib/text/431688/

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Геннадий Фаст Видение нового Иерусалима " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 5  голосов:  4.8 из  5) “И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет” ( Апок.21:1 ). Здесь святой Иоанн Богослов указывает не на уничтожение твари, но на обновление ее к лучшему, как говорит апостол: “сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих” ( Рим.8:21 ). И божественный псалмопевец говорит: “как одежду. Ты переменишь их и изменятся” ( Пс.101:27 ). Ибо обновление обветшавшего означает не уничтожение сущности, но освобождение от ветхости и морщин. …Нужно заметить, что о небе и земле сказано: “миновали” вместо “изменились”, как мы изменимся, как бы за некоторого рода смерть почел он изменение прежнего состояния и перемену к лучшему. О море же сказал: “и моря уже нет”. Ибо какая нужда в море, когда не будет у людей нужды плавать по нему или перевозить по нему в отдаленные места произведения земли? К тому же если море означает бурную и волнующуюся жизнь — и тогда не будет в нем нужды. Ибо во святых не останется тогда никакого возмущения или страха. Подтверждает же это мнение и Василий Великий , объясняя изречение Исаии: “Который бездне говорит: “иссохни!” и реки твои Я иссушу” ( Ис.44:27 ). “И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего” ( Апок.21:2 ). Он видел Святой Иерусалим новым; новизна — знак изменения к большей светлости, которую получит вышний Иерусалим, от высших бесплотных Сил нисходящий к людям, поскольку общая глава обоих есть Христос Бог наш. Самый же город составляется из святых, о которых написано: “подобно камням в венце, они воссияют на земле Его” ( Зах.9:16 ), имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом как обитель Царственной Троицы, ибо в нем обитает и ходит Она, по обетованию ( 1 Кор.6:16 ). Невестой же называется как прилепляющийся Владыке и соединяемый с Ним высшим и нерасторжимым соединением. Украшенной же именуется как внутри себя имеющая, по Псалмопевцу ( Пс.44:10 ), славу и красоту в разнообразии добродетелей.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Созерцание Да созерцаю досточудную Божию помощь покаявшимся израильтянам (Суд. гл. 11), а именно: 1) как кающиеся [люди] возопили к Богу: Делай с нами все, что Тебе угодно, только избавь нас ныне ( Суд. 10:15 ); 2) как сошел Дух Господень на Иеффая, и разбил он аммонитян и освободил Израиль; 3) как и ныне покаяние людей примиряет их с Богом и низводит Божию помощь в напастях. Проповедь о Божией жалобе на неверный народ Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Ис. 1:2 Гнев, гнев Божий! Во гневе отвращается Бог от избранного народа, жалуясь на него всем остальным Своим творениям, возвышая Свой голос пред небом и землей. Послушайте, Ангелы Мои святые и разумные [в серб, букв.: словесные. – Ред.]; послушайте и вы, твари земные бессловесные! Хотел Я соделать сей народ святым и мудрым, а он своей нечистотой и неблагодарностью низринул себя ниже [всех] бессловесных тварей. Наименовал Я их сынами Своими и возвысил их, а они обернулись ко мне спиной и пошли вслед скверных идолов! Гнев, гнев Божий, гнев любви, в тысячный раз оказывающей благо прокаженному и в тысячный раз принимающей от него плевки. Если бы заговорили все мертвые стихии, то могли бы, вкупе со всеми тварями, засвидетельствовать великие чудеса, которые для народа израильского сотворил единый и живой Бог в Египте и в пустыне – только чтобы народ сей отвратился от идолослужения и уверовал в единого живого и всемогущего Бога. Это могли бы удостоверить вода и кровь, камень и дерево, тьма и огонь, жабы и мухи, птицы и змеи, болезнь и смерть, облако и дым, ветер и манна, медь и железо – вместе с фараоном и многочисленными народами, досточудно побежденными Божией десницей и устраненными с пути [по которому шествовал] народ израильский. И однако же, сей народ отвергся Бога и последовал за истуканами! Вот страшное видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия. О братья мои, помыслите, какое бы видение имел пророк Исаия о нас, если бы сегодня явился он среди нашего народа!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010