Господи Святый Пречистый, помоги женщинам, которые крестятся крестом Твоим, вспомнить о душах своих еще до Суда Твоего Праведного. Чтобы души их, вместе с телами их, не стали вечно зловонными. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 25 Августа. Поучение о страшном видении пророка Исаии ...Видел Я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном ( Ис.6:1 ) Вот видение из видений! Вот слава над славами и величие над величиями! Великую милость оказал Бог всем людям, дав им возможность видеть этот звездный мир, дело рук Его. Еще большую милость оказал Бог тем, кому дал возможность видеть мир Ангельский, непреходящий и чудесный. Но самую большую милость оказал Бог тем немногочисленным Своим избранникам, которым дал возможность видеть Его, Господа Саваофа, Единого Несотворенного и Создателя обоих миров. А как смертный человек может видеть Бога бессмертного? Разве не говорил Сам Бог Моисею: ...Человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 )? И разве в Евангелии не говорится: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 )? Воистину, никто из смертных не может видеть Лицо Божие, то есть сущность Божию. Но по Своей снисходительности, безграничной доброте и могуществу Бог может показаться некоторым людям в таком образе, который доступен для восприятия человеческого. В особых образах Он являлся Моисею, Илии, Даниилу, Иоанну Богослову – являлся не в сущности Своей, а в особом образе и виде. Исаия видел Его, сидящего на престоле высоком и превознесенном, то есть как Судию, возвышенного над всеми судьями и всеми судами земными. Шестикрылые Серафимы стояли вокруг Него и, обращаясь друг к другу, восклицали: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! То есть видел Господа не Самого по Себе, а как Царя в Царстве Его необозримом, окруженного самыми возвышенными существами, которых создало могущество Его. Вокруг Него первые чины иерархии небесной, главные предводители бесчисленного воинства Его бессмертного, первые светильники света Его и ослепительного сияния Его. Это чудесное видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1 «Как лента алая губы твои, и уста твои любезны»; 7 «вся ты прекрасна … и пятна нет на тебе»; 12 превосходный сад. 1 «Я встала, чтоб отпереть возлюбленному моему»; 9 «лучше десяти тысяч других». 1 «Мой возлюбленный пошел в сад свой … он пасет между лилиями»; 4 «грозна, как полки со знаменами». 1 «Оглянись, оглянись, Суламита … и мы посмотрим на тебя»; 7 «как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью!» 11 «я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его». 1 «Дщери Иерусалимские: не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно»; 5 «большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её»; 8 «я буду в глазах его, как достигшая полноты»; 13 «товарищи внимают голосу твоему». Книга пророка Исаии Пророк Исаия – один из величайших ветхозаветных пророков. Книга повествует о некоторых периодах и эпизодах жизни и деятельности пророка, направленной на утверждение благочестия среди его народа; содержит множество всевозможных пророчеств, в том числе мессианских, имевших раскрытие во Христе, а также пророчества эсхатологического плана; здесь также представлено указание о падении денницы (сатаны). Особое место в книге занимает описание визуального созерцания Исаией Господа. 1 Вступление. 2 Возмущение сыновей Божиих. 10 Жертвы тщетны; удалите злые деяния. 18 «Если будут грехи ваши, как багряное …» 21 Развращение Иерусалима; «Я … очищу с тебя примесь». 1 Вступление. 2 Гора дома Господня; «мечи на орала». 6 Суд над идолопоклонниками; «падет величие человеческое». 1 Господь даст им отроков в начальники. 8 Суд над старейшинами; 16 суд над надменными нарядными женщинами Сиона. После очищения — день славы и безопасности. 1 Виноградник, принесший дикие ягоды. 8 Горе «присоединяющим поле к полю». 11 Горе разгорячающим себя вином. 18 Горе суетным. 20 «Горе тем, которые зло называют добром». 24 Господь призывает дальние народы, чтобы наказать Свой народ. 1 Видение Исаии в храме; 6 горящий уголь с алтаря. 9 Призыв Исаии говорить к народу. 1 Исаия призван, чтобы ободрить Ахаза не страшиться Сириян и Ефрема. 10 Господь возвещает, что прежде, чем Еммануил, который должен еще родиться, будет различать доброе и худое, они будут оставлены. 17 Господь призовет египетскую муху и ассирийскую пчелу; терновник и кустарник заменят виноградную лозу.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

Здесь, очевидно, предсказывается нашествие царей Сирийского и Израильского во времена Ахаза ( 2Пар 28:5–8 , 123 17–18 124 ), а может быть и нашествие Сеннахирима в четырнадцатый год Езекии ( 4Цар 18:13 125 ). Третью пророческую речь  произнесенную во дни Озии, составляет так называемая песнь Возлюбленному о винограднике его («Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его»; ( Пс 44:1–3 ; 126 79:9–12 127 )), изложенная в пятой главе. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, хозяин крепко огородил его; насадил в нем отборные лозы; снабдил всем потребным и ждал добрых гроздов или крупных виноградных кистей; а виноградник уродил дикие ягоды и даже терние. Как поступить с таким неблагодарным виноградником? Отнять ограду, предать на разграбление и попрание; даже дождевому облаку не дозволить орошать его; – вот справедливое возмездие. Так хозяин и поступит со своим виноградником (5:1–6 128 ). Затем пророк сам поясняет свою песнь или аллегорию. Виноградник означает дом Израилев или ветхозаветную Церковь ; а царство Иудино – отборную или лучшую ее часть, вновь как будто устроенную и особенно любимую и оберегаемую или охраняемую; и в ней-то расплодились вопиющие беззакония и неправда (5:7 129 ), ненасытное корыстолюбие (5:8–10 130 ), беспросыпное пьянство с нераскаянностью или упорством во зле (5:11–18 131 ), кощунством над угрозами и обличениями пророков (5:19 132 ), извращением понятий о добре и зле, самомнением и неправосудием (5:20–23 133 ). За это гнев Господа Саваофа истребит их: Господь даст знак народу отдаленному (Ассириянам), который прибежит как лев, схватит предоставленную ему добычу и не будет отъемлющего или защищающего (5:24–30 134 ). Вторая часть Вторую часть книги Исаии составляет видение Сына Божия на высоком и превознесенном престоле, бывшее в год смерти царя Озии или в первый год царствования Иоафама, изложенное в шестой главе. «Как он видел – я не знаю, говорит святой Иоанн Златоуст . О том, что видел, Исаия сказал. А как видел, – о том умолчал. Я принимаю сказанное; не любопытствую знать умолчанное; постигаю открытое, но не исследую сокрытого; ибо для того оно и сокрыто» (Беседа 6 на Исаию 6:1). Что действительно Сын Божий явился здесь Исаии, – это видно из свидетельства Иоанна Богослова, который в обличение неверия иудеев, указав на десятый стих шестой главы книги Исаии, заметил: сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем ( Ин 12:39–41 135 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Тубал и Яван упомянуты вместе, как сыны Яфета в родосл. таблице Быт. 10:2 . Под именем Фувала (или Тубала), как мы говорили в прим. in loco на кн. Бытия в 1 т. Св. Летописи, многие разумеют родоначальника Картлов, т. е. нынешних Грузин и других родственных им племен (напр. Тушины, Сванеты и др.). Что же касается Явана, то мы также (l. s. cit.) указывали, что Пиктè и Буслаев считают это имя тожественным с именем Ионян; при этом ср. Дан. 8:21 . Очень быть может, что в пророчестве Исаии имя Явана объемлет и колонии Ионян на малоазийском берегу и, по очень понятному расширению значения имени, означает всех их единоплеменников, населявших материк Европы и архипелаг за восемь веков до Р. Христова. „Дальние острова“ есть выражение неопределенное, в роде слова „Киттим“ упомянутого в Чис. 24:24 1861 , которое указывает на страны и народы еще во времена Исаии неизвестные, но которые в свое время явятся орудием Божиих повелений и среди которых также проявится слава Божия. Следующие стихи видят, как благовестники приносят в дар Господу целые народы. 20 . и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою в Иерусалим, говорит Господь, – подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Пророк видит, как привлеченные к Господу проповедниками спасения народы идут, говоря словами гл. II, 3, „на гору Господню, в дом Бога Иаковлева научаться путям Господним; ибо от Сиона вышел закон и слово Господне из Иерусалима“. Об этом Исаия пророчествовал в начале своего служения, а ныне пред концем жизни своей он видит пророческое видение об исполнении сего. В предыдущих стихах он говорил о проповедниках правды, избранных среди всех спасенных, без различия племени, а в 20 стихе видит действие и успех всемирной проповеди. Речь Исаии произносится среди его соотчичей, но о других народах пророчество говорит, называя их братьями 1862 . Чрезвычайно трогательна и величественна мысль о приношении в дар Господу целых народов. Апостол Павел так описывает свое служение. Он говорит, что он призван: „быть служителем Господа нашего Иисуса Христа у язычников, и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу“ ( Рим. 15:16 ). Из принесенных Ему в дар народов Господь будет избирать и поставлять и священников, и левитов (См. след. 21 стих). Это очень ясно из текста, так как речь обращена к Израилю, а местоимение третьего лица „из них“ относится к тем народам, которые принесены в дар Господу и сделались Его достоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Эта тема присутствует в Новом Завете у апостола Павла, который проводит параллель между Адамом и Христом: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... Первый человек Адам стал душою, живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба ( 1Кор. 15:22,45,47 ). Именно Павел развивает учение о том, что как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ). Более чем вероятно, что евангелист Лука, будучи спутником Павла, был знаком с Павловыми посланиями или с их идеями, которые Павел мог высказывать в устной форме. Возможно, решение продлить родословную Иисуса до Адама и Бога было принято Лукой под влиянием учения Павла о параллелизме между первым Адамом и вторым Адамом – Христом. Пророчество Исаии, которое приводится в Евангелии от Матфея, взято из греческого перевода семидесяти, где действительно употреблено слово «Дева» ( παρθνος). В дошедшем до нас еврейском тексте Библии здесь стоит слово – ‘alma, означающее «молодая женщина». Уже во II веке на это расхождение обратили внимание церковные писатели: полемизируя с Трифоном-иудеем, который относил пророчество Исаии к царю Езекии, а не к Иисусу, Иустин настаивает на правильности чтения семидесяти, где говорится о рождении Иисуса от Девы. Иустин даже выдвигает теорию сознательной порчи иудеями текста Священного Писания. Однако гипотеза о том, что текст Септуагинты в указанном случае содержит оригинальное чтение, тогда как евреи в эпоху после Иисуса Христа сознательно испортили текст, дабы максимально отдалить его от христианского понимания, заменив слово – (дева) словом – ‘alma, не имеет текстуальных подтверждений. Вне зависимости от изначального чтения пророчества Исаии для нас очевидно, что учение о рождении Иисуса от Девы было интегральной частью христианской керигмы (проповеди) с самого начала – по крайней мере, с того момента, до которого мы можем проследить истоки этой керигмы, то есть с появления новозаветных писаний. Матфей и Лука придали этому учению литературную форму, а Иоанн и Павел вставили его в богословскую раму. Правда, ни в корпусе писаний Иоанна, ни в посланиях Павла не говорится прямо о рождении Иисуса от Девы. Однако оба апостола, как и Матфей и Лука, уверены в том, что Иисус есть Сын Божий и что Его пришествие в мир имело необычный, сверхъестественный характер. Представление о девственном рождении Иисуса прекрасно вписывается в это богословское видение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

5. И я сказал: горе мне, погиб я! Я и сам нечист устами и живу среди нечистого устами народа, и я видел Царя – Господа – Саваофа моими очами. 6. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, держа в руке своей раскаленный камень, который он взял клещами с жертвенника. 7. Поднес оный к устам моим и сказал: вот этим прикосновением к устам твоим отымается вся неправда и очищается грех твой. 8. Тогда я услышал голос Господа, Который говорил: кого Мне послать? И кто бы у Нас пошел? Я сказал: вот я, пошли меня. 9. И сказал Он: поди и скажи народу сему: что они будут слушать и не будут понимать, будут смотреть и не будут разуметь. 10. Покажи этому народу, что он умом глуп, ушами глух, глазами туп; от того он глазами не видит, ушами не слышит, сердцем не разумеет, от того он не обращается и не исцелевает. 11. Я сказал: на долго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города; так что не будет в них жителей, и домы, так что никто не будет в них жить, и доколе эта земля не будет пуста, как пустыня. 12. Господь вышлет из нее людей, так что вся земля обратится в пустыню». Паремья содержит две части: в 1-й содержится величественное видение, в котором Пророк зрит Бога, сидящего на престоле, окруженного предстоящими Серафимами, и, пораженный величием славы Господа, в чувстве своего не достоинства, страшится за самую жизнь свою ( Ис.6:1–4 ). Во 2-й призвание Пророка к должности пророческой 106 . Очищенный, от Серафима, прикосновением горящего угля к устам, Пророк изъявляет готовность на исполнение посланничества по воле Божией, и получает повеление идти и обличить ослепление Иудеев, которое навлечет на них великое бедствие ( Ис.6:5–12 ). Пророк, которому предстоял подвиг иметь тяжкое дело с греховною слепотой и ожесточением Иудеев, дабы обратить их внимание, привести их в чувство и расположить внимать его пророческим вещаниям, показывает, что он вступил в эту должность по особенному призванию от Бога, явившегося ему во всем величии, и освятившего его в провозвестника воли Своей. Величественное видение Бога, сидящего на высоком престоле, окруженного Серафимами 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

67:18). Одним же называется звук стана и множества по причине единогласия в восхвалении Бога. И усугубляется звук поющих Отцу, и Сыну и Святому Духу: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, исполнь земля славы Его (Исаии 6, 3). Далее следует: и земля озарялась от славы Его. Это исполнилось собственно при пришествии Христовом, когда во всю землю изыде вещание апостолов и в концы вселенные глаголы их (Римл. 10:18), и ежедневно исполняется среди верующих, а вполне сбудется тогда, когда тленное сие облечется в нетленное и смертное сие облечется в бессмертие (1 Кор. 15:54). Прибавление же: и видел я видение, подобное тому, которое я видел, когда приходил погубить город, вместо чего LXX перевели когда приходил помазать город, будучи ясно по еврейскому тексту, представляет очень много темного по Семидесяти: почему Иезекииль пришел помазать город? по чьему пророчеству и [по чьей] угрозе он пал? Мы разве то можем сказать, что обличение пророческое есть помазание города и [именно] помазание елеем радования священническим и царским, и что те, кои с любовию принимают и желают слушать его, делаются помазанниками Господними, о которых написано: не прикасаитеся помазанным Моим и во пророцех Моих нелукавнуйте (Псал. 104:15). Помазать же в таинственном смысле город, о котором написано: преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Псал. 86:3), может тот, кто видел видение колесницы и таин Божиих, какое видел Иезекииль при реке Ховаре, означающем бремя и тяжесть. Ибо что более тяжко в сравнении с реками Вавилонскими, при которых Давид сидел и плакал, когда вспоминал о Сионе (Псал. 136)? О них написано: преходит до образ мира сего (1 Кор. 7:81). Ибо я ничего не считаю в смешении мира сего постоянным, а все преходящим и протекающим. Кто обсудит это, тот падет на лицо свое, понимая, как он далек от славы Божией, и преклонит колена пред Отцем во имя Иисуса Христа. И когда, говорит, я пал, слава Господа вошла во храм путем ворот, обращенных лицом к востоку, и тотчас поднял меня дух (ибо я лежа не мог идти) и ввел меня во внутренний двор, ибо я пал вне его, и вот, увидев прежде славу Бога Израилева, проходящую восточным путем, я увидел полный славы Господа дом Его и услышал голос, говорящий мне извнутри дома.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ветхозаветный прототип Откр 5 – наделение «властью и царством» Сына Человеческого ( Дан 7: 13–15 ). На прославление Христа как главную тему всей 5-й главы указывает и основной для данной главы ветхозаветный прототип. Выше отмечалось, что основные прототипы образов Откр 4 можно найти в 1–2-й главах книги пророка Иезекииля, а также в 6-й главе Книги пророка Исаии. В Откр 5 определяющими становятся аллюзии на 7-ю главу Книги пророка Даниила 264 . Действительно, в Дан 7 , после торжественного описания Ветхого днями, небесного престола и предстоящих ангелов, изображается явление некоего «Сына Человеческого», который традиционно понимался как мессианская фигура 265 : «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» ( Дан 7:13 ) 266 . Как и в Дан 7:13 , в Откр 5: 6 Христос также появляется у престола Божия ( Откр 5: 6 , как Агнец «посреди престола»), и затем приближается к престолу для взятия книги ( Откр 5:7 ). И далее в Дан 7говорится: «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». В полном соответствии с Дан 7Христу и Богу Отцу от «всякого создания» возглашается «…благословение и честь, и слава и держава во веки веков» ( Откр 5: 13 ). Можно сделать вывод, что в Откровении Иоанна Богослова сюжетная канва сцены Дан 7: 9–18 трансформирована в свете новозаветного исполнения: «Описанное в Дан 7 царство, в котором все народы будут служить Сыну Человеческому ( Дан 7: 14 ), видится Тайнозрителем наступившим в новозаветной Церкви» 267 . Видение Откр 4–5 как богословский центр Апокалипсиса и отправная точка всех последующих небесных видений. Видение престола Божия и всеобщего небесного поклонения Богу и Агнцу можно по праву назвать богословским центром всего Откровения Иоанна Богослова. Неслучайно, что именно с этого видения начинается весь цикл небесных видений Апокалипсиса. Распятый и воскресший Христос уже совершил искупление всех людей и уже прославлен как равный Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Все это сказано ввиду смерти царя Озии, после которой пророк увидел видение, как сам он говорит. Итак, каково же видение? «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» 48 . Не каждый, кто видит Господа, видит Его сидящим на высоком и превознесенном троне. Я знаю, что другой пророк тоже видел Господа, причем сидящего на троне, – но не на высоком и превознесенном. Объясняя Писание 49 , Даниил говорит: «Поставлены престолы» 50 , – и тот престол не был высоким. «Я приду, воссяду в долине Иосафата судить народ» 51 . Итак, Он восседает в долине, и именно в долине Он будет судить и осуждать 52 . Иное же – видеть Его сидящим на престоле высоком и превознесенном. И у Михея Бог выходит и спускается 53 . Он также спускается, чтобы увидеть Содом: «Сойду и посмотрю, точно ли они поступили так, каков вопль их, восходящий ко Мне " 54 . Таким образом, Бог созерцается когда-то наверху, а когда-то – внизу в соответствии со значимостью обстоятельств. Итак, Исаия говорит: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном». Если Бог является мне как Властитель здешнего мира, я не вижу Его на престоле высоком и превознесенном. Если же Он является мне как Царь небесных сил, то я вижу Его как [Сидящего] престоле высоком и превознесенном. Кого я назвал «небесными силами»? – Престолы, господства, начальства, власти 55 . И если 56 я вижу, как Он в слове 57 повелевает ими, то видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. " И храм был полон 58 Его славы». Эта слава наполняет храм в высоте, куда вознесен Его трон. Я считаю, что это не та же слава, что наполняет землю 59 , 60 . «Господня земля и полнота ее» 61 . Однако полноту славы Божией ты не обретешь в настоящем, но если кто построит Богу храм, то узрена будет слава Божия 62 , и если кто сотворит слово 63 , то храм окажется полным славы Божией. Но я не знаю, так ли храм наполняется славой. Если Бог позволит, на следующем собрании будет читаться отрывок из книги Левит, имеющий отношение к нашему занятию: Бог определил, что должно что-то свершиться для узрения славы Господней 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» ( Ис. 1:5 ). Братья, Бог – источник здоровья, Бог Саваоф. Выйдите на высоту Божию вы, у кого голова мутится от излишних дел и еще более излишних забот, и надышитесь здоровьем, которое от Бога, только от Бога приходит. Голова в язвах – это вожди и старейшины народа; сердце исчахлое – это народ. Пророк представляет весь народ как одно тело и показывает, что с телом народным происходит то же, что и с телом человеческим, а именно: когда один орган тела болен, то это он один болен, но от болезни этого органа чувствует немощь все тело. Так было и с народом израильским: голова заболела, а от головной боли сердце исчахло. Вожди и старейшины израильские отказались от закона Божия и пошли за чувствами своими как за путеводителями. Чувственный разум свой, пестрый-препестрый от различных мирских впечатлений, они взяли вместо Закона Божия для определения пути к истинной жизни. И попали в беспросветный мрак идолопоклоннических заблуждений. А от помутнения в голове сердце исчахло. Сердце отделяется от Бога труднее, чем голова; народ отделяется от Бога труднее, чем его старейшины; но когда голова долго болеет, то сердце исчахнет и уступит. Из-за негодных вождей и народ в конце концов сворачивает с пути. Это видение Исаии, сына Амосова, пророка истинного. Действительно, это видение истинное и на то время, и на сегодня, и для народа израильского, и для народов нынешних. Посмотрите, братья, на тот народ, который вы лучше всего знаете, и сами посудите, больна ли голова и исчахло ли сердце. О Господи Истинный и Праведный, просвети светом Твоим голову каждого народа и укрепи крепостию Твоею сердце каждого народа. Чтобы не радовались враги наши и не говорили, что Ты оставил нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Поучение о неблагодарности людской, невиданной и среди скотов «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ мой не разумеет» ( Ис. 1:3 ). Благодарностью животных страшнее всего изобличается неблагодарность людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010