Как бы не казалось удивительным, но мысль о замещении нашей смерти страданиями и смертью Богочеловека возникла и у одного из хулителей и гонителей Господа – первосвященника Каиафы. Этот верховнослужитель иудейского культа произнёс пророчество, которое по-русски читается так: «… лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» ( Ин. 11:50 ). Конечно же, он это произнёс вовсе не потому, будто чётко понимал сам и имел желание правильно разъяснить другим смысл и значение Пришествия Господа в мир, а сказал это – на совете первосвященников и фарисеев, на котором «положили убить» Иисуса – в ответ на реплику: «Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» ( Ин. 11:47,48 ). И тем не менее, по словам Евангелиста Иоанна, «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» ( Ин. 11, 51 – 52 ). Несколько слов о том, как себе представляет искупление святитель Илия Минятий. Чем отличается Православное видение внутренней сущности Жертвы Искупления от видения крайнего рационалистического, можно, в частности, уяснить на примере проповеди известного богослова-святителя Илии Минятия . Она называется: «О спасительном страдании». Несмотря на то, что предлагаемая к рассмотрению проповедь не принадлежит к категории сочинений научно-богословского характера, не станет ошибкой утверждение, что эта работа являет собою хороший образчик правильного понимания религиозно-нравственной целесообразности жертвенного Подвига Спасителя. Кстати, впору напомнить, что святитель Илия был хорошо знаком не только с аксиомами Православного вероучения, но и с положениями западной богословской науки. Об этом можно судить хотя бы по тому, что означенный церковный писатель является автором труда, разоблачающего заблуждения Латинской Церкви, который называется «Камень соблазна». Выразительность и яркость языка святителя, приточный характер проповеди , помогают лучше видеть суть Домостроительства нашего спасения, и не отвлекаться на детали, теряясь в них, что в настоящем случае чрезвычайно удобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

кд. И соблюдай запвди ег, въ немъ пребываетъ, и той въ немъ. и семъ размемъ, к пребываетъ въ насъ, дха, егоже далъ есть намъ. (4, 13. 14, 23. 15. 4 и д. Римл. 8, 9 . 2Кор. 1, 21 и д.) 24. И кто сохраняет заповеди Его; тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. 24 . И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем и Он в том: см. примеч. к 2, 3–6. ср. 2, 28. 3, 6. 9. Иоан. 14, 21. 23 . – А что Он пребывает в нас, узнаем не по миру только души нашей и не по успокоению только совести нашей (19–21 ст. – как толк. Socin), но по Духу или Помазанию, пребывающему в нас, т. е. Духу Святому, полученному нами от Бога Отца чрез Сына Его Господа нашего Иисуса Христа. – Август. (198). Глава 4 Дух божий в детях Божиих и дух антихриста в детях диавола (ср. 3, 10): отличительные признаки учения от Духа Божия и духа антихристова (1–6), – признак в самом учении (2–4) и в отношении мира к учению (5–6). Доказательства необходимости братской любви из истинного понятия о Боге (7–18). Бог – любовь (8), открытие Бога как любви (9–10), видение Бога любящими (11–13); неразрывная связь веры и любви (14–16); высокое достоинство братской любви (17–18), побуждение к братской любви необходимостью любви к Богу (19–21). не вскоь дх врйте, но искшайте дхи, аще Бга сть к мнози лжепророцы изыдоша въ ( 1Тим. 4, 1 Мтф. 7, 15. 1. Сол. 5, 19. 21. 2. 7. 1. 2, 18 и дал. 2Петр. 2, 1 ). Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они: потому что много лжепророков появилось в мире. 1 . В предыдущих главах Апостол любви ясно открыл детей Божиих и детей диавола (3, 10 примеч. и конт.) и притом так, что «решительно не оказалось людей средних» (1), в которых бы вместе с правдою и грехами пребывало семя Божие (2), как свет со тьмою (3): в детях Божиих – помазание (Χρσμα) – Бог Дух Святый (4), в детях диавола – противное помазанию начало или «семя» – антихристов дух – дух злобы и лжи (5); имеющие помазание исполнены веры и любви и потому, сохраняя заповеди Евангелия, пребывают в таинственном общении с Господом (6), – дети диавола исполнены отрицаний в деле веры и ненависти к ближним (7) и потому, пренебрегая Евангелием, пребывают в духе злобы (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Конечно, Ангелы созерцали величие Сына Божия в Боге, сколько было им доступно; а теперь представилось им новое видение и более доступное – Сын Божий в обоженной плоти человеческой показался Ангелом. Это явление Иисуса Христа Ангелам преисполнено торжественности, невыразимой на земном языке. Господь Бог Вседержитель, по воскресении из мертвых Своего Первородного, посадил Его одесную Себе на небесных, как описывает сие св. Апостол, превыше всякого начальства и власти и силы и господства и всякого имени, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем, и вся покори под нозе Его ( Еф.1:20, 21 и 22). Все это , однако, не прибавляло ничего к славе и могуществу Иисуса Христа, как Сына Божия; Ему все было покорно в самой вечности. – Но теперь новая слава облистала Его; Ему все покорилось не только как Сыну Божию, но и как Сыну человеческому. Потому Господь Бог и сказал духам бесплотным: поклонитеся Ему вси Ангели Его ( Пс.96:7 ). Ангелы и воздали Ему поклонение и покорность свою ( 1Пет.2:32 ); неисчислимое множество громогласно возгласило: достоин есть Агнец заколенный (Богочеловек, Искупитель мира) прияти силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение ( Откр.5:12 ). Этого мало: весь мир огласился величанием Богочеловека: и всяко создание, еже есть на небеси и на земли и под землею, и на мори яже суть, и сущая в них вся слышах, говорит Ев. Иоанн, глаголющая: Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков (там. ст. 13). Вот какой славы желал Иисус Христос своему человечеству: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе Самаго славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть. И точно – человеческое тело Господа Иисуса Христа воссело на престоле Божием – сделалось предметом обожания всех Сил небесных. «Какой ум, какой язык, говорит Иоанн Златоуст 24 , может выразить беспредельную честь, предоставленную Богом человечеству, честь сверхъестественную и вместе страшную? Какой Ангел, какой Архангел? Нет – никто ни на небе, ни на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Между тем и другая группа женщин, упомянутая в Лyk. XXIII, 55–56 под указанием «жены, пришедшие с Ним из Галилеи», и «приготовившие» в пятницу вечером «благовония и масти», пришла ко гробу и получила особое видение двух Ангелов. Вероятно две группы женщин потом соединяются и идут вместе, когда Господь является им. О них говорит Лука XXIV, 1. «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу и вместе с ними некоторые другие; 2. но нашли камень отваленным от гроба. 3. И вошедши не нашли тела Господа Иисуса. 4. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали пред ними два мужа 675 в одеждах блистающих. 5. И когда они были в страхе, и потупили глаза в землю, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее; 6. сказывая, что Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту и в третий день воскреснуть». Эта группа женщин, по всей вероятности, соединяется с первой группой, и они идут вместе, когда Господь является им 676 . Эти же святые жены были вероятно с Апостолами в той комнате, где Господь явился всем им, что явствует из текста Лyku XXIV, 33 , который говорит, что в комнате сей были собраны: «и бывшие с ними»: (т. е. Апостолами). Но прежде сего явления, Господь явился, во-первых, Петру, что мы знаем и по указанию Лyku XXIV, 34 , и по упоминанию о том Апостола Павла ( 1Kop. XV, 5 ) и, во-вторых, – двум ученикам, шедшим в Еммаус ( Лyk. XXIV, 13–31 ; Mapk. XVI, 12 ), которых Господь посылает, как бы вестниками перед собою, к собору Апостолов. Тогда происходит в вечер дня воскресения, в общем собрании десяти Апостолов (за исключением Фомы) и, вероятно, Матери Господа и многих верующих мужей и жен, явление Господа церкви христианской 677 . Через семь дней после того ( Иоан. ХХ, 24–29 ) Господь является вторично в Иерусалиме в день недельный всем Апостолам и Фоме и утверждает последнего в вере. Тогда же Господь по всей вероятности дает повеление ученикам идти в Галилею 678 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Наверное, было большим дерзновением осязать руки и ноги Спасителя, но Он Сам призывал к тому учеников. Очевидно, что кто-то из них воспользовался Его призывом. На это, например, указывают слова апостола Иоанна Богослова, который потом писал в своем послании: …что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, возвещаем вам. ( 1 Ин.1:1-2 ). Вспомним в связи с этим и о дерзновении Фомы, который осязание поставил условием своей веры в Воскресение Господне. Ученики узнали воскресшего Господа, осязанием постигли живость Его плоти, но они от радости еще не верили и дивились. Радость их была столь велика, что они боялись просто поверить, что все происходящее перед их глазами не сон, не видение и не сказочное забытье. Часто в жизни бывает так, что человек от великой радости не смеет верить ни своим глазам, ни своим ушам. Несказанный восторг наполнил души апостолов. И чтобы еще более укрепить их в осознании радости Своего Воскресения, Господь отведал часть печеной рыбы и сотового меда. Спаситель вкушал перед учениками, по словам блаженного Феофилакта, «потребляя едомое некоторою Божественною силою». Какое же еще нужно было удостоверение?! Преодолев смущение апостолов, уверив их в истинности происходящего, Господь указал им на Свои предречения о страданиях, смерти и Воскресении: …что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Евангелист Лука далее пишет: тогда отверз им ум к уразумению Писаний. Сколько говорил Божественный Учитель ученикам Своим о пророческих изречениях Ветхого Завета, но они не понимали Его, не могли в должной мере уразуметь сказанное о Его страданиях, смерти и Воскресении. Но вот все свершилось. Господь умер и истинно воскрес, смертью Своей попрал саму смерть. Именно теперь Спаситель озарил ум апостолов новыми знаниями и способностями к уразумению древних Писаний. В течение сорока дней воскресший Христос духовно наставлял учеников, подготавливал их к подвигу апостольского служения.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Напротив, в Ветхом Завете всякое богооткровение совершается Духом Святым, есть чрез Него «пророческое» вдохновение, содержанием которого является Сын: все ветхозаветное откровение относится к Сыну, являющему Собой миру Отца, однако ипостасно в нём ещё не являющегося. И в этом свете следует сказать, что ветхозаветное откровение о Сыне – духовно. Отсюда проистекает и такое заключение: такие свидетельства, как «явление, видение Бога», которые мы имеем в Ветхом Завете, при всей реальности и конкретности своего содержания, в известном смысле имеют иное значение, нежели в Новом, о котором могло быть сказано словами Евангелиста-Богослова: «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была и явилась нам» ( 1Ин. 1:1–2 ), и – ещё раз торжественно подтверждает св. апостол: «о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (3). И в прологе своего Евангелия паки возвещает он же: «и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ), о Котором в том же Иоанновом Евангелии Христос говорит Филиппу: «видевший Меня видел Отца, как же ты говоришь: покажи нам Отца» (14:9). Во Христе Богочеловеке дано было совершенное личное богоявление и (на горе Преображения) явление Славы Его, во всей конкретности, чувственной и духовной, о нём можно было сказать с апостолом, что во Христе люди видели и слышали Бога. Теперь спрашивается: таковы ли были ветхозаветные богоявления? Очевидно, нет, они не могли быть таковыми. Между тем, по бедности человеческой речи и по невозможности выразить все особые оттенки смысла её в свидетельстве о богоявлениях, здесь одинаково говорится: видели, как о видениях прор. Исайи и др., так и видении и слышании Христа во плоти, ветхо- и новозаветных, которые, будучи тождественны по своему духовно-мистическому значению, однако, представляют существенное различие по самому характеру теофании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но поскольку это есть по преимуществу Его Личное дело, то и имя Его есть Спаситель (Иисус), как не назван ни Бог Отец, ни Святой Дух. Очевидно из всего дела спасения, совершенного Иисусом, что Христос есть воистину Сын Божий, действительно Второе Лицо Святой Троицы, действительно Бог Слово. Кто Его видит и свидетельствует о Нем, тот полностью в Боге Спасителе, и Бог в нем, поскольку это видение и исповедание оживляет верующего и исполняет его всеми заповедями спасения, которые приносят радость в его душу. И в этих заповедях спасения находится Сам Господь со Своими Святыми чисто спасительными силами, присутствует Бог Спаситель. Поэтому святой Иоанн Богослов благовествует: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге». 1Ин. 4:16 .  И мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог к нам. Бог Любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает. ( И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.) Мы познали любовь Божию через Христа Спасителя. До этого мы не знали неложной, верной и истинной любви. Только со Спасителем мы познали, что праведная любовь состоит во спасении людей от греха, смерти и дьявола. До Христа существовали легенды и рассказы о любви Божией. Но в действительности через Него (Христа) вошла первый раз в наш человеческий мир истинная любовь. Мы познали истинную любовь и уверовали в нее. Ведь кому еще могли поверить мы, жалкие рабы смерти, греха и дьявола, как не Тому, Кто нас освободил от трехчастной, всеразрушающей и всеубийственной силы греха, смерти и дьявола? Спаситель нам показал, что Бог есть Любовь, и только по любви и в любви Он пребывает в человеке и спасает его от смерти, греха и дьявола, и, таким образом, дает ему силы жить по любви, согласно заповедям Божиим. До пришествия Богочеловека Христа и спасения, какое Он принес в мир, нельзя было указать и доказать, что Бог есть Любовь. Теперь же эту истину каждый может исследовать и доказать своим личным опытом, своей личной жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Новая песнь» 255 восхваляет искупление людей, достигнутое жертвой Христовой, и предваряет новое творение Божие в Небесном Иерусалиме ( Откр 21–22 ) 256 . В «новой песни» говорится, что Агнец «достоин взять книгу и снять с нее печати», так как Он «был заклан» и искупил людей «из всякого колена и языка, и народа и племени». Круг присоединяющихся к хвале Агнцу расширяется, и уже неисчислимое множество ангельских существ (ср.: Дан 7: 10 ) поет Агнцу второй гимн: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение». Как отмечают некоторые исследователи, в гимнах прослеживаются параллели с восхвалениями императора, используемыми в императорском культе 257 . Третий гимн обращен к Богу и Агнцу вместе, и теперь круг поклоняющихся охватывает все творение: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» ( Откр 5: 13 ). Поклонение Богу в 4-й главе сменяется поклонением Агнцу ( Откр 5: 8, 12 ), которое затем переходит в поклонение Им обоим, – «этим удостоверяется, что Бог и Агнец едины» (ср.: Ин 10: 30 ) 258 . 5-я глава завершается поклонением 24 старцев Богу – и таким образом завершается вся «небесная литургия» Откр 4–5 . 6-я глава Апокалипсиса описывает последовательное снятие Агнцем шести печатей с книги. Снятие каждой печати сопровождается особым видением: за снятием первых четырех печатей следует явление четырех «всадников», три из которых символизируют войну ( Откр 6: 3–4 ), голод ( Откр 6: 5–6 ), мор и смерть четвертой части земли ( Откр 6: 7–8 ) 259 . За снятием пятой печати идет видение мучеников, убиенных за свое свидетельство ( Откр 6: 9–11 ), шестая печать являет «великое землетрясение» ( Откр 6: 12–17 ). 4.2.2. Богословское содержание раздела Откр 4–5 Основная тема раздела Откр 4–5 , определяемая в Откр 3: 21 , – восшествие Христа на престол Отца. Исследовав 4-ю и 5-ю главы Апокалипсиса, нельзя не заключить, что богатый образный и событийный ряд этого раздела образует смысловое единство. Постараемся выделить основное смысловое содержание 4-й и 5-й глав. Указание на идею, объединяющую повествования Откр 4–5 , можно увидеть в стихе Откр 3: 21 , который предшествует данному разделу: это высказывание Христа, которое завершает раздел посланий церквам и находится непосредственно перед видением Откр 4–5 : «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» ( Откр 3: 21 ). Многие толкователи считают Откр 3: 21 «ключом к пониманию сцены Откр 4–5 » 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Откр.2:11 . Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. /Имеющий духовный слух и победивший диавольские внушения хотя и умрет по плоти, но зато не потерпит вреда от геенны – «смерти вторыя»./ Так же и в истории богословия мы находим не мало толкований, на первый взгляд, разнящихся, а это и есть/мудры ка змеи/Т. е. свойственно времени и об стояний. Если вы намекаете на параллель времени, тогда следует вспомнить, то что сохранили РПЦ мученики и святые в частности Иоанн Кронштадтский со своей стороны, а архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) со своей, хотя у последнего мы наблюдаем/независимую линию/в творчестве, а у первого его пророческое видение в котором может убедится любой желающий. И/белая и золотая/церкви суть одно, можно привести параллель с откровением Иоанна Богослова в послании семи церквям, где Первосвященник через покаяние прощает все церкви даже ту где/престол станы/ Второе соборное послание святого апостола Петра Глава 1. 21Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. Если говорить о " борьбе с сектами " тогда необходимо вспомнить то, что бывает Бог в гневе ( мир не пощадил однажды) а бывает и в милости опять же к кому? К таким как Ной! О чем это говорит, на мой взгляд, что свойственно времени и об стояниям, необходимо быть строгими к себе самим и наипаче к сектантам именно сейчас они несут больше недоброго к сожалению. Второе послание к Тимофею святого апостола Павла Глава 3 . 16Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Игорь Лысенко, Харьков 19 февраля 2018г. 23:34 Уважаемый Александр! Спасибо за Ваш ответ, однако, читая его, так ничего не смог понять. Отношу это исключительно на свой счёт. Но всё же хотел бы попросить Вас, если Вас это не затруднит, структурировать Ваши рассуждения и придать им большую лаконичность. Думаю, что это поспособствует тому, чтобы Ваш материал был воспринят.

http://bogoslov.ru/article/5680673

Перед глазами тайнозрителя лежала запечатанная книга, и в его душе естественно возникало желание узнать ее содержание, так как он мог предполагать, что именно в ней сокрыто откровение будущих событий мира и церкви. Она должна раскрыть ему то, что должно быт вскоре (1:1) и что возвестить ему было обещано в видении Подобного Сыну человеческому (1:19). Эту надежду знать содержание книги еще более возбуждает новое явление ангела. Не упуская из вида небесного престола, Иоанн видит летящего по небу ангела. Ангел, как вестник Божий, называется сильным (σχυρς), каким и должен быть вестник великого Бога, так как от «вестника-глашатая требуются значительные силы» 301 . Он громким голосом, который должен быть слышим и на небе, и на земле, и под землею, спрашивает, кто достоин раскрыть сию книгу и снять ее печати. Спрашивает не о том, кто хочет раскрыть, но о том, кто достоин, кто настолько нравственно совершен 302 и свят перед Господом, чтобы мог воспринять откровение Бож. Судеб. Бог открывает людям Свою волю, но открывает только достойным и через достойных, только тому, кто достоин воспринять ее. Но никто не отозвался на вопрос сильного ангела; ни на небе, среди бесплотных сил и прославленных святых, ни на земле, среди подвизающихся в вере и благочестии, не нашлось никого, кто бы мог раскрыть книгу и видеть ее содержание. Не нашлось такого лица и под землею (ποκτω τς γς). Последнее выражение – не пророчески-поэтическая форма 303 ( Исх. 20:14 ), но обозначение особого класса личностей. Под ними одни толкователи 304 разумеют демонов, обитателей ада, другие – души умерших, которые почему-либо не успели услышать проповедь евангелия и определить свое положение. А так как и демоны действительно не лишены некоторой способности воспринимать Бож. Откровение и понимать тайны мироправления ( Мф. 8:29 ) и так как ад (подземный) теперь, после смерти Иисуса Христа, содержит в себе только тех, кто достоин его по своей греховности, то и в выражении «под землею» можно разуметь как демонов, так и грешников, не удостоившихся небесного прославления. Поэтому смысл 3 ст. будет тот, что вообще между всеми разумными созданиями не нашлось ни одного такого, которое было бы достойным раскрыть книгу и видеть ее содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010