В 1719 г. Питирим, по желанию Петра, назначен епископом Нижегородским. В видах еще большего успеха его противораскольнической деятельности, (в день самого посвящения, 23 марта 1719 г.), в его Нижегородской епархии оставлены были города Балахна, Юрьевец-Повольский с уездами и часть Галицкого уезда, но только по духовным делам, т. е. по миссионерству, поставлению священников, судным делам и т. п., по денежным делам балахнинские, юрьевец-повольские и галицкие приходы остались в ведении патриаршего Казенного Приказа. О том, что города Балахна, Юрьевец-Повольский и часть Галицкого уезда по духовным делам поступили в Нижегородскую епархию, были посланы указы в Москву Игнатию, м. Сарскому и Подонскому, управлявшему духовными делами Патриаршей области, а также в Казанскую и Архангелогородскую губернии. 115 К последней принадлежал г. Галич, а Балахна и Юрьевец-Повольский при первом разделении России на губернии и по упразднении временно существовавшей Нижегородской губернии, снова отнесены к Казанской губернии. Губернские власти интересовались денежными делами, почему и поставляются в известность о приписке городов по духовным делам к Нижегородской епархии, кроме того, в силу указа 1713 г., они должны были помогать миссионерам. Оставление Балахны, Юрьевца-Повольского, части Галицкого уезда по денежным делам в Патриаршем Казенном Приказе может свидетельствовать с одной стороны о том, что денежные интересы служили главным препятствием к уступке разбросанных патриарших городов в соседние епархии, с другой стороны еще о том, что урок донских казаков не прошел даром для администрации бывшей Патриашьей области, начавшей было, хотя и весьма скупо, раздавать свое наследство на далеких окраинах. Таким образом, после 1719 г. часть Патриаршей области между реками Лухом, Волгой, Унжей и Ветлугой, врезавшаяся почти четырехугольником между Суздальской и Казанской епархиями, весьма заметно расширила территорию Нижегородской епархии, сделавшейся к востоку соседкой Суздальской епархии, а на северо-западе дошедшей до естественных границ рр. Волги и Унжи. Для соединения двух окраинных восточных частей Патриаршей области осталась узкая полоса через г. Гороховец, и то ненадолго. 116

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

3 декабря По официальным данным, мы сняли половину фильма. Нам теперь осталось следующее: 1.  Типография — корректорская и коридор. 2.  У логопеда (нат. интерьер). 3.  Юрьевец (зимняя экспедиция) ≈ 300 м ≈ 31 кадр. 4.  Квартира (павильон) ≈ 800 м. Боюсь, что к Каннскому фестивалю картина готова не будет. Во-первых, из-за Тира, который мы не снимем до Нового года а во-вторых из-за того, что Квартира раньше начала февраля готова тоже не будет. 4 декабря Вчера провел отвратительный, унизительный вечер на приеме в «Национале» у зап[адных] немцев в связи с журналом «Шпигель» . 5 декабря День Конституции. По телевидению непрерывно передают восторги по поводу достижений промышленности, сельского хозяйства и международной политики. А продукты дорожают почему-то (?) Икра, рыба, обувь. Видимо, чем больше наши успехи, тем хуже мы должны жить. Ну, да черт с ними. Непосильную тяжесть взваливаю я себе на плечи. Манновский «Доктор Фаустус» — это сложнейший конгломерат из прожитой автором жизни, его погибших надежд, потерянных на утраченной родине, мысли о страдании, мучительном страдании художника, о его греховности. С одной стороны, он (художник) обыкновенный человек, с другой — он не может быть обыкновенен, следовательно, он платит за талант душой. Талант не дается Богом, а Богом человек обрекается на то, чтобы нести крест таланта, ибо художник — существо, стремящееся (неподспудно, генетически, кругами в широком пространстве особого рода экологической ниши) к владению истиной в конечной инстанции. Истинный художник овладевает этой истиной каждый раз, когда создает нечто завершенное, цельное. Но тут тысячи призвуков и проблем непочатый край. Важно сравнить человека, ищущего истину, с человеком, не ищущим ее или ею вовсе не интересующимся. Наверное, так просто наш Комитет эту работу мне не даст. Так что придется драться. К тому же следует позаботиться о работе на случай, если с «Фаустусом» затянется. Надо начать пробивать «Отречение». 6 декабря Сегодня вечером едем в Юрьевец на день или два. Как-то не по себе, ведь я там не был тридцать лет. Как-то там окажется? У меня такое предчувствие, что все будет совсем не так, как тогда, много лет назад-когда мне было двенадцать лет. А может быть, и не следовало туда ездить, чтобы не лишаться еще одной иллюзии? Поздно, надо ехать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Страсти по Тарковскому Андрею предложили присоединиться и стать вратарем. Дабы не обидеть «друзей», он согласился. Он занял место в импровизированных воротах и начал ловить грязный кожаный мяч руками. Мяч, попадая в Андрея, оставлял огромные грязные пятна на белоснежном свитере. 4 апреля, 2012 Андрею предложили присоединиться и стать вратарем. Дабы не обидеть «друзей», он согласился. Он занял место в импровизированных воротах и начал ловить грязный кожаный мяч руками. Мяч, попадая в Андрея, оставлял огромные грязные пятна на белоснежном свитере. 4 апреля 1932 года родился Андрей Тарковский. В 1974 г. на международном кинофестивале в Каннах был впервые вручен «Приз экуменического жюри», учрежденный Международным Евангелическим Центром. Целью этого нововведения было привлечение внимания к фильмам религиозной и нравственной тематики. С тех пор этого приза удостоились почти сорок режиссеров. Но есть один, все фильмы которого, снятые после 1974 г., получали эту награду — Андрей Тарковский. Страсти по Тарковскому Безотцовщина Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в семье, которую иначе как литературной не назвать. Отец, Арсений Тарковский, был известным советским поэтом и переводчиком с восточных языков. Мать, Мария Вишнякова, также была поэтом и прозаиком, но известность ее ограничивалась лишь литературными кругами. Позже она уничтожила все свои рукописи. В дневниках она писала, что сделала это ввиду «отсутствия таланта». И отцовское увлечение восточной культурой, и материнская самокритичность позже заметно отразятся на жизни их первенца Андрея. Место рождения будущего кинорежиссера — небольшой город Юрьевец в Ивановской области. Там он жил вместе с матерью и младшей сестрой почти до самой войны. Отец к 1935-му году окончательно оставил семью, что стало первым сильным потрясением в жизни маленького Андрея. Тема отца и расставания с ним крайне важна для понимания всего творчества Андрея Тарковского. В 1939 году Мария Вишнякова вместе с детьми перебирается в Москву, где Андрей идет в школу. Но уже спустя два года семья вынуждена вернуться в Юрьевец — началась война. Отец, которого так не хватает подрастающему Андрею, отправляется добровольцем на фронт, где теряет ногу. Пока Арсений Тарковский переносит одну операцию за другой, его бывшая жена Мария в одиночку поднимает двоих детей в голодной российской глубинке. Позже Тарковский напишет о тех годах: «Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери».

http://pravmir.ru/strasti-po-tarkovskomu...

а) По редакции росписи с 70-ю кафедрами: б) По редакции «прежней» росписи с 72 кафедрами: В области патриарха: Кострома, Галич, Юрьевец-Повольский, Арзамас, Темников, Звенигород, Севск, Путивль, Вязьма, Белев, Кошира, Ливны. Володимер, Суздаль, Вологда, Кострома, Галич, Звенигород, Переяславль-Залесский, Белоозеро, Севск, Путивль, Тула, Белев, Темников, Коломна, Кошира, Калуга, Серпухов, Можайск, Лух, Юрьевец-Повольский. У митрополита Новгородского: Городец, Олонец, Холмогоры, Каргополь, Ладога, Кольский Острог. Луки Великие, Городец, Холмогоры, Каргополь, Кевроль, Мезень, Кольский Острог, Олонец, Вага, Чаронда. У митрополита Казанского: Чебоксары, Симбирск, Свияжск, Уфа, Уржум, Обоянь. Чебоксары, Симбирск, Свияжск, Уржум, Уфа. У митрополита Астраханского: Терки, Саратов, Царицын, Самара, Черный Яр, Красный Яр. Терки, Самара, Царицын. У митрополита Сибирского: Верхотурье, Тюмень, Томск, Енисейск, Лена, Дауры. Томск, Лена, Енисейск, Верхотурье, Тюмень, Дауры. У митрополита Ростовского: Углеч, Романов, Пошехонье, Устюг, Соль-Вычегодская, Тотьма. Углеч, Устюг, Ярославль, Тотьма, Пошехонье, Соль-Вычегодская. У митрополита Псковского: Торопец, Опочня, Погост, Порхов. Торопец, Гдов. У митрополита Смоленского: Трубчевск, Дорогобуж, Белая, Ярославец. Брянск, Дорогобуж, Вязьма. У митрополита Тверского: Старица, Зубцов, Клин, Ржев-Володимеров. Кашин, Старица, Ржев-Володимеров. У митрополита Вятского: Соль-Камская, Яренск, Чаронда, Вымь. Соль-Камская, Яренск, Кай-Городок, Кунгура. У митрополита Нижегородского: Гороховец, Балахна, Курмыш, Арзамас. Арзамас, Балахна, Алатырь, Курмыш. У митрополита Рязанского: Тамбов, Воронеж, Шацк, Ряжск. Тамбов, Воронеж, Шацк, Ряжск. У митрополита Белгородского: Курск, Сумы, Яблонов, Ахтырка. Курск, Ливны. Итого: 70. Итого: 72. Некоторая разница в городах, обозначенных в той и другой росписях, показывает, что первоначальный проект Феодора Алексеевича об открытии новых епископских кафедр, прежде чем появился в своей вполне обработанной редакции, имел, очевидно, несколько переделок. Окончательною его редакциею, в которой он поступил на предварительное рассмотрение патриарха, должно, как кажется, признать так называемую «прежнюю» роспись с 72 кафедрами. Это соображение подтверждает, с одной стороны, полное тожество с означенными в этой росписи городами всех тех городов, которые удержаны в сокращенной позднейшей росписи их от 27 ноября и, с другой стороны, то обстоятельство, что с этою, именно, «прежнею росписью» в 72 кафедры имели дело составители позднейших сокращенных росписей 59 , как показывает, например, сравнение, произведенное в документе, помещенном в приложении 5-м, в «Полном Собрании Законов», под 898 и в «Собрании Государственных Грамот и Договоров», ч. 4 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радуйся, терпением убо пачеестественным Христу подражаяй. Радуйся, среде молвы некрадомо соблюдый к Богу добродетели своя. Радуйся, яко в смирении твоем и немощех Христос прославися. Радуйся, приявый от Подвигоположника Христа, Бога нашего, священный дар чудотворения. Радуйся, многовременне болящыя во мгновение ока преславно исцелеваяй. Радуйся, и очесем болезнующым здравие подаваяй. Радуйся, блаженный и праведный Симоне, Христа ради юродивый, Юрьевецкий чудотворче. Кондак 4 Бурю страстей победил еси, блаженне Симоне, своим велиим подвигом и нас научил еси неустанно пети Господу Богу нашему: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше, блаженне Симоне, ближнии и дальнии, яже о юродствующем житии твоем, удивляхуся и готови быша еще при жизни твоея прославити тя. Ты же, яко ищай славы Единаго Бога, бегал еси славы, яже от человек, скрывался еси в лесех темных и дремучих. Вся же на пользу строяй Бог прослави тя, вернаго раба своего, и призва тя во град Юрьевец, да сосуд с солию и светилник света не останется под спудом. Темже радующеся и благоговеюще, вопием ти сице: Радуйся, яко соль еси, житие наше и веру нашу благостно осолеваяй. Радуйся, возсиявый в о граде Юрьевце, яко звезда пресветлая. Радуйся, яко в сем граде Христос в тебе преславно прославися. Радуйся, яко пророк Божий Иеремиа о граде Иерусалиме, такожде и ты рыдаше над градом Юрьевцем, нещадным огнем пожираемом. Радуйся, отонуду же повиновася ти огнь, запаливый град твой Юрьевец. Радуйся, и ныне посещаяй град твой, почитающий тя любовию неусыпающей. Радуйся, освятивый стопама твоима тропы древняго града Юрьевца. Радуйся, входивый в домы юрьевецких людий, потомци коих живут в мире и благополучии под теми же кровлями, освященными твоим преславным пребыванием. Радуйся, обильныя воды Волжския немокренно, яко по суху, чудодейственно преходил еси. Радуйся, яко хотящая быти прозорливо предрекал еси. Радуйся, прозревый погибель супружницы воеводы Юрьевецкаго, жестоко изгнавшаго тя из дому своего. Радуйся, прославльшему тя тако Господу Богу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-bla...

В 1708-1714 и 1717-1719 гг. значительная часть региона входила в состав Казанской губ., часть сев. территорий в 1778-1922 гг.- в состав Костромской губ. (в 1778-1796 - Костромское наместничество). Нижегородская губ. впервые была образована по приговору Сената от 26 янв. 1714 г., делилась на уезды: Алатырский, Арзамасский, Балахнинский, Васильский, Гороховецкий, Курмышский, Муромский, Нижегородский, Юрьевец-Повольский, Ядринский. Указом царя Петра I от 22 нояб. 1717 г. губерния упразднена, ее территория возвращена в состав Казанской губ. Вторично выделена указом Петра I от 29 мая 1719 г. Делилась на 3 провинции: Алатырскую (Алатырский, Курмышский, Ядринский уезды), Арзамасскую и Нижегородскую (Балахнинский, Нижегородский, Юрьевец-Повольский уезды). В XVIII в. в регионе активно развивалось судостроение, центрами к-рого стали Н. Новгород и населенные пункты Балахнинского у. (г. Балахна, села Городец, Василёва слобода, Кубенцово, Чёрное). Одной из ведущих отраслей являлось канатопрядение (Н. Новгород, Горбатовский у.), больших успехов достигла кожевенная промышленность (г. Арзамас, с. Богородское Горбатовского у., с. Б. Мурашкино Княгининского у., с. Городец Балахнинского у.). Общероссийское значение имели чугуноплавильные и железоделательные Выксунские заводы Баташёвых. Указом имп. Екатерины II от 5 сент. 1779 г. Нижегородская губ. преобразована в Нижегородское наместничество, которое делилось на уезды: Ардатовский, Арзамасский, Балахнинский, Васильский (с нач. 20-х гг. XX в.- Васильсурский), Горбатовский, Княгининский, Лукояновский, Макарьевский, Нижегородский, Перевозский, Починковский, Семёновский, Сергачский. Указом имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. Нижегородское наместничество переименовано в Нижегородскую губ., упразднены Макарьевский (восстановлен 12 мая 1804), Перевозский, Починковский и Сергачский (восстановлен 24 апр. 1802) уезды. В 1817-1820 гг. вместо уничтоженного в 1817 г. пожаром Лукоянова уездным центром был г. Мадаев (преобразованный из с. Мадаева), а сам уезд носил название Мадаевский.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

144 Шайки бродяг в смутное время бродили по всем северным областям. Они опустошали все, что попадалось на пути. Одна шайка черкас опустошила в конец Новгородский, Углицкий, Пошехонский и Вологодский уезды, поморские города и Двинскую землю. В 1615 г. черкасы и казаки выжгли Кинешму, Юрьевец, даже собирались двинуться в центр на Сапожок и Ряжеск (Разрядн. кн. во Временнике кн. I, 20–21. Чтен. Моск. Обществ. Ист. и Древн. Рос. 1886 г. I, 154–155). Черкасам и казакам помогали литовцы. При дозоре по указу Михаила Феодоровича в 1615 г. на Чаронде в Чарондском посаде священники, старосты, целовальники и посадские люди с волостными крестьянами объявили, что у них все писцовые и дозорные книги уничтожили литовские люди, когда жгли посады и убивали крестьян, даже убили воеводу Ртищева. Опустошители не ограничивались убийством людей и уничтожением недвижимости, они грабили и угоняли скот, так что после них в некоторых местах ничего живого не оставалось. При дозоре в Чарондском посаде убитых оказалось больше, чем оставшихся в живых и дворы подряд были пусты. Посад представлял самую жалкую картину. На погосте уцелело 10 дворов, а в них 12 человек, сожжено 16 дворов, убито 25 человек, непашенных в Чаронде осталось 25 чел. и 7 вдов, а убито 16 человек (Акт. до Юрид. Быта II, 128). Подробнее об опустошении северных областей см. Соловьев. Ист. России, II, VIII, 870–877. А. Э. III, 186; IV, 23, 69, 97, 113, 152, 155 и др. 145 Вологод. Епарх. Вед. 1865 г., стр. 176. Опустошения северного края непосредственно и посредственно сказывались на уменьшении богатства страны, в частности казны вологодского архиепископа. Рядом с опустошением шли постоянные войны, требовавшие от правительства средств. За неимением собственных, власть обращалась к монастырской и архиерейской казне. За то ли, что к вологодской кафедре в 1613 г. отошли новгородские волости или по заведенному порядку, только с её имений в 1614 г. собрано на войну с каждой сохи по 100 четвертей хлеба и по 261 руб. деньгами. От непосильного взноса архиерейские крестьяне разорились и многие от грабежей и насилий царских сборщиков разбежались. Нектарий в это время жил в Москве и, будто-бы, чуть не умирал с голоду. Он писал казначею на Вологду с требованием денег и запасов, но на все его требования отвечали – в казне денег нет и взять негде (Рус. Ист. Библ. II, 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

70–71 об.). 73 О времени переезда своего в Москву рассказывает сам Аввакум в своем «Житии». Он передает, что поселился здесь по возвращении с протопопского места из Юрьевца-Повольского. Когда же это было? Аввакум говорит, что возвращение Никона из поездки в Соловки за мощами св. Филиппа состоялось уже в бытность его, Аввакума, в Москве (V, 17): значит он прибыл туда ранее 9 июля 1652 года. Но, с другой стороны, Аввакум ничего не говорит о смерти патриарха Иосифа, умершего 15 апреля 1652 года (– 16): очевидно, смерть и погребение патриарха последовали еще в то время, когда Аввакум не успел «прибрести к Москве». Это соображение вполне подтверждается и документальными данными, из которых видно, что Аввакум прибыл в Москву в 160 – 1652 году и уже после смерти п. Иосифа (Хр. Чт. 1891, I, 150–51, прим. 4, ст. прот. П. Ф. Николаевского). В виду этого не могут быть приняты другие соображения (Н. Ф. Каптерев. « Патриарх Никон », стр. 45. М. 1887). Аввакум поселился в Москве уже в сане протопопа. «Государь велел в протопопы поставить его в Юрьевец-Повольский». А так как в Юрьеве-Повольском Аввакум «пожил только восемь недель» (V, 16), то надо думать, что и протопопство он получил не ранее, как в начале 1652 года. 74 Раскольнический библиограф Павел Любопытный в своей истории раскола «Хронологическое ядро староверческой церкви» делает запись об этом послании под 1669 годом и утверждает, что вопросы были предложены Аввакуму «москвитянином». Может быть он имел под руками такой список послания, в котором была обозначена дата послания, равно и то, куда оно было послано? Ркп. Публ. библ. F. I. 485. 75 Ркп. библ. А. Хлудова, д. к. 149 (Мат. для ист. раск. т. VIII, стр. VIII). Ркп. Казан. Акад. 1989 (Н. И. Ивановский. Крит. разб. учен. неприемл. свящ. старообр. (Каз. 1883), стр. 68, пр. 1). Ркп. Румянц. муз. 2548, XIX в., согласная со списком Хлудова 257. 76 Так и в ркп. Публ. библ. О. I. 339, л. 307. Из этого списка оказывается, что в печатном издании есть значительный пропуск, – именно после слов: «а до тово никто с ним не смел говорить» (V, 201), – но для нас этот пропуск не имеет значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Я немного отвлекусь, потому что этот вопрос очень важный. Мы с Валерой из кубанских казаков. В 60–70-х годах прошлого века на Кубани началась «битва за рис», для чего «сотворили» Кубанское море, в котором затопили много станиц, в том числе и те, откуда наши корни. «Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики». Я хорошо знаю эту местность. За 40 лет после затопления море заилилось так, что, пролетая на вертолете, можно увидеть и старое русло Кубани, и островки с вербами, возникшие на месте бывших станиц. То есть на глади искусственного моря сквозь эту утопию опять проступил образ вековой жизни. Так часто бывает в жизни. Наш владыка Иосиф возродил традицию крестных ходов по городам епархии. Причем, как бывший военный, он подошел к этому делу с армейской основательностью. Сначала нам было непривычно, духовенство роптало. И вот как-то мы идем по Юрьевцу крестным ходом, одних священников больше ста. Представьте себе современный Юрьевец, в котором сегодня ничего не работает и все разрушается, полная материальная деградация и уезжающий в другие места народ. И тут священство в полном облачении с хоругвями и песнопениями – Христово войско, как до революции! Точно так же и храмы восстают в своем былом великолепии на тех же самых местах. Вот мы с матушкой (она у меня преподает курс «Святыни отечества» в школе) каждый год возим выпускников по Центральной России. Проезжая этим летом по Ярославской области, я поразился, как резко изменился ее облик, врезавшийся в мою память два десятка лет назад: сквозь серый трупный шифер крыш процвели золотом куполов храмы, колокольни и часовни. И это по всей России. При этом каких колоссальных средств это стоило! Но ведь эти деньги никто не заставлял людей отдавать, никакие богачи подпольно не собирались и не договаривались восстановить эти храмы. Явлено, как чудо, обновленная икона. «Флотилия ковчегов» стоит с открытыми дверями, словно в ожидании второго потопа. Ясно, что современное поколение, захваченное энтузиазмом цивилизации – вот этими бусами для папуасов: современными благами, ритмами и ценностями, остановиться не сможет. А вот маленьких детишек очень жалко. Современные многоэтажные дома, состоящие из изолированных квартир-модулей с железными дверьми-мембранами, внутри которых беспрепятственно воцарились телеэкран и компьютер, являются, по сути, космическими кораблями. А в деревне хорошо, по-настоящему хорошо. Для детишек деревня – это идеальное место, где их и нужно растить, словно малька. Мальку ведь нужен неглубокий слой чистой воды, хорошо прогретый, без омутов, где щука может спрятаться или другой какой хищник, но и укромные местечки чтоб были, и чтобы рядом было открытое пространство, куда можно выйти в большую жизнь, набравшись сил. Но не эти консервные банки, в которых мы растим своих детей и где лежим на диване перед телеэкраном, да только вот эти изображения к реальной жизни отношения уже не имеет. Подмена.

http://pravoslavie.ru/34436.html

Первое официальное распоряжение о замене двуперстия троеперстием относится к 1653 году, когда пред наступлением великого поста патриарх Никон разослал по московским церквям особый указ, требовавший, чтобы отселе все крестились тремя перстами. Неизвестно, указал ли Никон в этом документе мотивы для своего распоряжения, так как указ доселе не найден; но известно; что у патриарха сразу же нашлись открытые противники, в числе которых были протопопы юрьевец-повольский Аввакум и костромской Даниил. Они составили на имя царя челобитную, в которой в защиту двуперстия привели подробные свидетельства «от книг», и подали ее по назначению. Алексей Михайлович не дал решения по этой челобитной: «не знаю где скрыл ее», добавляет Аввакум, рассказывая об этом событии, – «мнится, Никону отдал» 1 . Письменный ответ со стороны патриарха защитникам двуперстия последовал в 1656 году, когда была напечатана и выпущена в свет известная книга «Скрижаль». В числе помещенных здесь приложений находим специальную статью «О еже коими персты десные руки изображать крест», с историко-догматическою защитою троеперстия, а также особые извлечения из исторических свидетельств в пользу троеперстия и именословия. В свою очередь не замедлили ответом на доводы «Скрижали» и защитники двуперстия. Ранее других выступил соловецкий инок Герасим Фирсов, тот самый противник Никона, который по сказанию «Деяний» собора 1666–1667 г. принес раскаяние на этом соборе 2 . В виде послания к некоему брату он составил специальный трактат «О сложении перстов», недаром получивший в среде раскола особенную известность и распространенность 3 . По сравнительной полноте рассмотрения предмета и особенно по искусной постановке критических замечаний сочинение Фирсова выделяется из ряда сочинений первых расколоучителей и в этом смысле можно сказать, что оно положило основание для раскольнической защиты двуперстия, подобно тому, как «Скрижаль» положила основание для ближайшей по времени защиты троеперстия. Первое дополнение к сочинению Фирсова представляет известная челобитная суздальского попа Никиты Добрынина, посвященная также специальному обличению «Скрижали» и в том числе ее учению о перстосложении. Особенно выделяются приведенные здесь памятники с известным проклятием на некрестящихся двумя перстами, – выделяются и числом, и разностью редакций изречения. В начале 1666 г. тетради попа Никиты уже были отобраны у него и послужили предметом для официального разбора и опровержения их. Один из этих опытов в виде книги «Жезл Правления» был напечатан, и вышел в свет 10 июля 1667 года. Первая часть «Жезла» специально посвящена разбору челобитной Никиты, а 21 и 22 «возобличения» этой части – разбору доказательстве челобитной по вопросу о перстосложения для крестного знамения и благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010