24 МАРТА. ПРЕДПРАЗДНСТВО БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Тропарь, глас 4: Днесь всемирныя радости начатки/предпразднственное воспети повелевают:/се бо Гавриил приходит,/Деве нося благовестие,/и к Ней вопиет:/радуйся, Благодатная,/Господь с Тобою. Тропарь, глас 4 В сей день всемирной радости начатки/песнь предпраздничную воспеть побуждают:/ибо вот, Гавриил приходит,/неся Деве радостную весть, и к Ней взывает:/“Радуйся, Благодатная,/Господь с Тобою!” Кондак, глас 8: Всем земным начало спасения нашего Ты еси, Богородице Дево,/Божий бо служитель с Небес послан предстати Тебе,/великий чиноначальник Гавриил,/радость обрадованную Ти принесе./Тем вси зовем Ти:/радуйся, Невесто Неневестная. Кондак, глас 8 Всем нам, земным, Ты начало спасения, Богородица Дева,/ибо Божий служитель послан был с небес предстать Тебе,/– великий военачальник Гавриил, –/и радость благодатную Тебе принес./Потому мы все взываем Тебе:/“Радуйся, Невеста, брака не познавшая!” 25 МАРТА. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ Тропарь, глас 4: Днесь спасения нашего главизна/и еже от века таинства явление:/Сын Божий Сын Девы бывает,/и Гавриил благодать благовествует./Темже и мы с ним Богородице возопиим:/радуйся, Благодатная,/Господь с Тобою. Тропарь, глас 4 В сей день спасения нашего начало/и предвечного таинства явление:/Сын Божий Сыном Девы становится/и Гавриил о благодати благовествует./Потому и мы с ним Богородице возгласим:/“Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/но, яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/радуйся, Невесто Неневестная. Кондак, глас 8 Обороняющей нас Военачальнице/за избавление от страшных бед/учреждаем Тебе торжества победы благодарственные/мы, рабы Твои, Богородица!/Но Ты, как имеющая власть необоримую,/от всяческих опасностей нас освободи,/да взываем Тебе:/“Радуйся, Невеста, брака не познавшая! АПРЕЛЬ 23 АПРЕЛЯ.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

Chor 2 (Ton 8): Dir, der für uns kämpfenden Heerführerin, bringen wir, als deine von den Uebeln erlöste Gemeinde, dankerfüllte Siegeslieder, o Gottesgebärerin! Du nun aber, da du unüberwindliche Macht hast, errette uns aus allen Gefahren, auf dass wir dir zurufen: Freue dich, du nie vermählte Braut! Лик 2 (гл. 8): Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная! Chor 1: Ehre... (Ton 1): Rette, o Herr, dein Volk und segne dein Erbe, indem du Sieg verleihst unserm rechtgläubigen Kaiser Alexander Alexandrowitsch gegen die Widersacher und deine Gemeinde behütest durch dein Kreuz! Лик 1: Слава... (гл. 1): Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победы благоверному Императору нашему Александру Александровичу, на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство! Jetzt... – Theotokion (Ton 5): Im rothen Meere geschah einst ein Bild der nie vermählten Braut. Dort Moses, der das Wasser spaltet, hier Gabriel, der Helfer des Wunders. Damals schritt Israel unbenetzt durch das Meer, jetzt aber hat die Jungfrau ohne Samen Christum geboren. Das Meer blieb nach dem Durchzuge Israels undurchgänglich, die Unbefleckte blieb nach der Geburt Emmanuels unversehrt. Der du bist, und der du vordem warst, der du als Mensch erscheinst, o Gott, erbarme dich unser! И ныне... Богородичен (гл. 5): В Чермнем мори неискусобрачныя невесты образ написася иногда. Тамо Моисей – разделитель воды, здесь же Гавриил – служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль, ныне же Христа роди безсеменно Дева. Море, по прошествии Израилеве пребыть непроходно, Непорочная по рождестве Еммануилеве пребыть нетленна. Сый, и прежде сый, явлейся яко человек, Боже, помилуй нас! Diakon: Lasset uns aufmerken! Диакон: Вонмем! Der Vorstehende: Friede Allen! Предстоятель: Мир всем! Leset: Und deinem Geiste! Чтец: И духови твоему!

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Всенощное бдение заканчивается многолетием Государю Императору, всему царствующему дому, святейшему синоду, местному епископу и всем православным христианам. Первый час В. Что называется первым часом? О. Первым часом называется первый час дня, и следовательно первый час молитвы. Христианину всего приличнее это время освящать молитвою и просить Бога о том, чтобы провести наступающий день так, как следует истинно православному христианину. Кроме того, на первомь часе христианину напоминается тот знаменательный 1-й час дня, когда Христос, проданный беззаконным Иудою, был в узах, ночью был веден от судьи к судье – от Каиафы к Пилату. (Извест. чит. в служебн.). Первый час оканчивается: а) напутственною молитвой священника, б) хвалебною, – благодарственною песнию, составленною константинопольскими христианами в честь Божией Матери, много раз спасавшей их от тяжких бедствий. Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная. Мы, рабы Твои, Богородица, Тебе поборающей по нас Военачальнице приносим победную и благодарственную песнь за то, что избавлены от бед. И Ты, как имеющая силу непобедимую (и впредь), охраняй нас от всяких бед; а мы будем взывать к Тебе: радуйся Невеста Неневестная (т. е. Чистая, Пречистая Дево) Различие повседневной вечерни и утрени от всенощного бдения Всенощное бдение, обыкновенно бывающее по праздникам и воскресным дням имеет больше торжественности, больше света и пения. А на повседневной вечери и утрени бывает больше чтения. Так на повседневной вечерне в самом начале её не отверзаются царские врата, не бывает тогда кажденья, не слышно и пения псалма о сотворении мира: «Благослови душе моя, Господа.» Не поется «Блажен муж». Не бывает ни вечернего входа, на чтения паремий, ни литии и благословения хлебов. Точно также и на утрени после начального возгласа и кратких общеизвестных молитв: «Святый Боже» и пр. бывает чтение двух псалмов, краткая ектенья о Государе и затем чтение шестопсалмия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

А естественное зловоние бывает неприятно только чувству обоняния, а ум и сердце остаются при этом спокойны и мирны. Я тебе расскажу ещё один случай. Однажды мне случилось быть в Сибири, в Якутской области, и пришлось мне ночевать у одного язычника. Он оказал мне весьма радушный приём, и чтобы показать ещё большее уважение ко мне, решил поместить меня для ночлега в своей внутренней комнате, которая была его моленной. Когда я вошёл в эту комнату, то увидел множество разного рода статуй, стоявших вдоль стен. Здесь были статуи и большие, и маленькие, деревянные, каменные и металлические разных видов. Перед ними горели светильники, то есть маленькие лампадочки, от которых в комнате царил полумрачный свет. Хозяин обратился ко мне, указывая рукой на статуйки и говоря ломаным русским языком, который с трудом можно было понять: «Молис, молис!» Потом повернулся в угол комнаты и указал рукой на узенькую койку, которая была покрыта красивым ковриком, а в изголовье лежала подушка, и сказал: «Спити, спити». Поклонясь мне, он вышел вон. Я остался один и, помолившись Господу Богу, совершенно спокойно улёгся на койке, размышляя о заблуждении разумной твари, сотворённой Богом по образу и по подобию Своему и блуждающей вне истинного познания пути Христова. Эти мои размышления были прерваны каким-то необычным шумом, исходящим от статуй. Я обернулся на статуи и увидел: одна, самая большая из них, шатается и вот-вот упадёт, потом остановилась. А через минуту вся комната наполнилась страшным зловонием, и я, задыхаясь, метался из угла в угол по всей комнате. Но мне некуда было уйти – будить хозяина страшно не хотелось. Это зловоние было невыразимо отвратительно, я и не мог представить себе, чтобы на земле было бы зловоние, подобное этому. На душе гнездилось страшно неприятное чувство, сердце трепетало и ум был смущён. Но была твёрдая и непоколебимая надежда на Бога. Я произнёс молитву и оградил себя крестным знамением. Когда же я прочёл молитву Богородице: Взбранной Воеводе, победительная...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Для самогласных изобретены особые напевы, отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними надписывается часто и глас Октиоха, на который они должны быть петы; Косные. Своеобразные напевы, отличающиеся протяжностью, которыми поются некоторые песнопения, например, причастны и величания. Четвертый разряд составляют наименования указывающие на положение и состояние молящихся во время пения. Таковы: Акафист. Во время пения акафиста возбраняется сидеть. Первоначально это наименование усвоено было благодарственным песням в честь Богоматери, воспетым в Константинополе по случаю избавления от врагов в 626 г. Этот акафист состоит из 24 песен, по числу букв греческого алфавита. 12 из них – кондаки и 12 – икосы. Расположены они так, что кондак и икос постоянно следуют один за другим. Темой акафиста служит первый кондак: Взбранной воеводе победительная… Весь акафист делится на две части, из которых содержание первой (до седьмого икоса) историческое, а второй – догматическое. Впоследствии наименование акафиста было перенесено и на другие песнопения, составленные по такому же принципу: Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю и другим угодникам. Седален. Наименование, противоположное первому и обозначает собою песнопение, во время которого дозволялось сидеть до слушания бывшего на седальнах чтения, состоявшего в толковании Апостола, Евангелия, или в описании жизни святого, праздника и т. п. Седальны полагаются на утрени после кафизм, полиелея и на 3-й песни канона, за которыми назначается «чтение». Однако с названием седален не соединяется непременно дозволение сидеть, и есть седальны, которые должны быть выслушиваемы стоя. Ипакои. Эта песнь поется на воскресном навечерии, также на полунощнице после канона, на утрене пред антифонами и чтением Евангелия и по 3-й песни канона после седальна. Устав назначает петь ипакой всегда стоя. К пятому разряду принадлежат песнопения, заимствующие свое наименование от времени исполнения их в порядке служб церковных. Таковы: Светильничные. Поются после светильничных молитв (Блажен муж).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Якоже иногда древле всесильным Твоим воеводством спасла еси царствующий град Твой от скифскаго воеводы зверообразнаго, лукаваго вепря, предстателя бесом, онаго прегордаго кагана: и разсвирепеющим морем тьмочисленная воинства потопила еси, вопиющая и нападающая на град Твой: и паки, с небесе одождением горящих камык, тьмы кораблей в мори вреющем разварила еси: и ныне едина Богомати, едина Ты таяжде сущи, яви на мне человеколюбное Твое заступление. Победи невидимыя полки сатанины, душевный мой град распленившыя, и царствующую душу мою в нем стрелою беззекония уязвившыя, и всего мя мечми любодействия изсекшыя, и греховным [увы!] копием прободшыя: ибо еле жива оставиша, и в рове греховнем затвориша мя нечувствия, и окаменение сердечное наложиша ми, яко едва ощущаюся, не могий от порабощения тех свободитися. Но к Тебе Матери Господа моего, рыданием слез зову: предстани ми в помощь скоро, да не до конца погибну: исхити мя из руки тех, и извлецы мя из греховнаго рова: возстави паки душевный мой град, и ума Владыку в нем воцари, и над всеми чувствы укрепи, неприступна и страшна врагом покажи: да вси уведят, яко Тобою содержимь есмь. Спасающи спаси, Владычице Дево, душу мою, якоже Твой град иногда, на Тя уповающий, спасла еси, на славу и заступление верным, на посрамление же нечестивым, и во веки на безконечное их мучение, на величие же и похвалу от рода в роды правоверному христианскому роду. Темже Твою помощь проповедую велегласно, и онаго Твоего великаго заступления страшное воеводство воспоминая, Тебе взбранной Воеводе победительная восписую раб Твой, Богородице, и молебное акафистово приношу благодарение: приими е, и принеси Твоему Сыну и Богу, и о мне Царице, с небесными вои и с лики святых всех, ему предложи. В день же судный не забуди мене, и недостойнаго моего моления, и веры моея, яже к Тебе: и все упование мое возложенное на Тя воспомяни. Утеши оскорбленнаго мене, и телесное облегчи озлобление, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством: да путь маловременнаго сего жития добре и непреткновенно возмогу прейти, и вечная оная благая получу, и славословлю Твое твердое заступление: яко благословена еси, с рождшимся от Тебе Сыном и Богом ныне и в безконечныя веки.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего: яко благословен еси во веки веков, аминь. Поклон. Таже малых дванадесять поклонов, глаголюще на кийждо поклон: Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. И паки последи молитву всю: Господи и Владыко. По окончании трех кафизм глаголи: Создавый мя Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя. Боже, милостив буди мне грешному. Боже, прости моя беззакония и согрешения. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Господи, аще словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй мя и прости ми грешному, милости Твоея ради. Достойно есть: Слава, и ныне. Господи, помилуй, трижды. Благослови. Молитвами святых отец наших. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе: Царю небесный: Трисвятое: По Отче наш : Господи, помилуй, дванадесять. Приидите поклонимся, трижды. И псалом пятидесятый, и: Верую во единаго Бога Отца: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. Отче наш, и проч. Богородице Дево, радуйся, и проч. Кресту Твоему, и проч. Возбранный Воеводо и Господи, и проч. Взбранной Воеводе победительная, и проч. Преславная Приснодево, и проч. Все упование мое, и проч. Богородице Дево, не презри мене грешнаго, и проч. Упование мое Отец, и проч. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго; и прости моя беззакония и согрешения. Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Пречистая Дева, Богородице Марие, Мати Божия, спаси мя грешнаго. Святии Архангели и Ангели, Херувими, Серафими и вся Силы небесныя, помилуйте мя и молитеся ко Господу Богу о мне грешном. Святый Ангеле Господень, Хранителю мой Святый, помилуй мя и молися ко Господу Богу о мне грешном. Вси Святии, помилуйте мя и молитеся ко Господу Богу о мне грешном. Богородице Дево, радуйся, и проч. Спаси, Господи, и помилуй отца нашего строителя иеромонаха (имя рек), со всею о Христе братиею: подаждь им, Господи, душевный мир и телесное здравие, и прости им, Господи, всякое согрешение, вольное же и невольное, и их святыми молитвами и меня, окаяннаго, помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Весной 626 г. персидское войско под командованием уже знакомого нам Шахрвараза вновь достигло Босфора. Ставка Шахрвараза была в Халкидоне, откуда можно было видеть столицу. В то же время аварский каган со 100-тысячным войском из разных народов, в том числе из балканских и южнорусских славян, подошел к городу с европейской стороны. Каган твердо предложил византийцам сдаться, ибо деваться им некуда: либо птицами улететь ввысь, либо рыбами уплыть в море. Но градоначальник германского происхождения Бон и сириец патриарх Сергий проявили большое мужество. Они вдохновляли народ молениями и крестными ходами. Решающий штурм длился 9 дней и окончился полным провалом. Каган сжег осадные машины, и вражеское войско отступило. Чудесное избавление Константинополя было отнесено заступничеству Богородицы. По мнению ряда ученых, скорее всего, именно тогда, в память этой победы, а не Романом Сладкопевцем при Юстиниане, и был написан знаменитый Акафист Богородице: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твоя, Богородице...» Тем временем Ираклий продолжал свое наступление в Закавказье. В 627 г. византийская армия вторглась в Персию, разгромила армию Хозроя II близ Ниневии, а в 628 г. заняла его резиденцию Дастагерд. Персидская военная машина была сломлена, а Хозрой убит своим сыном Кавад-Широе, который поспешил подписать мирный договор с победителем. Армения, Месопотамия, Сирия, Палестина и Египет были возвращены Империи. Честной Крест возвратили в Иерусалим, и Ираклий с триумфом прибыл в Константинополь. 2. Персидской империи, по существу, больше не было. На ее развалинах шла гражданская война между Кавад-Широе и полководцем Шахрваразом. Ираклий поддерживал то ту, то другую стороны и ни одной не давал победить. Но и Византия пребывала лишь в немного более лучшем положении. Казна опустела, от армии осталась едва ли половина, лучшие области были разорены. Раскол халкидонцев и монофизитов продолжался. О попытках примирения, разработанных Сергием и Ираклием, мы будем говорить в следующей главе.

http://sedmitza.ru/lib/text/434775/

Тропарь воскресный, глас 3 Да веселятся небесная,/да радуются земная,/яко сотвори державу/мышцею Своею Господь,/попра смертию смерть,/первенец мертвых бысть;/из чрева адова избави нас,//и подаде мирови велию милость. Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость. Тропарь Кресту, глас 1 Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы на врагов даруя и Твоим Крестом сохраняя Твой народ. Кондак Кресту, глас 7 Не к тому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай. Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!» Тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы, глас 4 Днесь спасения нашего главизна,/и еже от века таинства явление:/Сын Божий, Сын Девы бывает,/и Гавриил благодать благовествует./Темже и мы с ним Богородице возопиим:/радуйся, Благодатная,/Господь с Тобою. Перевод: Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, полная благодати, Господь с Тобою. Кондак Благовещения Пресвятой Богородицы, глас 8 Кондак праздника Благовещения — песнопение, которое исполняется практически ежедневно в течение церковного года в составе различных богослужений: Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/но, яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/радуйся, Невесто Неневестная.

http://foma.ru/nedelja-krestopoklonnaja-...

И хотя отец Антипа и не попал в число священнодействующих с архипастырем во время торжеств, он имел возможность молиться и в алтаре, и рядом с гробом святителя Тихона, который, собрав на великий свой праздник до трехсот тысяч человек, показал воочию молдавскому подвижнику корневую, святорусскую, богородичную Россию… Такое людское море на церковном торжестве отцу Антипе видеть еще не доводилось. Бывал, конечно, он в матушке-Москве, да и в Петербурге, на торжественных церковных службах, бывал и видел, как русский народ почитает Царицу Небесную, как теснятся и смешиваются все сословия около дивных образов Богоматери и как в такие минуты единым сердцем и едиными устами народ поет: «Взбранной Воеводе победительная…», «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…», «Днесь светло красуется славнейший град Москва…», «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице…» И то единение в вере и надежде, какое сплачивало людскую толпу вне всяких сословных различий и заставляло проливать слезы мудрецов и простецов, невозможно было больше нигде. Был отец Антипа и свидетелем могучего торжества Пасхи в первопрестольной, видел праздничные толпы народа, слышал немолчный, ликующий, «целодневный» звон всех сорока сороков, достигавший слуха каждой души и возвещавший ей великую радость о воскресшем Господе!.. Доводилось молдавскому страннику бывать, когда жил он в доме купеческой вдовы, где-нибудь в Замоскворечье на ранних обеднях. Там не было нарядной публики, их посещали все больше совсем простые люди, да пожилые чиновники и купцы, да еще старухи купчихи, чью молитву отличала истовость и смиренность… И хотя давно уже был отец Антипа опытным делателем Иисусовой молитвы и таинственником, глубоко внутренним человеком, не мог не отозваться он всем своим православным сердцем на неземную красоту белокаменной нашей столицы, когда взору его открывалась картина церквей и колоколен, замоскворецких садов, кремлевских соборов и монастырей с их древними намоленными святынями, а до слуха его доносилось, как «у Спаса бьют, у Николы звонят, у старого Егорья часы говорят " …

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010