В Неделю апостола Фомы Патриарший наместник Московской епархии возглавил Литургию в Новодевичьем монастыре 17 апреля 2018 г. 11:38 15 апреля 2018 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего женского монастыря города Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители. По окончании богослужения Патриарший наместник Московской епархии обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры, Христос Воскресе! Мы в духовной радости отмечаем Пасху Господню. Сегодняшнее воскресенье именуется " Фоминым " , или Неделей Антипасхи, то есть второй Пасхи. Вы помните, что на пасхальной вечерне читалось Евангелие, в котором говорилось о первом явлении Воскресшего Христа святым апостолам (см.: Ин. 20:19-25). Среди них в этот момент не было апостола Фомы. А когда ему ученики сказали: " Мы видели Господа " , — он ответил: " Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20:25). И вот прошла целая неделя ожидания. Все кругом радовались, апостолы силой Воскресшего Господа творили чудеса. В книге Деяний говорится, что даже тень апостола Петра исцеляла людей (см.: Деян. 5:15). Вот какая была вера, какой был подъем. А апостол Фома находился в поисках Господа. Он не мог вместить в свое сердце, поверить, что Христос воскрес. Сегодня мы вспоминаем очередное явление Воскресшего Господа святым апостолам, среди которых был уже и Фома. Евангелист повествует, что Христос появился среди них " дверем затворенным " (Ин. 20:19). Через это евангелисты показывают, что тело Христово изменилось, оно получило возможность преодолевать ограниченность материального мира. Все мы верим, что по воскресении из мертвых, когда Господь придет нас судить, изменится наше человеческое естество, и уже в нем мы будем жить со Христом в Царстве Божием вечно. Когда мы размышляем о явлении Христа апостолам, то понимаем, что не один апостол Фома, а может быть, многие люди и сегодня находятся в поисках Господа, до тех пор, пока Господь Сам не проявит Свою силу и не скажет: " Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим " (Ин. 20:27). Для нас осталось подлинное свидетельство о жизни, проповеди и Воскресении Христовом, находящееся в Святом Евангелии. И не нужно другого явления или доказательства, чтобы уверовать, что Христос воистину есть Сын Божий, что Он пришел на землю ради нас и ради нашего спасения. Того, кто воспринимает в своем сердце эту веру, можно сравнить с апостолом Фомой, который уже не сомневается, а восклицает: " Господь мой и Бог мой! " (Ин. 20:28). Так и мы на пасхальных богослужениях в ответ на обращение священнослужителя, возглашающего: " Христос Воскресе! " , отвечаем: " Воистину Воскресе! "

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В связи с этим уместно будет вспомнить и то. что слово «эвед», что значит служитель или соработник Божий и одновременно отрок, то есть ребенок, который уже вырос, но еще не совсем. С ним уже можно общаться как со взрослым, но при этом еще можно заботиться о нем как о ребенке – вот что такое «раб Божий»! Один американский физик, прочитав в «Русской мысли» мою статью «Вера или идея», прислал мне письмо, в котором высказывает недоумение по поводу моих слов о том, что христианство начинается с коленопреклонения. Слова эти и стоящий за ними тезис мне очень дороги. Но… прочитав его письмо, я постарался взглянуть на эту фразу его глазами, взглядом образованного, умного и даже доброго ученого, который, однако, ничего не знает ни о христианстве, ни о богослужении, ни о мистическом опыте в христианстве. Взглянул и увидел, что эта фраза для человека, который ничего не знает о христианстве изнутри, а все только снаружи, изображает человека, задавленного или рабски склоняющего колени перед иконой в темном храме. Да, именно так может быть понято коленопреклонение христианина, если смотреть на него снаружи. На самом деле, однако, в нем выражается не рабская зависимость, покорность или страх, а совсем другое чувство – восторг: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» ( Пс.103 ). Это то чувство, которое удивительно полно выражено в прокимне, поющемся на вечерне в субботу «Господь воцарися, в лепоту облечеся» и далее. Это чувство пережил всякий врач, который видел безнадежного ребенка выздоровевшим, всякая мать, встретившая своего сына после войны живым, да в конце концов – всякий ребенок, обнаруживший утром в день своего рождения у постели игрушки или книжки, о которых долго мечтал. И любовь, и благодарность, и счастье, и ощущение Его присутствия рядом, в общем, полнота, – вот что такое наше коленопреклонение, и ничто другое, во всяком случае – не страх. «Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее… В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин.4:16-18 ). Богословие страха

http://azbyka.ru/strax-bozhij-chto-eto-z...

В услужение ему из среды их взято было несколько молодых людей, в числе которых были Анания, Азария, Мисаил и Даниил. Одаренные от Бога мудростью, юноши эти скоро были отличены от других и заняли высокие места в управлении царством. Языческий царь, покорив многие народы, возгордился своим могуществом и вздумал почтить себя божеской честью. Однажды он собрал представителей из всех покоренных народов на поле Деирском, слил огромного золотого идола и приказал всем кланяться ему, как Богу, наперед объявив, что кто не поклонится, тот будет брошен в печь, раскаленную огнем. Три еврейских отрока: Анания, Азария и Мисаил не захотели исполнить воли царя, противной воле Божией. Раздраженный царь приказал раскалить печь всемеро более против того, как она обыкновенно накаливалась, и бросить их в нее. Связанные Анания, Азария и Мисаил в нижнем и верхнем платье своем были брошены в раскаленную печь. Печь раскалена была до того, что даже людей тех, которые бросали этих трех юношей, обожгло пламя. Между тем Анания, Азария и Мисаил не только были спасены, но и волос на голове их не опалился, и платье их не изменилось, и даже запаху дыма не было на них. Мало того, среди их в раскаленной печи явился четвертый юноша, видом подобный ангелу. Удивленный этим, языческий царь прославил Бога Анании, Азарии и Мисаила, «Который послал ангела Своего и избавил рабов Своих». Спасенные отроки пели: «благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» ( Дан. 3:52 )... «благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки» ( Дан. 3:52–56 ). В первой из этих песней они воспоминают чудесные события, случившиеся в жизни своих отцов, и славят Бога; во второй призывают всю тварь славить Господа. По примеру этих песней, церковь наша в седьмой песни, воспоминая чудесное спасение отроков вместе с празднуемым событием, славит Бога, как всемогущего и всесильного, в восьмой – призывает всю тварь славить Господа. В первой из этих песней вы часто слышите такия выражения: «образу златому на поле Деире служиму»...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В четверток Церковь ублажает память св. апостолов . Можно думать, что день этот назначен для прославления этих первых и великих провозвестников Евангелия потому, что он ознаменован в жизни их и в истории Церкви двумя важными событиями: в четверг, перед страданием, Спаситель соединил апостолов в горнице сионской и среди сего Богоизбраннаго лика установил святейшее таинство Причащения, дав им повеление и власть сие творить в Его воспоминание; в четверг же на Елеоне они получили из уст Господа окончательное утверждение в звании всемирных проповедников и учителей: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ), и вслед за тем прияли обетование от ангелов о будущем славном пришествии Его на землю. Верные повелению своего Учителя, апостолы пронесли имя Его до конец земли, ниспровергли идолов, очистили мир от языческих суеверий и основали Церкви. Благодарная Церковь не находит слов достаточных к выражению величия каждого из них: «Что тя именуем, апостоле, – взывает она: небо ли? яко славу исповедал еси Божию; звезду ли всех озаряющую? чашу, пиво святое изливающую? Друга Христова блаженнейшего, безплотных сожителя?...» (стих. апост.). С памятью св. апостолов она соединяет в четверток же воспоминание великого иерарха и чудотворца Николая, прославляя его пламенную ревность к вере и православию и ту многообразную помощь, которую являл он всем прибегавшим к ходатайству его и которая соделала имя его общеизвестным и любезным для всех верных. Суббота посвящается воспоминанию всех святых и в частности мучеников, святителей и преподобных. Впрочем, св. мученикам ежедневно, за исключением воскресного дня, посвящается на вечерне несколько стихир и стихов из канона. Причина сего особенного усердия Церкви к мученикам заключается не только в глубоком уважении ее к памяти св. страстотерпцев, но, может быть, и в том, что места для общественного богослужения издревле преимущественно устроялись при гробах св. мучеников. Суббота же назначается Церковью и для молитвенного воспоминания всех отшедших от мира братий. Для любви христианской, крепкой аки смерть, не доставало бы лучшего утешения, если бы Церковь не имела особого дня в неделе для моления об усопших; и – вот, каждую неделю в субботний день мы слышим молитвенные воздыхания ее к Богу об упокоении отшедших от нас собратий наших. Древнее благочестивое обыкновение посвящает субботу сверх того воспоминанию Преблагословенной Девы Марии. Впрочем, во все дни седмицы и на всех без исключения богослужениях Церковь в честь Ее воспевает не только множество отдельных стихир на всех дневных службах, но и посвящает Ей целые каноны (на повечериях ежедневно) как главнейшей Заступнице и Ходатаице христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Велик и важен предмет, о котором я пишу вам и о котором я ежедневно сообщал отцу Исаакию , ибо что может быть важнее для христианского сердца праведнической, безболезненной кончины христианина? А этим праведником и был покойный брат ваш. 3 октября, т.е. в Воскресение, брат ваш служил в Великой церкви; служил с ним и я. Не могу вам объяснить того чувства, которое я испытывал при виде его, воздвигающим во время Херувимской песни руки свои горе: он представился мне тогда, несмотря на то что ничто не предуказывало его близкой кончины, праведнейшим мертвецом; именно — мертвецом, а не живым и священнодействующим Божиим иереем. Но тогда на это впечатление моей души я не обратил должного внимания, а между тем это прозрение сердца через две недели осуществилось на самом деле. Во вторник брат ваш служил соборную панихиду. Во время вечерни он в сухожилиях под коленями внезапно почувствовал боль. Боль эта продолжалась всю ночь по возвращении его в келью, а поутру она уже мешала ему свободно ходить; поэтому в среду у утрени он не был. Днем, в среду, он почувствовал упадок сил, особенно в руках и ногах; аппетит пропал и уже не вернулся к нему до самой его кончины. В четверг был легкий озноб. Чтобы согреться, он, по обычаю своему, лег на печку, после чего у него сделался легкий внутренний жар. Все это время мы с ним не видались: я страдал от зубной боли, а он не придавал значения своему нездоровью, полагая его простым, не опасным недомоганием, и потому не давал мне знать. Только в пятницу вечером я узнал о его немощи. Когда в субботу утром я увидал его лежащим на постели, то он вновь мне представился тем же мертвецом, каким он мне показался во время Богослужения. С этой минуты я уже не мог разубедить себя в том, что он не жилец уже более на этом свете. В этот день прибегли к лекарственным средствам, чтобы вызвать в больном испарину; но он, вероятно, чувствуя, что это для него бесполезно, видимо, принуждал себя принимать лекарство только для того, чтобы снять с окружающих нарекание в недостатке заботливости. С этого времени он слег окончательно, пищи не принимал, и даже позыв к питью в нем сокращался, как и самые дни его.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Верные! никто не дерзай приступать к вечери Господней, не понимая всего значения ее; никто не участвуй в божественной трапезе с расположениями Иуды. Он, приняв часть Хлеба, восстал на самый Хлеб жизни; по наружности ученик, а на деле убийца, вступил в заговор с евреями, а вечер проводит с апостолами; с ненавистью в душе – лобызал, лобзая – предавал Того, Который избавил нас от проклятия, Бога и Спасителя наших душ». На первом часе паремия из пророчества Иеремии. В ней пророк, преданный за свои правдивые речи на смерть своими соотечественниками, представляется живым образом Спасителя. «Я как кроткий агнец, ведомый на заклание, не знал, что они составили на меня заговор: истребим дерево с плодами его, и свергнем его с земли живых, чтобы и имя его уже не упоминалось ( Иер. 11:19 ). Поэтому, так говорит Иегова Бог воинств: юноши их умрут от меча, сыновья и дочери их умрут от голода, и остатка не будет у них ( Иер. 11:22–23 ). Господи! изложу пред Тобою дело: почему путь беззаконных благоуспешен и все вероломные благоденствуют? Ты их посадил, и они укореняются, растут и приносят плод. В устах их Ты близок, а от сердца их далек ( Иер. 12:12 ). (Господь объясняет, в ком главная вина нечестия и бедствий народа). Пастыри повредили виноградник мой, разграбили участок мой, любимый участок мой сделали пустыней непроходимой» ( Иер. 12:10 ). Литургия Василия Великого . Ей предшествует вечерня. После стихир на «Господи воззвах» и входа – три паремии. После них ектения малая, трисвятое, апостол и затем совершается самая литургия. Апостол – зачало 149, из Первого послания к Коринфянам ( 1Кор. 11:23–33 ). Здесь апостол Павел предает верным об установлении таинства причащения, и передает не на основании рассказов чьих-либо, а по особенному откровению от Самого Господа Иисуса. «От самого Господа принял я то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан» и пр. Вместе с тем, указывает на условия достойного причащения и на те бедствия, к которым ведет причащение недостойное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Вечерня. По-нашему, обыкновенному, исчислению времени, день начинается с утра, по церковному – накануне, с вечера. И не без основания в св. Церкви введен такой распорядок времени. Еще когда Господь Бог творил только мир, вечер предшествовал утру. Вот что сказано, например, о первых двух днях творения: «и сказал Бог: да будет свет; и стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. И был вечер и было утро; день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью и стало так. И назвал Бог твердь небом, и был вечер и было утро, день второй. Так шел весь порядок творения. Этот порядок усвоила в своих богослужениях и св. Церковь . С вечера начинает она приготовляться к наступающему дню и, призывая православных к своему вечернему служению, вместе с ними, стихирами и песнопениями, начинает новый день. В будни это еще не так заметно, но накануне дней воскресных и праздничных это уже видно ясно. Так, на вечерни в субботу уже воспевается воскресение Христа Спасителя. Отсюда обязанность православных христиан накануне великих праздников и дней воскресных, со звоном к вечерне оканчивать свои обыкновенные дневные занятия, и за тем весь вечер посвящать на приготовление к достойной встрече праздника. Так это и было в прежние, и еще не очень далекие от нас, времена. К вечеру на кануне праздника все очищалось и измывалось в доме. Затем, зажегши все лампады, всей семьей становились на молитву, которая продолжалась по часу и больше, после нее грамотный в семье читал Пролог Четью-Минею, Псалтирь, что могло найтись, что и продолжалось до глубокой полночи. Затем вся семья расходилась на краткий покой и, с первым звоном к утрене, бодро вставала на утреннее славословие Господа. Теперь, к несчастию, все это забыто. Едва ли найдется где-либо семья, в которой совершалось бы что-либо подобное. Приготовления накануне великих праздников есть, часто и немалые, – и все он ограничиваются одним: «что ямы и пием и во что оденемся завтра». О значении наступающего праздника, о молитве, ни в ком ни заботы, ни помысла. Даже вечер великой субботы уже теряет свое значение. И в этот великий, единственный в году, вечер, опять те же заботы и хлопоты: об еде, питье и одежде на завтра, а о достойной встрече величайшего и славнейшего праздника – забыто. Значит, все для себя, и – ничего для Господа, пострадавшего за нас и воскресшего для нас. Даже в столицах в этот вечер я видал, – страшно вымолвить, – видал пьяных... Несчастные, несчастные! Видно только и дожидались, чтобы заранее уничижить и опозорить светлые и светоносные дни Христова воскресения! Как-то и с чем-то предстанут они к Нему на суд? Повечерие

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Во время чтения этого псалма священник читает молитвы так называемые светильничные. Светильничными они называются потому, что в это время наступают вечерние сумерки и для богослужения зажигаются уже светильники. Общее содержание этих молитв следующее: «Милосердый Господи! Прими молитву нашу и не накажи нас во гневе Своем, но поступи с нами милостиво; очи сердец наших просвети в познание Твоей истины, помоги закончить день, как и всю жизнь, мирно и безгрешно, а там, в другой жизни, дай нам наследие со всеми угодившими Тебе. Ты, Боже, Создатель дня и ночи! Прими нашу вечернюю молитву и сохрани нас в наступающую ночь, дай сон, так необходимый для восстановления сил наших, чтобы мы после него с душевной радостью восстали для славословия Твоего милосердия». Всех светильничных молитв семь. За псалмом «Благослови, душе моя, Господа» и пр. следуют великая ектенья, рядовая (очередная) кафизма, малая ектенья и пение псалмов: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя и пр. Здесь положено петь псалмы: CXL, CXLI, CXXIX и CXVI. Общее содержание их – моление страждущего о помощи от Господа и надежда, что эта помощь не замедлит. «Господи, взываю к Тебе, поспеши ко мне, внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. Да приидет молитва моя, как фимиам перед лице Твое, возношение рук моих, как вечернее приношение» ( Пс. 140:12 ). «К Тебе, Господи, очи мои, на Тебя уповаю, не отринь души моей. Сохрани меня от сети, которую поставили мне, от ухищрений делающих беззаконие» (ст. 8, 9). «Гласом моим ко Господу вопию, гласом моим Господу помолюся. Изливаю перед лицем Его моление мое, печаль мою перед лицем Его изъясняю, когда изнемогает во мне дух мой» ( Пс.141:1–3 ). «Вопию к Тебе, Господи; говорю: Ты мое прибежище, Ты доля моя на земле живых. Внемли воплю моему; ибо я весьма изнурен. Избавь меня от гонителей моих; ибо они превозмогли меня» (ст. 6, 7). «Ежели на беззакония будешь взирать, Господи, – Господи, кто устоит? Но у Тебя прощение, дабы благоговели к Тебе. Ожидаю Господа, ожидает душа моя, уповаю на слово Его. Да ожидает Израиль Господа; ибо у Господа милость, и великое у Него искупление ( Пс.129:3–5, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Во-вторых, слова: миром Господу помолимся, означают то, что мы должны молиться также в мире со своими ближними. Мир с ближними есть одно из необходимых условий, чтобы молитва наша была приятна Богу. Господь сказал нам: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» ( Мк. 11:25 ). И в другом месте сказал Господь: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой». Значит, братия, если кто идет в храм на молитву и делает какое-либо приношение с гневом и злобою на своего ближнего, то он напрасно надеется получить какую-нибудь пользу от своей молитвы и своего приношения. Этот человек только себя обманывает и Бога прогневляет. Итак слова: миром Господу помолимся, означают то, что мы должны молиться Богу в мире с самими с собою внимательно, не рассеянно, в мире с ближними. «О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся» – говорит далее диакон. «Свышний мир», то есть мир свыше снисходящий, мир с Богом. Это, по словам св. Исидора Пелусиота , «неразлучное соединение с Богом, чтобы мы, будучи умиротворены Духом Святым, вечно и нераздельно могли пребыть в любви Божией». Этот свышний мир имеет тот, кто постоянно памятует о Боге, постоянно старается жить по Боге. Это – такое благодатное состояние души, когда человек ко всему окружающему относится с детской простотой, кротостью, незлобием и всепрощающей и всеобъемлющей любовью. Кто будет причастен этого свышнего мира, тот, по словам св. Кирилла Александрийского , «несть требуяй никоегождо блага», т.е. ему ничего не нужно, он все имеет, братия мои! Не от того ли наша молитва и в храме и дома бывает для нас и скучна и безуспешна, что нет в нас самих, не говорю свышнего мира, – это удел только святых Божиих избранных, к которому каждому из нас надобно бы стремиться, а даже нет мира и в душе и мира с ближними, т.е. нет еще и начатков мира? «О спасении душ наших Господу помолимся». Спасение нашей души поставлено в числе самых первых наших нужд. Оно так и следует. На то мы и рождены на этот свет, на то и в святой купели крещены, на то и Богу молимся, постимся, каемся, причащаемся, одним словом – освящаем себя всеми благодатными средствами, чтобы достигнуть спасения души. Спасение души нашей так важно, что без него если бы мы и всем миром владели, мы не имели бы ничего. «Какая польза человеку», сказал Господь, «если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36). Все в мире временно, – одна душа вечна. (См. Костромские Епархиальные Ведомости 1888 г. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Возвратившись в Иерусалим, Манассия постарался по мере возможности загладить причиненное им зло. «И узнал Манассия, что Господь есть Бог... И низверг чужеземных богов и идолов из дома Господня, и все капища, которые соорудил на горе Господней и в Иерусалиме, выбросил их за город. И восстановил жертвенник Господень, и принес на нем жертвы мирные и хвалебные и сказал иудеям, чтобы они служили Господу Богу Израилеву» ( 2Цар. 33:13–16 ). Почему ассирийцы помиловали его, вопреки своим обычаям, трудно сказать. Может быть, не завоевав Иудеи, они сочли более разумным посадить на Иерусалимском престоле человека, видевшего их мощь и потрясенного их жестокой силой. И мы можем догадываться, что воле Божией было угодно вывести из страшного плена этого тяжело согрешившего и пламенно покаявшегося царя, чтобы он поведал миру о своем опыте и передал всем кающимся поколениям свою огненную молитву, показав на своем примере насущно нужную для всех людей истину о том, что Божиему всепрощению нет предела, и никогда ни для кого не закрыты врата покаяния. Внесенная в чип Великого Повечерия и помещенная во всех христианских часословах, читаемая в православных церквах ежедневно Великим Постом и много раз в прочее время года, отозвавшаяся благодаря этому в сотнях миллионов сердец, эта молитва Манассии, царя Иудейского, сложенная в смрадном мраке ассирийской темницы, звучит, конечно, бесконечно громче всех хвастливых памятников ассирийских властителей, поверхностно вспоминаемых лишь на несколько минут посетителями музеев и составителями исторических коллекций, свидетельствуя тем, что сила Божия в немощи совершается от лет древних до нынешних. Священное Писание и Богослужение За ежедневным богослужением в Православной Церкви, как известно, повторяется в основных чертах процесс совершения всего дела спасения людей: вечерня начинается воспоминанием о сотворении мира, потом напоминает грехопадение людей, говорит о покаянии Адама и Евы, о даровании Синайского Закона, заканчиваясь молитвой Симеона Богоприимца. Утреня рисует состояние ветхозаветного человечества перед Пришествием в мир Христа Спасителя, рисует скорбь, надежду, ожидание тогдашних людей, говорит о Благовещении Пресвятой Деве Марии и о Рождестве Господа. Литургия являет всю жизнь Христа Спасителя от Вифлеемских яслей до Голгофы, Воскресения и Вознесения, через символы и напоминания вводя нас в реальность, потому что в святом Причащении мы принимаем не символ, но реально Самое Тело Его, Самую Кровь Его, то Самое Тело, ту Самую Кровь, Которые преподал Он на Тайной Вечере в Сионской горнице, то Самое Тело, ту Самую Кровь, которые пострадали на Голгофе, воскресли из гроба и вознеслись на небеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010