Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и сотворил века. Он, будучи сиянием славы и образом сущности Его, и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел по правую сторону [престола] Величества на высоте, сделавшись настолько превосходнейшим Ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: “Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя”? И еще: “Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном”? А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит: “И да поклонятся Ему все Ангелы Божии”. И об Ангелах говорит: “Творящий Ангелов Своих духами и служителей Своих огнем пылающим”, – а о Сыне: “Престол Твой, Боже, во век века, жезл правоты – жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более сотоварищей Твоих.” И: “В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса; они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся. Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся. Евр 1:1–12 В субботу или воскресенье, на вечерне, совершаемой отдельно от литургии — Послание к Галатам, зачало 207: Гал 3:15–22 . Аллилуиа, глас 5: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене,/дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Аллилуиа, глас 5 Стих: Сказал Господь Господу моему: “Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих”. Стих: Жезл силы послет Ти Господь от Сиона. Стих: Жезл силы пошлёт Тебе Господь с Сиона, – и господствуй среди врагов Твоих! Стих: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Евангелие Луки, зачало 5: Евангелие от Луки, зачало 5 Во днех онех изыде повеление от кесаря Августа написати всю вселенную. Сие написание первое бысть, владящу Сириею Киринию. И идяху вси написатися, кождо во свой град. Взыде же и Иосиф от Галилеи из града Назарета во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дому и отечества Давидова, написатися с Мариею, обрученною ему Женою, сущею непраздною.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

«Богородице, Дево, радуйся!» и пр. (Слава) «Креститель Христов! Помяни всех нас, чтобы мы избавились от своих беззаконий, потому что тебе дарована благодать – молиться за нас». (И ныне) «Молитесь за нас, святые апостолы и святые все, чтобы избавились мы от несчастий и скорбей, потому что в вас мы приобрели теплых ходатаев пред Спасителем». «Богородица! Прибегаем к Твоему милосердию: не призри наших молений во время искушений, но избавь от падений, – единая чистая, единая благословенная». Последняя дневная служба есть великое повечерие. Великое повечерие Общий состав Великого повечерия слагается из трех частей, «во образ Святыя Троицы и в умилостивление за нас», как выражается блаженный Симеон Солунский . Каждая часть состоит из нескольких, – большею частию, трех псалмов, без сомнения, в честь и славу Пресвятой же Троицы, из новозаветных молитвословий и песнопений. И псалмы, и молитвословия, и песнопения премудро применены Св. Церквию и ко времени дня, и к нашему нравственному состоянию. Вот пред нашими очами человек верующий, совершивший дневные подвиги свои и готовящийся упокоиться мирным сном. Спокойно встречает он время сна, хотя этот сон есть подобие смерти, хотя бесчисленные враги угрожают и душе, и телу его. Он верует с Давидом, что Господь хранит праведников, что Господь слышит, когда они иризывают Его, он не смотрит на врагов своих, он не боится их и повторяет в душе своей слова псалмопевца: «я спокойно ложусь и сплю; ибо Ты, Господи, един даешь мне безопасность». Так говорит человек-праведник. Но представляя себе праведника, готовящегося возлечь на ложе свое после дневных трудов и подвигов, мы обращаем очи и сердце наше к Тому, Кто един на земле, среди всех врагов Своих, был чист и свят, к Господу Иисусу Христу, когда Он жил на земле, и по окончании дневных трудов Своих, подъятых ради нашего спасения, приближался к гробовому ложу Своему. Затем, мы припоминаем себе и всех святых Божиих человеков, – всех истинных учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа, которые, верно исполняя Его заповеди, неустанно трудясь ради славы имени Его, ради нравственной пользы своих ближних, ради собственного своего спасения, спокойно, с верою в Господа, с молитвою к Нему, с веселием и миром в душе, приближались к ложу своему. «Ты мне вложил в сердце веселие большее, нежели у нечестивых во время обилия хлеба и вина, и елея, на их вечерних пиршествах. Я спокойно ложусь и сплю; ибо Ты, Господи, един даешь мне безопасность», – так помышляют они в сердце своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Богослужением этого часа верующие встречали наступающий день. Сообразно с этим, избраны и псалмы: пятый, восемьдесят девятый и сотый. В первом – молитвенное обращение ко Господу в самое раннее утро, чтобы Он «руководил всех Своею правдою и охранял идущих путем правды от тех, которые идут путсм лжи». «Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой. Ибо Тебе, Господи, молюся. Господи! Рано Ты слышал глас мой: рано предстою Тебе и ожидаю (ст. 2, 4). По великой милости Твоей, вхожу в дом Твой, поклоняюсь в святом храме Твоем с благоговением к Тебе (ст. 8). Господи! руководствуй меня в правде Твоей; вопреки врагам моим уравняй перед мною путь Твой: ибо нет в устах их истины» и т.д. (ст. 9, 10). Во втором напоминается всем, что быстро, неуловимо, незаметно мчится наша жизнь и с каждым днем приближает к общему всех концу – могиле, и что поэтому с чрезвычайным благоразумием и осторожностью нужно пользоваться временем. «Господи! Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие! Ибо тысяча лет перед очами Твоими как день вчерашний, когда он минул, и как стража в ночи. Ты, как наводнение, уносишь их; они, как сновидение, как трава, рано увядающая. Утром – цветет и зеленеет, вечером – подсекается и изсыхает (ст. 3–6). Дней лет наших всего до семидесяти лет, а при большей крепости – до восьмидесяти лет; и самый цвет их – изнуренье и скорби; ибо протекают быстро, и мы улетаем (ст. 10). Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое» (ст. 12). В третьем псалме напоминается о том жизненнои пути правды, которым шел Давид и которым должен идти всякий. «Помышляю о пути непорочности; так воспевал Давид; когда ни придешь ко мне, хожу в непорочности сердца моего среди дома моего. Не полагаю перед глаза мои слова непотребного; дела законопреступные ненавижу, не прилепляюсь к ним. Сердце развращенное удалено от меня; злых не знаю» и т.д. (ст. 2–4). Богородичны после тропарей – не те, которые поются на утренях, а особенные и всегда одни и те же. Так в первом часе – «Что Тя наречем, о благодатная» и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Было время, когда Он чудесным образом претворил воду в вино… И вот теперь, расставаясь с учениками, Он претворяет хлеб и вино в Плоть и Кровь Свою. Для чего? Для того чтобы не расставаться с ними. И с нами. Никогда. Для того, чтобы вкушая Его Пречистую Плоть и Честную Кровь, мы могли самым теснейшим образом соединиться с Богом, чтобы Его Плоть и Кровь стали и нашей плотью и кровью. Святой Афанасий Великий говорит: “Христос вочеловечился для того, чтобы мы обожились”. То есть Бог сделался человеком для того, чтобы мы могли сделаться более чем человеками: святыми Божьими человеками, в коих обитает Дух Святой. Богочеловек посетил человечество, чтобы соделать его богочеловечеством. Святой апостол Петр пишет об этом во втором своем послании:  “…от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделапись причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью”  ( 2 Пет.1:3-4 ).  “Соделаться причастниками Божеского естества” , то есть стать причастными к естеству Божию – это и значит обóжиться… Что-то я, однако, сбился уже на догматическое богословие. Боюсь, такой “догматический хлеб” будет для вас черствоват. Давайте тогда опять про обычные хлеб и воду. Да, нужны для человека и хлеб, и вода – средства, необходимые для жизни. Но нужна человеку и радость, расцвечивающая жизнь. А всего нужнее для человека Богообщение – освящающее, обоживающее жизнь. Все эти три составные нужны. Без любой из них немыслима полноценная человеческая жизнь. И все эти три составные дает нам милосердный Господь и Церковь Его святая. Вдумайтесь: что происходит во время праздничного богослужения на вечерне, на литии, когда освящаются хлеб, вино и елей? А потом, на утрене священник помазывает этим елеем чело молящимся и раздается им этот хлеб, окропленный этим вином? Тоже ведь, наверное, непонятные и странные действия с позиции очень уж абсолютного трезвенника? Зачем освящать вино? А здесь ведь есть свой смысл и глубокая символика.

http://azbyka.ru/zdorovie/slova-o-trezvo...

В Великий Четверг на Литургии читается длинное составное (состоящее из нескольких отрывков) Евангелие, которое повествует о событиях этого дня — здесь и планы первосвященников убить Христа, умовение Спасителем ног учеников, Тайная вечеря, молитва в Гефсиманском саду, арест Спасителя… Что из этого наиболее важное? Какие таинства Церкви устанавливает Господь в этот день? Рассказывает священник Антоний Борисов : 12 Евангелий Страстного четверга Вечером в Великий четверг на Страстной седмице совершается Утреня Великой пятницы, которую часто называют Служба двенадцати Евангелий. Это драматичное богослужение посвящено воспоминанию страданий и крестной смерти Христа — на нем читают 12 евангельских отрывков, которые рассказывают о беседе Спасителя с учениками на Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде первосвященников и Пилата, а затем мучениях и распятии Сына Божия. Читать далее... Евангелие Великой пятницы Страстной седмицы Литургия в этот день не совершается; обратимся к евангельским отрывкам, которые читаются на Вечерне. Евангелие от Матфея 27:1-44 1  Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;  2  и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3  Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,  4  говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.  5  И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.  6  Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.  7  Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;  8  посему и называется земля та " землею крови " до сего дня.  9  Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: " и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,  10  и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь " .

http://foma.ru/evangelija-strastnoj-sedm...

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды. Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело мое . И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов . ( Мф.26:26-28 ). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще «Чистым» – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней. В Великий Четверток вечером в храме совершается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений. В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. (В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.) Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

В восточнохристианской церкви праздник всегда был прежде всего посвящен Господу, но при этом в богослужебных текстах и песнопениях должное воздавалось Богородице, принесшей Младенца во храм, как того требовал ветхозаветный обычай. Дело в том, что у иудеев женщина, родившая ребенка, считалась нечистой в течение сорока дней. По прошествии этого времени следовало принести в храм жертву очищения, как об этом говорится в книге Левит: " По окончании дней очищения своего за сына или дочь, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех " (Лев. 12, 6). " Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста " (Лев. 12, 8). Конечно, непорочно зачавшей и родившей Бога Деве не требовалось никакого очищения, но по своему смирению Пресвятая последовала установленному правилу. Пришедшее во Иерусалимский храм святое семейство встретил старец Симеон. По преданию, которое письменно фиксируется достаточно поздно (Х век, «Анналы» александрийского патриарха Евтихия), он был в числе семидесяти переводчиков-толковников Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, работавших по заказу египетского царя Птоломея II Филадельфа. По жребию Симеону досталась книга пророка Исаии. Переводя ее, он дошел до слов: " Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына... " (Ис. 7, 14) и, усомнившись, что возможно, чтобы дева, не имеющая мужа, родила сына, хотел исправить в книге слово " дева " на слово " жена " . В этот момент ему явился Ангел и возвестил, что Симеон сам увидит исполнение этих слов. По возвращении из Египта, Симеон жил в Иерусалиме, ожидая пришествия «утешения Израилева» и вместе с тем – конца своей жизни. Старец стал символом всего ветхозаветного народа, смысл многовековой истории которого воплотился в подготовке ко встрече с грядущим Мессией. В Евангелии говорится, что Симеон взял Младенца на руки и произнес слова «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…», которые впоследствии стали молитвой, поющейся на каждом вечернем православном богослужении. Святой Симеон просит Господа «отпустить» его из земной жизни для того, чтобы сообщить благую весть прародителям, находившимся в аду – «Адаму, во аде живущу, известити хотяй, иду, и Еве принести благовестие» (7-я песнь канона праздника) и «…живот же носяй, живота прошаше разрешения, глаголя: Владыко, ныне отпусти мя возвестити Адаму, яко видех непреложна отроча, Бога превечного и Спаса мира» (3-я стихира на стиховне).

http://pravoslavie.ru/457.html

В древности при закате солнца зажигались светильники. Все богослужения насыщены глубокой символикой света. Читаются или поются псалмы: 103-ий, воспевающий красоту мироздания, 140-й и др., содержащие вопль праведника, окруженного врагами и оставленного Самим Богом: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой». Это зов всякой христианской души, по прежде всего Самого Христа, Который в вечер Своей земной жизни, «с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан за Свое благоговение» ( Ebp. V, 7 ). Псалмы завершаются упованием на Господа, «истина Которого пребывает во век». Вечерня завершается молитвой Симеона Богоприимца, которому было дано увидеть Мессию прежде чем умереть; «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром». Наступающую ночь христианин встречает в мире и со спокойной надеждой на Бога, предавая душу свою в руки Его. Ночь воцарилась – время покою, но и молитве час. Перед сном совершается в монастырях повечерие. Читаются избранные псалмы о скорби праведника, переживающего смертные муки.. «Призри и услыши меня, Господи Боже мой, просвети очи мои, да не усну в смерть»... «С этой службой Церковь связывает воспоминания о сошествии Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы» (Булгаков. Настольная книга священнослужителя, 764). Прилежно молит Церковь Пречистую Богоматерь «Нескверную, неблазную, нетленную», – ходатайствовать о нас пред Божественным Ее Сыном. Ночь глубока. Идет полунощница, призывающая к бдительности, к подвигу и молитве, молитва сперва мирная, созерцательная. В будние дни читается псалом 118-й, который поют на погребении, и Великую Субботу (на погребении Христа) и во все субботы на утрени. «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающие свидения Его, всем сердцем взыщут Его... Благословен еси, Господи научи мя оправданием Твоим... Помянух в нощи Имя Твое Господи, и сохраних закон Твой»... Можно было бы умножить стихи этой дивной и чистой хвалы души, которая день и ночь углубляется в заповеди Божии. Весь Смысл «жизни во Христе» углубляться в заповеди и поучения Господни, в новую заповедь любви, в тайны Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

в) На Литургии антифоны заимствуются из тех псалмов, в которых изображается небесная проповедь, исходящая во весь мир ( Пс.18 ) – ясный образ проповеди евангельской, на которую посвящены апостолы огненными языками Духа; – обещается помощь от Святого и заступление от Сиона ( Пс.19 ) – совершеннейшее исполнение чего видим ныне в Сионской горнице, – и воспевается Божия сила и благословение благостынное, венчающее верного помазанника Божия ( Пс. 20 ) – Самого Иисуса Христа, Которому Бог Отец желание сердца дал есть, и хотения устну Коего не лишил – в ниспослании апостолам Св. Духа. Лик присовокупляет к стихам псаломским моление к Спасителю и к Св. Духу: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас! Спаси ны, Утешителю благий, поющия Ти: аллилуиа!» Апостол представляет величественное описание воспоминаемого события: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать... Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их.. говорящих на разных языках о великих делах Божиих» ( Деян.2:1–11 ). В Евангелии ( Ин.7:37–52 ) Господь возглашает к народу: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, – говорит евангелист Богослов, – Которого имели принять верующие в Него». Последняя, таинственнейшая, часть Литургии, самым священнодействием напоминает нам сошествие Св. Духа. Заметим при сем, что при освящении Даров священник всегда молитвенно воспоминает ниспослание Св. Духа на апостолов, и призывая того же Духа, говорит: «Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися» г) Вечерня непосредственно следует в сей день за Литургией. Молитвы, читаемые на Вечерне с коленопреклонением, возвышают душу к самому престолу всесвятой Троицы и вместе заставляют глубоко чувствовать всю нашу бедность и виновность перед Богом, возбуждают и утверждают веру, любовь и упование, и столь полны, что объемлют всех, не только живых, но и умерших, отец и братий наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В нашей Св. Церкви Православной ежедневно, за литургией и за всеми вообще богослужениями, устами священнослужителей и других верующих и молящихся, воспеваются хвалы и благодарения Пресвятой Троице, не только во время дня, но и вечером, когда верные, «пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», поют «Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: темже мир Тя славит». Последним речением: «мир Тя славит» – выражается та мысль, что неразумные твари, которых Бог подчинил на службу человеку, славят Бога чрез того же человека, которому они служат. Далее пророк говорит о тех же святых, или преподобных, в следующих словах (ст. 11 и 12, пер. с евр.): «Да проповедуют славу Царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, и о славном величии Царства Твоего». Сими словами пророк предсказывает о том высоком служении, которое ныне известно под именем миссионерского служения, когда люди призываются на проповедь Евангелия и идут по сему призванию, исходящему от лица Иисуса Христа, Сына Божия, Который «пришел, – по сказанию того же Евангелия, – в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). На сей зов первыми пошли св. апостолы Христовы, а за ними последовали и другие проповедники и служители слова, на которых и исполнилось, и доселе исполняется, это псаломское слово: преподобнии Твои да благословят Тя: славу Царствия Твоего рекут и силу Твою возглаголют; по всем странам мира пойдут и будут рассказывать сыновом человеческим о могущественной силе Твоей, расскажут всем о Христе и о великолепной славе Царства Его, т.е. о Церкви Христовой. А по объяснению блж. Феодорита и Евсевия, «преподобные, и пророки, и апостолы, и принявшие после них служение проповеди, – возвестят, говорит, о вечном Твоем Царстве и неизреченной силе всем людям, а равно потому, что Ты один Владыка над всем» с. и 28]. Пс.144:13–14 Царство Твое Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде, верен Господь во всех словесех Своих и преподобен во всех делех Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010