Крещение Господне      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 7:32 мин. Размер 7.3 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, в день навечерия великого праздника Господня – Богоявления, или Крещения Христова, мы с вами молимся за продолжительным, но удивительным по своему содержанию богослужением, которое объединяет и чтение часов, и вечерню, и Божественную Литургию святителя Василия Великого, и вот скоро под пение тропаря: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» – выйдет из алтаря духовенство для совершения Великого освящения воды. Сегодняшнее богослужение более всего напоминает богослужение навечерия праздника Рождества Христова, и также сегодняшний день называется сочельником. Эта схожесть богослужений объясняется тем, что до V века было принято вспоминать Рождение и Крещение Господа нашего Иисуса Христа в один день, и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Пресвятой Троицы в водах Иорданских. На берегах Иордана раздался «глас Господень на водах»: Бог Отец при Крещении Христа Спасителя являет Себя Своему созданию – человеку голосом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой нисходит на Христа «в телесном виде, как голубь». Богоявление Господне не осталось незамеченным людьми, после этого явного чуда многие внимательнее стали присматриваться к этому малоизвестному (как им ранее казалось) тридцатилетнему Человеку из Назарета Галилейского. Кто-то стал Его учеником и, оставив свою семью и привычную жизнь, пошел за Ним, чтобы слушать Его Благую Весть, пить воду, от которой никто не будет жаждать вовек. И в дальнейшем эта вода – благодать Истины Христовой – сделалась в тех людях, свидетелях Богоявления на Иордане, источником воды, текущей в жизнь вечную. «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте» (Ис. 55: 1), – взывает пророк Исаия. Как чувство физической жажды является проявлением нашего естества, так и духовная жажда естественна для каждого человека. Страдая и мучаясь от жажды Богообщения, мы ищем встречи с Богом, стремимся к Нему приблизиться, исполнять Его волю и заповеди. Но не будем забывать, что до Богоявления на Иордане, до крещения Духом Святым имело место быть крещение Иоанново – крещение Иоанном Предтечей людей, жаждущих встречи с Богом, «в воде в покаяние».

http://pravoslavie.ru/109997.html

Не бойтесь царя Вавилонского, которого вы боитесь; не бойтесь его, говорит Господь, ибо Я – с вами, чтобы спасти вас и избавлять вас от руки его. И явлю к вам милость и он умилостивится к вам. Если же скажете: не хотим жить в этой земле… пойдем в землю Египетскую, где войны не увидим и трубного гласа не услышим, и голодать не будем, и там будем жить – то выслушайте слово Господне: так говорит Господь Саваоф, если вы решительно обратите лица ваши, чтобы идти в Египет, и пойдете, чтобы жить там, то меч, которого вы боитесь, настигнет вас там, в земле Египетской, и голод, которого вы страшитесь, будет всегда следовать за вами там в Египте, и там умрете (Иер. 42: 10–16). Оставшимся же будет явлена милость Божия и избавление». с. 67–68] Как показали дальнейшие события о. Алексий оказался прав – лето 1919 года выдалось очень засушливым, так что в большей части южных и центральных областей начался голод. После закрытия Кремля в 1919 году часть прихожан и певчих Чудова монастыря перешла, по благословению владыки Арсения Жада-новского, в Никольский храм на Маросейке. В эти же годы начали служить на Маросейке получившие образование ревностные молодые священники и диаконы, в их числе сын о. Алексия – о. Сергий Мечев, рукоположенный во иерея в Великий Четверток 1919 года, о. Сергий Дурылин, о. Лазарь Судаков и другие. Молодые священники, желая облегчить труды батюшки, поделили между собой дни недели – каждый священник имел определенный день, в который он совершал Божественную литургию, а накануне служил всенощную. Они помогали о. Алексию в проведении лекций, бесед, организации курсов по изучению богослужения. Каждый из священников маросейского храма проводил беседу по окончании вечернего богослужения: о. Сергий Мечев брал для своих бесед святых отцов – авву Дорофея, «Лествицу», «Добротолюбие»; о. Сергий Дурылин рассказывал о современных подвижниках, о. Лазарь любил проводить беседы на евангельские темы; сам о. Алексий проводил беседы по житиям святых. Такие курсы были особенно важны в связи с закрытием духовных школ и тем, что в Никольском храме появилось немало молодежи, студентов, которые увидели, что революция вместо обещанных благ принесла новые бедствия, и стремились теперь постичь законы духовного мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Неем.10:33 .  на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего. Из ст. 33 видно, что восстановленный общиной налог предназначался на нужды богослужения, именно: «на всегдашнее хлебное приношение», т.е. на хлебы предложения ( Лев. 24:5–8 ); «на всегдашнее всесожжение» (thamid), т.е. на жертву (mincha) вечернюю и утреннюю (olah) (ср. 4Цар. 16:15 ; 1Ездр. 9:4 ); на жертвы в субботу, новомесячия и праздники ( Чис. 28:16, 29:38 ), «на священные вещи» (Евр. velakkadaschim, сопоставляемое с дальнейшим vellahatoth (рус. «и на жертвы за грех»), указывает на жертвы и именно жертвы благодарственные (ср. 2Пар. 29:33, 35:13 ), приносившиеся от лица всего народа ( Лев. 23:19 ; Исх. 24:5 ) ); «на жертвы за грех» (ср. Лев. 4:13–21, 16:34 ) «и на все, совершаемое в доме Бога нашего». Установление нарочитых взносов на потребности богослужения не противоречит ( 1Ездр. 7:20 ), где сообщается, что дано было повеление от царя отпускать на нужды Иерусалимского храма. Если даже и исполнялось царское повеление, что не несомненно, то все же у иудеев могло быть желание и самим принять участие в содержании храма и увеличить средства храма. Неем.10:34 .  И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жертвеннике Господа Бога нашего, по написанному в законе. В законе Моисеевом нет постановления относительно того, кто должен был доставлять дрова для жертвенника. До времени Неемии, вероятно, доставка дров была добровольной. Теперь попечение об этом возложено было на целую общину (ср. Неем. 13:31 ), – священников, левитов и народ. Время доставки для каждого рода было определено жребиями, которые брали, вероятно, представители рода. По Талмуду (Таанит IV, 5) назначено было девять сроков для доставки дров, но преимущественно она происходила 14 аба, и день доставки считался праздничным днем ( τν ξυλοφορων ορτ. Иуд. Война. II, 17, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отходя от богослужений, переставая посещать их, мы отключаемся от участия в домостроительстве Божием, отключаемся от Его благодатных даров, от познавания и переживания Истины. Различают богослужения общие и таинствосовершительные. На последних совершаются таинства Евхаристии, венчания, миропомазания и т. д. Совершать их могут только получившие дар и благодать священства. Все общие богослужения: часы, утреню, вечерню, повечерие, полунощницу, обедницу, молебны и панихиды может совершать любой православный христианин. Ему не рекомендуется лишь произносить ектении, священнических возгласов и читать тайные молитвы» священников. Уберите ектении из вечерни и утрени — сущность службы останется практически неизменной с ее молитвенными возношениями, богословским созерцанием и т. д. Конечно, при внехрамовом богослужении несколько изменится его восприятие. В церкви мы погружаемся в молитвенно–эмоциональное восприятие духа службы и не всегда по тем или иным причинам вникаем в текстуально–смысловое значение совершаемых песнопений, — при домашнем богослужении по книгам легче вникнуть в смысл слов читаемых молитвословий и песнопений. Поэтому полезно для лиц, не состоящих в клире, чередовать посещение храмов с отправлением в меру сил и возможностей отдельных богослужений дома. Такое чередование храмового и домашнего богослужения позволяет подниматься в религиозном молитвенном познании на крыле мистического чувства и на крыле ума. В наше время, когда не всегда легко по тем или иным причинам регулярно посещать храмовые богослужения, очень важно научиться быть в ритме церковной жизни с ее праздниками, богослужебными кругами, с ее ежедневным чтением Нового Завета при любых обстоятельствах жизни.   Место богослужения Самарянка спросила Христа, говоря: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы (то есть иудеи — Авт. ) говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4:20–24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

По освящении храма в Церковщине не было ни одного певчего. Я обратился в Киево-Братский монастырь, которому принадлежала Церковщина, с просьбой дать мне на первое время какого-нибудь певчего. Монастырь отказал, ссылаясь на то, что у него самого нет певчих. И пришлось мне в силу необходимости принять певчего-алкоголика. Это был замечательный бас, прошедший все московские монастыри и нигде не удержавшийся из-за несчастной слабости. И вот, 5 января 1903 года, в самый сочельник Богоявления Господня, напился этот мой певчий пьян вдребезги и перед самой вечерней упал у врат монастырских в бесчувственном состоянии. Пришли ко мне крестьяне и сообщили об этом для того, чтобы я распорядился убрать пьяного. А убрать было некому: всей братии тогда было 10 человек, и все они были [разными послушаниями заняты. Пришлось позвать] крестьян, и они пьяного певчего, как мертвого, втащили в гостиницу… (За этот год мы при всей своей скудости успели устроить небольшое помещение под гостиницу…) Наступило время вечерни, и пришлось мне одному служить ее и за иерея, и за певчего. Вышел я на воду и с трудом начал читать паремии. Прочитал первую и вторую благополучно, но при чтении третьей так разволновался, что горько заплакал. Заплакали, глядя на меня, и собравшиеся богомольцы, особенно женщины. А собралось в новый монастырь послушать пение и Богослужение народу полна церковь. И пришлось мне чего словами не дочитать, то слезами докончить и тем завершить освящение воды. По милости Божией, на народ такое Богослужение произвело умилительное впечатление, и он с радостью и как бы даже в духовном восторге стал разбирать воду, освященную благодатию Духа Святаго и слезами. Но мне-то каково было?! По дороге в Тамбов я заехал в Чернигов к преосвященному Антонию. Владыка был мне очень рад и встретил меня словами: — Вас Сама Матерь Божия прислала ко мне! — Ваше преосвященство, — ответил я на его приветствие, — я приехал к вам за советом, а не на жительство, зная ваше архипастырское незаслуженное ко мне расположение.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Пришли к нему и фарисеи, само наименование которых стало позже синонимом лицемерия, и не верившие в загробную жизнь циничные саддукеи. Но они, считавшиеся учителями народа, «цветом нации» были обличены Иоанном и отвергнуты им. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ( Лк. 3; 7, 8 ). Проповедь Иоанна была так сильна, что приходившие к нему реально по слову пророка меняли свою жизнь: отдавали одежду неимущему, никого не обижали, не клеветали, довольствовались своим жалованьем, не вымогали лишние налоги. Но когда на Иордан пришел Христос, тон Иоанна из обличительного стал абсолютно смиренным. Он узнал своего Бога, несмотря на то, что Тот пришел в виде простого человека, а не могущественного и славного царя. Когда Христос сошел в воду, чтобы принять крещение, Иоанн пришел в полное недоумение, говоря: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Господь успокоил Иоанна и повелел исполнить над собой все, что исполнял он над всеми приходящими. Конечно, Христос не имел нужды в покаянии, Ему не надо было очищаться, сойдя в иорданские воды. Но Он сошел в реку, чтобы очистить водное естество и сделать его живоносным. И как только Христос вышел из воды, на Его главу сошел в виде голубя Святой Дух, а голос Бога-Отца подтвердил сыновство Иисуса. С этого момента тридцатилетний Спаситель вышел на общественное служение. Особенности богослужения праздника Навечерие Богоявления Празднику Богоявления предшествует так называемый Крещенский сочельник или навечерие Богоявления. Службы навечерия и самого праздника Богоявления сходны со службой праздника Рождества Христова. Во все дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих часов, изобразительных, Литургии святителя Василия Великого , начинающейся с вечерни, и великого освящения воды, совершаемого после заамвонной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Проблема – не только в дегенерации религиозного поведения, не только в ритуализации богослужения, литургическом формализме. Исайя – это не Иеремия и не священник Иезекииль: великие пророки-писатели не говорят одно и то же. Исайя никогда не пророчествовал против храма и никогда не предсказывал разрушения Иерусалима. Его “видение”, напротив – возвышение храмовой горы над окрестными горами. Этот пророк получил свое “призвание” – если можно использовать этот современный термин – внутри святилища, в час вечернего воскурения, и получил опыт общения с трисвятым Богом (Ис 6:1-8). Несмотря на это, а может, именно поэтому Исайя – самый немилосердный критик богослужения, критик не только его неискренности, не только разделения правосудия и религиозности, но и – как сам он выражается – смешения беззакония с празднованием. Исайя изничтожает всю экономику жертвоприношений, не сохраняя ничего: К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь. – Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лицо Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! (Ис 1:11-13). Это пророческое поучение, сокращенное до простейшей формулировки, повторяется дважды и в Евангелии: Любви  хочу, а не жертвы (Ос 6:6). В любви, о которой здесь говорится, нет ничего эротического, эmo chesed : милосердие, благожелательность, искренность по отношению к своему ближнему. Иными словами, любовь к ближнему заменяет жертвы, устраняет их необходимость. В этом смысле слова Ос 6:6 интерпретировались и в раввинистической среде после разрушения храма. Говорится не о предпочтительности, а о строгом противопоставлении. Поэтому Гешель мог сказать, что матрица пророчества – не сакральный опыт, потому что если бы было так, то “пророки не осуждали бы то, что народ почитал святыней” . Политика

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

Псалмы можно разделить на следующие группы: 1. Псалмы поучительные, по-еврейски мидраш. Например, псалом 36-й: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены . Или 72-й: Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои… 2. Псалмы покаянные. Например, 6-й: не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня . Или псалом 50-й, который мы слышим за каждой Божественной литургией. 3. Благодарственные псалмы, например 17-й, которым Давид возблагодарил Господа за избавление от руки Саула, или 33-й псалом Давида: Благословлю Господа во всякое время… 4. Хвалебные, или галлелы (от евр. hallel — «хвала»). Исследователи выделяют галлел большой (Пс. 119–135), певшийся на праздник Кущей, и галлел малый, или египетский (Пс. 112–117), который пелся на Пасху. Часть галлела большого называется песнью степеней, или песнью Восхождений, потому, что эти песни исполнялись паломниками, шедшими, или восходившими, в Иерусалим или поднимавшимися по ступеням храма. 5. Просительные, например 101-й псалом: услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Псалом — прежде всего богослужебный гимн. Исполнение псалмов связано с ветхозаветным храмовым богослужением, а ужее затем — после плена — с богослужением синагогальным. Мы привыкли к тому, что псалом — песнопение без сопровождения музыкальных инструментов, но так было далеко не всегда. Глагол — означает как «пою», так и «играю на струнном инструменте». Центром еврейского храмового богослужения является жертвоприношение, но в нем всегда присутствовал музыкально-певческий элемент, так что пение становилось как бы особой жертвой. Именно поэтому в 140-м псалме содержатся слова: да исправится молитва моя яко кадило пред тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя… Псалтирь рифмотворная, конец XVII века, гравюра «Царь Давид» Сопровождение псалмов звуком труб, установленное Моисеем только для праздничных и особенно торжественных жертв, стало принадлежностью ежедневной утренней и вечерней жертвы и развилось в сложный чин богослужебного пения и музыки. У жертвенника стоял хор левитов с музыкальными инструментами и два священника с трубами. Как только жертвенное животное клалось на дрова, хор левитов начинал пение псалма с аккомпанементом музыки, под звуки которой горела жертва.

http://pravoslavie.ru/63010.html

Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих – приращение в е дения, для совершенных – утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть первого псалма). Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф. 26:30 . Важнейшей особенностью празднования Пасхи было пение халлел, что значит: хвалите Бога! Они состояли из хвалебных псалмов с 112 по 117. В конце пели великий халлел – 135-й псалом. Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу ( Кол. 3:16 . Когда начинается и оканчивается церковный день? иеромонах Иов (Гумеров) Церковный день начинается с вечера. Первая служба суточного круга – вечерня. Такой порядок восходит к древним библейским временам. У евреев день начинался с появления на небе третьей звезды и продолжался от захода солнца до его захода в следующий день: это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу ( Лев. 23:32 . Такой способ отсчета суток связан с повествованием в книге Бытия о днях творения: И был вечер, и было утро: день один ( Быт. 1:5 . Следовательно, ночные часы предшествовали дневным. Греческое слово нюхтэмерон переводится ночь-день, т. е. сутки. В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. Вне богослужения (например, начало и окончание постного дня) Церковь использует греческий способ исчисления суток – с полуночи до полуночи. Почему у многих храмов купола не одного цвета?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Свет во откровение языком – «Спасение как Свет, который стал откровением и избавлением для языческих народов». Это тот самый Свет, о котором говорит пророк Исаия: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9,2). В одной из последующих глав своей книги пророк говорит уже более конкретно: «И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят» (Ис. 19,21). Именно это место читается на Богослужении праздника Сретения. Египет здесь прообразует все языческие народы. И славу людей Твоих Израиля. – «Спасение как Слава, через которую будет прославлен народ Твой, Израиль». И снова мы находим у пророка Исаии объяснение этим словам: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава» (Ис. 11,10). Иессей – отец Давида, праотца Христа. В каноне Рождества мы поем: « Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе…» Это перифраз первого стиха 11-й главы пророчества Исаии. Христос там поэтически назван «жезлом» и «цветом», а в переводе на русский «отраслью» и «ветвью», произрастающей «от корня Иессеева» (Ис. 11,1). Значит пророк говорит о том, что через обращение язычников ко Христу для Израиля настанет покой и слава. Слава и покой, о которых ангелы пели при рождении Христа: «Слава в вышних Богу и на земли мир…» Молитва «Ныне отпущаеши» была частью Богослужения с древнейших времен. Первые упоминания о ней, в дошедших до нас исторических источниках, относятся к III веку. Но из-за евангельского происхождения этого текста есть все основания полагать, что он использовался христианами за Богослужением еще со времен апостольских. Песнь Симеона естественным образом вошла в Богослужение многих народов и многих христианских направлений. И в наши дни она используется не только православными, но и католиками, армянами и некоторыми протестантами, например, англиканами, завершая вечернее богослужение.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-odin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010