После этого мы продолжаем молиться в сугубой и просительной ектениях о своих душевных и телесных нуждах. В большие праздники совершается в западной части храма особое общее моление – лития. Затем благословляются и освящаются пять хлебов (в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч человек пятью хлебами), пшеница, вино и елей для подкрепления во время продолжительного богослужения. Вечерня заканчивается чтением молитвы св. Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29-32 ). Действительно, в этой молитве встреча, сретение Ветхого Завета с Новым, пророков – с Тем, о Ком пророчествовали. Вечерня переходит в утреню. Мы входим в состояние Нового Завета. Утреня начинается ангельским славословием родившемуся Христу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ). Радость о родившемся Спасителе мы переживаем особенно сильно на фоне осознания своего греховного состояния и единственной надежды на милосердие Божие, выраженных в шестопсалмии – шести избранных псалмах (3, 37, 62, 87, 102, 142). И это не пустое мечтание, но исполнившаяся надежда, ибо дьякон радует всех нас: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!» Мы вновь осознаем свое бедственное греховное состояние в слушании кафизм, 20 частей Псалтири. Но наша скорбь претворяется в Пасхальную радость. Начинается полиелей. «Слово πολυς ελεοσ «Полиэлеос»: πολυς – «многий» и ελεος – «милость», в переводе с греческого на русский значит «многомилостивое». Так называется торжественное пение двух псалмов: 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). От частого повторения во втором из этих псалмов слов «Яко в век милость Его» все это пение и получило название «полиелей». Другое предположение – что причиной такого названия могло также послужить и то, что в этой части утрени устав предписывает в честь праздника усиливать освещение храма возжжением свечей и елея: πολυς ελαιον – многомаслие» .

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

[Псалмы 140, 141, 129, 116:] Затем поются псалмы 140, 141, 129, 116 со стихирами на «Господи, воззвах». Господи, воззвах к Тебе, услыши мя./Услыши мя, Господи. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня./Услышь меня, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя:/вонми гласу моления моего,/внегда воззвати ми к Тебе./Услыши мя, Господи. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня,/внемли гласу моления моего,/когда я взываю к Тебе./Услышь меня, Господи. Да исправится молитва моя,/яко кадило пред Тобою,/воздеяние руку моею/– жертва вечерняя./Услыши мя, Господи. Да направится молитва моя,/как фимиам, пред лицо Твоё,/возношение рук моих/– как жертва вечерняя./Услышь меня, Господи. И по чину стихи: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, с человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их. Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея, яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду. Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих. Не уклони сердце моё к словам порочным измышлять оправдания грехам с людьми, делающими беззаконие; и не приобщусь я к избранникам их. Наставит меня праведник милостиво и обличит меня, елей же грешника да не умастит головы моей, а ещё и молитва моя – на желания их. У скалы поглощены были судьи их; услышат слова мои, ибо они стали сладостны. Как если бы земная толща разверзлась на земле, рассыпались кости их при аде. Ибо к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тебя я уповал, не отними души моей. Сохрани меня от западни, что устроили мне, и от соблазнов делающих беззаконие. Падут в сеть свою грешники; я одинок, пока её не перейду.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/voskresna...

Через сорок дней после Своего рождения Христос, согласно Закону Моисееву, был принесён в Иерусалимский храм. В то же время и Мать Его совершила обряд очищения и жертвоприношения. Поэтому и мы, через сорок дней после Рождества (2/15 февраля), празднуем в Церкви Сретение (т. е. встречу) Господне. Встреча Младенца Христа старцем Симеоном и пророчицей Анной ( Лк.2:22–36 ) – главное событие этого праздника. Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня», и, вдохновлённый Духом, он пришёл в Храм, где и встретил новорождённого Мессию, взял Его на руки и произнёс слова, которые до сих пор мы поём в конце каждой Вечерни: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков (т. е. язычников), и славу людей Твоих Израиля. Св. Симеон также предсказал, что Иисус будет «предметом нареканий» на «падение и восстание многих в Израиле» и что Матерь Божья будет страдать из-за своего Сына. Пророчица Анна присутствовала при этом и, «подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». В богослужении праздника подчёркивается, что Христос, Сын и Слово Божье, Кем был сотворён весь мир, – теперь, будучи младенцем, лежит на руках у старца; Он, давший Закон, – теперь Сам его исполняет как человеческое дитя. Пришли, Симеоне, егоже под мраком Моисей законополагающа провиде  (т. е. видел) в Синаи, младенца бывша, закону повинующася: Сей есть законом глаголавый, Сей есть во пророцех реченный: воплотивыйся нас ради, и спасый человека, Тому поклонимся. Да отверзется дверь небесная днесь: безначальное бо Слово Отчее, начало приим под леты  (т. е. воспринял начало во времени), не отступль Своего Божества, от девы яко младенец четыредесятодневен, Материю вольне приносится в церковь законную: и Сего на руки приемлет старец, отпусти, зовый, раба Владыко: ибо очи мои видеста спасение Твое. Пришедый в мир спасти род человечь, Господи, слава Тебе.  (Стихиры праздничной Вечерни)

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

992. Что такое всенощная? Всенощная есть соединение вечерни и утрени в одно богослужение. 993. Когда служится всенощная? Всенощная служится накануне больших праздников, а также накануне каждого воскресного дня. 994. Какое самое главное богослужение Православной Церкви? Самое главное богослужение Православной Церкви – это Божественная Литургия, потому что при ней совершается Святая Евхаристия. а) О Божественной Литургии 995. Какие самые важные моменты Божественной Литургии? Самые важные моменты Божественной Литургии следующие: 1) пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа; 2) причащение священнослужителей и верующих пречистыми Телом и Кровию Господа Иисуса Христа; 3) освящением и пресуществлением хлеба и вина в Свое Тело и в Свою Кровь и приобретением Ими верующих Господь Иисус Христос за каждой Божественной Литургией приносит Самого Себя в жертву за спасение людей. 996. Как Господь Иисус Христос показал, что Святая Евхаристия есть приносимая Им жертва за спасение людей? Господь Иисус Христос совершенно ясно показал жертвенное значение Святой Евхаристии, когда, взяв хлеб и благословив его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). 997. Из каких слов Господа Иисуса Христа видно, что Святая Евхаристия есть жертва? Что Святая Евхаристия есть жертва, явствует из слов Господа Иисуса Христа: «Сие (хлеб) есть Тело Мое, которое за вас предается... сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк.22:19–20 ). 998. Придавали ли первые христиане Святой Евхаристии значение жертвы? Первые христиане считали Святую Евхаристию жертвой, ибо: 1 . Апостол Павел в Послании к Евреям говорит о христианском алтаре, а алтарь не может быть без жертвы ( Евр.13:10 ). 2 . Святой Игнатий, епископ Антиохийский, ученик апостолов Петра, Павла и Иоанна, в своем послании к Филадельфийцам пишет: есть одно Тело Господа нашего Иисуса Христа, одна чаша и один алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В палестинских, месопотамских и всех восточных монастырях во время богослужения, совершаемого в третьем, шестом и девятом часу, прочитывают только три псалма; и таким образом там и молитвы тщательно приносятся Богу в установленное время, и необходимые рукоделия не прекращаются. Совершается же богослужение именно в показанные часы потому, что в эти часы исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение; ибо известно, что Св. Дух, обещанный пророками, сошел на апостолов в третьем часу, как это значится в книге Деяний Апостольских (гл. 2). В шестом же часу Господь наш и Спаситель принес Себя Отцу в жертву и для спасения всего мира на крест взошел, очистил грехи всего мира; в этом же часу апостолу Петру открыта тайна призвания язычников через сходящий к нему с неба сосуд, как бы большую скатерть, привязанную за четыре угла. А в шестом часу Господь сошел в ад, просветил светом Своей славы непроницаемую тьму адскую и, сокрушив медные врата, увел с Собою на небо святых, которые были заключены во мраке преисподней, — через что первобытного жителя рая опять вселил в рай; в этом же часу сотнику Корнилию ангел открыл тайну призвания язычников (открытую Петру в шестом часу); еще в Деяниях Апостольских говорится, что апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм на молитву в девятом часу дня. Из этих свидетельств видно, что святые и апостольские мужи справедливо определили эти часы на богослужение, следовательно, и мы должны посвящать их на то же, а не проводить дня в праздности, забвении о молитве и в мирских занятиях. И вечерние жертвы должны быть непременно принесены; потому что и в Ветхом Завете они непрерывно приносились, как это можно видеть из слов Давида, который говорит: да направится молитва моя, как фимиам пред лицо Твое; воздеяние рук моих — как жертва вечерняя (Пс 140, 2). В этих словах Давида таинственно можно понять ту вечернюю жертву, которую Спаситель преподал вечерявшим апостолам, или то, что под конец веков Он сам за спасение мира, через распростертие рук на кресте, был принесен Отцу в жертву. Распростертость Его рук на кресте может быть названа воздеянием или возвышением их; потому что Он действительно нас, поверженных в ад, вознес на небо, согласно сказанному Им: и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин 12, 32). А что утром надо совершать богослужение, это доказывают слова, которые ежедневно поются на утреннем богослужении: Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу...; размышляю о Тебе в ночные стражи; очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое (Пс 62, 2, 7; 118, 148). Обо всех этих часах богослужения упоминается в притче о хозяине, вышедшем рано поутру нанять работников в свой виноградник: там говорится, что он нанимал работников поутру, потом в три, шесть и девять часов и, наконец, в одиннадцать, когда уже зажигается огонь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1753...

Каждение Каждение в храмах Божиих Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совер­шении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (см.: Исх.30,7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее (см. Исх.40,27,34 ). Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел Ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел. Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник... И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок.8,3–4 ) (7, с.402). Каждение – неотъемлемая часть богослужения. Что оно выражает? Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего (Там же). Когда совершается каждение? Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно. После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением, затем обращается к священнослужителю, совершаю­щему проскомидию, со словами «Благослови, Владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже при­ем в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда при­сутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Отходя от богослужений, переставая посещать их, мы отключаемся от участия в домостроительстве Божием, отключаемся от Его благодатных даров, от познавания и переживания Истины. Различают богослужения общие и таинствосовершительные. На последних совершаются таинства Евхаристии, венчания, миропомазания и т.д. Совершать их могут только получившие дар и благодать священства. Все общие богослужения: часы, утреню, вечерню, повечерие, полунощницу, обедницу, молебны и панихиды может совершать любой православный христианин. Ему не рекомендуется лишь произносить ектении, священнических возгласов и читать «тайные молитвы» священников. Уберите ектении из вечерни и утрени – сущность службы останется практически неизменной с ее молитвенными возношениями, богословским созерцанием и т.д. Конечно, при внехрамовом богослужении несколько изменится его восприятие. В церкви мы погружаемся в молитвенно-эмоциональное восприятие духа службы и не всегда по тем или иным причинам вникаем в текстуально-смысловое значение совершаемых песнопений, – при домашнем богослужении по книгам легче вникнуть в смысл слов читаемых молитвословий и песнопений. Поэтому полезно для лиц, не состоящих в клире, чередовать посещение храмов с отправлением в меру сил и возможностей отдельных богослужений дома. Такое чередование храмового и домашнего богослужения позволяет подниматься в религиозном молитвенном познании на крыле мистического чувства и на крыле ума. В наше время, когда не всегда легко по тем или иным причинам регулярно посещать храмовые богослужения, очень важно научиться быть в ритме церковной жизни с ее праздниками, богослужебными кругами, с ее ежедневным чтением Нового Завета при любых обстоятельствах жизни. Место богослужения Самарянка спросила Христа, говоря: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы (то есть, иудеи – Авт.) говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Повторение прошений этой ектеньи и даже расширение прошений (например, об учащих и учащихся, о служениях наших, о христианских семьях, об устроении нашей домашней молитвы, о воспитании детей в вере и чистоте, о Божием творении, о прекращении вражды и пр.) дает возможность откликнуться на то, о чем мы переживаем, принести это Богу. И это возможно и в домашней молитве. В богослужении Вечерни широко используются псалмы. Иногда поются избранные стихи из них, иногда псалмы читаются последовательно. По идее, в течение недели должна бы прочитываться вся Псалтирь, но в домашнем богослужении можно к этому подойти творчески: На Всенощном бдении, к примеру, поются избранные стихи из 1-го, 2-го и 3-го псалмов: Блажéн муж, иже не иде на совéт нечестивых. Яко весть Господь путь прáведных, и путь нечестивых погибнет. Рабóтайте Гóсподеви со стрáхом и рáдуйтеся Ему с трéпетом. Блажéни вси надéющиися Нань. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Госпóдне есть спасéние, и на людех Твоих благословéние Твóе .. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Блаженны все уповающие на Него. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой. От Господа — спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс 1:1, 6; 2:11-12; 3:8-9). Псалмопевец противопоставляет два пути: праведников — путь жизни, ведущий к ее источнику, Богу, и нечестивых — путь греха, ведущий к смерти. Человек призван к праведности, к исполнению воли Божией и борьбе с грехом. Тогда он будет счастлив и обретет полноту жизни в Боге. Тема покаяния продолжается пением вечерних стихов «Господи, воззвах…» (140-й, 141-й, 129-й и 116-й псалмы) со стихирами, посвященными Господу, Богородице и святым. В богослужении используются и отдельные гимны, сочиненные песнописцами, например, «Свете Тихий»: Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий живот даяй: тем же мир Тя славит.

http://blog.predanie.ru/article/pogovori...

При молитве домашней или при общественном богослужении для успеха молитвы и благоугодности ее Богу требуется: во-первых, чтобы человек молящийся веровал в присутствие Божие, в близость Божию к нему, в чем уверяет его слово Божие: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них [ Мф.18:20 ], и се, Я с вами во все дни до скончания века [ Мф.28:20 ]; во-вторых, чтобы помнил Его бесконечную благость и на нее надеялся: если вы, будучи злы, говорит Спаситель, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него [ Мф.7:11 ], всемогущество: не изнеможет у Бога всяк глагол [ Лк.1:37 ], и в-третьих, чтобы сам молящийся имел отвращение ко греху и любовь к добру, а о святых Божиих думал, что они в Боге все и всегда близки к нам и желают нам всякого блага и могут даровать просимое нам по благодати Божией. Богослужение есть словесная жертва человека, существа словесного, Богу Создателю своему, славимому в Трех Лицах Божеству, жертва, приятнейшая Богу более всех других жертв (особенно вещественных), особенно если они приносятся от чистого сердца. 2 августа. Благодарю Господа за непреткновенное служение утрени, литургии и вечерни, за избавление меня от скорби и тесноты в начале литургии, за животворное причащение пречистых Таин, за избавление от лукавых и нечистых помыслов во время литургии оглашенных. Благодарение за добродушный прием меня у директора гимназии и за благую весть о законоучительстве в женской гимназии. Благослови и помоги мне, Господи! Да будет имя Твое благословенно! Богослужение есть взаимослужение Бога человекам и человеков Богу, или сердечный, благодарный, благоговейный отклик человека на любовь, правду, силу и благопромыслительность Божию относительно людей, явленные в сотворении видимого мира для человека как царя тварей, и сладкое собеседование с Богом, славословие Его и прошение о своих нуждах, и, поскольку Бог совершает в нас посредством известных обрядов и священных действий животворные силы Свои в нас, богослужение есть и священнодействие Божественных Таин веры, соединенное с обрядами священными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Типикон охватывает годовой круг богослужений по особым отдельным дням. 987. На каком языке мы пользуемся этими книгами? На языке церковно-славянском. 7. Богослужения Православной Церкви 988. Какие три главные богослужения Православной Церкви? Главные три богослужения Православной Церкви: 1. Вечерня. 2. Утреня. 3. Божественная литургия. 989. Когда служится вечерня? Вечерня служится вечером и относится к следующему дню. 990. Для чего служится вечерня? Вечерня служится для того, чтобы поблагодарить Бога за прошедший день и испросить благословение на наступающую ночь. 991. Когда и почему служится утреня? Утреня служится рано утром, чтобы с самого утра воздать хвалу Богу и просить Его благословить день наступающий. 992. Что такое всенощная? Всенощная есть соединение вечерни и утрени в одно богослужение. 993. Когда служится всенощная? Всенощная служится накануне больших праздников, а также накануне каждого воскресного дня. 994. Какое самое главное богослужение Православной Церкви? Самое главное богослужение Православной Церкви это Божественная литургия, потому что при ней совершается Святая Евхаристия. а) О Божественной литургии 995. Какие самые важные моменты божественной литургии? Самые важные моменты божественной литургии следующие: 1. пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, 2. причащение священнослужителей и верующих пречистыми Телом и Кровлю Господа Иисуса Христа, 3. освящением и пресуществлением хлеба и вина в Свое Тело и в Свою Кровь и приобрещением Ими верующих Господь Иисус Христос за каждой божественной литургией приносит Самого Себя в жертву за спасение людей. 996. Как Господь Иисус Христос показал, что Святая Евхаристия есть приносимая Им жертва за спасение людей? Господь Иисус Христос совершенно ясно показал жертвенное значение Святой Евхаристии, когда, взяв хлеб и благословив его, преломил и, раздавая ученикам, сказл: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Матф. 26, 26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010