Получая от правительства земли, мон-ри устраивали на них заимки и деревни, в к-рых селили всех, кто пожелают обосноваться в Забайкалье: людей «гулящих», беглых, «присыльных» из Центр. России. С кон. XVII в. в связи с освоением нерчинских сереброрудных месторождений правительство стремилось к расширению пахотных угодий в Вост. Забайкалье для поселения приписных к сереброплавильным заводам крестьян. При этом правительство опиралось на помощь Троицкого и Селенгинского мон-рей, к-рым был дарован ряд льгот, в частности разрешение селить на своих землях «беспаспортных» и беглых. Жизнь крестьян во владениях Д. д. м. во многом регулировалась монастырским уставом, и они являлись проводниками христианства в местной языческой среде. На монастырских землях образовывались селения крещеных бурят, стремившихся устроить свой быт на новых основаниях и не смешиваться с кочевой языческой средой. Таковы были приходы Троицкий, Посольский, Куядский, Кударинский, Голоустный, Твороговский, Куналейский, Еланский. (Число крещенных членами Д. д. м. бурят и тунгусов неизвестно из-за частых пожаров, уничтожавших архивы миссии, в т. ч. «записные о новокрещеных имянные книги».) Развитие нового для Забайкалья типа хозяйствования - земледелия наравне с организацией рыболовного, солеваренного и проч. промыслов позволяло создать надежную экономическую базу жизни новокрещеных. По мнению ученых, к нач. XVIII в. относится переход бурят к земледелию, причем первыми стали заниматься землепашеством буряты, принявшие крещение, что было заслугой Д. д. м. Мон-ри способствовали бракам рус. переселенцев с новокрещеными бурятками и тунгусками, давали на обзаведение дом, скот, зерно; семьи расселялись «за Селенгою на речке Кударе в пустых местах». В Забайкалье стали появляться «карымы», родившиеся от смешанных русско-бурят. браков. Учитывая опыт Д. д. м. среди бурят, свт. Филофей (Лещинский) в 1705 г. направил миссию в Монголию для сбора сведений о буддистах и если будет возможно, то и для обращения их в христианство. В апр.- мае 1719 г. митр. Филофей посетил Верхнеудинск (совр. Улан-Уде), где по просьбе прихожан Спасской ц. рукоположил во иерея Иоанна Никифорова, побывал в Селенгинске и Нерчинске. Это было 1-е посещение Забайкалья церковным иерархом.

http://pravenc.ru/text/171434.html

Объездил и исходил Колымско-Индигирскую тундру и западную Чукотку, составил карты своих маршрутов. Изучал жизнь и обычаи чукчей, эвенков, юкагиров, собрал этнографические коллекции, вел ботанические и зоологические наблюдения, публиковал заметки в Записках РГО. За составление первого русско-чукотского словаря был награжден серебряной медалью РГО. За миссионерскую деятельность Аргентов награжден орденом св. Анны. В 1857 г. был переведен в Иркутск, затем в Верхнеудинск. Сочинения Аргентова: 15 лет в Нижнеколымском крае (1843–1857): (Из воспоминаний миссионера). – Томск, 1869; Очерк Нижнеколымского края//Сб. газ. «Сибирь». – Т. 1. – СПб., 1876; Нижнеколымский край//Изв. ИРГО. Т. 15. – Вып. 6. – СПб., 1879. 257 Иоанн Доброзраков, в миру Михаил, сын священника Нижегородской губернии, магистр Петербургской академии, профессор Черниговской семинарии, ректор Петербургской семинарии с 1824 и с того же года настоятель Можайского Лужецкого монастыря. С 1825 – доктор богословия, с 1826 – ректор Петербургской академии, в 1835–1847 годы – епископ Нижегородский, в 1847–1867 – архиепископ Донской. В 1867 г. уволен на покой в Кременецкий Вознесенский монастырь. Скончался в 1872 г. По воспоминаниям современников, это был человек с открытым, веселым, общительным характером и богатыми умственными дарованиями, по жизни – монах. Из личных качеств святителя современники отмечали его «сострадательность, милосердие, нищелюбие до самозабвения, нестяжательность». Биографические сведения об Иоанне содержатся в книгах: Макарий (Миролюбов) , архим. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 гг. – СПб., 1857. – С. 245, 246. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. 258 Наставником семинарии мог быть назван любой из преподавателей: ректор, инспектор, воспитатель. Также существовала специальная должность духовного наставника семинарии, или духовника, который осуществлял духовное окормление как студентов, так и преподавателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

М. Филофей скоро понял, что одному архиерею невозможно править всей Сибирью при множестве епархиальных дел и при исключительном положении необъятной, разноплеменной и разноверной Тобольской епархии, хотя и небогатой церквами. В бытность в Москве в 1706 г., по делам управления и на погребении царевны Татьяны Михайловны, он лично исходатайствовал себе помощника или викария в лице архимандрита Варлаама (Коссовского), привезенного Филофеем в Сибирь из Киева, где он был наместником Пустынно-Николаевского монастыря. 15 декабря 1706 г. Варлаам был хиротонисан с титулом Иркутского и Нерчинского. Местом его жительства назначался г. Иркутск. 460 Для содержания и «в команду духовной власти», т. е. для управления, епископу Варлааму выделена была только часть восточно-сибирской территории Тобольской епархии, а именно: города Иркутск и Нерчинск, пригороды – Селенгинск и Верхнеудинск (Удинск) с их уездами, да монастыри: иркутские – мужской Вознесенский и женский Знаменский, Нерчинский Успенский и Посольский Преображенский. Города Якутск и Илимск с уездами, также Камчатка и монастыри Спасский Якутский, Троицкий Селенгинский и Киренский Троицкий, несмотря на то, что они находились в Иркутской провинции и стояли ближе к Иркутску, чем к Тобольску, «благословных ради вин» (вероятно были побогаче) остались, по-прежнему, в ведении Тобольского митрополита. Из всех сибирских церквей, которых к этому времени насчитывалось уже около 200, в непосредственное ведение еписк. Варлаама отошло только 42 соборные и приходские церкви, а именно: в Иркутском монастыре – церковь Вознесения Господня, в г. Иркутске – соборная Спасская, Богоявленская, Богородицкая, две Троицких, Прокопия и Иоанна Устюжских, в девичьем монастыре Богородицкая Знаменская и Богородицкая Владимирская; – в уездах: в Удинском – Троицкая, Спасская и Владимирская, в Балаганском остроге – Спасская, в Бельском остроге – Сретенская, в Кудинской слободе – Троицкая, в Уецкой (Оецкой) – свв. Афанасия и Кирилла Александрийских , в Бадаевской – Николаевская, в Усолье – погосте Спасская, на Урике (слоб.) – Спасская, на Китое (слоб.) – Христорождественская, в Верхоиркутском (Введенская слоб.) – Введенская, в Верхоленском остроге – Воскресенская, в Бирюльской слоб. – Покровская, в Майзюрском (Банзюрской слоб.) – Введенская, на Анге (село) – Ильинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Прожив в Чауне более года, миссионер пришёл к убеждению, что место, выбранное им для церкви, не совсем удачное. Сменивший его священник Пётр Суворов счёл удобным оставаться в Нижнеколымске. Усилиями чукотского эрема А.Амвраургина на Эломбале была построена вторая Чукотская церковь, ставшая в 1874 г. Эломбальским миссионерским станом Чукотской миссии. В 1852 г. отцу Андрею было объявлено благословение Синода, а в 1853 г. он был награждён наперстным крестом. Прослужив на Колыме около 15 лет, священник подал прошение о переводе его в другой приход в связи с болезнью жены и тем обстоятельством, что дети достигли школьного возраста. В 1857 г. он получил перевод в Олёкминский Спасский собор, но летом 1858 г. переехал с семьёй в Иркутск, где был определён в Градо-Иркутскую Сретенскую церковь. Узнав о прибытии известного миссионера Аргентова, сам генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н.Муравьёв-Амурский выразил желание встретиться с ним. В 1860 г. на основании личного прошения о. Андрей Аргентов был переведён во Владимирскую церковь. Тогда же он обратился к иркутскому епископу Парфению с инициативой создания в Иркутской епархии «Братства взаимовспоможения местного духовенства». Епископ назначил особую комиссию для рассмотрения предложения священника, которая разработала положение Братства и опубликовала его в «Иркутских епархиальных ведомостях». 1 апреля 1860 г. на собрании городского духовенства г. Иркутска было избрано Правление Братства, в состав которого вошёл и Аргентов. Одной из основных задач братства была выдача пособий малообеспеченным церковно- и священнослужителям. В 1860 г. отец Андрей по собственному желанию был переведён в Одигитриевский собор г. Верхнеудинска, где служил до 1875 г. Затем был назначен иереем в с. Богородское Горбатовского уезда Нижегородской губернии. В 1889 г. священник-миссионер выходит за штат и возвращается в Верхнеудинск, где жили пятеро его детей и внуки. Умер он 9 мая 1896 г. в возрасте 80-ти лет и был погребён на кладбище Троицкой кладбищенской церкви. На его могиле была сделана надпись: «Блажен чистый сердцем, яко ты Бога узряти».

http://pravmir.ru/tak-nachinalas-nauka-v...

(л. 13) Всего в епархии: IX. Иркутская и Нерчинская Иркутской губернии: Кафедральный город – Иркутск Верхнеудинск Баргузин Селенгинск (заштатный) и его ведомство Нерчинск Бывший Нерчинский сереброплавильный завод и его ведомство Киренск Балаганск – заштатный Нижнеудинск Нижнекамчатск Якутск Охотск Алекминск Жиганск Зашиверск Жигижинск В их уездах (л. 24) Всего в епархии: X. Казанская и Свияжская Казанской губернии: Кафедральный город – Казань Свияжск Чебоксары Цивильск Космодемьянск Царевококшайск Лаптев Чистополь Мамадыш Тетюши – заштатный Арск – заштатный Спасск – заштатный Всего по губернии: Симбирской губернии: Симбирск Сингилей Буинск Корсунь Сызрань Самара Ставрополь Котяков Конадей Всего по губернии: Уфимской губернии: Оренбург Бузулук Стерлитамак Мезелинск Бугульма Бугуруслан Белебей Сергиевск Верхнеуральский округ Всего по губернии: Саратовской губернии: Вольск Хвалынск Всего по губернии: Кавказской (Астраханской?) губернии: Уральск Всего в епархии: XI. Киевская и Галицкая Киевской губернии: Кафедральный город – Киев Васильков Богуслав (Канев) Черкасы Звенигород (Екатеринополь) Пятигоры (Тараща) Липовец Махновка (Бердичев) Сквирь Радомысль Чигирин (л. 11) Всего в епархии: Переяславское викариатство Малороссийской губернии: Переяславль Лохвица Золотоноша Пирятин Козелец (л.27) Всего: XII. Коломенская и Тульская Московской губернии: Кафедральный город – Коломна Серпухов Бронницы (бывш.) Часть Верейского окр. Часть Звенигородского окр Всего по губернии: Тульской губернии: Кашира Алексин Епифань Новосиль Крапивна Чернь (быв.) Богородицк (быв.) Всего по губернии: Рязанской губернии: Зарайск Егорьевск (быв.) Часть Рязанского окр. Всего по губернии: Всего в епархии: XIII. Костромская и Галичская Костромской губернии: Кафедральный город – Кострома Нерехта с уездом и городом Плес Чухлома Солигалич и Буй (заштатный) Кологрив Кинешма Макарьев и быв. Кадуй Ветлуга Варнавин Юрьевец и Лух (заштатный) (л. 24 об.) Всего в епархии: XIV. Минская и Волынская Минской губернии: Минского повета

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Может кто из православных предпринимателей проспонсирует это мероприятие? Нам надо вводить исторические имена в оборот! И эту работу просто надо делать, и делать активнее. 16. дорогу осилит идущий. Часть третья А еще я бы предложил издать атлас карт территории бывшей Российской Империи с историческими названиями. Путь на карте будут указаны города Вятка и Самарово, Обдорск и Верхнеудинск, Царевококшайск и Богородск. На первых порах можно рядом с историческим названием в скобочках указывать название, используемое в настоящее время, но именно в скобках: так на картах этого атласа рядом с Семипалатинском в скобках будет указано «Семей», с Самарово – «Ханты-Мансийск», а рядом с Екатеринославом – «Днепропетровск». Пусть границы на картах атласа будут показаны современными, но названия будут показаны и официальные исторические, например, «Калывань (Ревель, Таллин)», «Юрьев (Дерпт, Тарту») или «Двинск (Динабург, Даугавпилс)». Ведь никого не смущают на российских картах двойные названия «Сянган (Гонконг)», «Кульджа (Инин)» или «Аомынь (Макао)». 15. дорогу осилит идущий! Часть 2-ая Приведу пример: в Ленинграде, когда он еще не стал снова называться Петербургом, была площадь Мира. Старые ленинградцы мне рассказывали, что тогда мало кто её так называл, а в обиходе, в повседневной жизни называл историческим именем – Сенная. Так и говорили: «Я пошёл на Сенной рынок» или «Позавчера на Сенной на рынке купил», или даже «Да этого Каменева на прошлой неделе на Сенной пьяным видели!». Люди привыкли называть площадь её историческим, а не официальным именем, и потому возвращение площади исторического имени в начале 1990-х годов не вызывало никаких протестов. 14. дорогу осилит идущий! Часть 1-ая Мне кажется, тут нужна планомерная, последовательная работа. Возможно, не один год. Но должно быть настойчивым, упорным и непреклонным. Мы должны везде и всюду, при любой возможности, использовать именно те наименования, которые считаем верными. Максимально распространят именно те названия, что считаем верными.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/10/po...

626 Лазарев Е. Тибетское сказание об Иисусе//Наука и Религия. 1989. С. 60. Автор ссылается на интервью с JI. В. Шапошниковой от 8 июля 1988 г. Удивитель­но, однако, что JI. В. Шапошникова в опубликованной годом ранее книге о своём путешествии по маршруту рериховской экспедиции «От Алтая до Гималаев» ни словом не обмолвилась об этой находке. 627 См.: Douglas J. Archibald. «The Chief Lama of Hemis on the alleged «Inknown Life of the Christ " »//Nineteenth Century. 1896, # 19. P. 667–678. 629 См.: Klatt Norbert. Nikolaus Alexandrovitchs Notovitchs «Unbekanntes Leben Jesu», sein Leben und seine Indienreise//EZW – TEXTE. Orientierungen und Berichte # 13, XII. 1986; Bray John. N. Notovich and the Tibetan life of Christ//Tibetan review, May 1981; Fader H. Louis. The Issa Tale will not die. Nicholas Notovitch and his fraudulend Gospel. Lanham, University Press of America, 2003. Авторы этих работ убедительно доказывают, что «Тибетское евангелие» Н. А. Нотовича яв­ляется фальсификацией. 642 АВПРФ. Ф.0304, On. 1. П. 4. Д. 30. Л. 76. Дневник Генеральному консульству СССР в Урумчах. Апрель 1926 г. (рабочий дневник А. Е. Быстрова), запись от 19 апреля 1926. 663 Ербанов М. Н. Вопросы культурно-национального строительства в Бурятии. Краткий очерк. Верхнеудинск, 1926. С. 29. 664 OIOC С/Р & J/12/291. Р. 27, 30. Донесение сотрудника разведслужбы правительства Индии (Intelligence Bureau, Home Department) Ф. Айсмонгера. Симла, 7 июня 1928. 667 См.: Фосдик 3. Г. В Москве и на Алтае с Рерихами (из дневника 1926 г.)//Рериховский вестник. 1992. Вып. 4. С. 34–35. 671 Никитин А. А. Эзотерическое масонство в Советской России. М.: Минувшее, 2005. С. 338 (протокол допроса В. В. Белюстина от 9 октября 1940). 678 См. Белослюдов А. Н. К истории Беловодья//Записки Зап.-Сиб. Отд. ИРГО. Т. XXXVIII. 1914. С. 32–35. 679 Ц. Ж. Жамцарано (1880–1942), российский, монгольский и советский востоко­вед, исследователь фольклора, этнографии и истории монгольских народов. Пре­подаватель Иркутского университета (1918–1921), учёный секретарь Учёного коми­тета МНР (1921–1931), научный сотрудник Института востоковедения АН СССР (1932–1937). Арестован в 1937 г. Умер в тюрьме. См. о нём: Решетов А. М. Наука и политика в судьбе Ц. Ж. Жамцарано//Orient. Вып. 2–3. СПб., 1998. С. 5–55.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

LIV. Краткий путевой журнал Архиепископа Камчатского, веденный им во время путешествия его по Амуру 100 Получив 30 января 1856 года указ Св. Синода, от 12 декабря 1855 года, с разрешением совершить мне путешествие к устью Амура чрез Иркутск, я 11 февраля отправился из Якутска и 28-го того же февраля прибыл я в Иркутск. Приняв на служение в при-Амурских местах одного священника вдового и двух диаконов (все из кончивших курс) и трех причетников, тоже из обучавшихся в училищах, я сделал распоряжение об отправлении их за Байкал, в Шилкинский завод, откуда обыкновенно отправляются баржи на Амуре. А 5 апреля и сам я отправился за Байкал, который и переехал благополучно еще по льду 6-го числа. 8-го числа вечером, прибыл я в Верхнеудинск. Побывав в Кяхте и проведя там последний день великого поста и первые три дня св. Пасхи, н отправился в Шилкинский завод, куда и прибыль 4 мая, а к 12 числу собрались туда и все едущие со мной на Амур. 15 мая отправились все священно-и-церковно-служители с их семействами, следующие на служение в При-Амурских местах, поместившись на казенных баржах; а 17 мая отправился и я в особой, именно для меня устроенной, по распоряжению г. Генерал-Губернатора, лодке, весьма хорошо и даже богато убранной. С 19 мая по 24-е я плыл вместе с казенными баржами, на коих находились и священно-и-церковно-служители, едущие на Амур; а 24 мая я, в своей лодке, отправился вперед, в сопутствии одной из канонирских лодок, следовавших до Айгуна. 27 я встретился с Забайкальским губернатором, шедшим на пароход от Айгуна, где он быль для переговора с тамошним Китайским амбанем или губернатором о проплаве наших рейсов и лодок по Амуру; и, к удовольствию моему и всех, узнал я от него, что нет ни малейшего препятствия со стороны Китайцев к проплаву наших барж и лодок вперед и обратно. А между тем в Иркутске были известия, которых не опровергал и сам губернатор Иркутский, что Китайцы для непропуску наших рейсов собрали 60 т. войска, в числе коих до 13 т. Англичан, и по реке протянули цепь.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Эти новокрещенные, оставленные без христианского воспитания, поддаются влиянию среды и ничем почти ни отличаются от своих сородичей. В лучшем случае они носят на себе надетый при крещении крест, имеют в юрте икону и считают себя христианами. В большинстве же таковые не знают никаких молитв, избегают посещения общественных богослужений, скрываются от миссионеров. У них в полной силе природная склонность к ничегонеделанию, сутяжничеству, пьянству, разврату. Проживая среди язычников, они разделяют их религиозные понятия, принимают участие в их религиозных церемониях. Кочующие по южному Забайкалью не прекращают сношений с ламами, к которым они обращаются за помощью, особенно, в случае болезни, так как медицинская помощь и среди русских в Забайкалье весьма слаба. Не редки случаи совершенного отступничества от православной веры. Некоторые крещенные отращивают себе косы и уничтожают у себя всякие следы принадлежности их к христианству. При встрече с миссионерами они категорически отрицают факт совершения над ними крещения. Такие случаи чаще всего повторяются в Селенгинском, Хоринском и Агинском ведомствах, где ламаизм в полной силе, Курбинские крещенные инородцы, будучи удалены от своего храма (г. Верхнеудинск в 80 вер.) подчинились влиянию окрестных раскольников и теперь называют себя староверами. Деморализующе действуют на новокрещенных многочисленные сборища языческие, – как напр,, ярмарка в Агинском ведомстве. Живя в таких условиях, эти новокрещенные только потому и христиане, что они когда-то крещены, но в них нет ничего христианского. Часто они и свое христианское имя забывают и в случае необходимости, например, при спрашивании миссионером, называют себя мужчины женскими, женщины мужскими именами. К этой же категории могут быть отнесены тунгусы и орочены. Эти инородцы, бродя по северу, только случайно могут встретить миссионера и слушать его проповедь , а иные и никогда по крещении не встречаются больше с миссионером. Поэтому они и по принятии христианства продолжают жить по-язычески. О скором обрусении всех таких новокрещенных не может быть и речи, пока они не будут поставлены в более благоприятные условия жизни и будут находиться под постоянным воздействием миссионеров, под влиянием храмов, богослужения и т. под.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dejate...

В это время подоспел в Сибирские Дауры чрезвычайный русский посланник Феодор Алексеевич Головин. Узнав о положении Забайкалья, он 19 ноября 1687 года послал в Пекин курьером Коровина с приглашением доверенных послов на границу для договора о границе и решении других спорных вопросов. Но пока миролюбивый Кхан-си мирил между собою, при помощи Далай-ламы м двух кутухт, Очарой-хана с Дзасахту-ханом в поземельных спорах, монгольские войска восстали против Забайкальских русских поселений. Китайское правительство старалось извлекать свою пользу из этой ссоры. Весной 1687 года прислан был из Китая к монгольским тайшам китайский дьяк Карай-Жергучи, для совета, чтобы идти войною под Нерчинские и Селенгинские остроги; и монгольские тайши в том китайскому царю оказались послушны. В начале 1688 года появились около Халки и Селенги густые кочевья Халхасских монголов, а весною послано было под Селенгинск и монгольское войско. Между Соленым и Гусиным озерами очутился, по историческим записям, 20-ти тысячный корпус. Очарой-хан в отмщение за Цецен-хана, обиженного нами чрез принятие в подданство Селенгинских и Хоринских родов и перебежчиков, хотел отнять под свою власть Забайкалье. Но русское казачество, сильное отвагою и храбростью, не уступило монголам. Буряты, принявшие русское подданство, также помогали биться против неприятеля. Монголы потерпели под Селенгинском на горе, получившей название «убиенных», совершенное поражение; Монгольские люди были побиты многие, остальные бежали. После этого поражения посол Головин велел своему войску, стоявшему по низовьям Селенги, стянуться к Удинску (г. Верхнеудинск). Китайцы же, сведав о победе русских под Селенгинском, отправили новое войско под Нерчинские остроги, и как китайские, так и монгольские люди говорили, чтоб остроги взять и людей побить. 13 Войско Очарой-хана, с тайшами, зайсанами и мунгальскими владельцами, собравшись во едино, – приступили под Селенгинский и Удинский остроги и под заимки войною, чтобы братских людей возвратить себе во владение.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010