Улан-Удэ. Кафедральный собор иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевский собор Карта и ближайшие объекты В 1741 г. под руководством иеромонаха Иоанна началось строительство первой каменной церкви, которое продолжалось более сорока лет. Собор состоит из двух приделов: зимнего - во имя Богоявления Господня (освящен 27 мая 1770 г. свт. Софронием еп. Иркутским), летнего - во имя иконы Божией матери «Одигитрия», освящен 3 мая 1785 г. еп. Михаилом (Миткевичем)). В 1929 г. собор был закрыт. В здании разместили антирелигиозный музей. 31 марта 1992 г. при соборе был зарегистрирован православный приход. Указом президента Республики Бурятия Л.В. Потапова от 1 августа 1995 г. началась поэтапная передача собора Русской Православной Церкви. 23 мая 1996 г. в праздник Вознесения Господня на колокольню подняли 6 колоколов.   Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Официальный сайт Верхнеудинский кафедральный Одигитриевский собор начал строиться в 1741 г., а закончилось строительство в 1785 г. Назван в честь Святой Девы Марии Одигитрии «Путеводительницы». Устройство фундаментов Одигитриевского собора не отличается основательностью. Инженерно-геологические условия площадки строительства неблагоприятные: мелкозернистые, насыщенные грунтовыми водами пески в качестве основания и наличие сейсмической опасности. Неравномерные осадки отдельных частей собора еще в 1818 г. вызвали появление трещин в стенах и сводах. Во время землетрясений 1862 и 1885 гг. образовались новые трещины, лопнули железные стяжки сводов. Учитывая повышенную сейсмическую опасность территории города, и сегодня нельзя отмахнуться от сомнений в устойчивости конструкций собора. Одигитриевский собор является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири XVIII в. По гармонической уравновешенности частей, изысканности силуэта, пластической выразительности фасадов и деталей он является выдающимся сооружением. Собор был важнейшим элементом градостроительной композиции Верхнеудинска. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц па проектах планировки XVIII и XIX вв. Он замыкал своим силуэтом главную – Большую улицу Верхнеудинска (ныне ул. Ленина). До сих пор Одигитриевскцй собор сохраняет свое значение архитектурной доминанты для главной улицы и нижней исторической части Улан-Удэ.

http://sobory.ru/article/?object=14351

Кафедральный собор в честь Богоявления в Иркутске. 1718–1746 гг. Фотография. 2000 г. В соответствии с указом 1727 г. территория новообразованной Иркутской епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции. 8 сент. 1727 г. находившийся в Иркутске надзиратель Тобольского архиерейского приказа Н. Словцов по поручению Тобольского митр. Антония (Стаховского) передал в ведение 1-го самостоятельного Иркутского архипастыря свт. Иннокентия (Кульчицкого) 43 храма и 3 мон-ря: в Иркутске 7 храмов и 2 мон-ря ( иркутский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь и жен. Знаменский), в Иркутском дистрикте 15 храмов, за Байкалом Посольский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (в совр. Бурятии) и 21 церковь на территории от Удинска (позднее Верхнеудинск, ныне г. Улан-Удэ) до Нерчинска (ныне в Забайкальском крае). Спасо-Преображенский мон-рь в Якутске и Усть-Киренский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , а также храмы городов Илимска (совр. Иркутская обл., затоплен при строительстве Усть-Илимского водохранилища), Киренска (совр. Иркутская обл.) и Якутска, приносившие значительный доход, Тобольский митрополит оставил в своей юрисдикции. Забайкальский Селенгинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь (на территории совр. Бурятии), расположенный в центре вновь образованной Иркутской епархии, также остался под управлением Тобольского митрополита. Особый статус имел основанный в 1706 г. на территории Иркутского и Нерчинского вик-ства нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . По указу Петра I Алексеевича от 17 апр. 1706 г. первенствующая роль в управлении монастырем принадлежала вкладчикам; «архимандритам и игуменам того монастыря» предписывалось «крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию… и служебное правило». Несмотря на то что мон-рь не был назван в указах, утверждавших юрисдикцию Иркутского архиерея, в апр. 1728 г. свт. Иннокентий назначил туда игуменом своего духовника Нафанаила. Указ Петра I о Нерчинском мон-ре стал причиной борьбы вкладчиков и настоятелей за власть, что привело к закрытию обители в 1773 г.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Улан-Удэ. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий храм города Улан-Удэ (г.Верхнеудинска до революции) строился в 1770 году — деревянный, а в 1798-1809 гг. перестроен как каменный. Начал строительство верхнеудинский купец Василий Пахолков, а завершил купец Афанасий Налетов. Свято-Троицкая церковь была третьим каменным церковным строением в Верхнеудинске после Одигитриевского собора и Спасской церкви. Первоначально она имела два придела. Главный - «холодный», был освящён во имя Святой Троицы в 1816 году, «тёплый», северный придел, освящён в 1818 году в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. За всю досоветскую историю Свято-Троицкая церковь была приписной к Одигитриевскому собору. После закрытия в 1929 году Свято-Одигитриевского собора богослужения перенесли в Свято-Троицкую церковь. Тяжёлые испытания выпали на долю священнослужителей в 1930-1931-ых годах. Почти все священники были арестованы по сфальсифицированному обвинению в контрреволюционной деятельности. Тем не менее, Свято-Троицкий храм продолжал действовать и тогда, когда в 1932 году были закрыты многие православные храмы в городах и селениях Бурят-Монголии. Работал он еще долго, вплоть до 1940 года, поскольку сюда перешли священнослужители и прихожане из других упраздненных церквей города. После закрытия в 1940 году в церкви находился склад кинопроката. Затем после преобразования кладбища в городской сад к алтарю храма пристроили танцплощадку. В здании церкви планировали создать музей архитектуры Улан-Удэ, но идею не осуществили, и храм стал быстро превращаться в руины. Ситуация не изменилась даже после постановления Совета Министров Бурятской АСССР от 29 сентября 1971 года, согласно которому храм был принят на государственную охрану. С весны 1988 года члены православно-патриотической общины «Спасение» (Ю.К. Балков, С.В. Вершинин и др.) совместно с Бурятским отделением Всероссийского общества защиты памятников истории и культуры (А.Д.Жалсараев) и Научно-производственным центром охраны и использования памятников истории и культуры (Н.А.Петунова) начали ремонтные и реставрационные работы. Постановлением Совета Министров Бурятской АССР 1988 года и приказом Министерства культуры Бурятии 1991 года храм передан Русской православной церкви. Распоряжением мэра Улан-Удэ В.А. Шаповалова территория городского сада (бывшего кладбища) в 1996 году была передана Свято-Троицкому храму. Источник информации - Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Официальный сайт Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14385

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРХНЕУДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ (Верхнеудинское вик-ство Читинско-Забайкальской епархии?), существовала в период ок. 1933 - 11 окт. 1934 г., названа по г. Верхнеудинску (совр. Улан-Удэ, столица Республики Бурятии ), территория совпадала с территорией Бурят-Монгольской АССР. Учреждение правосл. В. е. было связано с широким распространением обновленчества в Забайкалье в 20-х гг. XX в. и возвращении приходов в Православие в нач. 30-х гг. В нач. 20-х гг. среди клириков Читинско-Забайкальской епархии лишь немногие не уклонились в к.-л. раскол. Верхнеудинск был одним из центров обновленчества, в городе православной оставалась лишь Троицкая ц. В 20-30-х гг. титул «Верхнеудинские и Бурят-Монгольские» носили обновленческие «архиереи»: Гавриил Асташевский (1923, 1924-1927), Александр Авдентов (11 июля - 31 авг. 1923), Михаил Николаев (14 мая 1927 - 1932), Алексей Копытов (2 нояб. 1932 - 10 февр. 1933, переведен в Верхнеудинск после управления обновленческой Восточносибирской митрополией), Константин Знаменский (11 февр. 1933 - 4 окт. 1933, в 1932 неоднократно назначался викарием Верхнеудинской обновленческой кафедры в сане «архиепископа Троицкосавского»). Обновленческие «архиереи» также действовали в Чите и Нерчинске, в 1925 г. в с. Кабанск находился раскольнический «викарный епископ» Георгий, в марте 1927 г. упоминается обновленческий «епископ» в Троицкосавске (совр. Кяхта). Во 2-й пол. 20-х гг. большинство общин вместе с клириками вернулись в Православие, положение обновленцев ухудшилось, их адм. структуры ликвидировались. Летом 1929 г. правосл. Читинский еп. Евсевий (Рождественский) предполагал сделать Верхнеудинск местом пребывания Селенгинского викария, в июне он благословил подготовить проекты деления Верхнеудинского благочиния на 2 или 3 округа. Ссылаясь на пример Симферопольской епархии, количество приходов в к-рой было небольшим, еп. Евсевий предлагал организовать на территории Бурят-Монгольской АССР отдельную епархию. В апр. 1930 г. еп. Евсевий был назначен на Шадринское вик-ство с поручением временного управления Свердловской епархией. 5 окт. 1933 г. Верхнеудинскую кафедру и Читинско-Забайкальскую епархию возглавил еп. Иоанникий (Попов). 11 окт. 1934 г. еп. Иоанникий ушел на покой. Дальнейшие назначения на Верхнеудинскую кафедру неизвестны. В марте 1994 г. на территории бывш. В. е. было образовано Бурятское благочиние Иркутской и Читинской епархии, к-рое в апр. того же года вошло в восстановленную Читинскую и Забайкальскую епархию . Арх.: ГА Читин. обл. Ф. Р-422. Оп. 2. Ист.: Краткие сведения о епископах правосл. церкви, состоящих в ведении Свящ. синода//Вестн. Свящ. синода Правосл. российской церкви. 1926. 12-13 (8-9). С. 7-13. Лит.: Акты свт. Тихона. С. 917; Мануил. Русские архиереи-обновленцы. С. 616, 650, 715, 799, 828. Д. В. Саввин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158206.html

— епископ Охотский Даниил (Шерстенников); с 1927 по 1930 гг. — епископ Евсевий (Рождественский); с 1930 по 1933 гг. — епископ Марк (Боголюбов); с 22 сентября 1933 г. по 28 сентября 1934 г. — епископ Верхнеудинский Иоанникий (Попов); с 9 ноября 1934 г. по 4 января 1935 г. — епископ Серафим (Заборовский); с 3 марта 1936 г. по 18 мая 1936 г. — епископ Серафим (Шамшин). В 1937 г. Забайкальская и Нерчинская епархия прекратила свое существование. Забайкалье пострадало как никакой другой регион нового Советского государства. К началу 40-х годов ХХ века были разрушены практически все соборы, храмы, монастыри Забайкальской епархии. Храмы, избежавшие разрушения, были приспособлены под спортивные залы, клубы, склады, кинотеатры. Иркутская епархия, в состав которой вошла территория Забайкалья, была восстановлена только в 1943 г. Отныне правящий архиерей стал именоваться Иркутским и Читинским. Следует отметить, что возрождение епархии носило номинальный характер. К началу 1950-х гг. в Читинской области вновь было открыто всего три церкви — в г. Чите, г. Сретенске и в селении Нижняя Хила Шилкинского района, причем храмы в г. Сретенске и с. Нижняя Хила впоследствии закрыли. 4 мая 1945 г. в г. Улан-Удэ была открыта Заудинская Вознесенская церковь, а чуть позже — Успенская церковь в г. Кяхта, которая действовала до 1962 года. 21 апреля 1994 г. решением Священного Синода Читинская и Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах. Первым епископом на кафедру был назначен Преосвященный Палладий (Шиман). В ноябре 1996 г. епископа Палладия сменил епископ Иннокентий (Васильев), который управлял епархией до октября 1999 г. 29 декабря 1999 г. решением Священного Синода (журнал 134) на кафедру определен епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов). 10 октября 2009 года решением Священного Синода ( журнал 82 ) образована самостоятельная Улан-Удэнская и Бурятская епархия , выделенная из состава Читинской и Забайкальской. Читинская епархия теперь территориально расположена в границах Забайкальского края, а правящему архиерею определено иметь титул Читинский и Краснокаменский.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196345...

Для его личного безотчетного управления, а с тем вместе и для его содержания, митрополит Филофей из своей обширной епархии выделил только города Иркутск и Нерчинск и пригороды Селенгинск и Верхнеудинск с уездами, монастыри Иркутские – мужской Вознесенский и женский Знаменский, Нерчинский Успенский и Посольский Преображенский, а Якутск и Илимск с уездами (первый до Камчатки включительно) и монастыри Якутский Спасский, Селенгинский и Киренский Троицкий, хотя как те, так и эти, состояли в Иркутской же провинции (губернии) и находились несравненно ближе от Иркутска, чем от Тобольска, благословных ради вин, оставил за собой, в своей непосредственной зависимости, так что викарию его с подвластных ему церквей (числом только 42) и монастырей доводилось получать для содержания своего, при том с певчими, канцелярскими чиновниками и прислугой только 108 руб. в год; да, быть может, и воеводы, равно как и другие гражданские и военные власти и в отношении к нему были так же непочтительны, грубы, дерзки и буйственны, как к его преемникам, двум Иннокентиям – святому и Неруновичу. Словом сказать, преосвященному Варлааму в Иркутске жить было так худо, так трудно, что он в 1710 году и без указа, т.е. не испросивши или не дождавшись позволения на то от начальства, уехал в Москву, откуда не согласился в 1711 г. ехать с митрополитом Иоанном Максимовичем в Тобольск и где жил без всякого дела до 1714 г., только по имени считаясь викарием Иркутским. Митрополит Иоанн Максимович хотел, чтобы его викарий жил не в Иркутске, а в Тобольске, между прочим для помощи ему в служении. В 1714 (году) он был назначен самостоятельным епископом в Тверь, а восточная часть Сибирской епархии по-прежнему была поручена в полное распоряжение Тобольских митрополитов. Так было при митрополите Иоанне Максимовиче, так было при святителе Филофее во время его вторичного управления Тобольской епархией, да так было и при митрополите Антонии Стаховском, по крайней мере, до 1727 года, когда в Восточной Сибири учреждена была своя особенная епархия с назначением для управления ею епископа Иннокентия Кульчинского, который в начале прошлого столетия причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

По этому вопросу он неоднократно обращался к Правительствующему Синоду в служебных записках. В одной из таких записок в июне 1885 г. он дал подробное обоснование того, почему на Забайкальской земле должна существовать самостоятельная епархия: «Забайкальский край не может быть придатком ни к какому другому краю и какой-либо губернии или области, что очевидно уже из того, что он превосходит населением все соседние края. Его полумиллионное население в пять раз больше всего населения Амурской и Приморской областей вместе, в четыре и многим превосходит население не только Сибирских губерний Иркутской и Енисейской, но и некоторых губерний европейской России… Остается выразить искреннее желание духовенства и всего вообще православного населения Забайкальской области видеть свой край в равных правах гражданства со всеми самостоятельными провинциями нашей обширной России, которые подают голос о своих нуждах духовных и гражданских непосредственно пред высшим правительством… Удовлетворение многих нужд здешнего духовенства возможно при нормальном самостоятельном епархиальном управлении краем». Площадь Забайкальской области в то время составляла 486 615 кв. верст, в состав области входило до 680 поселений (семь городов, семь слобод, до 35 сел, 300 деревень и более 300 улусов). В гражданско-административном отношении Забайкальская область делилась на восемь округов: Читинский, Нерчинский, Нерчинско-Заводский, Акшинский, Верхнеудинский, Баргузинский, Селенгинский, Троицкосавский. 27 лет Мелетий (Якимов) отдал развитию миссионерства в Забайкалье, 12 из которых он посвятил архиерейскому служению. На его долю выпали все начинания по Забайкальской епархии. В 1889 г. он был переведен на Якутскую кафедру . После отъезда епископа Мелетия епископом Селенгинским, викарием Иркутской епархии был назначен Макарий (Дарский) (1889-1892 гг.), а в 1892 г. — архимандрит Георгий (Орлов). Из-за обширности Иркутской епархии и значительной численности православного населения и храмов стали возникать затруднения в управлении ее забайкальской частью.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196345...

Николая Чудотворца. Так была основана обитель, которая впоследствии получит имя Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Первое время монастырь именовался Свято-Никольской пустынью, затем – Посольским Знаменским монастырем по имени построенного деревянного храма во имя иконы Божьей Матери " Знамение " . В дальнейшем была построена церковь во имя Преображения Господня, и монастырь стал именоваться Спасо-Преображенским. В 1684 году принял крещение тунгусский князь Гантимур со всем своим семейством. В 1707 году митрополит Филофей назначил в Иркутск викарного епископа Варлаама (Коссовского), бывшего архимандрита-наместника Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве, ставшего первым епископом Иркутским и Нерчинским. Он был первым православным епископом, посетившим Забайкалье. В 1713 году Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь приобрел самостоятельный статус. В 1721 году в сане епископа Переяславского был отправлен с миссией в Пекин Иннокентий (Кульчицкий); китайцы не допустили его, и в ожидании разрешения он провел три года в Селенгинском Троицком монастыре (1722-1725). В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия, первым правящим епископом которой стал Преосвященный Иннокентий (Кульчицкий). Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий скончался в Иркутске в 1731 году. Мощи его были обретены в 1764 году, а в 1804 году Иннокентий (Кульчицкий) был причислен Церковью к лику святых. В 1773 году был упразднен старейший в Забайкалье Нерчинский мужской Успенский монастырь. В 1805 году было открыто Нерчинское духовное училище. В течение всего XIX века оно обеспечивало Забайкалье священно- и церковнослужителями. В 1820 году на границе Троицкосавского и Верхнеудинского округов, недалеко от монгольской границы, в глухой тайге пустынником Василием Надеждиным ( св. преп. Варлаамом Чикойским) был основан скит, который в 1831 году был преобразован в мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1862 году «в целях лучшей постановки миссионерского дела» состоялось учреждение Селенгинского викариатства Иркутской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

В XIX в. иркутские иконописцы интенсивно работали для городских и сельских церквей Иркутской, Нерчинской и Якутской епархии: П. И. Одуевский - в 1808-1811 гг. в Якутске; Д. В. Пшеничный и И. Г. Гундерин в 1826 г. написали иконы для иконостаса церкви в с. Громы Братской вол.; в 1845 г. Пшеничный и И. Д. Старцев изготовили иконостас для церкви с. Шипицина Нижнеудинского у.; Н. Фролов в 1865 г. написал иконы и выполнил ремонтные работы в Одигитриевском соборе Верхнеудинска; И. А. Нефедьев написал иконы для Посольского Преображенского мон-ря, Воскресенского собора Нерчинска, Борогонского улуса Якутской обл. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в Иркутске выросло число иконописно-иконостасных мастерских, к-рыми владели Н. И. Туголуков, А. И. Треухов, М. А. Кроненберг, Ф. Г. Долгов, М. Б. Оловин, П. К. Сизых, Е. Г. Крылов, Г. С. Гилевич и др. Хотя масштабы иконописных работ в XIX в., судя по строительству новых церквей, ширились (в Иркутске было возведено 27 церковных зданий и создано 86 иконостасов), художественный уровень иконописи по сравнению с XVII и XVIII вв. резко снизился: высокого духовного достоинства икон XVII в., а также мастерства и виртуозности барочных икон XVIII в. уже не наблюдается. Точкой отсчета в возрождении иконописания в регионе стала организация в 1994 г. епархиальной иконописной мастерской. Мастерская разместилась на 2-м этаже над папертью Богоявленского собора, переданного в том же году И. и А. е. (ранее в течение 9 лет в соборе находился отдел сибирского искусства ИркОХМ). С сер. 90-х гг. стремительно развивалось совр. иконописание в Прибайкалье, это было связано с восстановлением старых и со строительством новых храмов. Специального иконописного учебного заведения в Вост. Сибири нет, большинство сегодняшних иконописцев - выпускники Иркутского училища искусств и курсов, проводимых об-вом «Икона в Иркутске» в 1999-2000 гг. За 1,5 десятилетия иконописцами расписаны собор Богоявления, церкви блж. Ксении Петербургской и Рождества Христова, Всех святых, в земле Российской просиявших, в Усть-Илимске, Св. Троицы в Байкальске и др. Кроме росписей иконописцами Е. А. Алёшиной, С. В. Вершининым, И. И. Горбуновой и М. Б. Лутаенко, свящ. И. Малых, С. Н. Фроловым и др. написаны сотни икон в храмы И. и А. е. Декоративно-прикладное искусство

http://pravenc.ru/text/674055.html

Устроение скита является плодом трудов иеромон. Филарета. Спасо-Преображенский , 3 кл., в г. Енисейске. Основан ок. 1642 г. При мон. школа. Троицкий Туруханский Мангазейский , 3 кл., в 30 в. от г. Туруханска, да бер. р. Енисея. Основан в 1660 г. иеромон. Тихоном, останки которого и покоятся там. Здесь покоится убиенный после истязаний Василий Мангазейский 70 . При мон. одноклассная миссионерская школа с общежитием для инородческих детей. Е. Успенский , общ., в 6 в. от г. Красноярска. Основан в 1878 г. При мон. отделение Енисейской миссии, мужская школа иконописания и ремесел для сирот всех сословий, богадельня, больница для духовенства всей епархии и странноприимница. Женские: Знаменский , общ., в 48 в. от г. Красноярска. Основан в 1888 г. Храм этого монастыря по красоте и благолепию – один из богатейших в Сибири. При кон. двухклассная школа и больница. Иверский , 3 кл., общ., в г. Енисейске, основанный – по одним в 1623 г., по другим в 1664 г. и именовавшийся Христорождественским. Здесь покоится старец Даниил, подвизавшийся в пределах г. Ачинска и скончавшийся 15 апр. 1843 г. При мон. двухклассная школа и больница. Забайкальская епархия Мужские: Иоанно-Предтечев Чикойский , общ., зашт., на бер. р. Чикои, в 150 в. от г. Кяхты, в 268 в. от г. Верхнеудинска. Учрежден в 1835 г. из скита, основанного в 1820 г. пустынником Варлаамом, над могилой которого ныне в мон. устроена часовня. При мон. школа. Мон. принадлежит Пантелеимоновский скит, при Ямаровских минеральных водах, в 200 в. от моя. Св.-Троицкий , 3 кл., общ., в 170 в. от г. Селенгинска. Основан в 1681 г. Здесь находится чудотворная икона святит. Николая. При мон. двухклассная школа и богадельня для новокрещенных инородцев. Женские: Богородицкий , общ., в г. Чите. Учрежден в 1893 г. из женской общины, основанной в 1886 г. Сестры его занимаются воспитанием девочек сирот преимущественно духовного звания и призрением больных и увечных, находящихся на попечении местной миссии. При мон. двухклассная школа. Посольский Спасо-Преображенский , 2 кл., общ., в 150 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010