После установления в Вост. Сибири советской власти на Иркутскую епархию обрушились репрессии. В 1920 г. были закрыты Иркутская ДС и духовные уч-ща. 24 янв. 1921 г. в Вознесенском мон-ре были вскрыты мощи свт. Иннокентия (см. Вскрытие мощей ), затем они были отправлены в музей Народного комиссариата здравоохранения в Москве. В 1921-1922 гг. проводилось изъятие церковных ценностей , начались массовое закрытие церквей и распространение в крае инспирированного властями раскола обновленчества . В 1928 г. на территории Иркутской епархии имелось 120 правосл. приходов, 68 приходов были обновленческими. Была существенно ограничена деятельность мон-рей, окончательно закрытых к нач. 30-х гг. Мн. представители духовенства подверглись арестам. В 1922 г. арестован и приговорен к расстрелу Иркутский архиеп. Анатолий (Каменский) , приговор не был приведен в исполнение. Пытаясь препятствовать разрушению епархиального управления, священноначалие учреждало новые церковные структуры. Так, в 1924 г. было открыто Нижнеудинское вик-ство , просуществовавшее до лета 1929 г. Церковь арх. Михаила (св. Харалампия) в Иркутске. 1775–1790 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (ИИМК) Церковь арх. Михаила (св. Харалампия) в Иркутске. 1775–1790 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (ИИМК) В 1931 г. указом обновленческого синода была образована Восточно-Сибирская митрополия с центром в Иркутске. В ее состав вошли Иркутская, Киренская, Читинская, Сретенская, Канская, Красноярская, Верхнеудинская, Якутская епархии, однако развития эта структура не имела и скоро прекратила существование. Иркутской обновленческой епархией управляли: Николай Чижов (1922-1923), Василий Виноградов (1923-1926), Илья Фокин (1927-1928), Владимир Злобин (1928-1930), Петр Добринский (1930-1931), Алексей Копытов (1931-1932), Константин Знаменский (1934-1938). В 1933 г. в Иркутске оставалось 19 священников. В кон. 1937 г. в центре епархии действовали 4 храма, один из к-рых принадлежал обновленцам. В 1937-1938 гг. по безосновательным обвинениям 98 духовных лиц были расстреляны, а 17 отправлены в лагеря. На рубеже 30-х и 40-х гг. XX в. все правосл. храмы епархии были закрыты. В Иркутске последней была закрыта Преображенская ц., богослужения в которой прекратились в сент. 1940 г. После ареста в сент. 1937 г. Иркутского архиеп. Павла (Павловского) и вскоре последовавшей смерти архиерея в тюрьме Иркутская епархия оставалась вдовствующей более 10 лет.

http://pravenc.ru/text/674055.html

В 1819 г. в Иркутске было основано отд-ние Российского Библейского об-ва , целью к-рого было издание ВЗ и НЗ на разных языках. Во главе его встали генерал-губернатор М. М. Сперанский и еп. Михаил. Вскоре отд-ния об-ва появились в Верхнеудинске, Кяхте и Якутске. Важным результатом деятельности общества было издание 2 тыс. экз. НЗ на бурятском языке. Перевод был выполнен хоринскими бурятами Б. Моршунаевым и Н. Унгаевым вместе с переводчиком Т. М. Татауровым. В 1830 г. в епархии был создан комитет по делам духовной миссии. Из-за нехватки средств и небольшого количества сотрудников, а также вслед. активизации буддийского духовенства успех миссионеров оказался незначительным. В 20-30-х гг. XIX в. миссионерским делом в селениях по берегам рек Уда, Она, Чесан, Кижинга, Хилок, Селенга и др. заведовал свящ. Александр Бобровников, составивший грамматику бурят. языка. Князь-Владимирская ц. (1888–1895) в Иркутске. Фотография. XIX в. (ГИМ) Князь-Владимирская ц. (1888–1895) в Иркутске. Фотография. XIX в. (ГИМ) Миссионерская деятельность в Восточной Сибири, более половины населения которой составляли буряты, эвенки, якуты, камчадалы, алеуты и другие коренные народности, оживилась при Иркутском архиеп. Мелетии (Леонтовиче ; 1831-1835), благодаря усилиям которого были учреждены миссионерские станы в Селенгинске, Кулях и Укыре. Миссионерской ревностью отличался Иркутский архиеп. Нил (Исакович ; 1838-1853). Он неоднократно посещал Забайкалье, предлагал местным приходским священникам устраивать церковноприходские школы в «инородческой» среде. В Якутии в 1844 г. были устроены 2 походные церкви, каждая с 2 священниками и причетниками, которые совершали поездки в отдаленные районы для крещения местных жителей и совершения треб. Архиеп. Нил вместе с крестным сыном (бывш. ламой Кыренского дацана) прот. Николаем Доржиевым перевел на бурятский язык литургию, вечерню, утреню, все песнопения Обихода, Часослов, воскресную службу, позднее - воскресные чтения из Евангелий и апостольские чтения. Первое богослужение на бурятском языке состоялось в авг. 1852 г., при освящении в Тункинской дол. гужирской Николаевской ц., настоятелем к-рой был прот. Н. Доржиев. 11 апр. 1854 г. в Богоявленском кафедральном соборе Иркутска состоялось богослужение на 3 языках: свящ. Г. Шастин читал на бурятском, свящ. Н. Копылов - на якутском, а свт. Иннокентий (Вениаминов), архиеп. Камчатский,- на алеутском. Однако, несмотря на усилия миссионеров, многие буряты продолжали считать буддизм своей исконной религией, а к Православию относились как к религии русских.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Лаврентий»). На некоторых иконах заметно влияние сев. художников, к-рые также в этот период работали в Иркутске (напр., на подписной и датированной 1756 г. иконе «Сретение» устюжского иконописца Василия Колмогорова, ее стилевые аналоги прослеживаются и на др. иконах храма). В артельной работе иконописцев влияние различных стилей давало своеобразный художественный результат. Многие мастера виртуозно справлялись с непростыми художественными задачами и имели высокий профессиональный уровень в рамках российского иконописания Нового времени. Стиль барокко просуществовал в Иркутске более столетия. На рубеже XVIII и XIX вв. он проявился в произведениях народных мастеров и ремесленников, барочные завитки в наличниках окон деревянных иркутских домов встречаются вплоть до 2-й пол. XIX в. Фрагмент росписи кафедрального собора в честь Богоявления в Иркутске. Иконописец С. Н. Фролов. 2002 г. Фрагмент росписи кафедрального собора в честь Богоявления в Иркутске. Иконописец С. Н. Фролов. 2002 г. Третий период, начавшийся со времени канонизации свт. Иннокентия Иркутского (1804), был прерван революцией 1917 г. и установлением в 1920 г. в Вост. Сибири советской власти. Утверждение за светским искусством в нач. XIX в. ведущей роли оказало влияние на церковное искусство: традиц. иконопись, претерпевшая глубинные изменения в барочный период, стала трансформироваться в живопись на религ. темы. Иконы или, точнее, иконы-картины для иконостасов эпохи классицизма писались в экзальтированно-сентиментальном духе с элементами натурализма. В таком стиле в 30-40-х гг. XIX в. работал М. Мурзин, живший в Верхнеудинске, позже в Иркутске и создавший иконы для церквей Иркутска, Якутска, Кяхты и др. (напр., «Рождество Христово» и «Благовещение» в иркутской Крестовоздвиженской ц.). В XIX в. в Иркутске работало мн. художников, получивших образование в учебных заведениях С.-Петербурга и Москвы: Д. И. Яковлев (учился в АХ у К. Брюллова, в 50-60-х гг. XIX в. жил в Иркутске, участвовал в написании икон для иконостасов верхоленской Воскресенской и иркутской Борисоглебской церквей); Н. В. Голубев (в 1848 окончил АХ, в 1854-1863 преподавал рисование в Иркутской губ. гимназии и Иркутском сиропитательном заведении, переехал в Киренск, где написал 2 иконы для Спасского собора); М. И. Зязин (в 1874 окончил АХ, с 1881 преподавал рисование в Иркутской учительской семинарии и Иркутском техническом уч-ще, в 1888 написал икону «Свт. Иннокентий Иркутский, с житием»); Н. В. Гребнев (в 1847-1856 учился в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества, в 1863-1874 жил в Иркутске); Н. И. Верхотуров (в 1883-1889, на рубеже XIX и XX вв. жил в Иркутске, организовал рисовальную школу, написал иконы для церкви Медведниковской больницы). Известны мастера, получившие образование в Иркутске (напр., иконописец Н. И. Туголуков, к-рый брал уроки живописи у Яковлева, портретист М. А. Васильев и др.).

http://pravenc.ru/text/674055.html

По взятии его, в 1767 году, из Никольского Корельского монастыря, в Архангельскую Губернскую Канцелярию, в которой и содержался, где его допросами теснил тамошний прокурор Василий Васильевич Нарышкин – он много же Арсения страдальца оклеветал, и по его настоянию увезен был в Иркутск и посажен в Вознесенском монастыре; потом за Байкалом в Троицком монастыре, a оттуда привезен в Нерчинск, a из Нерчинска повезли его в Верхнеудинск; но на дороге, в июле месяце, за 170 верст, не доезжая Верхнеудинска, скончался. О кончине его в Москве были Листочки, изданные от офицера, который при нем был; и привезли его уже испустившего дух в Верхнеудинск, поставили в Преображенскую церковь , и как важного арестанта, без Указа не смели похоронить; послан был нарочный в Иркутск к Губернатору, за 320 верст; до повеления, он в июле около 25 дней, в жары, не повредился, и много чудес было. Не один раз ночью, кто-то бил в набат, и народ прибегал к церкви, думал будто церковь горит, но видели над церковью звезду; и потом умершего тело предали земле на общем кладбище, на горе y креста; народ с благоговением провожал; над могилою купец Серебряников сделал наменный Голубец, и ныне прекрасная часовня, сооружена вдовою Шевелевой. Я, Булдаков, когда был в Сибири, и проезжая Верхнеудинск, всегда бывал на могиле y Арсения и служил панихиды. Николай Яковлевич Озерецковский рассказывал Булдакову, ибо он тогда был y Нарышкина при допросах: Арсений, вместо ответов, делал Нарышкину нравоучение, и наконец положил на стол медный пятак, и сказал: «возьми, этот тебе пятак пригодится». Нарышкин за сие крайне рассердился, однако сие предсказание сбылось: когда Нарышкин был в Нерчинске заводским начальником, и был под судом пять лет, имение его конфисковано за разграбление казенных денег, и он содержался в крепости, получая по 5 коп. на день, где по пятилетнем времени и помер. A когда судили Арсения в Синоде, то он предрек: Гедеону, что он паствы своей не увидит; a Амвросию, что на площади убит будет от своей паствы; a Сеченому Димитрию, что рассядется утроба, и все сие исполнилось. A в другом месте о нем пишет: Хотя и велено по лишении монашества, одев в крестьянское платье, отвезти в Сибирь, в Верхнеудинский острог, однако он туда не отвезен; a когда послан за ним в Архангельск Сенатских рот майор Таузаков с предложением от генерал-прокурора, о взятии Арсения из Архангельска, то отправлен был гвардии офицер Нолкен в Вологду с тем, что когда неизвестного арестанта туда Таузаков привезет, взять его и отвезти в Ревель к обер-коменданту; и все это производимо было под величайшим секретом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Сургут, заложен воеводой Фёдором Барятинским по наказу царя Фёдора Иоанновича; 1595 г. – Обдорск (ныне Салехард) заложен казаками по наказу царя Фёдора Иоанновича; 1604 г. – Томск, заложен казачьим головой Гаврилой Писемским и стрелецким головой Василием Тырковым по наказу царя Бориса Годунова; 1618 г. – Кузнецк (ныне Новокузнецк), заложен казаками по наказу царя Михаила Федоровича; 1619 г. – Енисейск, заложен отрядами казаков Петра Алыбачева и стрельцов Черкаса Рукина; 1626 г. – Братск, заложен отрядом казаков Максима Перфильева. В память о нём остались сёла Масимовщина и Максимиха под Иркутском и мыс Максимин на Байкале; 1628 г. – Красноярск, заложен енисейскими казаками; 1632 г. – Якутск, заложен сотником Петром Бекетовым; 1634 г. – Вилюйск, заложен отрядом казаков Посника Иванова; 1638 г. – Верхоянск, заложен как казачье зимовье отрядом Посника Иванова; 1644 г. – Нижнеколымск, заложен атаманом Михаилом Стадухиным; 1647 г. – Охотск, заложен атаманом Семеном Шелковниковым; 1648 г. – Нижнеудинск, заложен атаманом Елисеем Тюменцевым; 1653 г. – Чита, заложена сотником Петром Бекетоваым; 1653 г. – Нерчинск, заложен сотником Петром Бекетовым; 1661 г. – Иркутск, заложен отрядом казаков Якова Похабова; 1666 г. – Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), заложен казаками как зимовье; 1667 г. – Дудинка, заложена казаками как зимовье. Землепроходцы делали «государево дело» – расширяли территорию государства, приводили в русское подданство многочисленные племена и народности Сибири, собирали с аборигенов и отправляли в Москву дань «мягкой рухлядью» – пушниной (которая тогда составляла до трети доходов государственного бюджета). Но не только это. Они собрали на территории площадью 13 млн. кв. км (!) метеорологические, гидрологические, биологические, этнографические и весьма точные географические сведения, которые более 100 лет служили основой для географических карт. Они сыграли громадную роль в зарождении и развития хлебопашества, огородничества и бортничества в Сибири, в разведке и разработке полезных ископаемых, в зарождении дерево- и металлообработки.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/i_...

Один туннель, замеченный нами, пробит в скале из белого мрамора, отлично обделан, небольшой. Я подошел к окну… волны ревут и мчатся прямо на нас, точно гидры стоглавые, разинув пасти, чтобы поглотить нас; сойди поезд с рельсов — мы их неотъемлемая добыча! Виднеются в тумане горы противоположного берега, на вид верст десять, на самом деле — пятьдесят верст. Вот из воды выделяется огромный камень, на нем сидит целая стая чаек, сидят покойно, невзирая на то, что вокруг бешено ревут и, пенясь, разбиваются о камень волны. Станция Мурино, потом Выдрино; при последней — новая хорошая светлая церковь. Особенно поразил нас чудный запах, наполняющий весь храм,— сторож объясняет, что церковь вся построена из кедра. Опять вспомнился мне храм Соломонов, в котором было много кедра, подаренного Соломону Хирамом, царем Тирским. Поехали к Танхою, куда и прибыли в 6 часов вечера. Буфетов, конечно, нет, и горячего не достать, вся надежда на котел солдатский. В это время в барачной церкви отправлялось богослужение. С радостью мы и несколько солдат нашего эшелона пошли к богослужению. Церковь очень хороша… Это опять заботы доброй нашей великой княгини — ее жертва! Служит священник — студент академии, а другой студент — за псаломщика; хорошо прошла служба, с удовольствием все помолились. После всенощной заходил к батюшке, по его просьбе побеседовали: жалуется, что мало солдат проходящих эшелонов заходит в храм и что первоначальная идея служить воинам, идущим на войну, не оправдалась , — а служат они больше железнодорожным служащим и местным жителям. 8  июля Путешествие по Кругобайкальской дороге я называю сухопутно-морским: сидим в вагоне на суше, а рядом мчатся грозные волны, ревут и почти брызжут в лицо! Ночью было переселение: на станции Мысовая в 2 часа ночи прицепили к нам еще вагон первого класса и генерал со своим штабом перебрались туда, а мы разместились в своем вагоне попросторнее. Верхнеудинск — город очень хороший, много церквей, стоит на берегу реки Уды — верхней, которую переехали по огромному мосту; вообще в Забайкалье и Маньчжурии много мостов, везде реки и реки.

http://pravmir.ru/dnevnik-polkovogo-svya...

7 фактов из биографии белого генерала Пепеляева 14 января 1938 года в Новосибирске был расстрелян участник гражданской войны, известный белогвардеец Анатолий Пепеляев. 17 января, 2014 14 января 1938 года в Новосибирске был расстрелян участник гражданской войны, известный белогвардеец Анатолий Пепеляев. Он один из немногих военачальников Белого движения, который пусть и посмертно, но был реабилитирован советским правительством. Впрочем, жизнь генерала Пепеляева богата и не такими историями. 1. Анатолий Пепеляев родился 15 июля 1891 года в Томске, в семье потомственного дворянина и генерал-лейтенанта царской армии Николая Пепеляева и дочери купца Клавдии Некрасовой. У прославленного белогвардейца было две сестры и пять братьев, двое из которых также оставили след в истории. Так Аркадий Пепеляев, в годы Первой мировой войны руководил санитарным поездом Юго-Западного фронта, и имел четыре ордена — два Святого Станислава и два — Святой Анны. После Гражданской войны Аркадий Николаевич продолжал практиковать как врач-отоларинголог. Слава о нем как о прекрасном враче была в Омске, шли к нему лечиться и ярые сторонники, и столь же ярые противники советской власти. Однако 23 января 1941 года он был арестован и умер 24 мая 1946 года в лагере города Мариинска. Другой брат — Виктор Пепеляев во время гражданской стал политическим деятелем и сподвижником Колчака, был вместе с ним арестован и расстрелян 7 февраля 1920-го. 2. На фронт Первой мировой войны Анатолий Пепеляев пошел поручиком 42-го Сибирского стрелкового полка, а революцию встретил уже подполковником. За воинскую доблесть был награжден шестью орденами, в том числе Георгием 4-й степени и Георгиевским оружием. Популярность Пепеляева среди нижних чинов была огромной. После Октябрьской революции совет солдатских депутатов батальона, которым к тому времени командовал Пепеляев, избрал его своим командиром. Однако офицер не принял Брест-Литовского мира и уехал в Томск, где возглавил борьбу противников большевиков. 3. Белогвардейцы под командованием Пепеляева взяли Томск, Новониколаевск (Новосибирск), Красноярск, Верхнеудинск и Читу. За этот поход Пепеляев производился в генерал-майоры, и становится самым молодым генералом в Сибири — ему 27 лет. 24 декабря 1918 года войска Пепеляева заняли брошенную большевиками Пермь, взяв в плен около 20 тысяч красноармейцев, которых всех по приказу Пепеляева отпустили по домам. В связи с тем, что освобождение Перми пришлось как раз на 128-ю годовщину взятия крепости Измаил Суворовым, солдаты прозвали Анатолия Николаевича «Сибирским Суворовым».

http://pravmir.ru/7-faktov-iz-biografii-...

По этой причине в те страны, с которыми только устанавливались отношения, вместе с дипломатической миссией нередко на новые ранее неизвестные территории православные священнослужители шли вслед за дипломатами. Так случилось и в Цинской империи, в состав которой входили просторы и современной Монголии. Подписание Тяньцзинского (1858 г.) и в большей степени Пекинского (1860 г.) договоров не только сняло ограничения в сфере российско-монгольской торговли, но и стали «прологом» для открытия в 1861 году на территории Монголии первого российского консульства в Урге (ныне – г. Улан-Батор), а вслед за ним и строительства первого православного храма – во имя Пресвятой Троицы. Это было, по словам специалиста по истории российской консульской службы в Монголии А.А. Сизовой, «одним из первых культурных начинаний консульства» . Средства на церковь собирались с 1863 года. Инициатором сборов и самой идеи строительства храма был консул Я.П. Шишмарев (1833–1915 гг.), прослуживший в Монголии с 1864 года практически полвека в должности российского консула. Православный храм был возведен в 1872–1875 годах, освящен 30 августа 1894 года. До сооружения православного храма богослужения совершались в здании консульства До сооружения православного храма богослужения совершались в здании консульства, где 22 марта (по новому стилю – 3 апреля) 1864 года была совершена первая Божественная литургия . Богослужение совершил священник (протоиерей с 1876 г.) Иоанн Никольский (1831–1893 гг.) – на тот момент верхнеудинский благочинный, клирик Свято-Одигитриевского собора г. Верхнеудинск (ныне – г. Улан-Удэ). Отец Иоанн, совершив несколько богослужений, в т.ч. и пасхальную литургию, отбыл из Урги 26 апреля (по новому стилю – 8 мая) 1864 года. В дальнейшем отец Иоанн с 1866-го по 1892 год являлся настоятелем кяхтинской Воскресенского церкви, что располагается на границе с Монголией. После отца Иоанна Никольского по ходатайству Пекинской духовной миссии (далее – ПДМ) перед Святейшим Синодом в Ургу в годичную командировку в 1865 году был направлен иеромонах Сергий (Артамонов).

http://pravoslavie.ru/159468.html

Город расположен у подножия отрогов Восточного Саяна, в 506 км к северо-западу от Иркутска, на берегах р. Уда (бассейн Енисея), от которой происходит его название. Название противопоставляет его образованному в том же 1783 г. в устье другой р. Уда (правый приток Селенги) городу Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ). В Нижнеудинском районе, в 209 км от Нижнеудинска находится местность Тофалария, где проживают тофалары (тофы) – самая малочисленная народность России. Первая деревянная Спасская церковь в остроге была заложена еще в 1652 г. В 1740-е годы была возведена другая деревянная церковь – Архангельская, которая в 1796 г. сгорела, и вместо нее в двух верстах от города освящен храм во имя Всех Святых, переделанный из часовни, который впоследствии был упразднен. После того, как Нижнеудинск получил статус губернского города, встал вопрос о возведении соборного храма. Собор во имя Вознесения Господня был заложен в 1811 г., впервые не только на пожертвования прихожан, но и на деньги Синода. Кроме того, в Подгородной слободе г. Нижнеудинска в 1780–1785 гг. была сооружена крупная каменная церковь Воскресения Христова, разобранная в 1846 г. на строительство бани. Также в Нижнеудинске была тюремная церковь св. Евфимия Сардийского, основанная в 1865 г. на средства мещанина Е. О. Лукина (Калинина И. В. Православные храмы. – С. 336–337). 179 После реформы Сперанского округа – административные единицы в составе губерний. Органы окружной администрации: окружная дума, окружное правление во главе с вице-губернатором, окружной суд. Очевидно, что понятие «окружной» могло относиться как к главе округа, так и к окружному судье и даже окружному лекарю. В середине XIX в.      Иркутская губерния делилась на 5 округов: Иркутский, Балаганский, Нижнеудинский, Верхоленский и Киренский. 180 Николай Григорьевич Вознесенский. В его послужном списке клировой ведомости Нижнеудинского собора за 1841 г.      приводятся следующие сведения. Обучался в Иркутской семинарии, затем в Московской Духовной Академии, по окончании которой 21 августа 1828 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

28-го сентября 1862 года Июня 27-го я отправился из Посольского монастыря к монголам-бурятам селенгинского ведомства, живущим по реке Селенге, от Верхнеудинска до китайской границы. От Посольска до Верхнеудинска совсем нет инородческого населения. Но с первой станции за Верхнеудинск почти рядом начинают тянуться по степи бурятские улусы. Здесь я в первый раз увидел во множестве предметы их суеверного чествования. Бумханы (в роде часовен) и обоны (в роде костров) повсюду виднелись на вершинах гор, вдоль столбовой дороги, чтобы отвлекать к себе злых духов (читкуров) от лежащих по другую сторону дороги бурятских улусов. И раздражашеся дух мой при виде мест, наполненных идолами. И дивился я веротерпимости русского человека, который, при всем отвращении к лжеверию, и перстом не коснется суеверных чтилищ. На вопрос: «что это за предметы расставлены по горам?» крестьянин только ответит вам: «это тварь (буряты) наставила своим бурханам (богам)», и проедет мимо, как бы ничего не замечая. В Селенгинске, некогда бывшем местопребыванием св. Иннокентия и главном поприще его апостольской деятельности 19 ), обратили мое внимание остатки английской миссии, не так давно выехавшей из России 20 . В деле обращения инородцев к христианству, кажется, не имела успеха эта миссия, несмотря на долговременное пребывание свое в России. Затруднения, встречающиеся ныне в этом деле, не могли не вредить и английской миссии в свое время. Доселе остается после них довольно обширное заведение, дом, типография и библиотека. Библиотека находится у одного жителя Селенгинска, который хранит ее в ожидании, не будет ли требования на нее от прежних ее владельцев 21 . А типография переведена в Иркутск и теперь, говорят, находится в кладовой какого-то присутственного места, вероятно, в ожидании, не найдется ли человек, который бы сделал из нее надлежащее употребление. Из этой типографии в свое время вышли десятки тысяч экземпляров Библии на монголо-бурятском языке 22 ; но теперь и следа их не видно: ламы истребили все, что ни распространяли в народе английские миссионеры. В Селенгинске я достал один экземпляр Ветхого Завета, благодаря усердным поискам миссионера, священника Иоанна Никольского 23 и М. А. Б.-Р. 24 , а Нового Завета доселе не мог достать, несмотря на предложение заплатить, что бы ни потребовали 25 . По свидетельству знатоков монголо-бурятского языка, переводы английских миссионеров едва ли не лучше всех известных переводов на этот язык. При переводе они держались средины между книжным монгольским и простым бурятским. Оттого их перевод заключает в себе два лучшие качества: благородство языка, необходимое для слова Божия, и удобопонятность для всякого бурята. Если бы и наша миссия владела хоть частью тех средств, которые были в распоряжении английской миссии, то полезно было бы снова отпечатать этот перевод не для обращения среди некрещеных, у которых он подвергся бы прежней участи, но для руководства миссионерам и крещеным бурятам 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010