Господь нам многое потому и не дает, что мы будем это использовать не так, как нам самим же будет во благо. «Я хочу». – «А ты готов?» Всякий дар предшествует испытанию. Я нечто захотел, но задайся и таким вопросом: а ты готов к испытанию? «Я хочу». – «А ты готов?» Одно дело еще, когда мы хотим чего-то внешнего, благополучия там, например, и т.д. И совсем другое – духовные дары. Готов ли я на подвиг? Готов ли я на самоотвержение? И не в тот момент, когда я встал на молитву и что-то там такое читаю о том, как святые отцы про эту готовность говорят… Нет! Господь «как тать» (2 Пет. 3, 10), внезапно всегда касается человека. Когда ты меньше всего этого ждешь, не следишь за своими мыслями, чувствами, на тебя обрушивается вот это: ты готов, ты готов, ты готов? В своем самообольщении мы, конечно, многого хотим. Но понесешь ли ты это? Господу ничего не стоит дать тебе тот или иной дар. Но это же еще и ответственность… Что в моей жизни может быть целовано Богом? Владыка Алексий (Фролов) Вот мы читаем жития святых. Что о себе я могу при этом понять? Что в моей жизни может быть целовано Богом? Если ничто, то на что я тогда рассчитываю? Мы можем, конечно, подскочить порою: я, мол, сейчас ни хлеба, ни воды ни есть, ни пить не буду, постничать начну, – дурью маешься! Все эти разгоряченные рывки – не по любви к Богу, хотя я и могу включить эту мерцающую в сознании лампочку: «по любви к Богу – по любви к Богу – по любви к Богу…». На самом деле нет. Как правило, обычно покрасоваться собой или что-то выклянчить захотелось. Я сделаю сейчас то-то, и Господь мне сразу же даст. Корысть! Корысть во взаимоотношениях, это то, о чем мы уже говорили, – использование! Это опять не личные отношения. Я же, по своей гордости, не думаю о том, как Бог меня хочет использовать. Нет! Это я Его хочу использовать в своих интересах. Потому и сказано: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 3). В том числе потешить свое тщеславие, самолюбие?..

http://pravoslavie.ru/126051.html

А после этого мы спрашиваем: «как же священник может знать всех, за кого подают записки?» Конечно, при таких приходах, которые превращены ими в проходные дворы, они этого знать не могут. И это еще одна из причин, по которой им бы нужно задуматься о том, какой ответ они будут давать Пастыреначальнику на Его Суде за себя и за вечную участь своих овец. А сначала не было так. Мы дошли до такого состояния постепенно, по мере обмирщения и секуляризации Церкви на протяжении веков. В первых же христианских общинах пастыри знали всех своих прихожан поименно, знали все об их жизни, их грехах и страстях, знали духовное устроение каждой вверенной им овцы Христовой, как это и должно быть в Церкви Христовой, по словам Самого Господа: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10:11-14). Господь этими словами дает пример того, каким должен быть добрый пастырь, заботящийся о своих овцах, и в том числе это должно проявляться в знании каждой своей овцы, ее духовного состояния и жизненных обстоятельств. Кстати, читая комментарии к статье, я обратил внимание на один, с моей точки зрения, очень замечательно точный ответ одного из комментаторов на похожий вопрос своего оппонента, который спросил у него: «Где прописана прямая обязанность пастыря знать всех, за кого он вынимает частицы на Проскомидии?». Он ответил на этот вопрос так: «А где прописана обязанность отца знать по именам свою жену и детей?» (комм. 38). Вот очень точный, очень понятный и очевидный ответ! Но, к сожалению, для многих из современных пастырей он совсем не очевиден. Так должно быть. И поэтому, когда в первых христианских общинах на проскомидии поминали кого-то, то их знал не только пастырь, но они были известны всем членам общины, и поэтому все они молились друг о друге. Поименное поминовение на проскомидии для того и установлено, чтобы те христиане, которые по каким-то серьезным обстоятельствам не могут сегодня присутствовать на Литургии, не лишились из-за этого причастия благодати Святого Духа, но члены общины, знавшие друг друга, не забывали подавать их имена для того, чтобы священник мог вынуть за них частицу со словами «Омой, Господи, его (ее) грехи» и опустить в Кровь Христову, что символизирует как бы причастие самого этого временно отсутствующего человека. А сам этот отсутствующий, находясь где-то в другом месте, но зная, что сейчас в его общине совершается Литургия и поминается на проскомидии его имя, старался находиться в состоянии внимания к себе и покаяния, чтобы достойно принять благодать Святого Духа. То есть проскомидия – это фактически то же, что и Причастие, только оно совершается заочно, на расстоянии.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/23/ne...

Апостол свидетельствует: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Воспитанный в православной традиции, опытом жизни я научился доверять поставленному надо мной церковному руководству и духовникам, и удостоверился, что в случае нужды, если они переоценят мои силы, Сам Господь внесет необходимые коррективы в их планы, и все закончится благополучно. Не теоретические знания, а живой личный опыт, пусть маленький и скромный, рождает в душе упование, которое не посрамит. Главным утешением на пути служения были духовники, наставлениями которых я имел счастье пользоваться. Вначале архимандрит Наум (Байбородин), затем архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и архиепископ Алексий (Фролов) в течение многих лет молитвой и советами помогали мне проходить путь служения Святой Церкви. Пребываю в сыновней уверенности, что молитвы этих духовников будут хранить меня, как и прежде. Настоятельство на бедном сельском приходе приучило меня со вниманием относиться  к каждому человеку. Этого требует Евангельская заповедь: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); но также сама жизнь в сельской глубинке подсказывала, что без бережного отношения к маленьким людям приход запустеет, не выживет. Знать положение дел на каждом приходе, лично познакомиться с церковными тружениками в Каменской епархии вскоре будет моей прямой обязанностью. Епископам, как предстоятелям и свидетелям о церковной жизни и духовном опыте всей вверенной их попечению паствы, надлежит принимать участие в работе Архиерейских Соборов, выносить решения по самым важным вопросам церковной жизни и вероучения. Будучи настоятелем труднодоступного сельского прихода, не предполагал, что мне придется столкнуться с такой «экзотикой», как наркомания, но в 1998 году наш приход приступил к практической деятельности по реабилитации наркозависимых. Весной 2010 года мне предложили возглавить группу экспертов, привлеченных к написанию концептуального документа по церковной реабилитации наркозависимых в рамках работы Межсоборного присутствия, а с осени того же года я руководил Координационным центром по противодействию наркомании в структуре Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

http://patriarchia.ru/db/text/3536060.ht...

– Владыка Алексий (Фролов) рассказывал священникам реальный случай: во время войны один из партизан, который с детства прислуживал в алтаре (настоятель готовил его к семинарии, но рукоположен парень не был, возможно, и не знал, что это необходимо – гонения начались), отслужил по просьбе старушек литургию на Пасху. Народ отовсюду собрался – со слезами на глазах приступали… И вот владыка спрашивал: «Литургия совершилась? Вот для этих людей Таинства были действительны?» Вы бы как ответили? – С канонической стороны ответ ясен: нет. А то, что могло быть действием благодати Божией, мы не в состоянии измерить и изъяснить. Это за пределами нашего разумения. На основании церковных законов можем говорить, что нет, не мог не рукоположенный священник совершить Литургию. Но в житиях святых можно встретить рассказы о том, что при несостоятельности священника ангелы служили Литургию за него. Поэтому наверняка сказать, что нет, ничего не произошло и это было лишь кощунственное действо, мы не можем. К тому же этот партизан непреднамеренно действовал, по незнанию – поэтому на нем, наверно, нет греха. На это есть суды Божии. Образ иерархии – Известен ветхозаветный эпизод, когда Бог говорит Моисею: возьми 70 человек и расположи их вокруг палатки (скинии), а «Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них» (Числ. 11: 17). В новозаветной Церкви этот принцип главенства и преемственности тоже сохраняется? – Ветхозаветное священство восходит к брату Моисея Аарону. А в Новом Завете после Крестной Жертвы и Вознесения Христова Дух Святой снизошел на апостолов, но далее уже апостолы хиротонисали епископов, а те в свою очередь рукополагали пресвитеров, диаконов, другие чины; и также – соборно – других епископов, а те пресвитеров, диаконов – и так из века в век. – Апостол Павел, подчеркивая, что он «избранный не человеками и не через человека» (Гал. 1: 1), велит анафематствовать хоть апостола (говоря «мы», хотя кто его рукополагал?), хоть Ангела с неба, если бы «стал [кто] благовествовать вам не то, что мы благовествовали» (Гал. 1: 8). Говорят, между рукополагающим и рукополагаемым возникает особая духовная связь, но и она же взаимно, согласно слову апостола, поверяется Словом Божиим. То есть во главе Церкви – Христос?

http://ruskline.ru/opp/2021/01/27/imet_v...

Как важно для нас слышание слова Божия и соблюдение его. Ведь всё, сказанное в Евангелии, – это слова, которые обращены Христом Спасителем к человеческому сердцу. Сказано это не для того, чтобы мы просто знали это, а к тому, чтобы мы воспитывали своё сердце! Что же такое происходит с нашим сердцем, когда мы слышим слова Евангелия? Иногда наше сердце даже не реагирует на эти слова, потому что мы их не чувствуем, их света, их истинности. Оно забито, наше сердце, чем-то неподобающим – покровенно грехом. Ведь сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Мы очень часто увлекаемся текущей жизнью, внешней деятельностью. Мы даже вменяем себе в обязанность расставаться с определенными людьми, устранять те обстоятельства в жизни, которые нам мешают жить хорошо. А это понятие «хорошо жить» у каждого своё, единого критерия нет. Но в том-то и дело, что подлинная реальность – она только в пределах человеческого сердца и существует, а не вне его. Святые отцы говорят: «До тех пор, пока человек не скажет, что в мире я один и Бог, он не найдет покоя». «Не успокоится наше сердце, доколе не успокоится в Тебе», – пишет блаженный Августин. Примиритесь с Богом! Вот здесь, в человеческом сердце, и встречаются Божественная истина, слово Божие и человек. Божие слово – Свет, Истина, Благо, Добро говорит: «Дитя моё, Я ради тебя сошел на землю, умалил Себя, зрак раба приняв . Я тебе показал, что Я был “послушен Своему Отцу даже до смерти”» (Флп. 2: 7-8). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Любовь предполагает жертву. Отец жертвует человеческому роду Своего Сына. Сын по любви к Отцу и послушанию Отцу жертвует Собой, и в послушании, и по любви к человеческому роду Бог Сын жертвует Собою. Вот как Он любит человека! Дух Святой постоянно стучит в человеческое сердце, предлагая ему: «Дитя, открой сердце, Я “войду и свечеряю” (Откр. 3: 20). Ты будешь радостен, ты примиришься с Богом». «Молю вас, братия, примиритесь с Богом» (2 Кор. 5: 20), – увещевает апостол. Примирение с Богом только в сердце происходит, и не от того, что я верю в Бога, а от того, что я последовал исполнению Его заповедей. И вот тут конфликтная ситуация возникает. Бог говорит: «Дитя моё, не делай это, не полезно», – а моё испорченное сердце протестует: «А я хочу!»

http://pravoslavie.ru/145394.html

Но из современной церковной практики полностью исключены епитимьи за смертные грехи. Какая же это икономия? Это – полное забвение и презрение к канонам Церкви, искажение практики покаяния, то есть – раскол. 7. Другой читатель (Бармалей) пишет: «Для крещения евнуха апостолом Филиппом (Деян. 8:38), Лидии (Деян. 16:14) и темничного стража (Деян. 16:33) достаточно было исповедание веры в Господа нашего Иисуса Христа. Канонов никто из них не вычитывал, тем более их тогда не существовало как документов. А как крестили Русь? Догматы и каноны появились не просто так, а когда стали распространяться ереси. Конечно, церкви должны соблюдать церковные постановления. Пастыри должны их изучать и в проповедях доносить их дух верующим. Чиновничий формализм уже приводил к падению веры, гонениям и преследованиям служителей церкви. Я думаю, что как раньше, так и сейчас изучением догматов заняты пастыри и те, кто имеет на это время и таланты. А толкование их самими может привести к впадению в прелесть». Вы ошибаетесь в отношении евнуха, Лидии и темничного стража. Конечно, такого длительного и тщательного Оглашения, как это требуют Каноны, с ними не проводилось. Но ведь в то время Каноны еще не были написаны и приняты за Правила, обязательные для всех членов Церкви. Поэтому церковная практика совершения Оглашения перед Крещением вырабатывалась постепенно, методом проб и ошибок. А само Оглашение было. Его не могло не быть. Без знания Веры Крещение невозможно. Читайте внимательнее Деяния Апостолов. «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8:35). «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:13-14). «Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его» (Деян. 16:29-32).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/23/ne...

Странный вопрос. А Вы статью полностью прочитали? Именно Апостольская Церковь и называется сегодня Православной. На западе православных христиан называют ортодоксами. Т.е. когда католики отпали, то для подчеркивания своей " правильности " стали называть себя кафолической(католической) церковью. А остальные так и остались, и стали соответственно называться ортодоксами, т.е. по русски - православными. Александр 23 июля 2015, 22:53 А разве православная церковь существует с Апостольских времен? Мне всегда казалось что православие упускает важность еврейства в христианстве. Девятая глава послания к Римлянам хорошо описывает важность еврейской составляющей. Фролов 2 июля 2015, 17:40 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». От Иоанна 5:24. Владимир Загрунский 8 марта 2015, 21:36 Спаси Господи! Александр 13 февраля 2015, 17:13 Надежда, спаси Господи. Ещё одно объяснение, книги Николая Варжанского: " Сектанты говорят: Матф. 18, 20: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так и мы собираемся, и среди нас Христос. Это и есть Церковь наша, а Православной Церкви мы не признаем. Православный ответ : 1) 2 или 3 не составляют Церкви, а больше, как сказано: скажи или 2 или 3 свидетелям, а если не послушает обидчик, тогда скажи Церкви. 2) Если каждые 2-3 есть Церковь, тогда очень много церквей, а на деле, ведь, одна должна быть. 3) Матф. 18, 19 объясняет, что здесь речь не о Церкви, но о молитве. " Надежда 15 января 2015, 11:37 Спасибо, отличная статья. Получила ответы на многие вопросы. Александр 12 января 2015, 18:03 Светлана, Господь один, истина одна и истинная церковь тоже одна. Разделить ни Господа, ни истину, ни Его церковь на части невозможно. Но возможно отвратиться от Бога, извратить истину и отпасть от церкви. В данном случае Господь Иисус Христос, как Глава церкви, обращается к своим ученикам, т.е. тем верующим, которые исполняют Его Волю. Вспомним: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф. 7:21).

http://pravoslavie.ru/72693.html

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что большое количество русских предметов церковной утвари, облачения, евхаристические наборы, иконы и иконостасы является свидетельством братской любви русского народа к греческому. В свете этого интересны слова апостола Павла: А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном ( Рим.15:25–27 ). Эти слова как раз отражаются в экономической, политической и духовной поддержке, оказываемой Россией греческому православному народу на протяжении длительного сложного периода в истории Греции, в особенности во время национально-освободительного движения 1821–1829 годов. Бедственное положение Греческой Церкви не оставляло равнодушным ни одно из сословий русского общества. Люди разного финансового положения жертвовали по своим силам то, в чём была нужда Греческой Церкви. На данный момент в храмах и монастырях Греции хранятся многие произведения русского церковного искусства, которые были выпущены известными фабриками и ювелирными домами или мастерскими; исполненные со вкусом, они имеют огромную ценность. Всё это дало мощный толчок для возрождения греческого церковного искусства. Однако, к сожалению, большая часть русской церковной утвари в Греции не изучена, и этой проблеме уделяется мало внимания. 1 Полохов Д., прот. Некоторые аспекты исламской нравственности в сравнении с православной этикой//Труды СПДС. Вып. 8. Саратов, 2014. С. 39–74. 3 Вопросам анализа исламской нравственности в них уделялось очень мало места. См., например: Мавлютов Р.Р. Ислам . М.: Политиздат, 1974; Климович Л.И. Книга о Коране и его происхождении и мифологии. М.: Изд-во полит. лит., 1986 и др. 4 См., например: Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии: Учеб. пособ. М.: ИФРАН, 1995; Степанянц Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX–XX вв.). М.: Наука, 1982.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

То, что Евангелие забыто в мире – это понятно и объяснимо. Но страшно то, что оно забыто нами – теми, кто носит название православных христиан. К горькому сожалению, есть среди нас и такие, кто вообще не задумывается о том, что ждёт его после смерти, об аде и рае, о Страшном Суде, а уж тем более о том, что Господь будет судить нас по тому, как мы исполняли в своей жизни Его святые заповеди. Остаётся только удивляться тому, насколько мы беспечны, что нас не заботит даже наша вечная участь; и как мы пренебрежительны к заповеданиям, которые дал не человек, но Бог! « Раскрывая для чтения книгу – святое Евангелие, – пишет святитель Игнатий , – вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря по тому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство , или вечные казни ». Мы же подчас раскрываем эту Священную Книгу только для того, чтобы прочитать определенные главы или отрывки, требующиеся для выполнения нашего правила ежедневного чтения, без цели изучить и запомнить евангельские заповеди для того, чтобы постараться их применять в своей жизни. Поэтому и не удивительно, что такое чтение никак не отражается на изменении нашей жизни и исцелении наших умов и сердец. «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин. 12:48 ) – говорит нам Господь в Своем Евангелии . Но, несмотря на такие грозные предупреждения Самого Бога, мы все равно продолжаем жить в нерадении к изучению святого Евангелия. «Ведь эти Твои слова относятся, наверное, не к нам, Господи, – говорим мы, – мы же не отвергаем Тебя, а наоборот, мы Тебя очень любим и в Тебя очень верим». Но Господь отвечает нам на это: « Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди… Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14:15, 21, 24). А наша вера без дел – без исполнения заповедей – мертва, и нет нам от такой веры никакой пользы, потому что спастись такой верой невозможно, о чем предупреждает нас Апостол (Иак. 2:14-20).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/25/za...

Тогда напомню Вам, что, во-первых, св. Предтеча Господень крестил крещением ПОКАЯНИЯ людей, которые находились в безблагодатном состоянии. У него и была задача – призвать людей к покаянию, подготовить их к принятию веры в Спасителя. И в то время не существовало канонов Церкви, как не существовало еще самой Церкви. А в Православной Церкви состоят люди, крещёные во СПАСЕНИЕ, которым вверена Божественная благодать. И святые отцы предупреждают, что нераскаянное нарушение даже одного-единственного канона отторгает человека от этой спасительной благодати, что влечет его вечную погибель, если он покаянием в своем грехе не вернется в лоно Церкви. А во-вторых, почему Вы думаете, что он не оглашал людей? Полгода длилась его проповедь покаяния, пока Господь не пришёл к нему креститься. Ведь Оглашение, в частности, как раз и подразумевает рассказ человеку о его грехах и страстях и научение тому, как бороться с ними. Давайте посмотрим, что говорит нам Евангелие о проповеди святого Иоанна Предтечи. Читаем Евангелие от Матфея: « Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: " отец у нас Авраам " , ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3:7-12). Только из этого отрывка Евангелия мы видим, что св. Предтеча Господень учит народ о будущем Суде, о том, что плотское родство с Авраамом не означает вечное блаженство с Богом, но нужно обязательное покаяние, учит о вечных муках нераскаянных грешников, учит о том, что в самое ближайшее время придёт Спаситель, Который установит таинство Крещения Святым Духом во спасение.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/23/ne...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010