И в конце июня 1992 года он был перевезен в Тутаев, где жил в сторожке при Воскресенском храме. Несмотря на то, что он был окружен людьми, которые его любили, понимали, за ним ухаживали, все равно, я думаю, жизнь в церковной сторожке была в достаточной степени тяжела. Там, например, не было даже умывальника, воды и прочее. Такие условия провинциальной жизни довольно тяжелые, хотя несмотря на все это, он иногда приходил в Воскресенский храм к отцу Николаю Лихоманову и всегда просил его смиренно, можно ли ему послужить. На что отец Николай, теперь архимандрит Вениамин, очень смущался, изумлялся, почему у него отец Павел просит благословения, потому что он всегда рад его видеть за службой. И в Тутаев ведь добраться легче, чем до Верхне-Никульского, и туда людей стало приезжать еще больше. Но 13 января 1996 года на 86-м году жизни в больнице после тяжелых своих болезней, причастившись Святых Христовых Таин, архимандрит Павел умер. Похоронен он на Леонтьевском кладбище города Тутаева. Протоиерей Георгий Митрофанов: Мы много говорили о том, что, действительно, пройдя такой тяжелый жизненный путь, пронеся сквозь все эти испытания свою еще в детстве обретенную веру, веру, которая, конечно же, во всех этих испытаниях, надо полагать, крепла, привела его в конце концов именно к пастырскому служению на приходе, которое продолжалось чуть меньше сорока лет, архимандрит Павел (Груздев) действительно оказался пастырем, имя которого стало широко известно. Чем же объяснить то обстоятельство, что этот провинциальный священник, не имевший никакого богословского образования, значительную часть жизни переживавший тяжелые испытания, все-таки на фоне других священнослужителей выделялся своим духовным и человеческим своеобразием? И в чем заключалось это своеобразие архимандрита Павла? Ведь в кругу его духовных чад были очень разные люди: от маститых московских протоиереев и академиков до простых крестьянок, немудрящих прихожанок его же собственного храма. С чем можно было бы связать особенности его служения, в чем заключались эти особенности его духовного облика, который привлекал к нему столь разных многочисленных духовных чад? Действительно, очень многие люди, даже лишь изредка, периодически приезжавшие к нему, становились его духовными чадами, и во многом их жизненный путь определялся его советами, его благословениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Визит Святейшего Патриарха Алексия Второго в 1993 году на ярославскую землю – это был первый визит Святейшего со времен Патриарха Тихона. Это яркое событие не могло не оставить след в воспоминаниях людей, которые принимали во встрече Святителя непосредственное участие. Протоиерей Анатолий Денисов рассказывает: «Когда приезжал Святейший Патриарх в Тутаев, мне пришлось служить во время этого торжества. Есть такой обычай: при встрече архиерея, а тем более Патриарха, подносить крест. Стоят священники, и последний должен подносить крест. Это почетное место предоставили отцу Павлу. Он в митре с крестом, уже очень плохо видел. Пришлось нам, двум священникам, отец Григорий из Рыбинска с одной стороны, а я – с другой, поддерживать батюшку. И вот он стоит и держит на подносе крест. И говорит мне: «Толька, я, знаешь, что сейчас Святейшему скажу?» «Что, батюшка?» «Ваше Святейшество, я как Ленин: все по тюрьмам да по ссылкам, все по тюрьмам да по ссылкам». В приветственной речи Патриарху Алексию Второму архимандрит Павел вспомнил Мологу и то, как отроком получил он благословение от Патриарха Тихона на иноческий путь. «Вы, Ваше Святейшество, впервые на ярославской земле. Я, как старейший клирик, приветствую Вас». Рассказал, как игуменья отправила его в баню мыться вместе с Патриархом Тихоном: «Иди, Павелко, спину помоешь Святейшему». Как Патриарх Тихон надел на него подрясник, ремень и скуфейку. «Ваше Святейшество, вот смотрите, как», –показывает отец Павел на свою мантию: «Это митрополит Никодим (Ротов) дал». Показывает подрясник: «Это другой митрополит дал». Митру тот дал, еще что-то – другой. И все это свидетельствует о том, что пришлось пережить батюшке в самые трудные времена. «А тебе – крест», – говорит отец Павел Святейшему и подносит ему крест. «Батюшка, дорогой, как имя твое, откуда?» – растрогался Патриарх. «Ваше Святейшество», – говорит отец Павел: «у меня к Вам просьба». «Дорогой батюшка, слушаю». «Вы после обедни ко мне с Марией на похлебку заходите», – приглашает старец. И Патриарх пошел». Так вспоминает настоятель Воскресенского собора архимандрит Вениамин (Лихоманов). «Охрана не ожидала, и Владыка не ожидал. Все было просто и хорошо. Только охрана все переживала – скорей, скорей. У них там времени в обрез».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Святейший Патриарх Кирилл: «Самое отвратительное в Церкви — это монашеский карьеризм» 23 августа 2010 г. 10:40 22 августа 2010 года, в праздник Собора Соловецких святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. За братской трапезой после богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился с речью к архиереям и священнослужителям, сопровождавшим Его Святейшество в дни пребывания на Соловках, братии монастыря и высоким гостям. Святейший Владыка выразил радость по поводу того, что в ходе Первосвятительского визита состоялись две архиерейские хиротонии, причем на высочайшую степень церковного служения были возведены пастыри, не искавшие почестей, но всю свою жизнь отдавшие «смиренному, не очень заметному, но искреннему служению Господу». По словам Его Святейшества, «есть о чем подумать» в связи с тем, что сонм архиереев Русской Церкви пополнили такие люди, как архимандрит Пантелеимон (Шатов) — благочестивый пастырь, до пострига много лет несший приходское послушание и воспитавший четырех дочерей, и архимандрит Вениамин (Лихоманов) — «монах, духовник, скромный, образованный человек, который никогда не кичился своим образованием и смиренно служил в тех местах, куда его направляли». «Самое отвратительное в Церкви — это монашеский карьеризм, — подчеркнул Предстоятель. — Я думаю, две хиротонии, которые были совершены на Соловках, — очень ясный сигнал всем нашим монахам, у которых голова от архиерейства кругом идет и которые считают, что жизнь не состоялась, если к тридцати годами они еще не архимандриты». «Всякий нездоровый карьеризм в Церкви — это то, что нужно искоренять, и с Божией помощью мы этим будем заниматься, — сказал Святейший Владыка. — И всех, кто очень хочет стать епископом, хочу предупредить: Патриарх видит это и навряд ли вы станете епископами. А епископами станут те, кто к этому не стремится». Святейший Владыка отметил, что хиротонию отца Пантелеимона предполагалось совершить 10 августа в Новодевичьем монастыре, однако в те дни столица была охвачена дымом лесных пожаров и к Его Святейшеству обратились с просьбой отменить Патриаршее богослужение, чтобы избежать большого стечения народа и не подвергать опасности здоровье людей. Предстоятель позвонил отцу Пантелеимону и сообщил, что хиротония переносится. «Он мне смиренно говорит в ответ: " А может, вообще ее отменить? " — рассказал Патриарх. — Спасибо вам, владыка Пантелеимон, за эти слова — они мне душу согрели».

http://patriarchia.ru/db/text/1256252.ht...

Ярославские священники, кто служил в 1970–1980-е годы, хорошо помнят Глеба Александровича Каледу. Епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин (Лихоманов) рассказывал, как в 1978 году митрополит Иоанн рукополагал его, недавнего выпускника мехмата МГУ: «Хиротония во дьякона состоялась в Никольской церкви Федоровского кафедрального собора в день преподобного Сергия Радонежского. Исповедовал отец Борис Старк. Служили архимандрит Михей (Хархаров), протоиерей Игорь Мальцев. На службе присутствовал Глеб Александрович Каледа. Помню это хорошо, потому что мы с Каледой до этого встречались в Москве. Я был удивлен, что вокруг все знакомые люди». Разбирая архив митрополита Иоанна, я встречаю письма и телеграммы от Глеба Александровича Каледы. В основном это поздравления или небольшие сообщения о предстоящем приезде в Ярославль. Писать большие и подробные тексты не было необходимости, потому что автор часто приезжал в Ярославль и все вопросы решал на месте. Супруга Глеба Александровича, Лидия Владимировна, писала письма Елизавете Александровне Александриной. Сохранились два из них. Первое датировано 28 июня 1989 года (спустя всего три месяца после смерти митрополита Иоанна). Второе без даты. Скорее всего, это 1990 год. Глеб Александрович только что вышел на открытое церковное служение. Публикуем их (с согласия семьи) с небольшими сокращениями. В письмах упоминаются имена детей Глеба Александровича и Лидии Владимировны. Кира – это протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских, построенного на месте Бутовского полигона. Окончил геологический факультет МГУ и на момент написания письма работал научным сотрудником в Геологическом институте Российской Академии наук. Дочь Маша в настоящее время – настоятельница Зачатьевского женского монастыря города Москвы игумения Иулиания. Вася – врач–психиатр, доктор медицинских наук, профессор Василий Каледа. Ваня – так же, как и отец Кирилл, стал священником. Он настоятель храма Троицы Живоначальной на Грязях, у Покровских ворот в Москве.

http://pravoslavie.ru/143202.html

Десятидневный крестный ход с Казанской иконой Божией Матери начинается в Ярославской епархии Ярославль, 23 июня 2009 г. 23 июня начинается традиционный крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. В этом году этот крестный ход проводится в восьмой раз. Был возрожден стараниями архимандрита Вениамина (Лихоманова) в 2002 году. Участникам крестного хода с 23 июня по 2 июля предстоит преодолеть более 100 километров. 23 июня после ранней Божественной литургии крестный ход отправляется в путь от Казанского девичьего монастыря города Ярославля. 9.00 Крестный ход 23 июня выходит из Казанского женского монастыря. В этот день святыню града Ярославля будут встречать в храмах города, под вечер крестоходцы окажутся в Свято-Введенском Толгском женском монастыре. Крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери (из истории) Крестный ход в г. Романово-Борисоглебск с чудотворною иконою Казанской Божией Матери учрежден в 1761 году, и она каждогодно приносилась туда, с разрешения Духовного начальства, 8-го числа августа. Но в 1781 году граждане Романова и Борисоглебска обратились с ходатайством к Духовному начальству о дозволении приносить эту святыню за неделю до Пятидесятницы, представляя в основание своей просьбы то, что окрестные поселяне, в августе месяце особенно занятые полевыми работами, не имеют свободного времени участвовать в принятии святыни (Указ Ярославской Духовной Консистории от 18 мая 1768 года). Начальство дозволило, – и с тех пор назначение дня для хода в Романов зависит от времени праздника Вознесения Господня; а основанием к определению дня выхода принят шестинедельный период ношения иконы до 8 июля. Обыкновенно, вскоре после праздника Вознесения собираются в Ярославль из Романова богомольцы для сопровождения иконы в путь. Накануне дня выноса иконы бывает всенощное бдение, а поутру Настоятельница с сестрами, после ранней литургии, слушает молебствие пред своей Заступницей и Покровительницей, и потом с обычною торжественностию и колокольным звоном провожается икона до заставы в Ярославле.

http://pravoslavie.ru/30885.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ Николаевич Здоровцев (1868 - 18. 07. 1918, Ярославль), сщмч. (пам. 22 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священнослужителя. В 1888 г. окончил курс Ярославской ДС по 1-му разряду; определен учителем Рыловского земского уч-ща в Даниловском у. Ярославской губ. Через 2 года рукоположен во иерея к Успенской ц. с. Шарна Любимского у. В 1900 г. переведен в Спасскую ц. с. Элноть того же уезда. Одновременно состоял законоучителем Шарнинской и Пятинской церковноприходских школ и Спасо-Элнотского земского начального уч-ща. В 1907 г. переведен в Успенский кафедральный собор в Ярославле. Состоял членом попечительства об учениках Ярославской ДС и членом-казначеем Совета епархиального уч-ща. С 1914 г. настоятель ярославской ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери. 18 июля 1918 г. расстрелян красноармейцами во время подавления Ярославского восстания. Прославлен постановлением Свящ. Синода от 6 окт. 2001 г. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-8431. Оп. 1. Д. 563 (8к). Л. 489; ГАЯО. Ф. 1118. Оп. 1. Д. 846. Л. 4 об.- 5. Архим. Вениамин (Лихоманов) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918), свящ., сщмч., (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Феодорович Введенский (1869-1931), свящ., сщмч. (пам. 21 марта в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/162065.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 С 19 по 22 августа 2010 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь 23.08.2010 С 19 по 22 августа 2010 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь . В поездке Его Святейшество сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха иеромонах Антоний (Севрюк). 19 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом на Соловки. Из аэропорта Соловков Предстоятель Русской Церкви направился в Соловецкий монастырь. В Спасо-Преображенском соборе монастыря Святейший Патриарх поклонился мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. 20 августа Святейший Патриарх посетил острова Анзер и Большая Муксалма. Вечером, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Первосвятитель совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви возглавил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова), председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии, и архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. 21 августа, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря. За Литургией Святейший Владыка и сослужащие Его Святейшеству иерархи хиротонисали архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

http://drevo-info.ru/news/9039.html

    По милости Божией в жизни мне довелось встретить многих замечательных людей. Наша семья близко общалась с семьей Фуделей . Я еще застал в живых Глинских старцев: видел схиархимандрита Серафима (Романцова), был у митрополита Зиновия в Тбилиси, неоднократно ездил к отцу Тавриону в пустыньку под Ригой, знал отца Алексия Беляева, который в Пюхтицах был духовником, бывал у архимандрита Серафима (Тяпочкина), который тоже мне сказал, что буду священником. В течение многих лет бывал у архимандрита Иоанна (Крестьянкина), исповедовался у прото иерея Тихона Пелеха, у архимандрита Кирилла (Павлова) . Еще студентами мы ездили в разрушенную Оптину пустынь. Бывал в Даниловом монастыре у отца Евлогия, знал архимандрита Павла (Груздева) . В конце 1960-х годов, познакомился с Глебом Александровичем Каледой в семье Ефимовых, он еще не был священником, рассказывал о своих фронтовых годах. Помню, как в воскресенье утром к ранней обедне в Обыденский храм по переулкам от метро «Кропоткинская» стремительным шагом, как будто по воздуху, летит Глеб Александрович, а за ним бегом, вприпрыжку, как цыплятки, бегут его детки. С отцом Димитрием Смирновым мы учились в одном классе в семинарии. С отцом Аркадием Шатовым (теперь — епископом Пантелеймоном), с отцом Николаем Лихомановым (теперь — епископом Вениамином) мы знакомы больше 30 лет. В начале 1980-х я познакомился с отцом Анатолием Фроловым, с отцом Николаем Балашовым (тогда они еще не были священниками) и многими другими.     В молодости мы были подвижными, много ездили. С епископом Стефаном (Никитиным) меня познакомил в 1962 году духовный сын моего деда Владимир Николаевич Щелкачев, который с ним вместе сидел в тюрьме. В Петербурге я знал отца Евгения Амбарцумова, в молодости близкого отцу Павлу (Троицкому), и его семью. Они меня отвели к архиепископу Тихвинскому Мелитону (Соловьеву, † 1986). С протоиереем Виктором Шиповальниковым († 2007) мы общались с начала 1980-х годов и до самой его смерти. В последние годы мне пришлось его причащать, участвовать в отпевании. Отец Виктор был тайным хранителем дивеевских святынь, в том числе иконы Божией Матери «Умиление». В течение десяти лет Господь сподобил меня регулярно бывать и молиться у этой чудотворной иконы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=575

Закрыть «Владыка Михей был таким, каким должен быть архиерей» К 100-летию архиепископа Михея (Хархарова) Протоиерей Владимир Воробьев   Эльвира Меженная   12:14 05.03.2021 752 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.Ru В 2021-м году исполняется сто лет со дня рождения архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова). Эльвира Меженная, журналистка из Ярославля, подготовила целую серию публикаций об этом замечательном архиерее, часть которых мы уже опубликовали. Это материалы об участии Александра Хархарова в Великой Отечественной войне, о том, как он управлял Жировицким монастырем в Белоруссии, где в это время находился в изгнании архиепископ Ермоген (Голубев), о чудесной поездке в Крым по его благословению ярославских подростков. В соболезновании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, направленном архипастырям, клиру и пастве Ярославской епархии, а также всем близким покойного, в частности, говорилось: «Мы знали и любили покойного архипастыря как молитвенника, сильного перед Господом». Архиепископ Михей (Хархаров) Вместе с ним приходило такое ликование… В 1990-м году несколько столичных священников создали в Москве православное Братство во имя Всемилостивого Спаса. Протоиерей Владимир Воробьев, ныне ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, рассказал, как Братством был организован детский лагерь. Протоиерей Николай Лихоманов – Мы обратились к отцу Николаю Лихоманову, теперь ставшему епископом Рыбинским и Даниловским Вениамином, с которым были знакомы с начала 1980-х годов. В то время он служил в Воскресенском соборе города Тутаева Ярославской епархии. Хотелось, чтобы лагерь был в русской глубинке и чтобы рядом был храм. Отец Николай указал нам село Богослово недалеко от Тутаева. Это очень красивое место на берегу Волги, где сохранились несколько домов и храм, полуразрушенный и совершенно заброшенный. Здесь мы и устроили палаточный лагерь. Правящим архиереем Ярославской епархии в то время был архиепископ Платон (Удовенко). С ним я встречался один раз, на службе у отца Николая Лихоманова в Воскресенском соборе. Владыка благословил освятить этот заброшенный храм священническим чином. Полный ремонт, конечно, нам было сделать не по силам, но, что могли, мы подремонтировали и начали служить в главном приделе.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/05/vladyk...

7 июня 2018 г. 17:40 В Ярославской митрополии проходит многодневный крестный ход с Казанской иконой Божией Матери В Ярославской митрополии начался традиционный многодневный крестный пеший ход с почитаемой иконой Казанской Божией Матери, который в течение семнадцати дней посетит несколько городов и сел Ярославской области (в частности, города Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск, где и была обретена святыня) и Рыбинск). Перед началом крестного хода в Казанском монастыре, где икона пребывает постоянно, клириком обители иереем Сергием Котовым был отслужен молебен. В первый день икона была перенесена в Толгский женский монастырь, куда участники молитвенного шествия переправились на теплоходе. До переправы они прошли около 10 км с остановками в трех древних храмах: Благовещения и Параскевы Пятницы в центре города и Спаса Нерукотворного в селе Иваньково. Крестный ход возглавил настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в селе Борисоглеб иерей Максим Викленко. Отец Сергий вместе с настоятельницей Казанского монастыря игуменьей Екатериной (Гаевой) проводили крестный ход до  храма Благовещения, который находится в центре города. Шествие встретил настоятель Вознесенско-Благовещенского прихода, иеромонах Агафангел Шкуранков, где также был отслужен молебен. «Такая традиция - в каждом храме, где останавливается крестный ход, служат молебен, -  рассказала корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» настоятельница Казанского женского монастыря, игуменья Екатерина, - из года в год что-то может меняться, в каких-то храмах служат молебен с акафистом или просто читают акафист». Согласно программе , два первых дня святыня путешествует по Ярославлю и его округе.  На третий день паломники приходят в Тутаев. Руководит Казанским крестным ходом епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов). 7 июня владыка лично возглавил шествие, присоединившись к молящимся в ярославском селе Устье и прошел вместе со всеми 8 км по левому берегу Волги через поселок Летишовка и деревню Пищалёво, в котором сейчас восстанавливают храм.

http://e-vestnik.ru/news/krestniy_hod_ya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010