Такой же совет получили еще два гостя, сидевших тогда у батюшки за столом, – сотрудник Рублевского музея искусствоведения Александр Салтыков и выпускник физмата МГУ Николай Лихоманов. Протоиерей Александр Салтыков ныне – настоятель московского храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. А Николай... Это епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов), священноархимандрит Успенского Адрианова мужского монастыря с. Адрианова слобода Ярославской области. Почему же откладывается положительное решение вопроса о канонизации старца, которого народ Божий давно почитает как святого? Серьезным препятствием стало отсутствие уголовного дела, заведенного на протоиерея Димитрия Тяпочкина в июле 1941 года, когда в Днепропетровской области, где он служил, полным ходом шла «зачистка» территории. С приближением немцев чекисты спешно подбирали всех из списка «неблагонадежных». Следствие «по делу Тяпочкина» велось под бомбардировку областного центра. Затем областной суд перебрался в город Павлоград, где в августе 41-го и был вынесен приговор «врагу народа». По существу – за то, что батюшка молился Богу. Что произошло с архивами, неизвестно. Отец Николай и его помощники разослали официальные просьбы во все учреждения, где могло бы находиться столь необходимое для канонизации следственное дело, – отовсюду пришел отрицательный ответ. Но если представить себе картину: немцы на подходе к Днепропетровску, (а Павлоград в 70 километрах от него), до архивов ли было в такой ситуации? То есть с ними могло случиться что угодно... «Люди видели в нем Святого и донесли в своих искренних воспоминаниях эту его Святость до наших современников, никогда не видевших и не знавших о. Серафима. Но эти “не видавшие, но уверовавшие“ и узнавшие о. Серафима, пребывающего духом в Небесных чертогах, а телом покоящегося у стены Свято-Никольского храма, обращаются к нему, как к живому», – читаем мы в письме протоиерея Николая Германского, написанном им в комиссию по канонизации.

http://pravoslavie.ru/100976.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Дмитриевич Виленский (1857, с. Борисоглебское Пошехонского у. Ярославской губ.- 10.11. 1918, с. Семёновское того же у.), сщмч. (пам. 28 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых), свящ. В 1872 г. поступил в Ярославскую ДС, к-рую окончил в 1879 г. Был учителем в земском уч-ще Пошехонского у. В 1882 г. рукоположен во иерея Ярославским еп. Ионафаном ( Рудневым ; впосл. архиепископ). Служил в церкви с. Трофимовского Пошехонского у. Одновременно И. был законоучителем в Благовещенском земском училище. С 1893 по 1904 г. состоял следователем по духовным делам. Награжден набедренником (1896), скуфьей (1906). В нач. нояб. 1918 г. в Пошехонском у. была объявлена мобилизация лошадей при уездном военкомате. Возмущенные этим крестьяне избили военрука и делопроизводителя волостного военкома. Для подавления мятежа в уезд прибыл отряд Пошехонской ЧК, к-рый произвел обыски, арестовав при этом ок. 40 чел., в т. ч. И. Его обвинили в укрывательстве контрреволюционеров, участников белогвардейского мятежа в Ярославле, в хранении дорогих вещей бывш. владелицы завода Е. Деруновой. 10 нояб. И. и еще двое арестованных после издевательств были расстреляны на болоте близ с. Семёновского. Их тела местные жители позднее с крестным ходом перенесли и похоронили на сельском кладбище. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. 230. Оп. 8; Ф. Р-601. Оп. 2. Д. 283; ЦДНИ Ярославской обл. Ф. 1. Оп. 27. Д. 142. Л. 20-21 об., 134. Лит.: Новомученики и исповедники Ярославской епархии/Ред.: прот. Н. Лихоманов. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. Ч. 3. С. 52-53. Архим. Вениамин (Лихоманов) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/469071.html

«Нужно вымыть руки» Один мужчина несколько раз пытался взять благословение у старца, но каждый раз тот его отправлял вымыть руки. Он шел, тщательно мыл руки, но получал тот же ответ. Наконец, мужчина не выдержал: «Батюшка, я ведь мыл руки, они чистые!..» Но отец Серафим мягко ответил: «Я вам не о физической чистоте говорю, вам надо покаяться и исповедоваться». Этот человек совершил тяжелое преступление и не раскаялся в этом. Ответ трем молодым людям Фото с сайта pravlife.org      О. Серафим скрывал свои духовные дарования: прозорливость, способность исцелять, которыми он, безусловно, обладал, по слову Господа: «именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Евангелие от Марка, 16:14-18). Дар прозорливости помогал ему предельно сокращать время беседы с посетителями. Старец шел среди людей на улице или в храме, и, подходя к кому-то, давал ответ на вопрос, который еще не был задан. Однажды молодому человеку, кандидату физико-математических наук, спросившего старца: почему теперь никто не идет в священники (приблизительно в 1975 году), батюшка с улыбкой ответил: «Вот Вы и идите». Вопрошавшим был не кто иной, как нынешний ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев. Такой же совет получили еще два гостя, сидевших тогда у батюшки за столом, – сотрудник Рублевского музея искусствоведения Александр Салтыков и выпускник физмата МГУ Николай Лихоманов. Протоиерей Александр Салтыков сегодня – настоятель московского храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. А Николай Лихоманов — епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин. «Никакого ощущения себя нет» В келье архим. Серафима. Его митра, епитрахиль, поручи, книги. Фото с сайта pravlife.org      Отец Серафим не давал своему телу отдыха в привычном смысле. Во время сильного переутомления он лишь не более двадцати минут мог позволить себе подремать на кровати, а затем снова становился на молитву. Старец как-то признался: «Вот уже сил никаких нет, но только дошел до престола – «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…» — и потом уже никакого ощущения себя нет, все легко и просто, только до этого места было тяжело».

http://pravoslavie.ru/112377.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Лихоманов Николай Иванович; род. 2 окт. 1952, г. Сокол Вологодской обл.), еп. Рыбинский и Романово-Борисоглебский. В 1969 г. окончил среднюю школу г. Марганец Днепропетровской обл. (Украина). В 1969-1975 гг. обучался на механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. С сент. 1975 г. по янв. 1976 г. работал в должности инженера в Институте математики и механики Казахской Академии наук в г. Алма-Ата. С мая 1976 г. по июнь 1978 г. работал младшим научным сотрудником во ВНИИ синтеза минерального сырья в г. Александрове Владимирской обл. В 1978 г. вступил в брак. В 2002 г. по обоюдному согласию брак расторгнут и обоими супругами подано прошение о монашеском постриге. 13 марта 2003 г. архиеп. Михеем (Хархаровым) пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина (Воскресенского) , епископа Романовского. 8 окт. 1978 г. митр. Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) рукоположен в сан диакона, 14 окт. во иерея с назначением вторым священником Воскресенского собора г. Тутаева. С 9 окт. 1979 г. служит настоятелем Воскресенского собора г. Тутаева и благочинным церквей Тутаевского округа. В 1984 г. окончил Московскую ДС, а в 1999 г. заочно Московскую ДА. С 1993 г. избирался в члены епархиального совета Ярославской епархии, в 2003-2009 гг. исполнял обязанности секретаря епархиального совета. В 1994-2006 гг. нес послушание председателя епархиального отдела катехизации и религиозного образования. В 1996 - 2003 гг. был главным редактором газеты «Ярославские ЕВ». В 1996-1997 гг. и 1999-2003 гг. исполнял обязанности ректора Ярославского ДУ. В 2006 г. заведовал отделением теологии, с 2008 г. кафедрой теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. В 2007 г. назначен духовником Ярославской епархии. Принимал участие в Поместных Соборах Русской Православной Церкви 1990, 2009 гг., был делегатом двух миссионерских съездов. С 2002 г. являлся сопредседателем секции «Православное краеведение в системе образования» Международных Рождественских чтений. Участвовал в качестве докладчика в работе более 30 научных и учебно-методических конференций различных уровней.

http://pravenc.ru/text/1966183.html

Важнейшим открытием этого этапа жизни стало для меня понимание соотношения двух воль – Божественной и человеческой. Мы не можем совлечься своей воли, избавиться от нее. Не бывает природы без воли. Таково Божие устроение человека. Это богословие преп. Максима Исповедника . И во Христе было две воли: воля Божественная и воля человеческая. Мы видим, как это проявлялось в « Гефсиманском молении » перед страданиями. Но Иисус Христос подчиняет свою человеческую волю Божественной. Эта богословская истина имеет самое непосредственное отношение к нашей жизни: по природе, по устроению мы имеем свою волю и мы должны научиться согласовывать ее с волей Божией. У святых отцов это называется «синергией», т.е. совместным действием. Чемодан-вокзал-Ярославль Осознав это, я пошел работать по специальности – в православную гимназию в Сергиевом Посаде. Вначале занимался административной, организационной деятельностью, но довольно быстро понял, что это не моё. Тогда я начал преподавать обществознание и через уроки, через занятия у меня появилась возможность нести слово Божие детям. Обществознание я выбрал неслучайно: главная цель этого предмета – формирование мировоззрения учащихся. По содержанию он состоит из разделов психологии, философии, социологии, экономики, политологии и права. Первые три раздела открывают большие возможности для познания детьми Бога. Здесь важно, конечно, мировоззрение самого учителя. Через какое-то время я пришел к отцу Науму, чтобы взять благословение на написание кандидатской работы по психологии. А батюшка мне говорит: «У меня только что был сейчас отец Вениамин, духовник Ярославской семинарии, (имеется в виду Вениамин (Лихоманов), сейчас он – епископ Рыбинский и Даниловский – Е.П. ) найди его, и проси, чтобы тебя взяли в семинарию». Я выбежал из кельи батюшки и стал искать отца Вениамина, но нигде его не нашёл: ни в келье, ни на территории братского корпуса. Тогда батюшка мне сказал: «Езжай сейчас же в Ярославль, быстро, быстро, догони его!» Это было утро 27 августа, как сейчас помню. Пошел на вокзал, узнал расписание поездов до Ярославля, купил билет и поехал. Не знал ни куда еду, ни как собственно выглядит этот отец Вениамин. Мне только указали, в каком храме его скорее всего можно будет найти.

http://azbyka.ru/way/ierej-dimitrij-seli...

«Больше всего на свете они [борцы с религией] боятся, что кто-нибудь узнает о настоящем смысле религии, – восклицал А. Шмеман, – об этих потрясающих, освобождающих словах Христа: “в Духе и Истине”!» . «Поклонение в Духе и Истине» до сих пор является для большинства русских людей неизведанной планидой. Вывод по изложенному в статье материалу остается неутешительным – непонимание Руси Россией по-прежнему остается. Великая русская культура до сих пор остается глуха к голосу наследия св. митр. Филарета (Московского) и митр. Антония (Храповицкого), не говоря уже об опыте внутреннего делания старцев, описанном в «Добротолюбии». «Трагическое непонимание» религиозных основ культуры, да не только культуры, а основ самой религии, всегда будет вносить противоречия смыслов между поклонниками высокой культуры и подвижниками веры, оставляя выбор между «третьим Римом» и «вторым Иерусалимом», между А.С. Пушкиным и прп. Серафимом Саровским. Такой взгляд будет вызывать и вызывает непонимание не только у иностранцев, но и у самих русских, ибо «не плоть, а дух растлился в наши дни…» . Лилиенфельд Ф. Восстановление? Нет – возвращение//Литературная газета. 1988. С. 13. Сазонов Д., прот. Церковь и государство: на пути к третьему Риму//Романовские чтения. История Российской государственности и династия Романовых: актуальные проблемы изучения. Материалы конференции. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. С. 25-40. Никон (Рождественский), архиеп. Мои дневники. Мои дневники. Вып. 1-7. Сергиев Посад, 1914–1916. С. 68-69. Антоний (Храповицкий), архиеп. Чей должен быть Константинополь? Ростов-на Дону: Типография «Электра», 1916. С. 8-10. Федотов А.А. Русская Православная Церковь в1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново, 2009. С. 67. Страж Церкви Христовой: Священномученик Вениамин (Воскресенский), жизненный путь, письма, документы/Сост. – епископ Рыбинский Вениамин (Лихоманов), И.Г. Менькова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018.

http://bogoslov.ru/article/6165892

в 2013 году (13 митрополий): Астраханская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Карельская, Кубанская, Липецкая, Мурманская, Санкт-Петербургская, Тобольская, Томская, Удмуртская; в 2014 году (6 митрополий): Вологодская, Забайкальская, Орловская, Пермская, Псковская, Ханты-Мансийская; в 2015 году (4 митрополии): Алтайская, Бурятская, Курганская, Смоленская; в 2016 году (2 митрополии): Калининградская, Костромская; в 2017 году (1 митрополия): Марийская. В Белоруссии 1 митрополия: в 2014 году: Минская. XII. Архиерейские хиротонии, совершенные со времени Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) и по 1 февраля 2019 года. XII.1 В период со дня своей интронизации и по 1 февраля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил следующие архиерейские хиротонии (всего 184 хиротонии): В 2009 году 5 хиротоний: 1. архимандрита Тихона (Зайцева) во епископа Подольского, викария Патриарха Московского и всея Руси (26 апреля 2009 года); 2. архимандрита Назария (Лавриненко) во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии (28 мая 2009 года); 3. архимандрита Лазаря (Гуркина) во епископа Нарвского, викария Таллинской епархии (21 июля 2009 года); 4. архимандрита Кирилла (Покровского) во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии (29 ноября 2009 года); 5. архимандрита Климента (Родайкина) во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии (2 декабря 2009 года). В 2010 году 9 хиротоний: 6. архимандрита Вениамина (Тупеко) во епископа Борисовского, викария Минской епархии (21 марта 2010 года); 7. архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского (1 августа 2010 года); 8. архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Патриарха Московского и всея Руси (21 августа 2010 года); 9. архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии (22 августа 2010 года); 10. архимандрита Нестора (Сиротенко) во епископа Кафского, викария Корсунской епархии (5 сентября 2010 года);

http://religare.ru/2_117103.html

«Вне зависимости от того, идет с нами владыка Вениамин, или нет – мы всегда чувствуем его присутствие, - говорит ответственный за проведение Крестного хода, бизнесмен Алексей Реуцкий, - он постоянно звонит и распрашивает, как проходит крестный ход. В 2002 году тогда еще митрофорный протоиерей Николай Лихоманов (мирское имя епископа Вениамина) был секретарем Ярославской епархии, и его предложение возобновить крестный ход с Казанской иконой до Тутаева и обратно благословил владыка Михей (Хархаров). Когда владыка Вениамин стал правящим архиереем Рыбинской епархии, мы крестный ход продлили до Рыбинска, и дорога занимает теперь не 8-9 дней, а 17-18». Как объяснил Алексей Реуцкий, крестный ход до его окончания будет сопровождать игумен Савватий (Мызников), настоятель храма Богоявления на Острову села Хопылёво, в котором был крещен святой праведный воин Феодор Ушаков. Отец Савватий присоединился к молитвенному шествию сегодня, на третий день, вместе с владыкой Вениамином, и по его благословению пройдет с паломниками весь маршрут. Родины святого адмирала святыня достигнет только 9 июня. Вечером того же дня крестный ход прибудет в кафедральный Спасо-Преображенский собор города Рыбинска. Завтра и послезавтра - в четвертый и пятый дни – крестный ход двинется автоколонной, в связи с насыщенностью паломнической программы. 15 июня после Рыбинска и его окрестностей образ Божией Матери вновь возвращается в Тутаев, чтобы 17 июня принять участие в крестном ходе с известным образом Всемилостивого Спаса (см.ЖМП 2018), являющимся достопримечательностью Воскресенского собора в Тутаеве. По словам Алексея Реуцкого, сегодня, 7 июня, крестный ход насчитывал 55 человек. Постоянный костяк – 30 участников. Проводили икону до Толгской обители, переправившись через Волгу, 100 молящихся. Во второй день крестным ходом шли 70 человек. По Рыбинску число участников крестного хода обычно достигает 600-800 человек, а в крестном ходе в Тутаеве с иконой Всемилостивого Спаса - порядка 1500. Всего подвижникам предстоит пройти 200 километров, расстояние, которое они преодолеют на машинах - порядка 650 километров. В Ярославль чудотворная икона Казанской Божией Матери вернется 19 июня, а в стены родной обители – 21 июня.

http://e-vestnik.ru/news/krestniy_hod_ya...

Следует отметить, что конференция «Православное краеведение и просвещение» в рамках Рождественских чтений в прошлом 2023 году отметила свое 25-летие служения делу возрождения исторического сознания и патриотического, духовно-нравственного воспитания. Развитие православного краеведения как общецерковного движения официально началось в 1998 году. Первое заседание секции «Православие и краеведение» состоялось в помещении воскресной школы Данилова мужского монастыря в Москве и с этого времени ее работа стала ежегодной, была заложена устойчивая традиция общения, знакомства и обмена опытом в краеведческой просветительской и воспитательной деятельности. У истоков создания и развития этого движения стоял, в том числе и нынешний председатель конференции епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, в то время протоиерей Николай Лихоманов. 24 января 2024 года на торжественной Патриаршей службе в Храме Христа Спасителя владыка Вениамин был награжден Патриархом высокой церковной наградой за труды, понесенные на благо Матери-Церкви, — орденом преподобного Серафима Саровского II степени. Первым среди выступавших на конференции свой доклад, посвященный мало еще известной и изученной личности епископа Рыбинского Василия (Бирюкова), представил С.Ф. Шатилов, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Воронежского государственного университета инженерных технологий. Тема архипастырского служения была продолжена Е.И. Каликинской, директором музея святителя Луки в Феодоровском женском монастыре г. Переславля-Залесского, и А.М. Новоторцевой, куратором конференции, историком, преподавателем МПГУ. Екатерина Игоревна рассказала о новых открытиях, связанных с изучением рабочих фотографий свт. Луки, в то время — хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого, на которых можно видеть и его коллег. А.М. Новоторцева посвятила свой доклад выдающейся личности в новейшей истории, истории Русской Православной Церкви и Ярославской митрополии  — митрополиту Ярославскому и Ростовскому Иоанну (Вендланду) в связи с двумя юбилейными датами, связанными с именем владыки Иоанна: 115-летием со дня рождения и 35-летием со дня кончины архиерея, ученого и церковного дипломата. В ряде епархий, в первую очередь в Ярославской епархии , в этом году запланированы мероприятия памяти митрополита Иоанна.

http://patriarchia.ru/db/text/6098942.ht...

Богомолье Многодневные крестные ходы — это такая же удивительная местная традиция, как и двойные храмы. «История наших крестных ходов начинается в XVIII веке. Каждому из них предшествовало какое-то событие, — рассказывает архимандрит Вениамин (на момент нашей встречи нареченный епископ Рыбинский), организатор и вдохновитель крестных ходов в Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске). — Например, крестный ход с Ярославской Казанской иконой Божией Матери был установлен по такому случаю. Образ Божией Матери Казанский был привезен в Романов из Казани. В годы лихолетья, 1609-1610-е, ее перенесли в Ярославль и по чудесному заступничеству Божией Матери отряды Лжедмитрия II отступили от города. В благодарность в Ярославле был основан Казанский монастырь. Икона осталась в нем. Романовцы стали просить вернуть им святыню, но для Романова сделали копию, а оригинал постановили приносить для поклонения каждый год из Казанского монастыря крестным ходом. Три дня мы идем пешком из Ярославля по левому берегу Волги, заходим в села, деревни, детские оздоровительные лагеря — служим молебны. Несколько дней икона стоит в Воскресенском соборе, а потом мы так же три дня возвращаем ее обратно по правому берегу Волги. Таким образом обходим все наши окрестности». В воротах – самая большая в православном мире икона Спасителя, одна из самых почитаемых святынь Ярославской земли. Есть еще крестный ход с самой большой в православном мире иконой Спасителя, которая в особом киоте находится в Воскресенском соборе города Тутаева, где служит нареченный владыка Вениамин (Лихоманов): «В 1238 году Ярославль был разграблен монголо-татарами, многие ярославцы бежали из своих домов туда, где теперь находится город Тутаев, срубили себе дома. Поставили деревянный храм и для него написали образ Спасителя « в небо». Он крепился на потолке — поэтому икона такого большого размера». В XVIII веке свщмч . Арсений (Мацеевич) вывез икону в Ростов. Через 44 года жители Романова стали просить вернуть святыню. Ее принесли на руках из Ростова Великого. В том месте, где духовенство и жители города ее встречали, образовались источники. Тогда установили праздник этой иконы и однодневный крестный ход вокруг города — в десятое воскресенье по Пасхе. Икону обносят вокруг города, заходят в больницы, дома престарелых. Многие прохожие присоединяются к процессии, чтобы пройти хотя бы часть пути.

http://pravmir.ru/yaroslavl-bogomolem-vz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010