О последних определенно говорит св. Дионисий: первая диакона, вторая пресвитера и третия епископа. Хотя все сии три хиротонии получают избранные только в алтаре и у того же св. престола, но во власти, вверяемой избранным, и в священнодействиях, ими производимых, они во многом между собою различны: одна хиротония выше и превосходнее другой. Св. Дионисий говорит (на стр. 93) о сем различии так: «священноначальнический (архиерейский) чин есть тот, который, будучи сам исполнен совершительной силы, по превосходству совершает и все совершительные действия священноначалия: он преподает познание священных таин независимо от других; он имеет власть учить подчиненных ему священнослужителей, соразмерно с их степенями, обязанностям священнодействия. Чин священников просвещает совершаемых и руководит их к созерцанию Божиих таин не иначе, как в зависимости от священноначальников и под управлением их божественного чина. Священнодействуя в зависимости от епископа, он хотя совершает и те же таинства, какие совершает священноначальник, но совершает их не своевольно, а как бы властию того чина, который сообщил ему таинство священства. Совершая таинства под священнейшими видами, он также творит приходящих к нему зрителями и причастниками Св. Таин; но если бы кто пожелал научиться познанию зримых ими священнодействий, то он препровождает таковых к священноначальнику. Чин служителей (диаконов) есть тот, который приготовляет приходящих к созерцанию и причастию Св. Таин; его обязанность: рассматривать приходящих прежде допущения их к священнодействиям пресвитеров, различать достойных от недостойных, очищать от всего, что несообразно с святостию места и недостойно участия в священнослужении – вообще приготовлять прихожан к таинству и делать их достойными священнодейственного созерцания и общения». И наконец, тот же писатель заключает: «чин священников имеет силу совершительную, и в самом деле совершает, – просветительную и действительно просвещающую; чин диаконов имеет силу очистительную и разделительную».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Разделы портала «Азбука веры» Грехи невольные — условная категория, включающая грехи, совершённые без явного намерения или против воли (с подавленной, сломленной волей). Из молитв перед Святым Причащением : … прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением … Классический пример невольного греха – травма или смерть человека в результате дорожно-транспортного происшествия. О том, что в глазах Бога и Церкви это всё равно грех, свидетельствует, во-первых, состояние совести человека, упрекающей его и свидетельствующей о грехе, а во-вторых, каноны Церкви, подвергающие епитимии такого «невольного грешника» (священник в такой ситуации пожизненно лишается права священнослужения). Относится ли к невольным грехам грех, совершённые под воздействием обстоятельств? Это зависит от того, была ли у человека возможность выбора. Часто под обстоятельствами пытаются лукаво спрятать мнение других людей (человекоугодие), нежелание жертвовать чем-то, страх потери комфорта, нерассудительность. Цитаты о невольном грехе «В числе грехов есть грехи невольные, в которых мы хотя и не прямо виновны, но тем не менее приемлем их на свою душу и делаемся чрез то недостойными Бога. По смыслу богословскому невольный грех есть в начале грех первородный или причтенный нам от прародителей, которого виною есть чуждая, а не наша воля. Невольным же грехом называется и тот, который хотя производим и мы сами, но производим не с полным сознанием нашего разума и не вследствие прямой наклонности к нему нашей воли. Сии грехи, как происходящие от неведения или от несовершенного согласия нашего, хотя тоже невольные, но все же суть грехи». архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/grehi-nevolnye

Посем Дух Святой, нисшедший с неба, хиротонисал первых преемников власти Спасителевой и показал их сопрестольными Христу. Посему, когда архиерей входит с прочими священнослужителями в алтарь, как бы на небеса: тогда прежде нежели взойдут все на сопрестолие, как на престол пренебесный, приводится рукополагаемый, совершается над ним таинство, и таким образом он становится сопрестольным епископам». Пресвитер после херувимской песни, а диакон по достойном, по одному посвящаются То же самое он объясняет в ответе митрополиту пентапольскому на вопрос 39, и сверх того присоединяет удовлетворительные ответы на вопросы: для чего священник хиротонисуется после херувимской песни, а диакон по достойном? Для чего в этих трех хиротониях посвящаются только по одному (на литургии) кроме чтецов, певцов и иподиаконов, которые бывают приводимы к посвящению во многом числе? И для чего они посвящаются на литургиях? Вот слова его: «мы знаем и приняли, что чтецы и иподиаконы могут быть посвящаемы многие вдруг и вместе, которые и рукополагаются вне алтаря: но один только диакон, и один пресвитер, и один епископ бывают хиротонисуемы в одну литургию, – и при том у святого престола. Без литургии не должно рукополагать никого; так мы приняли от отцев. Божественный Дионисий, преемник апостольский, повелевает совершаться всем именно чрез священнодействие и причащение Св. Христовых Таин; дабы посвящаемые имели случай и припадать к жертвеннику, и быть освященными и руковозложением и печатью, и призыванием благодати, и святыми молитвами, и возгласами, и целованием мира и любви и прочими священнодействиями таинства Евхаристии, – как и предано нам. Всяк, рукоположенный иначе, рукоположен не по преданию: и я не знаю, будет ли он совершен по чину. Не многих епископов, или пресвитеров, или диаконов должно посвящать вместе на одной литургии, но одного епископа, одного пресвитера и одного диакона, – и притом каждого из них – в свое определенное время: епископа – по трисвятой песни, пред чтением Апостола; пресвитера – после положения Святых Даров на престоле, диакона – по последней молитве: И да будут милости и проч. – Епископа положено посвящать пред чтением Апостола потому, что он восходит на престол и вступает в чин апостольский; пресвитера – после перенесения Божественных Даров на престол потому, что он поставляется священносовершителем их; диакона – по последней молитве потому, что этот чин последний, который не приял благодатной силы молиться, а только служить и призывать к молитве. – Подобное сему изъяснение смотри во 2 части (гл. 10, §14). §7. В алтаре приемлется от архиереев

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Ирмос . Ирмос происходить от глагола ει " ρω связываю, соединяю, и есть тропарь, соединяющий собою все прочие тропари той же песни. Во время пения греки редко смотрят в нотные книги, даже мало их имеют; а потому, для пения, они твердо помнят только некоторые общие тропари, по примеру которых поют и прочие тропари, заключающие в себе равное число слогов. Поэтому над каждою песнию надписывают они или все, или только первоначальные слова тех общих тропарей, дабы означить, что по примеру их надобно петь и следующие за ними тропари. Такие тропари, надписываемые или всеми или одними только первоначальными словами, в канонах называются ирмосы, а в стихирах – подобны. Это самое и утверждают писатели. Некто написал: «ирмосом называется такой тропарь, который составлен известным образом и назначен для пения, и который, чтобы не было излишества, соединяется и соглашается, в числе речений, с прочими тропарями». То есть, чтобы ирмос был настоящим образцом и примером для прочих тропарей, которые должны составляться по образцу его. Марк Ефесский говорит: «ирмосы называются так потому, что к ним приплетаются прочие тропари, так что из них образуется как бы одна цепь». Зонара в объяснении на воскресные каноны св. Дамаскина пишет: «ирмос называется так потому, что показывает, в каком порядке и связи должны следовать другие тропари, и каким образом и напевом их должно петь». Итак, название ирмос происходит от того, что он соединяет и привязывает к себе в пении последующие тропари, которые поются по образцу его: так как и всякий тропарь есть та самая песнь, которая обращается по образцу ирмоса или подобна, как сказано выше (о тропаре, в §9). Посему нигде в канонах ирмос, а в стихирах подобен, не бывает обширнее тропарей своих, ни тропари обширнее ирмоса или подобна; но, как в поэтических стихах, последующие строфы всегда бывают сходны в числе стоп или слогов с первыми, так и тропари должны иметь столько же стоп или слогов, сколько их имеет ирмос или подобен. Ирмос и подобен тем различаются, что первый поется пред тропарями, а другой не поется никогда, но только указывает, как нужно петь тропари. Что сказано об ирмосе и подобных, то надо разуметь и о том, когда канонарх пред стихирами возглашает глас октоиха или минеи, говорит прокимен, или поет: да исправится; или когда один из стоящих на клиросе поет: во Царствии Твоем; непорочнии в путь, аллилуиа; заповеди Твоя; помилуй раба Твоего; имя Твое, аллилуиа и проч., всем этим дается знать, что и следующие за сими словами стихи должно петь по тому же образцу. Посему эти речения, которые один говорит или поет, похожи отчасти на ирмосы или подобны. Об этом будет сказано отдельно в своем месте. Катавасия

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Это рукоположение не есть обряд посторонний, дополняющий или служащий, но он составляет внутреннее, необходимое и существенное вещество таинства, или вещественный знак, посредством которого посвящали некогда сами апостолы диаконов, пресвитеров и епископов, как читаем в Деяниях и в посланиях их, – без которого равно и ныне преемники их власти, архиереи, не могут возвести ни одного на высшие священноначальнические церковные степени. Истина сия, принятая у весьма многих, хотя доказана уже самыми основательными доводами и свидетельствами мужей ученейших, однако и мы не почитаем излишним предложить здесь к утверждению ее доказательства: одно из чиноположения сего таинства, а другое от греческого слова: хиротония. С какой стороны ни стали бы мы рассматривать чиноположение о сем таинстве относительно его обрядовой стороны, оно не представляет никакого другого вещества или вещественного знака таинства священства кроме одного возложения рук, о котором сказано выше. По посвящении даются – диакону рипида, а священнику Служебник Хотя после посвящения и даются – диакону рипида, а священнику – книга Служебник, но эти вещи никаким образом не могут быть сочтены веществом самого таинства священства. Ибо они даются не с начала и не в середине посвящения, но уже по совершении всего таинства; и не во все время посвящения бывают в действии, но употребляются ими только в последующей части священнодействия. И потому рипида и Служебник суть вещи, потребные только для священнодействия; они даются при посвящении, как прибавления к основанию, они составляют продолжение священнослужения и служат простым объяснением всей преподанной им власти, или первым опытом их служения. Слово хиротония, которое означает посвящение диаконское, священническое и епископское, доказывает и заключает в себе то же самое. Ибо основанием и совершением чтеца и певца служит печать, поставление иподиакона производится хиротесиею; и потому сии действия, то есть печать и хиротесия, суть только действия обрядовые, как бы сопутники испрашиваемого благословения, в которых содержится одно простое моление, ни с чем не соединенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Имя рек. В то же время иерарх возглашает имя проручествуемого, дабы не было никакого сомнения в посвящении его. Симеон Солунский (в той же 169 гл.) пишет: «рукополагающий архиерей произносит и самое имя посвящаемого, да напишется оно горе, да будет знаемо как ангелам, так и человекам, так как поставляется Божий служитель». Когда св. Дионисий исчисляет все действия, потребные при посвящении, он присоединяет к числу их и возглашение имени, как действие, потребное при посвящении; и потому (на стр. 97) говорит: «на каждом из них посвящающий священноначальник полагает знамение крестообразной печати, над каждым бывает священное возглашение имени, а потом – и совершительное лобзание». Сии же слова объясняет Пахимер: «три степени священства, т.е. диакон, пресвитер и епископ, имеют при посвящении своем нечто общее: именно, посвящение пред престолом Божиим, крестообразную печать, возглашение имени и совершительное лобзание». §13. Посвящаемый диакон возглашается иподиаконом Благоговейнейшаго иподиакона. Сими словами чествуется не одно имя, но и прежний чин проручествуемого. Симеон Солунский (в той же 169 главе) говорит: «архиерей чествует и первый дар, как дар бывшего служителя Божия, как человека, имевшего уже дар Божий и действовавшего во Христе». Сверх сего слова: благоговейнейшаго иподиакона, обязывают нас наблюдать и последовательность чинов, – то есть наблюдать то, чтобы на степень диакона возводим был тот, кто, быв предварительно удостоен чина иподиаконского, доказал в нем свою непорочность и явил заслуги, достойные высших степеней священнослужения. §14. Приемлет окончательное посвящение Во диакона. При сем слове, – во диакона, – посвящаемый совершенно и окончательно становится диаконом. Симеон Солунский (в той же главе 169) говорит: «когда хиротонисующий произнес слово: во диакона, тогда он сообщил благодать диаконства хиротонисуемому; в слове иерарха рукополагаемый принял диаконское достоинство. Слово иерарха в сем случае есть действительное выражение глагола Всесвятого и Божественного Духа: потому что он, как человек произносит, и вместе с тем, как иерарх, глаголет со благодатию; он благодать призвал, – благодать здесь и действует». §15. Моление о диаконе

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Но Вальсамон, в изъяснении 36-го апостольского правила, говорит: «знаем, рукоположение принимают и диаконы; но мы не слыхали и не можем утверждать того, чтобы в избрании их участвовал народ, как участвует и ныне при избрании епископов, а некогда и священников, по предписанию 13-го правила собора Лаодикийского». – И так, когда при посвящении диакона бывает восклицание: аксиос, оно не относится к свидетельству о нем народа, но служит знаком к подтверждению или объяснению архиерейского священнодействия и диаконского посвящения. И потому, когда архиерей, находясь в алтаре, объявляет диакона достойным: тогда принимается он и клиром, – его достоинство подтверждается как бы гласом всего народа. Симеон Солунский (гл. 181) говорит: «одеянного таким образом диакона архиерей провозглашает достойным (аксиос), молясь в то же время Богу, да сотворит его достойным принятого сана, и исповедуя пред всеми, что он нашел его достойным степени. Это возлагает на приемлющего долг смирения: ибо кто может быть достойным священного сана? Подражая архиерею, аксиос поют все как в алтаре, так и вне его». §21. После посвящения дается диакону рипида Таже дается рипида. Диакону дается рипида не потому, чтобы она составляла существенное действие посвящения; но в знамение того, что новопосвященный диакон начинает исполнять обязанности принятого им звания. Существенное же действие посвящения состоит собственно в возложении рук. Подробное объяснение сего показано выше (§8). §22. Целует архиерея в плечо И целует архиерея в рамо. Чтец и певец, после поставления своего, приемлют от архиерея лампаду; рукополагаемый иподиакон целует у архиерея руку, как упоминается в чине их поставления; но диакон, как ближайший к архиерею и почетнейший чтеца, певца и иподиакона, по принятии рипиды, целует архиерея в рамо, в знамение совершения своего поставления и окончания всего священного сего чиноположения. §23. Держит рипиду над Св. Дарами И поставляется у престола стрещи святая. Диакон поставляется у престола стрещи святая (то есть охранять Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Посему, когда отверзается завеса, открывается и воздух, покрывавший Святые Дары; этим означается не только то, что Христос восстал из гроба, но и то, что Таинства Св. Даров, для нашего спасения прежде всех веков сокровенные в непостижимом Божием совете и чрез Христа Господа совершившиеся, по восстании Христове открыты и делаются нам известны. В знак этого и завеса, преграждавшая Божественные Дары, отверзается. Диакон возвещает об этом людям словами – двери, двери и пр., т.е. ныне мы чрез воскресшего Христа обретаем дерзновение и находим отверстые двери для вступления во святая святых, где, т.е. на св. престоле, все Тайны, которые и в Символе тогда же проповедуются, отселе и очами зримы и руками священнодействуемы бывают. К подтверждение такого мнения служат, кажется, слова св. Германа: «завеса отверзается согласно с словами апостола: яко имамы дерзновение входити во святая Кровию Иисус Христовою, путем новым и живым, егоже обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею, и иереа велика над домом Божиим» ( Евр.10:19–21 ). И Симеон Солунский (в гл. 98): «потом (после херувимской песни) двери затворяются, потому что высокое недоступно зрению низших и дольнейших, и Тайны не для всех ведомы. Потом двери (завеса) отверзаются, так как видение в различной степени будет открыто преуспевающим и совершеннейшим; и при произношении вслух всех исповедания и общем всеми повторении Символа, чрез целование совершается любовь и единение между ангелами и людьми: и Иисус, лучшая жертва, становится посредником всех святых; и иереем священнодействующим и священнодействуемым, и соединяющим все и соединяемым со всеми». Как воздух, держимый и колеблемый, под которым архиерей, преклоняясь, спогребался Христу, да и совоскреснет с Ним, в первом действии означал отваление камня, землетрясение и бегство стражей, так и во втором действии открытие и держание того же воздуха Симеон Солунский (гл. 83, о храме) относит к тому же откровению Святых Таин и потому говорит: «держат же священный покров над Дарами до окончания священного Символа, потому что все, относящееся ко Христу, должно исповедывать чисто, чтобы таким образом непокровенно видеть Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Симеон Солунский (в гл. 38, о храме) пишет: «то же самое означают находящиеся на архиерейской мантии источники (то есть – что прежде было сказано о подризнике архиерейском). Скрижали же или дщицы нашиваются во образ древней и новой благодати. Потому они и полагаются выше источников: они означают также, что учителю необходимо заимствовать поучения из двух Заветов». И (в гл. 79): «один только архиерейский стихарь (подризник) имеет источники, как и мантия его. Она означает промышляющую, содержащую и покрывающую благодать Божию, и все тело обхватывает и связует. Источники же показывают, что учение всегда истекает из двух Заветов, Ветхого и Нового, которые и означаются скрижалями или дщицами». §21. Жезл архиерейский, рожки и крест на нем Жезл архиерей приемлет в знак своей власти над подчиненными и в знак законного управления овцами Христовыми, что доказывает и молитва, читаемая при первоначальном его вручении. Сей жезл не без причины называется у греков пантерисса, в знак отеческого управления паствою. Симеон Солунский (в гл. 80) пишет: «жезл, который держит архиерей, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему у жезла и находятся рукоятки (рожки сверх жезла), как якори, чтобы можно было прогонять людей зверовидных и губительных. И над теми рукоятиями крест Христов означает победу; ибо крестом мы и побеждаем и утверждаемся, путеводимся, и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу, а противников прогоняем и отовсюду соблюдаемся». §22. Трикирии и дикирии Трикирии и дикирии. Значение сих двух светильников показано в 1 части, гл. 9. §23. Лампада пред архиереем Примикирий же с лампадою стоит. Лампада, держимая и предносимая пред архиереем, имеет четыре значения. Она означает: 1) сияние благодати в архиерее; 2) свет учения и знания; 3) свет добродетелей, долженствующий быть в учителях; 4) руководство к свету. Симеон Солунский (в гл. 80) пишет: «лампада, горящая пред архиереем, означает благодать иерарха и преподаяние ее священникам и всем верным.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Но и греки слово орарь производят с своего языка и дают ему значение, согласное с вышеуказанным. Так Матфей Властарь (под буквою Е, гл. 9) пишет: «орарион называется так от греческого слова ο ρα«ω – смотрю, замечаю, наблюдаю. Нося орарь, диаконы стоят вместе с священнодействующими и наблюдают за молитвами, читаемыми на литургии, орарем дают знать диаконам, находящимся на амвоне, когда должно возглашать ектении». Некоторые, по этому означению времени, когда следует быть возглашению, слово орарь производят от ω »ρα – час: ибо диакон, держа конец ораря тремя перстами, возбуждает народ к молению, певцев к пению, священника к начинанию священных действий, словом, напоминает тем и другим час и время, когда им должно что делать. Сверх того, это одеяние внушает и самому диакону, чтобы он имел и ангельскую быстроту, и полное расположение души к служению. Диакон пред причастием препоясуется орарем Необходимость сего ораря и сверх того то, для чего диакон препоясуется им во время причастия, объясняет Симеон Солунский (в гл. 14, о храме): «диакон, изображая ангельский чин, облачается в стихарь и сверх того на плечах своих носит так называемый орарь. Он (орарь) означает как бы невещественное и мысленное крыло ангельского чина. Когда же диакон, намереваясь причаститься, орарем препоясуется, этим он подражает херувимам, закрывающим лица свои при священнодействии; да и на самом ораре у него написано: Свят, Свят, Свят, чем также научается от херувимов служительный чин святых ангелов». В гл. 174, он же говорит: «орарь называется так потому, что украшает диакона благодатию и удобряет добротою славы Божией: ибо он украшается им, как крылами, и покрывается благоговением и добродетелию, а особенно, когда намеревается причаститься Св. Даров, тогда он подражает тем шестокрылатым серафимам, которые двумя крылами закрывают свои лица, двумя – ноги, и двумя летают, восклицая: Свят, Свят, Свят». §9. Одежды благословляются Благослови, владыко, стихарь со орарем. Для освящения диаконских и священнических одежд, назначенных на Божественное служение, не полагается нигде особенных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010