Колесников возвратился из Сибири в Петербург уже в то время, когда императрицы не было в живых. Поэтому, он явился теперь к императору Павлу I и объявил ему, что действительно Петр III жив и находится в Сибири. Так как Колесников при своем представлении императору имел на себе сибирскую зимнюю одежду – „малицу и совик“ 307 , то император будто-бы разгневался на него за это последнее и приказал заключить его в крепость 308 . Последнее обстоятельство объясняется проще. Именно, как только Колесников осуществил свое дерзкое намерение, император, видя, что слух σ мнимом Петре III утверждается более и более и, следовательно, оставление злонамеренных лиц вне стражи может привести к дурным последствиям, предписал князю Куракину о немедленном заключении Шилова и Масонова, как главных виновников этих смут, в Шлиссельбургскую крепость. К этим лицам присоединились новые скопцы, отчасти уже известные нам: Матвеев, Огородников, Савельев и неизвестный до сего времени Агеев, которые вполне разделяли общее ожидание скопцов о скором прибытии в Петербург Петра III. Куракин исполнил, предписание императора, вероятно, числа 20 января 1797 года 309 , и все шестеро скопцов заключены были в Шлиссельбургскую крепость 310 . Итак, прибытие Селиванова в Москву, по-видимому, странное и непонятное, имело, очевидно, смысл и определенную цель. Главный агитатор скопчества купец Колесников, равно как и другие, ближайшие его помощники, рассчитывали, что как только император Павел I услышит от них весть о действительном пребывании Петра III в Сибири, он непременно поверит им, a поверивши, пошлет кого-либо из них отыскать Петра III. Этот посланный, каким должен быть, очевидно, Колесников, как человек видевший Петра III и разговаривавший с ним, вместо того, чтобы действительно ехать в Сибирь и отыскивать там не существовавшего Петра III, прибыл бы в Москву, где уже находился мнимый „трудник и царь Петр Феодорович“, только что освободившийся из-под быковской колокольни. Этого-то мнимого Петра Феодоровича скопцы и намерены были теперь представить в Петербург при торжественной, конечно, процессии и посадить его на русском престоле.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Кое-какие сведения о местных говорах можно было найти в военно-географическом и статистическом обозрении Гродненской губернии П. О. Бобровского 141 . В 1868 году И.О. Эремичем был опубликован ряд очерков, посвящённых, белорусскому Полесью в издаваемом в Вильно «Вестнике Западной России» 142 . В конце 1870-х годов появилось небольшое собрание пинских песен Быковского, изданное Краковской Академией Наук 143 . В 1888 году в «Русском Филологическом Вестнике» вышло небольшое исследование Карпинского «Говор пинчуков» 144 . Вот практически и все. Ввиду такой скудости сведений о Пинщине сборник Булгаковского стал важным явлением в этнографической литературе. Известный белорусский этнограф М.В. Довнар-Запольский написал рецензию на сборник, опубликованную в Москве в «Этнографическом обозрении» 145 . В своей рецензии он указывал, что изучение окраинных земель Белоруссии и Малороссии является в последнее время особенно настоятельным. Менее всего исследованы, из-за своей малодоступности, Пинское, Гродненское и западная часть Волынского Полесья. Хотя этот регион мог дать обильный материал для этнографов и филологов, исследование почти не коснулось его. Между тем, подчёркивал рецензент, интересные черты полесских говоров давно уже оценены наукой и осознана важность их изучения. Переходя к непосредственному разбору сборника, М.В. Довнар-Запольский так же, как и Ф.М. Истомин, высказывал сожаление о том, что Булгаковский не указывал, в какой именно местности Пинского уезда делал ту или иную запись. «Точность записи в филологическом отношении важна ввиду того, что этнографический сборник служит материалом для филологических изысканий», – писал он 146 . Это было важно ещё потому, что в Пинском уезде в разных местностях замечалось большое разнообразие говоров при одном общем характере всего звукового строя. Так, например, жители «заречья» – части уезда к югу от Припяти, имели отличия от жителей северной части уезда не только в говорах, но и в одежде и пр. Рецензент указывал на некоторые фонетические и другие неточности в записях Булгаковского, несвойственные для жителей Пинщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Но пули постепенно отливались. Правда, поначалу они были не из свинца. Но кто сказал, что в те времена СЛОВО всегда было намного слабее ПУЛИ? Или все-таки еще было слабее? Уже к концу 1929 года Е.Д. Поливанов был снят со всех должностей, отстранен от научной и педагогической деятельности в Москве (даже изымались из рабочих планов издательств его книги, а уже имевшие наборы в типографиях рассыпались…) и вынужден был уехать в Среднюю Азию, сначала – в Самарканд. От жизни ведущих научных центров страны он был отлучен, имя его там старались не упоминать (или только с руганью)… Еще один пример. В октябре 1931 года был сдан в печать седьмой том «Яфетического сборника», готовившегося Н.Я. Марром и его последователями. В нем была опубликована рецензия на книгу Е.Д. Поливанова «За марксистское языкознание», во многом примечательная. И даже не тем, что автор скрыл свое имя за инициалами. Сейчас известно: она вышла из-под пера одного из ближайших подручных (тут уж, простите, другое слово трудно подобрать) академика Н.Я. Марра – некоего С.Н. Быковского. Заметка эта составлена в классических выражениях политического доноса (чем марристы и немарристы любили пользоваться во все времена, вплоть до 80-х годов): «Основная цель сборника (книга Поливанова была сборником статей. – М.Г.) так сказать, его социальный заказ – это реабилитация современной буржуазной лингвистики. Но так как чрезмерно открытое выступление в Советском Союзе в защиту буржуазной науки, хотя бы в такой до сих пор мало разработанной области, как языкознание, — дело рискованное, – то отсюда и название сборника «За марксистское языкознание», в то время как все содержание сборника направлено против (выделено Быковским. – М.Г.) марксизма». Завершалась эта рецензия тоже «достойно»: «Только полной неосведомленностью руководителей наших издательств в элементарных вопросах марксистского языкознания можно объяснить появление антимарксистской книги в 1931 г. на советском рынке». Конечно же, это был не единственный «отклик» на книгу Е.Д. Поливанова. В том же духе была выдержана и рецензия Сухотина, опубликованная журналом «Культура и письменность Востока». Вот как она заканчивалась (хотя А.М. Сухотин был в целом – антимарристом):

http://pravmir.ru/tragediya-geniya-pri-t...

Всматриваясь в них, убеждаешься, что ни один хороший старинный художник не испестрил бы так стены головами и руками без всякой связи и смысла. Главное достоинство древней живописи – высокая простота и некоторая архаичность (?). Впрочем, г. Фартусов сам сознался, что начал видеть эти образы уже после двухлетней работы... Фартусов – реставратор вошел в совершенно чуждую ему роль». Фартусов, будучи вынужден отказаться от продолжения своих работ по реставрации стенописи Благовещенского собора, счел себя особенно обиженным по поводу обвинения его в умышленном изменении и подрисовке открываемых фресок. В своем объяснении графу Орлову-Давыдову он, между прочим, говорит в свое оправдание: «Мысль о возможности создать такие замечательно разнообразные типы без эскиза, натуры, угля и карандаша, с одним перочинным ножом в руке и кистью для ретуши, странна и невозможна потому, что этого не смогут сделать самые лучшие художники не только России, но и всей Западной Европы; не смог создать ничего подобного и я, работая даже в храме Христа Спасителя в Москве, хотя и написал там до двухсот изображений, употребляя все силы своего знания, со всеми приспособлениями, – эскизами, картонами, этюдами с натуры и проч. Тот факт, что при некотором навыке даже мой помощник, который не в состоянии без этих следов написать не только такую, какая открыта, но и имеющую некоторое подобие головку, легко восстановляет черты рисунка замечательной правильности и красоты, служит этому еще большим подтверждением действительности существования древнего рисунка, а не фантастического сочинения его реставратором, увлеченным работой. Стоит взглянуть на открытые и реставрированные части изображения или фотографические снимки, чтобы убедиться в справедливости сказанного» 12 . Продолжение реставрации отдано было иконописцу Н.М. Сафонову. Состав Комиссии увеличен был новыми членами, – Константином Михайловичем Быковским, П.С. Сорокиным и А.М. Павликовым. 14-го мая 1886 г. Их Величества, будучи в соборе, с особым интересом обозревали открытую от позднейших наслоений стенопись в сводах и на стенах паперти. Государь при этом, между прочим, приказал, «чтобы при восстановлении живописи открытые древние изображения были возможно менее записаны».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Дело пошло было удачно, но храбрость москвичей и робость наших всему помешали: несколько москвичей выскочили из крепости и, к стыду нашему, зажгли примет, а наши не только не защитили его, но и разу выстрелить не смели, а потом побежали от шанцев. Когда я приехал к пушкам, то не только в передних шанцах, но и во вторых и в третьих не нашел пехоты, кроме нескольких ротмистров, так что принужден был спешить четыре конные роты и заставить стеречь пушки ибо на пехоту не было никакой надежды». Возвратившись в Александровскую слободу, Иоанн оттуда писал к боярам в Москву, велел им поговорить о литовском деле и отписать к нему в слободу, мириться ли с королем пли не мириться. И в то же время велел обходиться лучше с Быковским. Бояре отвечали, что надобно Быковского отпустить к королю и с ним в грамоте отписать королевские неправды, что король государевых послов, Колычева с товарищами, задерживал не по прежним обычаям, бесчестил их, и иные неправды короля припомянуть, а после в той же грамоте королю написать поглаже, для того чтоб сношений с ним не порвать, и если король захочет прислать гонца или посланника, то дать ему чистую дорогу; а рухлядь Быковскому и купцам отдать или заплатить деньгами, чего стоит. Царь на это отвечал вторым запросом: мириться или не мириться, и если мириться, то на чем? Бояре отвечали, что, когда король возобновит сношения, тогда и рассуждать, смотря по его присылке; Ливонской земли не уступать по прежнему приговору. Иоанн велел боярам сделать так, как они думают; но Быковскому и купцам всего имения их не отдали, и когда гонец на отпуску жаловался на это, то Иоанн отвечал ему: «Чем мы тебя пожаловали, что велели тебе дать из своей казны, с тем и поезжай: пришел ты к нам с разметом, так довольно с тебя и того, что мы крови твоей пролить не велели; а если будет между нами и братом нашим, Сигизмундом-королем, ссылка о добром деле, то твое и вперед не уйдет». В грамоте к королю Иоанн писал, что он за грубую его грамоту хотел было идти на него войною, но моровое поветрие помешало; задержка Быковского объяснялась так: «Исстари велось: которые приедут с разметом, тем живота не давывали».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Синод послать указ в адмиралтейскую коллегию, чтобы жалованье выдавалось им без всяких «волокит и трудностей» в начале каждой трети, или по крайней мере в половине её и в определенное время. Св. Синод уважил просьбу Родышевского и в своем указе адмиралтейской коллегии объяснил, что состоящие во флоте иеромонахи не могут иметь другого пропитания, кроме положенного им жалованья 63 . Впоследствии Родышевский с Котлина острова был переведен в Ригу по просьбе кн. Репнина обер–иеромонахом над находившимися там полковыми священниками; но и отсюда жаловался Св. Синоду на стесненность своего содержания, так как он ни «жалованья» ни «рацеев» не получил от «генералитета». Св. Синод после долгой и безуспешной переписки с штатс–контор–коллегию об удовлетворении Родышевского жалованьем дал было Родышевскому указ, чтобы он, вытребовав от губернатора подводу, уехал в Петербург, а кн. Репнина известил, что впредь к его корпусу никто из священнослужителей не будет определен без жалованья 64 . С подобными невыгодами своей службы боролись и обер–полевые священники, которые в своих просьбах Св. Синоду о предоставлении им мест по увольнении из службы обыкновенно жаловались на свое скудное содержание. Впрочем положенное обер–иеромонахам и обер–полевым священникам содержание в виду особенных обстоятельств и увеличивалось. Так именно служившим при заграничных армиях – Быковскому и Багаевскому во внимание к дороговизне жизни к получаемому ими окладу жалованья 240 р. было прибавлено еще 60 р. по особой их просьбе и по особому ходатайству Св. Синода. Впоследствии Богаевскому было предоставлено даже получать двойной оклад по его должности в виду того обстоятельства, что он один исправлял обязанности обер–полевого священника при заграничной армии, тогда как по табели 1720 г. высших полевых священников и архимандритов положено двое. Император Павел I при назначении обер–полевыми священниками Озерецковского и Сигаревича назначил им содержание по 600 р. Такое содержание давалось и другим обер–полевым священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

По идее учреждения обер–полевой священник назначался лишь на военное время и притом для наблюдения за духовенством в действующей армии. По табели о полевой армии 4 мая 1722 г. положено иметь двух высших, полевых священников, архимандритов или протопопов с жалованьем по 240 р. да рационов каждому по 91 руб. в год. В согласии с сим постановлением на должность обер–полевого священника обыкновенно назначались лица белого духовенства, но встречаются примеры назначения и из монашествующих, подобно некоторым из первых обер–иеромонахов, имевших во своем ведении и полковых священников. Таковы именно были иеромонахи: Пафнутий Быковский и Иларион. Первый был назначен в «вспомогательный корпус» заграницу самим Св. Синодом, как человек «ученый, жития честного и воздержного, бывавши прежде сего во флотах обер–иеромонах 36 . Последний по ходатайству главнокомандовавшего второю армией гр. Румянцева 37 . К ним следует причислить еще киевской академии риторики и немецкого класса учителя иеромонаха Анатолия, который был назначен киевским митрополитом Самуилом обер–иеромонахом к генерал-аншефу, сенатору Кречетникову, отправлявшемуся в Польшу к войскам, и по его просьбе 38 . Назначавшиеся из иеромонахов обер–полевые священники продолжали и в армии носить флотское название обер–иеромонахов, очевидно во внимании к их монашескому званию 39 . Но примеры назначения из монашествующих должны быть признаны за исключения из общего правила, по которому должность обер–полевого священника являлась преимуществом достойных и заслуженных лиц из среды белого духовенства. Назначение на эту должность обыкновенно следовало пред выступлением, или по выступлении войск в поход. Чтобы нагляднее изобразить порядок подобного назначения, мы представим несколько действительных примеров с сопровождавшими их особенностями. Достойно примечания, что ранее сороковых годов минувшего столетия мы не встречаем примеров назначения обер–полевых священников и, конечно, потому, что в последние годы царствования Петра I и Екатерины I нашим войскам предстояло действовать более на море, чем на суше. Вследствие сего в то время, как должность обер–иеромонаха для наблюдения за флотским духовенством уже успела получить свое полное развитие, должность обер–полевого священника фактически только что выступала на, сцену истории, хотя законодательные учреждения об этой должности в воинском уставе 1716 г. предшествовали законоположениям о должности обер–иеромонахов в морском уставе 1720 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Впрочем, напишу особо. Сентября 2-го 1852. 879 Не знаю, что сказать вам, отец наместник, об осушении Успенского собора. Мне все непонятно, почему он не был сыр в начале нынешнего столетия, когда вход в него воздуха был тот же, какой ныне. Нет ли разницы в том, что его тогда начинали отворять ранее праздника Благовещения, а с 1 мая непременно начиналось в нем священнослужение? Нанести сему зданию восемь ран, под названием душников, мне кажется суровым средством. Стены толстые; строенье старое; внутри стен, может быть, не правильная кладка кирпича, а камень всяких форм, залитый известкою. Может случиться, что при делании душников, разломаешь более, нежели думаешь. Мне думается, что надлежало бы поднять пол и посмотреть, суха ли под ним земля. Если суха: то можно думать, что сырость образуется внутри собора, и в сем случае способ, предложенный г. Быковским, может иметь место. А если земля под полом окажется сырою: то душники над полом едва ли помогут. И если причина сырости заключается в грунте: то и должно действовать на грунт. Мне все думается, что не худо было бы восстановить пруд в Академическом саду. Потеря нескольких дерев достаточно может быть заменена тем, что хорошо устроенный пруд доставит саду новое украшение. А притом он может послужить и к безопасности от огня. Если мои сомнения вас не поколеблют: не запрещаю вам действовать по системе г. Быконского. Но лучше бы желал, чтобы, по крайней мере, сие отложено было до весны, чтоб лучше надуматься, и чтобы продушины обделывать тогда, когда скорее могут просохнуть, нежели осенью. О Дубовикове вы велите мне спрашивать ректора: a время уходит. Не лучше ли было бы вам спросить его, и сказать мне, что узнали бы? Я писал к нему: но едва ли воспользуюсь ответом. Отбытие корабля приближается. Представление С. Синоду, касающееся между прочим казначея, было написано, и еще не подписано, когда вы изъявили мне сомнение о том, на что прежде согласились. Простите меня, я уже не остановился, чтобы новым раздумьем длить время. Думаю, что надобно отдать справедливость службе. Притом если заметят, что в Лавре подвергаются застою люди, которые в другом месте имели бы приятное движение: может случиться, что неохотно пойдут в Лавру люди с заслугою и с надеждою заслуги. Если будет угодно Богу: дело или не выйдет из наших рук, или не оставит пустоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Праздник Наказание Божие за неуважение святых праздников 1 . Одна женщина в городе Дорогобуже в день святителя Христова Николая, Мирликийского чудотворца, не пошла в храм, а, оставшись дома, занималась работой. Вдруг явились ей св. страстотерпцы Борис и Глеб и с угрозою сказали ей: «Почто работаешь в день святого отца Николая? Разве не знаешь, что Господь не терпит бесчестия угодников Своих?» Сказав это, они разметали хижину ее. Женщина от страха лишилась чувств и стала как бы мертвою, – только через несколько времени она пришла в себя. Целый месяц она была больна, и во время этой болезни иссохла рука ее. Хотя эта женщина и оправилась от болезни, однако иссохшая рука не не исцелела, и она вынуждена была оставаться без работы целых три года (Житие св. мучеников Бориса и Глеба, 2 мая). 2. В 1603 г. в перемышльском уезде, в селе Торках жила помещица Быковская, державшаяся лютеранской ереси. Как лютеранка, она относилась с пренебрежением к праздникам православной церкви, и вот однажды, в праздник Преображения Господня, она приказала своим слугам отправиться на поле жать рожь. Напрасно слуги упрашивали свою госпожу не оскорблять праздника Господня: она настояла на своем приказании, и слуги должны были повиноваться. Скоро и сама Быковская прибыла на поле и, обратившись к жницам, сказала насмешливо: «Вот вы хотели украсть у меня этот день со своим Спасом». Едва только она успела произнести эти богохульные слова, как вдруг, несмотря на стоявшую дотоле прекрасную погоду, поднялась страшная буря с сильным громом и молнией, от которой в одно мгновение ока сгорела на поле Быковской вся рожь, как сжатая уже, так и стоявшая еще на корне. Пораженная этим, Быковская дала публично обещание на будущее время не нарушать святости православных праздников, а бывшие свидетелями совершившегося чуда православные слуги Быковской прославили Бога, сохранившего честь святого праздника и посрамившего еретичку («Архив юго-западной России»; сн. «Воскресное чтение», 1888 г., стр. 271). 3 . Один крестьянин радомысльского уезда, киевской губернии, отправился нарубить ветвей в лесу в день памяти св. Иоанна Крестителя, на что некоторые выразили замечание, что как-то страшно рубить топором в день праздничный… «Чего страшно? Разве святой так сейчас же и начнет карать?» – возразил крестьянин, отправившийся в лес, и был вполне убежден, что «святой не явится сейчас для наказания за непочтение к празднику». Но не так вышло, как думал безрассудный крестьянин. Бог поругаем не бывает. Не успел сказанный крестьянин два раза взмахнуть топором, как от взмаха топора отрубил себе на левой руке два пальца. «Вот и покарал!» – воскликнул он, выпустивши топор из рук, и, обливаясь кровью, упал на землю («Воскресное чтение», 1892 г., 1). Кто предается беспечному и безумному веселью в дни праздничные, тот тяжко грешит пред Богом

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре пятиглавый, и его пятиглавие − очень красивое и необычное. Архитектор поставил боковые главки по углам, далеко от центральной главы, на четырехугольные башенки с узкими высокими окнами. Они как бы уравновешивают центральный световой барабан, на который водружен вытянутый кверху купол, и от этого собор смотрится особенно гармонично. Большое внимание Быковский уделил организации интерьера собора. Нижняя часть его стен вовсе лишена окон, это не только позволило создать в нижнем ярусе целостную картину из росписей и икон, но и создало эффект света, льющегося вниз словно с самого неба. Очень многие, побывавшие в этом храме, замечали, что здесь создается редкостная молитвенная атмосфера. Этому способствует тонко и умело созданная архитектором игра света и тени, − прием, не раз с успехом примененный Быковским при строительстве храмов, в том числе, например, Знаменской церкви в Ховрине. Составляя проект, Быковский заботился и о внешнем виде храма, и о его внутреннем убранстве, и не забывал о том, каков будет его вид в ландшафте. Его замысел полностью удался − со всех концов огромного и ровного Бородинского поля виден величественный, громадный объем собора, доминирующий над всеми окрестностями. Даже если идти к монастырю не по проезжей дороге, а просто через поле, сбиться с пути невозможно − безошибочным ориентиром поднимается над ровным полем высокая полусфера − глава Владимирского собора. Входит в проект: Спасо-Бородинский монастырь. Спасо-Бородинский монастырь основан Маргаритой Михайловной Тучковой – вдовой генерал-майора Тучкова, убитого в Бородинском сражении. Главный храм монастыря – собор Владимирской иконы Божией матери – построен в 1851-1859 г.г. Проектированием и возведением Владимирского собора занимался московский архитектор М.Д. Быковский. Зодчим были спроектированы два здания – пятиглавый Владимирский собор и трапезная церковь Иоанна Предтечи. Быковского можно считать создателем архитектурного комплекса Спасо-Бородинского монастыря. Ему удалось, спроектировать все постройки в русском стиле, вместившем в себя элементы византийского стиля.

http://sobory.ru/article/?object=14037

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010