Киприан, архиеп. 234 Киприан Пыжов, архим. 493, 496 Киприан, архим. 170 Кирик 17 Кирилл, равноап. 7, 8, 15, 87, 115, 292, 312 Кирилл, митроп. 31, 40, 41, 172 Кирилл I, митроп. 43, 44, 45, 46 Кирилл II, митроп. 83 Кирилл, архиеп. 380, 381, 383 Кирилл, епископ 41, 101, 187, 491, 492 КириллБелозерский, преп. 88,105, 108 Кирилл Иерусалимский 115 Кирилл Лукарие 241, 242, 248 КириллСмирнов,митроп. 427, 428, 431, 433, 434, 435, 439, 440, 496 Кирилл Терлецкий, епископ 238, 239, 141 Кирилл Туровский , свят. 118, 120, 127 Кирилл Флоринский, архим. 320 Кирилл Челмский, преп. 132 Кирилл, " епископ» 351 Кисель Адам 250 Клеопа, старец 335 Климент, папа 7, 8, 9, 11 Климент III, папа 139 Климент VIII, папа 231, 240 Климент, митроп. (Клим Смолятич) 36,37,38,70,118 Ключевский В. О. 106, 277 Княгинский Иов 246 Кобылий 84 Ковалевский Е. 469 Ковшаров И. 412 Козловский А. 274, 333 Козма Минин 169, 171 Колесников А., прот. 494 Колесников Кирилл 342 Колесников Силуан 342 Колосов А. 434 Колтон 483 Колычев, боярин 81, 82 Комнин Исаак, император 44 Конашевич-Сагайдачный Петр, гетман 245 Кондаков Н. , проф. 318 Константин (Мефодий), равноап. 7, 8, 11, 13, 14,33 Константин Васильевич, князь 93 Константин Великий , император 217 Константин Всеволодович, князь 129 Константин Федорович, князь 129 КонстантинКонстантинович, князь 399 Константин Ярославский, князь 120 Константин, император 61, 89 Константин, митроп. 30, 37, 38, 127 Константин, архиеп. 381 Константин, епископ 493 Константин, иерей 398 Константинов Димитрий, прот. 459 Конт 341 Концевич И. 494 Кончака, сестра хана Узбека 41 Копинский Исайя, митроп. 246, 247 Кополович Иоанн, прот. 454 Корейша Иван Яковлевич, юродивый 337 Корнилий, митроп. 194 Корнилий Комельский, преп. 124, 158 Корнилий Печерский, преп. 121 Корнилий Соболев, 431 Косой Феодосий 125 Коссов Сильвестр 249, 250 Костюшка358 Кочубей, граф 359 Кочуров Иоанн, свящмуч. 381, 394 Кошица 299 Кралев Антоний 179 Кранов 393 Красиков Н. 393 Красиков П. 389, 404 Красницкий В., свящ. 414, 415, 416, 417, 419

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Корол же сестру свою взят, и со двма сынми, въ Угорскую землю на Будинъ. Единъ при кралев сын живет, а другий был у варадинского бископа 1064 и при нас умре, а третьяго сына, старйшаго, Михаила, 1065 тут же на Будину видхом, от царя турскаго прибгъ ко кралю; еще не женився, прижил его Дракула съ единою двкою. Стефан же молдовскый з кралевы воли посади на Мунтьянской земли нкоего воеводскаго сына, Влада именем. Бысть бо той Владъ от младенства инокъ, потомъ и священникъ и игуменъ в монастыри, потомъ ростригся и слъ на воеводство, и женился, понялъ воеводскую жену, иже после Дракулы мало побылъ, и убилъ его Стефанъ волосьскы, 1066 того жену понялъ. И нын воевода на Мунтьянской земли Владъ, иже бывы чернець и игуменъ. 1067 В лто 6994 февраля 13 прежь писал, та же в лто 6998 генваря 28 вдругье переписах азъ, гршны Ефросинъ. 1068 1053 ...в Мунтьянской земли... – Мунтения (горная страна) – область в Румынии, восточная часть Валахии. Мунтьянской землей русский автор именует Валашское княжество, представлявшее собой в XV в. феодальное государство, ведшее борьбу за свою независимость против Турции и соседней Венгрии. 1054 ...Дракула влашеским языком, а нашим – диаволъ. – Влад Цепеш (правил в 1456–1462 и 1477 гг.) получил прозвище «Дракула», распространенное за пределами Румынии, в наследство от отца, также носившего имя Влад (1436–1446 гг.); первоначально это прозвище было, по-видимому, связано с принадлежностью Влада-старшего к рыцарскому ордену Дракона, основанному германскими императорами, но затем стало ассоциироваться с румынским словом (drac – дьявол). 1055 ...от турьскаго поклисарие... – Поклисарь, поклисарие (от греч. αποξπισιαπιο) – посол, послы; имеются в виду послы от Мехмеда (Магомета) II, турецкого султана, многократно вторгавшегося в Валахию. Рассказ ο после (послах), отказавшемся снять шляпу, за что она была приколочена ему к голове, в западных странах относили впоследствии к Ивану Грозному. 1056 ...велми рад бысть, б бо тогда ратуяся со восточными. – Β 50–60-х гг., после завоевания Царьграда и уничтожения Византийской империи, Мехмед II вел войну с главой тюркского государства Ак-Коюнлу Узун-Хазаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андреев Феодор, свящ. 434 Андрей, митроп. 377 Андрей, епископ 47, 467 Андрей, преп. 87 Андрей юродивый 336 Андрей, игумен 119 Андрей Боголюбский 30, 37, 38, 87, 96, 100 Андрей Васильевич, князь 93 Андрей Боголюбский, князь 126, 127 Андрей Кесарийский , свят. 115 Андрей Курбский, князь 79, 125 Андрей Первозванный, апостол 8, 276 Андрей Полоцкий, князь 137 Андрей Рублев, преп. 464 Андрей Юрьевич, князь 93 Андрей, князь 129 Андриан-скопец 122 Андроник Невежа 92 Андроник Никольский , епископ 398 Андроник, епископ 381 Андроник, преп. 52 Андроников Алексей, прот. 397 Аничков 41 Анна, сестра Визант. Императора 11 Анна Иоанновна, императрица 270, 300, 302, 313, 324, 325, 328, 329, 338, 348, 365 Анна Всеволодовна 98 Анна Кашинская, преп. 129, 293, 352 Анна Леопольдовна 271 Анна Михайловна, царевна и великая княгиня (Анфиса) 217 Анна 88,129 Антиох Иерусалимский 115 Антоний, патриарх 53 Антоний II, Каталиков Грузии 374 Антоний, Экзарх Грузии 373 Антоний, митроп. 55, 84, 85, 257, 306, 395 Антоний Амфитеатров , архиеп. 317 Антоний Вадковский , митроп. 284, 285, 317, 364 Антоний Зубко, епископ 360, 361 Антоний Капустин, архим. 326 Антоний Алексеевич, юродивый 337 Антоний Амфитеатров , архиеп. 281 Антоний Васильев, епископ 445 Антоний Кралев, епископ 179 Антоний Пассевин, иезуит 142 Антоний Печерский, преп. 87, 97, 98, 101,106,127 Антоний Радивиловский, игумен 251 Антоний Рафальский, архиеп. 279 Антоний Римлянин 101,119, 158 Антоний Сийский 121 Антоний Смирницкий , архиеп. 281 Антоний Храповицкий , митроп. 283, 285, 317, 318, 341, 345, 352, 375, 379, 380, 381, 383, 468, 469, 470, 472, 473, 478, 479, 481, 495 Антоний, митроп. 395 Антоний, муч. 88,136, 292, 403 Антоний, архиеп: 120, 492 Антоний, епископ 51, 52,184, 454, 468 Антоний, архим. 264 Антоний, игумен 174 Антонин Грановский, епископ 414, 416,419,420 Анфим, чернец 348 Антоний, послушник 398 Атнотий, послушник 398 Анфиса, схимонахиня 217 Апполинарий, епископ 468, 469, 484, 486 Апполинарий 60 Апраксин П. граф 469 Аракчеев А. 278, 349

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Димитрия у Ястребнице, и послах мога человека Тодора, кои ми се преда из Грек по руце, да насели онози село. И такову милость учиних, и да греде кто любо Св. Димитрие на закон церковне, и да су свободни от всех работ Господства ми, и да им се не узима никии поданк, ни Кралев, ни мои, ни позоб, ни душегубия, и да не работаю на едину работу, ни орания, ни копания, ни поноса, токмо да работаю церкви Господина ми Краля, ни мои, не севастни, Кнезь, ни прахтор, ни псарь, ни ини кто, иже под властию " …« 25 Летопипси Сербския также упоминают о том, что одпн из братьев Брапковичеи сделался монахом, но называют его не Романом, а Герасимом. 26 Это вводное предложение, кажется, имеет такое значение: «постыдило наши глаза его житие, – бежал в Болгарию,) то есть, сделался изменником. Об этом обстоятельстве не упоминают Сербские летописцы, вообще весьма краткие, особенно в пору Сербских уделов, и по тому заметки сего хрисовула доставляет иовыя данныя для Сербскои истории. 28 Сестра Драгяша и Костандина, Теодора, была выдана замуж за Жарка Мерешича, а овдовев вышла за Гурга Балыпа. 29 2 9 Если бы мать Драгаша и Констандина не была действптельно от Царской крови; то она не посмела бы называть себя в хрисовулах своих «Госпожею Царицею», тогда как сам Вукашин (убийца Уроша п похититель его властн) не решился принять титул Царя, а именовался лишь Кралем, все же другие удельные владетели Сербские оставились с теми титулами, которые получили от Царя Стефана, т. е., Кесареи, Севастократоров, Деспотов и т. п. Если же предположить, что вдова Деяиа присвоила себе произвольно титул Царицы, то и сыновья ея, особенно старший соправитель ея, Драгаш, также именовался бы Царевичем, тогда как он в тех же хрисовулах титулуется лишь Деспотом. 30 3(1 Город Струмица и его округ был завоеван еще Стефаном Дечаиским; правителем. его сначала был Протасеваст Хреля Охмучевич, который потом передался Византийцам и подружился с Каптакузином. Вероятно, после него Струмиццкий округ отдан был в управление Севастократору Деяну, который в 1354 году именуетея уже «Великим Логофетом», наравне с Гойком, братом Вукашина.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

И от сего познаша помощи Божии быти. Рече же нкто кралев: «Сего ради твоихъ слезъ даетъ ти Господь побидити царя злочестива». Начаша смотрити глаголющаго лице, и не видша его к тому. И шедше же от столпа оного, видша конь осдланъ, никимъ держимъ, и счиво на немъ, рекше – секира, и от того извстнйше разумша: помощи Божией быти. И тако самодержецъ всдъ на коня того, изыде на противных изъ града с вои, елико обртошася с нимъ. Видвше же супротивнии, и абие страхъ нападе на нихъ, и на бжание устремишася. Они же въ слд женуще, толико множество безбожных варваръ погубиша и богатьство взяша их, елико и числа не бша. Иныхъ живых яша. Видвъшеи же въ гради оставшеи помощь Божию и побду на противныхъ, изыдоша из града и с малою чадию, рекше жены и дти, мужескую храбрость въсприимше, и такоже нечестивыхъ побивааху, никомуже противящуся, якоже первие рхомъ. Безбожному оному Батыю къ угорьскимъ планинамъ бжащу, 45 зл житию конець приемлет от рукы того самодержьца Владислава. Глаголють же нции, иже тамо живущеи человц, яко сестра того Владислава, юже плниша, и та тогда бжащи бяше с Батыемъ. И бысть, по внегда сплестися има с Батыем, тогда сестра его помогаше Батыю. Их же самодержець обою погуби. Угры же сташа въ станохъ Батыевыхъ, татарове же, приходяще ко станомъ своимъ и с пленомъ, не вдяще бывъшаго. Угры жа пленивъ отнимающе, самх же варваръ и немилостивно погубляху. Токмо елиц, въсхотша вры еже въ Христа, тхъ оставиша. Сотворенъ же бысть мдным льяниемъ краль, на кон сдя и секиру в руц держа, еюже Батыя уби, и въдруженъ на томъ столп на видние и память роду и до сего дне. 46 И тако збысться реченное: «Мн отмщение, и аз въздамъ месть», 47 – глаголеть Господь, – до зде убо яже о Батыи повсть конець приатъ. Богу нашему слава нын, и присно, и в вкы вком! Аминь. 34 ...втораго Навходоносора, град Божий Иерусалимъ воююща... – События сравниваются с эпизодом библейской истории о разорении Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором, уведшим в плен тысячи его жителей, в числе которых были сыновья царя, три отрока, Ананий, Азарий и Мисаил, и пророк Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же касается знаменного строчного пения, зафиксированного знаменной нотацией и сохранившегося в крайне малом количестве партитур, относящихся к концу XVII в., то оно, как уже говорилось, являлось некоей реакцией русского певческого мышления на западные влияния. В этом пении преобладала консонантная терцевая структура аккордов, проявляющая себя в длинных цепях параллельных трезвучий. В то же время начинают выявляться функциональные тяготения и тонико-доминантовые отношения. В знаменном троестрочии полностью отсутствовал попевочный материал как путевого, так и демественного распевов, да и сама строчная знаменная ткань не имела цен-тоннои, попевочнои, структуры. Низ и верх свободно присочинялись к пути, в котором могла проводиться или знаменная мелодия, или какая-либо авторская мелодия, как это имело место в известной строчной Херувимской, написанной на основе одноголосной Херувимской, называемой «Кралев плачь». Знаменное строчное песнопение могло представлять собой вообще некую свободную композицию, не связанную ни с какими одноголосными первоисточниками. Все это позволяет квалифицировать знаменное троестрочие как некое компромиссное явление, как некий переход от русского многоголосного мышления к мышлению партесного пения. Эту мысль подтверждает тот факт, что знаменное троестрочие было полностью вытеснено партесным пением, и мы не имеем ни одной поздней нотолинейной партитуры этого пения, в то время как нотолинейные партитуры со строчным демеством дошли до нас во множестве. Путь развития, намеченный в знаменных строчных партитурах, приводит в конце концов к крюковым партитурам, содержащим партесные песнопения, которые в силу их фиксации крюковой нотацией иногда ошибочно принимают за какой-то род строчного пения. И это лишний раз подтверждает переходный характер знаменного строчного пения. Если же говорить о канонической правомерности и вкоренен-ности строчного пения в богослужебную практику, то его связанность и обусловленность служебным чином представляются весьма прочными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повесть о королевиче Валтасаре Повесть о Валтасаре кралевиче, како служа некоему царю Бысть в некоей стране град велик и славен зело. И в том граде бысть царь вельми богат и славен зело, и много земель богатых имел у себя в покорении. И бе служа ему некоего краля сын, именем Валтасар, и собою вельми прекрасен и разумен, что в державе его такого лепотою не обретеся. И любяше его царь вельми за красоту лица его и за умную речь, и учинил его пред собою стоять. И бе от всех чтим. Изволи его царь совокупити честному браку и избра царства своего девицу, некоего вельможа дщерь, именем Φларента прекрасная. И по совокуплении кралевич нача жити с сожительницею своею вельми любезно, что и людем житию их позавидети. И по неколицех днех из некоего славного дальнего царства пришел к тому царю посол от царя своего о некоих царских вещех. И увиде той посол кралевича того и вельми подивися красоте лица его. И рек в себе «Подобен се кралевич царю нашему красотою лица своего». И нача во уме своем держати, чтоб по возвращении в царство свое про красоту того кралевича царю своему возвестити. Егда же пришед во свое государство, и в некоторое время рече царю своему о кралевиче «Великий царю! Был я ныне от твоего царского величества в послех и видел того государства у царя из некоего кралевства, служил ему кралев сын, именем Валтасар кралевич. И той кралевич красотою лица своего подобен зело твоему величеству». Слышав же се царь и повеле к царю тому готову быти некоему вельможе своему посланному. По указу же цареву написаша к тому царю о кралевиче листы 1149 по царскому уставу. А в листех написаша о кралевиче кроме царских титл 1150 сие «Аще, царю, того титл сице кралевича в наше государство не отпустишь, и мы изволяем твою землю всю под меч подклонити и твое величество жива полонити, и самого тя в тот чин пред нашим величеством учинити. Аще ли же наше повеление сотвориши, то вечный мир с нами восприимеши» – сей же царь и наипаки того царя сильнее и богатее. Посол же прииде в то царство и подаде листы от царя своего. Царь же той, приняв листы, повеле вычесть пред собою. И услыша писанное о кралевиче, рече послу тому со гневом: «Иди ты к царю своему тощь 1151 и скажи ему, чтобы он не труждался всуе и не мыслил, что кралевичу бысть у него в царстве». И не даде ему кралевича. Посол же той отъиде от царства вотще.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

428 Римикая Империя пала в 476 году, когда Одоакр, вождь Герулов, превратил Италию в Германское военное государство (Всеобщ. Ист. Лоренца 1866 г. ч. II. отд. 1, стр. 219 и 225), или в 480 г., когда умерщвлен был последний Римский Император Юлий Непот. 431 См. кн. об ант. разд. 8, знам. 3, л. 67–68. При этом указывают раскольники на отделение от владения Римского следующих «кралевств: Италии, Франции, Германии, Испании, Англии, Сарматии, Полонии, Асии, Греции или Македонии и Египта, которые особых кралев себе поставиша». 445 Это послание сохранилось в многочисленных списках. Мы читали его по списку, находящемуся в так назы¬ваемом Паисиевском Сборнике Кирилло-Белозерского Монастыря XIV–XV в., напеч. в ист. Русск. Церкви Макария Еп. Винницкого 1857 г. т. II, прим. 22, стр. 297–299. О подлинности этого послания см. там же стр. 102. 446 Мы читали это сочинение по списку из сборн. Новг. Соф. Библ. XVI в. 22 л. 102–106, напечатанному в той же ист. пр. 273, стр. 309–314; о подлинности его см. там же стр. 140–141. 447 Это посл. напеч. в Памяти. Росс. Слов. XII в. стр. 205. О подлинности его см. в вышеупомян. ист. Рус. Церк. Макар. Еп. Винн. (т. II, стр. 144–145), подробнее у Неволина (Изв. Имп. Ак. Наук по 2 отд. II, 96). 448 Первое из этих посланий напечатано в Памятн. Российск. Слов. XII в. стр. 153. Второе – по списку, находящемуся в Кормч. Румянц. Муз. М 233, л. 371–375, напечатано в Ист. Р. Ц. Мак. Еп. Винн. т. II, примеч. 277, стр. 314–320. Третье – по списку, находящемуся в Макар. Четьи-Мин. Моск. Успенск. Соб. л. 2765, напечатано в той же Ист. прим. 281, стр. 320–327. О подлинности всех их см. там же стр. 148–153. 461 «Недостойно ни к Божественным тайнам обще (с Латинянами) приступати, – говорит Препод. Феодосий, ни им к нашей, ни нам к их». Тоже выражает Митр. Никифор: «Латыне святую службу вином едином приносят без воды» (в трет. посл.). 477 Есть в книге о вере одно только выражение о папе: «не явный ли сей антихристов предотеча» (гл. 30, л. 272), но только предтеча…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Ерофеев-художник— раб своего воображения, игрового и игривого. Его фантазия принялась творить причудливые фантомы, несомненный литературный талант придал им облик привлекательный и заражающий унынием. Такое воображение всегда направляется бесами. А результатом становится неспособность человека к живой жизни. Пьяной мечтательностью, уходом от реальности человек начинает компенсировать свою невозможность противостать всем невзгодам, мужественно противоборствовать напору внешних недобрых сил и обстоятельств. Любая пустая мечтательность разлагает душу— недаром утверждал Достоевский: это трагедия олицетворённого греха. У Венички— мечтательность, возведённая в степень. Он мечтает о рае на земле, который воплощён в его грёзах теми самыми Петушками, к которым он совершает своё пьяное до беспамятства путешествие. “...Это место, где не умолкают птицы, ни днём, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. Первородный грех, может, он и был,— там никого не тяготит. Там даже у тех, кто не просыхает по неделям, взгляд бездонен и ясен...”   на поэму «Москва-Петушки» даются по изданию: Ерофеев Венеди кт , Москва-Петушки. М., 1990; с указанием страницы в круглых скобках.   Последнее специфическое замечание придаёт особый оттенок этому раю. Но создаётся впечатление, что это просто утопия для самого же Венички, что не было никакого рая, не было предыдущих его двенадцати посещений того рая, и именно поэтому— чтобы утопить в опьянении неизбежное ощущение трезвой действительности— Веничка напивается до омерзения, обрекая себя на трагический конец. Когда поэма Ерофеева только появилась в самиздате, многие говорили, что это одно из самых ярых обличений советской власти, обрекающей человека на стремление забыться, на итоговую гибель. Интеллигенция была в восторге: как он врезал власти! Те четверо, кто в финале поэмы убивают страдающего лирического героя, отождествлялись большинством читателей прямо с ненавистною организацией, одно название которой до сих пор вызывает душевную аллергию у многих пост-советских людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003   004