е. при объездах епархий вместе с церквами и приходами католическими осматривать и посещать церкви и приходы и православные; не позднее второй половины XVII в. епископы успели истребовать от правительства, чтобы эти их притязания были признаны и утверждены, как действительные права, со стороны власти государственной. Такое вмешательство латинского духовенства в дела православной церкви, крайне оскорбляя и раздражая православных, иногда вызывало с их стороны открытое сопротивление, но все случаи подобного сопротивления оканчивались тем, что непокорные при содействии гражданских властей были заковываемы в железа, сажаемы в темницы и подвергаемы всякого рода мучениям и истязаниям (см. Србско-далмат. Магаз. 1850 г. стр. 102, 1865 г. стр. 147 sqq, 1866 г. стр. 155 и в книжке le Вгет’а Acta Ecclesiae Graecae annorum 1762 et 63, Stutgardiae, 1764, р. 41 sqq). Стеснение православным в построении церквей доходило до такой степени, что указами первой четверти XVIII в. им дозволялось строить их только в таком случае, когда изъявит на то свое согласие местный католический епископ и соседние католические жители (Србско-далмат. Магаз. 1865 г. стр. 152), т. е. иначе, что у них совсем отнимаема была возможность строить новые церкви. Следствием всех этих мер латинского духовенства было то, что и должно было быть: так как мужество переносить унижения и страдания обыкновенно имеет только меньшинство, а не большинство людей, то большинство православных далматинцев волей-неволей постепенно присоединились к католичеству, а на стороне православия осталось именно только меньшинство их; в настоящее время из 400 слишком тысяч сербского населения Далмации православных тысяч до 80-ти 353 . Православная епископская кафедра в Далмации была учреждена во время занятия области французами, в 1808–10 г. (декретом Наполеона от 19 сентября 1808 г. назначено было быть кафедре, а декретом его же от 26 марта 1810 г. назначен был первый епископ Венедикт Кралевич, см. книгу «Житие, сиречь рождение, воспитание....

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Магаз. ibid. и 1862 г. стр. 142, 1867 г. стр. 141, 1841 стр. 119); 6) Савватий, бывший митрополит герцоговинский, бежавший из Турции в венецианские владения с 700 семейств герцоговинцев по одним перед 1693, по другим, и вернее, – в 1695 г., получивший официальное признание от правительства республики в сане далматинского православного епископа (вероятно, из внимания к тому обстоятельству, что привел с собой сейчас указанное число переселенцев) и умерший в 1718 или – 19-м году (Србско-далмат. Магаз. 1866 г. стр. 160 и 1863 г. стр. 169, Записок Географич. Общ. XIII, 658); 7) Стефан Любибратич, племянник предшествующего, поставленный было в преемники ему в 1719 г., но по настояниям латинского духовенства прогнанный из владений республики в 1720 или 1721 году (Србско-далмат. Магаз. 1861 г. стр. 214, 1866 г. стр. 160 и 1867 г. стр. 141, cfr 1864 г. стр. 153); 8) Сима Концаревич, подобно Любибратичу поставленный прямо для Далмации, без спроса венецианского правительства, в 1751 г. и прогнанный сим последним по настояниям того же латинского духовенства в 1753 или 54 году (ibid. 1861 стр. 219 sqq, 1862 г. стр. 152 и 1866 г. стр. 155). После сего до конца существования республики далматинцы более не имели у себя ни одного епископа, и состоя номинальным образом под властию архиепископов филаделфийских, на деле обращались с своими духовными нуждами к ближайшему к ним по местности из епископов сербо-австрийских епископу kapлшmaдmckoмy(ibid. 1863 г. стр. 139 и книжки «Переписка о унии далмат. еп. Венедикта Кралевича», А. Симича, у Београду, 1863, стр. 88). Мы сказали выше, что латинское духовенство республики употребляло все старания о насильственном привлечении православных далматинцев в католичество; средствами для него в этих его стараниях были – как можно большие притеснения православным в делах веры. Не позднее как с начала XVII в. латинские епископы, притязая видеть в православном духовенстве и во всем правосланом населении как бы людей вполне подлежащих их духовной юрисдикции, присвоили себе право: 1) испытывать новопоступающих православных священников в знании ими веры (professio fidei), при чем требовали, чтобы гражданские власти не прежде допускали священников к отправлению их обязанностей, как последние представят от них – латинских епископов дозволительные на это грамоты (limerae patentes); 2) визитовать православное население, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Однако, и после этого, существование православной церкви было крайне шатким; каждая неудача казацкого движения вызывала новые гонения на православие; православные церкви отдавались тогда в аренду евреям; с целью остановить прирост православного населения одно время был установлен даже особый налог на православные браки и особый поголовный сбор на родившихся младенцев мужского пола. Если Флорентийская уния послужила идейною основою для западнорусской унии, то в свою очередь эта последняя явилась образцом для дальнейших униатских построений – в соседних Угорской Руси Трансильвании и Банате. Всюду в этих землях повторялась западнорусская история: быстрая потеря высшими классами своего национального и религиозного облика и соблазн высшей духовной иерархии правами и преимуществами Римской церкви. В середине 17 в. (1652) принял унию Мукачевский епископ Парфений (в Угорской Руси); одновременно с униатством быстро пошла здесь и мадьяризация населения. В самом конце 17 в. уния захватила румынское и отчасти сербское население Австро-Венгерской монархии; интересно, что уния здесь шла вместе с успехами австрийского оружия против турок. По мере освобождения христианских земель от неверных, освобожденным (которые в общем до этого пользовались относительной вероисповедной свободой) навязывалось латинство в первой его стадии – унии. В 1688 г. Австрией покорена была Трансильвания; через десять лет Трансильванский (румынский) митрополит Феофил, соблазнившийся обещаниями равноправного положения с латинским духовенством, признал главенство папы и римские догматы веры. Феофил умер не успев закончить начатого дела. Унию окончательно принял с частью духовенства и народа преемник Феофила – Афанасий (в 1700 г.) В восьмидесятых годах 18 в. австрийцы отняли у турок всю Венгрию, Славонию, Срем и немного позже – Банат. Униатская пропаганда среди сербов, населяющих эти земли, началась сейчас же вслед за покорением этих земель австрийцами. Дело унии среди сербов ослаблено однако было переселением 40 тысяч православных сербов из-за Савы и Дуная, ушедших от турок во главе со своим патриархом Арсением Черпоевичем после возвращения из-за Дуная австрийских войск, когда военное счастье в войне с турками обратилось против австрийцев. Число униатов среди сербов, подданных Австро-Венгрии, осталось поэтому весьма небольшим. Уже в 19 в. Была попытка привить унию к далматинским сербам (после присоединения к Австрии Венецианской Далмации). В 1819 г. была открыта в Шебенике якобы православная духовная семинария, имевшая однако скрытые униатские цели; учителями для нее выписаны были униаты. Когда дело это выяснилось, в Шебенике произошел настоящий народный бунт, и склонившийся к унии, (ранее православный) епископ Венедикт Кралевич должен был спасаться бегством.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

Примечание мое. Я видел в Венеции епископа Венедикта Кралевича и в Вознесеньев день обедал у него. Роста он очень высокого, телосложения весьма крепкого; лицо – белое, все проникнутое самым свежим и здоровым румянцем; вся голова отменно хороша; борода длинная, окладистая, шелковистая и белая, как жемчуг, прекрасная борода; руки – жилисты и несколько покрыты, ниже пальцев, волосами; голос его – густой, басистый. В Венеции мне говорили, что скульпторы и живописцы считают его голову наилучшей моделью для изваяний и живописи. И действительно этот старик – красавец! Государь наследник Александр Николаевич, в бытность свою в Венеции, подарил ему дорогую панагию и портрет свой, писанный в Венеции, почти в рост. Наследник не знал, что это – Иуда предатель. Панагии он никогда не носит, и говорит русским (напр. князю Алексею Борисовичу Куракину, секретарю венского посольства), что австрийское правительство запрещает ему носить ее. Это – неправда! Не может быть, чтобы австрийское правительство запретило носить знак архиерейского сана и дар наследника русского престола. Я думаю, что Кралевич сам не носит панагии, дабы показать австрийцам что он приверженец римской церкви и, следовательно, враг всего православного и русского. За обедом у этого епископа шел жаркий разговор или лучше спор об афинском синоде. Я доказывал, что этот синод не законен, ибо он установлен светскою властью, и кроме того, католическою, ибо царь греческий Офон – католик. В России св. синод учрежден с благословения четверопрестольных патриархов, а в Афинах – без благословения и соизволения их. Мои собеседники – греки, говорили, что этот синод установился по необходимости политических обстоятельств; ибо Греция сделалась независимой от Турции и, следовательно, от константинопольского патриарха. Я им говорил, что в делах церковных политика никакого весу не имеет и иметь не должна и пр. и пр. Помню, что один из греков во время разговора сказал, что правление церкви, по намерению И. Христа, должно быть не монархическое, а демагогическое. Sapienti sat! 58

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Униатская пропаганда между сербами, населяющими южную Венгрию, Славонию с Сремом и Темешварский банат, начата была тотчас же, как эти области были завоеваны у турок (Темешварский банат, как уже мы говорили выше, был завоеван не одновременно с тремя первыми, а немного позднее). При переходе из Турции патр. Арсения Черноевича пправительство обещало сербам совершенную неприкосновенность свободы их веры; но это не помешало ему не только дозволить, но и помогать латинскому духовенству, между которым в особенности отличались ровностию иезуиты, в его стараниях привлечь схизматиков к союзу с св. римским седалищем (см. жалобы на латинское духовенство и австрийское правительство и просьбы о заступничестве, с которыми в 1696 г. патр. Арсений Черноевич обращался к нашему русскому правительству, у Муравьева в Сношениях с Востоком ч. 4, л. 1205 sqq). Пропаганда, быв ведена между сербами одновременно с тем, как ведена была между румынами, хотя не имела у них ничего похожего на тот огромный успех, которым сопровождалась между сими последними, однакож все-таки не осталась и совершенно бесплодною, – некоторое количество прозелитов, при употреблении всякаго рода способов, было навербовано, и таким образом положено было начало, которое, как известно, составляет главное во всяком деле. О дальнейшей пропаганде мы не имеем положительных сведений; но несомненно, что она была ведена и что одну за другой, хотя и отдельными единицами, иезуитские мрежи постоянно вытаскивали новые жертвы. Нынешнее количество униатов между сербами южной Венгрии, Темешварского баната и Славонии с Сремом положительно точным образом нам неизвестно (потому что в статистических росписях сербы-униаты Темешварского баната, в котором сербские поселение перемешаны с румынскими, обыкновенно показываются в одной общей цифре с униатами из румын); но приблизительно оно ограничивается тысячами 11–12-тью. После присоединения в Австрии венецианской Далмации сделана была попытка ввести унию и в этой последней области. Первый далматинский православный епископ, Венедикт Кралевич, оказался человеком готовым содействовать желаниям правительства, и в 1819 г. приступлено было к осуществлению замысла посредством открытия в Себенико или Шибенике православной будто бы духовной семинарии с учителями-униатами (которые вызваны были из Галиции, см. Србско-далмат. Магазин 1863 г. стр. 142 и книжки «Переписка о унии далмат, еп. Венедикта Кралевича», у Београду, 1868 г., предисловие). Попытка с одной стороны кончилась тем, что произошел открытый народный бунт и что епископ принужден был спасать свою жизнь бегством (ibid), а с другой стороны тем, что в настоящее время между далматинскими сербами насчитывается до четырех сот человек униатов, т. е. что старания все-таки не окончились совершенно бесследным ничем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Совершенно новой чертой является рассказ о том, что Александр перед выступлением опять учит своих бояр, на этот раз обращая внимание их на нищих. Выражение по поводу того, что князь не успел послать вести к отцу «В град Киев» (так в изд. списке первон. редакции); «жалостно слышати» опущено, как в Рост. Комп. и Ник. лет. Время выступления обозначается так: «в день недельный, в ню же свершается память свв. отець шестаго събора...» (относительно «шестого» собора ср. Русск. Врем.). Личность Пелгуя очерчена в несколько ином духе: Сей же бысть разумен и благочестив и сему поручена бысть стража утреничнаа морьскаа (ср. изд. список). Слова князя, обращенные к нему, распространены фразой: дóндеже узрив славу Божию (ср. Ник. лет.). Формула Невского боя, которая в первоначальной редакции отличается чрезмерной краткостью, изменена до неузнаваемости. Говорится, что полки бились «крепко на многы часы», причем отмечено, что «никогда же бо бывала такова брань князем Русским преже сих, яко и за рукы емлющеся сечахуся». Кровь лилась при этом «яко туча дождевнаа», «и паде множество трупиа от обоих». Только к вечеру «призре Господь милостивным си оком на род христианьскый и поможе великому князю Александру». Первая часть этой формулы представляет буквальное сходство с не раз упомянутым описанием боя в Паремии в честь Бориса и Глеба: «и съступишася обои и бысть сеча зла; ака же не бывала в Руси и за руки емлюще сечахуся». Выражения же «на многы часы» и «пролиася кровь яко туча дождевнаа» типичны для Повести о Мамаевом побоище 106 . Что касается до указания, что битва продолжалась до вечера, то и для него есть параллели в новости о Мамаевом побоище (ср. Полное Собр. Русских Летописей, т. IV, стр. 80: в 9 час дни призре Господь милостивыма очима на вси князи Рустии) и в других воинских повестях 107 . Вообще, можно думать, что автор жития был знаком с целым рядом воинских повестей, из которых он взял краски для дополнения картины боя. Гораздо меньше его интересует эпизод с шестью храбрецами. Он ограничивается перечислением их имен и следующей общей картиной: «Сии убо мнозех от Римлян нарочитых убиша, инех же руками яша и многи корабля разбиша и доехав кралев шатер великыи златоверхыи и столп его подсекоша». Отдел молитв, который вообще у автора богато предоставлен, увеличивается новым вкладом в виде особого благодарения, произнесенного Александром, в подражание Дмитрию Донскому из повести о Мамаевом побоище 108 , по возвращении с победы. Оказывается, что тот же 9 стих 19 псалма, который в первоначальной редакции приведен перед битвой, перенесен сюда и превращен здесь в зерно новой молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К сему бо имеяше велию веру и к святым страстотрьпцем Борису и Глебу и всегда память их честно творяще. Бе же тогда некто муж, стареишина земли Ижрьскиа, именем 243 Пелгусии, наречено же бысть имя ему в святем крещении Филипп. Сей же бысть муж разумен и благочестив, и сему поручена бысть стража утреничная морьская. Оному же стрегущу обоя пути и всю нощ без сна пребысть, стражбу свою деющи. И егда же въсходящу солнцу, услыша шум страшен по морю и виде насад гребущ, в немже стояща святии страстотрьпци Борис и Глеб во одежах чрьвленах, рукы свои на рамех дръжаща. Гребци же седяще, акы мьглою одеяни. И рече блаженный Борис: «Брате Глебе, повели грести, да поможем сроднику своему Александру». Пелгусии же, видев таковое видение и слыша глас от святою мученику, и зело трепетен стояше. И отиде насад от очию его. Он же иде скоро, поведа сиа великому князю Александру. Князь же великии рече ему: «Не повежд сиа никому же, дóндеже узриве славу Божию». И бысть час шестыи дне, съшедшимся обоим плъком и бившимся крепко на многи часы. Никогда же бо бывала такова брань князем Русским прежде сих, яко и за рукы емлющеся сечяхуся. Пролиася кровь, яко тучя дождевная и паде множьство трупиа от обоих. И уже бяше вечеру сущу, призре Господь милостивным си оком на род христианьскии и поможе великому князю Александру, изби множство безчислено от Римлян, яко и самому кралеви възложи печять на лице копием своим. В полку же тогда великого князя Александра явишяся шесть муж храбрых, крепко мужъствовавше по своем князи. Гаврил Олексин, Збыслав Якупов, Яков Полочянин, Миша Новъгородець, Сава и некто от слуг Александровых, именем Ратмир. Сии убо мнозех от Римлян нарочитых убишя, инех же руками яшя и многы корабля разбишя и доехав кралев шатер, великии, златоврьхии, и стлъп его подсекошя. Видевше ж Римляне падение шатра, зело възметошяся и въскоре побегошя. Бысть же в то время чюдо дивно, якоже 244 при Езекеи цари, егда прииде Сенахирим, Асириискии царь, хотя пленити святый град Иеросалим, и внезапу Ангел Господень изби от плъку Асирииска 185000.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Трое из них знали греческий язык: старец Арсений Глухой, Богоявленский игумен Илия и мирянин Григорий Онисимов. С ними работали еще старец Антоний Кралев и известный протопоп Иван Наседка. Для них отведена была особая комната, «палата» так назыв. «Правильная». При справщиках состоял вспомогательный штат чтецов и писцов. Работали на совесть, по документам, не довольствуясь догадками от своего разума. Пособием служила богатая коллекция пергаменных и бумажных, по возможности самых древних рукописей. Собраны были они по особому указу царя и патриарха: «повелеста от градов книги харатейныя добрых переводов древних собрати и от тех древних божественных писаний стихословия исправляти, яже неисправлением от преписующих и многолетних обычаев погрешена быша». Так образовалось начало знаменитой в науке нашего времени так называемой «Типографской Библиотеки» рукописей в Москве. Благодаря особому вниманию к книжно-типографскому делу патр. Филарета, получился довольно показательный статистический итог. Оказалось, что из Московской типографии за время п. Филарета вышло печатных изданий книг больше, чем за все время русского книгопечатания от его начала при Грозном. Цикл богослужебных книг был напечатан полностью и некоторых даже по много изданий. Вся Минейная «Библиотека» в 12-ти томах была напечатана полностью, равно как Октоих и Каноник. В двух изданиях вышли: Триодь Цветная, Шестоднев, Учительное Евангелие. В трех изданиях явились: Евангелие, Псалтирь Следованная, Триодь Постная, Типикон. В 4-х изданиях: Апостол, Требник, Минея Общая. В 5-ти изданиях: Часослов. В 6-ти: Служебник. На титульных листах всех книг значится благословение патриарха, а у некоторых из них отмечено и личное его свидетельствование. В послесловиях не раз отмечено, что изданные книги исправлялись по древним харатейным славянским спискам, но нигде не сказано, чтобы они сличались с текстом греческим, будь то рукописным, или новопечатным. Детальной построчной проверки этого факта наша наука еще не проделала. И, вероятно, инструкция сверху, от патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Третий имянем Ияков, Полочанин, ловчий бе у князя; сей наеха на полк с мечем и много мужество показа. Четвертый имянем Миша, Новоградец; сей пешь с дружиною изби три корабли Римлян. Пятый имянем Сава; сей великий шатер кралев златоверхий подсече; Римляне же, видевше падение шатра, возмятошася. Шестый имянем Ратмир; сей много бися пешь, егоже оступиша мнози Римляне, и от многых ран пад, скончася. Избиено же бысть множество Римлян, а останок их с срамом побеже. А трупия мертвых своих великих воевод три корабли наметаша и потопиша в мори, а иных ямы иззасыпаша, а язвении бес числа бяху, Новоградцев же токмо 20 убиено бысть. Чюдо о ангельском пособии Бысть же в то время чюдо предивно и памяти достойно, якоже в древняа дни при царе Иезекии, егда прииде Сенахирим, царь Асирийский, хотя пленити святый град Иерусалим, и внезапу Ангел Господень изби от полка Асирийска 185 тысящ, и въсташа заутра и обретоша трупия мертвых. Тако же и ныне при победе великаго князя Александра, егда победи краля, обон пол реки Ижеры, идеже не бе проходно полком Александровым, и тамо обретошася многое множество трупиа мертвых, иже избиени от Ангел Божиих. Христолюбивый же великий князь Александр Ярославич возвратися с предивною победою во свою отчину в Великий Нов град, славя и благодаря Бога, глаголя сице: Благодарение. «Благодарю Тя, Владыко преблагый, и славлю имя пресвятое Твое, яко призвах бо Тя, Премилостиве, в день печали моея, избавил мя еси, и не оставил еси нас, убогых раб своих. Тии безбожнии спяти быша и падоша, мы же, раби Твои, востахом и исправихомся, Твоею помощию спасаеми. Всех бо тепле кающихся милуеши; благодетельствуеши 263 и прославляеши, иже от всея душа Тебе работающих, и всем, иже со страхом и любовию Тебе ищющим, близ обретаешися, и к Тебе Единому зрящих не презираеши, и всем, иже к Твоей дрьжаве прибегающим, вся, яже на пользу, прошения подаваеши. Ты бо еси един благых податель, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь». Оттоле же обыче зватися святый Александр Невский, понеже рать спя бысть с Римляны близ великиа реки Невы, усть реки Ижеры, в лето 6749.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Опустошенные их страны заселены новыми немецкими поселенцами и получили немецкий характер. В последующие века, под влиянием господствующего племени немцев, здесь исчезли почти всякие следы славянской народности. В настоящее время эти древние славянские страны составляют – можно сказать – самое ядро немецкого (прусского) государства. Следы славянской народности сохраняются только в некоторых славянских наименованиях местностей, искаженных немецким произношением или переведенных на немецкий язык (Королевец – Königsberg, Кралев Градец – Königsgrädz, Щетин – Stettin, Гданск – Danzig, Колобрег – Kolberg н др.), и в небольших сохранившихся остатках славянского населения в так-называемой Вендской Лузации, Померание и других прусских землях. Так гибельно здесь было для славянской народности раннее влияние немецкого племени и римско-католической церкви. Замечательно впрочем, что насильственно распространенному католицизму в этих местах не удалось утвердиться прочно. В XVI веке в прибалтийских странах скорее всего принято было протестантство. IV. Подавление православия латинством в других западно-славянских племенах, просвещенных св. Мефодием. – Очерк истории христианства в Чешской стране. Во всех других западных славянских землях, принявших при св. Мефодии христианскую проповедь на славянском языке, православное вероисповедание постепенно было вытеснено римским, и славянское богослужение латинским. Главною причиною этому было то, что западные славяне были слишком разобщены с православным восточным миром, жили далеко от главных центров восточного славянства и восточного православия. Разделенные притом на несколько отдельных государств, из которых при взаимных междоусобиях ни одно не могло приобрести надолго твердости и силы, они должны были подчиняться политическому, а затем и религиозному влиянию соседних сильных католических государств. В особенности средневековая священная римская империя со времен Оттона I приобрела сильное влияние на западные славянские страны, и во всех землях, находящихся от неё в зависимости, старалась утверждать господство римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002   003     004