В Смоленске археологи открыли древнерусский храм домонгольского периода (+Фото) 16 августа, 2013. Новостная служба Храм расположен на склоне левого берега Днепра в центре современного Смоленска. Есть некоторые основания предполагать, что храм был посвящен великомученице Параскеве Пятнице. Однако точно определить посвящение новонайденного памятника пока не представляется возможным. 16 августа. ПРАВМИР. В Смоленске архитектурно-археологическим отрядом Института археологии полностью раскопан и изучен ранее неизвестный древнерусский храм домонгольского периода, обнаруженный осенью 2012 года в процессе охранных раскопок. Об этом сообщается на  сайте Института археологии РАН , в статье члена-корреспондента РАН В. Седова. Выехавшая на место группа архитектурных археологов тогда же определила развал кладки как остатки четырехстолпного храма середины XII века с несколько более поздними, но тоже домонгольскими галереями. В мае-июне 2013 года были проведено масштабное археологическое изучение памятника, позволившее выявить его основные формы и некоторые детали, датировать храм и определить его место в истории архитектуры древнего Смоленска. Это первые раскопки домонгольского памятника в городе за последние двадцать лет. Храм расположен на склоне левого берега Днепра в центре современного Смоленска. Есть некоторые основания предполагать, что храм был посвящен великомученице Параскеве Пятнице. Однако точно определить посвящение новонайденного памятника пока не представляется возможным. По словам ученых, это был четырехстолпный одноглавый храм с тремя полукружиями алтарных абсид. Столбы, поддерживавшие барабан купола, были крестообразными в плане. Пол церкви был сделан из плинфы на растворе. На внешней поверхности стен выступали лопатки, делившие фасады на прясла, а на средней паре лопаток на каждом фасаде были расположены полуколонки, характерные для поднепровского зодчества середины XII века. В домонгольское время в храме было совершено несколько погребений. Одно из них было устроено в аркосолии, внутристенной арке в южной стене. Это захоронение мужчины, вероятно, ктиторское. Еще одно находилось в специальной плинфяной гробнице  у западной стены храма с внешней стороны. Интересно, что погребенные в этой гробнице женщина и ребенок были ориентированы необычно, как и сама гробница: по оси север-юг.

http://pravmir.ru/v-smolenske-arxeologi-...

Первая учительница Светлым воскресеньем, в день святой великомученицы Параскевы, называемой Пятницей, мы с первой учительницей причастились. 5 октября, 2014 Светлым воскресеньем, в день святой великомученицы Параскевы, называемой Пятницей, мы с первой учительницей причастились. Ее звали Татьяна, и она была моей первой учительницей. Мы встретились в эту субботу на вечерне в родном Покровском соборе. Когда я ее увидел, сразу стало хорошо на сердце. И не потому, что встретились в храме, хотя и это важно, а просто я всегда рад ее видеть. Просто она моя первая учительница и всегда улыбается при встрече. Уже больше тридцати лет прошло, как она меня учила сидеть за партой, а глаза у нее все такие же добрые. Она всегда спрашивает, когда я женюсь, а я спрашиваю, как здоровье ее мужа, доброго и улыбчивого Сергея, которого тридцать лет назад мы звали дядя Сережа. Когда он за ней ухаживал и украдкой приходил к нам на уроки, чтобы, стесняясь, дарить ей цветы, мы, мальчишки, ее ревновали, а девчонки говорили, что мы полные дураки и ничего в жизни не понимаем. Но мы очень даже хорошо все понимали, хотя виду не показывали. Татьяна Николаевна была нашей самой первой в жизни учительницей, а мы были ее первым в жизни классом. Она пришла к нам сразу после института, и это была наша большая первая любовь, которая поразила в самое сердце и осталась на всю жизнь. А любовь на троих не делится. И за нее надо бороться. А попробуй, поборись, когда он вон какой, большой и сильный, и еще с усами. И самое главное, она его любит. Мы видели, что когда он приходил, она очень радовалась, хотя и не подавала вида, а наоборот, делала строгие глаза и указывала на дверь. И он покорно ждал ее в коридоре. А потом они уходили, улыбаясь и взявшись за руки. А мы шли играть в футбол на школьном дворе. Когда он сделал ей предложение, мы все очень обрадовались и поздравляли ее. Девчонки даже открытки нарисовали с какими-то слезливыми стишками: сю-сю-сю, си-си-си…. А мы ничего не подарили, но всем своим видом дали жениху понять, что если что, пощады не будет, отомстим. Но он ее носил буквально на руках, и нам оставалось только завидовать.

http://pravmir.ru/pervaya-uchitelnitsa/

Разделы портала «Азбука веры» глас 8 Песнь 1 Ирмос: Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко Един славно прославися. Припев: Святая великомученице Параскево, моли Бога о нас. Поим Господеви, прославльшему память мученицы, и приводящу земныя лики к похвалению днесь. Славу презрела еси, о богатстве нерадивши, честная мученице Параскево, на страсть себе вдала еси. Возжела Владыка твоея доброты, мученице, в Небесный чертог всели тя. Богородичен: Род Адамов паче ума блаженства Тобою рай отверст обретше, Богородице, достойно хвалим Тя. Песнь 3 Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси свет омраченных, и поет Тя дух мой. Ты еси утверждение мое, Господи, глаголаше мученица, Ты же и заступление, и к Тебе прибегох, Царю мира. Явилася еси на судищи, мужеумну душу имущи, и врага, яко нехрабра суща, победила еси, всехвальная. Души моея зеницы исцели, всехвальная мученице, молитвами твоими и ум мой управи. Богородичен: Подаждь нам помощь молитвами Твоими, Пречистая, советы отревающи лютых обстояний. Седален Постом украсивши чистоту душевную, лучами страдания просвещаеши верныя, мученице многострадальная Параскево. Тем твой святый и светоносный день верою совершающе, благочестно вопием: яко имея дерзновение ко Господу, моли спастися нам. Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество. Услышавши, Господи, мученица Параскева заповеди Евангельския, прослави Твое Божество. Не принесла еси отнюд жертвы демоном мерзским, жертву живу себе Господу вдала еси. Крепко на судищи ставши, вопияше мученица: со Христом, Женихом моим, распнуся и возцарствую с Ним. Богородичен: Очищение наших даруй согрешений, яко Безгрешен, и умири люди Твоя, яко Благ, молитвами Рождшия Тя. Песнь 5 Ирмос: Утренююще, вопием Ти, Господи, спаси ны:Ты бо еси Бог наш, разве Тебе, иного не вемы. Утренюющи, мученица вопияше Параскева: ничтоже мя разлучит любве Христовы. Божественную мученицу мнев ослабети, смех сам явися пронырливый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-velik...

Файл : Храм великомученицы Параскевы (Блaroдamhoe).jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1199 × 1018 (252 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующие 2 страницы используют этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon PowerShot A530 Время экспозиции 1/500 с (0,002) Число диафрагмы f/5,6 Оригинальные дата и время 15:28, 13 февраля 2017 Фокусное расстояние 5,8 мм Ширина 2592 пикс. Высота 1944 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 180 точек на дюйм Вертикальное разрешение 180 точек на дюйм Программное обеспечение Windows Photo Editor 10.0.10011.16384 Дата и время изменения файла 15:06, 1 ноября 2021 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 15:28, 13 февраля 2017 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 5 Выдержка в APEX 8,96875 Диафрагма в APEX 4,96875 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 2,75 APEX (f/2,59) Расстояние до объекта 2,25 метров Режим замера экспозиции Матричный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, автоматический режим, режим устранения эффекта красных глаз Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 11 520 Разрешение по Y в фокальной плоскости 11 571,428571429 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Тип сцены при съёмке Стандартный Версия IIM 47 777 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_вели...

Начало: «Придите честное и святое спасению в словесне, придите отци и братиа». Последнее чудо «О юноши» (206 об.–207 об.). Начало: «Ниже се умолчю предо многими денми чудо святым содеяся». На лл. 28 об.–34 об. служба 28 октября Параскеве мученице. Состав: 1) оглавление (1–2), службы: 2) 19 сентября – «новоявленным» великому князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (3–16); 3) 20 сентября – великому князю Черниговскому Михаилу и боярину его Феодору (16 об.–24); 4) 25 сентября – Сергию Радонежскому (24– 42 об.); 5) 1 октября – Савве Вишерскому (42 об.–17); 6) 12 (2 ?) октября – юродивому Христа ради Андрею (47 об.–53); 7) 21 (28 ?) октября – великомученице Параскеве нареченной Пятнице (53–57 об.); 8) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (57 об.– 72 об.); 9) 27 ноября – Знамению Пресвятыя Богородицы в Новгороде (72 об.–86 об.); 10) 21 декабря; Петру – митрополиту, «списаже смиренный митрополит Киприан» (86 об.–97); 11) 11 февраля – Димитрию Прилуцкому (97–111) ; 12) 12 февраля – «новому чудотворцу» Алексию митрополиту (111–125 об.); 13) 11 марта – Евфимию архиепископу Новгородскому (125–130); 14) 30 марта – Ионе митрополиту (130–137 об.); 15) 2 мая – Борису и Глебу (137 об.–145 об.); 16) 3 мая – Феодосию Печерскому (146–157); 17) 7 мая– Антонию Печерскому (157–170); 18) 9 мая – Николаю чудотворцу (170–180 об.); 19) 20 мая – Алексию митрополиту (180 об.–195); 20) 23 мая – Леонтию Ростовскому (195–204); 21) 28 мая – Игнатию Ростовскому (204–209); 22) 2 июня – Иоанну новому Сочавскому (209–218); 23) 20 (9 ?) июня – Кириллу Белозерскому (218–228); 24) 11 июля – княгине Ольге (228–233); 25) 15 июля – князю Владимиру (233–243); 26) 20 (24) июля – Борису и Глебу «новоявленным мученикам» (243–257 об.), отличная от предыдущей; 27) 24 августа – Петру митрополиту (257 об.–268), отличная от предыдущей; 28) 19 октября – Иоанну Рыльскому (268– 275 об.); 29) 15 декабря – Стефану Сурожскому (275 об.– 285 об.); 30) 24 (12 ?) января – Савве Сербскому (286–305); 31) 26 апреля – Стефану Пермскому (305–312 об.); 32) 15 мая – Исаии Ростовскому (313–319 об.); 33) 24 мая– Никите столпнику Переяславскому (319 об.–323 об.); 34) 9 июля – священномученику Панкратию Тавроменийскому (323 об.–324 об.), только начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .   О выставке иконы Великомученицы Параскевы Пятницы, с житием, в Музее им. Андрея Рублева рассказывает ст. науч. сотрудник, кандидат искусствоведения Г.А. Назарова. Ведущая — Елена Смирнова   10.09.2020 20:37 Елена Александровна Смирнова В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Страдания Параскевы Пятницы. Житийная ukoha XVII beka из собрания Владимира Некрасова». Прекрасно отреставрированный образ удивительной красоты создан мастерами Костромской земли, близкими кругу прославленного Гурия Никитина и изографов Оружейной Палаты. О художественных особенностях дивной иконы рассказывает куратор выставки — старший научный сотрудник Сектора станковой и монументальной живописи Отдела хранения Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения, преподаватель в ПСТГУ — Галина Андреевна Назарова. Выставка продлится до 28 сентября 2020 года.   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/09/10/20-3...

Вот и теперь Господь спас меня от зверя духовного, от зубов его в три часа с четвертью пополудни. И сколько раз на день Господь милостиво спасает меня от злонравия моего! Вечер. Благодарю Господа за дивное и скорое избавление меня в комнате седьмого экипажа (близ Летнего сада) пред молебном, ранее которого я резко говорил о скупости и скопидомстве отца настоятеля и предполагаемой недоброй кончине из-за сребролюбия, отчего смутился духом. Господь за покаяние дал мне мир, дерзновение, свободу, пространство. Благодарю Господа за избавление меня от новой тесноты в доме Бровцына пред крещением младенца; я помолился с верою в покаянии, и Господь помиловал меня. Но вот и сейчас (семь часов вечера) Господь помиловал меня величайшим помилованием, избавив меня от смертоносной прелести, в которую я впал, разговаривая с девицей [...]. 28 октября Утро. От чревоугодия и алчности происходят все страсти души: злоба, зависть, блуд, лукавство, жестокосердие, сребролюбие, скупость, леность, нерадение, злопамятство, недоброжелательство, злорадство, зложелательство, подозрительность, непочтительность, непокорность, суровость и строптивость характера, уныние, малодушие, легкомыслие и рассеянность, небрежение о душе, о покаянии и исправлении и добродетельной жизни; раб чрева бывает весь рабом всяких страстей, рабом животных инстинктов и страстей. Чревоугодие убивает благородство души, ее небесные стремления и свойства. Благодарю Господа, вчера и сегодня многократно спасавшего меня от тлетворного движения страстей, особенно же от злобного, мучительного, утеснительного, мертвящего настроения и от нечистых движений плотских. Благодарю Господа, сподобившего меня за утреней прославить святую великомученицу Параскеву купно с Богоматерию всем сердцем, ясным и громким голосом. Благодарю Господа за сладостное умиление и небесное, блаженнейшее созерцание веселия, святости, спасительности и красоты богослужения Христианской Православной Церкви – во время всенощной при открытии царских врат на полиелее и за непреткновенное чтение Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

– Как ты переносишь болезнь свою? – спрашивал я больного. – Не винишь ли в ниспослании скорби провидение Божие? – Нет, – отвечал страдалец, – не Бог виновен в моей болезни; если бы я, разгоряченный, не пил холодной воды, то думаю, и по сие время был бы хороший плотник. Я сам себе приготовил болезнь и должен переносить ее терпеливо, как заслуженное наказание. – Уповаешь ли ты на всесильную помощь Божию, могущую тебе возвратить здоровье и крепость сил? – Как не уповать на Бога, – говорил больной. – Верю и надеюсь, что Господь простит меня в моих грехах, ради заслуг нашего Искупителя. Касательно же телесного здоровья не думаю, чтобы оно когда-либо было мне возвращено; все жилы мои ослабли, весь состав мой изнемог; чтобы возвратить мне здоровье, надо Господу сотворить со мною чудо, как с слепорожденным, но Бог, как я слышал, без нужды чудес не творит. – А знаешь ли ты о жизни будущей, загробной? – продолжал я испытывать болящего. – Как не знать, батюшка, – отвечал страдалец, – ведь всем известно, что праведные будут вечно в раю, а нераскаянные грешники – вечно в аду. Притом же слышал я, что в раю много мест, одни хороши, а другие еще лучше, наподобие звезд небесных. О, если бы Господь удостоил меня, грешника, быть хоть в последнем месте в селениях райских! При этом крупные слезы оросили бледные щеки больного. – Да, друг мой, – говорил я больному, – велики твои страдания, тяжела твоя скорбь. Но верь и надейся, что Господь Бог невидимо облегчает сердца страждущих, дает силу и терпение переносить самые горькие мучения. Например, ты слышал житие св. великомученицы Параскевы. То была юная девица, подверженная всем казням и мучениям в царствование нечестивого царя Диоклетиана. Каких злостраданий не перенесла доблестная страдалица! Ни строгания всего тела орудиями, ни потоки крови, ни жжение горящими свечами уязвленных, окровавленных ребер ее, ничто не отвлекло ее от веры во Христа и любви к Нему. – Да, батюшка, – говорил мне больной, – когда мне сделается грустно, и я призываю на помощь Господа Бога и вспоминаю жития и страдания святых (каких знаю), тогда на душе моей становится чище, светлее, и я как бы забываю свою болезнь. Болезнь мол произошла от моей неосторожности, а святых мучили, терзали невинно, за одно имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

(Разговор Иустина с Трифоном, гл. 91). Подобное говорит и св. Ириней: «Вид креста имеет пять концов, два в длину, и два в ширину, и один в средине, на котором опирается пригвожденный (Adver. наег. II, 24, §4). Таким образом, по словам этих древних писателей, на кресте в средине столба приделывалось, для поддержания тела, седалище, похожее на рог (πγμα, sedile). Оно служило к тому, чтобы тело своею тяжестью не раздирало рук и не оторвалось бы от креста. Ясно, что это седалище не составляло тех концов в подножии, кои ныне разумеются в осмиконечном кресте. Сказание о подножии на кресте в первый раз явилось у писателя века (513 г.), Григория Турского . Но он не говорит, откуда взял это известие. И сам изменяет себе, свидельствуя, что ноги Иисуса Христа представляются на древних изображениях креста висящими, а не стоящими (dependere visae sunt potius, quam stare. De Gloria Martyrum, cap. 6). О надписи, которую Пилат поставил на кресте над головою Господа ( Uoah. XIX: 19 Мф. XXVII: 37), нет свидетельств, чтобы она была шире крестного столба и выдавалась бы двумя концами. Посему ее часто рисуют равною по ширине со столбом, и изображают то прибитою к самому столбу, то выше столба, соединяемою с верхним его краем посредством особого тонкого колышка, а иногда без него. Такие изображения креста были на печатанных антиминсах. 113 Заимствуем описание их из хронологического реестра их, находящегося при деле архива Св. Синода, 1841 г., 693. 7131 (1623) г. июля 18-го. Антиминс со святыми мощами, почти в четверть аршина, квадратный, холщевый с нашивками на углах с передней стороны, для храма св. великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, освящён в лето 7131 июля 18-й день, при благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче, при Патриархе Московском (коего имени не означено) и при Митрополите Макарии Новгородском и Великолуцком. Пропись рукописная, которую едва разобрать можно по темноте чернил, идёт строками вокруг антиминса. По средине его начертан чернилами осмиконечный крест, вверху креста надписано: «Царь славы», ниже сего по сторонам креста IC XC НИ КА KONIE ТРОст (По хрон.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   “Я ходил по земле, а никого... не замечал. Я чувствовал, что Господь во мне и я в Нём. Душа тянется к Господу; и спишь... телом, а сердце молится. Тогда тебе ничего не надо, а только услаждаешься Господом!” Старец Савва      Старец Савва не любил рассказывать о себе, биографические данные весьма скудные. Известно, что он родился 12/25 ноября 1898 года на Кубани в многодетной семье, при крещении был наречён Николаем. Его родители Михаил и Екатерина прививали своим детям с детства “боголюбивые навыки, которыми владели сами”.    В восьмилетнем возрасте случилось несчастие: Николай провалился в прорубь. Чудом, спасённый мальчик тяжело заболел, надежд на выздоровление было очень мало. Изнурённому болезнью ребёнку было чудесным образом открыто его будущее.    Вот что поведал об этом одному духовному лицу старец Савва: “Ночью я долго не мог уснуть и вдруг вижу на потолке себя уже взрослым в сане священноинока, и сердце моё как-то неизреченно взволновалось. После этого быстро поправился”.    Николай успешно окончил церковно-приходскую школу, во время войны в 1914 году был досрочно мобилизован в армию и направлен на Турецкий фронт. После войны Николай учился в военно-инженерном училище, а потом продолжил обучение в Московском инженерно-строительном институте. После окончания института работал по специальности.    Старец рассказывал, что все эти годы мечтал посвятить себя служению Господу. Однажды, после горячей молитвы перед сном, в тонком сне будущий подвижник сподобился увидеть святую великомученицу Параскеву. Святая дева указала Николаю путь к монашеству.    В тридцатипятилетнем возрасте Николаю Михайловичу посчастливилось попасть к афонскому старцу Илариону. Старец предсказал скорое открытие монастырей, утешил: “Будешь жить в лавре”.    С 1941 году Николай Михайлович работал в Наркомздраве в отделе строительства по санитарии и профилактике древесины (работники Наркомздрава имели временную бронь). Всё своё свободное время Николай Михайлович проводил в молитве, за чтением Священного писания, посещал храм.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010