Святой великомученик Георгий Победоносец — ИКОНЫ Святой Георгий может изображаться не только как воин… 6 мая, 2018 Святой Георгий может изображаться не только как воин… Если вас спросят об изображении святого великомученика Георгия Победоносца, то первое, что вспоминается, это образ конного воина, побеждающего змия. Икона Георгия Победоносца выглядит именно так. Но святой Георгий может изображаться не только как воин, но и как мученик: в хитоне и плаще, с крестом в руках. Именно таково его самое раннее из дошедших до нас изображений. И такая икона Георгия Победоносца тоже существует. Георгий стоит справа от трона Богородицы. На нем расшитый белый хитон и мантия с нашивкой — «таблионом», свидетельствующая о знатном происхождении и высокой должности. Так святой обычно изображается на иконах Георгия Победоносца, входящих в состав деисисного ряда иконостаса. Если Георгий представлен как воин, то он облачен во все подобающие доспехи: рубаху-тельник, кольчугу (иногда), панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках воин на иконе Георгия Победоносца держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной). Существует икона Георгия Победоносца, развивающая тему прославления великомученика: на восседающего на троне Георгия ангел возлагает мученический венец. Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием иногда изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу. Существует икона Георгия Победоносца, посвященная другому посмертному чуду святого — избавлению отрока-виночерпия из плена. У жителей острова Митилен агарянами был взят в плен сын. По молитве родителей юноша был чудесным образом возвращен домой во время ежегодного празднования в честь святого Георгия. Некий величественный воин явился на пир агарян, посадил на своего коня юношу-раба, до этого прислуживавшего за столом, и перенес на Митилен. На некоторых иконах Георгия Победоносцаизображается сразу оба чуда: Георгий пронзает змия, а позади святого на коне сидит отрок с сосудом в руке.

http://pravmir.ru/ikona-georgiya-pobedon...

Группа первоклассных памятников 2-й четв.- сер. XVII в., созданных царскими мастерами, попала на Синай, очевидно, в результате участившихся после Смутного времени приездов в Москву представителей мон-ря, получавших богатую царскую милостыню. Среди них наибольший интерес представляют 2 небольших образа Христа Вседержителя и 3 украшенных дорогими окладами складня. На одном из них - 3-частный поясной Деисус, дополненный в навершиях створок изображениями серафима и 2 херувимов. На другом в центре изображен Христос Великий Архиерей в силах с т. н. Троицей Новозаветной в навершии, на левой створке - Богоматерь на троне с Младенцем в окружении 2 ангелов, наверху - «Благовещение», на правой створке - «Св. Иоанн Предтеча», «Прп. Максим Исповедник», «Сошествие во ад». Позднее на Синае на оборот правой створки были добавлены изображения конных св. воинов Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, а также сидящего на престоле свт. Николая Чудотворца. Третий складень представляет собой кузов со створками, где в среднике находится образ Богоматери с Младенцем на престоле в окружении 2 ангелов; на створках изображены праздники, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Николай Чудотворец, а также св. воины Георгий и Димитрий; в навершии кузова - т. н. Троица Новозаветная в окружении Небесных сил. Среди памятников 2-й пол. XVII - нач. XVIII в., выполненных в Оружейной палате в живоподобном стиле, большой интерес представляет подписная икона «Благовещение», созданная в 1675 г. мастером Макарием Осташевцем-Потаповым, представителем известной династии иконописцев из г. Осташкова (икона и автограф на ней были отмечены Дмитриевским с неправильно прочитанными именем мастера и датой - Макарий Остатков, 1610 г.; см.: Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его науч. результаты. К., 1890). К произведениям, созданным для отсылки на Синай в связи с офиц. принятием Е. в. м. под покровительство рус. царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софии Алексеевны в 1687 г., можно отнести икону «Богоматерь «Неопалимая Купина», с прор.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Когда преп. Стефан Махрищский полагал основание Махрищской обители, блаж. Григорий владел участком земли, невдали от бедной обители 172 . Воспламенённый любовью к Господу, Григорий отдал всё, что имел, и себя самого в распоряжение святого пустынника и удостоен был после иночества сана священства. Когда преп. Стефан удалился из обители, чтобы жить в безмолвной пустыни, он взял с собой любимого ученика Григория, и они прошли в глухие леса глубокого севера. В Вологодской стране, в Авнежском княжестве, что в нынешнем Тотемском уезде, поселились они близ реки Сухоны. Здесь у потока, называемого Юрьевым, поставили они (1370 г.) храм Св. Троицы и потом другой в честь великомучен. Георгия. – Им щедро давал пособия богатый землевладелец Константин Дмитриевич, который потом и сам принял монашество с именем Кассиана. Вскоре Авнежская обитель прославилась в окрестности; великий князь Димитрий Иоаннович прислал от себя монастырю вклады, но отозвал преп. Стефана в его Махрищскую обитель. Преп. Григорий остался начальником Авнежской обители, а Кассиан был при нём келарем. Они подвизались усердно для своего спасения и удостоились страдальческой кончины. – В 1392 г. обитель их разорена была Вятскими Татарами, а сами преп. Григорий и Кассиан июня 15 были убиты. – По внешнему виду преп. Григорий был уже сед и несколько плешив, а Кассиан с густыми волосами на голове, с недолгой и простой бородой. – Место обители их считалось собственностью Махрищской обители, но по кончине их совсем запустело и поросло лесом; так боялись тогда диких Татар! В 1524 году Авнежский селянин при чистке леса нашёл мощи преп. Григория и Кассиана; над ними поставили часовню. Завладевший участком земли, где была обитель, домогался, по страсти к корысти, уничтожить часовню; но впал в тяжкую болезнь и в раскаянии получил исцеление при могиле преп. пустынников. Махрищский настоятель Варлаам царским иждивением построил (1560 г.) над гробом преподобных монастырь с храмами Св. Троицы и великомучен. Георгия, как это было при жизни их. Митрополит Макарий поручил Вологодскому епископу Иоасафу освидетельствовать мощи, и затем установлено совершать местно память преп. Григория и Кассиана 15 июня. Обитель упразднена 1764 г., но придел Троицкого храма остаётся посвящённым имени преподобных, а на гробнице стоит древняя икона их с изображением деяний 173 . Страдание св. Лазаря, князя Сербского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тридцатый день. Поучение 3-е. Св. великомучен. Иоанн воин. (Самое надежное утешение в скорбях христианин может найти у подножия креста Христова). I. Из жизни св. великомученика Иоанна воина, ныне прославляемаго, известно, что он, сам испытав много скорбей, всю свою жизнь посвятил на то, чтоб утешать скорбящих и обуреваемых разными несчастиями людей Вот где основание, почему к св. Иоанну воину обращаются христиане, впавшие в разные несчастные обстоятельства жизни, и просят его молитвенно ходатайствовать пред Богом и по мере веры своей получают просимое. II. Как св. великомученик Иоанн воин, утешая скорбящих, указывал им на крест Христов, так сделаем в настоящем случае и мы, и скажем, что самое скорое, прямое и надежное утешение во всех своих скорбях христианин найдет у подножия Господняго креста. Нет человека на земле, который не хотел бы владеть благом, услаждающим все горести души. А как много скорбей на земле! Оне неизбежны здесь ни для кого. Где найти защиту против скорбей временных? Путешествуют по морям и суше, тратят труды и издержки, стараясь найти желаемое счастие. И как часто концем всех трудов бывает одно крушение духа! Где же течет светлая и чистая струя счастия для души нашей? Нигде более, как при подножии креста Христова. а) Тяжело терпеть потерю богатства, добытого трудом, особенно если не находят потом помощи в вопиющей нужде и у тех, которые могли бы помочь. Но, лишаясь утешения человеческого, не находят ли утешения у подножия креста Христова? Кого видим мы на кресте? Видим Господа нашего, Который, служа спасению людей, не имел, где главы преклонить, с Которого нечестивые сняли последнюю одежду и оставили нагим, Которого в жажде поили желчию и уксусом. Для чего терпел Он все это? С тем, чтобы доставить в вечности покой и довольство тем, которые терпеливо переносят нищету, голод и жажду. «Весте, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся» ( 2Кор. 8, 9 ). Помните эту благодать великую и утешайтесь в нищете своей все нищие Божии! Вы лишены временного и тленного богатства: а на кресте возвращается вам вечное богатство. Вас не окружают почет и довольство, которыми окружает богатство: но вас окружает честь земной участи Господа вашего. Вы не блистаете среди знати земной: но вступили на дорогу знати небесной: О, благословляйте Господа за долю свою!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Главный собор монастыря посвящен имени святого великомученика и целителя Пантелеимона, которого честная глава, здесь находящаяся, составляет утешение и бесценное украшение и сокровище как храма, так и всей обители. Кроме того, в семь храме находятся и другие святыни следующие: части древа Креста Господня и св. мощей: частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня ; глава св. преподобномученика Стефана Нового; глава ев. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины, частицы мощей: св. Иосифа Обрученника, св. Апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника, св. муч. Иакова Персянина, св. мучен. Кирика, св. Трифона, священномученика Харалампия, св. Евстратия, св. великомуч. Феодора Тирона, св. Модеста, некоторых из св. мученик дву тьму в Никомидии сожженных, св. великомуч. Георгия Победоносца; миро св. великомуч. Димитрия; св. великомуч. Варвары, св. Иоанна Златоуста , св. мучен. Никиты, преподобного Герасима Нового, преподоб. Симеона Нового ; св. новомучеников: Нектария, Макария, Гедеона, Игнатия, Евфимия и Акакия. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленного от Гроба Господня, из которого сделан семисвечник. Второй собор – Покрова Пресвятой Богородицы. Святыни храма сего: Несколько небольших частей животворящего древа Креста Господня, небольшие тоже частицы св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы; св. архидиакона первомученика Стефана; св. Анны – матери Пресвятой Богородицы; глава преподобного Исаакия Далматского; части мощей: священномученика Харалампия, св. Дионисия Ареопагита , св. великомуч. и целителя Пантелеимона, св. великомуч. Димитрия, св. бессребреников Космы и Дамиана, Кира, Иоанна, Трифона; св. муч. Параскевы, св. великомучен. Артемия, св. муч. Мамонта, священномуч. Антипы, св. Феодора Стратилата, св. муч. Никиты, священномученика Иулиана, св. муч. Василисы, св. великомуч. Прокопия, св. великомуч. Марины, св. муч. Меркурия, св. муч. Антония, св. муч. Кельсия, св. муч. Иакова Персянина, св. мучен. Анастасия, св. Иоанна Златоуста , св. Афанасия Александрийского , св. Модеста, священномуч. Елевферия, св. великомучен. Феодора Тирона, св. Иоанна Милостивого, св. Амвросия Медиоланского , преподоб. Евфимия Великого, преподоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От Эсфигмена до Ватопеда – два часа ходу, до Кареи пять часов. Соборный храм в честь Вознесения Господня. В соборе, кроме животворящего древа Крестного, есть мощи: глава св. Ап. Иакова Алфеева; часть главы св. Парфения, епископа Лампсакийского; левая нога св. Марии Магдалины; часть главы св. Афанасия, патриарха Цареградского; челюсть св. Иакова Персянина; части: св. Иоанна Златоуста , св. священномуч. Харалампия и Модеста; св. великомучен. Пантелеимона; св. великомучен. Варвары, св. Меркурия, Евфимия; св. муч. Марины; св. Трифона; св. св. Стефана архидиакона и св. Ермолая; глава преподобномуч. Агафангела Нового и другие. Кроме собора, здесь параклисы: 1) Успения Богоматери; 2) св. Архангелов; 3) св. Григория Паламы ; 4) св. Константина и Елены; 5) св. Анфима, священномуч. Никомедийского; 6) св. Нилов-Святогорского и Синайского; 7) св. Георгия и Геннадия, патриарха Константинопольского . Эсфигмен основан Греческим императором Феодосием младшим и царственной его сестрой Пульхерией в 5 веке. Эсфигмен для России замечателен и близок, потому что здесь первоначально подвизался на соседственной с монастырём горе Самаре, в пещере, преподобный Антоний Киевский, пришедший на Святую Гору к здешнему игумену Феоктисту. 8.Ватопед (идиоритм) Ватопед от Кареи находится на расстоянии трехчасового пути; от Пантократора отстоит на два часа. Соборный храм в честь Благовещения Пресвятой. Богородицы. Кроме частей животворящего древа Креста, трости, губы, хламиды и власов Христовых, здесь находится единственная и бесценная святыня Ватопеда – это пояс Богоматери и чудотворные иконы: 1) Чудотворная икона Божией Матери, так называемая Закланная; 2) икона Божией Матери, именуемая Провозвестительницей; 3) на горнем месте икона Пресвятой Богородицы, называемая Ктиторской; 4) икона Божией Матери – Отрады, или Утешения; 5) в дохиарной монастыря находится иная чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивой; 6) и над вратами монастыря находится чудотворная икона Божией Матери. Здесь есть много св. мощей в отдельных частях: глава св. Григория Богослова ; глава св. Андрея Критского ; нога св. Апостола Варфоломея; части св. мощей св. великомуч. Феодора Стратилата; стопа ножная до великой кости св. Параскевы Римляныни; часть св. муч. Кирика; части от глав св. мучеников Сергия и Вакха; часть главы священномуч . Харалампия; часть от правой руки священномучен. Ермолая; часть правой руки св. великомученика Пантелеимона; часть руки св. мученика Трифона; часть руки св. Иоанна Милостивого; кость от плеча св. архидиакона Стефана; часть руки св. мученицы Марины; головной череп нового чудотвор. Евдокима, св. Модеста; часть главы и честное миро св. великомуч. Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 4v) Таблица канонов с изображением царя Ирода Великого на троне (внизу слева). Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 4v) Композиции, иллюстрирующие «Евангелия детства», часто состоят из 2 частей. В одной части представлены восседающий на троне И. В. и иногда стоящие рядом (или за его троном) слуга или неск. слуг, а перед ним - волхвы; в другой - сцена избиения младенцев. Так построено изображение на триумфальной арке базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440), разделенное на 2 части арочным пролетом; в «Евангелии Раввулы» (Laurent. Plut. I.56. Fol. 4v, 586 г.) оно размещено по сторонам одной из таблиц канонов. Но создавались и композиции, включавшие только изображение И. В. и стоящих перед ним волхвов, как на мозаике нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321), где представлены волхвы, скачущие на конях, и волхвы, стоящие перед восседающим на троне И. В. Существовал и краткий вариант этой композиции - с И. В. на троне и с палачами, умерщвляющими младенцев (см. миниатюру к ст. Пс 90. 7 в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 92, ок. сер. IX в.), в Псалтирях Феодора (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 123, 1066 г.) и Барберини (Vat. gr. 372, 3-я четв. XI в.). В Годуновской Псалтири (ГТГ. Инв. МК-6 (К-5346), 1594-1600 гг.) текст Пс 90. 14-15 проиллюстрирован сценой с сидящим на троне И. В., на глазах у к-рого воин убивает младенца; на нижнем поле текста изображения воина, пытающегося отобрать у Рахили ребенка, и скрывающейся в горе Елисаветы с маленьким Иоанном. Во фрагменте рукописи кон. XI в. Гомилий Григория Назианзина (Hieros. Patr. Taphou 14), хранящемся в РНБ (Греч. 334), в верхней части миниатюры представлен И. В., словно встающий с трона и указывающий на 3 воинов, которые убивают младенцев; вверху, на горе,- рыдающая Рахиль; в нижнем регистре - прячущаяся в горе Елисавета с Иоанном и палач с копьем, устремляющийся к 3 женщинам, к-рые оплакивают своих израненных детей.

http://pravenc.ru/text/674087.html

Во-первых, это различия между изложением материала несхожими друг с другом авторами, работавшими в разное время и в разных по жанру изданиях. Такие своеобычные умы, как философ Владимир Соловьев или наш замечательный историк христианского Востока Борис Александрович Тураев, остаются собой и на узком пространстве энциклопедической статьи; всегда узнаешь Владимира Ивановича Герье или Ольгу Александровну Добиаш-Рождественскую. Но то же самое следует сказать и о лицах, менее известных ныне. Задорный либеральный критицизм Ивана Дмитриевича Андреева, порой доходящий прямо-таки до агрессивности, никогда не спутаешь с традиционализмом Александра Павловича Лопухина. Очень много отличий между первым и вторым изданиями Брокгауза-Ефрона; за два десятилетия (1890-1911) сильно изменились тенденции русской культуры, расширились контакты с Западом, почти исчезли - после Октябрьского манифеста 1905 - запреты духовной цензуры. Но и «Православная богословская энциклопедия» заметно «повзрослела» на переходе от 6-го тома к последующим, когда скончавшегося в 1904 простосердечного А.П. Лопухина сменил незаурядный специалист по патристике и особенно по Новому Завету Николай Никано-рович Глубоковский; тем временем подоспел и вышеназванный манифест, окончив победонос-цевскую эпоху и открыв пору свободы, коей суждено было продлиться, увы, двенадцать лет -от Октября до Октября... Что касается различия жанров, то его можно, разумеется, без труда заметить между Брокгаузом, мирским в обоих изданиях, и «Православной богословской энциклопедией», плодом церковной науки в ее институциональных («духовно-академических») формах. Но отметим, что и в пределах светского издания заметны жанровые оттенки, зависящие от тематического круга: большинство тем допускает свободный подход, если и регулируемый какой-то тенденцией, то интеллигентски-либеральной; напротив, темы, связанные с актуальными вероисповедными конфликтами на территории России того времени, требуют подчас не только конфессиональной строгости, но даже некоторой условности изложения. Поэтому ничто не мешает либерально похвалить за смелость

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В Елеонском монастыре нахо-дится чудотворная икона Божией Матери Взыскание погибших, икона Свя-того Праведного Иоанна Кронштадтского и Святителя Николая. В нем же мы приложились к частицам мощей многих Святых. Только одно простое пере-числение вызывает душевный трепет: Преподобный Николай Святоши, Св. Апостола Луки, Преподобного Прохора и Св. мученика Харлампия, Святых врачей Агапита, безсребреников Косьмы и Дамиана, Св. Великомученика Пантелеймона, Св. мученика Трифона, великомученика Георгия Победонос-ца, св. мученика Севастиана, Св. Митрополита Макария Киевского, Св. мучениц Варвары и Параскевы, Св. новомучеников Евфимия, Игнатия и Ака-кия Св. Григория. Св. Преподобного Нила Мироточивого, Св. мученицы Агафи Там же хранится частица Святого Животворящего Креста Господня.Спасо-Вознесенский монастырь основан Антонином Капустиным в 1803 г. Сейчас в нем подвизаетая 40 сестер, В монастыре всегда был приют для арабских, девочек из Вифании, и кедром они росли, воспитывались, ста-новились инокинями и послушницами расписаны сестрами. За алтарем, с внешней стороны погребена игумения Тамара. В монастыре есть часовня Пророка и Предтечи Господня Иоанна, построеная на месте обретения его главы. Она была обретена в сосуде, куда положена по велению Иродиады (из Самарии кувшин с главой был перенесен слугой-христианином царя Ирода Антипы). В полу часовни углубление, где и находился кувшин. Пол из мозаик, сохранившийся от 1-го века. У стены храма огорожено место, где стояла Божия Матерь, смотря на Вознесение Христа. Постояли и мы у этого места и поклонились. В этом монастыре я неожиданно встретилась с любимой мною иконой Божией Матери Взыскание погибших - этот образ я знала по маленькой иконе-открыточке, приобретенной мною в Петербурге. Удивительно нежный лик Божией Матери с грустными очами, склоненный к Младенцу Христу, Нежно обхватила Она дорогое Дитя обеими руками. Мла-денец ручкой прикасается к покрывалу Матери, нежные младенческие ножки опираются о колени Божией Матери, грустное Лицо обращено к небу и очи Младенца - Спасителя смотрят куда-то вдаль, словно прозревая будущие страдания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Но когда для многих уже очевидно, что афонские монахи встретили президента торжественно, то начинают лепить фейки. 1) Все врут. Путин не сидел в императорском троне, а стоял! А это большая разница. 2) Путин карлик, поэтому не смог сесть на высокий трон, а значит, он не император! 3) Путин сам полез на этот трон, его туда не приглашали. 4) Эта обычная деловая поездка, не было необычного торжественного приема. Кремлевские пропагандисты раздули ее значимость. 5) Путин всех купил, проплатил свой пиар. Поездку В.В.Путина они связывают по аналогии с бывшим президентом Украины Виктором Януковичем. Мол, он тоже доездился на Афон, а что в итоге его ожидало?! Свержение! И для «достоверности» приводят фотографию, на которой Янукович якобы сидит на троне во время своей поездки. Но если присмотреться к фотографии, то невооруженным глазом видно, что Янукови, сидит не на императорском троне, а на обычной стасидии (кресло в храме для молитвы). Но укроСМИ лишь бы наврать! Что б как-то омрачить это событие, появляются древние «новости» с новыми «подробностями» о прошлых, якобы неудачных поездках Путина на Афон. Не только заголовки, но и содержание сообщений наполнены презрением и оскорблениями в адрес президента. В укроСМИ возле новости о поездке на Афон размещали статьи или новости с русофобскими, антипутинскими, антиправославными и оскорбительными заголовками и разными гримасами. Но, как бы ни старались антихристовы дети в очернении, мы увидели, как в духовном центре, мировой святыни христианства, на Афоне воздали духовную и императорскую честь президенту В.В.Путину. Ибо с этим связано грядущее явление Помазанника Божьего в силе и во власти Божьей. Это афонское событие есть знамение будущего явления миру русского Царя. Но на Афоне пока еще не просветлела икона Спаса Нерукотворного, что станет знамением его появления. К таким событиям, подтверждающим близкий приход Помазанника Божия, относится икона последнего императора Николая Второго в «Безсмертном полку». Император, мы ожидаем тебя!

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/30/pu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010