Перевод: Христу, нас ради с Небес сошедшему, ты последовал в подвигах твоих, Макарий, отче наш. Его же моли о нас, прославляющих тебя, прощение прегрешений даровать нам, любовью же и смирением сердца наши озарить и спасти души наши. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 8 Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/преподобномучениче Макарие,/мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/и всех, чтущих тя, всякое исполняеши требование,//молящеся Христу Богу спастися душам нашим. Перевод: К почитаемой всеми раке с подающими многие исцеления мощами твоими, преподобномученик Макарий, мы, грешные, приходя получаем дар исцеления, ибо ты всегда ты всегда источаешь здоровье болеющим здоровье, утешение печальным и всем, почитающим тебя, подаешь всё необходимое, молясь Христу Богу о спасении наших душ. Параскеве Римской, глас 1 Тщание имущи сообразно имени твоему, тезоименитая,/равноимянную тебе веру в сожительство избрала еси,/Параскево победоносная,//темже изливаеши исцеления и молишися о душах наших. Перевод: Усердие имея, сообразное призванию твоему, трудов подготовительных имя носящая, одноименную тебе веру избрала ты своей обителью, Параскева победоносная, потому изливаешь исцеления и молишься о душах наших. Стефану Новому, исп., глас 4 Постнически предподвизався на горе,/умная врагов ополчения/всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне,/паки же ко страдальчеству мужески вооружился еси,/убив Копронима мечем веры,/и обоих ради венчался еси от Бога,//преподобномучениче Стефане приснопамятне. Перевод: Сначала в посте подвизаясь на горе, полчища невидимых врагов уничтожил ты оружием Креста, всеблаженный; а затем и к страданию мужественно вооружился, поразив гонителя мечом веры, и за оба эти подвига увенчан был от Бога, преподобномученик Стефан вечно памятный. Феодору и Василию Печерским, в Ближних пещерах, глас 1 Союзом любве связавшеся, преподобнии,/всяк союз козней вражиих попрасте,/страдание же и смерть неповинне/от сребролюбиваго князя претерпесте добле,/тем молим вас, вкупе поживших/и венцы мучения приемших,/молитеся Господеви о нас,/яко да во мнозей любви, вере и надежди добре поживше,/всегда ублажаем вас,//Феодоре и Василие добропобеднии.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

Обратившись к присутствующим со святительским словом, управляющий Нижегородской епархией напомнил слова блаженного Августина: «Ты создал нас для Себя и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Человек создан Богом, чтобы стремиться к своему Творцу и Создателю. Ему необходима не только пища телесная, но и пища для души. Поиск Бога, стремление ко Творцу — и есть жажда этой духовной пищи. «Сегодня в городе Бор мы будем освящать памятник великому святому — Георгию Победоносцу, покровителю воинства русского, — сказал архипастырь. — Глядя на него, юное поколение жителей города Бор будет возрастать в любви к своей Родине, верности своему Отечеству. Дай Бог, чтобы еще много трудов мы понесли совместно во славу Божию, ради наших детей, которые получили бы истинную пищу для души — крепкую веру. И сегодня мы восклицаем: " Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение " ». Затем митрополит Георгий сугубо поприветствовал уроженца Борской земли Валентина Костюкова, поздравил его с днем рождения и преподнес в дар икону его небесного покровителя. В тот же день на территории духовно-просветительского комплекса «Сергиевская слобода» состоялось открытие памятника святому великомученику Георгию Победоносцу. В торжественной церемонии приняли участие митрополит Георгий, временно исполняющий обязанности губернатора Нижегородской области Глеб Никитин, председатель областного Законодательного собрания Евгений Лебедев, глава администрации городского округа Бор Александр Киселев, глава местного самоуправления городского округа Александр Кочетов, министр образования, науки и молодежной политики региона Сергей Злобин, председатель комитета областного Законодательного собрания по бюджету и налогам, председатель правления ПАО «НБД-банк» Александр Шаронов, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ–ВНИИЭФ) Валентин Костюков, директор Борского трубного завода, председатель попечительского совета духовно-просветительского комплекса «Сергиевская слобода» Анатолий Чернышов, начальник Нижегородского речного училища Денис Костюничев, генеральный директор ООО «ЛитАрт» Александр Устенко, советник губернатора Нижегородской области Сергей Горин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Тем временем илиодоровцы собрались навестить своего батюшку во Флорищевой пустыни. Поездку, организованную мещанином Просаловым и купчихой М.Е.Таракановой, сразу окрестили паломничеством, хотя его участники простодушно сознавались, что приехали не молиться, а повидаться с о.Илиодором. О.Илиодор утверждал, что ожидает до 200 человек и что приехали бы еще больше, да испугались ареста . На деле их оказалось 77. Всего 77 человек вместо 1700 участников прошлогоднего илиодоровского паломничества! Приезд во Флорищи был намечен на царский день 23 апреля. Конечно, неспроста: среди илиодоровцев ходил упорный слух, что в этот день их батюшка будет прощён, и несчастные люди искренно верили, что обратно вернутся уже с ним. В подарок о.Илиодору везли икону Св. Великомученика Георгия Победоносца с неуклюжей надписью «Борцу за веру от " Союза русского народа " иеромонаху Илиодору» и хлеб, выпеченный в виде двуглавого орла. Получив от паломников телеграмму, присланную ими с дороги, о.Илиодор попросил настоятеля пустыни приготовить гостям помещение и трапезу. Будучи доложено властям, это заявление вызвало среди них переполох. Ожидая подвоха, владимирский губернатор И.Н. Сазонов запросил министра внутренних дел, «следует ли допускать паломников». Макаров приказал не вмешиваться . Иначе посмотрел на дело преосв. Николай, архиепископ Владимирский и Суздальский. Он счёл паломничество «демонстрацией, устроенной ярыми поклонниками», и, опасаясь беспорядков, обратился к гражданским властям за содействием . В обитель были командированы пристав I стана Гороховецкого уезда М.Ф. Поспехов, два урядника, один жандарм и шесть полицейских стражников. Кроме того, преосв. Николай предписал настоятелю пустыни не допускать паломников в келию о.Илиодора и не позволять ему обращаться к ним с речами. Со своей стороны, Св.Синод распорядился ограничить пребывание паломников в обители одним днем. Однако прямо запретить илиодоровцам такое богоугодное дело, как паломничество, никто не осмелился. Дни, оставшиеся до приезда гостей, настоятель Флорищевой пустыни о.Макарий и о.Илиодор провели в переговорах, торгуясь о предписанных начальством строгостях. Намереваясь, по своему обыкновению, принять посетителей в келье и без свидетелей, узник просил, чтобы полиция не препятствовала этому. Иначе, пригрозил о.Илиодор, «выйдет скандал и даже может быть кровопролитие – хорошо ли это будет для обители». Настоятель возражал, что полиция не коснется гостей, если они будут соблюдать установленный порядок. В свою очередь, о.Макарий попросил о.Илиодора дать подписку, что он не будет говорить речей своим паломникам, но иеромонах, ранее весьма легкомысленно смотревший на такие обещания, на сей раз отказался .

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/15/...

В то нощъ вид во сн стыи еппъ василие кесарйски нбса оверста и спса ха на пртол сдща остоима агглы и рекоща возвание мекурии иди и обии Ioлuha царя остопника и на хртины восталъ. и стыи мекури стоя пре хо оболченъ во брон желны свтящася. ослышавъ повеленïе невиди бы. и паки обртеся стоя пре ни пре престоло хвымъ и возопи иоулинъ закла оуре ко повел ги. и ожасеся о видния василии архиепкпъ. воспрновъ трепетенъ. вниде на заотреню во црковь созва весь клиросъ, исповда имъ видния таино ко сея нощи л. 402 бысть Иоулинъ царь. Для меня представляется понятным развитие представления смерти Юлиана от руки Меркурия. В числе других событий жизни святого есть рассказ о битве римлян с врагами, в которой он доставил благодаря сверхъестественной помощи победу римлянам, убив вражеского царя и множество его воинов. Мы находим этот рассказ в начале жития: во время битвы „ виде ... мекрии моужа превелика белоующася. в десней роуце имоущоу лоущоу и дежаща. и глаголюща емоу мекоурие не боися ни оустрашаи поущен есмь на помощъ тебе. и побежающа показати тя. возми оубо лоущоу сию и вниди на бранники. и одолевъ не забоу гда бга. онъ же ко во оужасти былъ мнелъ единого о поущена о царя. и вземъ лоущоу вскочи, возгоревся дхомъ на иностранницы и прише царя имъ оуби. и иныя многи ко мышцы имъ кроити. и о крови прилноути лоущи роуце емоу. и тако побежаша иностранницы. побежени быша о римлянъ " 94 . В местности, откуда Меркурий был родом, и где он покоился по смерти, т. е. в Каппадокии, подробности его жизни, в том числе данная, были более известны, чем где-либо; и именно здесь, где знали уже его в роли победоносца, и где, как местный святой, он почитался патроном города Кесарии и его области, легко могли приписать защиту верных и неожиданную гибель врага его заступничеству. Стало быть, легенда о Меркурии, как виновнике смерти Юлиана, есть прежде всего местная кесарийская легенда; этому соответствует и роль, которая дана в ней другому великому кесарийскому святому, Василию; она распространилась затем прежде всего по азиатским провинциям, и мы находим ее впервые у Малалы, родомъ антиохийца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако же отличия рассказа, который можно извлечь из службы, и второй редакции повести, слишком невелики 126 , чтобы не принимать в их основе одного и того же вида сказания; что же касается времени составления службы, то я не вижу основания считать ее старше 2-й редакции; я думаю, что упоминание печенегов есть позднейшее видоизменение; прежде всего рассказывалось об освобождении Смоленска Меркурием именно от татар, которые действительно могли угрожать этому городу; и чем память о татарском нашествии на Русь была свежее, тем более сказание должно было говорить именно о них, и лишь с течением времени, когда память о степных насильниках русской земли бледнела, могло подставиться и имя печенегов. Старые рассказы дали первоначально только образ исполина, а затем, по памяти о печенежских исполинах, примешалось (может быть уже под пером книжника, составлявшего службу и знавшего летописные рассказы) к представлению о подвиге Меркурия и имя печенегов. Таким образом, появление этого имени побуждает скорее думать, что служба писана позже второй редакции повести 127 . Вторая редакция, введшая в сказание исполина, иначе поняла личность виновника смерти Меркурия. Показалось ли составителям книжной повести или рассказчикам, на словах которых они основывались, странным появление ангела в роли мучителя или что-нибудь другое в прежнем рассказе, но только подробность о смерти явилась в измененном и более естественном виде. Вместо ангела убивает святого один из врагов, „варваринъ лютъ». Возможно, что на это новое понимание дела оказали дальнейшее влияние воспоминания о великомученике Меркурии, который страдал от нечестивого царя, и мучение которого было таким образом в основе событием совершенно естественным. Однако, рассказ о смерти Меркурия от руки этого варварина также не совсем вяжется со всем прочим; смерть является едва ли не более странным событием, чем в первой редакции: враги дважды побиты витязем, посрамлены и бегут, а между тем он падает от руки одного из них; первая редакция больше выдерживаетъ тон, представляя святого до конца победоносным и неприступным для врагов; вторая же, еще усилившая эту черту введением поборающих по нем солнцеобразной жены и молниеносных мужей, позволяет однако какому-то татарину поднять руку на святого, когда он уже окружен ореолом победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихира храма, стихиры святого. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: три стихиры святого с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). §4.5.11. В случае бденного святого или в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы представлен в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также особенности ее можно найти в Типиконе в последованиях 23 апреля (великомученику Георгию Победоносцу) и 8 мая (апостолу Иоанну Богослову). «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 8: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 5; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. В субботу на «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихира храма, стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого (дважды), тропарь праздника (единожды). Глава 2. Повечерие Повечерие – богослужение суточного круга, которое совершается по Уставу после вечерней трапезы (потому и называется повечерием, так как совершается «по вечери»). В православном богослужении различаются два вида повечерия: великое и малое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мультфильмы на уроках в Воскресной школе «Гора самоцветов» 06.09.2021 607 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру Фото: скриншот «Вот в советское-то время были нормальные мультики, не то что сейчас!» – эту фразу я слышу часто. Слышу и удивляюсь. Потому что отличные современные мультфильмы есть, и они воспитывают в детях и душу, и художественный вкус, и расширяют их кругозор. Просто их не рекламируют – вот и не знает о них большинство моих знакомых. Очень удивляются, когда рассказываю. Мультипликационный проект «Гора самоцветов» – отличная возможность познакомить ребёнка не только со сказками народов России, культурными обычаями и традициями, но и с разными художественными техниками, музыкой, поговорить о поступках, их мотивах и последствиях. Каждый мультфильм «Горы самоцветов» не похож на другой. Их делали разные художники, и эта самобытность, как ни странно, является связующей нитью: все очень разные, но каждый – маленький шедевр, и каждый несёт себе важную мудрость, что столетиями шлифовалась, как камешек морским прибоем, передаваясь из уст в уста. Есть среди мультфильмов «Горы самоцветов» очень смешные и озорные, например, «Козья хатка» и «Про собаку Розку», есть – про волшебные подвиги и сражения, например, «Мэрген», Никита-кожемяка», есть те, что удивительно точно и тонко рисуют русскую жизнь – «Собачий барин», «Лиса-сирота», «Солдат и птица». Но несколько мультфильмов кажутся мне особенно важными, если мы говорим о воспитании христианина. Да, безусловно, можно воспитать христианина и без мультиков, и без сказок. Но смотрю я на эти небольшие истории – действительно, каждая как камень-самоцвет – и понимаю важное. Они подтверждают то, о чём говорится в Священном Писании, в Житиях святых. Иллюстрируют, ярко, наглядно раскрывают. А ещё – касаются чувств ребёнка. Поэтому я использую такие вещи не только в беседах со своими детьми, но и на уроках в воскресной школе. Егорий Храбрый Я показываю этот мультфильм детям после разговора о святом великомученике Георгии Победоносце. Он – возможность составить интересный разговор с детьми о том, почему любят и почитают люди святых.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/06/multfi...

Центральное место в рыцарской литературе занимает англосаксонская поэма «Беовульф». По единодушному мнению исследователей, герой этой поэмы, внук короля Гретхеля Беовульф (495–583 гг. н. э.) – реальная личность, принимавшая участие во множестве действительно имевших место исторических событий. Однако за пределами исследований так и осталась главная «профессия» Беовульфа – сезонная охота на драконов. Мы можем даже установить точную дату главного достижения Беовульфа – победы над чудовищем ГРЕНДЕЛЬ – 515 год н. э. (именно в этом году рыцарь предпринял свое знаменитое путешествие к королю данов Гротхгару). Продолжительность жизни гренделя могла превышать триста лет, и к концу ее чудовище было в несколько раз выше человека, которого ему не составляло труда проглотить. Шкуру на туловище животного невозможно было пробить мечом или копьем. Гигантский монстр быстро и бесшумно передвигался на двух мощных задних конечностях, передние же были маленькими, хилыми и беспомощно висели в воздухе. Чем не достоверное описание тираннозавра? Беовульф, знавший наиболее уязвимые стороны противника, отсек гренделю в ближнем бою слабую и неуклюжую переднюю лапу, после чего тварь издохла, истекая кровью (не мудрено – кровяное давление тирекса должно было быть немалым для снабжения кислородом столь высоко поднятой головы). Беовульф и его команда, как и положено профессионалам, уделяли достаточно внимания изучению строения, повадок и образа жизни драконов. Приводимые в книге описания позволяют идентифицировать практически все виды драконов, упомянутых в поэме, с ископаемыми рептилиями. Достоверной исторической личностью является также великомученик Георгий – уроженец Каппадокии, достигший положения комита (старшего военачальника и советника) при императоре Диоклетиане. Хроники сохранили нам жизнеописание и точную дату и место мученической гибели святого Георгия – 23 апреля 303 года в городе Никомидии (ныне – Исмид). Однако иной подвиг добавил к имени столь почитаемого во всем крещеном мире героя звучное определение Победоносец.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Евгений 6 декабря 2016, 11:47 А почему никогда, повторюсь никогда на сайте не упоминается такой величайший полководец - Василевский?! Да вы прочитайте, какие блестящие операции проводил ( кстати! сын священника, что даже Сталин, в тайне от самого Василевского поддерживал его и отправлял денежные переводы его отцу!!!) Просто голову сносит от тех блестящих операций, которые он проводил с наименьшими потерями!!! olga 5 декабря 2016, 19:02 Святой Великомученик Георгий Победоносец, моли Бога о нас! Это ничего не сказать - время было непростое. Георгий Жуков был целостной личностью, со светлой душой. Неудивительно, что Господь вложил великую победу в его руку. Никто не считает его единственной фигурой, благодаря которой произошёл разгром фашистов. Но то, что он шёл исключительно верно выбранным курсом, это историческая констатация факта - Наша Победа. Упокой, Господи, раба Твоего Георгия и сотвори ему Вечную память! Спасибо за статью! Ольга 5 декабря 2016, 18:40 Спасибо за это интервью. Что немцы с нами сделали. А сейчас девочки едут учиться туда толпами, и выходят замуж за немцев. Tatiana 5 декабря 2016, 16:50 Spasibo vam,dorogaja!Chitala o vas vpervye v knige o.Tihona Nesvjatye svjatye.Vashi statji,i voobshche,pravdivye statji o toj vojne OCHENJ NUZHNY,t.k.nyneshnemu pokoleniju ili ni chego ne rasskazyvajut ili rasskazyvajut ne tak.Moja starshaja doch,tozhe Marija,nichego,naprimer,ne znaet o marshale Zhukove.Eto,konechno,i moja vina,moe upushchenie.My zhivem v Latvii.Zdesj slozhnoe otnoshenie k russkim,k toj vojne. Иван Алексеевич 5 декабря 2016, 14:24 Братья и сестры, давайте внесем ясность. Подавлением крестьянского восстания на Тамбовщине руководил Тухачевский. По сути это была карательная операция, причем просто невероятно бесчеловечная и зверская. Именно там впервые были применены отравляющие газы против мирного населения. Сжигались целые деревни. Кроме того, Тухачевский использовал практику " заложничества " , т.е. брал в заложники крестьян (стариков, женщин, детей) и и выставлял условия деревне (выдача участников восстания, выдача хлеба). Если условия не выполнялись, или же выполнялись не полностью, заложников расстреливали. Часто в заложники брали целыми семьями. Считается что именно там впервые были организованы концлагеря для мирного населения (заключенных оказалось около 50 тыс.чел., большая часть из них погибла от истощения, тифа и холеры). Повторюсь, руководил этой карательной операцией Тухачевский, командированный на подавление восстания по личному настоянию Ленина (а тому, в свою очередь, рекомендовал Тухачевского Эфраим Склянский, человек близкий к Троцкому). Жуков же был лишь одним из участников этой операции. Он на тот момент был лишь командиром эскадрона 1-го кавалерийского полка 14-й отдельной кавалерийской бригады. Так что вешать всю ответственность на Жукова не справедливо.

http://pravoslavie.ru/99089.html

«Сейчас мы послужим молебен и будем просить Георгия Победоносца: войди к нам, будь с нами, защищай нас от всякия нужды и печали. И чтобы русский народ и че... - он оговаривается и чуть не произносит «чеченский», но выправляет речь: - кабардинцы, балкарцы, мусульмане тоже обращались к Богу. Вот, вы в попали в беду. Наказуя наказа Бог, смерти же не предал (см.: Пс. 117: 18). Нужно нам вспомнить о Боге, что Он нас любит, что готов нас защищать, но наша беда в том, что мы сами отвернулись от Него и надеялись сделать все своим возмущенным разумом. Мои святительские молитвы к Богу - о том, чтобы Господь помиловал нас и больше не наказывал. Хотя мы стоим жестокого наказания», - и слыша эти слова архиерея, сразу вспоминаешь пустой тырныаузский храм после селя и службы, которые почти в полном одиночестве совершал в те дни отец Игорь. Да и многое вспоминаешь - и из своей жизни, и из чужой, как пытались жить своим умом и не помнили Бога и что из этого выходило. А на экране начинается молебен Георгию Победоносцу, и так интересно узнавать родные лица - только моложе на пятнадцать лет: кто-то совсем маленький, а кого-то уже и нет с нами. Вон - Ирина Сергеевна, красивая, как французская актриса 1970-х. Вон - юная Наташа Воропаева, держит на руках своего маленького сына, он сильно болеет, и владыка, начиная служить, касается рукой его головы. (Наташа рассказывала, что молитвами владыки в тот вечер Данила исцелился.) А вон мелькнула молодая Ираида, батюшкина крестница, - смотрит блестящими глазами из-под густой черной челки. К ее христианскому имени долго привыкали и она сама, и прихожане, так и звали татарским - Инджа, полностью - Инджифе. А вон - ее сын Юра, маленький алтарник, держит архиерейский жезл (а сам меньше его на пол своей детской головы) и смотрит во все глазищи. Светлое личико у него за плечом - Ирочка, Юрина сестра, девочка такой чистоты, что ее, Христову невесту, Господь забрал к себе совсем юной. «Ты еси Бог, творяй чудеса», - гудит протодиакон, и голосисто, распевно вторит хор: «Ты еси Бо-о-о-г, тво-о-ря-а-а-яй чудеса-а-а», и щедро звенит кадило, сверкает и искрится архиерейская митра. Улыбается восторженно Юра - даже рот приоткрыл, - владыка выходит из алтаря, ликует храм, и вдруг на заднем плане, у стены, между Казанской и великомучеником Пантелеимоном мелькает лицо, выпадающее из общего ряда.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010