Праздник Успения Настало время светлого торжества, для первопрестольного Киева, в день предпразднства Успения Пречистой Девы, Которая искони утвердила дом Свой на горах Киевских. Ее честному собору, по Рождестве Бога Спаса, праздновала древнейшая Десятинная церковь , а в Святой Софии венчается самое Рождество Пречистой Матери; наконец, в лавре Печерской с великою радостию духовною чествуется день Ее Успения, ибо сохранившая девство в рождестве, и в успении не оставила мира, молитвами своими спасая от смерти души наши. «Люди, предиграйте, – воспевает Церковь , – руками плещуще верно, и любовию соберитеся, днесь радующеся и светло восклицающе все веселием: Божия бо Мати имать от земных к вышним приити славно, Юже песньми присно, яко Богородицу, славим». Но в тот же день и другое воспоминание церковное, близкое сердцу лавры: перенесение честных мощей Преподобного отца ее Феодосия Печерского , и ему поет собранная им паства: «Наследник отцев быв, Преподобне, тех же последовал еси житию, учению, нраву в воздержании, молитве же и предстоянии; теми, яко имея дерзновение ко Господу, прощение прегрешений и спасение испроси вопиющим ти: радуйся, отче Феодосие». Митрополит, неутомимый на молитву, совершив накануне Божественную литургию в Дальних пещерах, где были обретены нетленные мощи Святого Феодосия, как бы следуя духовно за их перенесением, опять священнодействовал в том храме, куда внес их некогда с великим торжеством собор епископов Русских. Утешительно было слышать над самою ракою Преподобного молебный глас к нему о заступлении собранного им стада и Церкви, которая прежде всех своих праведников его первого причла к лику Святых. Вечером того же дня другое, более торжественное служение совершилось в соборной церкви: погребальная всенощная Успения Богоматери, частью своих молитв и обрядов напоминавшая глубокую утренню Великой Субботы. «О дивное чудо! – восклицает изумленная Церковь , духовно созерцая с ликами Ангельскими, како Дева восходит от земли на небо. – Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Веселися, Гевсимание, Богородичен святый доме, возопием верные, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

протоиерей Ростислав Снигирёв 2. Общие сведения о книге Бытия Название Еврейское название книги (Берешит – «в начале», в соответствии с первым словом) отвечает традиции, принятой на Древнем Востоке. В эллинистическом иудаизме она называется в соответствии с темой, заявленной в начале книги, – Генесис (греч.: γνεσις – «происхождение»). По всей видимости, это сокращенное имя от γνεσις το κσμου («происхождение мира»). В соответствии с этой традицией устанавливается название этой книги у семидесяти толковников ( LXX ): Γνεσις το κσμου либо просто Γνεσις. Кроме того, в Септуагинте Γνεσις было переводом еврейского слова тольдот – «происхождение», «родословие», «потомство», «житие» (см.: и 37:2), которыми начинаются различные части повествования книги Бытия и выражается, таким образом, само содержание книги. Из греческого языка это слово перешло в латинские переводы (Liber Genesis в Вульгате) и затем в другие новые языки. Русское и славянское наименование этой книги – «Бытие» – является переводом греческого названия – Γνεσις. Дополнение «Первая книга Моисея» указывает на традиционное представление об авторстве книги. Богослужебные чтения Богослужебные чтения из книги Бытия подразделяются на два типа – рядовые и праздничные. Рядовые чтения отражают древнюю богослужебную традицию, предусматривавшую прочтение на вечерне в течение года всех книг Ветхого Завета. Свидетельством давности этой традиции являются толкования на книгу Бытия святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста , представляющие собой поучения, сказанные в дни поста. В настоящее время в седмичные дни Четыредесятницы в течение шести недель прочитываются тридцать паремий из книги Бытия, охватывающие ее значительную часть. Праздничные чтения из книги Бытия следующие. Повествование о творении мира (см.: Быт. 1:1 – 13 ) читается в качестве первой паремии на вечерне Великой Субботы, Рождества Христова и Богоявления, показывая решающее значение предстоящих событий в домостроительстве Божием и в попечении Бога о созданном Им мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 103. Утреннее величание Праздничные и степенные антифоны Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы поговорим об избранных псалмах и величаниях, исполняемых на праздничных утренях вслед за «Полиелеем». Антифоны Утрени Еще в IXX вв. на Утренях великих праздников были в употреблении особые антифоны, к которым припевались праздничные тропари. Так, на праздник Рождества Христова пели 18 антифонов, в день Успения Божией Матери — 10 антифонов, в первый день Пасхи – 4 и т.д. Эти антифоны представляли собой своего рода “избранные” псалмы, в которых были подобраны стихи из разных мест Псалтири, применительно к содержанию того или иного праздника. Впоследствие они вызвали появление особых праздничных кафизм, которые прилагались к Полиелею почти на все двунадесятые праздники. Величания Что же касается величаний, то они, надо полагать, возникли из тех тропарей, которые исполнялись вместе с праздничными антифонами. В то же время в XIII—XIV веках появляются циклы припевов к 17й кафизме, написанные по аналогии с припевами Великой субботы. И в те праздники, когда не было особых антифонов, эти припевы исполнялись с «Непорочными». Если посмотреть Синайский устав 1214 года, то в нем можно найти некоторые величания местным святым. Так, пророку Моисею пели: 1. Ублажает тя, боговидце Моисею, вечно блаженного, и пророка Христа-Спасителя. 2. Достойно есть яко воистину блажити тя законодавца, со ангелы согласно поющего песнь небесную. 3. Роди вси тя ублажаем боговидче Моисее. Великомученице Екатерине пели: 1. Ублажаем тя, честная дево мученице, вечно блаженную и богоневестную, яко избранную Христом Богом. 2. Глас 6. Достойно есть яко воистину блажити тя, дево невесто, юже уневести Христос и постави одесную себе. 3. Глас 8. Роди вси тя ублажаем, Екатерино мученице. Ей же другие три величания: 1. Глас 5. Ублажаем тя, мзду от Христа приимшую, и чтем гроб с останками твоими на Синае обитающими.

http://azbyka.ru/video/103-utrennee-veli...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 20. Цвета богослужений Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Итак, представление о строе пасхального богослужения и его характере вы уже получили, теперь можно обратить внимание на некоторые элементы богослужебной жизни светлой седмицы и не только. Помните, изучая название Триоди Цветной, мы с вами упомянули, что ее богослужения имеют разные цвета?! Св. Церковь, обрядившая свое богослужение дивными песнопениями и символическими священнодействиями, обряжает его и в буквальном смысле этого слова, облекая особыми одеждами и священно- и церковнослужителей, а так же некоторые церковные предметы (такие как престол , жертвенник , аналои ) и утварь ( покровцами , закладки и т.п.). Эти одежды меняются в строгом соответствии со значимостью праздников. В первую очередь, изменение это выражается в их цветах. Каждому празднику приличествует облачение соответствующего цвета. Правда, о цвете богослужебных одежд в уставе даются очень краткие указания. Например, о перемене облачений одного цвета на другой упоминается при изложении чина литургии Великого Четверга и Великой Субботы, а перед изложением Пасхальной утрени устав отмечает лишь, что иерей облачается во весь СВЕТЛЕЙШИЙ сан. Такая недостаточность указаний Церковного устава относительно облачений объясняется тем обстоятельством, что невозможно предъявить каких-либо безусловных требований в смысле разнообразия цветов. А, с другой стороны, устав предполагает, что церковные люди, руководствуясь традицией, сами более или менее безошибочно решат, какого цвета одежды для того или иного праздника будут наиболее соответственны. Вот давайте мы с вами и порешаем эту задачку. Принципы и виды цветовой гаммы облачений Если всмотреться в существующие на сей счет традиции, то можно заметить, что сложившийся канон цветов богослужебных облачений состоит из белого цвета как основного (символизирующего божественный нетварный свет) и семи цветов радуги (во исполнение слов св. Иоанна Богослова — «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» ( Откр. 4:3–4 ): Цветовую гамму радуги все помнят? — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

http://azbyka.ru/video/20-cveta-bogosluz...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 124. Духовный аборт Крещение во осуждение 14.04. Великая Пятница 7ой седмицы поста Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы начнем разговор с упоминания той константинопольской традиции, согласно которой литургия Великой Субботы – главного крещального дня в древнем Кполе, начинается пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…». В былые времена этот стих (из послания ап. Павла к Галатам) служил припевом к стихам 31 псалма с которым новокрещеные переходили из баптистерии в храм св. Софии для миропомазания и участия в предстоящей Литургии. И если сегодня эти слова служат нам лишь напоминанием о том, что все во Христа крестившиеся, должны во Христа облечься, то когда-то данным крещальным стихом завершалось реально происходившее (во время чтения паремий на вечерне) Крещение оглашенных, прошедших курс обучения в период Великого Поста. Это обстоятельство подает нам повод обсудить такое явление в нашей Церкви как предосудительное крещение. Да, да, вы не ослышались! Бывает Крещение не в оправдание, а в осуждение. И чтобы понять о чем идет речь, надо сначала выяснить, что собой представляет Крещение от воды и Духа? – Согласно катихизическому определению оно есть таинственное рождение «нового человека», который начинает свою жизнь во Христе и в котором начинает Свою жизнь Христос. И как невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества, так невозможно вступить и в общение с Богом без святого Крещения, которым мы вступаем в новое бытие ( Тит. 3, 5 ). Но как рождение может не состояться по ряду причин, так и Крещение может не совершиться, если не будет выполнен ряд условий. Что это за условия? 1) Без чего не может состояться физическое рождение? – Без зачатия…. Зачатие – первое и главное условие рождения. И как в мире физическом образование зародыша происходит через соединение семени, с одной стороны, и яйцеклетки – с другой, так и зародыш духовной жизни образуется соединением Божественной воли и воли человеческой. Здесь важен момент сознательного избрания новой жизни и свободного устремления навстречу Божественной благодати.

http://azbyka.ru/video/124-duhovnyj-abor...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 73. Пост и милостыня Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня я хочу продолжить начатую тему и обсудить еще один важный для характеристики богоугодного поста аспект. Прошлый раз мы выяснили, что продолжительное употребление постной еды в условиях нашего климата губительно сказывается на здоровье, а теперь давайте обратим внимание на то, что это еще и достается дорогой ценой (в денежном эквиваленте), что в принципе идет в разрез с идеей поста… Что это за идея? Данную идею можно найти в такой раннехристианской книге как «Пастырь Ерма», которая в свое время пользовалась столь большим уважением, что ее читали за богослужением, наряду со Свящ. Писанием. Так вот в ней о посте говорится следующее: «В тот день, в который ты постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды: и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи, а потом отдай вдове, сироте или бедному; и таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытит свою душу и будет молиться за тебя Господу. Если будешь пост совершать так, то жертва твоя будет приятна Богу». В этом наставлении мы находим еще одну весьма характерную черту древнехристианского взгляда на смысл поста. А именно, пост будучи почти полным воздержанием от пищи, вполне естественно переходит в благотворительность. Эту же идею проповедует и сщмч. Игнатий Богоносец, когда обращаясь к Филиппийцам, говорит следующее: “Не оставляйте поститься в среду и пятницу, раздавая излишек бедным”, т.е. пост служит средством к милостыни. Руководствуясь такими наставлениями, первые христиане всячески старались «остаток от пощения своего раздавать нищим», чтобы труд поста не оказался напрасным. Об этом мы читаем в Апостольских постановлениях. Эту же цель имели в виду и те, кто вводил в обиход Четыредесятницу! Вот скажите: на каком основании для поста перед Пасхой выбрали именно 40 дней? Отсылки на пример 40-дневного поста Христова здесь неуместны! Если бы Великий пост был подражанием тому посту Христа или хотя бы его воспоминанием, то его бы следовало совершать не перед Пасхой, а сразу после праздника Крещения Господня… А потом, если быть точными, речь идет не о 40 днях. Во-первых, Великий пост длится семь недель (49 дней). Во-вторых, из них надо исключить воскресные и субботние дни (почему мы в дальнейшем обсудим). Если это сделать тогда (49–14 дней) постных дней окажется 35, а если к ним прибавить еще день Великой Субботы и половину ночи до рассвета Светлого Воскресного Дня, тогда получится 36,5 дней.

http://azbyka.ru/video/73-post-i-milosty...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Издано по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина Введение      Великий пост — это особое время покаяния и исправления. Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним.      Страстная седмица у древних христиан называлась «неделей святых страстей», «неделей спасительных страстей», «Пасхою крестною». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В сию великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай и небо стало доступно человекам. Царь и Бог мира умирил вместе и небесное, и земное; посему эта седмица и называется великою седмицею” 1 . Именно грех является причиной отчуждения человека от Бога как единственного источника жизни, а «без Бога человек становится обреченным грешником, не способным спасти себя и обрести истинное благо и вечную жизнь» 2 .      Богослужения этой седмицы в соответствии с важностью воспоминаемых событий содержат множество нравственных назиданий, помогающих христианину правильно подготовиться к встрече воскресшего Христа.      Каждый день Страстной недели — великий и святой, и ежедневно совершаются особые службы. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено, — все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая события последних дней земной жизни Спасителя, Церковь внимательно следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его Крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на Кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать Таинство Спасения. Об этом и говорится в синаксаре Великой Субботы: «Всех бо дней Святая Четыредесятница превосходит, сия же паки, сия святая и великая седмица больши… Глаголется же великая седмица, не яко больши суть дние сии, или часы, но яко великая и преестественная чудеса, и изрядная Спаса нашего дела в ней содеяшася…» 3 (Триодь постная. М., Изд-во Московской Патриархии, 1992. Л. 483; далее — ТП).

http://azbyka.ru/pesnopeniya-strastnoj-s...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прокимен (προκεμενον — «предлежащее») — библейский стих (чаще всего из псалма), подобранный в соответствии с содержанием праздника или службы. В нашем богослужении прокимен по факту чаще всего поется перед чтением Священного Писания, однако есть и исключение: на вечерне в большинстве случаев прокимен поется без последующих библейских чтений. Ежедневные прокимны Вечерни На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется. Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день. Исключения из вышеизложенного правила: Великие прокимны Вечерни В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими. Великих прокимнов в современном богослужении четыре: Прокимны Утрени Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном. В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа: На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением). Прокимны Часов Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения: Прокимны литургии На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа: Источники текстов прокимнов

http://azbyka.ru/prokimen

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Проповедь Проповедь на Страстную Субботу Апрель 22nd 2011 Проповедь Проповедь на Страстную Субботу Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня Великая Суббота. Евангельская история, история спасения рода человеческого подходит к своей кульминации. Завершилась земная жизнь Господа Иисуса Христа. Закончились Его крестные страдания. Он умер, не выдержав этих страданий, и был погребен в пещере по восточному обычаю. И сегодняшнее евангелие повествует нам уже о воскресении Спасителя. Точнее даже не о воскресении, а о том, что было после Его воскресения. Потому что сам момент воскресения нигде в Евангелии не описан. Мы не знаем, как это произошло, как душа вернулась в тело, как Христос ожил, как Он восстал из мертвых, как покинул эту пещеру, в которой был погребен. Для нас это остается тайной, в Евангелии это не зафиксировано. Но знаем мы лишь о том, что Мария Магдалина и, как говорит евангелист, «другая Мария», придя утром после субботы, то есть по-нашему в воскресение, нашли гробницу пустой. Но они увидели ангела, который и возвестил им радостную весть о том, что Христос воскрес. Они с великой радостью поспешили сообщить апостолам о том, что поведал им ангел. Но дальше мы узнаем, что радость о воскресшем Христе была далеко не у всех. Я вам хочу напомнить вот какой эпизод. Когда тело Спасителя было погребено, то первосвященники и фарисеи пришли к Пилату со следующей просьбой, я зачитаю вам сейчас этот текст: «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату, и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». Но вот наступило воскресенье, и стражники находят гробницу пустой. И что же происходит далее? Обратимся опять к евангельскому тексту: И они, «собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали. И, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление 1. Введение Схождение Благодатного огня, важнейший обряд Православной Церкви, происходит в Храме Воскресения Христова в полдень Великой Субботы, накануне Пасхи по юлианскому календарю. Неизвестно, когда впервые появился этот обряд, но он без сомнения восходит к традиции и символике ранней Церкви: впервые о нем упоминает монах Бернард в середине IX века, возможно, что возник он во времена Карла Великого, когда паломничества на Святую Землю всячески поощрялись и стали очень популярными. В сущности, обряд символизирует триумф христианской веры, повторяемый из года в год, в ознаменование первой Победы после Голгофы. Патриарх входит в Кувуклию, расположенную над Гробом, в которой только на это время гасят все свечи и лампады, и происходит Чудо схождения Благодатного огня. Затем Огонь раздается огромному множеству людей, окружающих Храм и разносится по всему миру. До войны, Огонь, тщательно сохраняемый, добирался до самых дальних уголков России. Турецкое правительство, опасаясь, что фанатизм и возбуждение пасхальной толпы могут привести к массовым беспорядкам, обычно размещало большую воинскую часть внутри Храма и на его территории. 2. Совершение обряда Обряд совершает Православный Патриарх. Принимает участие также епископ Армянской апостольской церкви, единственный кто сопровождает Патриарха в Кувуклию, а также представители Коптской и Сирийской церквей, представители Эфиопской церкви не участвуют. По сути своей обряд является богослужением Православной Церкви, поэтому представители других конфессий предварительно получают разрешение у Православного Патриарха на участие, проходя в православный алтарь для выражения своего почтения. 3. Участники обряда Помимо Патриарха и епископа Армянской церкви в богослужении периодически участвуют следующие клирики и миряне: епископ, архимандрит, драгоман и […] Православной и Армянской церквей, мирянин от каждой из этих церквей и по одному представителю священства или мирян от Коптской и Сирийской церквей. От Коптской церкви часто представителем является мирянин, который приобрел привилегию получить Благодатный Огонь.

http://azbyka.ru/ceremoniya-shozhdeniya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010