173. На память о светлом торжестве Исполнилось, наконец, сердечное желание православных русских людей, удовлетворена потребность их сердца, совершилось давно ожидаемое событие: еще раз разверзлось небо над Русью православной и оттуда в сиянии славы небесной благословил родную землю ее великий печальник, страдалец за нее, Святейший Патриарх Ермоген. Триста лет почивал он безмолвно в благоухании святыни под сводами первопрестольного храма Успения Владычицы, и вот теперь, будто живой, встает он из своего гроба, чтобы во время благопотребно поддержать родную свою Русь в минуту трудную, во дни новой смуты, новой борьбы за святые идеалы Русской земли, за веру Православную, за Русского Царя Самодержавного, и являет свое заступление в знамениях и чудесах многих. 12 мая, когда Церковь празднует память его друга и сотрудника в служении Церкви и Отечеству, преподобного Дионисия, Радонежского чудотворца, совершилось торжественное прославление памяти Патриарха Ермогена. Три-четыре дня во время этих торжеств священный Кремль Москвы был переполнен массами народа, со всех концов Руси православной стекшегося к гробнице новоявленного чудотворца. Канун, 11 мая, был днем последнего поминовения святителя по чину поминовения усопших. В последний раз Церковь приносила имя его, яко единого от нас, в молитве ко Господу, да упокоит его душу Господь во Царствии Небесном; в последний раз совершены по нем заупокойный парастас накануне и литургия в сей день; после литургии сонм святителей и мног собор священнослужителей приблизились к месту его упокоения и совершили последнюю панихиду, которая, скорее, напоминала последование утрени Великой Субботы с ее торжественно-величавым предчувствием близкого Воскресения, чем поминовение покойника. Гулко под сводами древнего собора раздалось последнее пение “Вечной памяти” святейшему Ермогену, чтобы смениться пением до скончания веков: “Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас!” В 6 часов ударили к всенощному бдению. Прибыл блаженнейший Патриарх Антиохийский Кир-Григорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1832 год Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе ( Puм. XII. 11 ). Говорить о благочестивом усердии подает мне мысль не один Святый Павел своим Богодухновенным наставлением, но и многочисленный собор Святых своими примерами 467 . Те, которые в настоящее собрание приведены 468 , благочестивым усердием, может быть, не без утешения услышат нечто такое, что сообразно с свидетельством их собственной совести. Вообще же никто не должен почитать ни маловажным, ни посторонним для себя то, чему Апостол Христов Христиан поучает. «Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе». Последним из сих трех увещаний Апостол убеждает нас деятельно исполнять обязанности наши к Богу: а двумя предыдущими определяет, с какими душевными расположениями надлежит исполнять оныя. Дело раба работать господину своему: так дело Христианина работать Господеви. Каким образом? Работать над своим умом, чтобы просветить его познанием истиннаго Бога и святой воли Его; работать над своим сердцем, чтобы очистить его от страстей и похотей, дабы оно могло сделаться достойною жертвою Богу, и обителию благодати Его; работать всеми своими силами и способностями, чтобы все делать для Бога, и благоугодным Ему образом, как то, для Него честно исполнять дела звания и должности, для Него благотворить бедным, для Него терпеливо переносить скорби. Земные господа удовлетворяются только такою работою, которая приносит выгоду, а просьбы и добрыя слова своих рабов и наемников конечно не поставят в счет работы к воздаянию: но Господь небесный, не ищущий от нас никакой выгоды и не имеющий ни в чем нужды, а приемлющий нашу работу для того только, чтобы нам же благодетельствовать, приемлет и наши к Нему молитвы и славословия, как службу и работу Ему благоугодную. Из сего не трудно усмотреть, как многообразна 469 работа Господеви, и как она простирается на всю жизнь человека внешнюю и внутреннюю, до великой субботы, – успокоения в Самом Боге. Очень худо было бы, если бы такая работа производилась без старания и с леностию. Ленивый не делает того, что делать должно; нестарательный делает кое-как, не заботясь о успехе и совершенстве дела. Такие работники не годными почитаются и у земных господ; кольми паче непотребны они пред очами Господа небеснаго. Посему верный приставник дел Его взывает ко всем, Ему работающим: «тщанием не лениви!» Не будьте ленивы и нестарательны! Но, не довольствуясь сим, Он присовокупляет: «духом горяще!» Имейте горячность духа, пламенную ревность, кипящее усердие служить Богу, и творить волю Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1-я глава типикона «Чин малыя вечерни» (малая вечерня и сопутствующие ей службы в воскресенье). Содержание и разделение 1-й главы Типикона Типикон начинается изложением воскресной службы, так как она образовалась ранее будничной и послужила основой и образцом для последней. Такое начало для Типикона тем естественнее, что в большинстве церквей служба в будни совершается сравнительно редко. Такое начало для Типикона, как и заглавие его, выбрано тоже не без исторического колебания. Древнейшие памятники церковного устава IX-X в.: ποτπωσις, приписываемый св. Феодору Студиту , Διατπωσις с именем св. Афанасия Афонского и Канонарь Синайской библиотеки – начинаются с пасхальной службы. Устав Великой Константинопольской церкви IX в. и др. – с месяцеслова. Уставы Студийского типа – с недель, подготовительных к Четыредесятнице. Впервые уставы иерусалимского типа стали начинать Типикон с вечерней службы, что объясняется тем значением, которое они придали празднованию воскресного дня. Изложение воскресной службы в Типиконе начинается с вечера субботы ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера 1841 , так как течение времени, по учению Св. Писания, началось с вечера. Празднование же воскресения тем естественнее начинать с вечера, что и самое воскресение Христово произошло в «вечер субботний» 1842 , т. е. в субботнюю ночь. Естественно, что эту ночь, начиная с вечера, церковный устав назначает проводить в молитвах. Ряд таких молитв, или воскресных служб, открывается девятым часом и малой вечерней. 1-я гл. Типикона и излагает чин этих двух служб, присоединяя к ним еще чин вечерней трапезы. Этим трем частям, на которые естественно распадается 1-я гл. Типикона, при рассмотрении ее мы предпошлем замечание о благовесте и об обычном начале церковных служб, так как то и другое упоминаются в Типиконе здесь впервые. Благовест Смысл благовеста Благовесту в Типиконе вообще уделяется много внимания, и справедливо. Он не только оповещает о времени службы, но и подготовляет христиан к ней: общепризнано то благодатное действие, которое он оказывает на душу. Для отсутствующих же на богослужении он некоторым образом и заменяет последнее. Он, собственно, есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки. Ветхозаветное богослужение состояло преимущественно из музыки, и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи его с этим богослужением, более духовное и возвышенное богослужение новозаветное в колокольном звоне имеет свою священную музыку, из всех родов которой оно выбрало, таким образом, наиболее простой, строгий и безискусственный. История благовеста

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

XIV. Праздник Успения Настало время светлых торжеств для первопрестольного Киева и день предпразднества Успения Пречистой Девы, Которая искони утвердила дом Свой на горах Киевских. ее честному Собору по Рождестве Бога Спаса праздновала древнейшая Десятинная церковь , а в св. Софии величается самое рождество Пречистой Матери; наконец и в лавре Печерской с великою радостью духовною чествуется день ее Успения; ибо сохранившая девство в рождестве. и в успении не оставила мира, молитвами Своими спасая от смерти души наши. – «Людие предъиграйте, воспевает Церковь , руками плещуще верно, и любовию соберитеся, днесь радующеся и светло восклицающе вси веселием: Божия бо Мати имать от земных к вышним приити славно, Юже песньми присно, яко Богородицу славим.» Но в тот же день и другое воспоминание церковное, близкое сердцу лавры: перенесение честных мощей преподобного отца ее Феодосия Печерского , и ему поет собранная им паства: «наследник отцев быв, преподобие, тех же последовал еси житию, учению, нраву и воздержанию, молитве же и предстоянию; тем, яко имея дерзновение к Господу, прощение прегрешений и спасение испроси вопиющим ти: радуйся отче Феодосие.» Митрополит, неутомимый на молитву, совершив накануне божественную литургию в дальних пещерах, где были обретены нетленные мощи св. Феодосия, как бы следуя духовно за их перенесением, опять священнодействовал в том храме, куда внес их некогда с великим торжеством собор епископов Русских; утешительно было слышать над самою ракою преподобного молебный глас к нему о заступлении собранного им стада и Церкви, которая прежде всех своих праведников его первого причла к лику святых. Вечером того же дня другое, более торжественное служение совершилось в соборной церкви: погребальная всенощная Успения Богоматери, частью своих молитв и обрядов напоминавшая глубокую утреню великой субботы. «О дивное чудо! восклицает изумленная Церковь , духовно созерцая с ликами ангельскими, како Дева восходит от земли на небо, – источник жизни во гробе полагается и лествица к небеси гроб бывает: веселися Гефсимание, Богородичен святый доме: возопием верные, Гавриила имуще чиноначальника: благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  Беседа о Посте   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вошли в Святой и Великий Пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей. По официальной статистике, несмотря на все недавние разорительные бури истории, в России считают себя принадлежащими к Православной Церкви десятки миллионов людей. Все ли православные христиане постятся? Еще в начале века, когда вера была жива и церковные обычаи свято хранились, все постились. Дети постились, мужчины, женщины, все. Даже если кто заболевал, не решался нарушить пост. Во времена, когда все постились, как читаем мы у Ивана Шмелева в книге " Лето Господне " , на рынках невозможно было увидеть мясо от Чистого понедельника и даже раньше - от начала Сырной седмицы до Великой Субботы. Сейчас в России все совершенно изменилось. Люди в большинстве своем забыли прежние обычаи. Они забыли о голоде, который был в двадцатые годы в Поволжье, в тридцатые - на Украине, а в войну - везде, когда все вынуждены были поститься. И сейчас тысячи и миллионы людей недоедают - не только где-нибудь в Африке или в Азии, но в России, которая когда-то кормила хлебом всю Европу. Но " невольник - не богомольник " . Пока не станет вольным в России Пост, который предлагает Господь, ничего не изменится. Посмотрите сами на это, хотя бы с практической точки зрения. Если бы Россия, за исключением настоящих больных, постилась Великим Постом и в другие постные дни, не было бы такого недостатка в мясных продуктах, какой мы имеем теперь. Так что Пост полезен и необходим не только с религиозной точки зрения, но и с социально-экономической. Вы, конечно, скажете, что России это вряд ли поможет, слишком разорено все сельское хозяйство за годы " перестройки " . Да, действительно, даже в этой сфере все обстоит гораздо серьезней. Но это " гораздо серьезней " означает, на самом деле, только то, что Пост имеет духовное измерение. А разрушение главного, духовного в жизни приводит неизбежно, рано или поздно, к распаду во всех ее сферах. Пост восстанавливает истинный порядок жизни: если первое будет на первом месте, то и все остальное будет на своем месте. Но для этого Пост должен быть подлинным, духовным постом.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_11...

А.И. Никольский Нотные книги 1169. Богородичник на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 192 л., полууставом XVII в., в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет одного или двух листов между 178 и 179 листами. Чистые листы: 10 а, 35 а, 78 и 79. Состав: Богородичны на «Господи воззвах» и «на стиховне» на малой и великой вечернях, стихиры на «Слава …» и богородичны на «И ныне …» на литии и богородичны «на Хвалитех» из служб на дни: Сретения Господня (1–3), Благовещения (3–5), Преображения Господня (5–7), Успения Пресвятыя Богородицы (7–10), Происхождения честнаго Креста (11–13), 16 августа (13–16 об.), 10 июня (16–17 об.), 13 сентября (17 об.–18 об.), Покрова Пресвятыя Богородицы (19–21 об.), Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (21 об.–23 об.), Сретения иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы 23 июня (23 об.–26), Явления иконы Казанския Пресвятыя Богородицы 8 июля (26– 28), Явления иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы 28 июля (28–29 об.), Положения Ризы Пресвятыя Богородицы (29 об.–30), Знамения иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы (30 об.–32), Екатерины великомученицы 24 ноября (32–33), Пятидесятницы (33–35), Михаила Архангела 8 ноября (36–37 об.), Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (37 об.–40 об.), Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (40 об.–42 об.), Илии пророка 20 июля (42 об.–44 об.), апостолов Петра и Павла 29 июня (45– 47 об.), Иоанна Богослова 26 сентября (47–49 об.), Андрея Первозваннаго 30 ноября (49 об.–50 об. и 155–156), 13 ноября (50 об.–52 об.), 6 декабря (52 об.–55 и 75), Сергия Радонежского 25 сентября и 5 июля (55–59 об.), Варлаама Хутынского 6 ноября (60–62 об.), Георгия великомученика 23 апреля и 26 ноября (62 об.–66 об. и 78), 26 октября (66 об.–69 об.), Феодора Стратилата 8 июня (69 об–71), 16 марта (71–72), 1-го ноября (72 об–74 об.); сия стихи поем входу около ограды (76–78); в субботы и недели Четыредесятницы и во всю Страстную седмицу (79–120); в седмицы Антипасхи и следующия за нею до недели Всех Святых (121–155 об.), 9 декабря (156 об.– 157) и в недели Праотец (157–158 об.) и Святых Отец пред Рождеством Христовым (158 об.–160), с 20 декабря по 14 января (161–191) и 9 мая (192), песнопения 9 мая без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апрель-травень 4 ч. Страдание священномученика Никиты Святой Никита, славянин албанский, подвизался иночески в русском афонском монастыре и совершал здесь служение чередного священника.– По ревности к безмолвию жил он потом в скиту св. Анны. По ревности к славе Господа Иисуса, оскорбляемой магометанством, он решился принять на себя звание обличителя магометан­ства. Оставив Афон, приходит он в Серрес и в Серрской обители несколько времени приготовляется молитвою к своему подвигу. Потом идёт к местному начальнику магометанину и говорит, что желал бы, чтобы доказали ему, что магометанство – не заблуждение жалкое, которое каждый, кому дорога душа, должен бросить. Начальник собрал учёных и мулл. Когда учёные остались в стыде от обличений исповедника: его уговаривали ласками признать пророка – Магомета, потом обратились к насилиям. Поклонники пророка, не будучи в состоянии оправдать магометанства разумными убеждениями, принялись оправдывать ударами насилия. Они подвергли исповедника самым зверским истязаниям за мнимое оскорбление Магомета. Стягивали голову его винтами, забивали иглы за ногти, повешенного вниз головою палили огнём. Мученик твёрдо переносил всё и славил Христа Господа. Наконец судьи решили удавить его. И мученик скончался в вечер великой субботы, 4 апреля 1808 г. Спустя 3 дня христиане выкупили у нечестивых тело священномученика и погребли его с честию; а спустя несколько времени Господь прославил мученика Своего несколькими чудесами. Так писали о подвигах мученика, от 19 февраля 1809 г. в Руссике Константий иеромонах серресский и местный врач Николай 170 . 6 ч. Память Кирилла и Мефодия, славянских просветителей В начале 9 в. в Солуне 171 , городе тогда населённом и особенно окружённом славянами, жил муж почтенный по душевным качествам, богатству и званию Лев, родом болгарин, но служивший при греч. императоре 172 . Супруга его Мария была также благочестивая жена. От этой доброй четы произошли просветители славян – Мефодий и самый младший Константин, родившийся в 827 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Благословите, отец Иоиль. Вы рады новому паломнику? – Господь тебя благословит, отец Иоанникий! Я очень рад, что ты меня не забываешь. Господь воздаст за твою любовь. Пока наши тени касаются земли и Спаситель благословляет нас пребывать в теле, приходи в любое время для духовной беседы! Как сказано в Писании: «Спасение во мнозе совете»; и еще: «Те, у кого нет руководства, падают, как листва». Когда я покину это тело, никто более не отворит дверь моей кельи. – В каком году вы пришли в монастырь, отец Иоиль? – В мае 1932 года. Мне было 24 года. Моя мать была вдовой с четырьмя детьми с 1916 года, потому что отец погиб на Первой мировой. Мама была очень стойкой и благочестивой женщиной. Она много работала, чтобы прокормить и вырастить нас. Нашим утешением был Бог и деревенский священник. Его звали Георге Миронеску. Великой души был священник. Он построил каменную церковь в нашей деревне Кат, недалеко от Петро-Нямца. Я помогал ему в церкви, и он был очень ласков со мной. – Кто повлиял на вас так, что вы пошли в монастырь? – Внутреннее призвание, отец, вот что вело меня. Голос сердца был сильнее чего-либо еще. Мать была счастлива, что ее сын в монастыре. Поэтому она не препятствовала мне стать монахом. – Какой была духовная жизнь в Сихастрии 50 лет назад? – Было очень строго. Тогда настоятелем был отец Иоанникий (Морой), пришедший со Святой Горы. Порядок общежития хранился благоговейно. Благословение начать службу не давалось, если кто-то отсутствовал в храме из тех, если не был болен или не трудился на послушаниях. Тот, кто не приходил на утреню ночью, оставался без еды на следующий день. Трапеза предлагалась постная, в три часа пополудни во все дни, кроме воскресенья и субботы. – Какими добродетелями обладал ваш духовный наставник отец Иоанникий? – Он был строг к себе и любил аскетические труды. Он много постился, много молился, много читал Псалтирь, не пропускал церковные службы. Он имел великую любовь ко всем и во время трапезы всегда произносил поучение. 20 лет он ежедневно служил Божественную литургию, так как был единственным священником. Во время четырех постов он вкушал пищу только в субботние и воскресные дни, но благодать Божия укрепляла его.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Богослужение великопостное (период пения Постной Триоди) Древность поста и его значение Пост св. Четыредесятницы называется Великим по особой важности его значения. Древние христианские писатели единогласно свидетельствовали, что пост св. Четыредесятницы установлен Апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея ( Исх. 34 ), Илии ( 3Цар. 19 ), а главным образом – посту, совершенному Господом Иисусом Христом в Иудейской пустыне ( Мф. 4, 2 ). О том, что это установление апостольское, свидетельствует 69-е правило св. Апостолов, повелевающее поститься в св. Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, на апостольское установление поста св. Четыредесятницы и соблюдение его всей первенствующей Апостольской Церковью указывают отцы Церкви I–IV веков: св. Игнатий Богоносец (I век), Виктор, епископ Римский (II век), Дионисий Александрийский , Ориген (III век), блаж. Иероним, Кирилл Александрийский (IV век) и многие другие. О том, что продолжительность поста с самого начала его установления была сорокадневной, мы имеем свидетельства, идущие из глубокой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Св. Василий Великий и св. Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но еще более очевидное свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг св. Ипполита Римского (III век), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая. Сорокадневный пост св. Четыредесятницы соблюдался, однако, в древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался. Но уже в IV веке в восточных Церквях установился существующий и доныне порядок соблюдения поста Четыредесятницы с понедельника после сырной седмицы до Великой Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых (св. Симеон Солунский ). В «Апостольских Постановлениях» (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т.е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т.е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т.е. с понедельника), и оканчивая в пятницу, потом начинается св. седмицы Пасхи (т.е. страданий Христовых), постясь во время ее все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих». В тех же «Апостольских Постановлениях» ясно обозначается продолжительность Великого поста, состоящего из сорокадневного поста и Страстной седмицы. Св. Епифаний Кипрский также пишет, что Четыредесятница продолжается до Пасхи (до Страстной Недели). Эти дни Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (изложение Кафолической веры, XXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Быть Христовым Хотел поститься? Вот тебе люди – будь с ними 20 марта, 2018 Хотел поститься? Вот тебе люди – будь с ними Как любая минута может оказаться ситуацией, в которой мы делаем выбор: съесть человека или отказать себе в этом, быть христианином или прикидываться – размышляет священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской Божьей Матери города Орска. Время замедлиться Священник Максим Бражников Читая высказывания православных блогеров, я обратил внимание, что многие сходятся на мысли, мол, великопостные службы с кучей поклонов, сложными для понимания текстами – особенно тяжелы верующим. И мне подумалось – ведь в течение церковного года нет ничего подобного этим службам. Только в этот короткий период мы слышим частое чтение книг Ветхого Завета: Бытия, Премудрости, пророка Исаии, на Страстной добавятся книги Иова и Иезекииля. Они вписаны в контекст великопостных служб изначально для оглашенных, для тех, кто впервые приходил в церковь, хотел креститься и на этих службах, по сути, всему научался. При этом к оглашению привязаны и все остальные моменты служб поста: вынос Креста в третье воскресенье, чтение паремий на литургии Великой Субботы и многое другое. При всей кажущейся неподъемности именно время поста выводит человека из бытовой, «лайтовой» области, в которой он привык жить, в сторону времени Священного. Приходя на службу, которая без сокращения длится порой 3-4 часа, даже если ничего не понимаешь, оказываешься в ситуации, которая дарит возможность просто постоять, просто подумать, поразмышлять обо всем, что тебе важно. Вокруг все бежит так стремительно, некогда даже сосредоточиться, а тут возможность появляется, потому что великопостная служба стимулирует замедлиться. Мы живем во времена, когда все можно знать. Понять богослужение несложно: несколько кликов, и вуаля! – тексты, переводы, толкования под рукой, в изобилии. Хочешь – можешь распечатать дайджест основных событий предстоящей церковной недели, поинтересоваться знаковыми текстами, даже Триодь и Октоих, которые всегда были понятны лишь чтецам и певчим, и те теперь доступны. Все перестало быть сложным и непонятным, чуждым и чужим. Выходит, посещая помимо субботних и воскресных служб хоть одну постовую, мы оказываемся в уникальной ситуации, когда пространство времени позволяет войти в себя. И, значит, пост перестает быть лишь пищевым воздержанием. Он превращается в остановку для ума, время, когда можно никуда не спешить и не торопиться.

http://pravmir.ru/byit-hristovyim/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010