Аминь. Беседа вторая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом» 135 . Святая Церковь , вводя нас в «красные дни» Великого поста и раскрывая перед нами «весну постную», указывает нам на некоторые условия, для выполнения которых эти дни будут для нас не печальными, а во истину красными. Эти условия раскрываются уже на первых страницах Триоди постной, в богослужении трёх подготовительных недель к Святому посту. И прежде всего, начиная Триодь, Церковь учит нас тому, без чего мы не можем проходить дни Великого поста – молитве. В течение всего поста мы будем воспитываться здесь, в храме, в молитве, поэтому и в эти предпостные дни Святая Церковь ведёт нас путём церковной молитвы и даёт нам два образа её: молитву фарисея и молитву мытаря: «Не помолимся фарисейски, братие. Смирим себе пред Богом!»... В Евангелии мы читаем: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь ( Лк. 18:10 ). Вот вошёл в храм фарисей, очи его должны были быть обращены к Богу: «яко к Тебе очи мои, Господи» ( Пс. 140:8 ). Но вместо этого они блуждали по людям стоящим в храме. И увидел он мытаря и сказал: Боже! Благодарю тебя, что я не таков как, прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь ( Лк. 18:11 ). Вошёл в храм мытарь. Не смотрит он на людей, стоящих в храме, но, не смея поднять глаза к небу, молится Богу: Боже, милостив буди мне грешнику ( Лк. 18:13 ). Вот перед нами два подхода, два противоположных образа молитвы. Как же подходим к Богу мы с вами, и прежде всего мы, совершающие богослужение в этом храме, – священники, поющие и читающие? Для кого совершаем мы здесь эту церковную службу? Если мы имеем правильный подход к молитве, то мы совершаем её, не для людей и не для себя, а для Бога; к Нему обращаемся мы со слезами и со словами наших молитв и с Ним желаем соединиться, ибо молитва есть соединение с Богом. А между тем часто приходится слышать, когда в храме бывает мало народа: «Для кого служить? Неужели для одного человека?» А разве служить или петь надо только тогда, когда бывает много народа? Ответ на этот вопрос может быть только один: «Мы служим Богу. Он на тебя взирает, и больше никого нет для тебя в храме».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В Ветхом завете сказано относительно поста: «раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:7). И вот человек руководствуясь этим лозунгом начинает, скажем, переписываться с заключенным, слать ему бандерольки и т.д. Какое-то время дело несется на вдохновении и ощущается прямо таки небывалая духовная польза, а потом, понимаешь, что человек это чужой, к тому же плохой, а ты для него просто «дойная корова». Уже с усилием продолжаешь вымучивать из себя эти доброделания, и думаешь: «А есть ли вообще во всем этом какая-то польза и смысл?» — как Вы считаете? У каждого доброго дела есть некая мера глубины. Нам легко доступны вещи более поверхностные. Все что более доступно, гораздо легче исчерпывается, а когда исчерпывается потенциал, это просто становится привычкой. Ты смотришь на это и думаешь: «Ну, и что я такого особенного сделал?» В этом случае важно понимать следующее: Господь говорит про всякое делание, а так же попытку оценить его: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие» (Лк 17:10). Когда вы принимаете это, к вам приходит ощущение жизни и, может быть, ощущение ценности человека, ради которого все это делается. Все люди, когда им делается доброе дело, естественно этим пользуются, иначе в нем не было бы смысла. Всегда есть риск того, что этой пользой будут злоупотреблять. Ну и что. Если это доброе дело, и оно не потакает греху, то делать его — правильно, а ожидать, да еще с нетерпением, что вот-вот за спиной вырастут крылья, просто не стоит. Читайте также: Великий пост в 2011 году: 7 марта — 23 апреля Календарь Великого поста – ИНФОГРАФИКА Великий канон прп. Андрея Критского Молитва св. Ефрема Сирина Соборование. Таинство Елеосвящения О Литургии Преждеосвященных даров О покаянии и Причащении Поучения в дни Великого поста Рецепты постных блюд Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vyrastut-li-za-post-kr...

В воскресенье третьей недели Великого поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому затем всю последующую неделю поклоняются верующие… Эта необыкновенная и торжественная служба всегда была для меня и памятью о смерти Спасителя, Его Жертве за нас, Орудии нашего спасения, и вместе с тем она же является своеобразным напоминанием о том, как быстротечно время и что мы уже прошли почти половину поста. Сделали ли мы что-то за это время? Дни Великого поста — это особое время. Это важное духовное упражнение, это напоминание о назначении человека, цели его жизни. Бог приходит в нашу жизнь Одним из нас, то есть Человеком, для того, чтобы на Древе Крестном, на Своих плечах поднять из мрака и смертной пустоты падшую человеческую природу, дать надежду и укрепить человека, благословив его на непростой, но спасительный путь несения своего креста. Это время удивительное, потому что за сорок скоротечных дней нам предстоит преодолеть путь от падшего Адама до ликующей о Воскресении Христовом Вселенной, славящей Торжество и Победу Бога над диаволом и смертью. Сможем ли поднять себя из своей повседневности и пережить за эти полтора месяца то, к чему ветхий человек шел тысячи лет? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) любил говорить: «Без креста не увидим и Христа». Неделя Крестопоклонная — это напоминание о нашем жизненном кресте, том, что как залог дан нам Богом в этой жизни, знак о том, что мы Христовы. Да, мы носим кресты, но несем ли мы свой крест? Можем ли мы своей жизнью свидетельствовать о том, что мы готовы терпеть скорби, переносить искушения и не роптать на жизнь, быть хоть в чем-то сострадающими Христу? Требуется ли от нас многое? Если Господь безропотно переносит муки и саму смерть ради меня, а мы верим, что Господь жертвует Собой ради каждого из нас, то что мне необходимо в этой жизни сделать, чтобы если уж не Самому Господу подражать, то хотя бы издалека быть похожим на Симона Киринеянина, который разделил тяготы Спасителя на Его пути к Голгофе, понеся Его Крест? Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 34, 35).

http://pravoslavie.ru/77917.html

В Послании апостола Павла Римлянам читаем: Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех ( Рим 14,19–23 ). Старец Андроник хорошо знал многие поучительные случаи из жизни святых отцов и подходил к каждому обращающемуся к нему с рассуждением. Он никогда не требовал строгого поста от людей, которые сильно болели. Когда старец узнал во время Великого поста о тяжелой болезни своего духовного сына, то в письме написал ему: «Мне известно, что вы находитесь в тяжелом положении, так прошу тебя как родного сына: береги свое здоровье и употребляй ту пищу, какую прописывают врачи. Пост не для больных, а для здоровых, да и что говорить, вы сами все прекрасно понимаете... С. а. Андроник». «О. И. Поздравляю я вас и всех моих близких отцов с Св. Четыредесятницей. Желаю всем эти св. дни провести в глубоком чувстве покаяния и всерадостно встретить Светлое Христово Воскресение. Сообщаю о том, что получил от о. М. письмо; пишет о том, что с вами был очень и очень серьезный приступ, что чуть вы не скончались, чему очень соболезнуем, а о. М. сердечно благодарю за сообщение. Дорогой о. И., сожалею вашему слабому здоровью, я вам благословляю кушать то, что прикажет вам врач, хотя бы и мяса, а если не будешь выполнять диету, значит, будешь злоупотреблять своим здоровьем... Пост. Прошу у всех близких отцов прощения и св. молитв. Бол. схиарх. Андроник». В 1965 году отец Андроник пишет своим духовным чадам: «Поздравляю я вас всех с покаянием и с преддверием Великого поста. Дай, Господи, нам его встретить и провести богоугодно в молитве и в чистосердечном покаянии. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В последнюю подготовительную неделю Церковь напоминает нам о Страшном суде, когда Господь спросит каждого из нас о делах милосердия: " Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне " (Мф. 25. 42-45). Сегодня особый день в году – Прощеное воскресенье, когда Церковь призывает нас ко взаимному примирению. Утром за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование, где Господь говорит: " Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный " (Мф. 6. 14). Но прощаем ли мы друг другу обиды? Ведь каждая обида, которую мы держим в себе, затемняет нашу душу, лишает нас мира и радости. И сегодня – тот день, когда необходимо испросить прощения у тех, кого мы осуждали, кому не помогли в трудную минуту жизни. Необходимо взаимно примериться с ближними, чтобы с чистой совестью вступить на спасительное поприще Великого поста. Каждый из нас ежедневно читает молитву Господню, в которой мы, дерзновенно обращаясь ко Господу, говорим: " И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим " (Мф. 6.12) Но если мы не прощаем тех, кто нас обидел и огорчил, то можем ли мы просить у Небесного Отца оставления наших грехов? Обычай взаимно испрашивать прощения накануне Святой Четыредесятницы ведет свое начало с первых веков Христианства. Перед тем как удалиться в пустыню для молитвы и поста, насельники египетских монастырей испрашивали друг у друга прощения. Некоторые из них уже не возвращались в свою обитель: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Покидая в Прощеное воскресенье родную обитель с надеждой Воскресения Христова, иноки воспевали как песнопения покаянные, так и песнопения Пасхальные, дабы, исполнившись силы и мужества, вступить на  спасительное поприще Великого поста.

http://pravoslavie.ru/12967.html

Во времена недавних гонений на Церковь один священник, находясь в самых страшных, невыносимых условиях лагерной жизни, испытывал необыкновенную Божию благодать, чувствовал, что душой он находится в раю. Тогда же он написал, может быть, несколько неискусное, но искреннее и точно изображающее его состояние стихотворение, в котором есть такие слова: «Среди хулы, кощунств, матерщины, визга пилы я чувствую, что я нахожусь в раю». И это он ощущал потому, что с ним был Господь. Если ему даже при таких страшных обстоятельствах ничто не помешало стяжать в своем сердце Господа, то тем паче для нас неизвинительно нерадение об этом. Будем же усердно стремиться к тому, чтобы через понуждение себя к непрестанной Иисусовой молитве стяжать благодать Божию, Божественный свет. И тогда учение святителя Григория Паламы, чью память мы сегодня празднуем, не покажется нам ненужным. Хотя бы в малой степени просветим свои души и сердца, ибо без благодати Божией никакого очищения от грехов быть не может. Аминь. 11 марта 2001 года Неделя 3я Великого поста, Крестопоклонная (Мк., 37 зач., VIII, 34 — IX, 1) Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. О следовании за Господом Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня третья неделя Великого поста, которая называется Крестопоклонной. Приблизительно в середине поста по Уставу Святая Церковь, чтобы духовно укрепить своих чад, предлагает им поклонение Кресту. Когда человек подвергается житейским скорбям, болезням или испытывает другие какие-нибудь неприятности и несчастья, то самым утешительным для него, когда уже ничто не помогает, бывает рассказ о том, что кто-то испытывал нечто подобное и, может быть, страдал еще тяжелее.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Господь наш Иисус Христос сделал упрек своим ученикам за то, что при наступлении Его страданий, они уснули в Гефсиманском саду в то время, когда он просил их бодрствовать. Так ли не могли вы и один час бодрствовать со мною ( Мф.26:40 ), сказал Он им. Не должны ли чувствовать в своей совести гораздо больший упрек все те православные христиане, которые не хотели несколько недель перед воспоминанием о страданиях Христовых провести в благочестивом подвиге поста, без рассеяния и забав? Ибо, чем они могут оправдать свое непослушание церкви? Они, без сомнения, ничего бы не потеряли и не потерпели никакого вреда, если бы в продолжение пяти недель оставались без увеселений. Проводят же они время без концертов и других подобных развлечений в первую и последнюю недели Великого поста. Отчего же нельзя было бы так провести и весь пост? Разве увеселения и забавы до такой степени составляют потребность для души, что без них нет возможности обойтись несколько времени? Совсем нет; ибо многие и всю жизнь обходятся без них. Постоянные увеселения считают необходимыми только люди праздные, не имеющие никаких дельных занятий, и от того скучающие, и желающие развлечениями наполнить пустоту своей жизни. – Обычай веселиться в Великом посту начался и стал усиливаться с того времени, как в обществе стали увеличиваться роскошь и праздность. Увеселения в посту нельзя считать невинными потому, что они составляют соблазн, отвлекающий православных христиан от молитвы, от духовных подвигов, и потому делают нравственный вред. А Христос Спаситель сказал: горе миру от соблазнов ( Мф.18:7 ) и повелел удалять от себя соблазны, хотя бы это было также больно, как когда отсекают руку или вырывают глаз. Если рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их, и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя ( Мф.18:8–9 ). Поэтому все истинно православные христиане должны непременно отказываться от увеселений в дни Великого поста, если желают выразить свою любовь к Богу. С уменьшением любви к Богу естественно оскудевает и слабеет и любовь к ближним. Не любящий меня, не соблюдает слов моих ( Ин.14:24 ), сказал Христос. Подтверждение этого мы и видим в нашем обществе. Оскудение в нем любви к ближнему доходит до поразительного жестокосердия и бесчувственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Евангельская притча – это не простой нравоучительный рассказ. Педагогическая цель, которую преследует Слово Божие, – не только в том, чтобы представить пред наши очи пример праведного деяния и сказать: делай так, а не иначе. Божественный Педагог – Дух Святой (а мы знаем, что «всё Писание богодухновенно» ( 2Тим.3:16 )) – ведет нас по лестнице духовного возрастания, восходя по которой, мы учимся не только правильному поведению в обществе человеков мира сего; мы приуготовляемся к тому, чтобы стать благонадежными для Царства Небесного 345 ( Лк.9:62 )., положив начало этой благонадежности еще здесь, на земле. Потому и поет Церковь в преддверии Великого поста: Притчами вводяй вся Христос, к жития исправлению,   мытаря возвышает от смирения,   показав фарисеа возвышением смиряема 346 , – ожидая от нас не школьного, ученического восприятия притчи (даже по методу «понять, а потом выучить наизусть»), а того, что мы притчей этой станем определять всю свою жизнь, применяя к себе каждое ее слово и строя, исходя из этих слов, и свое поведение, и свою внутреннюю, сокровенную от мира, но безусловно ведомую Всеведцу Богу часть. Причем делать это мы будем так, чтобы, в конце концов, такой образ поведения стал для нас естественным, чтобы нам не нужно было думать и принуждать себя поступать именно так, а не иначе. Ведь если мы, проходя по храму, видим на полу бумажку, мы поднимаем ее, не думая о том, что это нужно обязательно сделать, и уж тем более – о том, что за это последует нам некое посмертное воздаяние; нет, мы просто, как дома, автоматически убираем грязь, откуда-то появившуюся там, где ей не место. Почему же не поступаем мы так с душой своей, окутанной грязью греха? Церковь , как Мать, ожидает от нас поста не столько внешнего (ибо сказано: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ) 347 ), хотя и он составляет непременную необходимость Божественной педагогики спасения, но поста духовного. Она ждет, что мы сосредоточимся не только на внешней постовой атрибутике, что мы приступим, наконец, к сокрушению гордыни нашей души, «мытарски пощением зовуще: очисти ны Боже, грешныя» 348 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Знаю, что вы идете к Отцу небесному, спешите занять страну, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание, где нет ни скорби, ни тления, ни грызущей зависти, ни злого врага. Почему и я, сын мой, не умерла вместе с вами? Почему и я не включена в это светлое торжество ваше и не могу им, насладиться? — Ужели потому, что я грешная и достойна слёз и крайнего сожаления!.. Нет, не по этой причине я не иду с вами, а потому, что вы не требуете восполнения, — вы стали для Бога одною четыредесятицею, по десяти и десяти призваны на пир Евангельский (Еванг. от Матф. гл. 25, ст. 1–13)… Итак, сын мой, поелику удостоен ты такой славы, то помолись о мне Спасителю Христу, когда скажет Он вам: приидите, наследуйте Царство Мое, которое Я уготовал вам (Еванг. от Матф. гл. 25, ст. 34). Вспомни обо мне вместе с равночестными тебе и испроси мне награду у Отца светов, чтобы, как плоть твоя на мне испустила дыхание, так на меня дохнули щедроты Христовы, и, как кровь твоя обагрила мое рубище, так оросило бы меня милосердие Господне, и как с тобою прошла я это одно поприще, так с тобою же достигла бы обители святых, чтобы и мне вместе с вами воспеть и сказать: «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш» (1 Цар. 2:2). Он вознёс рог верных рабов Своих и посрамил врагов. Ему подобает слава во веки». Память св. 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах на Востоке и Западе относилась в кругу праздников и памятей святых наиболее чтимых (см. Полный мес. Востока арх. Сергия, т. 1, стр. 17–19; т. 2, ч. 2, стр. 75); в состав службы им входят, по Уставу, два канона; в день памяти их облегчается строгость поста, – разрешается вкушать вино и даже елей, и предписывается непременно и неизменно совершать службу в порядке службы Предтечи с литургией преждеосвященных даров. Пострадали св. мученики в 320 году, а в 323 году император Константин сделался единодержавным во всей Римской империи. Празднование памяти 40 мучеников совершается 9 марта, но оно иногда переносится по Уставу на другие дни, именно: если оно случится в какой либо день первой седмицы великого поста, то служба мученикам правится в субботу; если случится оно в среду недели крестопоклонной, то служба правится во вторник той же недели, а равно если случится в четверг великого канона, то служба правится во вторник той же пятой недели; если же случится в субботу акафиста, то переносится на воскресенье пятой же недели поста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Как вы думаете, чем руководствовались те, кто определял для него указанное количество дней?… Очевидно же, что на выбор протяженности Великого Поста повлиял библейский закон о десятине, согласно которому каждый год следует жертвовать Богу десятую часть от своих доходов( Лев.27:30-32 ). Установители Четыредесятницы так и аргументируют свою позицию: «Если нам нужно посвящать Богу десятую часть из нашего имущества и плодов, то тем более мы обязаны посвящать Ему десятую часть из жизни нашей, дел и приобретений. Эту десятую часть и составляет Четыредесятница, потому что десятую часть всего года составляют тридцать шесть с половиной дней». Это цитата из книги преп. Кассиана Римлянина. Собеседование 21. Гл. 25. Примечательно, что учение о духовной десятине года оформляется именно в период формирования устава для Великого Поста. И знаете, что на это повлияло? Вы не поверите, но причиной установления данного поста послужила привязанность к богатству, не желавшая помогать ближнему! Об этом мы читаем там же у преп. Кассиана: «Когда множество верующих, ежедневно уклоняясь от апостольской набожности, стало привязываться к своим богатствам, не уделяло из них в пользу всех по установлению апостолов, но, употребляя только на свои издержки, старалось не только сберечь, но и умножить их; тогда всем епископам угодно было людей, связанных мирскими заботами и, так сказать, почти не знавших воздержания или сокрушения, привлекать к святому делу каноническим установлением постов и побуждать требованием как бы законных десятин. Такое требование немощным могло приносить пользу и не могло вредить совершенным». И Церковь до сих пор, призывая к посту, напоминает нам об этом, в том числе и через свое богослужение: «Постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды,… дадим алчущым хлеб и нищия бескровныя введем в дом». Собственно здесь Она повторяет лишь то, что было сказано самим Богом через прор. Исаию: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды,… раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис.58:5-7 ).

http://azbyka.ru/video/73-post-i-milosty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010