Муж и жена не могут отказывать друг другу в сексуальной близости на время поста, если они не достигли полного согласия по этому вопросу. Сказано: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор. 7:3–5 ). Смысл этих слов ап. Павла очевиден: воздержание от брачного ложа на время поста возможно только по взаимному согласию. Если такое согласие не достигнуто, то жены да покорятся мужьям, а мужья женам. В противном случае воздержание одного может оказаться падением для другого. Такого допускать нельзя! Строгий пост в субботний и воскресный день запрещается. Эти дни считаются праздничными: суббота – как памятник миротворения, воскресенье – как день восстания Христа из гроба (чем Бог Отец засвидетельствовал, воскресив Его из мертвых, что принял жертву Его). В эти дни можно во время Великого поста вкушать пищу с постным маслом. Во все дни года, кроме сплошных седмиц, в среду и пятницу надо поститься. Те, которые это делают, получают от Бога особое двойное благословение. Об авве Пахомии сказано в Древнем патерике, что однажды труп мертвого несли по дороге. Встретив погребальную процессию, авва Пахомий увидел двух Ангелов, сопровождавших мертвого сзади одра, и, размышляя о них, просил Бога, чтобы Он открыл ему касательно их. Пришли два Ангела к нему, и спросил он их: «Зачем вы, будучи Ангелами, сопровождаете мертвого?» И сказал ему Ангел: «Один из нас – Ангел среды, другой – пятка. И поскольку до тех пор, пока не умер он (умерший, процессию которого видел Пахомий), душа его не переставала поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем этот труп. Так как даже до смерти своей сохранял он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа». И все же пост не есть только воздержание от определенных продуктов в рационе нашего питания. В таком случае пост являлся бы обычной диетою. Есть основная, она же и главная цель поста: цель поста – покаяние! И в этом смысле воздержание в пище – одно из условий поста, но не более того. Мы уже определились, что если постящийся не будет иметь в душе мира с ближними, то пост не принесет ему никакой пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– Новоначальным трудно определиться с мерой воздержания. Что бы вы им посоветовали? – Детям и новоначальным христианам, которым трудно поститься, нужно выбрать свою собственную форму поста. Если человек не может отказаться от мясной пищи, то пусть откажется от курения, дети могут отказаться от жвачки на время поста. Каждый сам должен сесть и поразмыслить: от чего он может отказаться на время поста. Любое такое решение будет приятно Богу. Искушения Иисуса Христа      К слабым в вере Господь относится с терпением и сердечным вниманием. Сказано: «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит…» (Мф. 12:20), то есть если твоя религиозность, как трость надломленная, ткни ее – и она сломается; или как лен курящийся, махни на него – и он погаснет. Но для Господа дорога любая форма проявления религиозного чувства, и каждое религиозное решение, принимаемое в преддверии поста, угодно Ему. Горе тем, которые совсем не постятся! В древнехристианской книге «Пастырь Ерма» сказано: «Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий и угодный Богу пост, и жить будешь с Богом» . – Как правильно расставить для себя акценты в великопостное время, чтобы, соблюдая внешнюю сторону поста, не забыть о духовной его стороне? – Приводите себе на ум слова из Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Слова «сие надлежало делать, и того не оставлять» означают, что во всем надо исполнять не только внешнюю сторону, но и внутреннюю, которая в религиозной жизни всегда должна преобладать над внешней обрядовой. Святитель Василий Великий учил: «Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближения должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так, чтобы воздержание от пищи было дополнением к подвижничеству». Вы слышите, братия и сестры?! Воздержание от пищи – только дополнение, а главное в посте – суд и милость: суд над собою и милость по отношению ко всем другим. Оказывается, скоромным во время поста является не только колбаса, но и любой пустой разговор; не только котлета, но и любое грубое или ругательное слово. Если мы это поймем, то и начнем поститься по-настоящему.

http://pravoslavie.ru/101576.html

После Его отшествия ученики будут поститься. Эти слова нет надобности понимать, как заповедь. Спаситель говорит здесь как бы так: «ученики не могут поститься теперь; но настанет повод и время и для поста, и для разных выражений скорби» (68, 183). Иначе говоря, пощение – как присущее дням плача и сокрушения – явно неуместно во времена телесного присутствия среди учеников самого Христа Спасителя. Когда же не будет уже среди них Христа (по телесному Его присутствию), тогда им придется самим встречаться с многими искушениями, страданиями и бедствиями, и тогда настанет для них время исполнять обязательства поста. «Настойчивость, с которою христианское предание всегда относило к самим апостолам учреждение Великого поста, позволяет искать по крайней мере зачатков его в то время. Возможно, что слова Спасителя: «когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ; Лк.5:35 ), выставляемые таким древним писателем, как Тертуллиан , в качестве основания для Пасхального поста, были поняты в этом смысле и апостолами, и побуждали их освящать постом (который они вообще любили) годовой день смерти Господней. Так как этот день приходился на еврейскую пасху, то, когда соблюдение еврейских праздников прекратилось у христиан, последние легко могли прийти к мысли освящать постом именно день еврейской пасхи в воспоминание смерти Христовой. В виде такого поста и существовала первоначально пасха», по свидетельству о ней во II веке у св. Иринея (+202) (92, 45). И хотя ни Сам Спаситель, ни первоначальная Церковь не учредили правил о посте, но несомненно одно: христиане с самого начала пост принимали в качестве религиозной дисциплины, обязательной в деле духовного совершенствования. Так, Иисус не предписывает пост, но несомненно санкционирует его, что видно из записанных в Евангелии Его слов: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся втайне... и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Ст. 2. Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Ст. 3. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что и ядущего, т. е., например, уверовавшего помимо закона Моисеева язычника, римского, Бог же принял в Царство Христово. Кто, постясь сам, других, непостящихся, осуждает, тот и своей душе пользы от поста не получает. «Если подвизаетесь в посте как должно – не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо, ибо не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться». Так говорит преп. Исидор. Ст. 4. Да и кто ты, осуждающий чужого раба? Он пред своим Господом стоит или падает. Если же он падает, то он будет восстановлен, потому что Бог , в Которого верует, силен восстановить его. Кроме того, каждый из нас за себя даст отчет Богу ( Puм. XIV, 12 ). Православные! Во дни особенного поста и среди нас можно найти людей строго постящихся, менее постящихся и даже вовсе не соблюдающих поста в пище. Между нами же есть люди постящиеся, но осуждающие других за нарушение поста и, так сказать, незаметно сознающие себя выше других. Как же всем нам нужно держать себя в отношении друг к другу? – Так же, как завещал св. апостол Павел. Не станем же более судить друг друга, а лучше станем заботиться о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну ( Puм. XIV, 13 ). В отношениях к немощным, мнительным в вере и в набожности мы должны быть снисходительны, терпеливы и осторожны. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает ( Puм. XIV, 21 ), особенно когда ты своею свободою во вкушении пищи и питья нарушаешь общеустановленные, например на дни Великого поста, общеобязательные законы о воздержании, о посте. Ради пищи не разрушай дела Божия ( Puм. XIV, 20 ). А с другой стороны, и постящиеся телесно, поститесь и духовно. Разрешите всякий союз неправды, дадите алчущим хлеб, нищих бескровных введите в дома; избегайте осуждения других, всякого человекоугодия, многоглаголания. Да и при посте телесном должно: 1) наблюдать благоразумную постепенность в выборе и количестве снедей; 2) сообразовать пост с телесными силами; 3) избегать чрезмерного, расслабляющего поста; 4) при расслаблении тела от подвигов либо от болезни вовсе не держать поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Лучшее приготовление к причастию 01.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Седмица 1-я Великого Поста , Суббота 1-й седмицы Великого Поста Слово на литургии первой субботы Великого поста Поздравляем всех с первым причастием в этом Великом посту! «С первым причастием», — говорим мы, потому что верим, что это не единственное наше причастие. Отрадно видеть, какая радость на ваших лицах, и это есть только первый отблеск уже восходящего вдали солнца Пасхи. Будем еще и еще причащаться животворящих Христовых Таин в течение Великого поста, помня при этом, как готовилась к первому причастию вся Церковь: какой молитвой, каким постом, каким покаянием. Чтобы наше причастие всегда было таким благодатным, к нему надо готовиться сугубым покаянием, постом и молитвой. Будем помнить также, что лучшим приготовлением к причастию является предыдущее причастие, и чем оно ближе, тем больше нас питает, тем больше освящает нас, тем больше дает нам видеть, где свет, каков наш грех и какое покаяние нам нужно приносить. Все, кого коснулась сегодня небесная радость, естественно, будут стремиться к тому, чтобы эта радость углубилась, и это познание Господа стало еще более совершенным. Все, кого Господь обошел сегодня по какой-либо причине радостным утешением, должны опечалиться по Бозе и увидеть, что наше покаяние должно было быть более серьезным. Господь хочет дать нам все, Он хочет поделиться всем, что у Него есть, чтобы мы приняли всю правду, всю тайну жизни, всю любовь Его Креста и Его Воскресения, к которым мы будем идти все дни этого Великого поста. Всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, речь идет о жизни и смерти — о Христовой смерти и о нашей жизни. И всякий раз, когда нам это дается, мы слышим слово Господне на Тайной Вечери: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). По тому узнают, что вы причастники Святых Христовых Таин, если вы будете иметь эту любовь, которая не знает границ и простирается до бесконечности, и никого не исключает, потому что Господь говорит нам на Тайной Вечери: «Как Я возлюбил вас, так вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34).

http://moral.ru/первая-суббота-великого-...

Скачать epub pdf 37. Неделя 5 Великого поста. Беседа Христа с учениками на пути в Иерусалим. К чему нас готовит предпоследняя седмица Великого поста (Мк. 10:32–45)? «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет.., и осудят Его.., и убиют Его, и в третий день воскреснет» ( Мк. 10:33–34 ). Наступает, благочестивые слушатели, последняя, шестая седмица Великого поста. А там мы, милостью Божией, вступим в особую седмицу, седмицу страстей Господних, чтобы подготовиться к «совоскресению» с Христом в дни святой Пасхи. Ближайшая суббота называется лазаревой, так как посвящается воспоминанию воскрешения четырёхдневного Лазаря. Вслед за ней будет вспоминаться и прославляться торжественный вход Господень в Иерусалим. Это же, ныне празднуемое воскресение, святая Церковь посвящает событиям, предшествующим входу Господню и подготовлявшим его. В Евангельском чтении сегодняшнего дня излагается беседа Христа с апостолами на пути их в Иерусалим. Направляясь в этот город на страдания и крестную смерть, Христос захотел ещё раз напомнить ученикам об этих предстоящих событиях, чтобы подготовить их к ним. Вот мы восходим в Иерусалим, – говорит Он им, – и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам и осудят Его на смерть... И поругаются над Ним, и будут бить Его, и в третий день воскреснет ( Мк. 10:33–34 ). Апостолам трудно было понять эти слова Спасителя и ещё труднее поверить им. Сопутствуя Ему в Его проповеди по Галилее и Иудее, находясь под постоянным обаянием Его Божественной Личности, видя Его неисчислимые чудеса и милосердие народу, а также Его исключительное влияние на всех окружающих, ученики склонны были думать, что их Учитель и есть предсказанный пророками Мессия, земной царь еврейский. И что их, апостолов ждут великие блага в этом земном царстве Его. Одни из апостолов думали об этом тайно, другие явно (вслух), а иные и притом самые близкие к Христу (сыны Заведеевы) просили Его даже сейчас, на пути в Иерусалим, об особом им месте в этом царстве. Дай нам, – сказали они ему, – сесть у Тебя одному по правую сторону, а другому по левую, в славе твоей ( Мк. 10:37 ). Христос ответил им, что они не знают, чего просят. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым я крещусь? ( Мк. 10:38 ). Таким вопросом ответил Христос на просьбу сынов Заведеевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

В первую субботу поста строго-настрого напоминалось, что «суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк.2:27 ). Пост должен укреплять духовные силы и не подрывать сил физических. Он должен помогать думать о Боге, а не о чреве. Какая польза, если из последних сил угнетаем себя постом, и при этом мечтаем только о том, когда же он, наконец, кончится. В первую неделю Господь обещал не оставлять нас и всячески укреплять: «Увидишь больше сего», – сказал Он Нафанаилу ( Ин.1:50–51 ). И мы видели, как Он единым словом очистил прокаженного ( Мк.1:40–42 ), исцелил бесноватого. Ученикам же Своим Он при этом сказал, что и они тоже смогут совершать такое, если будут укрепляться «постом и молитвой» ( Мк.9:29 ). Мы видели, как Господь исцелил расслабленного, принесенного на одре, и попутно напомнил, как важно собираться и молиться вместе и друг за друга, поддерживать и помогать друг другу. Ведь и расслабленного Господь исцелил, «видя веру» всех, кто потрудился ради него. Господь предостерегал от возношения и от самообольщения. Считающие себя духовно здоровыми и праведными сразу выпадают из числа тех, к кому пришел Господь ( Мк.2:14–17 ). Но как трудно победить желание – быть первым! Даже узнав о предстоящей катастрофе, ученики протискиваются поближе к Господу, чтобы сесть «одному по правую сторону, а другому» хотя бы «по левую в славе» Его. И Господь снова напоминает главное правило, которое никогда не подведет: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет вам рабом». Об этом Господь говорил и в самой середине Великого поста: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк.8:34–35 ). И еще сегодня мы слышали притчу о том, как «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят; но как они не имели, чем заплатить, он простил обоим». И – вопрос: «который из них более возлюбит его»? Разумеется, «тот, которому более простил». Мы же с вами весь пост молили Господа: «даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего». И если в начале мы думали, что нам прощено пятьдесят динариев, а теперь поняли, что – все пятьсот, значит, время Великого поста прошло для нас не напрасно. О том, почему Господь плакал. Суббота шестая Великого поста, Лазарева

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост». Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости. «Придем с усердием, держа, как щит, крепкое оружие поста, все вражеские козни лукавого отразим, верующие. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души». Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы. «Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния». Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое. «Я согрешил больше всех людей, я один согрешил против Тебя, но, Спаситель, будь милостив как Бог к созданию Твоему». Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим. Из Великого Канона святого Андрея Критского О посте Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Мф. 6, 14-18 Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

http://pravoslavie.ru/1602.html

    Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. ...Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:3, 4, 6, 7). Как учит о христианском посте Православная Церковь в своем богослужении?   «Постящеся, братия, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды (связь с неправдой): расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое спасание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия и безкровныя введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость» (Стихира на вечерне в Среду первой недели Великого поста).    Другая стихира (на стиховне в Понедельник второй недели Великого поста на вечерни) поучает нас так: «Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша, тако бо возопити возможем: да исправится молитва наша, яко кадило пред Тобою, Господи». Такой же пост предлагает еще стихира на стиховне в Понедельник на первой неделе Великого поста:    «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (обвинения), лжи и клятвопреступления, — сих оскудение (оставление всего этого) пост истинный есть и благоприятный». Какая цель христианского поста?   Во-первых, пост нужен для того, чтобы дать духу торжество над плотью. Когда у нас бывают сильные плотские желания, тогда трудно человеку жить духовно. Поэтому и нужно ослабить тело. Ап. Петр говорит, что «страдающий плотию перестает грешить» (1 Петр. 4:1), и Ап.Павел учит: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Страсти свои, значит, мы можем сократить только постом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Потом, на вопрос учеников, почему они не могли исцелить отрока, Господь ответил: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». А ученики все только спорили. А когда спорим, – не только не до поста и не до молитвы, но и последние силы теряем в этом бесплодном занятии. Ну а надежда, хотя она порой мала и незаметна, но это – «как бы якорь безопасный и крепкий, и входит» туда, «куда предтечею за нас вошел Иисус». И часто кресты над храмами имеют в подножии как бы полумесяц. Это именно – полумесяц якоря. Кажется, понесла волна, одолело неверие, и вдруг – спасительный удар: якорная цепь натянулась: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». И Господь на это отчаянное исповедание ничего не говорит, а просто совершает Свое дело. О шествии за Христом. Суббота пятая Великого поста, Акафиста. Мк.8:27–30 Лк.10:38–42, 11:27–28 Евр.9:24–28 . Богородице:  Евр.9:1–7 Во время Великого поста в церкви, в основном, читается послание «К Евреям». Сын Божий в первую очередь «пришел к Своим» ( Ин.1:11 ), к тем, кому было «вверено слово Божие» ( Рим.3:2 ), кому Бог «многократно и многообразно» говорил «в пророках» ( Евр.1:1 ). И они должны были узнать пришедшего Мессию, Христа, Спасителя. «Разве Израиль не знал»? ( Рим.10:19 ), – вопрошает Апостол. Господь говорит: «Исследуйте Писания»: «они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). И: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» ( Ин.5:46 ). С такой определенностью говорит Господь! А действительно, вспомним, что когда Моисей пересказывал народу о том, как строить скинию собрания, ковчег завета, жертвенник и другие священные предметы, он передал и такие Божьи слова: «Смотри, сделай их по тому образу, который показан тебе на горе» ( Исх.25:40 ). Что же показано было Моисею? Неужели только то, что он потом повелел выполнить из дерева, металлов, и тканей? Кажется, нечто большее, потому что именно он со знанием и пониманием говорил на Фаворской горе с Господом «об исходе его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» ( Лк.9:31 ). А все созданное по его повелению руками мастеров призвано было устремлять сердца к этому будущему «исходу».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010