Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Проповедь в субботу перед Прощенным воскресеньем Март 4ое 2011 Проповедь в субботу перед Прощенным воскресеньем Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, когда мы находимся в самом преддверии Великого Поста, Церковь своим евангельским чтением напоминает нам об очень важных и необходимых условиях прохождения не только грядущего Великого Поста, а вообще всей христианской жизни. напоминает учением Спасителя о милостыне и о молитве. Доброделание и молитва действительно являются сердцевиной религиозной жизни человека, ее основным критерием. О том, какое решающее значение для нашего спасения будут иметь дела милосердия, добрые дела, мы слышали еще в прошедшее воскресенье из притчи о Страшном Суде. В этой притче Господь совершенно ясно дает понять, что будет являться предметом Суда Божия, что представляет подлинную ценность в очах Божиих, за что люди будут оправданы, а за что осуждены. От чего из земной нашей жизни будет зависеть образ нашей вечности. Только от одного: от тех добрых дел, которые мы совершили или не захотели совершить. Поэтому решающим в деле нашего спасения в первую очередь является, конечно, милость Божия, Его благодать, как пишет апостол Павел: благодатию Божией вы все спасены через веру. Но непременным условием для приятия этой благодати с нашей стороны должны быть молитва и добрые дела, дела милосердия. Без этих двух составляющих духовная жизнь человека лишается своей основы и не может принести доброго плода. И это надо особенно осознавать. В эти дни, когда мы настраиваемся на вхождение в поприще Великого Поста, подготовляясь к его должному прохождению, надо сместить акцент с перемены содержимого в своих холодильниках на перемену содержимого своего сердца. Воспринять Пост не как изменение нашего пищевого рациона, а как перемену жизни. Еще в Ветхом Завете через пророка Исаию Господь сказал, какого поста Он ожидает от людей. Процитирую книгу пророка Исаии, 58 главу. Господь говорит: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

  Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона (ок. 306) О принятии электронных карточек, печати антихриста и тайне числа 666   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с праздником - с завершением первой седмицы Великого Поста. Мы совершаем сегодня особый молебен святому великомученику Феодору Тирону, который входит в самую службу Божественной Литургии, и Святая Церковь говорит нам, что мы не одни совершаем этот Пост. Пост Христов - в память сорокадневного поста Спасителя, и Сам Господь, Божия Матерь и все святые участвуют в нем и дают нам силу победить врага. Первая неделя Великого Поста называется Чистой и дает нам образ всего Поста, когда мы хотим достигнуть чистоты, с тем чтобы видеть Бога. Святой великомученик Феодор Тирон, память которого совершает сегодня Церковь, показывает нам пример хранения этой чистоты, когда случаются искушения и враг хочет помешать нашему посту. Так было при императоре Юлиане Отступнике, который ненавидел христиан и, желая осквернить их святыню - святой Пост, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью продукты на рынках Византии, с тем чтобы христиане, вкушая их, приобщались идолам. Но в сонном видении местному епископу явился святой великомученик Феодор Тирон, пострадавший за верность Христу; он предупредил христиан об этой опасности, и они заранее запаслись нужными продуктами. Это было в Чистую неделю. Так небесное покровительство Феодора Тирона спасло Церковь Христову от осквернения, и врагу не удалось осквернить святыню, а христиане сохранили свою чистоту. Этот праздник говорит нам о том, что внешнее имеет значение. Казалось бы, что значит осквернение идоложертвенной кровью? Какое это имеет значение? Тем более, как говорит апостол Павел, идол в мире - ничто. " Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого " (1 Кор. 8, 4). Мы должны задуматься об этом сегодня. Мы часто говорим о том, что соблюдение одного внешнего - главная опасность в Церкви. Внешняя видимость, соблюдение всего внешнего при внутренней пустоте, по слову святителя Феофана Затворника, приведет, в конце концов, к явлению " человека беззакония " в Церкви Христовой. Но и внешнее, оказывается, имеет очень большое значение. Святой Василий Великий в проповеди на память святого мученика Гордия говорит, что были такие христиане, которые считали, что внешнее настолько второстепенно, что им можно поступиться. И они уговаривали святого великомученика Гордия, зная глубину его веры: " Ты на словах отрекись от Христа, а в сердце своем скажи: " Господи, Ты же знаешь, что я люблю Тебя, что я от Тебя не отступаю " . И Господь, Который смотрит не на слова, а видит глубину человеческого сердца, примет твое исповедание " . Однако святой великомученик Гордий был тверд в вере и сказал: " Как может мой язык, сотворенный Господом, произнести отречение от Христа? Разве не сказал Господь: " От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься " (Мф. 12, 37)?

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_13...

Неделя вторая Поста Великого начинается очень загадочным Евангельским чтением. Это Евангелие от Иоанна, в котором речь идёт о призвании Нафанаила. Какое отношение это Евангельское чтение имеет к посту? Неделя вторая Поста Великого начинается очень загадочным Евангельским чтением. Это Евангелие от Иоанна, в котором речь идёт о призвании Нафанаила. Это призвание происходило в два этапа. Сначала Господь находит в Галилее Филиппа, и говорит ему: «Иди за Мной». И Филипп откликается и идёт. А потом уже Филипп зовёт своего друга Нафанаила и говорит: «Мы нашли Того, о Котором писали  Моисей в Законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова из Назарета». Нафанаил, как истинный израильтянин, говорит: «Разве может быть что-нибудь из Назарета доброе?» Тогда Филипп ему говорит: «Пойди и посмотри». И вот Нафанаил со всем своим скепсисом (потому что действительно, что может быть доброе из Назарета,  где жили достаточно  непросвещённые люди, на которых свысока посматривали и фарисеи, и книжники), подходит к некоему Человеку, о Котором ему сказал Филипп, и Тот его встречает словами: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил, понимая, что это точно его определение, что он даже  гордится тем, что в нём нет никакого лукавства, и даже тени лукавства, вдруг спрашивает в ответ: «Почему Ты знаешь меня?»   А Иисус говорит: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей Я видел тебя». Потому что Христу открыто всё о каждом из нас. И тогда Нафаниал, потрясенный до глубины души тем, что вся книга его души открыта, говорит: «Равви, Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев». В ответ ему Господь даёт обетование: «Ты веришь потому, что Я тебе сказал. Я видел тебя под смоковницей. Но ты увидишь больше этого». И говорит ему: «Истинно, истинно говорю вам, отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Возникает вопрос, а какое отношение это Евангельское чтение имеет к посту? У меня есть гипотеза, что это чтение древнее поста. Вернее, пост тогда уже был. Но постились — не христиане, а оглашаемые . Длинный пост, большой Великий Пост появляется несколько позднее.

http://pravmir.ru/o-razdelenii-lyudej-i-...

Русскому человеку со школьной скамьи знакомо стихотворное переложение этой молитвы А. С. Пушкина: Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлететь во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество Божественных молитв. Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого Поста. Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей, Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Дорогие братья и сестры, примирившись друг с другом, простив все обиды, отправимся в духовный путь – Великий Пост, чтобы еще на одну ступенечку подняться ближе к Богу и с радостью воскликнуть в Святую ночь Пасхи Христовой: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! 2000 год 55. На пути к Пасхе В духовной жизни православного христианина время Великого Поста, Страстной седмицы и Святой Пасхи – это путь грешного, подвластного смерти человека к духовному обновлению, преображению и Вечной Жизни. Живший в VIII веке до Рождества Христова пророк Исаия говорил от имени Бога о посте: В от, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел?.. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.58:3-7 ). Пост – время усиленной борьбы с грехом, самолюбием и равнодушием в своей душе, время борьбы с нечистыми мыслями и желаниями. Телесный пост с ограничениями себя в пище, развлечениях и удовольствиях играет большую роль в жизни христианина. Ослабляя страсти, он помогает внутренней, духовной стороне поста. Волевым усилием человек все внимание перемещает с себя и своих потребностей на ближних. Должно произойти нечто подобное тому, как женщина, рождая ребенка и становясь матерью, во многом забывает о собственных проблемах и все силы души обращает на ребенка.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Так говорил Августин В этом тексте, написанном в самом конце IV века, в каждой строчке бьется сердце человека, который мог бы повторить вслед за Достоевским… точнее, наоборот, это скорее уж Достоевский потом совсем по-августиновски скажет: моя осанна через большое горнило сомнений прошла. Для Августина Бог — не отвлеченная идея, не книжная категория… 2 апреля, 2012 В этом тексте, написанном в самом конце IV века, в каждой строчке бьется сердце человека, который мог бы повторить вслед за Достоевским… точнее, наоборот, это скорее уж Достоевский потом совсем по-августиновски скажет: моя осанна через большое горнило сомнений прошла. Для Августина Бог — не отвлеченная идея, не книжная категория… …Недавно я получил «прописку» в социальной сети Facebook и даже стал ее активным жителем. А перед началом Великого поста задумался — как правильнее поступить с этой деятельностью во время поста? Можно ли это общение, которое в последнее время все чаще сводится к политике и/или скандалам и провокациям, сделать хоть в чем-то другим , более соответствующим времени Великого поста, которое Пушкин назвал печальными днями , когда мы читаем молитву преподобного Ефрема Сирина? Решение, которое я для себя принял, конечно, нельзя назвать универсальным. Но я почувствовал, что сейчас нужно сделать именно так: первую неделю поста я попробую вместе с моими фейсбучными друзьями прочитать книгу, которая очень важна для меня и которую я стараюсь постом перечитывать всегда — «Исповедь» Блаженного Августина. «Исповедь» всегда была для меня примером подлинного евангельского христианства, примером по-настоящему живого и животворящего слова. Ведь когда читаешь, например, послания апостола Павла, то начинаешь так глубоко понимать, что такое Предание и что такое жизнь Церкви, именно потому, что это абсолютно живые, выстраданные тексты, связанные с разными самыми обычными сферами нашей жизни. Вот Апостол говорит: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор 8:8–13). И это абсолютно жизненная, конкретная ситуация, понятная каждому человеку и сегодня, через двадцать веков после возникновения христианства. Казалось бы, речь идет о совершенной мелочи. Однако апостол Павел глубоко чувствует эти «мелочи», и видно, насколько продуманно он все это воспринимает и насколько серьезно переживает. Текст его посланий словно бы соткан из жизненной ткани, он совершенно реалистичен — и именно поэтому столь существенен для нас. И блаженный Августин в «Исповеди», как мне кажется, идет тем же путем, что и апостол Павел.

http://pravmir.ru/tak-govoril-avgustin/

А что всего хуже, братие, постяся телесно, мы часто, к стыду нашему, забываем о посте духовном; даже многие из нас не знают, что такое пост духовный. Между тем, сей-то пост и есть истинный, существенный пост. В чём же этот пост должен состоять? Послушаем, как говорит о сем пророк Исайя: Се в день поста вашего вы исполните прихоти всех работников ваших мучите. Се для ссор и распрей вы поститесь. и чтобы бить дерзкою рукою, а не для того, чтобы услышан был на высоте глас ваш. Тот ли пост, какой Я люблю, и тот ли день, в который человек томит душу свою, когда он согнет главу свою, как трость, и постилает себе вретище и пепел. Это ли называется пост и день угодный Господу! Вот пост, который Я люблю: сними оковы нечестия, разреши цепи порабощения, отпусти угнетённых на свободу и расторгни всякое иго неправды ( Ис.58:4–6 ). Вот в чём, по слову Пророка, состоит истинный, духовный пост. Тоже самое внушает нам во время нашего пощения и св. Церковь в своих песнопениях: постящеся, братие, телесно, постимся и духовно, разрешим всякий соуз неправды, дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы. И еще другими словами научает св. церковь , что истинный пост есть злых отчуждение, ярости отложение, воздержание языка. Итак. недовольно того, что мы мало едим. мало пьем, надобно поститься духовно, т.е. воздерживаться от худых дел и поступков. Ты не ешь хлеба, а язык твой снедает ближнего – поносит, бесчестит, злословит; ты мало пьешь, а от сердца твоего, по словам Писания, исходят потоки злых помышлений, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства. хулы. И от чего в самом деле бывает, что после; поста мало, или даже совсем не является в нас добрых плодов; – даже вместо того чтобы водворилась в нас тишина и спокойствие, укротились страсти, происходит еще какие-то раздражение; многие от поста становятся сердитее, гневливее, раздражительнее? От чего это? От того, что пост их не искренний; от того, что они не от души постятся, пост их больше лицемерный или принужденный?

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

ЖЕРТВА Ветхий Завет предписывал народу Израиля ежегодно приносить Богу десятину — десятую часть всего, что произвела земля: “Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно” (Втор 14: 22). Эта часть символизировала целое: возвращая Богу начатки того, что Он дал им, израильтяне призывали Его благословение на весь урожай. Этим признавалось, что земля принадлежит Богу, а мы всего лишь распорядители Его даров; и значит, принося десятину, мы, как выражение благодарности, отдаем Ему то, что является Его собственностью. Этот акт возвращения всегда рассматривался народом Израиля не как потеря, но как приобретение. Праздник урожая был временем радости и довольства: “И веселись перед Господом, Богом твоим, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя…” (Втор 16: 11). Эту идею принесения десятины ранние христиане применили и к Великому посту. Время поста рассматривалось как десятая часть года, отданная Богу 7. Соблюдая пост мы свидетельствуем, что и вся наша жизнь в целом, и каждый ее миг дарован нам Богом; и принося часть, мы призываем Его благословение на все целое. Великий пост, таким образом, символизирует освящение времени. Аскеза поста утверждает, что время не просто подконтрольно нам, так что мы можем эгоистично использовать его как нам вздумается, оно принадлежит Богу; мы же только распорядители времени, а не его хозяева. Великий пост — это возвращение Богу Его собственности, и мы можем отнести к нему слова Божественной литургии, звучащие непосредственно перед призыванием( эпиклесисом ) Святого Духа на дары хлеба и вина: “Твоё из Твоего Тебе приносим, во всём и за всё”. Более того, точно также, как для израильтян принесение десятины было временем радости, приобретением, а не лишением, так это может быть и для нас. Великий пост — время радости, о чем мы и слышим в песнопениях Чистого понедельника, первого дня поста: С радостью встретим начало поста, и да не будем сетовать…

http://pravmir.ru/velikij-post-i-obshhes...

И пост – это не время «можно – нельзя». Если пост низводится до этого понимания, то нет никакого поста, нет никакого пути, нет никакой встречи с Богом, нет никакой радости от поста, нет никакого переживания того, что ты сейчас в этот момент можешь... Как написано в Евангелии, которое читается перед постом: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:17–18 ). Прочтите эти несколько строчек, вдумайтесь в них. Если их человек не слышит, то нет никакого смысла вычленять, когда можно масло, когда нельзя... Сколько можно выпить вина или пива в такой-то день? Люди до безумия доходят иногда, всерьез воспринимая слова «с маслом и без масла». А если я в этот день масло поел, что теперь случится? Изысканный пост? Простите меня, но лучше есть сосиски и курицу Великим постом, чем дорогие изысканные морепродукты: устрицы, лобстеры, королевские креветки. Как стало приятно поститься в последнее время! Зашел в дорогой супермаркет, и все, нет проблем! Иоанн Златоуст пишет: «Те деньги, которые ты сэкономил во время поста, отдай бедным – вот это будет пост». А то, что ты перешел с одной еды на другую, – разве это пост? Может быть, конечно, и пост, если ты знаешь, что ты делаешь, если это дает тебе духовную пользу, ты становишься лучше, добрее, умнее. Ты ел котлетки, стал есть картошку, сэкономил деньги – отдал их нищим: тогда это пост! Мне кажется, столько всего сказано на эту тему. Но мало кто хочет об этом думать, потому что всех заботит один и тот же вопрос: «Что, батюшка, можно? Чего, батюшка, нельзя?» Великий пост. Победить страсть пожирания всего и всех 24 Самое очевидное Пост существует не только в культуре христианства, в культуре Православия, но и в культуре очень многих религиозных систем. Общее представление о посте, которое дает Википедия как справку, начинается именно с того, что пост – некое ритуальное воздержание от какого-либо рода пищи, и тут важна цель, ради которой это воздержание происходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

иеромонах Иов (Гумеров) Цель Великого поста – очиститься от грехов и возродиться духовно. Чтобы Господь Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» ( Лк. 6:37 ). Чин прощения совершается в воскресенье за вечерним богослужением. Нужно прийти к началу службы в храм и вместе со всеми стать участником совершения этого чина. Вместе с тем мы стараемся попросить прощение у всех близких. Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Здесь нет какого-то чина. Важно, чтобы наши слова были искренними. «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя» (преподобный Ефрем Сирин ). О воздержании супругов в период постов иеромонах Иов (Гумеров) В духовных вопросах должна быть полная ясность в определениях. Недопустимо одно подменять другим и смешивать два разных предмета: духовный смысл поста как воздержания (не только для желудка, но для всего человека) и пастырскую икономию – снисхождение и соображения практической пользы при решении вопросов духовной жизни отдельных членов Церкви. О том, что период поста – это время супружеского воздержания, ясно сказано у апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор. 7:5 ). Для понимания этого места обратимся к святоотеческому толкованию. Приведу объяснение святителя Феофана Затворника . Его способ толкования отличается важной для нас особенностью: он опирается на весь предшествующий ему экзегетический опыт святых отцов. Его экзегетика итоговая. Во-вторых, он близок к нам по времени. Духовные вопросы, которые он решает, мало чем отличаются от наших. Приведя процитированный нами стих, святитель пишет: «Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы: может это идти ко всем церковным постам, особенно же к говению… Видно, что апостол хотел бы, чтобы воздержание держали будто закон, а сходились, только уступая крайней необходимости , которая определяется не пожеланиями, а естеством, и даже не естеством, а благоразумием» ( Феофан Затворник , святитель. Толкование Послания апостола Павла: К коринфянам первого. М., 2006. С. 322).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как провести последние дни поста с пользой 10 советов от службы помощи «Милосердие» «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». (Иак. 2, 14 – 17) Многие из нас уже, конечно, знают, что суть поста не столько в очищении тела, сколько в очищении души, а душу очистить по-настоящему, наверное, сможет только истинная любовь и милосердие к ближним. Иисус сказал: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Как часто бывает такое, что человек вроде бы не пропускает ни одной службы в храме, но при этом злословит, осуждает других прихожан, а если попросить его о помощи, скорее всего, он сошлется на недостаток времени или вовсе ответит с раздражением и неудовольствием. «По своей сути, время Великого поста – это некая тропинка к пасхальной радости, которую дает нам встреча со Христом. Чтобы подготовиться к ней, мы должны не только избегать греховных мыслей, слов и поступков, не только ограничивать себя в пище, но должны научиться искренне и с любовью служить ближним. Не проходить мимо чужой беды, а стараться помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, – говорит руководитель службы «Милосердие» епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. – Если прилагать особое усердие к добрым делам в пост, это может стать хорошей привычкой, а милосердие станет частью нашей повседневной жизни». Знакомы ли вам такие фразы: «Я бы рад помочь, но много работаю, мне некогда» или «У меня сейчас нет возможности помогать, я сам еле свожу концы с концами»? На самом деле помогать может каждый, просто надо найти дело себе по силам. Можно подарить улыбку и булочку бездомному или помочь вынести мусор пожилой соседке – все эти, казалось бы, несложные поступки будут уже очень большим делом, наполняющим нашу душу светом и любовью. А еще они – тот самый мостик к Христу и Пасхе.

http://pravoslavie.ru/145723.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010