Беседа на слова: В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:37, 38). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Приступающие к Божественной проповеди и внимательные к вере должны выказывать расположение жаждущих и возжигать в себе такое же, как у них, желание: чрез это они будут в состоянии вернее удержать в себе говоримое. Жаждущие, взяв чашу, выпивают ее с великою охотою, и тогда только успокоиваются: так и те, которые слушают Божественные слова, если будут принимать их с жаждою, никогда не отстанут от них прежде, нежели совершенно насытятся. А что всегда должно жаждать и алкать, об этом сказано: блажени алчущии и жаждущии правды ( Мф. 5:6 ). И здесь (в Евангельском чтении) Христос говорит: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Эти слова означают: «Я никого не влеку принуждением и насилием; но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю». Но почему Евангелист заметил, (что это было) в последний день великий? – Потому, что первый и последний дни были великими, а средние между ними, большею частию, проводимы были в увеселениях. Почему же (Христос) говорит: в последний. Потому, что в этот день все были в собрании. В первый день (Господь) еще не пришел, объяснив Своим ученикам и причину этого. Во второй же и в третий день Он не говорит ничего такого, чтобы не тратить напрасно слов, так как (иудеи в эти дни) предавались увеселениям. Но в последний день, когда они возвращались домой, Он дает им напутствие ко спасению и громко говорит (те слова), частию для того, чтобы показать Свое дерзновение, частию по причине, многочисленности народной. А чтобы показать, что Он говорит о питие духовном, присовокупляет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: и закон Твой посреди, чрева моего ( Пс. 39:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Современные чудеса Киево-Печерских святых В великий праздник Успенской Киево-Печерской Лавры – памяти преподобных отцов Печерских Ближних пещер, наместник Лавры митрополит Павел рассказал о чудесной помощи святых угодников Божиих. 12 ноября, 2014 В великий праздник Успенской Киево-Печерской Лавры – памяти преподобных отцов Печерских Ближних пещер, наместник Лавры митрополит Павел рассказал о чудесной помощи святых угодников Божиих. На протяжении всей истории святой Лавры собиралось множество свидетельств, подтверждающих дерзновение печерских святых пред престолом Божиим. Часто эти чудеса по смирению, или каким-либо другим причинам скрывались. Поэтому буквально по крупицам люди собирали свидетельства очевидцев, соприкоснувшихся с милостью Бога, дивного «во святых Своих» (Пс. 67:36). В великий праздник Успенской Киево-Печерской Лавры – памяти преподобных отцов Печерских Ближних пещер, наместник Лавры митрополит Павел рассказал о чудесной помощи святых угодников Божиих. По словам Его Высокопреосвященства, «До сего дня святые угодники Божии, почивающие нетленными мощами в лаврских пещерах привлекают к себе и безмолвно дают уроки наставления. Своим житием они подают пример терпения и стояния за веру. Испытания они принимали с радостью… Молитвы святых о нас сильны перед Богом.  Они не  отделяются от нас расстоянием земли и Неба, но мы сами от них удаляемся безверием и леностью ко спасению. Если придёте в пещеры, станете с молитвой у любой раки со святыми мощами преподобных отцов печерских —  свидетельствую о совершении многих чудес, которые творит Господь по их молитвам. Когда мы надеемся только на себя и гордимся, Господь не слышит нас. Но Он помогает нам всегда, когда это необходимо, если осознаем, что без Бога не можем ничего…». На святых угодниках Божиих исполнились слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). По этой причине, по словам прп. Иоанна Дамаскина, святые «сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога». Почитая святые мощи, мы поклоняемся Духу Святому, Который почивает в телах святых как в храме (см.: 1 Кор. 6, 19).

http://pravmir.ru/sovremennyie-chudesa-k...

  Среда 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского О ветхозаветных пророчествах Исаии Великое повечерие 28 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня ...Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад " (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии - те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: " Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих... " (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение - такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка - Святейшего Патриарха Тихона: " Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас " (Ис. 1, 20). Народ наш " не покаялся слезами " , как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность " покаяния кровью " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_24...

Патриаршее слово за Божественной литургией в Великий Четверг 24 апреля 2008 г. 15:15 В Великий Четверток, в день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Поздравляю всех вас, Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с Великим Четвергом , когда Церковь вспоминает установление великого и спасительного Таинства Евхаристии. Сегодня во время Божественной литургии неоднократно пелось песнопение: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таин. Вот уже почти 2 тысячи лет чада Церкви Христовой с благоговением принимают Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя во исцеление души и тела. Желаю всем, принявшим Святые Тайны Христовы в день установления этого величайшего Таинства, хранить единство с Господом и Спасителем. Сегодня — день установления этого великого Таинства Церкви, которое соединяет нас с Господом и Спасителем. Причащаться же нужно достойно. Как говорит апостол Павел: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:27-29) Чтобы принять Святые Тайны Христовы — Пречистое Тело и Честную Кровь Господа и Спасителя нашего, мы должны подготовиться. Достоинство к причащению достигается лишь после раскаяния в согрешениях вольных и невольных и участия в Таинстве покаяния. Дай Бог, чтобы для каждого из нас принятие Святых Христовых Таин всегда было событием огромной важности, ведь, причащаясь, мы соединяемся со Спасителем, принимая Его распятое Тело и Кровь, излиянную за жизнь мира. Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Молитвенно желаю, чтобы два дня, оставшиеся до Светлого Христова Воскресения не омрачились для каждого из нас грехами: осуждением, неприязнью, злобой, отсутствием любви к ближнему. Радость светлого праздника Пасхи Христовой дается тем, кто достойно и с чистым сердцем выходит навстречу Воскресшему Господу и Спасителю. Дай Бог всем нам в мире душевном и молитвенном подвиге встретить Светлое Воскресение Христово! Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/396564.htm...

Это, – следовательно, не пустая похвальба. Это – великая милость Божия к нам, которой мы – увы! – не ценили, как должно, а в последнее время и совсем перестали ценить. Последствия нашего неразумия – налицо! «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной Веры»  – так говорил об этом нашем призвании приснопамятный праведник наш, великий молитвенник и чудотворец о. Иоанн Кронштадтский . Ведь в течение всей второй половины новозаветного периода, в котором мы ныне живем, русский народ был таким же верным хранителем и твердым оплотом единой истинной веры в Бога, каким в ветхозаветный период был народ иудейский – Ветхий Израиль. И не удивительно поэтому, что в судьбах того и другого – так много общего. Нам вверен был Богом «великий спасительный талант Православной Веры» – без сомнения не для того, чтобы мы зарывали его в землю или безумно расточали, оскверняя святость и чистоту его неподобными делами. Назначение наше было в том, чтобы, через ревностное приумножение этого великого таланта, стать светильниками для всего мира, не ведущего Христа, или, в ослеплении своем, от Христа и подлинной веры в Него отступившего. Но, увы! Позавидовал нам враг вселукавый и прельстил нас, как некогда Адама и Еву, прельщением пагубным. В ложном освящении представил он все милости Божии к нам – все те безчисленные сокровища благодати Божией, которыми мы обладали. Тесно и скучно показалось нам в Дому Пресвятой Богородицы, как издревле именовалась наша Родина – Святая Русь. Потянуло нас, как евангельского «блудного сына», «на страну далече»: прельстились мы мишурным блеском и обманчивыми благами глубоко чуждой нам и ничего не дающей, ни уму ни сердцу, западной лже-культурой, бездушной и безбожной, человека в его безумной гордыне на место Бога поставившей. И так как,  «познавши Бога»,  мы  «не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачились несмысленныя сердца наша; называя себя мудрыми, мы обезумели, то и предал нас Бог постыдным страстям и превратному уму делать непотребства... Так что исполнены мы всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безразсудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы»   ( Puмл. I, 21–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И вот, воздвигнет Господь над этими царствами царство новое. И будет оно стоять вечно, ибо не человеческие руки оторвали от горы тот Великий Камень. Великий Бог дал царю знать, что будет впоследствии. Верен сон и истинно его толкование. Тогда Навуходоносор пал на лицо свое и преклонился пред Даниилом, и воскликнул: – Поистине, Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны. Тогда возвысил царь Даниила и поставил его над всей областью Вавилона. Но Даниил захотел остаться при дворе царском. Начальниками же над областью Вавилона поставил Ананию, Азарию и Мисаила. IV Царь Навуходоносор сделал однажды великий праздник в своем царстве в честь золотого истукана. На широком поле поставлен был золотой истукан. И из всех городов и областей собрались начальники, и судьи, и воеводы, и мудрецы на праздник открытия истукана. Царский глашатай громко возвестил всему собранию царскую волю: «Объявляется вам, народы, племена и наречия. Как только вы услышите звук музыкального хора из труб, свирелей, гуслей, арф и органов, падите ниц и поклонитесь золотому истукану. А кто не падет и не поклонится, того ввергнут в печь раскаленную». Все повиновались царскому повелению, и, как только заиграла музыка, пали и поклонились истукану. Но вот, приступили к царю халдеи и сказали: – Ты, царь, повелел, чтобы все поклонились золотому истукану. Но вот, есть мужи иудейские, трое, которых ты поставил над областью Вавилона: они золотому истукану не поклонились и богам твоим не служат. Навуходоносор разгневался, призвал Ананию, Азарию и Мисаила, и сказал им: – С умыслом ли вы не служите богам моим и золотому истукану не поклонились? И отвечали мужи иудейские царю так: – Бог наш, Которому мы служим, всемогущ, и избавит нас от печи раскаленной. А твоим богам мы служить не будем и золотому истукану не поклонимся. Навуходоносор от этих слов пришел в ярость и изменился в лице. И велел разжечь печь в семь раз сильнее обыкновенного, и ввергнуть в нее Ананию, Азарию и Мисаила. Воины схватили их, связали и бросили их в печь в тех одеждах, в которых они были.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Тропарь, глас 8-й: Песнопения Страстной седмицы в mp3 Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Кондак, глас 2-й: Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова. В этот день вечером (в среду) последний раз совершается великопостное великое повечерие. Великий Вторник. Проповедь Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во вторник Страстной седмицы после Литургии Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы 10 апреля 2012 года Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в Великий Вторник. О необходимости бодрствовать Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), — говорил Спаситель Апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2). Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их. Но вместе с тем Господь не скрывает от них и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его — их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).

http://pravmir.ru/velikij-vtornik/

И порой страшно от того, что человек добровольно лишает себя Чаши, предпочитая Ей и связанной с Ней небесной жизни, ведущей в рай, жизнь плотяную ради утех тела, ведущую в ад. Святитель Василий Великий говорил о том, что конец исполнения заповеди Божьей – это вечная жизнь, а конец нарушения заповеди Божьей – соответственно вечная смерть. Слова Спасителя «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» - это заповедь Божья. Тому подтверждение предыдущая фраза, сошедшая из уст Христа: «Истинно, истинно говорю вам». Это истина. И ее очень важно понять. Тело и Кровь Христовы – жизнь для нас. Кто достойно причащается Святых Христовых Тайн, имеет в себе жизнь вечную и становится, как сказано в 9-й песни Канона ко Святому Причащению, домом Твоим. Потому что «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Бог входит в душу и поселяется в ней. Так происходит восстановление райского союза Бога и человека. Потому всегда грустно, когда люди причащаются редко или вовсе не причащаются. Они соблюдают не Великий Четверг, а чистый четверг, стараются не службы церковные посещать, не в Таинстве Евхаристии быть соучастниками и причастниками, но тело свое помыть и дом свой очистить в этот день. Но ведь это показатель. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). И значит оно не в сердце и в храме, а в теле и в доме. Но душу-то мылом и шампунем не отмоешь. Для нее нужны исповедь и Евхаристия. Вот в чем загвоздка… скрыть способы оплаты Комментарии 14 апреля 2017, 08:00 ТаняСем, это в идеале нужно делать. Не имеет возможность в Четверг, причащайтесь в Воскресение, или в Субботу. В году 52 недели, всегда можно найти 5-6 недель для Причастия, всегда можно свою десятину отдать Богу. И закон людской нам даёт 28 дней отпуска, и продолжительные праздники имеются светские. Бог Вам в помощь Мирянин 14 апреля 2017, 05:37 ТяняСем, можно взять больничный, можно взять день без содержания. Если это не получается, то молитесь искренне так, чтобы Господь дал вам возможность сию. Если не складывается, то возможно вы пока не готовы стать Причастницей и таким образом Он не допускает вас к Евхаристии. Не унывайте, ибо уныние это грех. У вас есть вреия, чтобы к следующей Пасхе стать достойной быть Причастницей.

http://pravoslavie.ru/102690.html

« Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:30–33). Переводя на наш язык, Ты родишь Мессию, Который и совершит тот самый великий подвиг победы над всем злом, над всей несправедливостью, что была, есть и будет в этом мире. В этом сущность Благовещения. Но, дорогие братья и сестры, на свете не было бы христиан и не было бы Церкви Христа Спасителя, если бы Благая весть не была бы возвещена сердцу тех, кто стал учениками Христовыми. Ангел Божий таинственно возвещает нашему сердцу и уму: «Ты обязательно увидишь и узнаешь Того, Кто всесилен, Кто победит зло в мире и зло в твоей душе, Кто утвердит Царство радости, мира, света и справедливости, и этому Царству не будет конца. Это сделает Бог, воплотившийся ради тебя в человека, и имя Ему Иисус». Эту благую весть услышали все верные. Не станет человек настоящим христианином, покуда сам не уверует в эту благую весть, не испытает ее в своей жизни, не увидит в своей судьбе. Великий старец Паисий Святогорец оставил нам удивительные по своей предельной откровенности и предельной вере слова: «Я бы сошел с ума, глядя на то, что происходит в мире, если бы твердо не знал, что последнее слово будет за Богом». В сущности, он повторил то, что до него говорили святые отцы, давая ответ о своем уповании. Да и не прославленные Церковью люди говорили о том же, например Федор Михайлович Достоевский. Что бы ни произошло в мире, каких бы трагедий, испытаний ни довелось бы испытать христианину, уверенность в том, что последнее слово будет за Тем, Кто исправит всё, – это и есть сущностная надежда нашей веры. И многие проблемы, о которых мы сегодня намереваемся говорить, «проблемы Русской Православной Церкви XXI века», как обозначено в теме нашей встречи, по сути сосредотачиваются вокруг реальности или иллюзорности для нас благой вести, направленной лично к нам: достигла ли нас, поняли ли мы весть Благовещения? Услышали ли мы ее? Помним ли о ней? Или мы всё еще полны сомнений. Благая весть о том, что «Его же Царствию не будет конца» – главная ценность нашей жизни, или всё же, возможно, легенда давно минувших дней, передающаяся из поколения в поколение? Не великий ли мираж эта весть? А может, всего лишь некое утешение: для кого-то убедительное, для кого-то – весьма слабое?

http://pravoslavie.ru/92656.html

Храм Христа Спасителя, Москва Можно найти немало примеров бегства святых из городов, однако, вера не только заставляет убегать из города, она может и приводить в город. Вспомним пророка Иону, проделавшего непростой путь в Ниневию – «город великий у Бога, на три дня ходьбы», «в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота». Египетские патерики сохранили трогательный рассказ об Иоанне Колове, который выходит из пустыни и приходит в город, чтобы спасти из публичного дома женщину, в прошлом помогавшую братии имуществом. Преподобный Антоний Великий, согласно житию, дважды покидает пустыню и приходит в Александрию – чтобы поддержать мучеников и защитить Православие. По преданию, Господь приводит Антония в Александрию, чтобы встретиться с сапожником; спросив, как он живет, святой услышал в ответ: «Ничего я не делаю, а лишь работая, смотрю на проходящих мимо людей и помышляю: все спасутся, один я погибну». Казалось бы, что может быть страшнее для пустынника, чем проводить каждый Божий день на улице большого города? Однако, именно здесь сапожник учится тому, чему не научился в пустыне Антоний. В начале XXI века мы празднуем соборы святых, просиявших в мегаполисах — к примеру, в Петербурге. Святой Иоанн Кроштадский был окружен толпами людей, и он служил этим толпам, создавая приюты, столовые и мастерские для тех, кто не мог прокормить себя сам. Обращаясь к блаженной Ксении , мы говорим: «в суете града великаго аки пустынница жила еси, молитвы к Богу возносящи непрестанно». Итак, даже «град великий» не может быть препятствием тому, чтобы создать пустыню внутри себя. Убегать бесмысленно; где бы ты ни был – в лесу, в пустыне, на острове — паломническая служба настигнет тебя, если захочет. В городе тебя не найти. В деревне ты живешь как в аквариуме; твои действия, твои слова обсуждаются и интерпретируются. В городе ты можешь быть незаметным, город дарит анонимность. В то же время, город дает возможность приготовления к Царству Божьему, где мы едва ли будем поодиночке.

http://pravmir.ru/chelovek-v-gorode-ot-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010