Здесь вопрос стоит так, что раз дал обет Богу, то он этим обетом нарушал Закон Божий, те постановления, которые даны были Моисею. В любом случае он совершал убийство дочери и нарушал Моисеев Закон. Некоторые толкователи Священного Писания говорят так, что в тексте, когда он исполнил свой обет, сказано: «Она не познала мужа». Если он сжег девушку на костре, то при чем здесь «она не познала мужа»? В данном случае разговор идет о том, что она оплакивала свое девство. Видимо, одним из условий всесожжения было ее добровольная чистота жизни, отлучение себя от того призвания, которое должны были пройти каждая женщина Ветхого Завета, т. е. стать матерью. Она свое девство возносила как бы во всесожжение вместо себя самой. Обет безбрачия, обет целомудрия, который она давала, был заменой ее всесожжения. Следующее толкование говорит, что свой обет Иеффай изрек условно. Он мог сказать: выйдет или не выйдет, так, что это не было до конца им оговорено. Мнение отцов церкви такое, что если понимать обет в буквальном смысле, поступок Иеффая не одобряют. Так что для вас остается вопрос, который вы решите сами: был ли Иеффай убийцей своей дочери и принес ее в заклятие, либо он поступил так, как подсказывала ему отцовская совесть и она осталась жива? Хотя практически она умерла, для всех она была как мертва.   Следующий, десятый судья  — Есевон . «У него было тридцать сыновей, и тридцать дочерей отпустил он из дома в замужество, а тридцать дочерей взял со стороны за сыновей своих, и был судьею Израиля семь лет» (Суд 12:9).   Одиннадцатый судья  — Елон . Двенадцатый судья  — Авдон .   Тринадцатый судья  — Самсон . В прошлый раз мы говорили, как Господь предсказал его рождение. Самсон — один из самых интересных судей Израиля, личность, которая ставит перед нами загадку. Впервые мы видим, что Самсон принимает обет назорейства. Так же, как Господь открывает Аврааму, что из его семени произойдет великий народ, уже до его рождения Самсона Бог открыл его родителям, что их сын посвящен Богу и совершит избавление народа. Жизнь Самсона представляет собой краткую историю Израиля. Первоначально Господь открывает ему его судьбу, как Аврааму было открыто, что от него произойдет великий народ. Так было предсказано и про Самсона, что это будет великий человек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Таким образом, мы будем в состоянии и с безопасностью переплыть волны настоящей жизни и, став выше сетей диавола, получить вечные блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа Наше богатство и сокровище и источник вечной жизни — домостроительство Спасителя. О нем–то мы жаждем говорить и спешим проповедовать, но изъяснить его по достоинству мы не имеем силы. Томясь желанием и сознавая свое бессилие, как бы к какой спасительной пристани, прибегаем мы к пророческому слову: « Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? » ( кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его ) (Пс. 105:2). Даже этот великий пророк, которому Бог « явил… мудрость » ( явил безвестная и тайная премудрости Своея ) (Пс. 50:8) и которого удостоил именоваться отцом Христа, Давид, блаженный и великий в пророках, славный в царях друг Божий, столь угодный сердцу Его, что Сам Бог сказал: « нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева » ( обретох Давида, сына Иесеова, мужа по сердцу Моему ) (Деян. 13:22), — такой–то и столь великий муж говорил, обращая взоры к величию богопознания: « Дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его! » ( удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему ) (Пс. 138:6). Как пророк не находит слов перед величием силы Божией, так и Павел, богослов и труба небесная, восклицает: « О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! » ( О, глубина богатства и премудрости и разума Вожия, яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его ) (Рим. 11:33). Если же уста пророков и апостолов, изливающие струи богопознания, наполнившие всю землю, как множество вод наполняет моря, если уже такие и столь великие потоки, обильно питающие море благочестия, исповедали свое бессилие показать силу Проповедуемого, то что значит перед этим морем премудрости росинка слабейшего слова? И однако, величие богословия не должно повергать нас в безмолвие; напротив, вникая в намерения Божий, мы побуждаемся к решимости [преподавать] божественное учение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Смысл насмешки таков: не хочет ли этот, называющий Себя Мессиею, идти к иудеям, поселённым среди язычников, и Учителем и Мессиею их и чрез них – язычников? Это казалось им верхом нелепости, – Мессия язычников! И не понимали, ослеплённые, что истинное понятие о Мессии есть именно понятие о Мессии всемирном, в Царстве Коего будут равноправными членами иудеи и язычники. Высказав эту насмешку, они опять обращаются к словам Господа, в которых не видят смысла, ибо не понимают их: что значат сии слова и пр. – ничего странного в том, что иудеи не поняли речи Господа. Хотя Он ясно говорил об отшествии к пославшему Его, а пославшим не раз прямо называл Отца Своего Бога. Если и Апостолы Его не понимали доселе Его речей о Своей смерти, воскресении, вознесении, то иудеи, при чувственных своих ожиданиях, тем более могли не понимать подобных речей, что, конечно, не извиняет их неверия, ибо апостолы и не понимая верили в Господа. 37. Ин. 7:37 . В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Ин. 7:14 ; Лев. 23:36, 4:1 д.; Откр. 22:17 . 38. Ин. 7:38 . Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Ис. 58:11 ; Зах. 14:8 ; Иез. 24:1 . В последний великий день праздника: т. е. праздника кущей (ст. 2, 14). Праздник собственно продолжался семь дней, но последний великий день праздника был не седьмой, а восьмой; так это по закону Чис. 29:12–35 ; Лев. 26:36 ; Неем. 8:18 ; ср. 2Мак. 10:7 . Восьмой день во всех этих местах занимает особое место, как заключение праздника семидневного, что объясняется или из предположения Филонова, что этим днём заключался не только праздник кущей, но и весь круг годовых праздников еврейских. Или из того предположения, что в этот день воспоминалось, в частности, вступление евреев в землю обетованную, тогда как семидневным праздником кущей воспоминалось вообще 40-летнее странствование евреев по пустыне. Великим назывался этот последний день частью потому, что его повелено было праздновать с особою торжественностью (священное собрание и субботний покой: см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

5. В ту ночь сатана, вошедши, смутил его к воспламенению плоти, и он, вставши утром, вышел из келлии, чтобы изгнать и проводить женщину. Она же, встав около полуночи, украсила себя и приготовилась к прельщению мужа. Он же, увидев ее и потеряв рассудок, говорит ей: «Кто ты и откуда, и что значит этот дьявольский вид, зачем ты явилась и чего ради я вижу измененною твою внешность, поведай мне». Она же, отвечая, говорит ему: «Я, господин мой, из Кесарии Палестинской и, услышавши о твоей юности, что ты обладаешь такой красотой и пребываешь владыкою такого благообразия, весьма распалилось сердце мое по твоей красоте и я пришла ради того, чтобы посмотреть на тебя и насытиться твоей красотой. К чему же, господин мой, этот безвременный пост и чего ради ты иссушаешь такой возраст свой в безвременном воздержании? Какое писание говорит не есть и не пить, или не соединяться законным браком? Не сказал ли апостол Павел, что брак честен и ложе нескверно? ( Ebp. XIII, 4 ) Кто из пророков и патриархов не вступил в супружество с женою и показан наследником царства небесного? Разве Енох великий и дивный, вступивши в брак, не был вознесен на небеса? И Авраам святой разве не имел трех жен и назван другом Божиим, и самого Бога узрел и принял в палатке? Иаков же разве не имел двух жен и одолел в борьбе с ангелами и узрел Бога лицом к лицу и удостоен царства небесного? Моисей же великий и верховный из пророков, раб Божий, не имел ли двух жен и говорил с Богом и вызвал народ Еврейский из горького рабства и достиг царства небесного? Подобным же образом и Давид; оСоломоне же не следует и говорить, а также и об остальных святых мужах, пребывавших в браке, родивших детей и обитающих в царстве небесном». Женщина, говоря это, возбуждая мужа и хватая его за руки, отклонила его от его благого размышления и начала увлекать его в бездну погибели. 6. И отвечая, говорит ей: «Потом, если я возьму тебя в жены, куда мы отправимся? Или откуда я буду содержать тебя, ничего не имея? Ибо я прожил нестяжательною жизнью доныне все дни жизни моей». Она же, отвечая, говорит ему: «Ты только пребудь со мною, господин мой, и я наслажусь красотой твоей и юностью твоей, и нисколько не заботься об этом; ибо я имею и дом, и имения, и золото, и серебро, и отроков, и над всем этим поставлю тебя владыкою и господином. Только согласись на мою просьбу и пребудь со мною, ибо великий огонь любви в сердце моем сожигает меня». Когда она говорила это, муж воспламенялся плотскою похотью и начал колебаться в решении своем и уже говорить с нею о грехе, как соделать его с нею. Затем говорит ей: «Женщина, подожди меня немного, ибо некоторые имеют обычай приходить сюда и получать от меня благословение. Я осмотрю дороги, чтобы кто-нибудь не пришел и не застал нас в деле нашем, и если мы и не можем скрыть прегрешение от Бога, то по крайней мере не совершим непристойного в людях».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Нет, мы Христовы. – Если бы вы были Христовы, то от Христова благословения не бежали бы. – Это ты своею рукою благословлял, а не Христос. Неправильно ты это говоришь. Вот в ветхом завете еще Сам Господь повелел Аарону первосвященнику и сыновьям его – священникам благословлять Израильтян: «и сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сыновьям его: так благословляйте сынов Изралевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратить на тебя Господь лицо Свое и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» ( Чис.6:22–27 ). Итак, Сам Господь благословлял тех, кого благословляли первосвященник Аарон и священники, также и еще большим благословением Сам Господь благословит тех, кого благословляют новозаветные священники, ибо по Апостолу ( Евр.7 ) новозаветное священство выше и лучше ветхозаветного. Смотри, какую власть дал Господь апостолам, а через них и их преемникам – епископам и пресвитерам-священникам «и призвав двенадцать учеников Своих, дал Он им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф.10:1 ). Дал Он им власть «строить» тайны ( 1Кор.4:1 ) и чрез то вести людей ко спасению ( Еф.4:11–12 ). Наконец, Он, возносясь на небо и благословляя апостолов, дал и им, а через них и их преемникам, власть благословлять верующих Божиим благословением. Послушайте, братие, как хорошо говорит об этом великий и приснопамятный святитель Филарет. – «Бысть, повествует евангелист Лука, егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо ( Лк.24:51 ). Сие обстоятельство, рассуждает святитель: обстоятельство восшествия Своего на небо и разлучения с избранными Своими, Господь Сам приводит им на память, егда приидет во славе Своей, и вновь, стретясь с ними, будет призывать их к действительному обладанию царствием Его: «приидите, благословеннии Отца Моего» ( Мф.24:31 ). Какой бесконечный ток благословения Христова открывается пред нами, христиане! Он посылает благословение, и, не окончив оного, возносится».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению) Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. ( 1Кор.11:26 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Великий Четверг, благословенный день Святой Трапезы Господней, мы слушали с вами вдохновенные строки Первого послания апостола Павла к коринфянам (см.11:23 32), в которых верный последователь Христов говорит о важности достойного причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Строки этого послания необыкновенно интересны для нас, поскольку, с одной стороны, они повествуют о Тайной вечере Господней и, с другой стороны, что особенно важно, содержат первую запись слов Господа нашего Иисуса Христа, установившего для всех Своих последователей таинство Святого Причащения. Ведь известно, что Послание апостола Павла к коринфянам было написано до создания самого раннего Евангелия. Почему же апостол Павел напоминает христианам Коринфа об установлении таинства Евхаристии? Со временем они стали забывать великое значение вечери любви, превратив ее в простой ужин, упиваясь и объедаясь. Чтобы пробудить в них чувство стыда, апостол напоминает: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Первоверховный Павел говорит, что Причащение Святых Христовых Таин есть святое таинство Церкви, которое дано нам непосредственно от Господа нашего Иисуса Христа. Апостол подчеркивает: от Самого Господа принял то . Как должно понимать это высказывание? Ведь мы знаем, что он не был непосредственным свидетелем Тайной вечери. Если бы апостолу Павлу рассказали о ней другие апостолы, то он так бы об этом и написал, для чего надо было говорить: я принял . Разумеется, употребляя личное местоимение, апостол указывает на действительно имевшее место откровение от Господа, которое было ему.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

и дом Твой, Господи, навеки украсила святость! Псалом 93 (94) 1 [Псалом Давида. В четвёртый день недели.] Боже возмездия, Господи, Боже возмездия, яви Себя! 2 Восстань, Судящий землю, воздай заслуженное гордым! 3 Доколе у нечестивых, Господи, доколе у нечестивых торжество?! 4 Дерзко и надменно говорят они, хвалятся все делающие беззаконие. 5 Народ Твой, Господи, угнетают и достояние Твоё притесняют, 6 Вдову и переселенца убивают и сирот умерщвляют, 7 И говорят: «Не увидит Господь, не узнает Бог Иаковлев». 8 Образумьтесь, безумные в народе! Когда вы, глупцы, поумнеете? 9 Сотворивший ухо не услышит ли и Создавший глаз не увидит ли?  10 Не обличит ли Наставляющий народы, Дающий человеку знание?! 11 Господь знает о замыслах людей, что они напрасны. 12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и учишь Его законом Твоим, 13 Чтобы дать ему покой во дни бедствия, пока нечестивому не выроют могилу. 14 Ибо не отвергнет Господь народ Свой и достояния Своего не оставит, 15 Когда суд вновь станет справедливым и ему будут следовать все чистые сердцем. 16 Кто поднимется со мной против злодеев? Кто станет со мной против делающих беззаконие? 17 Если бы Господь не помог мне, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. 18 Когда говорил я: «Скользит нога моя!» – милость Твоя, Господи, поддерживала меня. 19 Когда умножались тревоги в сердце моём, утешения Твои ободряли душу мою. 20 Разве войдёшь Ты в союз с беззаконным престолом, который зло возводит в закон, 21 С теми, кто нападает на душу праведника и осуждает невинную кровь? 22 Но Господь стал мне прибежищем и Бог мой – помощником, на Которого надежда моя. 23 Обратит на них Господь беззаконие их, за злодейство их истребит их Господь, Бог наш. Слава Псалом 94 (95) 1 [Хвалебная песнь Давида.] Придите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, спасителю нашему; 2 Предстанем лицу Его со славословием и в песнях воскликнем Ему!  3 Ибо Господь – Бог великий, великий Царь над всеми богами: 4 В Его ладони пределы земли и вершины гор – Его же;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

ни вареного в воде. но испеченное на огне: голову с ногами и внутренностями. не оставите от него на утро. а кости [[Нет в евр. (у Мак.).]] его не сокрушите. оставшееся же от него до утра сожгите огнем. ешьте же его так: чресла ваши препоясаны. и обувь ваша на ногах ваших. и посохи ваши в руках ваших. и ешьте его с поспешностию. Это – пасха Господня. Пророчества Ионы чтение. (Все от начала до конца). Было слово Господа к Ионе сыну Амафи, говорящее: встань и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем. что достиг до меня вопль злодеяния его. и встал Иона, дабы бежать в Фарсис от лица Господа. и сошел в Иоппию. и нашел корабль, идущий в Фарсис. и дал наем свой. и взошел в него, чтобы отплыть с ними в Фарсис от лица Господа. но Господь напустил ветер великий на море. и было волнение великое на том море. и кораблю угрожало крушение. и убоялись корабельщики. и вопияли, каждый, к богу своему. и выбрасывали в море вещи, бывшия в корабле, чтобы облегчиться от них. Иона же сошел и лег и на дно корабля. и спал и храпел. [[И лег и спал. (Мак.)]] и пришел к нему кормчий и сказал ему. что ты храпишь? встань и призови Бога твоего. авось [[В влантион – солунском Паремейнике читается, близко к еврейскому: ιπως διασ σει μς. Это  чтение я удержал и предпочел чтению Паремейника1054 года: πως διασ σ μς.]] спасет нас, и не погибнем. И сказал каждый ближнему своему: придите, бросим жребий, чтобы узнать, за кого беда сия на нас. и бросили жеребьи. и пал жребий на Иону. и сказали ему: объяви нам: за кого нам беда сия? и какое у тебя ремесло? и откуда идешь? и куда отправляешься? и из какой страны, и из какого ты города? и сказал им: я раб Господа. и почитаю Господа Бога небеснаго. который сотворил море и сушу. и убоялись эти люди страхом великим. и сказали ему: что это сделал ты нам? ибо узнали эти люди, что он от лица Господа бежал, как сам объявил им. и сказали ему: что сделаем тебе, дабы утолилось от нас море? ибо море расходилось. и воздвигало гораздо большее волнение. и сказал им Иона: возмите меня и бросьте в море, и утолится от вас море.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Рубрики Коллекции Великий вторник на картинах Джеймса Тиссо 2 мин., 23.04.2019 Поделиться Великий вторник — картины «Неразумные девы» и «Мудрые девы» французского художника конца XIX века Джеймса Тиссо Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в  проекте «Холст, Пасха» . В Страстной вторник во время богослужения читается евангельская притча о десяти девах, которую Спаситель рассказывает для того, чтобы показать, как верующим можно попасть в Царствие Небесное. Христос часто говорил со своими современниками притчами, отражавшими знакомые им обычаи Древнего Востока, — так им было легче Его понять. Десять дев — пять разумных и пять неразумных — ночью вышли навстречу жениху. В те времена, если будущие супруги жили далеко друг от друга, то ночью они устраивали торжественную процессию с факелами и светильниками к условленному месту, в сопровождении своих друзей и подруг. Но неразумные девы, в отличие от мудрых, не взяли с собой запаса масла для светильников. Ждать жениха возле дома невесты пришлось долго, девушек сморил сон. Когда же в полночь раздался крик: Вот, жених грядет, выходите навстречу ему (Мф 25:6), мудрые девы долили масла в свои светильники, а у неразумных все масло выгорело, пришлось бежать покупать новое. Но пока они бегали, мудрые девы встретили жениха и зашли с ним в его дом. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф 25:11–13). На картине Джеймса Тиссо «Мудрые девы», хранящейся в Бруклинском музее, они изображены заснувшими в ожидании жениха, который вот-вот появится. 1 Мудрые девы спят. Согласно древнеиудейским традициям, подруги невесты надевали одинаковые белые наряды — символ чистоты и покрывали головы большими покрывалами. А саму невесту укутывали так, чтобы не было видно ее лица — оно должно быть оставаться закрытым вплоть до начала свадебной церемонии. 2

http://foma.ru/velikiy-vtornik-na-kartin...

Рубрики Коллекции Коротко о празднике: Обрезание Господне 4 мин., 13.01.2020 Поделиться Церковь вспоминает евангельское событие, когда, согласно еврейскому закону, восьмидневный младенец Христос принял обрезание: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк 2:21). Дата: 14 января Статус: великий праздник В нашей рубрике  «Коротко о празднике»  мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви. Тропарь праздника: глас 1 На Престоле огнезрачнем/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси родитися на земли/от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./Слава всеблагому Твоему совету,/слава смотрению Твоему,//слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче. Перевод: Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец! История: Ритуал обрезания восходит к глубокой, ветхозаветной древности. В книге Бытие рассказывается, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему — тогда еще бездетному — что от него произойдет великий народ: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя (Быт 12:2). Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить с ним завет, сказав: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт 17:10–12). В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь. А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака. С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира.

http://foma.ru/korotko-o-prazdnike-obrez...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010