После смерти основателя Островной пустыни Сергия строителем обители назначили иеромонаха Нектария, который вскоре попытался перенести монашескую общину с Вятского озера в Богословскую пустынь Богородского уезда. Летописец указывал, что Нектарий и пятеро монахов забрали с собой " ...церковную утварь, книги, всякий скот и монастырские припасы " и отправились на новое место. Монахи Богословской пустыни, не имевшие игумена в те годы, обратились к епархиальным властям с просьбой. чтобы сделать прибывшего о. Нектария своим игуменом. Просьба была удовлетворена, а Введенская Островная пустынь, из которой тот ушёл, приписывалась в подчинение Богословской. Обосновавшись на новом месте, Нектарий с братией разобрали и продали построенный Сергием и Тимофеем Введенский храм, а принадлежащую островной обители придорожную часовню на Владимирке, отдали настоятелю одного из храмов уездного города Покрова. Таким образом, благодаря Нектарию Богословская пустынь в Богородском уезде укрепилась, а Введенская Островная обитель Покровского уезда, наоборот, пришла в полное запустение. Однако Введенской Островной пустыни не суждено было исчезнуть. Старец Тимофей и остатки братии опустевшей пустыни пожаловались на иеромонаха Нектария властям. Духовное ведомство, разобравшись в споре, встало на сторону монахов Владимирской епархии и велело вернуть церковные постройки и имущество Введенской Островной обители. Введенская Островная пустынь смогла пережить период упадка и дожила до наших дней, а вот Богословская обитель на Клязьме исчезла. В 1740 году пустынь была приписана к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. В царствование императрицы Елизаветы Петровны в Богословской пустыни обнаружена хлыстовская ересь. В сер. XVIII века новый строитель обители инок Димитрий - в миру Данила Гусев - вместе с сообщником Кириллом Алексеевым тайно распространил в обители хлыстовщину, что, возможно, роковым образом повлияло на судьбу этого небольшого монастыря. Через несколько лет после скандала Богословская пустынь была упразднена как монастырь, а Успенский храм обращён в приходской. Стоит сказать, что хлыстовство в то время активно проникало и в монашескую среду, в такие монастыри, как Иоанновский, Варсонофьевский и Чудов монастыри города Москвы. В те годы они стали рассадниками ереси. Сектантов было сложно распознать, потому что внешне они соблюдали все обряды православной церкви. Одним из заражённых хлыстовством монастырей стала и подмосковная Богословская пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=02028

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Восторгов. Икона. 10-е гг. XXI в. Евдокимович Восторгов (21.11.1875, с. Никологоры Вязниковского у. Владимирской губ.- 1.02.1930, Соловецкий ИТЛ), сщмч. (пам. 19 янв., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи псаломщика. Окончил земскую школу в Никологорах. В 1885 г. поступил во Владимирское ДУ, но, не доучившись год, по бедности был вынужден оставить обучение. Был принят послушником в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь . Через 3 года перешел в Благовещенский Семибратский мон-рь в г. Вязники (ныне вязниковский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь ), где был послушником 2 года, после чего поселился в Боголюбском в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастыре . Вскоре покинул Боголюбский мон-рь вместе с иером. Сергием (Меморским), назначенным настоятелем Свято-Введенской Островной пуст. на Вятском (Введенском) оз. близ г. Покрова Владимирской губ. Полтора года Н. был келейником и секретарем игум. Сергия (Меморского), вел в Свято-Введенской Островной пуст. «секретарское, экономическое-расходническое и распорядительное» дела. В пустыни Н. был певчим, нес клиросное послушание. В марте 1897 г. Н. обвенчался с Татьяной Покатовой, дочерью почившего псаломщика Горицкого погоста Муромского у. Владимирской губ. Был назначен на его место в Николаевскую (Покровскую) ц. 4 февр. 1915 г. перемещен псаломщиком к Спасскому храму соседнего с. Дедова, был рукоположен во диакона к этой церкви. В апр. 1927 г. рукоположен во иерея и назначен священником в ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Голянищева Муромского у. В июне 1928 г. был переведен в Сретенскую ц. с. Чулкова того же уезда. В сер. июля 1929 г. местные власти объявили Н. о его выселении. Прихожане подали прошение не выселять священника из церковного дома, построенного крестьянами.

http://pravenc.ru/text/2565688.html

Погребен был Клеопа в Введенской церкви, в южной стороне алтаря. В храмовой стене, напротив места его погребения, вложен был небольшой камень, на коем написано: „В 1778 году мес. Марта 9 дня преставился раб Божий строитель священноиеромонах Клеопа, напротив сей надписи лежит тело, а житие его от роду было 64 года». В настоящее время Введенская церковь построена вновь на том же месте, но в более широких размерах, и могила о. Клеопы должна находиться внутри нового храма. В южной стене этого храма вделана та же каменная плита, которая была в стене прежнего храма. Над плитою в настоящее время устроена небольшая ниша, в ней стоят иконы, перед которыми теплится лампада, а притекающие богомольцы зажигают иногда и свечи. Таков был старец Клеопа, в течение 16 лет управлявший Введенскую пустынью. Время его строительства было самым светлым временем в истории внутренней жизни пустыни. Никогда, ни прежде, ни после о. Клеопы братия Введенской пустыни не имела столь достойного руководителя в иноческой жизни; ни в какое другое время иноческая жизнь в этой пустыни не поднималась на такую высоту. В последние годы жизни Клеопы Введенская пустынь стала школою, куда стекались искавшие строго-иноческого воспитания, истинно иноческой жизни. Но к сожалению лучшие ученики Клеопы, которые могли бы поддержать иноческую жизнь на той же высоте, оставили Введенскую пустынь или еще при жизни о. Клеопы или вскоре после его смерти и посвятили себя на благоустроение других обителей. Поэтому вскоре после смерти строителя-подвижника в Введенской пустыни жизнь монашествующей братии потекла по обычной для большинства наших обителей колее. – Только память о великом подвижнике старце Клеопе продолжает сохраняться до настоящего времени среди братии пустыни и притекающих сюда паломников. Приложение. Ведомость, как церковное положение Введенской островной пустыни исправляется 30 В двунадесятые праздники, всегда бывает всенощное бдение, пополудни в начале четвертого часа начинается девятый час. На малой вечерне начинает левый лик стихиры и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В тот же день Блаженнейший Митрополит Владимир посетил Богоявленский монастырь, который был основан святым князем Андреем Боголюбским на месте явления ему Божией Матери. Блаженнейшего Владыку с радостью встречали сестры обители, а также свыше 60 воспитанников детского приюта, который действует при обители. В воскресенье, 6 марта, в сослужении архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, киевского и владимирского духовенства, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Божественную литургию в Успенском соборе Владимира. После богослужения Блаженнейший Митрополит Владимир подарил архиепископу Евлогию список Почаевской иконы Божией Матери, а архиепископ Евлогий преподнес Блаженнейшему Владыке уменьшенный макет памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Сейчас заканчивается изготовление этого памятника, после чего он будет установлен на площади перед Успенским собором. В тот же день Блаженнейший Митрополит Владимир посетил Успенский Княгинин монастырь, где сегодня хранится оригинальная (XII ст.) чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. Паломники из Украины поклонились этому дивному образу и ознакомились с монастырем. Потом Блаженнейший Митрополит Владимир посетил монастырь Рождества Богородицы, на территории которого сегодня находится Владимирская Духовная семинария. В соборе монастыря паломники поклонились мощам святителя Афанасия, страстотерпца ХХ века, которому принадлежат слова стихиры, известные сегодня каждому православному - „Русь святая, храни Веру Православную, в ней же тебе утверждение!” Архиепископ Евлогий подарил Блаженнейшему Митрополиту икону святителя Афанасия с частицей его святых мощей. Посетил Блаженнейший Митрополит и Введенский Островной женский монастырь – обитель, которая расположилась на острове, в 60-ти километрах от Владимира. Блаженнейший Владыка посетил возобновленный Николаевский храм, а также изуродованный атеистическими временами Введенский собор обители. На входе паломников из Киева встречали чудом уцелевшие на стенах иконы преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Сестры обители показали гостям собственное золотое шитье, которым сегодня славится обитель.

http://pravoslavie.ru/12895.html

С 2015 г. проводятся реставрационные работы в Петропавловском соборе г. Казани, возведённом в 1723 – 1727 гг. и связанном с именем первого Российского императора Петра I. В 2018 г. начались работы по воссозданию первоначального облика фасада этого шедевра церковной архитектуры, которые планируется завершить уже в 2020 г. Приняты меры по обеспечению безопасности и созданию условий для завершения работ по возрождению построенного в 1813 – 1823 гг. храма-памятника в честь Нерукотворенного Образа Спасителя на реке Казанке, доступ к которому затруднён по причине его островного расположения. В 2019 г. в храме-памятнике, переданном в 2014 г. Казанской епархии и приписанном в настоящее время к Свято-Введенскому Кизическому мужскому монастырю г. Казани, установлена система охранной сигнализации. На изысканные средства в 2017 г. в рамках благоустройства территории и противопаводковых мероприятий были проведены работы по укладке габионов на трёх сторонах храма. При этом планировалось завершить укладку габионов уже в 2018 г., но из-за неблагоприятных условий работы перенесли на конец 2019 г. Помимо того, были выделены средства на разработку научно-проектной документации, что позволит реализовать комплексные решении в отношении храма-памятника в последующие годы. Ведутся работы по восстановлению соборного храма и строительству монастырской стены на территории Бугульминского Казанско-Богородицкого монастыря, основанного в 1879 г. и закрытого в 1931 г. 13 сентября 2019 г. по случаю 130-летия со дня основания монастыря в нём была отслужена торжественная Божественная литургия, которую возглавил епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Зайцев). Заметными событиями последних лет стали открытие 4 ноября 2018 г. – в день празднования Казанской иконе Божией Матери – в г. Казани, около храма в честь священномученика Кирилла Казанского, скульптурной композиции «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские», а также открытие 27 сентября 2019 г. в старинном купеческом доме, расположенном напротив Казанского Богородицкого монастыря, Музея казанской иконы.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/02/po...

Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Никольском соборе Хотькова монастыря 3 мая 2008 г. 17:24 3 мая, в субботу Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, расположенный в 10 километрах от Троице-Сергиевой лавры . Приветствуя прибывшего в обитель Предстоятеля Русской Православной Церкви насельницы обители и паломники дарили Его Святейшеству букеты цветов. В возрождающемся Никольском соборе обители Святейший Патриарх Алексий поклонился честным мощам преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, и совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета при Священном Синоде , ректор Московских духовных академии и семинарии , епископы Сергиево-Посадский Феогност , Брянский и Севский Феофилакт . На богослужении присутствовала глава городского поселения Хотьково Р.Г. Тихомирова. Среди молившихся за Божественной литургией были также игумения Филарета (Смирнова), настоятельница Московского подворья Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря ; игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря; игумения Феврония (Маратканова), настоятельница Покровской Свято-Введенской Островной женской пустыни; монахиня Мария (Солодовникова), настоятельница Аносина Борисоглебского ставропигиального женского монастыря. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий прочитал молитву на раздробление артоса. Затем Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовали настоятельница монастыря игумения Олимпиада (Баранова), воспитанницы монастырского приюта-пансиона для девочек и учащиеся воскресной школы. Святейший Патриарх Алексий благословил юных воспитанников Покровского монастыря и вручил им фарфоровые Пасхальные яйца с изображением Покровского Хотькова монастыря, отмечающего в 2008 году 700-летие с момента основания. Никольский собор Покровского Хотькова монастыря был построен по проекту архитектора А.А. Латкова на месте одноименной церкви XVIII века и освящен 27-28 сентября 1904 года. Главный престол собора во имя святителя Николая Чудотворца освятил священномученик Владимир, в то время — митрополит Московский. Правый престол в честь святых апостолов Петра и Павла освятил епископ Дмитровский Трифон, наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Товия освятил левый алтарь, посвященный празднику Воскресения Христова. В 1911 году храм был расписан палехскими мастерами Сафоновыми (роспись не сохранилась). Создание Никольского собора было последним ярким событием в дореволюционный период истории обители.

http://patriarchia.ru/db/text/401274.htm...

Александро-Свирский монастырь отметит 500-летие со дня основания Петрозаводск, 22 июня 2006 г . Фото протоиерея Олега Евсеева В 2006 году чествуется 500- летний юбилей Свято-Троицкого Свирского монастыря, сообщается на сайте Петрозаводской и Карельской епархии . Прп. Александр Свирский родился в селе Мандеры, недалеко от реки Свири, вблизи Введенского Оятского мужского монастыря, что в северных новгородских пределах. Он был последним ребенком в семье благочестивых христиан Стефана и Вассы. Их старшие дети выросли и покинули родной дом, а родителям хотелось иметь в старости утешение, но Господь детей больше не давал. Тогда они отправились в Островной Введенский монастырь и предались посту и молитве, прося Бога даровать им чадо. Их теплая молитва была услышана, и небесный голос возвестил: «Радуйся доброе супружество: се бо услыша Господь молитву Вашу, и имате родити сына утешению тезоименита: яко в рождестве его утешение Церкви своей подати имать Бог». Обетование Божие исполнилось, 15 июля 1448 г . родился мальчик, во святом крещении имя ему нарекли Аммос. Он отличался от сверстников сдержанностью, часто пребывал в одиночестве. В школе Аммосу трудно давалось учение, но по молитве к Божией Матери, открылась отроку премудрость книжная, и вскоре он стал одним из лучших учеников. Юный Аммос любил посещать храм Божий, ел только постную пищу и мало спал. Юноша желал посвятить свою жизнь служению Господу. Он отказался жениться и ушел в Валаамский монастырь, где принял иноческий постриг в возрасте 26-ти лет, с именем Александр. В Валаамской обители преподобный нес разные послушания, а затем несколько лет жил в затворе, в пещере на Святом острове. В 1487 г . он по благословению свыше, отправился на берег Рощинского озера, где продолжил свои духовные подвиги в полном одиночестве в течение семи лет. Во время охоты в своих угодьях, преподобного неожиданно встретил московский боярин и царедворец Андрей Завалишин. Он сразу понял, что перед ним муж святой жизни, и попросил у него благословения, а затем привез различный припас съестной на потребу насельникам, которые пришли к преподобному, прося создать монашескую обитель для общего спасения. Александр вначале отказывался возглавить обитель, но позднее принял священный сан и игуменство из рук Новгородского архиепископа.

http://pravoslavie.ru/17800.html

Рощино. Церковь Воскресения Христова. Свято-Воскресенское подворье Покровской Введенской женской островной пустыни Церковь. Действует.   Престолы: Воскресения Христова , Воздвижения Креста Господня , Николая Чудотворца , Михаила Архангела Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1804 и 1822. Архитектор:П.И. Щетинин (автор проекта), Ф. Капморези (производство работ), Н.А. Львов (участие в проектировании ?) Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Петушинский район, с. Рощино Координаты: 56.038734, 39.70933 Проезд:На федеральной трассе М7 между городами Петушки - Лакинск посередине населеный пункт Пекша рядом с одноименной рекой, поворот на север, указатели " Ларионово " " Пахомово " . Далее 8км до Ларионово, в центре села правый поворот на восток, 5км, не доезжая д. Подвязново (слева), правый поворот и переезд через реку Нергель, далее 2км до Рощино. Указателей нет. Асфальтированная дорога. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Воскресенская церковь в с. Рощино (бывш. Матрёнино) - выдающееся архитектурное сооружение колоссальных размеров, выстроенное в стиле классицизма. Интересная особенность сооружения в наличии трех глав. Рядом с церковью находится отдельно стоящая колокольня. Церковь имеет каменную ограду с воротами, внутри на территории обширное кладбище. Воскресенская церковь находится в безлюдной местности, поодаль от оживленных магистралей, сельзхозпредприятий и крупных населенных пунктов. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в селе располагался тыловой госпиталь, рядом кладбище воинов, умерших от ран. В поздний советский период церковь угасала, затем стояла раскрытой и бесхозной, потихоньку растаскивались детали иконостаса, столярка, кирпич. В 1990-е годы вновь обрела молитвенное служение, стала восстанавливатся. На сегодняшний день выполнены необходимые работы по главам и кровлям, предстоит большой объем по фасадам и интерьерам. Храм действующий. Штрихи к истории села Матренино.  Согласно исторически данным, для строительства храма было организовано несколько кирпичных заводов. По рассказам, которые изустно передавались от поколения к поколению среди местных жителей, один их таких заводиков располагался на берегу р. Воскресенки, недалеко от храма. Завод представлял собой несколько печей для обжига, которые стояли на берегу недалеко от реки, здесь же добывали глину. По сей день сохранилось и местное название «Глинница». Еще из местных старинных названий - «Саженая дорога» - практически, прямая дорога, соединяющая Андреевское и Матренино, выходит точно на храм. Название свое получила от того, что вдоль всей дороги высаживались липы. Дорога сохраняла свое «транспортное» значение примерно до середины 1960-х годов. По ней с трудом проходили грузовики и трактора, но другие дороги были не лучше. На сегодняшний день это сильно заросшая «просека», но старые канавы вдоль дороги сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=02869

Сайт: http://davidovo-hram.cerkov.ru Подробнее... Никитский храм (Кабаново) [ править править код ] Никитский храм (Кабаново) В 1890 г. при д. Кабаново устроен храм Великомученика Никиты и образован приход. Деревянный храм был куплен в д. Дубровка Богородского уезда Московской губернии на средства Алексея Васильевича Смирнова (хозяина Ликинской мануфактуры), перешедшего в 1873 г. в православие из старообрядцев. Он был активным членом миссионерского Братства святителя Петра Митрополита Московского. В 1891 г. учреждена церковноприходская школа, построен церковный дом. Первый известный нам настоятель церкви Великомученика Никиты в с. Кабаново – протоиерей Разумовский Алексей Павлович (1868–1921). С 1921 по 1924 гг. диаконом в Никитском храме был Иоанн Иванович Покровский. С 1919 по 1923 г. в Кабановском храме служил иеромонах Григорий. В 1902 г., по окончании Тверской Духовной семинарии он работал учителем в земской школе, в 1914 г. окончил Московскую Духовную академию и преподавал во Владимирской Духовной семинарии. В начале 1917 г. пострижен в монашество, в мае того же года рукоположен во иерея. В 1918 г., после закрытия Владимирской Духовной семинарии, преподавал в пастырской школе. С 1919 г. состоял в числе братии Введенской Островной пустыни, и одновременно входил в причт церкви с. Кабаново. С августа 1923 г. – благочинный. Адрес: Россия, Московская область, Орехово-Зуевский район, село Кабаново, д.93 Телефон : +7 (496) 418-43-48 , +7 (962) 923-66-51 Электронная почта: likhram@yandex.ru , lik.00@mail.ru Сайт: http://kabanovo.cerkov.ru Подробнее... Серафимовский храм (Юркино) [ править править код ] Серафимовский храм. В 1905 г. в с. Юркино был возведен деревянный Троицкий храм в псевдорусском стиле, по проекту 1903 г. епархиального архитектора Николая Николаевича Благовещенского (1867-1926 гг.). В клировой ведомости 1921 г. о Троицкой церкви с. Юркино сообщается следующее: " Построена в 1905 г. тщанием потомственного почётного гражданина А.В. Смирнова. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, с такой же колокольней. Престол один - Святой Троицы. По штату положены священник и псаломщик. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные, построенные тщанием потомственного почётного гражданина А.В. Смирнова в 1905 г. и составляют собственность церкви. В церковной библиотеке находилось книг для чтения 15 томов. В приходе были школы - Юркинская, учреждена в 1899 г., и Островская, учреждена в 1906 г. Старостой состоял Н.М. Наумов, 48 лет. "

http://azbyka.ru/palomnik/Ликино-Дулевск...

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни в Шамордино 26 мая 2010 г. 12:49 26 мая 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Казанскую Свято-Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино (Козельский район Калужской области), отмечающую 20-летие возрождения монашеской жизни. В главном храме обители — соборе в честь Казанской иконы Божией Матери — Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; архиепископ Людиновский Георгий; наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; схиархимандрит Илий (Ноздрин); наместник Свято-Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков); насельники Оптиной пустыни в священном сане; духовенство Калужской епархии. За богослужением молились настоятельница Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни игумения Никона (Перетягина) и насельницы монастыря; настоятельницы ряда обителей: игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница Казанского девичьего монастыря в г. Калуге; игумения Николая (Ильина), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского монастыря в г. Малоярославце; игумения Митрофания (Перетягина), настоятельница Свято-Троицкого монастыря в г. Пензе; игумения Феврония (Маратканова), настоятельница Свято-Введенской островной женской пустыни в г. Покрове; игумения Мария (Мирос), настоятельница Богородице-Казанского женского монастыря в г. Сиднее (Австралия); монахиня Анна (Куртова), настоятельница Иоанно-Введенского женского монастыря в г. Тобольске; а также многочисленные паломники. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, председатель Законодательного собрания Калужской области В.С. Бабурин, главный федеральный инспектор по Калужской области В.Ф. Сафронов, глава администрации Козельского района Калужской области Р.В. Смоленский, мэр города Козельска Н.А. Калиничев.

http://patriarchia.ru/db/text/1166661.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010