Спустя год был построен первый монастырский храм. Постепенно за озером хакрепилось новое название - Введенское. Сам же монастырь стали называть Введенской островной пустынью. Вскоре после освящения храма монах Сергий был рукоположен в иеромонахи и стал первым настоятелем пустыни. По традиции игумены новообразованного монастыря назывались строителями. Братия Пустыни тогда была очень немногочисленна (всего около 20 насельников), средств на её существование постоянно не хватало. В 1722 году Введенскую пустынь приписали к Иоанно-Богословскому монастырю Московского уезда. К тому времени настоятель Введенской пустыни Сергий отошёл к Господу, а вместо него из Москвы был прислан новый настоятель - монах Нектарий. Он продал монастырский храм (который был оценён всего в 17 рублей) вместе с утварью в соседнее село Покровское, а сам покинул остров. Обитель пришла в совершенное запустение. Оставшиеся на острове четырнадцать монахов терпели крайние лишения, но их дух оставался крепок, они неустанно молились о своей обители, и Господь внял их мольбам. В 1729 году, после обращения монахов в Святейший Синод, Введенская пустынь вновь получила самостоятельность. При новом игумене-строителе Лаврентии у монастыря появились богатые вкладчики, на месте прежней деревянной церкви возвели каменный пятиглавый храм с главным престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рядом построили каменную шатровую колокольню с большим колоколом весившим 30 пудов (около 500 кг) и часами с боем. Рядом с соборным храмом на острове построили небольшую церковь во имя святителя Николая Чудотворца для служения в зимнее время. Ещё одна маленькая деревянная церковь с двухъярусным иконостасом была построена на Святых воротах пустыни и освящена в честь пророка Илии. На Владимирской дороге возвели каменную часовню с кружкой для пожертвований. Во второй половине XVIII столетии благодаря стараниям Лаврентия Введенская пустынь превратилась из бедного монастырька в благоустроенную обитель. Появились новые кельи для монахов, остров обнесли деревянной оградой, её стоящие в воде сваи твердели год от года так, что впоследствии стали почти каменными.

http://sobory.ru/article/?object=04008

Со стороны озёрных берегов островной земли не было видно, создавалось впечатление, что монастырская ограда и строения поднимаются из воды. После Лаврентия настоятелем Свято-Введенской пустыни стал иеромонах Клеопа. Основу монашеского воспитания он получил в Зографском монастыре на Афонской горе. Во Введенской обители старец Клеопа также установил строгий общежитийный монастырский устав Афонской горы. Настоятельство старца Клеопы продолжалось 18 лет, он почил 9 марта 1778 г и был погребён у южной стороны алтаря Введенского храма. Память о строителе Клеопе сохранялась во Введенской пустыни во все последующие времена её существования вплоть до 1918 года. Со времени Клеопы всякий человек, пришедший в монастырь для богомолья, мог остановиться в одном из домов-гостиниц и жить трое суток на монастырском довольствии без всякой платы. В 1870-1890-е годы в монастыре началось крупное каменное строительство. В 1876 году была перестроена и расширена зимняя церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1891-1894 годах возвели из красного кирпича величественный пятиглавый двухэтажный Введенский собор. Тихая и размеренная жизнь этого монастыря закончилась с приходом к власти большевиков. 16 сентября 1991 года исполком Владимирского совета народных депутатов принял решение " О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области " . На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сразу - 2-й этаж Свято-Введенского собора и Никольская церковь отошли к монастырю только через 3 года. Благословением от 6 октября 1993 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и указом Высокопреосвященного Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, бывшая мужская Введенская пустынь стала женской, в качестве подворья Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. В июне 1995 года по постановлению Священного Синода обители был присвоен статус женского монастыря, и Введенская пустынь обрела самостоятельность; её настоятельницей и строительницей стала монахиня (игуменья) Феврония.

http://sobory.ru/article/?object=04008

В начале заседания председатель Комиссии  игумен Петр (Еремеев)  огласил изменения в составе членов Межведомственной комиссии. По благословению митрополита Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, в состав Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви от Синодального отдела включены: иеромонах Матфей (Мунтяну) – благочинный Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; игумения Елисавета (Никишкина) – настоятельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Далее были заслушаны доклады руководителей выездных комиссий и приняты решения: I.  Выдать Представление  на право осуществления базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви Важеозерскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю Петрозаводской и Карельской епархии. II.  Аккредитовать  (с выдачей свидетельства об аккредитации) Курсы базовой подготовки в области богословия монашествующих следующих соискателей: 1. Санкт-Петербургская духовная академия, 2. Тульская духовная семинария, 3. Ярославская духовная семинария, 4. Монастырь Свято-Введенская Островная женская пустынь близ города Покрова Петушинского района Владимирской области Александровской епархии, 5. Спасо-Преображенский мужской монастырь города Мурома Владимирской области Муромской епархии, 6. Епархиальный Свято-Успенский мужской монастырь г. Орла, 7. Выксунский Иверский женский монастырь Выксунской епархии. Справка. За период с 2018 года по 13 июля 2023 года, с учетом соискателей, утвержденных на текущем заседании: – имеют Представление Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви на право реализации программ базовой подготовки в области богословия монашествующих  60 курсов ; – из них получили аккредитацию Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви  26 курсов ; – базовой богословской подготовкой (за период 2018–2023гг.) охвачены насельники  334 монастырей  из 102 епархий и 11 ставропигиальных монастырей;

http://azbyka.ru/news/akkreditaciju-polu...

Одной из главных святынь монастыря, хранившихся в соборе, была часть древа Креста Господня с частицами Святых мощей (преимущественно подвижников Афонских монастырей), все частицы были вложены в киот, середину которого занимал серебряный вызолоченный крест. После закрытия монастыря в Никольском храме, как приходском, ещё какое-то время проводились церковные службы. 13 августа 1926 года начальник 1 уездной милиции Ерёмин сообщает в отделение Адмнадзора Административного отдела Моссовета, что " церкви в бывшем Введено-Островном монастыре нет, группа верующих ликвидирована в 1924 году и монастырь до 1 мая сего года был занят под дом инвалидов и с 1 мая текущего года занят детской колонией " . В это время вся монастырская собственность увезена в соседний город Покров, и началась перестройка здания. С церкви был сброшен купол с крестом, со стен содраны все иконы, а стены были замазаны штукатуркой, разобран на дрова иконостас... Никольский храм с заложенными окнами, подвергся внутренней перепланировке и был превращён в клуб. Почти ничто не напоминало о том, что некогда в бывшей церкви проходили богослужения, теплилась духовная жизнь. В 1995 году храм во имя Николая Чудотворца был восстановлен. Как вспоминала настоятельница Свято-Введенской обители матушка Феврония: " Его стены были покрыты штукатуркой, которая плохо держалась; перед очередной побелкой решили размыть все слои штукатурки и с изумлением увидели под ней удивительной красоты старинные росписи и лики. Пригласили реставраторов и под руководством художника В.И. Некрасова, следуя древним образцам, метр за метром они восстанавливали, казалось бы, навсегда утраченные святые образы " . Для Никольского храма был изготовлен новый иконостас и заказаны для него иконы. Изящные деревянные киоты для икон, панихидный столик и многое другое изготовлены замечательными художниками из мастерской резьбы по дереву в городе Владимире. В Свято-Никольской церкви находятся в ковчеге мощи старца Клеопы, недавно обретённые при ремонтных работах во Введенском храме.

http://sobory.ru/article/?object=05086

Перед началом работы члены выездной комиссии встретились в епархиальном управлении г. Александрова с епископом Александровским и Юрьев-Польским Иннокентием. Владыка посетил зачет, на котором работала комиссия, послушал ответы выпускников курсов. На зачете также присутствовали: руководитель курсов, настоятель Успенского Космина монастыря в с. Небылое игумен Серафим (Котенев); ответственный за взаимодействие с Межведомственной комиссией по образованию монашествующих иерей Олег Федоров; преподаватель курсов по дисциплине «Священное Писание Нового Завета» протоиерей Николай Романович. Аккредитация курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Александровской епархии прошла в форме аттестации на зачете по дисциплине «Священное Писание Нового Завета» у 22 насельников и насельниц пяти монастырей и одного архиерейского подворья Александровской епархии. В программе обучения участвовали: Введенская Островная женская пустынь близ г. Покрова (базовая учебная площадка), Введенский Никоновский мужской монастырь г. Юрьев-Польский, Успенский Космин мужской монастырь с. Небылое, Благовещенский женский монастырь г. Киржача, Успенский женский монастырь г. Александрова и Успенское архиерейское подворье г. Струнино.  Члены комиссии проанализировали учебно-методическую документацию курсов и библиотечный фонд, ознакомились с материально-технической базой дополнительной учебной площадки в Александровском епархиальном управлении.  Первый набор слушателей трехгодичных курсов успешно сдал зачет по дисциплине «Священное Писание Нового Завета». Комиссия отметила хорошее знание предмета и большой интерес учащихся к дальнейшему изучению богословских предметов для монашествующих.  Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/6030922.ht...

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря. После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни. Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей. В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы. В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны. В 1994 г. Свято-Введенская островная пустынь была передана Владимиро-Суздальской епархии и сегодня действует как женский монастырь. Настоятельница монастыря игуменья Феврония с сестрами прилагают немалые усилия для возрождения обители. Первым был отреставрирован Никольский храм, его роспись и иконостас. Восстанавливается и Введенский собор. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Введенск...

Из материала книги: " Свято-Введенская островная пустынь. К 300-летию со дня основания " . Владимир, 2008 г. Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход. На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей.

http://sobory.ru/article/?object=04008

В то время здания, ранее принадлежавшие монастырю, были заняты колонией для малолетних преступниц и представляли жалкое зрелище. По свидетельству очевидцев, передача Никольского храма возрождённому монастырю произошла не вполне обычно. Ещё в мае 1994 года будущая игуменья Феврония обратилась к директору колонии В.С. Карпенко с просьбой о разрешении отслужить в здании храма на территории колонии молебен на Николу вешнего. В ответ директор ответил, что передаёт Никольскую церковь монастырю, ибо во сне к нему пришёл " какой-то седой старичок " и сказал, что храм нужно отдать. А первая служба в Никольском храме прошла на Рождество 1995 года. В то время на храмах не было куполов, в братском и игуменском корпусах находилось общежитие для заключённых. Настоятельница с сёстрами прошли нелёгкий путь восстановления обители. Искусством золотого шитья настоятельница с сёстрами начали зарабатывать первые средства на восстановление обители. Постепенно директор колонии для малолетних преступниц передал обители сначала братский корпус, а затем и Введенский храм. Ветхий мост, соединявший остров с берегом, отремонтировали, и по нему в монастырь стали приходить первые прихожане. Большую духовную помощь в восстановлении обители оказали старцы Троице-Сергиевой лавры и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Многими трудами и молитвами сестёр были привлечены вкладчики строители новой Свято-Введенской островной пустыни. В 1995 году был восстановлен первый храм обители - Никольский. Затем был восстановлен и Свято-Введенский собор. Теперь с самого отдалённого берега озера, как символ возрождённой обители, видны купола и золотые кресты Введенского и Никольского храмов. В 2001 году взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами. Часть из них сделали в мастерской братьев Шуваловых в Тутаеве, а часть - на заводе им. М.В. Хруничева. В 2008 году исполнилось 300 лет со дня основания монастыря, 29 ноября состоялся посвящённый этому событию торжественный крестный ход из города Покрова, от храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, к Свято-Введенской островной пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=04008

Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров. Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря. После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни. Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей. В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы. В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.

http://sobory.ru/article/?object=04008

16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви. 6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия была создана иноческая община как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию был присвоен статус женского монастыря. Первым был отреставрирован Никольский храм, затем Введенский собор. В монастыре есть золотошвейная мастерская, изготавливается церковная утварь и реставрируются старые иконы. Проводятся экскурсии. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную.   В 2001 г. взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами. Часть из них сделали в мастерской братьев Шуваловых в Романове-Борисоглебске (ныне: Тутаев), а часть — на заводе им. М. В. Хруничева. В 2007 г. рядом с монастырем при подъезде к острову по благословению игумении Февронии был построен детский приют-пансионат «Ковчег», куда стали принимать девочек разного возраста, некоторых – с мамами, поскольку женщинам в силу разных жизненных обстоятельств некуда было идти. Комментарии и обсуждение Литература о Введенской обители: Добронравов В.Г. " Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни Владимирской епархии: 1760-1778 гг. " . - Владимир, 1908. Добронравов В.Г. " Введенская Островская пустынь Владимирской епархии: Ист. описание " . - Владимир, 1909. Большакова Н.В. Материалы к истории Введенской Островной пустыни Покровского уезда Владимирской губернии. - М., " Спутник+ " , 2010. - 311с. с илл.; тираж 50 экз. (В книге собраны материалы архивов гг. Москвы и Владимира, подробно изучены найденные копии письма старца Клеопы Введенского духовному брату Серапиону в Площанскую пустынь, ценные документы, дающие нам право говорить о существовавшей с кон.

http://sobory.ru/article/?object=04008

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010