Преподобный Агапий был послушником одного добродетельного старца, безмолвствовавшего в келье Св. Троицы в местности, называемой Колицу, в пределах Ватопедского монастыря. В одно время вышел он на море помыть свои одежды, а там случились агаряне: они тотчас взяли его и, увезши с собой, продали в Магнисии одному тоже агарянину, у которого святой находился 12 лет в оковах и ежедневно работал с усердием. С полной верой и горячими слезами день и ночь молился Агапий Госпоже Богородице, скорой всем, с верой прибегающим к Ней, помощнице, дабы Она, как Сама знает, освободила его от горького этого плена и тяжкой работы. Вняла наконец Всемилостивая молениям раба Своего. В одну ночь, явившись ему во сне, Она велит ему идти без всякого страха к своему старцу. О чудо! – Пробудившись, Агапий видит, что цепи с него спали и двери отверзты. Тогда святой понял, что это сделано чудодействием Богородицы, и потому тотчас же без всякого препятствия, вышедши из дома агарянина, прибыл на Святую Гору к своему старцу. Но старец этот, увидев его, опечалился, ибо думал, что он тайно убежал от своего господина, и сказал ему: «Чадо! Агарянина ты обманул, но Бога никто и никогда не обманет; в час всеобщего суда ты должен будешь отдать ответ за те сребреники, которые истратил твой господин на покупку тебя, чтобы иметь тебя помощником в своих нуждах: поэтому, если ты истинно желаешь себе спасения, иди назад к своему господину и служи ему. Поступив так, ты будешь истинным рабом Божиим и верным Его служителем; когда же Бог просветит господина твоего, он сам даст тебе отпуск». Любящий Бога и Богом возлюбленный Агапий, приняв эти слова старца своего, как от Бога, возвратился к купившему его. Агарянин, неожиданно увидев его, удивился. «Как ты ушел от меня и почему возвратился», – спрашивал его варвар. Тогда святой подробно объяснил ему все дело. Удивился и даже изумился варвар добродетели Агапиева старца и высоте святой христианской веры, а с тем вместе смягчилась от умиления и зачерствелая душа его. Скоро, взяв с собой Агапия и двух сыновей своих, пришел он на Святую Гору к старцу Агапиеву и просил от него себе и детям своим крещения. Будучи надлежащим образом утверждены в вере Христовой, варвары эти были крещены, а после того приняли на себя и ангельский образ и, богоугодно пожив в добродетельном подчинении сначала старцу Агапиву, а по смерти его Агапию, отошли в Царство Небесное радоваться с прочими преподобными отцами во Христе Иисусе, Которому подобает честь и поклонение во веки. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=1824

Преподобный Максим Грек Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий. Преподобный Максим Грек Над старой могилой инока, находящейся когда-то в левом приделе Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, на медной доске были вычеканены поэтические строки: Блаженный здесь Максим всем телом почивает, и с Богом в небеси душою пребывает. И что Божественно он в книгах написал, то жизнию своею и делом показал. Оставил образ нам и святости примеры, смирение, любви, терпения и веры! Так почтил православный народ жизненный подвиг ученого экзегета и апологета, ревнителя древних уставов Православия, учителя иноческого жития, а также исповедника преподобного Максима Грека . Его светское имя – Михаил. Это удалось установить историку-исследователю И. Денисову в результате многолетних изысканий, сравнительного анализа почерков, сопоставления различных свидетельств, как опубликованных ранее, так и найденных им самим в архивах Франции, Италии, Греции. Выяснилось, что живший некогда в Италии гуманист, ученый-филолог Михаил Триволис, монах Ватопедского монастыря на Афоне Максим Триволис и видный русский церковный и общественный деятель преподобный Максим Грек – одно и то же лицо. Знатный род Триволисов, из которого происходит преподобный Максим , хорошо известен в Греции: он был близок к последней правящей византийской династии Палеологов, один из предков Грека был Константинопольским патриархом. В русских сказаниях преподобный называется «сыном воеводским», что говорит о знатном происхождении 667 . Год рождения Михаила Триволиса точно неизвестен. В разных исследованиях он указывается в интервале от 1470 до 1480 г. Но ближе к истине, очевидно, И. Денисов, утверждающий, что Михаил родился около 1471 г. в г. Арта, в Албании. Исследователь подкрепляет свое мнение ссылкой на исторический документ – Бюллетень о баллотировании в состав Великого совета острова Корфу, датированный 1490 – 1491 гг. Среди неизбранных кандидатов значится и имя Михаила Триволиса 668 . Его родители Мануил и Ирина были греческого происхождения, поэтому он и именуется Греком. Отец преподобного отличался чистотой православной веры и воспитал сына в глубоком благочестии и научении страху Божию. Первоначально образование в науках Михаил получил от своего же родителя, ибо в то время из-за падения Константинополя и порабощения всех греческих областей магометанами были уничтожены и все училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Продолжается паломническая поездка делегации Русской Православной Церкви на Афон 16 апреля 2013 г. 09:40 14 апреля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в паломнической поездке на Святой Горе Афон, посетил Иверский монастырь. В поездке владыку Илариона сопровождают заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь приходов Московского Патриархата в Италии иеромонах Антоний (Севрюк) , помощник председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), сотрудник ОВЦС А.Г. Чуряков, православные миряне И.И. Саввиди, Р.Н. Чайковский, Л.М. Севастьянов и М.У. Паркер. Перед чудотворной Иверской иконой Божией Матери митрополит Иларион совершил акафист Пресвятой Богородице на греческом языке. Владыка и сопровождающие его члены паломнической группы также поклонились хранящимся в обители многочисленным мощам святых угодников Божиих, после чего имели общение с игуменом обители архимандритом Нафанаилом и братией. В тот же день паломники посетили келию святого Никодима, где подвизался преподобный Никодим Святогорец, и келию Милопотам, основанную в Х веке преподобным Афанасием Афонским. Затем митрополит Иларион и сопровождающие его лица направились в монастырь Кутлумуш. Поклонившись святыням обители, гости молились за уставным великопостным великим повечерием, общались с братией, среди которой есть несколько русских монахов. Вечером председатель ОВЦС и его спутники прибыли в монастырь Ватопед, где они были тепло встречены игуменом обители архимандритом Ефремом. Гости поклонились Поясу Пресвятой Борогодицы и чудотворным иконам Царицы Небесной «Алтарница» и «Всецарица», честным главам святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, другим мощам святых угодников Божиих. Затем они были приглашены на трапезу, после которой состоялась встреча митрополита Илариона с братией Ватопедского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/2911680.ht...

прот. Константин Борщ Часть V. Взгляд на имяславие сегодня 2000–2001 гг. Глава 1. «На горах Кавказа». В.М. Лурье Интернет. 2000 г. Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларион книгу: «На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, чрез молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников». Издание четвёртое, исправленное. Санкт-Петербург. »Воскресение». 1998 г. Первое издание этой книги появилось в 1907 г. по благословению преподобного старца Варсонофия Оптинского . Вслед за тем, в 1910 и 1911 гг. вышли второе и третье издания, причём деньги для первого и второго изданий пожертвовала св. преподобномученица Елисавета Феодоровна (действовавшая по благословению своего духовника схиигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни), а третье было осуществлено Киево-Печерской Лаврой, после приобретения ею от автора издательских прав. За этим издательская история книги обрывается вплоть до её четвёртого издания, появившегося лишь в 1998 г. Причина этого не только в бурных событиях войны и революции, но, прежде всего, в том, что книга попала в совсем другую «историю» – гораздо менее приятную. Именно эта книга дала повод для так называемых споров о Имени Божием в 1910-х годах. Четвёртое издание книги появилось почти сразу после публикаций доселе неизвестных документов о ходе этих споров, и в самой книге в качестве дополнений к тексту впервые опубликованы некоторые важные документы. Сопровождающее книгу «Послесловие от редакции» – статья М.Б. Данилушкина «Краткий очерк о жизни старца Илариона и об истории имяславия в России» 1123 – является первой попыткой синтеза всех этих новых для нас фактов. В краткой рецензии нет возможности вникнуть во все подробности этого довольно запутанного дела. Упомянём лишь несколько интересных примеров. Афонских имяславцев обвиняли в бунте за то, что они подавляющим большинством (302 против 70) голосов 9 января 1913 г. переизбрали игумена Андреевского скита. Однако это было сделано в полном соответствии с Уставом скита в присутствии Ватопедского проэстоса (полномочного представителя того монастыря, которому подчинялся скит) и с последующим письменным утверждением результатов избрания Ватопедским монастырём.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 79. Евхаристический пост Каким должен быть пост перед Причащением св. Таин? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, сегодня мы поговорим об обычае поститься перед Причащением несколько дней. Если вы думаете, что это обычай всеобщий, то послушайте, что насчет этой традиции говорят представители других поместных Церквей. Вот слова из интервью, игумена Ватопедского монастыря, Ефрема : «Я знаю, что в России некоторые священники требуют перед Причастием поститься три дня, а некоторые и пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием…. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно . Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали »!! Ему вторит архиерей Константинопольского Патриархата и Оксфордский профессор, митр. Каллист (Уэр) : «Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием – это местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем требования о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком». Не знаю, какие вы испытываете чувства от таких заявлений, но меня они приводят просто в возмущение. Что ?! — хочется вскрикнуть на это, — « нигде и никогда не слышали»!!! « местный русский обычай»!! Да, как вам не стыдно! Это же ваши требования , из вашего Типикона ! Открываем 32 главу Типикона и читаем : «Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранити всю седмицу , от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговеинством приимет Пречистыя Тайны».

http://azbyka.ru/video/79-evharistichesk...

священник А. Мазырин, А.А. Кострюков Священник Александр Мазырин. Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви Глава 1. «Братская помощь и любовь маститых Святейших Патриархов Востока» или «всё, вплоть до низложения Тихона». Колебания Константинопольской Патриархии в русском церковном вопросе: от Патриарха Германа V к Патриарху Мелетию IV Одним из наиболее драматичных периодов в многовековой истории взаимоотношений Константинопольской и Русской Церквей стали 20–30-е гг. XX века – время, ознаменованное для православных как внешними гонениями, так и внутренними нестроениями. Московский Патриархат не вмешивался в проблемы греков (такие как конфликт ново-и старостильников, турецко-православное движение и др.), в то время как Фанар 1 пытался активно влиять на ход церковных дел и в России (СССР), и в русском зарубежье. Наиболее ярко это проявилось в связи с возникновением инспирированного советской властью обновленческого раскола в Русской Православной Церкви. Действия Вселенской Патриархии в пользу раскольников усугубили и без того предельно трудное положение Церкви в России. Нельзя сказать, что эти малоприятные страницы истории были полностью преданы забвению Русской Церковью 2 , но надлежащий счет Фанару за его каноническое бесчинство предъявлен не был. Между тем современная ситуация с церковными расколами (на Украине прежде всего) и притязаниями Фанара на первенство не только чести, но и власти в православном мире требует это сделать. Нужно хорошо представлять, с кем приходится иметь дело. В этом плане события 1920–1930-х гг. весьма поучительны. Заметную роль в негативном развитии греко-русских церковных отношений в рассматриваемый период сыграли те, кто призван был обеспечивать связь Патриархатов, а именно – два деятеля по фамилии Димопуло(с) 3 – дядя и племянник, архимандриты Иаков и Василий, последовательно осуществлявшие официальное представительство Фанара в России на протяжении трех десятилетий. Ко времени революционных потрясений 1917 г. настоятель подворья Константинопольской Патриархии в Москве архимандрит Иаков (1853–1924) был уже старожилом церковно-дипломатического корпуса: свой пост он занимал с 1894 г. Он был афонским постриженником (в монастырь пришел в 16 лет) и по этой причине в греческих источниках обычно именовался Ватопедцем (Βατοπεδινς). Богословское образование Димопуло-старший получил в известной школе на острове Халки близ Константинополя, где обучался в 1870-е гг., будучи иеродиаконом. Перед отъездом в Москву он исполнял обязанности проигумена (наместника) Ватопедского монастыря и архиграмматевса (главного секретаря) кинота Святой горы. В официозной греческой историографии он восторженно именуется «корифеем игуменов метохии», а время его настоятельства – высшим расцветом (κμ) Константинопольского подворья в Москве 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Первое впечатление от Святой Горы: красота гористой местности вулканического происхождения, тревожные крики чаек, яркое солнце и радостные лица монахов, которых на Афоне это солнце буквально переполняет. Диамонитирион – специальное приглашение на Святую Гору – мне был выписан настоятелем Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом (Кутсу), не раз поддерживавшим наше движение в защиту жизни своими приветствиями, наставлениями, молитвой. Думаю, что каждый, кто задумывался о таком страшном грехе нашего времени, как убийство во чреве, о защите жизни, рано или поздно всерьез задается вопросом: а зачем, собственно, так необходимо защищать ее – полную горестей, болезней, утрат и лишений земную жизнь? Ради чего детям так необходимо появляться на этот свет? Поэт Василий Жуковский, воспитатель одного из русских императоров (Александра II), учил наследника, что главная цель обучения – прожить достойную звания христианина жизнь, а главная цель самой жизни – научиться жизни вечной. На Афоне мне довелось прикоснуться к нетронутой византийской традиции, тому драгоценному сокровищу, ради которого тысячу лет существовала эта империя, пока не передала эстафету охраны вселенского Православия – России. Уклад огромной империи Византии ныне сжат, как шагреневая кожа, до пределов Святой Горы. Державный пульс Византии ушел в многочасовые ночные афонские службы, невидимые миру келейные бдения, торжества престольных праздников, самоотверженный труд, школу послушания, братские трапезы, созерцание природы, умное делание – непрестанное творение Иисусовой молитвы. Многие из насельников Святой Горы отказались от продолжения земного рода. Но эти люди, как никто, продолжают духовные роды Церкви, породнясь с небожителями, присутствующими здесь в многочисленных мощах и на старинных ликах. Сухая палка – монашество, в лице своих наставников, старцев, самым теснейшим образом поддерживает семью – живую виноградную лозу, которая, не будучи поддерживаемой, упала бы и не дала такой сладкий и обильный плод.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Сочинения Максима Грека Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина В сочинениях Максима Грека впервые в русской литературе появляется тема предопределения, неумолимого рока. Фатализм, а это не то же, что вера в божественное провидение, несовместим с христианством – это хорошо понимал Максим Грек . Но в особой запальчивости, с которой писатель ополчается на людей, верящих в предопределение, в фатум, слышатся ноты личной обиды и горечи. Это не удивительно: что иное, как неумолимый рок, привело ученика итальянских гуманистов в застенки Иосифо-Волоколамского монастыря? Удивительна жизнь Максима Грека , начальный период которой благодаря исследованиям И. Денисова мы знаем теперь неплохо. Максим Грек , в миру Михаил Триволис, родился в греческом городе Арте около 1470 г. В 1492 г., подобно многим своим соотечественникам, Михаил отправляется для завершения образования в Италию – во Флоренцию. Здесь он познакомился с гуманистани Анджело Полициано, Марсилио Фичино и другими знаменитостями, которыми была богата Италия эпохи Возрождения. Побывал он также в Болонье, Падуе, Милане; в Венеции Михаил, по его словам, «часто хаживал книжным делом» к известному издателю Альду Мануцию. В 1498 г. он обосновывается в Мирандоле у Джанфранческо Мирандола, племянника знаменитого гуманиста Джованни Пико делла Мирандола. Но из всех впечатлений, вынесенных из Италии, наиболее сильными оказались впечатления от проповедей Иеронима Савонаролы; влиянием идей Савонаролы объясняется решение Михаила постричься в доминиканском монастыре Сан Марко, который еще был полон воспоминаниями о великом флорентийском реформаторе. В Сан Марко Михаил пробыл недолго – с 1502 по 1504 г.; неспокойная душа не давала ему долго оставаться на одном месте. Он навсегда покидает Италию с тем, чтобы обосноваться на Афоне, где Михаил под именем Максима постригся в Ватопедском монастыре. Этот момент был переломным в жизни писателя: отныне он отрекается от своих прежних гуманистических увлечений и целиком предается изучению богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм Николая Чудотворца (Ижевск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Святителя Николая Чудотворца был построен на месте трагической гибели ижевского предпринимателя Николая Ивановича Вострикова в 2005 году. Основным инициатором постройки выступила семья погибшего. Чтимой святыней храма является образ Святителя Николая, принадлежавший Вострикову Н. И. Еще одна святыня - список " мера в меру " с иконы Божией Матери " Всецарица " , привезенный из монастыря Ватопед со Святой Горы Афон. Содержание История [ править править код ] Храм в честь Святителя Николая Чудотворца был построен в 2005 г. на месте гибели ижевского предпринимателя Николая Ивановича Вострикова. Основным инициатором постройки выступила семья погибшего, в особенности младший брат убитого - Востриков Александр Иванович. Храм выстроен из калиброванного бревна. Имеет прируб для алтаря. Храм увенчан тремя вызолоченными главками на каркасных барабанах. Постоянные богослужения стали совершаться после назначения священника 12.01.09. Престол освящен Митрополитом Николаем 18.11.2009 г. Современное состояние [ править править код ] При храме действует Воскресная школа. Святыни [ править править код ] Чудотворная икона " Всецарица " находится в Греции на Святой Горе Афон возле восточной колонны соборного храма Ватопедской обители. Написана в 17-м веке и явилась благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам. Сохранился рассказ приснопамятного старца об этой иконе. В веке перед иконой Божьей Матери «Всецарица» появился странный человек. Он стоял, что-то невнятно бормоча. И вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и какая-то невидимая сила бросила молодого человека на землю. Только он пришел в себя, как сразу отправился исповедоваться отцам со слезами на глазах, что он жил далеко от Бога, занимался магией и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Чудотворное вмешательство Богородицы убедило молодого человека изменить свою жизнь и стать благочестивым.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дело против игумена Ефрема и Ватопедского монастыря разваливается 04.03.2013 429 Дело против игумена Ефрема и Ватопедского монастыря грозит закончится фиаско. Обитель оправдана еще по одному пункту обвинений, сообщает сайт Agionoros.gr . В архив были отправлены очередные серьезные обвинения о предполагаемых связях Ватопедского монастыря с оффшорными компаниями после того, как прокурор не обнаружил в них уголовно наказуемых деяний. Дело было заведено на основании обвинений в предоставлении Μarfin Βank кредитов Ватопедскому монастырю. Прокурор апелляционного суда И. Мораитакис сделал следующее заявление по этому делу: «Обвинения не выдерживают критики, и нет указаний на совершение преступлений». Обозреватель портала так прокомментировал новый поворот в «ватопедском скандале»: «К какому мы можем прийти выводу? Стало совершенно очевидно, что это был несуществующий скандал, который, по всей видимости, поддерживался политически ангажированными лицами, не стеснявшимися прибегать к самой постыдной клевете по отношению к историческому Ватопедскому монастырю, поливавшими грязью игумена Ефрема с целью их нравственного и экономического уничтожения. Однако, как говорит народ, “у лжи короткие ноги…”» Обвинения против игумена Ефрема и братии Ватопеда продолжают рушиться, как карточный домик. Верховный суд (Ареопаг) оправдал игумена Ефрема и монаха Арсения, обвинявшихся в том, что в результате утечки информации им стали известны подробности процесса, что ставило под сомнение его законность по причине нарушения прав стороны защиты. Клеветой оказались все те обвинения, что предъявляли монаху Арсению в его неблаговидном поведении по отношению к третьим лицам. Обвинения о якобы передаче Ватопедскому монастырю лесов, лесных участков и археологических мест тоже оказались клеветой. Клеветой оказалось все, что было сказано в отношении имущественных прав на озеро Вистонида. Два месяца назад бывший премьер-министр Константин Мицотакис заявил: «Я передал право собственности на озеро Вистонида Ватопедскому монастырю в 1951 году». Тогда Мицотакис был министром финансов Греции.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/04/de...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010