«Послание о соблюдении соборного приговора» : ... Егда благоверный великий князь... с нашим смирением и со всеми святители и со всем освященным собором повелеша испытание творити о ере-тицех, паче же рещи о отступницех. 15-е «слово» «Просветителя» : ... Егда державный некоторых вещей повеле испытание творити о ерети-цех, паче же рещи и о отступницех, в лето 7013 года с Симоном митрополитом и со всеми святители. .. Хрущов полагал, что выражение автора «Послания» «с нашим смирением» не могло относиться к Иосифу: «Что Иосиф писал послание это — несомненно, но он мог писать его не от себя, а от имени митрополита. Он везде употребляет «мы» и «наши», как то и следовало в соборном послании». «Послание» несомненно написано от имени Симона в 1504/1505 г. Следует теперь разрешить вопрос о причастности Иосифа Санина к его составлению. Утверждать с полной определенностью авторство Иосифа мы не можем (для этого прямых данных у нас нет). Ограничимся лишь некоторыми замечаниями. Принципиально можно допустить факт использования для составления «Просветителя» послания, написанного митрополитом Симоном. Иосиф вообще пользуется произведениями своих современников. Так, например, в тех же сборниках, где помещено «Послание о соблюдении соборного приговора», мы встречаем послание Иосифа к иконописцу, значительная часть которого была взята им из посланий Нила Сорского (см. выше, стр. 321—322). Поэтому, для решения вопроса об авторстве соборного «Послания о соблюдении соборного приговора» следует произвести сравнение его текста с другими произведениями волоцкого игумена. Иосифом Саниным «Послание» было использовано для составления 15-го и 16-го «слов» «Просветителя». Хрущов считал, что оно было использовано также в 14-м «слове». Это не верно. В тексте этого «слова» мы не встречаем отрывков из «Послания», а его тема (необходимость розыска еретиков) с «Посланием» не имеет прямой связи. Зато 15-е «слово» «Просветителя», написанное, очевидно; около 1505 г., является изложением «Послания о соблюдении соборного приговора». Значительные отрывки из этого «Послания» перенесены целиком в текст 15-го «слова» без каких-либо изменений; при этом основные мысли автора поясняются многочисленными примерами из священного писания и житий святых. Начинается 15-е «слово» «Просветителя» большим отрывком, заимствованным из «Послания» («Еже написано есть в толковании еже от Иоанна... ино бо есть еретик и ино отступник»). Далее в 15-м «слове» Иосиф приводит несколько примеров из священного писания и других произведений, которые должны были показать разницу между еретиками и отступниками.

http://sedmitza.ru/lib/text/433625/

Пятый сезон Великопостных концертов открылся в Санкт-Петербурге марта 2014 Пятый сезон Великопостных концертов открыл накануне Прощеного воскресенья, 1 марта, в Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии имени Дмитрия Шостаковича фестиваль  " Академия православной музыки " . По 27 апреля в стенах бывшего Дворянского Собрания будут звучать лучшие образцы духовной музыки от древности до наших дней в исполнении прославленных музыкантов.  На церемонии открытия ответственный секретарь совета Санкт-Петербургской митрополии по культуре иерей Илия Макаров зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского гостям и участникам фестиваля, в котором отмечено, что Великопостные сезоны стали неотъемлемой частью культурной жизни северной столицы.  В программе концерта-открытия прозвучали фрагменты из " Панихиды " и концерт " Покров Божией Матери " для виолончели и струнного оркестра английского композитора Джона Тавенера, скончавшегося в ноябре прошлого года. Источником его творчества были духовные искания, он принял православие. Также состоялась премьера оратории Арво Пярта " Плач Адама " . В творчестве выдающегося эстонского композитора сильны религиозные мотивы, в зрелом возрасте он также крестился в православие и обратился к учению преподобного Силуана Афонского. В вечере приняли участие испанский музыкант Пабло Феррандез, Молодежный камерный хор Филармонического общества Санкт-Петербурга, Камерный оркестр " Кремерата Балтика " под управлением Гидона Кремера, скрипачка Татьяна Гринденко и пианист Рейнут Тепп.  Великопостный сезон продолжится 24 марта - прозвучат " Маленькие притчи для детей и взрослых " , написанные монахом Варнавой (Саниным), сочетающие духовность с народной мудростью. Их органично дополнит звучание духовной музыки. 6 апреля состоится авторский вечер народного артиста России Алексея Рыбникова: прозвучат Симфония номер 6 (Tenebroza), " Музыка Ликии " и каприччио " Ночная песнь " для скрипки с оркестром. 9 апреля будет исполнен " Концерт для смешанного хора в четырех частях " Альфреда Шнитке на стихи армянского поэта и богослова Григора Нарекаци (ок. 951-1003). 13 апреля, в Вербное воскресенье, в Исаакиевском соборе состоится Божественная литургия с участием сербской певицы Дивны Любоевич и ее хора " Мелоди " , а также грузинского хора мальчиков " Bichebi " , хора мальчиков петербургского училища имени Михаила Глинки, хоров воспитанников Нахимовского и Суворовского училищ. 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=482...

События первой половины XX века не пощадили Троицкий храм. В 1920-х годах церковь была закрыта. По рассказам местных жителей, ее пытались взорвать и разобрать на кирпичи, но церковь выстояла. Тогда, подцепив тросами к трактору купол колокольни, снесли его. Позднее храм сильно пострадал в Великую Отечественную войну, являясь хорошим ориентиром для артиллерийских частей и авиации наступающей Красной Армии. Пострадало и село, в котором уцелело только два дома. После освобождения Троицы в 1943 году в правом приделе храма были возобновлены богослужения и совершались они до 1961 года, когда церковь была закрыта окончательно и превращена сначала в хранилище для зерна и удобрений, а потом в склад запчастей для местной МТС. В начале девяностых годов храм был полностью заброшен, постепенно заросла кустарником и бурьяном территория вокруг него, даже на куполе выросли деревья. С 2009 года старанием прихожан курской церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», сотрудников Федеральной службы наркоконтроля г. Курска, учащихся курской школы 50 и студентов Юго-Западного госуниверситета началось постепенное восстановление полуразрушенного храма. Были вынесены тонны мусора и разложившихся удобрений из церковного алтаря, очищена от растительности прилегающая территория. По благословению митрополита Курского и Рыльского Германа в одном из приделов был произведен ремонт: из шлакоблоков возведены стены, выстроена двойная кровля над приделом, залит цементом пол, установлена печка, сделан косметический ремонт внутри помещения, появились иконы и необходимая церковная утварь. 8 января 2011 года в селе Троица в старинном храме после полувекового перерыва настоятелем храма Матери Божией в честь Её иконы " Всех скорбящих Радость " г. Курска священником Вадимом Саниным была отслужена Рождественская литургия. Для полного восстановления храма требуются немалые средства, и если они появятся, то храм возродится. А вместе с храмом возродится и старинное Троицкое село и все окрестные деревни.

http://sobory.ru/article/?object=17408

Свесил Чернега в шароварах босые ноги с короткими крупносуставными пальцами и шевелил ими вопросительно: – Пойти, что ли?… Хоть на два дня весёлая будет. А то заскулит. – Ну, ты ж не скулишь, как-то живёшь. Когда Чернега на своей койке сидел, голова его, мягко облепленная недыбленными волосами, была под самым накатом, фуражки надеть уже нельзя, тем более рук поднять. Так он раскинул их, как растягивая широченную гармонь, и затрясся мясистым телом под сорочкой: – Ну, сравнил! Ну ты, Санюха, скажешь! Ну, уж чего не знаешь – бы не лез! Да у баб рази – как у нас? А отчего, ты думаешь, они весёлые или хмурые? да всё от этого, было или не было. Мало что – сверху нависал, но – силища, но – смех уверенный, спорить с Чернегою было не Сане. В студенчестве это всё понималось настолько тоньше, а в армии, в постоянно-плотной мужской среде, в казарменных вечерних разговорах – сплошь все говорили так, или не говорили вслух другого. Поражён был, обижен за женщин Саня, но спорить – немел, какой у него был опыт? – Ну, Терентий, не только ж от этого, – всё же заикнулся. – А я тебе говорю – только от этого! – крикнул Терентий и схлопнул звонко ладонями. – Другой причины – не бывает! Кажется, замучилась, ног не таскает, а только пощекоти, а?!… Иногда и подумаешь, правда: что-то у неё кручина на сердце? Может, горе какое? А повалил, отлежалась, отряхнулась – и такая сразу весёлая, бойкая к печке побежала пышки печь! – хохотал Чернега. – Простофиля ты, Санька. Да впрочем, молод. Ещё насмотришься! И столько раз уж он Саню вокруг этого на смех поднимал. Но всем саниным представлениям о жизни и человеке претил такой низкий взгляд. Не могло бы так быть! Никак этого быть не могло! А Цыж нёс гречневую кашу: подпоручику – с обеденной порцией мяса, прапорщику – просто так, но торчал из миски черенок деревянной ложки стоймя. – Сюда, сюда! – брал Чернега миску сверху, не спускаясь. И вот уже широкую деревянную ложку вваливал в рот, нисколько этим не раздирая губ. А лбом чуть не касался верхних брёвен. – Ничего-о, ничего-о… А у Густи б ещё и молочком залил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

И тогда, конечно, можем надеяться и на исцеление, ибо слово Господне неложно говорит, что «сердце сокрушенного и смиренного Бог не презрит» ( Пс.50 ) и что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.7:10 ). Аминь. 10-й день 289. Торговцам, которые привыкли обмеривать и обвешивать своих покупателей (Из жизни св. Вассиана, епископа Лавдийского, июня 10) Все торговцы, как известно, продают товар свой на меру или вес, но, к сожалению, далеко не все из них честно относятся к этим – мере и весам. Многие из них ни во что считают обмерить или обвесить своих покупателей, и это у них даже в привычку вошло, как будто так и надобно. Таковых нечестивых торговцев слово Божие, конечно, осуждает и говорит про них следующее: «В доме твоем не должна быть двоякая ефа, бóльшая и меньшая,... ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду» ( Втор.25:14–16 ). Итак, нечестные торговцы пусть знают, что обмеривая и обвешивая своих покупателей – тем самым они творят мерзость перед Господом. Но почему же, однако, братие, их обмеривание и обвешивание клеймятся столь позорным именем? Почему обмеривание и обвешивание так противны Господу? Почему они есть мерзость в очах Его? Ответ на это простой: потому клеймятся столь позорным именем, и потому противны Господу, и потому есть мерзость в очах Его, что они суть прямо дело диавольское. Знайте, братие, что не кто иной, как диавол непосредственно учит нечестивых торговцев обмеривать и обвешивать их покупателей; и эту истину мы докажем вам самым делом. Однажды св. Вассиан, епископ Лавдийский, ради некоторой церковной нужды пришел в город Медиолан. Когда он вошел в город, то увидел на торжище одного торговца, который вешал купленный у него товар. Этот торговец был алчный до наживы и обогащался единственно лишь обманом. И что же святой Вассиан видит? Что у этого торговца на одной стороне весов сидит в виде самого черного эфиопа бес и перетягивает на свою сторону обманом весимый товар. Вассиан удивился такому явлению и спросил бывших с ним: «Видите ли вы что-нибудь необыкновенное у этого торговца?» Те отвечали: «Ничего не видим».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Язычники, удивившись мужеству, с которым они были готовы за своего Бога умереть, не знали, что отвечать им, и уже более не приходили к ним. Между тем преподобная Матрона обратилась к епископу с просьбою прислать к ней пресвитера. Когда пресвитер пришел, она вверила ту девицу его попечению, чтобы он сподобил ее святого крещения и опять привел бы ее к ней, — и пресвитер исполнил немедленно её волю. Приняв крещение, девица та добродетельно подвизалась в посте и молитвах с остальными сестрами, которых было при святой Матроне восемь. Все они были подобны мудрым девам, украшающим светильники свои и приготовляющимся в сретение Жениху своему Между тем, как преподобная Матрона проводила такой образ жизни, день и ночь работая с сестрами Богу и множество людей обращая к Нему, пришло ей желание снова увидать своего духовного отца — преподобного Вассиана. Она хотела пойти в Константинополь, но мысль, что муж её Домитиан живет в Константинополе, удерживала Матрону от такого намерения, и она боялась туда идти, чтобы не быть им узнанною. Вместе с тем она размышляла в себе: — Не могу я более оставаться здесь, ибо многие приходят ко мне и прославляют меня, как добродетельную, и я боюсь тщеславия. К тому же я боюсь, как бы не услыхал обо мне муж мой, ибо вся страна узнала обо мне и кто-нибудь может сказать ему; а когда он сюда придет и найдет меня, то погубит весь иноческий подвиг мой. Итак, уйду отсюда или в Александрию или в Антиохию. Остановившись на этом решении, святая начала прилежно молить Бога, чтобы Он открыл ей, куда ей направиться, где бы она могла жить с большею пользою. Пребывая в молитве об этом, она однажды увидала во сне трех мужей, спорящих из-за нее между собою, так как каждый хотел взять ее в сожительство с собою. Она же отклонялась, говоря: — Я уже давно бегаю от супружества, а если бы теперь снова пожелала его, то и тогда не быть тому. Однако, кто вы? Первый отвечал: — Я — Александр. Другой сказал: — Я — Антиох. Третий сказал: — Я — Константин. Сказав это, они бросили между собою жребий, кто ее возьмет, и пал жребий самому молодому, который назвал себя Константином. Последний хотел взять ее. Матрона от страха проснулась и размышляла о виденном. Истолковала же она свой сон так: «три мужа, — Александр, Антиох и Константин, — суть три города, о которых я думала, — именно: Александрия, Антиохия и Константинополь; жребий же мой, павший на Константина, означает благоизволение Божие, чтобы я шла в Константинополь и увидала отца моего — блаженного Вассиана. Господь, Который руководит мною, силен укрыть меня там, чтобы я не была узнана мужем моим, «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

—110— 314 , ведь оно несёт в себе подобающее, а лучше сказать, истинное разумение. А – Значит, как плоть, именно когда она стала плотью животворящего все Слова, 315 смерти и тления, таким же образом и душа, думаю я, раз она стала душой Того, Кто не знает прегрешений, отныне неизменно и прочно установилась во всяком добре, и остаётся несравненно сильнее издревле властвующего греха. Ведь Христос – 316 , Который не сотворил греха и в устах Которого не было лести ( 1Пет.2:22 ; ср. Ис.53:9 ); а поскольку Он поставлен как корень и начаток (ср. Рим.11:16 ) тех, кто преобразуется в Духе в обновление жизни (ср. Рим.6:4 ), то как бы по причастию и по благодати Он сообщает уже и всему человеческому роду и нетление тела, и незыблемость, и крепость Божества. Зная же это, божественный Павел пишет: Ведь точно так же как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор.15:49 ). А именно, «образом перстного» он назвал удобопреклонность ко греху и ниспосылаемую нам отсюда смерть. И наоборот, «образом небесно- —111— го» – непоколебимость в освящении, возвращение от смерти и тления и обновление в нетление и жизнь. Итак, мы говорим, что 327 В – Кого же тогда родила Святая Дева? Человека или Слово от Бога? < > 328 А – Но именно в этом и состоит заблуждение и уклонение от того, что пристойно и истинно! Не разделяй же мне Еммануила < > 329 и не представляй, будто Он у нас в двух лицах (διπρσωπον) 330 , разлучая Его на человека самого по себе —116— и на Слово от Бога. А иначе любой может по справедливости осмеять нас за то, что мы не избрали никакого здравого суждения, но предпочли то, что осуждено и Священным Писанием. Сказал ведь некто из учеников Христа следующее: Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время придут, насмехаясь, наглые ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя, душевные, не имеющие Духа ( Иуд.1:17–19 ). В – Так значит, Он никаким образом не должен быть разделяем?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—121— жеству славы, если его усматривать и говорить о нём во Христе. И всё же 344 : Кто же именно есть Иисус Христос на самом деле? Человек от жены, или Слово от Бога? А – Вполне безрассудно – излишне распространяться и воздвигать глас в ответ на вздорную и пустую болтовню. Однако скажу, что не останется безнаказанной рискованная затея рассекать Его надвое и располагать отдельно человека и Слово, когда этого не терпит домостроительство и когда богодухновенное Писание провозгласило нам об одном Христе. А лично я утверждаю, что ни Слово от Бога отдельно от человечества, ни рождённый от жены храм без единения со Словом нельзя именовать Христом Иисусом. Потому что под Христом понимается неизреченно сошедшееся с человечеством через единение по домостроительству Слово от Бога, и, хотя Он превышает человечество, как Бог и Сын по природе, 345 . Поэтому некогда Он сказал: Видевший Меня видел Отца. Я и Отец – одно ( Ин.14:9, 10:30 ), а в другой раз напротив: Отец Мой более Меня ( Ин.14:28 ). Ведь будучи не меньше Отца по тождеству сущности и по совершенному равенству с Ним во всём, Он всё же говорит, что заключён в худшем по причине человеческого естества. И Священными Писаниями Он провозглашается то как целиком человек, причём Его Божество по домостроительству обходится молчанием, то, в свою очередь, как Бог, и при этом умалчивается о Его человечестве. Но Он никоим образом не терпит ущерба из-за сближения (σμβασιν) обоих в единство. —122— 346 А – Еврей от евреев и от колена Вениаминова (ср. Флп.3:5 ), призванный апостол (ср. Рим.1:1 ) извещает тех, кто оправданы через веру и умертвили члены плоти, под которыми я разумею, конечно, блуд и страсть, злую похоть и любостяжание (ср. Кол.3:5 ): Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге ( Кол.3:3 ). И Сам Он говорил о Своих учениках: Отче Святый! Соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё, тех которых Ты дал Мне, и Я сохранил их, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную ( Ин.17:11–13 ). Заметь же, что именно в таких местах кажется, что Христос обозначается посредством одного лишь человечества, такого же, как у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—125— ше превращения, 354 . Поэтому самому святому и всеблаженному множеству вышних духов было повелено, чтобы и оно вместе с нами поклонялось Ему. Согласись, что они с полным основанием могли отвергнуть поклонение Ему, и усомниться в том, воздавать ли Ему почести, видя уничижённое состояние человечества, и не удостоить славословия Того, Кто ради нас стал таким, как мы, стремясь как можно далее отойти от опасности показаться введёнными в заблуждение. Ведь и для них было ещё неведомым таинство, относящееся ко Христу. Однако Дух открыл им это и не допустил, чтобы освящённые нечествовали. Об этом-то и говорит божественный Павел: Когда же вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии ( Евр.1:6 ). А именно, превосходя всю вселенную природными свойствами и существуя вне её, 355 , Он вошёл в неё, как человек, явившись частью мироздания 356 . Однако через это Он не утратил Божественной славы. Ведь Он принимает поклонение, как Единородный, даже когда имену- —126— ется Первородным, что явно относится, как наиболее подходящее, к Его человечеству. В – Значит ли, что мы будем поклоняться Еммануилу как человеку? А – Да не будет! Вот это уже бессмыслица, обман и заблуждение. Мы ни в чём не будем отличаться от тех, кто служит твари вместо Творца и Создателя, которые, как написано, заменили истину Божию ложью (ср. Рим.1:25 ), если примем то, что сродни им, и вместе с ними непременно услышим: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся ( Рим.1:22–23 ). Разве не станем мы равны в делах и единомысленны с упомянутыми, изменяя славу Божию в ложь, «в образ, подобный тленному человеку», если воздадим поклонение Еммануилу как простому человеку и одному из таких, как мы? 357 А – И что? Не встало ли и само множество вышних ангелов в единый строй с теми, кто дошёл до такого безумия? 358 А – И я думаю, что мы неизбежно припишем обвинение в заблуждении также словесному стаду от языков, и будет несмываема пагуба их прежних преступлений. Ведь боюсь, что и ныне они погрешают не менее, чем в древности, и не познали идущей прямо стези. Напрасно, видимо, блаженный Павел обращается к ним, говоря: Но тогда, не знав Бога, вы служили тем, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? ( Гал.4:8–9 ). В самом деле, какого же Бога они познали, если не Бог

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—133— крешён во славе, и родом из Назарета, как не Иисус Христос, то есть Тот, Кто прежде всякого века неизреченно рождён от Отца, а в последнее и пришедшее к краю века время – и телесно от жены? Так, стало быть, тот, кто принимает веру в Него, получит особенную почесть – он будет именоваться сыном Божиим; ведь сказано, что тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин.1:12–13 ). Дело в том, что дабы иметь Ему во всём первенство ( Кол.1:18 ), Он, с одной стороны, родился 379 . С другой же стороны, поскольку Он есть начаток творения, воссоздаваемого через освящение Богом, то прежде всех других и Сам показан рождённым от Духа, 380 мужа и жены; и не потому, что Он осуждает естество на бесчестие и посмеяние – ведь брак честен ( Евр.13:4 ) и Сотворивший в начале, мужчину и женщину сотворил их ( Мф.19:4 ) 381 , – но уже некоторым образом причисляя человечество к большему и несравненно высшему. А именно, Он желает, чтобы ещё и мы именовались рождёнными от Духа, а не от мужей. Действительно, Он говорит: Отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах; все же вы братья ( Мф.23:8–9 ). Следовательно, —134— веровать в Него – дело совершенно безукоризненное. Более того, это даже вознаграждено забвением прегрешений. Ведь вот что пишет избранный Павел: Однако же узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса < > 382 ( Гал.2:16 ). И я нисколько не поколеблюсь сказать, возвращаясь к тому, что уже и говорил прежде, что Христом Иисусом считается не обнажённое и Само по Себе Слово от Бога, но когда Оно восприняло человечество и 383 с плотью. А на то, что Он таков, и видится таким, и пребывает в нашем облике, Отец указал святым апостолам, когда свыше раздался именно этот глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его послушайте ( Мф.17:5 ). Заметь же, Он не говорит: «В этом есть Сын Мой», чтобы случайно не подумали о Нём, будто Он существует отдельно, как иной в ином, но что Он есть один и Тот же Самый, через единение по домостроительству. А в том, что противиться этому – погрешительно и из числа вещей самых ненадёжных, нас убеждает Иоанн, когда пишет таким вот образом:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010