Автор Жития свт. Петра, написанного в Москве в 1327 г., характеризует И. Д. как князя «милостива до святыих церкви и до нищих, самого горазда святым книгам, послушателя святых учений». В Житии рассказывается, что, когда после смерти свт. Петра от его гроба начали совершаться исцеления, И. Д. «написав те чудеса, и посла в град Володимерь ко святому сбору», после чего Ростовский еп. св. Прохор «нача чести чюдеса» во время службы, и «тако бо Бог просвети землю Создальскую, и град, зовомый Москву, и благовернаго князя Ивана». Известна «Похвала» И. Д., представляющая собой приписку к Сийскому Евангелию . В ней И. Д. изображен как могущественный и справедливый правитель, творящий правый суд, как князь, при котором на Руси установилась «тишина». По мнению большинства исследователей, памятник датируется 1340 г., последними месяцами жизни И. Д., а упомянутый в нем заказчик рукописи - старец Анания - это И. Д., принявший перед смертью схиму с этим именем (см., напр.: Мещерский. 1969; Романова А. А. Древнерус. календарно-хронол. источники XV-XVII вв. СПб., 2002. С. 56-58). Согласно др. т. зр., памятник был создан в февр. 1339 г., отождествление Анании с И. Д. маловероятно (см.: Каштанов С. М., Столярова Л. В. Древнейшее московское Евангелие и его двинской адресат//Средневековая Русь. М., 2004. Вып. 4. С. 252-298). В Житии прп. Пафнутия Боровского, созданном учеником святого архиеп. Вассианом II (Саниным ; † 1515), содержится рассказ прп. Пафнутия о видении, бывшем некой инокине в 1407 г. Инокиня скончалась во время эпидемии, через нек-рое время она ожила и рассказала о посещении загробного мира. В раю она видела И. Д., удостоенного Божьего благоволения за то, что он был милостив и щедр к нищим. Прозвище И. Д. Калита, встречающееся в источниках с кон. XIV в., означает «сумка, мешок с деньгами». По одной версии, в этом прозвище отразились рачительность и скупость князя, по другой - щедрость в раздаче милостыни (для чего, как предполагают, он всегда носил при себе «калиту»). Ист.: ДДГ. 1. С. 7-11; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); ГВНиП. 84, 86; НПЛ (по указ.); Мещерский Н. А. К изучению ранней моск. письменности//Изучение рус. языка и источниковедение. М., 1969. С. 93-103; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 414-417 [Житие свт. Петра]; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1; Т. 15. Вып. 1; Т. 18 (по указ.); Кучкин В. А. Издание завещаний моск. князей XIV в.//ДРВМ. 2008. 1(31). С. 95-108; 2(32). С. 129-132.

http://pravenc.ru/text/469776.html

знания. М., 2002. С. 82-84; он же. Иосиф Волоцкий. М., 2014; Ольшевская Л. А. Эсхатологическая тема в Волоколамском патерике//Филол. науки. 2003. 1. С. 37-44; Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество. М., 2008; Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий»//Рус. агиография: Исслед. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 3-58; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 236-242; Абеленцева О. А. Митрополит Иона и установление автокефалии Рус. Церкви. М.; СПб., 2009; Федотов С. В. Канонизация Пафнутия Боровского и церк. собор 1531 г.//Вопр. истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 2009. С. 35-40; Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Неканоническое поведение святого в агиографических источниках//Факты и знаки: Исслед. по семиотике истории. М., 2010. Вып. 2. С. 7-13; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания: Исслед. и тексты. М.; СПб., 2011; Клосс Б. М. О происхождении названия «Россия». М., 2012; Усачёв А. С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Рус. церкви XVI в.?//Рос. ист. 2017. 5. С. 97-113. А. И. Алексеев, А. А. Романова Иконография Иконография П., довольно обширная и многообразная, начала складываться до общецерковного прославления. В Житии П. приводятся описания его внешности, в частности в рассказе о чуде исцеления боярыни она узрела «некоего старца низка возрастом (ростом.- Авт.), и погорьблена, браду седу и велию имуща, ризами зело худыми одеяна…» ( Кадлубовский А. П. Житие прп. Пафнутия Боровского, писанное Вассианом Саниным//Сб. ист.-филол. об-ва при ин-те кн. Безбородко в Нежине. Нежин, 1899. Т. 2. С. 130). По словам ученика Иннокентия, «ризы его, мантия, ряска, овчая кожа, сандалия ни единому от просящих потребна быша» (Рассказ о смерти Пафнутия Боровского//ПЛДР. М., 1982. Вып. 5. С. 494). Прп. Пафнутий Боровский. Покров. Кон. XVII в. Мастерская А. П. Бутурлиной (ЦМиАР) Прп. Пафнутий Боровский. Покров. Кон. XVII в. Мастерская А. П. Бутурлиной (ЦМиАР) Описания облика П. в иконописных подлинниках посл. четв. XVII - 30-х гг. XIX в. под 1 мая отличаются разнообразием: «…подобие брада аки Андрея Стратилата…» (ИРЛИ (ПД).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Кипящий котел был у народов Востока символом ожесточенной войны. Иеремия угрожал Иудее нашествием халдеев; Вавилон был на востоке от Иудеи, но халдеи вторглись в нее, чтобы миновать Аравийскую пустыню, обходом чрез Сирию, именно с севера. Его служение продолжалось 42 года, с 627 до 585 г. до Р. Х. Иоахаз был второй сын Иосии и его любимой жены Хамутальи и именовался Саллум (4 Цар.23:31; ср. Иер.22:11). Емаф находился у подошвы Антиливанских гор. Талант золота — 125 000 руб. Вся дань равнялась нашим 300 000 руб. Здесь указывается на то обстоятельство, что когда при первосвященнике Илии евреи потерпели страшное поражение от Филистимлян и ковчег завета был пленен, тогда отошла слава от Израиля. 1 Цар.4:10–22. Город Кархемыш стоял при впадении Ховара в Евфрат. Елнафан, Делаия и Гемария — царские слуги — надеялись, по-видимому, что это чтение воздействует на царя и склонит его, подобно отцу его — Иосии, к нравственному улучшению. (4 Цар.22:10–13.). Письмо Иеремии доставили туда царские послы, отправленные Седекией с подарками Навуходоносору (Иер.29:3). Массифа находилась недалеко от Иерусалима и в древности была местом молитвы; Самуил там принес жертву всесожжения пред отражением евреями напавших филистимлян (1 Цар.7). Александр Македонский царствовал с 336 по 323 г. до Р. Х. Прославился как замечательный завоеватель. В Иерусалиме Александр Македонский был в 332 г. до Р. Х. Житие преподобного отца нашего Пафнутия Боровского Сведения о преп. Пафнутии содержатся: 1) в превосходной записке ученика его Иннокентия о последних днях преподобного, составленной в 1477 или 1478 г., т. е. очень скоро после кончины святого; 2) в древнем житии преп. Пафнутия, написанном другим учеником, родным братом преп. Иосифа Волоколамского, Вассианом Саниным между 1500 и 1515 г. в бытность Вассиана архимандритом Симонова подмосковного монастыря (с 1502 по 1506 г.) или архиепископом Ростовским (с 1506 по 1515 г.); 3) в воспоминаниях Досифея Топоркова, племянника преп. Иосифа Волоколамского, инока его обители; 4) в духовной преп. Иосифа Волоколамского и некоторых других грамотах; наконец 5) в летописях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

II, 7). Вот его содержание: 1) признается полная свобода православной веры и неприкосновенность всего церковного; 2) подробно исчисляются лица и имущества, принадлежащие церкви; 3) духовенство освобождается от даней; 4) предоставляется митрополиту право церковного суда; 5) за нарушение всех вышеизложенных правил назначается смертная казнь; 6) митрополиту и духовенству вменяется в обязанность молиться Богу за хана, семейство и воинство его, и, наконец, 7) в заключение ярлыка сказано, что он выдан по примеру прежних ярлыков, данных от бывших ханов. 79 После святителя Петра сохранился драгоценный памятник пастырской его попечительности о стаде Христовом – «Поучение духовенству». Оно напечатано по древним спискам в Прибавлениях к Творениям святых отцов, 1844 г., стр. 85–90. 80 Неизвестно, кто был Сеит и в чем состояла ересь его. Татищев говорит, что Сеит отвергал существование рая на земле и восставал против монашества, что к нему пристали многие из иноков, оставили монашество и женились, что епископ Андрей принял его учение по легкомыслию. По замечанию преосвященного Макария (История русской Церкви, IV, стр. 313) известие о еретике Сеите читается различно. В «Степенной книге»: «и Сеит еретик явился», а в Никоновской летописи: «и се ин еретик», т. е. другой после епископа Андрея, о котором сказано прежде. Может быть, из слов «се ин» какой-нибудь переписчик составил собственное имя – Сеит. 81 Об этом сновидении повествуется в житии Пафнутия Боровского, писанном архиепископом Ростовским Вассианом Саниным (Рукопись Лаврской библиотеки, 692, л. 177–196). 82 Празднование памяти святителя Петра установлено митрополитом Феогностом с согласия Патриарха. При нашествии Тохтамыша, татары раскрыли гробницу святого Петра, думая найти в ней сокровища. С того времени мощи его почивали открыто, но после нашествия ляхов, похитивших драгоценную серебряную раку, положены под спудом и оставались в этом положении до 1812 года. Тогда Наполеон расторгнул гробницу святителя, вероятно, с таким же умыслом, как и Тохтамыш.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Этот мотив получает развитие в Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога, где приводятся новые аргументы в споре с «неправо мудрствующими», отрицающими «сущих в нашей земли святых». Доказывая, что достойны «списания» жития не только «божественных великых мужей», но и «малых, сих не достизающих», агиограф наделяет произведения о героях, стоящих на нижних ступенях иерархии святых, большим «учительным» потенциалом. Поскольку граница между простым смертным и «малым» святым не велика, то читатели, знакомясь с его биографией, «надежи восприимут, не отчаяниа и, помалу отлучившеся зла, вздвигнутся к добродетели» 623 . Как первый шаг к овладению патериковой формой повествования можно расценивать десятое слово Духовной грамоты Иосифа Волоцкого 624 . Это своеобразный «конспект» так и не обретшего полного и законченного вида Русского патерика. О грандиозности замысла Иосифа свидетельствует геройный ряд «Сказания вкратце о святых отцех», где упоминаются «Антоние и Феодосие Печерский , и Сергий, и Варлаам, и Кириил, и Димитрие, и Дионисие, и Авраамие, и Павел, и инии же ученици их, бяху крепок имуще смысл и любовь к Богу и к ближнему совершену» (стлб. 548). Осуществлению замысла, видимо, помешала не только смерть Иосифа Волоцкого , но и невозможность решения этой задачи в одиночку. Следуя замыслу учителя, составитель Волоколамского патерика включает в свод рассказы, связанные с жизнью монахов как Иосифо-Волоколамского монастыря, так и других центров иосифлянского движения: Пафнутьево-Боровского, тверского Саввинского, Калязинского, московских Андроникова, Чудова и Симонова монастырей. Позднее «литературная академия», созданная митрополитом Макарием, смогла осуществить крупнейшее агиографическое предприятие XVI столетия – составление Великих миней четьих, где почетное место занимают жития «новых» чудотворцев, святых иосифлянского круга, в том числе и житие неканонизированного церковными соборами 1540–1550-х годов Иосифа Волоцкого 625 . Созданию Волоколамского патерика предшествовала работа агиографов-иосифлян в жанре жития основателя монастыря, который предполагал наличие в произведении патериковых миниатюр о сподвижниках главного героя, что часто превращало памятник в агиографическую летопись монастыря. Справедливо желание А.П. Кадлубовского видеть в Житии Пафнутия Боровского, созданном братом Иосифа Волоцкого – Вассианом Саниным, в начале XVI в. 626 , «род патерика боровской обители, состоящий из различных небольших рассказов о самом Пафнутии и о прочих выдающихся иноках его обители, рассказов со значительным чудесным колоритом» 627 . Исследователь выявил общность источниковедческой основы Жития и Патерика, поставил проблему взаимовлияния этих произведений. По мнению А.П. Кадлубовского, эпизоды Жития Пафнутия Боровского о татях и о старце Евфимии вошли в Патерик, а патериковый цикл эсхатологических рассказов Пафнутия был включен в текст поздних редакций жизнеописания святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1851. Т. 10. С. 502-527; Дворцовые разряды. М., 1852. Т. 3; Выписка из обихода Волоколамского Иосифова мон-ря/Сообщ.: еп. Дмитровский Леонид [Краснопевков]//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. Отд. 5. С. 1-8; Надгробное слово прп. Иосифу Волоцкому инока Досифея Топоркова/Подгот.: К. И. Невоструев//ЧОЛДП. 1865. Кн. 2. С. 153-180; Житие прп. Иосифа, игум. Волоколамского, составленное Саввою [Чёрным], еп. Крутицким//Там же. С. 1-76; Житие прп. Иосифа Волоколамского, сост. неизвестным//Там же. С. 77-152; Житие прп. Иосифа, игум. Волоколамского, составленное Саввою [Чёрным], еп. Крутицким//ВМЧ. Сент. Дни 1-13. 1868. Стб. 453-499; Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА/Составленная иером. Иосифом. М., 1882; Летопись Волоколамского мон-ря//ЧОИДР. 1887. Кн. 2. Отд. 5. С. 1-128; Летописи Волоколамского Иосифова мон-ря: Мат-лы из дел архива Московской духовной консистории, 1746-1852 гг./Собр.: свящ. П. И. Виноградов. М., 1888; Строев П. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского. СПб., 1891; Житие прп. Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным/Ред., вступ. ст.: А. П. Кадлубовский//Сб. ист.-филол. об-ва при ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. С. 98-149; Житие прп. Иосифа Волоколамского, сост. неизвестным/Предисл.: С. А. Белокуров//ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Отд. 2. С. 1-47 (отд. отт.: М., 1903); Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря. М., 1906; Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова мон-ря. М., 1911. Прил. С. 8-21; Книга ключей и долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Ред.: М. Н. Тихомиров, А. А. Зимин. М.; Л., 1948; АФЗХ. 1956. Ч. 2; Иосиф Волоцкий, прп. Послания/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 223-281; Житие Новгородского архиеп. Серапиона/Публ.: Г. Н. Моисеева//ТОДРЛ. М.; Л., 1965. Т. 21. С. 147-165; Тихомиров М. Н., Флоря Б. Н. Приходо-расходные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря 1606-1607 г.//АЕ за 1966.

http://pravenc.ru/text/673721.html

101 Пахомий Логофет в сокращении Епифаниева жития преп. Сергия пишет, что Епифаний «бе духовник в велицей лавре всему братству». Ключевский, Житие святых, 90; Голубинский, о. с. 7, прим.; История, II, 1, 267. При жизни преп. Сергия Епифаний был, как полагают, в сане диакона. 102 Н. И. Серебрянский, Очерки по истории мон. жизни в Псков. земле, стр. 566. Игумен в Предании упоминается особо. – Вопрос о старчестве в древнерусских монастырях совершенно не затронут в научной литературе. Судя но житиям, оно было общераспространенно. Но как совмещалось старчество с духовничеством: как делили власть свою на одного и того же инока -Послушника и духовного сына игумен, старец и духовник его, это совершенно не ясно: в др.-русских житиях и иноческих уставах, насколько нам известно, нет данных для ответа на этот вопрос. – Митр. Иона (1458) упоминает «старца нашего и духовника Еумения». А. И. I, 269. Не значит ли это, что старчество и духовничество иногда соединялось в одном лице? 103 Житие преп. Пафнутия (написанное Вассианом Саниным), изд. проф. Кадлубовским. Сборник Ист.-филолог. Общества при Институте кн. Безбородко в Нежине, т. II, Неж. 1899 г., стр. 129 и 121. 104 Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное Саввою Крутицким, изд. Невоструева, 64 стр. Однако в пол. XVI в. рядовые иеромонахи Иосифо-Волоколамского монастыря бывали духовниками мирян, напр., Афанасий (1558–59). Лихачев, Сборник актов, 35 и 36: духовная Плещеева. 106 «Таже и посылает снятый к архиепископу Новгородскому своего ему духовного отца Игната игуменем... Той же бе и духовник святому и правый игумен в обители его». Житие преп. Евфросина Псковского (первонач. редакция), изд. Н. И. Серебрянского, СПБ. 1909, стр. 39. В духовной преп. Евфросина говорится: «А на то Бог послух и отец мой духовной игумен Харлампий». А. Э. I, 108, стр. 83. 107 Р. И. Б. VI 2 , 389. Духовник, как особая должность, упоминается в уставе Дубенского Преображенского монастыря 1624 г. Прот. Хойнацкий, Почаевский Патерик, М. 1888, стр. 153.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Руси. Т. 2. С. 178-179). В известных иконописных и монументальных житийных циклах прп. Пафнутия Боровского, в частности в композиции его иноческого пострига, определить фигуру Н. среди изображенных монахов можно лишь предположительно (см., напр., палехскую икону 1-й пол. XIX в. из собрания ЦМиАР). Так, в стенописи 1644 г. ц. Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского монастыря в обоих сюжетах - «Постриг в монашество» и «Рукоположение во иерея» - за спиной прп. Пафнутия изображен старец в куколе с воскрилиями, с узкой на конце бородой до середины груди (без нимба и подписи) - вероятно, это Н., если живописец руководствовался текстом Жития, составленного архиеп. Вассианом (Саниным) (Рождества Богородицы Св.-Пафнутиев Боровский муж. мон-рь. [Боровск,] 2011. С. 96-99). Еще одно раннее предположительное изображение Н. сохранилось в росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, выполненной в 1684 г. артелью ярославских и троицких мастеров под рук. Д. Г. Плеханова (поновления - 1859, 1865-1866, художники палехской мастерской Сафоновых). Святой представлен в росписи алтарной части собора в ряду византийских и русских преподобных, в т. ч. учеников прп. Сергия; его фигура помещена в отдельном клейме в одном из верхних ярусов стенописи (см. перечень сюжетов: Олсуфьев Ю. А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII в. и наиболее типичных XVIII и XIX вв. Сергиев, 1920. С. 60). Н. написан прямолично, в монашеском облачении (охристая ряса, коричневая мантия, синяя схима), с куколем на плечах, благословляющая рука ладонью повернута к груди, в левой - свиток. У преподобного короткие волнистые седые волосы и окладистая борода средней длины (напоминает бороду прп. Никона Радонежского). Надпись не содержит уточняющего определения, следов. нельзя полностью отождествить святого с Н. Этот образ достаточно точно воспроизведен на хромолитографии 1867 г., отпечатанной в мастерской Троице-Сергиевой лавры (СПГИАХМЗ; см.: Акафист прп. Никите Костромскому и житие. [Кострома], 2012. С.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

ПСРЛ. Т. 23. С. 155. Князь Андрей возмущался, что «Углецком учинено и Ерославичом и прочим единые крови? И како их всеродне заглаженно и потребленно? Еже ко слышанию тяжко, ужасно!» (Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1979. С. 109). ПСРЛ. Т. 21. Вторая половина. СПб., 1913. С. 514. Подробнее о нем см.: Кадлубовский А.П. Житие преподобного Пафнутия Боровского, писанное Вассианом Саниным//Сборник историко-филологического общества при институте князя Безбородко. Т. II. Нежин, 1899. С. 130, 133-134; Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 191, 366. Дата поставления Пафнутия в игумены в его житии (1434 г.) неверна, ибо князь Семен умер еще осенью 1425 г. и похоронен был в Троицком монастыре (ПСРЛ. Т. 27. С. 101). Суходол в 1432—1433 гг. завещан был князем Юрием Дмитриевичем своему сыну Дмитрию Красному (ДДГ. 29. С. 74). В 1440 г. князь Дмитрий умер. По докончанию 1447 г. Василия II с Князем Василием Ярославичем Суходол пожалован был этому боровскому князю. Но в договоре предусматривалась возможность замирения великого князя с Дмитрием Шемякой и передачи ему Суходола (ДДГ. 45. С. 130). Следовательно, после 1440 г. Суходол мог принадлежать некоторое время Дмитрию Шемяке. См.: Будовниц. С. 224-228; Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV—XVI в.). М., 1977. С. 42-45. Постриженик Пафнутьева монастыря Иосиф Волоцкий позднее вспоминал: «А митрополит Иона о том брань положил на Пафнотья и по него послал, и на Москву его свел... и в темницу послал». Кончилось же дело тем, что «Иона-митрополит смирился и сам пред Пафнотием повинился, и мир дав ему, и дарова его, и отпусти его с миром» (Послания Иосифа Волоцкого. С. 365-366). ГИМ. Синод. собр. 55. Л. 654; Макарий. История русской церкви. Т. VI. СПб., 1870. С. 17. Подробнее см.: Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина... С. 42-45. См.: Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина... С. 44, 45. Преображенский А.А. Летопись Воскресенского монастыря, что у Соли Галичской//Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978. С. 237, 242.

http://sedmitza.ru/lib/text/438793/

Арх.: Сказание о прп. Пафнутии//РГБ. Ф. 113. Вол. 219(638). Л. 238 об.- 242. Ист.: Письма рус. государей и др. особ царского семейства, изданные Археогр. комис. М., 1848. Т. 1; Дворцовые разряды. СПб., 1851-1852. Т. 2-3; Досифей (Топорков), мон. Слово надгробное прп. игум. Иосифу//ЧОЛДП. 1865. Кн. 2. Прил. С. 153-180; Записка Иннокентия о последних днях учителя его Пафнутия Боровского// Ключевский В. О. Древнерусские жития. С. 439-453; Житие и пребывание въкратце прп. отца нашего игум. Иосифа, града Волока Ламскаго//ВМЧ. 1868. Сент. 9-й день. С. 453-615; Писцовые книги XVI в. М., 1877. Отд. 1. Ч. 2; Боровск: Мат-лы для истории города XVII-XVIII ст. М., 1888; Кадлубовский А. П. Житие прп. Пафнутия Боровского, писанное Вассианом Саниным//Сб. ист.-филол. об-ва при Ин-те кн. Безбородко в Нежине. К., 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 98-149; Житие прп. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Отд. 2. С. 1-48; Аввакум [Петров], протопоп. Житие протопопа Аввакума, написанное им самим. СПб., 1904; Времянник, еже нарицается летописец Российских князей//Тр. Вятской УАК. 1905. Вып. 2. Отд. 2. С. 1-67; Утверженная грамота об избрании на Моск. гос-во Михаила Федоровича Романова. М., 1906; Смутное время Моск. гос-ва, 1604-1613 гг. М., 1918. Вып. 2: Акты времени правления царя Василия Шуйского; ДДГ; Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971; Российское законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов; Боровский у. в XVII в.: Мат-лы дозора 1613 г./Сост.: С. С. Ермолаев. М., 1992; Вкладная и кормовая книга Моск. Симонова мон-ря/Ред.: A. И. Алексеев//ВЦИ. 2006. 3. С. 5-184; Дневник Я. П. Сапеги (1608-1611)//Памятники истории Вост. Европы. М.; Варшава, 2012. Т. 9. Лит.: ИРИ. Ч. 3; Леонид (Кавелин), иером. Ист. описание Боровского Пафнутиева мон-ря. М., 1859; он же (Леонид (Кавелин), архим.). Историко-археол. и стат. описание Боровского Пафнутиева мон-ря. [Калуга], 1907; Зерцалов В. Мат-лы для ист. описания Боровского Пафнутиева мон-ря//Калужские ГВ.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010